Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СОБЛЮДЕНИЯ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА В ОТНОШЕНИИ ВОЕННОПЛЕННЫХ'

ПРОБЛЕМЫ СОБЛЮДЕНИЯ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА В ОТНОШЕНИИ ВОЕННОПЛЕННЫХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
942
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО / ЖЕНЕВСКИЕ КОНВЕНЦИИ / ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ / ВОЕННОПЛЕННЫЙ / ГУМАННОЕ ОТНОШЕНИЕ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Росенко Мария Ивановна, Торопова Т.А., Настенко Е.В.

Предметом рассмотрения в статье являются проблемы соблюдения норм международного гуманитарного права конфликтующими сторонами в некоторых государствах в ходе вооруженных конфликтов. По результатам исследования сделан вывод о необходимости трансформации и совершенствования контроля правоприменения международного гуманитарного права. Конкретизация и единая классификация статуса военнопленного, независимо от вида конфликта, при обязательной интеграции в национальную правовую систему стран-участников будет способствовать эффективному и ответственному исполнению норм международного гуманитарного права в отношении военнопленных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF COMPLIANCE WITH INTERNATIONAL HUMANITARIAN LAW REGARDING PRISONERS OF WAR

The subject of the article is the problems of observance of the norms of International Humanitarian Law by the conflicting parties in some states during armed conflicts. Based on the results of the study, a conclusion was made about the need to transform and improve the control of the enforcement of international humanitarian law. The specification and uniform classification of the status of a prisoner of war, regardless of the type of conflict, with mandatory integration into the national legal system of the participating countries, will contribute to the effective and responsible implementation of the norms of international humanitarian law in relation to prisoners of war.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СОБЛЮДЕНИЯ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА В ОТНОШЕНИИ ВОЕННОПЛЕННЫХ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_7_1_90 УДК 341.1/8

ПРОБЛЕМЫ СОБЛЮДЕНИЯ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА В ОТНОШЕНИИ ВОЕННОПЛЕННЫХ

Росенко Мария Ивановна,

доктор политических наук, профессор кафедры конституционного и административного права юридического института, Севастопольский государственный университет, г. Севастополь, Россия

Торопова Т. А.,

магистрант юридического института, Севастопольский государственный университет, г. Севастополь, Россия

Настенко Е. В.,

юрист-исследователь

Предметом рассмотрения в статье являются проблемы соблюдения норм международного гуманитарного права конфликтующими сторонами в некоторых государствах в ходе вооруженных конфликтов. По результатам исследования сделан вывод о необходимости трансформации и совершенствования контроля правоприменения международного гуманитарного права. Конкретизация и единая классификация статуса военнопленного, независимо от вида конфликта, при обязательной интеграции в национальную правовую систему стран-участников будет способствовать эффективному и ответственному исполнению норм международного гуманитарного права в отношении военнопленных.

Ключевые слова: международное гуманитарное право; Женевские конвенции; вооруженный конфликт; военнопленный; гуманное отношение; права человека.

UDC 341.1/8

PROBLEMS OF COMPLIANCE WITH INTERNATIONAL HUMANITARIAN LAW REGARDING PRISONERS OF WAR

Rosenko Maria Ivanovna,

Doctor of Political Sciences, Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law, Law Institute, Sevastopol State University, Sevastopol, Russia

Toropova T. A.,

master's student at the Law Institute, Sevastopol State University, Sevastopol, Russia

Nastenko E. V.,

legal researcher

The subject of the article is the problems of observance of the norms of International Humanitarian Law by the conflicting parties in some states during armed conflicts. Based on the results of the study, a conclusion was made about the need to transform and improve the control of the enforcement of international humanitarian law. The specification and uniform classification of the status of a prisoner of war, regardless of the type of conflict, with mandatory integration into the national legal system of the participating countries, will contribute to the effective and responsible implementation of the norms of international humanitarian law in relation to prisoners of war.

Keywords: international humanitarian law; Geneva Conventions; armed conflict; prisoner of war; humane attitude; human rights.

