результате стратегических или тактических ошибок руководства, лояльность персонала вернуть сложно. В этой ситуации следует пригласить антикризисных менеджеров.
Внутренние коммуникации в условиях кризиса - средство мобилизации внутренних ресурсов, от которых сильно зависит успешность прохождения кризиса и будущее компании. Коммуникации с сотрудниками в период кризиса - ответственность руководителя, который с помощью диалога, построенного на принципах открытости, внимания и поддержки, способен противостоять неопределённости, обеспечивая в перспективе стабильность и динамичность компании.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Блинов, А. О. Опыт исследования внутренних коммуникаций предприятия / А. О. Блинов, В. Я. Захаров, И. В. Захарова // Социс. - 2008. -№11.-С.34.
2. Камалтдинова, Р. М. Рыночная мотивация формирования и развития человеческого капитала / Р. М. Камалтдинова, Э. II. Разнодёжина.. -Ульяновск : УлГТУ, 2010.-149 с.
3. Могилёвкин, Е. А. