Научная статья на тему 'КВАЛИФИКАЦИЯ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ С УЧАСТИЕМ САМОПРОВОЗГЛАШЕННЫХ ГОСУДАРСТВ'

КВАЛИФИКАЦИЯ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ С УЧАСТИЕМ САМОПРОВОЗГЛАШЕННЫХ ГОСУДАРСТВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
133
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО / МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО / ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА / КВАЛИФИКАЦИЯ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ / САМОПРОВОЗГЛАШЕННОЕ ГОСУДАРСТВО / ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА / LAW / INTERNATIONAL HUMANITARIAN LAW / THEORY OF GOVERNMENT AND RIGHTS / QUALIFICATION OF ARMED CONFLICTS / SELF-PROCLAIMED STATES / SIGNS OF STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маскова Дисана Артуровна, Каирова Дарина Замировна, Кожакова Зульфия Шахарбиевна

В настоящей статье рассматриваются вооруженные конфликты с участием самопровозглашенных государств, их правовое положение в зависимости от типа конфликта (международные вооруженные конфликты и немеждународные вооруженные конфликты). Данная тематика практически не разработана, несмотря на то что с момента становления международного гуманитарного права все чаще происходят вооруженные конфликты в рамках права народов на самоопределение и проч. Указанная проблематика ранее публично не рассматривалась с точки зрения юридической доктрины, которая говорит о рациональности признания отделившихся от государств, признанных де-юре, территориальных образований самостоятельными государствами. Вышеописанное обусловливает актуальность исследования. Целью работы выступает попытка корректно квалифицировать вооруженные конфликты с участием самопровозглашенных государств с точки зрения норм международного гуманитарного права и основных положений теории государства и права

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALIFICATION OF ARMED CONFLICTS WITH THE PARTICIPATION OF SELF-PROCLAIMED STATES

This article considers armed conflicts with the participation of self-proclaimed states, its legal status depending on the type of conflict (international armed conflicts and non-international armed conflicts).Practically this theme hasn't been developed, despite the fact that since the formation of international humanitarian law there're a lot of armed conflicts in the frames of the right of peoples self-determination, etc. The indicated problem weren't publicly considered from the point of view of legal doctrine before, which speaks about the rationality of the acceptance of entities that have separated as independent states from the states, recognized de-jure. It determines the relevance of this research. The aim of the work is an attempt to correctly qualify armed conflicts with the participation of self-proclaimed states in terms of international humanitarian law and the main provisions of the theory of state and law

Текст научной работы на тему «КВАЛИФИКАЦИЯ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ С УЧАСТИЕМ САМОПРОВОЗГЛАШЕННЫХ ГОСУДАРСТВ»

МАСКОВА Дисана Артуровна,

студентка 4 курса Института права, экономики и финансов Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова (КБГУ)

e-mail: maskovadisana@mail.ru

КАИРОВА Дарина Замировна,

студентка 4 курса Института права, экономики и финансов Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова (КБГУ)

e-mail: young.drihanna@mail.ru

КОЖАКОВА Зульфия Шахарбиевна,

студентка 4 курса Института права, экономики и финансов Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова (КБГУ)

e-mail: zulya26k@gmail.com

Научный руководитель: БОГАТЫРЕВ Алим Забидович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права Института права, экономики и финансов Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова (КБГУ)

КВАЛИФИКАЦИЯ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ С УЧАСТИЕМ САМОПРОВОЗГЛАШЕННЫХ ГОСУДАРСТВ

Аннотация. В настоящей статье рассматриваются вооруженные конфликты с участием самопровозглашенных государств, их правовое положение в зависимости от типа конфликта (международные вооруженные конфликты и немеждународные вооруженные конфликты). Данная тематика практически не разработана, несмотря на то что с момента становления международного гуманитарного права все чаще происходят вооруженные конфликты в рамках права народов на самоопределение и проч. Указанная проблематика ранее публично не рассматривалась с точки зрения юридической доктрины, которая говорит о рациональности признания отделившихся от государств, признанных де-юре, территориальных образований самостоятельными государствами. Вышеописанное обусловливает актуальность исследования. Целью работы выступает попытка корректно квалифицировать вооруженные конфликты с участием самопровозглашенных государств с точки зрения норм международного гуманитарного права и основных положений теории государства и права.