Основные принципы международного права государства и положения устава ООН предполагают решение международных споров мирными средствами. Однако далеко не всегда удается разрешить споры именно мирными средствами. Вооруженные конфликты, то есть разрешение спорных вопросов посредством применения военной силы как внутри государств, так и между государствами, к сожалению, встречаются довольно часто. Возможность правомерного применения вооруженных сил допускается современным международным правом. Неизбежным спутником любого вооруженного конфликта являются его участники, которые в случае признания побежденными, могут приобрести статус военнопленного. Кроме того, такие события, как вооруженный конфликт, обусловливают появление раненых непосредственных участников конфликтов или среди мирного населения - местных жителей. Правовое обеспечение обращения с этими категориями граждан, базирующееся на гуманном, человеколюбивом отношении, и практика правоприменения демонстрируют ряд нерешенных проблем в сфере международного гуманитарного права. Как показывает практика, международная гуманитарная организация - Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца, не всегда и не в полной мере может осуществлять контроль за соблюдением и защитой жизни и достоинства жертв войны, предоставления им необходимой помощи, или преследования и содействия наказанию ответственных лиц за нарушение установленных правил. Правовые нормы Конвенций «Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях», «Об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море», «Об обращении с военнопленными», «О защите гражданского населения во время войны» достаточно полно регулируют поставленные вопросы, но их выполнение зависит от самих государств - участников конфликта или государства, ведущего такой конфликт в своем государстве.

Как указывают А. И. Безверхий, Т. С. Еремеева [2, с. 45], «существование гуманитарных норм само по себе не предотвращает и не облегчает огромных страданий, причиняемых вооруженными конфликтами, и не

обеспечивает приемлемого поведения воюющих», поскольку в большинстве случаев имеет место неисполнение уже существующих норм по различным причинам, в том числе и по политическим. Природа вооруженного конфликта и взаимосвязь с применением норм гуманитарного права исследуется С. В. Денисенко, Д. Стартом [4]. Вопросы обеспечения защиты гражданских лиц во время вооруженных конфликтов, проблемы, возникающие при возмещении вреда, виды компенсаций рассматриваются Ф. Х. Алганими [1]. Обязательства соблюдения норм международного гуманитарного права в защиту жертв войны рассматривает И. А. Ледях [8]. Вопросы процессуального статуса и защиты лиц, пострадавших в результате международных вооруженных конфликтов, исследуются Т. А. Долженко и В. Е. Левченко [5]. Расследованию нарушений международного гуманитарного права посвящены разработки Женевской академии международного гуманитарного права и прав человека [15]. Нарушения норм международного гуманитарного права как показатель кризисных явлений в международном праве исследуются Я. Л. Салогуб и В. В. Зиминым [16]. Тенденция к увеличению количества нарушений прав человека в период вооруженных конфликтов обусловливает научный интерес также к практике правоприменения.

Методологической базой исследования являются правовые нормы международного гуманитарного права и его базовые принципы. Нормативную базу исследования составили основные Международные нормы права, регламентирующие нормы международного гуманитарного права, среди которых: Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море, Женевская конвенция об обращении с военнопленными, Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны, Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I). Женева, 8 июня 1977 года; Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв немеждуна-

родных вооруженных конфликтов (Протокол II). Женева, 8 июня 1977 года), О Международном Комитете Красного Креста (МККК), научные публикации.

Методологическим основанием выступает ценностный подход, позволяющий осознать изменения в мировоззренческом измерении современного международного гуманитарного права. Методы анализа и синтеза имеют особое значение в раскрытии проблем соблюдения норм МГП в отношении военнопленных как цели исследования. Методологической основой исследования является диалектический, логический и системный методы научного познания. Посредством сравнительно-правового метода исследованы правовые нормы основных документов международного гуманитарного права и практика их правоприменения. Междисциплинарный подход применен при определении взаимосвязи между международным гуманитарным правом и правом в области прав человека.

Общепризнанным принципом международного права как правовой основы исполнения государствами гуманитарных норм является их обязательное и добросовестное соблюдение.

