8. Гутман, Г. В. Управление региональной экономикой/ Г. В. Гутман, Л. Л. Мироедов, С. В. Федин. - М. : Финансы и статистика, 2002. -С. 105.
9. Там же, 108 с.
10. Зотов, В. Б. Муниципальное управление : учебник для вузов / В. Б. Зотов, 3. М. Макашева.
- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
11. Котлер, Ф. Основы маркетинга: пер. с англ. / общ. ред. Е. М. Пеньковой. - М. : Прогресс, 1990-647 с.
12. Там же, 508 с.
13. Лавров, А. М. Реформирование экономики: региональные аспекты. Часть. 2. Региональный маркетинг и тенденции его развития / А. М. Лавров, В. С. Сурин. - Кемерово, 1994. - С. 3.
14. Там же, 30 с.
15. Орлова, Т. М. Управление развитием города : методические рекомендации местным администрациям по продвижению городов / Т. М.
Орлова. - М. : Холдинговая компания ТИКОМ,
2001.- 7 с.
16. Панкрухин, А. П. Маркетинг территорий: учебное пособие / А. П. Панкрухин. - М. : РАГС,
2002. - 42 с.
17. Сачук, Т. В. «Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов» / Т. В. Сачук // Проблемы современной экономики. -
2005.- №1.
Мартынова Анна Юрьевна, ассистент кафедры «Информационные системы», аспирант кафедры «Экономика и менеджмент» УлГТУ. Качагин Евгений Александрович, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и менедлсмент» УлГТУ.
УДК 37.01
Р. М. КАМАЛТДИНОВА
• •
ЗНАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ
Проводится теоретико-методологический анализ экономических категорий «знание» и «образование».
Ключевые слова: знание, образование, экономическая категория.
Современная экономическая наука определяет в качестве факторов, оказывающих влияние на экономический рост страны, экономические, социальные и психологические. Методология исследования проблем экономического роста предполагает необходимость изучения мнений экономистов предыдущих лет для того, чтобы определить объективность включения различных факторов в исследование названной проблемы и дать оценку влияния тех или иных факторов на экономический рост.
Большинство экономических, социальных и психологических подходов было сформировано в научных трудах в XIX и начале XX веков. Теоретический анализ мнений различных экономистов в этот период даёт возможность определить знание и образование как экономические категории, с учётом социального и психологического аспектов.
© Камалтдинова Р. М., 2010
Эффективность использования различных факторов в процессе экономического роста во многом зависит от степени образованности населения на данной территории, исторических особенностей и общего культурного уровня. В связи с указанными положениями в данном вопросе необходимо признать, что Россия на современном этапе пытается говорить о модернизации экономики, об инновациях и информационной экономике. Однако отсутствие научно-технического прогресса в реальности приводит пока только к тому, что всё это остаётся лишь на словах к в федеральных и региональных программах на бумаге, так как половина программ оздоровления экономики, развития социальной сферы не работает либо работает не эффективно. Конечно, можно критиковать указанные проекты, однако будет более правильным признать их точечными и малоэффективными.
Включение образовательного и культурного уровня развития населения страны в перечень наиболее важных факторов экономического
Вестник УлТТУ 4/2010
71
роста всегда имеет особое значение. На современном этапе развития экономики страны о России можно сказать только то, что она не изменила своего статуса - мы жили и живём в стране с догоняющим развитием.
Переход на рыночные рельсы капиталистического развития не сократил отставания страны от стран с рыночной экономикой - развитой или развивающейся.
Вопросы образования и культуры являются важнейшими не только для обеспечения экономической конкурентоспособности, но и для развития сильного государства.
Основы использования интеллектуальных способностей человека для повышения эффективности производства были заложены в работах А. К. Шторха, который в книге «Курс политической экономии, или Изложение начал, обуславливающих народное благосостояние» пишет о нематериальных (невещественных) услугах, благах и капиталах как об ограниченной части политической экономии. Под внутренними благами автор имеет в виду все нематериальные продукты природы и человеческого труда, которые являются полезными и образуют моральную ответственность человека.
Вещественные (материальные) блага в совокупности представляют собой национальное богатство, а совокупность невещественных благ -национальную цивилизацию. И то и другое вместе А. К. Шторх называет «народным благоденствием» [11]. Автор соглашается с А. Смитом, разделяя блага на внутренние и внешние, при этом делит внутренние блага на первичные и вторичные.
Здоровье, знания, нравственность и религию, способности человека и всё, что служит их развитию, исследователь относит к внутренним первичным благам. Вторичными благами, по мнению учёного, являются безопасность и досуг.
А. И. Бутовский практически одновременно с А. К. Шторхом пишет в своей работе «Опыт о народном богатстве и началах политической экономии» о существовании и необходимости деления благ на внутренние и внешние. «Обладание этими благами внутренними для нас столь же важно, как и внешними и, почему не сказать того, ещё важнее: в них заключается одно из самых существенных условий приобретения и сохранения благ внешних». Трудовые способности человека, по мнению учёного, есть капитал нравственный, наряду с другими видами капиталов [3]. Действительно, указанные А. И. Бутовским способности человека к труду являются важнейшим фактором, наличие которого способствует развитию эффективной трудовой дея-
тельности. Способности к труду развиваются с помощью системы образования.
Известный мыслитель-экономист И. Т. Посошков в своей книге «О скудости и богатстве» также не соглашается с некоторыми положениями теории А. Смита о значении экономического человека, отстаивая в первую очередь нравственность человека [10]. И также следует полагать, что нравственность человека воспитывается в определённых звеньях образовательной системы.
