Научная статья на тему 'Развитие человеческого капитала как фактор повышения уровня конкурентоспособности российской экономики'

Развитие человеческого капитала как фактор повышения уровня конкурентоспособности российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ЭКОНОМИКА / ОГРАНИЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Камалтдинова Рузалия Маратовна

Развитие человеческого капитала определено как важнейший фактор повышения уровня конкурентоспособности российской экономики; выявлены основные ограничения формирования и развития человеческого капитала и определены пути их преодоления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие человеческого капитала как фактор повышения уровня конкурентоспособности российской экономики»

УДК 330.1

Р. М. КАМАЛТДИНОВА

РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Развитие человеческого капитала определено как важнейший фактор повышения уровня конкурентоспособности российской экономики, выявлены основные ограничения формирования и развития человеческого капитала и определены пути их преодоления.

Ключевые слова: человеческий капитал, экономика, ограничения.

Обеспечение устойчивого экономического роста страны, предполагающее переход от сырьевой экономики к инновационному пути развития, возможно благодаря активному использованию преимуществ экономической и финансовой децентрализации, что также может приводить к повышению благосостояния населения, снижению уровня бедности.

На региональном и местном уровнях управления зачастую сосредоточены ключевые рычаги воздействия на эффективную реализацию мер достижения названных целей в рамках среднесрочной программы.

Децентрализованная система принятия решений в государстве, наличие нескольких уровней власти и управления, которые несут ответственность перед избирателями за проводимую политику в рамках законодательно определённых сфер компетенции, является преимуществом. Эффективное использование этого преимущества позволит создать стимулы для обеспечения благосостояния населения на всей территории страны. Чёткое разграничение полномочий между уровнями государственной власти должно привести к укреплению этого преимущества путём определения непересекающихся сфер ответственности каждого уровня власти, увеличения самостоятельности региональных и местных властей при принятии решений.

Важнейшими направлениями федеральной и региональной политики в среднесрочной перспективе по созданию стимулов для решения региональных и общенациональных задач являются следующие. Прежде всего, это формирование и развитие человеческого капитала, которое предполагает мониторинг и изучение основных

Камалтдинова Р. М., 2011

тенденций миграционных процессов внутри страны, содействие свободному перемещению рабочей силы и эффективному размещению трудовых ресурсов, создание системы образовательных проектов, направленных на подготовку кадрового потенциала, ответственного за эффективное проведение реформ на региональном и местном уровнях. Инвестиционные проекты в современной России реализуются успешно, однако остаются точечными решениями, не представляя систему и не имея должного эффекта от их реализации.

Единство экономического пространства при сохранении самостоятельности региональных и местных властей в принятии решений в рамках своей компетенции является вторым важным направлением региональной и общегосударственной политики. Это может выражаться в устранении барьеров на свободное перемещение рабочей силы, товаров и услуг, капиталов, открытии региональных рынков, в устранении препятствий для реализации инвестиционных проектов, развитии малого бизнеса на региональном и местном уровнях. В качестве третьего направления можно назвать содействие проведению социально-экономических реформ на региональном и местном уровнях.

Таким образом, одним из условий повышения уровня конкурентоспособности российской экономики является формирование и развитие человеческого капитала. Решение этой задачи в среднесрочной перспективе необходимо осуществлять с учётом её территориальных особенностей.

В российской экономике в настоящее время сложилась ситуация, при которой на отдельных территориях ощущается избыток рабочей силы, в других - недостаток, и чем выше уровень безработицы в регионе, тем ниже уровень оплаты труда. Это говорит о том, что необходим

переход на новые направления миграционной политики применительно к движению населения внутри страны, а также формирование индивидуальной системы мотивации в виде оплаты труда.

Для регулирования миграции трудовых ресурсов необходимо обратить внимание на решение следующих вопросов: определение направлений основных миграционных потоков; выявление ограничений, создаваемых на федеральном, региональном и местном уровнях власти, препятствующих свободному перемещению рабочей силы и эффективному размещению трудовых ресурсов; устранение ограничений, препятствующих эффективному размещению трудовых ресурсов.

Направлением развития человеческого капитала, особенно актуальным в современной ситуации, является политика в области профессионального образования. В 2010 году Правительство страны определило в качестве одного из направлений политики государства - сокращение численности вузов. Кроме того, с 2011 года вузы готовятся перейти на новую систему высшего профессионального образования - бакалавриат, что предполагает сокращение учебной нагрузки, и, как следствие, может привести в итоге к сокращению численности профессорско-преподавательского состава.

Портал ЭирепГоЬ провёл опрос с целью выяснения отношения людей к данной проблеме -положительное / отрицательное. Были опрошены 2500 респондентов, 57% которых определили указанные меры в качестве положительных, считая, что тем самым повысится качество образования. На наш взгляд, сокращение численности вузов, действительно, может повысить качество образования, однако может привести к сокращению численности преподавателей, которые в данной сфере уже реализуют свой накопленный человеческий капитал. В то же время сокращение численности вузов, очевидно, приведёт к повышению цен на платные образовательные услуги из-за неравномерной дифференциации доходов населения инвестировать в создание человеческого капитала сможет не каждая семья, в которой есть потенциально способный человек.