Анализ проблем соблюдения норм МГП в отношении военнопленных показал, что существующие нормы международного гуманитарного права в отношении военнопленных зачастую не выполняются по разным причинам, в том числе политическим, среди которых можно назвать отсутствие политической воли или желания достичь договоренностей. Мы согласны с утверждением А. И. Безверхого и Т. С. Еремеевой, что «если бы воюющие стороны точно следовали положениям конвенций, призванных смягчить последствия вооруженных конфликтов и облегчить участь не участвующих в них либо вышедших из участия, а также активно сотрудничали или хотя бы шли на уступки по отношению к МККК и другим гуманитарным организациям, осуществляющим наблюдение и миссию помощи нуждающимся, то можно было бы минимизировать масштабы неблагоприятных последствий войны и постепенно лишить открытые вооруженные противостояния смысла» [4, с. 46].

Женевская конвенция об обращении с военнопленными (Женевская конвенция III) ле-

жит в основе международного гуманитарного права (МГП), регламентируя, в том числе, правила ведения военных конфликтов. Документ дает международно-правовые гарантии по обеспечению прав тех, кто не участвует в военных действиях либо выбыл из них. Осуществление контроля за соблюдением норм МГП в отношении военнопленных принимает условный характер, в большей мере основываясь на добросовестной ответственности конфликтующих сторон, а не строгом следовании нормам международного законодательства.

В современных условиях наблюдается благоприятствование принятию решений или препятствование им со стороны так называемых «покровительствующих» сторон, которые не являются стороной или участником вооруженного конфликта, но в силу разных причин, в той или другой мере могут являться стороной, заинтересованной в определенном исходе конфликта. В этой связи предполагается изменить подходы к пересмотру имеющихся механизмов системы контроля и мер воздействия на покровительствующие стороны. Преобразование и формирование объективного и независимого детализированного подхода к конкретизации норм будет способствовать эффективной реализации Женевских конвенций в условиях военных конфликтов. Обязательное унифицированное определение статуса военнопленного и его включение в систему национального права всех стран-участников позволит существенно облегчить участь военнопленных и гарантировать соблюдение неотчуждаемых и неотъемлемых прав человека, таких как право на жизнь, уважение человеческого достоинства.

Основными источниками МГП являются положения четырех Женевских конвенций о жертвах войны 1949 года [7] и двух дополнительных протоколов к ним 1977 года [6]. Сформирована трехсторонняя система взаимодействия между субъектами покровительствующих лиц, покровительственных лиц и специализированных добровольных обществ помощи раненным и военнопленным под началом Международного Комитета Красного Креста и Красного Полумесяца (МККК) с центром в Женеве [9].

Контроль соблюдения норм МГП в отношении военнопленных предполагает:

— проведение расследования сторонами конфликта по выявлению фактов нарушений норм МГП (на основании ст. 52, 53, 132, 149 Конвенций I—IV);

— контрольную деятельность Международной комиссии по установлению фактов (на основании ст. 90 Дополнительного протокола I и официально образована в 1991 г.);

— контрольную деятельность держав-покровительниц (в соответствии со ст. 126 Конвенции III);

— контрольную деятельность МККК (на основании ст. 126 Конвенции III и ст. 143 Конвенции IV).

В современных условиях осуществление контроля за соблюдением норм МГП в большей мере зависит от конфликтующих сторон. Например, сославшись на принцип уважения государственного суверенитета, а также не выразив согласие или не признав компетенции контрольной деятельности, стороны могут не допустить международные комиссии, держав-покровительниц или МККК для осуществления контролирующих функций.

С. Д. Гуриц, Я. Л. Салогуб, А. А. Юнусов и другие отмечают основные проблемы в соблюдении МГП, такие как:

— отсутствие эволюции системы контроля в гуманизации военных конфликтов;

— отсутствие в МГП собственной юстиции и мер воздействия на покровительствующие субъекты, то есть действующего механизма обеспечения соблюдения норм;

— неисполнение существующих норм по политическим или другим причинам;

— репрессалии как ответные действия, возникающие из-за нарушения противником законов и обычаев военных конфликтов;

— критерии классификации вооруженных конфликтов и зависимость применения норм национального или международного права для его урегулирования;

— отсутствие детализированного подхода к конкретизации системы применения МГП [2; 3; 16—18].