Проблемы развития знаний и образования рассматривает И. К. Бабст в работе «О некоторых условиях, способствующих умножению народного капитала». В актуальности темы его исследования можно не сомневаться по сегодняшний день. В современной России до сих пор важнейшими положениями в исследованиях экономистов является взаимосвязь образования и форм хозяйствования. «Нет почти ни одного вопроса, ни одного явления в народном хозяйстве, где бы теория не встретила упорного сопротивления и где бы нам не пришлось вступать в бой с отживающими уже формами народного хозяйствования» [1]. В качестве постоянных признаков отживания некоторых форм хозяйствования учёный приводит рутину и неподвижность, то, что перестаёт развиваться.
Знание и образование являются условиями развития общества, необходимость применения теории знания и образования очевидна для эффективного развития экономики, однако, по мнению И. К. Бабста, важно применять её на основе обдуманности и осторожности [1].
Особое значение И. К. Бабст в своей работе уделяет понятию «нравственный капитал», тем самым, затрагивая актуальнейшие в современной России проблемы коррупции, законности и правопорядка.
Оригинальные методы исследования вопросов образования и знания, образованности использует С. Н. Булгаков, который рассматривает данные • проблемы, проводя экономический анализ различных процессов, используя социальный и нравственный подходы. В своих работах он пишет о важности индивидуального образования, о необходимости образования для каждого отдельного человека. Естественным образом С. Н. Булгаков объясняет взаимосвязь знаний и образования и систему хозяйствования, которую рассматривает не как отдельный элемент жизни человека, а как саму жизнь человека. «Хозяйство есть творческая деятельность человека над природой; обладая силами природы, он творит из них, что хочет, он создаёт как бы свой новый мир,
72
Вестник УлГТУ 4/2010
новые блага, новые знания, новые чувства, новую красоту, - он творит культуру» [2].
К сожалению, в одной статье невозможно привести мнения всех учёных о проблемах теории знания и образования, их значении и взаимосвязи с системой хозяйствования, однако уже по приведённым выше цитатам можно подвести некоторые итоги.
Изначально знание и образование рассматривались как индивидуальные явления, которые повышают умения и навыки отдельного человека, работника. В конце XIX - начале XX веков экономическая наука всё более склоняется признать образование всего народа, воспринимать образованность народа как объективную необходимость развития форм хозяйствования.
Кроме того, важно обратить внимание, что в данный период развития политической экономии изучение экономических явлений и процессов происходит с использованием социальных и психологических методов, а экономический анализ неотделим от рассмотрения социальных и нравственных вопросов.
Анализ таких экономических категорий и понятий, как «нравственный капитал», «экономический человек», «внутренние и внешние блага», позволяет учёным сделать вывод не только о взаимосвязи образования и образованности с развитием хозяйствования, но и рассматривать знания и образование как важнейшие факторы экономического роста.
Необходимо признать, что во все времена образование представляло собой значимую ценность, но в некоторые периоды эта ценность становится особенной.
С начала XXI века в экономической науке широкое распространение получила теория человеческого капитала, который изначально формируется в рамках системы высшего профессионального образования. Образование становится приоритетным направлением общемирового движения к так называемой экономике знания. Проблема в том, что само понятие знания в современной экономической науке размывается, становясь универсальной категорией со множеством значений. Какие знания: накопленные или становящиеся выступают фундаментом для формирования и развития человеческого капитала? Какие знания сегодня можно отнести к. второстепенным, вспомогательным? Каково соотношение знаний фундаментальных и классических? Ответы на все эти и многие другие вопросы могут стать темой для дальнейшего исследования, которое необходимо для понимания образования будущего, стратегии развития образовательной политики.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
1. Бабст, И. К. О некоторых условиях, способствующих умножению народного капитала / И. К. Бабст // Избранные труды / под ред. М. Г. Покидченко, Е.К. Калмычковой. - М. : Наука, 1999. - С. 101.
2. Булгаков, С. Н. Философия хозяйствования / С. Н. Булгаков. - М. : Наука, 1990. - С. 99, 41, 110,187.
3. Бутовский, А. И. Опыт о народном богатстве или о началах политической экономии. Т. 1. Политэкономия как нравственная наука / А. И. Бутовский. - СПб, 1847. - С. 9.
4. Камалтдинова, Р. М. Система профессионального образования как фактор формирования человеческого капитала в России / Р. М. Камалтдинова // Молодёжь и рынок труда: конкурентоспособность в современных социально-экономических условиях: сборник статей II Международной научно-практической конференции. - Пенза : Приволжский Дом Знаний, 2009. -С.40—42.
5. Киреев, У. Т. К проблеме конкурентоспособности вузов / У. Т. Киреев, У. К. Санабаев // Актуальные проблемы общей и профессиональной педагогики: Материалы международной на-учно-практической конференции, посвященной 80-летию академика Е. А. Букетова. - 4.1. - Караганда, 2005. -С. 49-51.
6. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М. : Политиздат, 1977. - 304 с.
7. Маслоу, А. Г. Новые рубежи человеческой природы / А. Г. Маслоу. - М.: Мысль, 1999.
8. Мордвинов, Н. С. Некоторые соображения по предмету мануфактур в России и о тарифе / Н. С. Мордвинов // Избранные произведения. -М., 1945. - С.85, 99.
9. Печчеи, А. Человеческие качества / А. Печчеи. -М.: Прогресс, 1985.
10. Посошков, И. Т. Книга о скудости и богатстве / И. Т. Посошков. - М. : Наука, 2003. -С. 21.
11. Русские экономисты (Х1Х-начало XX века) / Ред. - составители Л. А. Зубченко, Л. И. Зайцева; автор предисловия - акад. Л. И. Абалкин. - М.: Ин-т экономики РАН, 1998. - С. 31.
Камалтдинова Рузалия Маратовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Управление персоналом» УлГТУ.
Вестник УлГТУ 4/2010
73