Ключевые слова: право, международное гуманитарное право, теория государства и права, квалификация вооруженных конфликтов, самопровозглашенное государство, признаки государства.

MASKOVA Disana Arturovna,

4th year student of Institute of Law, Economics and Finance of Berbekov Kabardino-Balkarian state University (KBSU)

KAIROVA Darina Zamirovna,

4th year student of Institute of Law, Economics and Finance of Berbekov Kabardino-Balkarian

state University (KBSU)

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2019

УДК 336.221.4 ББК 67.9

KOZHAKOVA Zulfiya Shakharbievna,

4th year student of Institute of Law, Economics and Finance of Berbekov Kabardino-Balkarian state University (KBSU)

Scientific adviser: BOGATYRYOV Alim Zabidovich,

PhD in Law, associate Professor of Department of Constitutional and Administrative Law of Institute of Law, Economics and Finance of Berbekov Kabardino-Balkarian

state University (KBSU)

QUALIFICATION OF ARMED CONFLICTS WITH THE PARTICIPATION OF SELF-PROCLAIMED STATES

Annotation. This article considers armed conflicts with the participation of self-proclaimed states, its legal status depending on the type of conflict (international armed conflicts and non-international armed conflicts).Practically this theme hasn't been developed, despite the fact that since the formation of international humanitarian law there're a lot of armed conflicts in the frames of the right of peoples self-determination, etc. The indicated problem weren't publicly considered from the point of view of legal doctrine before, which speaks about the rationality of the acceptance of entities that have separated as independent states from the states, recognized de-jure. It determines the relevance of this research. The aim of the work is an attempt to correctly qualify armed conflicts with the participation of self-proclaimed states in terms of international humanitarian law and the main provisions of the theory of state and law.

Key words: law, international humanitarian law, theory of government and rights, qualification of armed conflicts, self-proclaimed states, signs of state.

На сегодняшний день одной из основных проблем, стоящих в науке международного гуманитарного права, является отсутствие исчерпывающего определения тех ситуаций, которые попадают в его материальную сферу применения. Несмотря на то что соответствующие конвенции упоминают различные типы вооруженных конфликтов, они не содержат в себе достаточно критериев для точной квалификации конкретного вооруженного конфликта. В то же время от этого (от определения ситуации, с правовой точки зрения) зависит то, какие именно нормы будут применяться в случае того или иного вооруженного конфликта. Среди наиболее сложных ситуаций, представляющих интерес с данной точки зрения, стоит выделить вооруженные конфликты с участием самопровозглашенных государств.

Так, все вооруженные конфликты в международном гуманитарном праве можно разделить на следующие категории.

Международные вооруженные конфликты -

МВК.

Немеждународные вооруженные конфликты - НМВК (в свою очередь, выделяют НМВК, подпадающие в сферу действия ст. 3, общей для всех Женевских конвенций 1949 г. [12] и НМВК, регули-

руемые II Дополнительным протоколом 1977 г. [7] к указанным конвенциям) [2, с. 91 - 126].

Если в первом случае к любому международному конфликту применяется вся совокупность норм права вооруженных конфликтов, то во втором случае ситуация не столь однозначна.

Как было упомянуто ранее, вооруженные конфликты немеждународного характера предполагают применение лишь нескольких правовых инструментов, в зависимости от различных факторов, в т.ч. от сторон данного конфликта:

Дополнительный протокол II к Женевским конвенциям 1949 г., Римский статут Международного уголовного суда (ст. 8, а.2, е-^ [11];

ст. 3, общая для всех Женевских конвенций 1949 г., ст. 19 Гаагской конвенции 1954 г. [5], Протокол II к Конвенции 1980 г. с поправками 1996 г. [10], Римский статут Международного уголовного суда ст. 8, а.2, с^, Гаагский протокол 1999 г. [3].

Таким образом, представляется обоснованным рассмотреть вооруженные конфликты с участием самопровозглашенных государств, исходя из вышеизложенной классификации.