Последствия данных проблем приводят к регулярным нарушениям прав человека в условиях военного конфликта, от жестокого обращения и пыток до убийства военнопленных, чей статус регулируется нормами МГП. Установлены эпизоды расстрела сдающихся солдат как с израильской, так и с арабской стороны во время многочисленных арабо-

израильских конфликтов. Подобные случаи происходили на Юго-Востоке Украины с 2014 года [16].

Случаи жестокого обращения как с военнопленными, так и с мирными жителями, которые имеют место в ходе военной спецоперации на Украине, являются актуальным примером грубых нарушений Женевских конвенций, в том числе несоблюдения МГП в отношении военнопленных.

21 февраля 2022 года Указами Президента Российской Федерации были признаны Донецкая [10] и Луганская [11] Народные Республики, 22 февраля ратифицированы [12] договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи [13] и 24 февраля 2022 года Россия начала специальную военную операцию по защите ДНР и ЛНР (СВО) на Украине, целью которой являются денацификация и демилитаризация. Украинская сторона в конфликте представлена не только вооруженными регулярными силами страны, но и действующими националистическими формированиями. На территории Украины имеют место случаи нарушения принципов и норм международного гуманитарного права, негуманного отношения к военнопленным. Несмотря на то, что факты пыток подтверждены самими пострадавшими военнослужащими, привлечь к ответственности виновных представляется довольно сложной задачей, так как имеют место фальсификации, подтасовывание и искажение фактов в зависимости от текущих потребностей украинской стороны.

К проблемным вопросам, которые обусловливают невозможность привлечения к ответственности виновных, можно отнести:

- невозможность осуществления административного контроля за соблюдением Женевских конвенций из-за недопущения сторонних международных наблюдателей на территорию Украины;

- невозможность объективного и независимого расследования, сокрытие фактов;

- необъективность международных правовых организаций;

- искажение информации, регулярное наполнение информационного поля фейками, постановочными кадрами с обвинением российской стороны в «зверствах» - как попытка формирования у мирового сообщества негативного образа Российской Федерации.

Информационная пропаганда, нежелание международных организаций проводить честные и независимые расследования приводят к тому, что де-факто на Украине нарушаются Женевские конвенции.

В заключение отметим следующее. Соблюдение норм МГП является обязательной ответственностью всех стран-участников. Контрольная деятельность по соблюдению и

недопущению нарушений МГП в отношении военнопленных предполагает независимый и объективный подход. Возможно, обновленная модель контролирующих функций международных правовых организаций и обязательное следование гуманитарным основам международного права и устава ООН будет способствовать мирному урегулированию всех возможных конфликтов сторонами.

Список литературы_

1. Алганими Ф.Х. Основные вопросы и проблемы применения норм международного гуманитарного права // Экономика. Право. Общество. 2019. № 3. С. 27-32.

2. Безверхий А.И., Еремеева Т.С. Проблемы соблюдения норм международного гуманитарного права в усло -виях вооруженного конфликта // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. № 82. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proNemy-soNyudeniya-norm-mezhdunarodnogo-gumanitarnogo-prava-v-usloviyah-vooruzhennogo-konflikta (дата обращения: 09.05.2022).

3. Гуриц С.Д. Применение права государствами-участниками конвенций о военнопленных // История государства и права. 2016. № 8. С. 49-52.

4. Денисенко С.В. Современные политические вооруженные конфликты и пути их безопасного разрешения // Вестник юридического факультета Южного федерального университета. 2019. № 4. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/sovremennye-politicheskie-vooruzhennye-konflikty-i-puti-ih-bezopasnogo-razresheniya (дата обращения: 09.05.2022).

5. Долженко Т.А., Левченко В.Е. Процессуальный статус и защита лиц, пострадавших в результате международных вооруженных конфликтов // Здоровье и образование в XXI веке. 2016. № 3. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/protsessualnyy-status-i-zaschita-lits-postradavshih-v-rezultate-mezhdunarodnyh-vooruzhennyh-konfliktov (дата обращения: 20.05.2022).

6. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I). Женева, 8 июня 1977 года; Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв немеждународных вооруженных конфликтов (Протокол II). Женева, 8 июня 1977 года. URL: https://www.un.org/ru/humanitarian/law/geneva.shtml (дата обращения: 05.05.2022).

7. Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (Заключена в г. Женеве 12.08.1949); Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (Заключена в г. Женеве 12.08.1949); Женевская конвенция об обращении с военнопленными (Заключена в г. Женеве 12.08.1949); Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны (заключена в г. Женеве 12.08.1949). URL: http://www.un.org/ru/humanitarian/law/geneva.shtml (дата обращения: 05.05.2022).

8. Ледях И.А. Обязательство соблюдения норм международного гуманитарного права в защиту жертв войны // Труды Института государства и права РАН. 2017. № 1 (59). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obyazatelstvo-soblyudeniya-norm-mezhdunarodnogo-gumanitarnogo-prava-v-zaschitu-zhertv-voyny (дата обращения: 20.05.2022).

9. О Международном Комитете Красного Креста (МККК). URL: http://www.icrc.org/rus/who-weare/overview-who-we-are.htm (дата обращения 05.05.2022).

10. О признании Донецкой Народной Республики: Указ Президента Российской Федерации от 21.02.2022 №

71. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202202220002 (дата обращения 09.05.2022).

11. О признании Луганской Народной Республики: Указ Президента Российской Федерации от 21.02.2022 №

72. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202202220001(дата обращения 09.05.2022).

12. О ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой: Федеральный закон от 22.02.2022 № 15-ФЗ. URL: http://publication.pravo.gov. ru/Document/View/0001202202220032 (дата обращения 09.05.2022).

13. О ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Луганской Народной Республикой: Федеральный закон от 22.02.2022 № 16-ФЗ. URL: http://publication.pravo.gov. ru/Document/View/0001202202220033 (дата обращения 09.05.2022).

14. Права человека: сборник международных договоров. Т. I. Ч. 2: Универсальные договоры / Женева, 1994 г. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/geneva_prisoners.shtml (дата обращения: 05.05.2022).

15. Расследование нарушений международного гуманитарного права: право, руководящие принципы и передовой опыт. Руководство. URL: https://www.geneva-academy.ch/joomlatools-files/docman-files/Guidelines%20on%20 Investigating%20revised%20by%20IHL_ru.pdf (дата обращения: 14.05.2022).

16. Салогуб Я.Л., Зимин В.В. Нарушения норм международного гуманитарного права как показатель кризисных явлений в международном праве // Вестник ВУиТ. 2016. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/narusheniya-norm-mezhdunarodnogo-gumanitarnogo-prava-kak-pokazatel-krizisnyh-yavleniy-v-mezhdunarodnom-prave (дата обращения: 09.05.2022).

17. Стюарт Д. К единому определению вооруженного конфликта в международном гуманитарном праве: анализ интернационализированного вооруженного конфликта. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-edinomu-opredeleniyu-vooruzhennogo-konflikta-v-mezhdunarodnom-gumanitarnom-prave-analiz-internatsionalizirovannogo-vooruzhennogo (дата обращения: 09.05.2022).

18. Юнусов А.А., Гуриц С.Д. Правовая характеристика системы применения международных гуманитарных норм в отношении военнопленных // Вестник Владимирского юридического института. 2015. № 3(36). С. 143-146.

References_

1. Alganimi F.H. The main issues and problems of the application of international humanitarian law. Economy. Right. Society. 2019. No. 3. pp. 27-32.

2. Bezverhiy A.I., Eremeeva T.S. Problems of compliance with international humanitarian law in conditions of armed conflict. Bulletin of the Amur State University. Series: Humanities. 2018. No. 82. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/problemy-soblyudeniya-norm-mezhdunarodnogo-gumanitarnogo-prava-v-usloviyah-vooruzhennogo-konflikta (accessed: 09.05.2022).

3. Gurits S.D. The application of law by the States parties to the conventions on prisoners of war. History of the State and law. 2016. No. 8. pp. 49-52.

4. Denisenko S.V. Modern political armed conflicts and ways of their safe resolution. Bulletin of the Faculty of Law of the Southern Federal University. 2019. No. 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-politicheskie-vooruzhennye-konflikty-i-puti-ih-bezopasnogo-razresheniya (accessed: 09.05.2022).

