Научная статья на тему 'Проблемы снижения качества человеческого капитала в условиях кризиса'

Проблемы снижения качества человеческого капитала в условиях кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
242
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / КРИЗИС / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Камалтдинова Рузалия Маратовна

Определены некоторые проблемы снижения качества человеческого капитала в условиях кризиса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы снижения качества человеческого капитала в условиях кризиса»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

УДК 330.1

Р. М. КАМАЛТДИНОВА

ПРОБЛЕМЫ СНИЖЕНИЯ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО

КАПИТАЛА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

»

Определены некоторые проблемы снижения качества человеческого капитала в условиях кризиса.

Л

Ключевые слова: человеческий капитал, кризис, конкурентоспособность.

Разразившийся экономический кризис 2008 года оказал негативное воздействие на экономику России, что проявилось в создании неблагоприятной ситуации, которая выразилась в повышении уровня безработицы, сокращении фондов оплаты труда на предприятиях и в учреждениях, изменениях стратегии развития малого и крупного бизнеса, необходимости корректировки государственного бюджета и др.

Действительно, в современных условиях кризисные явления наблюдаются практически во всех отраслях экономики, статистика показывает увеличение численности безработных, сокращение фонда оплаты труда и снижение уровня доходов населения в целом. Данные таблицы 1 показывают, что в экономике России в период с 2001 года до 2007 года наблюдался рост ВВП. В этот период уровень безработицы сокращался (таблица 2).

В среднем за 2009 г. численность занятого населения была ниже, чем в среднем за 2008 г., на 1,7 млн человек, или на 2,4%, численность безработных была выше на 1,6 млн человек, или на одну треть. Величину ВВП за 2009 год можно видеть в таблице 1.

Уровень безработицы, исчисленный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения, в декабре 2009 г. составил 8,2%.

Несмотря на развитие рыночных отношений, развитие России как правового государства, человек-гражданин-работник до сих пор остаётся незащищённым в правовом и социальном отношениях. И эта проблема также никак не решается в нашем государстве - большинство законов не работает, многочисленные программы развития спорта, здоровья и образования существуют лишь на бумаге. Создаются общественные и благотворительные организации и фонды,

Таблица 1

Динамика ВВП России за 2000-2009 гг. (в % к предыдущему периоду)

Показатель 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Прирост ВВП, в % к предыдущему году 10 5,1 4,7 7,3 7,2 6,4 7,4 8,1 • 5,6 -8,9

Таблица 2

Уровень безработицы в России за 2000-2009 гг. (тыс. чел.)

Показатель 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Численность безработных 6423,7 5698,3 5959,2 5674,8 5262,8 5311,9 4588,5 4791,5

© Камалтдинова Р. М., 2010 Вестник УлГТУ 2/2010

которые своей целью имеют развитие тех же социальных сфер, но едва ли единицы из них ведут деятельность согласно миссии и целям. А ведь в условиях кризиса мобильность в решении социальных задач наиболее необходима.

Наблюдается неадекватность налоговой системы сложившейся ситуации. В связи с тем, что основную часть налоговой нагрузки составляет фонд оплаты труда, в условиях кризиса предприятия вынуждены снижать заработную плату работников, нередки случаи неплатежей, задержек выплат. Очевидно, что такие мероприятия только снижают мотивацию работников по повышению качества труда, а у предпринимателей - мотивацию к оптимизации прибыли.

Необходимо отметить, что в современных условиях, с одной стороны, происходит оздоровление экономики за счёт ликвидации фирм, основная часть прибыли которых строилась за счёт кредитов коммерческих банков. Но, с другой стороны, необходимо учитывать, что ликвидация фирм приводит к сокращению количества рабочих мест, а также к увеличению числа работников, находящихся в административных неоплачиваемых отпусках, что приводит к лишению многих работников основного дохода -заработной платы.

Массовая остановка производства, неплатежи и задержки выплат, несостоятельность социальной политики государства приводят к снижению качества существующего человеческого капитала. Единственными мотивами работников становятся сохранения рабочего места и сохранение минимума заработной платы - того минимума, который может предложить работодатель. В таких условиях работник, являющийся носителем человеческого капитала, не может позволить себе выбирать условия труда или более высокую оплату труда, как это должно быть на рынке труда. Конкурентоспособность специалистов выходит на первый план.

Конкурентоспособность специалистов любой сферы деятельности определяет множество факторов. Одним из важнейших факторов, безусловно, является уровень образования специалистов, в связи с чем подготовка высококвалифи-» _

цированных специалистов - актуальная проблема современного образования.

В условиях кризиса для решения проблемы конкурентоспособности специалистов требуются не только определённый уровень профессионализма, компетентности, знания и навыки по профессии, но и такие качества, как способность к быстрому обучению, знания в смежных областях и прочие. Высокая активность и самостоятельность в современных социально-

экономических условиях дают возможность выжить на формирующемся рынке труда.