В международных актах и конвенциях, касающихся военных действий, сложно найти полное и единое определение немеждународных конфликтов. Представляется, что это не упущение, а

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2019

скорее юридическая стратегия, которая призвана защитить применимость основных гарантий от любой полемики вокруг квалификации ситуаций. Однако в ст. 1 Дополнительного протокола II к Женевским Конвенциям от 12 августа 1949 г. делается попытка охарактеризовать данный вооруженный конфликт. Согласно этому определению, немеждународным вооруженным конфликтом признаются «вооруженные конфликты, происходящие на территории какой-либо Высокой Договаривающейся Стороны между ее вооруженными силами и антиправительственными вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью ее территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные действия и применять настоящий протокол» [8].

В ходе конфликтов, в которых участвуют самопровозглашённые государства, последние часто воспринимаются противоборствующей стороной как организованные вооруженные группы, вышедшие из состава своего признанного де-юре государственного образования и ведущие войну с ним. В соответствии с национальными законодательствами членам таких групп может быть присвоен статус преступников, а организации - преступной группировки. Согласно нормам международного гуманитарного права, такой вид вооруженных конфликтов принято рассматривать как немеждународный вооруженный конфликт [7, а 651].

Кроме того, судебная практика ввела ранее не установленное в договорном праве понятие немеждународного вооруженного конфликта, со временем переросшего в международный. Такое может произойти только в том случае, если в действительности вооруженная группа действует под контролем или от имени другого иностранного государства [2, а 91 - 126].

Проанализировав правовые аспекты понятия немеждународного вооруженного конфликта и определив роль самопровозглашенных государств, можно прийти к выводу, что желание организации отделиться и стать государством де-юре, согласно международному гуманитарному праву, практически невозможно.

Однако данное явление вступает в противоречие с элементарными положениями юридической доктрины.

Теория государства и права позволяет назвать то или иное административно-территориальное образование государственным, если оно соответствует ряду критериев. Обратимся для их выделения к точкам зрения известных политических деятелей и правоведов.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2019

Описывая классовую теорию происхождения государства, Ф. Энгельс считал основными условиями его возникновения [9, а 77]:

разделение подданных государства по территориальным делениям;

учреждение публичной власти, которая уже не совпадает непосредственно с населением, организующим само себя как вооружённая сила; налоги.

Так же выделял как основу возникновения государства политическую власть, организованную как единый субъект, Т. Гоббс [6, а 624].

М. Вебер, в свою очередь, относил к признакам государства:

наличие административного и правового порядка, распространение их силы на определенную территорию и принудительный характер их действий;

монополию на легитимное применение насилия [1, а 648].

Последнему фактору придавалось особенное значение. Насильственные социальные действия, по Веберу, исторически предшествуют политическим и правовым институтам [1, а 646].

Юридические критерии отнесения того или иного образования к числу государств были выработаны и доктриной международного права. Такие критерии получили закрепление в Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государств 1933 г. (конвенция Монтевидео). Здесь указывается, что государство как субъект международного права должно обладать следующими признаками: а) постоянным населением; Ь) определенной территорией;с) правительством; d)спо-собностью вступать в отношения с другими государствами [13]. Современный теоретик международного права проф. А.Н. Вылегжанин отмечает, что, несмотря на региональный характер этой Конвенции, здесь нашли свое отражение общепринятые нормы международного права, которые носят обычный характер [4, а 128].

Из вышеописанного следует и исторически сложилось так, что территориальные образования, обладающие совокупностью перечисленных признаков, рационально называть государствами.

Как правило, самопровозглашенные государства соответствуют всем вышеперечисленным характеристикам. Абхазия, Турецкая Республика Северного Кипра или Южная Осетия, в том числе, присваивают жителям своих территорий гражданство. Многие из таких государств самостоятельно совершают внешнеэкономические сделки, таможенные операции, некоторые из них имеют собственную денежную единицу.

В связи со сказанным ранее, напрашивается вывод, что, если конкретная территория де-юре не признана государством, де-факто она право-

мочна являться таковым. Следовательно, вооруженные конфликты с участием самопровозглашенных государств нельзя однозначно квалифицировать как немеждународные.

Подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить, что вопрос квалификации вооруженных конфликтов с участием самопровозглашенных государств недостаточно изучен и не имеет однозначного ответа. Исследование столь актуальной проблемы требует комплексного подхода не только с точки зрения международного права, но и сквозь призму иных общественных наук, а также отраслей национального права.

Список литературы:

[1] Вебер М. Избр. произв. - М.: Прогресс,

1990.

[2] Вите С. Типология вооруженных конфликтов в международном гуманитарном праве: правовые концепции и реальные ситуации // Междунар. журнал Красного Креста. - 2009. - Т. 91. - № 873.

[3] Второй протокол к Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 года, Гаага, 26 марта 1999 года. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/conventions/hague_conv_2nd_prot.shtml (дата обращения: 23.11.2019).

[4] Вылегжанин А.Н. Международное право: учеб. / отв. ред. А.Н. Вылегжанин. - М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009.

[5] Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта (принята в Гааге (Нидерланды) 14 мая 1954 г.) URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/pdf/hague54.pdf (дата обращения: 23.11.2019).

[6] Гоббс Т. Левиафан / пер. А. Гутермана. -М.: Рипол-классик, 2019.

[7] Давид Э. Принципы права вооруженных конфликтов: курс лекций юрид. ф-та Открытого Брюссельского ун-та. - M.: МККК, 2000.

[8] Дополнительный протокол (Протокол II) от 10 июня 1977 г. к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающимся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера // Международное гуманитарное право в документах. - М., 1996.

[9] Маркс К., Энгельс Ф. Избр. произв.: 3 т. -М.: Политиздат, 1986. - Т. 3.

[10] Протокол о запрещении или ограничении применения мин, мин - ловушек и других устройств, с поправками, внесенными 3 мая 1996 г. (Протокол II к Конвенции 1980 г.). URL: https:// www.icrc.org/ru/doc/resources/documents/misc/ treaties-ccw-protocol2-revised-101080.htm (дата обращения: 23.11.2019).

[11] Римский статут Международного уголовного суда. Текст Римского статута, распространенного в качестве документа A/CONF.183/9 от 17 июля 1998 г., с изменениями на основе протоколов от 10 ноября 1998 г., 12 июля 1999 г., 30 ноября 1999 г., 8 мая 2000 г., 17 января 2001 г. и 16 января 2002 г. Статут вступил в силу 1 июля 2002 г. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/pdf/rome_statute(r).pdf (дата обращения: 23.11.2019).

[12] Конвенция (I) об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях. Женева, 12 августа 1949 г. URL: https://www.icrc.org/ru/doc/ resources/documents/misc/geneva-conventon-1.htm (дата обращения: 23.11.2019); Конвенция (II) об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море. Женева, 12 августа 1949 г. URL: https://www.icrc.org/ru/d oc/resources/documents/ misc/geneva-conventon-2.htm (дата обращения: 23.11.2019); Конвенция (III) об обращении с военнопленными. Женева, 12 августа 1949 г. URL: https://www.icrc.org/ru/d oc/resources/documents/ misc/geneva-conventon-3.htm (дата обращения: 23.11.2019); Конвенция (IV) о защите гражданского населения во время войны. Женева, 12 августа 1949 г. URL: https://www.icrc.org/ru/doc/ resources/documents/misc/geneva-convention-4. htm (дата обращения: 23.11.2019).

[13] Montevideo Convention on the Rights and Duties of States on December 26, 1933. URL: https:// www.jus.uio.no/english/services/library/ treaties/01/1-02/rights-duties-states.xml (дата обращения: 23.11.2019).

Spisok literatury:

[1] Veber M. Izbr. proizv. - M.: Progress, 1990.

[2] Vite S. Tipologiya vooruzhennyh konfliktov v mezhdunarodnom gumanitarnom prave: pravovye koncepcii i real'nye situacii // Mezhdunar. zhurnal Krasnogo Kresta. - 2009. - T. 91. - № 873.