Невозможно, по мнению автора, не затронуть вопрос изменения отношений между обучающимися и работниками вузов. Повышение стоимости обучения может создать ситуацию, при которой студенты будут выбирать преподавателя, оценивая не только его учёную степень и звание, но и способность заинтересовать, увлечь изучением предмета, ораторское искусство и

умение общаться с будущими молодыми специалистами.

Очевидно, реализация указанных мер через несколько лет даст возможность исследователям данной проблемы сделать более определённые и обоснованные выводы, оперируя уже фактическими данными.

Развитие экономики напрямую зависит от ускорения научно-технического прогресса. Эффективная реализация научно-технического прогресса предполагает наличие и воспроизводство соответствующим образом подготовленных кадров -необходимы рабочие, инженеры, руководители, которые были бы способны гибко реагировать на изменяющиеся потребности производства.

Проблема создания и воспроизводства человеческого капитала приобрела особую актуальность в условиях научно-технического прогресса, и также формирующегося конкурентного рынка труда. В развитой рыночной экономике формирование и воспроизводство человеческого капитала является как личностным условием успеха на рынке труда, так и общественным условием роста эффективности производства и экономики страны в целом. Как отдельный человек мотивирован в создании собственного человеческого капитала стабильным доходом, возможностью творчества и тому подобное, так и государство мотивировано возможностью достижения стабильности и экономического роста [3].

На уровне государства и регионов создаются препятствия осуществлению предпринимательской и инвестиционной деятельности, что приводит к снижению темпов экономического роста, падению благосостояния широких групп населения. Политикой федеральных и региональных властей в среднесрочной перспективе должно стать не столько выравнивание социально-экономического развития и благосостояния регионов, сколько обеспечение единства экономического пространства и создание условий для добросовестной конкуренции между регионами и муниципальными образованиями за привлечение ресурсов.

Федеральные власти должны занять активную позицию по устранению формальных и неформальных барьеров, связанных со следующими ограничениями: ограничения на межтерриториальное перемещение факторов производства; ограничения на межтерриториальное перемещение товаров и услуг; ограничения, связанные с реализацией инвестиционных проектов; ограничения регионального и местного уровней, препятствующие развитию малого бизнеса и ведению иной предпринимательской деятельности.

Выстраивание отношений власти и бизнеса является объективной необходимостью для устойчивого развития экономики. Представители власти создают в современной ситуации лишь условия для выживания бизнеса с целыо получения необходимых отчислений в бюджеты, не мотивируя предпринимателей к созданию и использованию человеческого капитала и инновационных ресурсов, что тормозит развитие государства в целом.

Учитывая мировую практику институциональных преобразований в сфере взаимодействия власти и бизнеса, необходимо создавать основу правового и этического регулирования. До сих пор правила игры на бизнес-поле устанавливает государство, отражая, прежде всего, свои интересы. Создание равноправного союза между названными структурами путём формирования продуктивного диалога и нивелирования различного рода конфликтов будет способствовать выстраиванию новых механизмов взаимоотношений власти и бизнеса [1].

Преодоление названных противоречий, устранение ограничений формирования и развития человеческого капитала позволят занять России лидирующее положение в международном разделении труда путём осуществления реального перехода от сырьевой экономики к инновационной.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Валитов, Ш. М. Взаимодействие власти и бизнеса: сущность, новые формы и тенденции, социальная ответственность / Ш. М. Валитов, В. А. Мальгин. - М. : ЗАО «Издательство «Экономика», 2009. - 207 с.

2. Васин, А. М. Инновационная политика в условиях кризиса / А. М. Васин // Мировой ва-лютно-финансовый кризис и экономика России: ч материалы межвузовской региональной научно-практической конференции студентов и аспирантов. Выпуск XXIV. - Ульяновск : УлГТУ, 2009. - С. 26-29.

3. Камалтдинова, Р. М. Рыночная мотивация формирования и развития человеческого капитала / Р. М. Камалтдинова, Э. Н. Разнодежина. -Ульяновск : УлГТУ, 2010.- 149 с.

4. Камалтдинова, Р. М. Система профессионального образования как фактор формирования человеческого капитала в России / Р. М. Камалтдинова // Молодёжь и рынок труда: конкурентоспособность в современных социально-экономических условиях: сборник статей II Международной научно-практической конференции. - Пенза : Приволжский Дом Знаний, 2009. -С. 40-42.

5. Киреев У. Т. К проблеме конкурентоспособности вузов / У. Т. Киреев, У. К. Санабаев // Актуальные проблемы общей и профессиональной педагогики: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию академика Е. А. Букетова. - Ч. 1. — Караганда, 2005. - С. 49-51.

6. Кудров, В. Государство и экономика: меняющееся равновесие / В. Кудров // Проблемы теории и практики управления. - 2002. - №1. —

С. 8-14.

7. Нестерова, Д. В. Экономический рост: проблемы управления и гуманизации / Д. В. Нестерова. - Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 1992.

8. Нещадин, А. Общество, бизнес и власть: условия цивилизационного взаимодействия / А. Нещадин, Н. Горин // Общество и экономика. -2005.-№Ю, 11.-С. 8-11.

9. Никологородский, Д. О методах государственной поддержки малого и среднего бизнеса / Д. Никологородский // Проблемы теории и практики управления. - 2006. - №11. — С.73-77.

Камалтдинова Рузалия Маратовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Управление персоналом» УлГТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.