Особенно важно развивать личностные качества. По мнению А. Н. Леонтьева, личность есть особое качество, приобретённое или/и приобретаемое индивидом в социуме, в тех отношениях - социально-экономических отношениях, в которые он вовлекается, являясь членом данного общества [3].

Таким образом, можно прийти к выводу, что личность - это особенное качество, носителем которого является человек - существо телесное и- чувственное, обладающее определённым талантом, способностями и свойствами.

Безусловно, личностные качества необходимо формировать с рождения, а если говорить о влиянии сферы образования на данные процессы, то в дошкольных и школьных учебных заведениях. Задача формирования личности, способной решать самостоятельно сложные проблемы, способной быстро адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям, является актуальной для всех звеньев образовательной системы при подготовке высококвалифицированных специалистов.

У. Т. Киреев и У. К. Санабаев относят к конкурентоспособности специалистов следующие параметры: профессиональное мастерство, педагогическая компетентность, научная состоятельность, креативность, владение иностранными языками, владение техническими средствами, расположенность к инновациям, профессиональная ответственность, организованность, возраст, состояние здоровья [2].

Действительно, с этим можно согласиться -все эти параметры имеют место быть в системе учёта конкурентоспособности специалистов. Безусловно, профессиональные качества и личностные, приобретённые в течение жизни, являются важными факторами, однако природные качества, такие, как возраст и состояние здоровья, заслуживают особого внимания.

Социальная сфера, представленная институтом здоровья и образования, остаётся в современных условиях не достаточно развитой и требует решения определённых вопросов не только в условиях кризиса. Кроме того, с возрастом носители человеческого капитала теряют конкурентоспособность на рынке труда, а такое печальное событие, как смерть, приводит практически к безвозвратной утрате названного ресурса. Теоретически передать по наследству человеческий капитал невозможно, однако молено говорить о том, что результаты творческой или интеллектуальной деятельности могут быть материализованы в произведения искусства или

научные труды, которые можно передать по наследству детям, внукам, государству, обществу, которые смогут получать от этого «материализованного» человеческого капитала определённый доход.

Пробелы в законодательстве, в формируемой согласно законодательству социально-экономической политике приводят к снижению качества человеческого капитала.

Такая ситуация на формирующемся рынке труда России была заложена в периоде трансформации экономики, когда относительный избыток рабочей силы' разрушил систему комплексной подготовки рабочих кадров от ПТУ до наставничества на предприятии с соответствующей системой стимулирования, как наставников, так и молодых специалистов, повышающих профессионализм.

Значительная часть человеческого капитала была потеряна в связи с тем, что большая часть работников высококачественного труда с целью выживания заняла места неквалифицированных работников труда.

Менталитет русского человека в данных процессах играет не последнюю роль - только в России, пожалуй, крылатой фразой является: талант не прокуришь и не пропьешь! А это, нужно отметить, тоже проблемы - алкоголизм, с которым в России борются и никак не могут победить, приводит к сокращению численности населения, заболеваниям, а значит, не просто к снижению качества человеческого капитала, но и к его утрате.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: качество человеческого капитала, являясь важнейшим условием его конкурентоспособности на рынке труда, снижается не только в условиях кризиса, и связано это с «белыми пятнами» в законодательстве по вопросам здравоохранения, образования, других вопросов социальной сферы. Кроме того, необходима более чёткая государственная политика, направленная на развитие социально-экономической политики страны в целом, такая политика, которая бы видела

перспективу в развитии качеств человеческого капитала, в воспроизводстве названного ресурса, благодаря которому Россия может занимать лидирующее положение в международном разделении труда.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Камалтдинова, Р. М. Система профессионального образования как фактор формирования человеческого капитала в России / Р. М. Камалтдинова // Молодёжь и рынок труда: конкурентоспособность в современных социально-экономических условиях : сборник статей II Международной научно-практической конференции. - Пенза : Приволжский дом знаний, 2009. - С. 40^-2.

2. Киреев, У.Т. К проблеме конкурентоспособности вузов / У.Т. Киреев, У. К. Санабаев // Актуальные проблемы общей и профессиональной педагогики : Материалы международной научно-практической конференции, посвящён-ной 80-летию академика Е. А. Букетова. - 4.1. -Караганда, 2005. - С. 49-51.

3. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М. : Политиздат, 1977.-304 с.

4. Маслоу, А. Г. Новые рубежи человеческой природы / А. Г. Маслоу. - М.: Мысль, 1999.

5. Печчеи, А. Человеческие качества / А. Печ-чеи. -М.: Прогресс, 1985.

6. Разнодёжина, Э. Н. Экономические проблемы сохранения здоровья населения и их решение / Э. Я. Разнодёжина // Механизм функционирования рыночной экономики: цели, методы, реальность и перспективы. Материалы республиканской научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава. Выпуск XIX. - Ульяновск : УлГТУ, 2005. -С. 83-87.

Камалтдинова Рузалия Маратовна, доцент кафедры «Управление персоналом» УлГТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.