[3] Vtoroj protokol k Gaagskoj konvencii o zash-chite kul'turnyh cennostej v sluchae vooruzhennogo konflikta 1954 goda, Gaaga, 26 marta 1999 goda. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/hague_conv_2nd_prot.shtml (data obrashcheniya: 23.11.2019).

[4] Vylegzhanin A.N. Mezhdunarodnoe pravo: ucheb. / otv. red. A.N. Vylegzhanin. - M.: Vysshee obrazovanie, Yurajt-Izdat, 2009.

[5] Gaagskaya konvenciya o zashchite kul'turnyh cennostej v sluchae vooruzhyonnogo konf-likta (prinyata v Gaage (Niderlandy) 14 maya 1954 g.) URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/pdf/hague54.pdf (data obrashcheniya: 23.11.2019).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2019

[6] Gobbs T. Leviafan / per. A. Gutermana. - M.: Ripol-klassik, 2019.

[7] David E. Principy prava vooruzhennyh konf-liktov: kurs lekcij yurid. f-ta Otkrytogo Bryussel'skogo un-ta. - M.: MKKK, 2000.

[8] Dopolnitel'nyj protokol (Protokol II) ot 10 iyunya 1977 g. k Zhenevskim konvenciyam ot 12 avgusta 1949 g., kasayushchimsya zashchity zhertv vooruzhennyh konfliktov nemezhdunarodnogo haraktera // Mezhdunarodnoe gumanitarnoe pravo v dokumentah. - M., 1996.

[9] Marks K., Engel's F. Izbr. proizv.: 3 t. - M.: Politizdat, 1986. - T. 3.

[10] Protokol o zapreshchenii ili ogranichenii primeneniya min, min - lovushek i drugih ustrojstv, s popravkami, vnesennymi 3 maya 1996 g. (Protokol II k Konvencii 1980 g.). URL: https://www.icrc.org/ru/ doc/resources/documents/misc/treaties-ccw-proto-col2-revised-101080.htm (data obrashcheniya: 23.11.2019).

[11] Rimskij statut Mezhdunarodnogo ugolov-nogo suda. Tekst Rimskogo statuta, rasprostranennogo v kachestve dokumenta A/CONF.183/9 ot 17 iyulya

1998 g., s izmeneniyami na osnove protokolov ot 10 noyabrya 1998 g., 12 iyulya 1999 g., 30 noyabrya

1999 g., 8 maya 2000 g., 17 yanvarya 2001 g. i 16 yanvarya 2002 g. Statut vstupil v silu 1 iyulya 2002 g.

URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/pdf/rome_statute(r).pdf (data obrashcheniya: 23.11.2019).

[12] Konvenciya (I) ob uluchshenii uchasti ran-enyh i bol'nyh v dejstvuyushchih armiyah. Zheneva, 12 avgusta 1949 g. URL: https://www.icrc.org/ru/doc/ resources/documents/misc/geneva-conventon-1.htm (data obrashcheniya: 23.11.2019); Konvenciya (II) ob uluchshenii uchasti ranenyh, bol'nyh i lic, poter-pevshih korablekrushenie, iz sostava vooruzhennyh sil na more. Zheneva, 12 avgusta 1949 g. URL: https://www.icrc.org/ru/d oc/resources/documents/ misc/geneva-conventon-2.htm (data obrashcheniya: 23.11.2019); Konvenciya (III) ob obrashchenii s voen-noplennymi. Zheneva, 12 avgusta 1949 g. URL: https://www.icrc.org/ru/d oc/resources/documents/ misc/geneva-conventon-3.htm (data obrashcheniya: 23.11.2019); Konvenciya (IV) o zashchite grazhdans-kogo naseleniya vo vremya vojny. Zheneva, 12 avgusta 1949 g. URL: https://www.icrc.org/ru/doc/ resources/documents/misc/geneva-convention-4. htm (data obrashcheniya: 23.11.2019).

[13] Montevideo Convention on the Rights and Duties of States on December 26, 1933. URL: https:// www.jus.uio.no/english/services/library/treat-ies/01/1-02/rights-duties-states.xml (data obrashcheniya: 23.11.2019).

ЮРКОМПАНИ

www. law-books, ru \

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ПЬгагу.

Г

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.