5. Dolzhenko T.A., Levchenko V.E. Procedural status and protection of persons affected by international armed conflicts. Health and education in the XXI century. 2016. No. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protsessualnyy-status-i-zaschita-lits-postradavshih-v-rezultate-mezhdunarodnyh-vooruzhennyh-konfliktov (accessed: 05/20/2022).

6. Additional Protocol to the Geneva Conventions of August 12, 1949, concerning the Protection of Victims of International Armed Conflicts (Protocol I). Geneva, June 8, 1977. Protocol Additional to the Geneva Conventions of August 12, 1949, concerning the Protection of Victims of Non-International Armed Conflicts (Protocol II). Geneva, June 8, 1977. URL: https://www.un.org/ru/humanitarian/law/geneva.shtml (accessed: 05.05.2022).

7. Convention on the Improvement of the Fate of the Wounded and Sick in Active Armies (Concluded in Geneva on 12.08.1949). Convention on the Improvement of the Fate of the Wounded, Sick and Shipwrecked Members of the Armed Forces at Sea (Concluded in Geneva on 12.08.1949). Geneva Convention on the Treatment of Prisoners of War (Concluded in Geneva on 12.08.1949). Geneva Convention relative to the Protection of Civilian Persons in Time of War (concluded in Geneva on 12.08.1949). URL: http://www.un.org/ru/humanitarian/law/geneva.shtml (accessed: 05.05.2022).

8. Ledyakh I.A. The obligation to comply with the norms of international humanitarian law in defense of war victims. Proceedings of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences. 2017. No. 1 (59). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/obyazatelstvo-soblyudeniya-norm-mezhdunarodnogo-gumanitarnogo-prava-v-zaschitu-zhertv-voyny (date of appeal: 05/20/2022).

9. About the International Committee of the Red Cross (ICRC). URL: http://www.icrc.org/rus/who-weare/overview-who-we-are.htm (accessed 05.05.2022).

10. On the recognition of the Donetsk People's Republic: Decree of the President of the Russian Federation No. 71 dated 02/21/2022. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202202220002 (date of appeal 09.05.2022).

11. On the recognition of the Luhansk People's Republic: Decree of the President of the Russian Federation No. 72 dated 02/21/2022. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202202220001 (accessed 09.05.2022).

12. On the ratification of the Treaty of Friendship, Cooperation and Mutual Assistance between the Russian Federation and the Donetsk People's Republic: Federal Law No. 15-FZ of 22.02.2022. URL: http://publication.pravo.gov. ru/Document/View/0001202202220032 (date of application 09.05.2022).

13. On ratification of the Treaty of Friendship, Cooperation and Mutual Assistance between the Russian Federation and the Luhansk People's Republic: Federal Law dated 22.02.2022 No. 16-FZ. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202202220033 (accessed 09.05.2022).

14. Human Rights: Collection of International treaties. Vol. I. Part 2: Universal treaties / Geneva, 1994. URL: https:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/geneva_prisoners.shtml (date of application: 05.05.2022).

15. Investigation of violations of international humanitarian law: law, guidelines and best practices. Guide. URL: https:// www.geneva-academy.ch/joomlatools-files/docman-files/Guidelines%20on%20Investigating%20revised%20by%20 IHL_ru.pdf (accessed: 05/14/2022).

16. Salogub Ya.L., Zimin V.V. Violations of the norms of international humanitarian law as an indicator of crisis phenomena in international law. Vestnik VUiT. 2016. No. 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/narusheniya-norm-mezhdunarodnogo-gumanitarnogo-prava-kak-pokazatel-krizisnyh-yavleniy-v-mezhdunarodnom-prave (accessed: 09.05.2022).

17. Stewart D. Towards a unified definition of armed conflict in international humanitarian law: an analysis of an internationalized armed conflict. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-edinomu-opredeleniyu-vooruzhennogo-konflikta-v-mezhdunarodnom-gumanitarnom-prave-analiz-internatsionalizirovannogo-vooruzhennogo (date of appeal: 09.05.2022).

18. Yunusov A.A., Gurits S.D. Legal characteristics of the system of application of international humanitarian norms in relation to prisoners of war. Bulletin of the Vladimir Law Institute. 2015. No. 3(36). pp. 143-146.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.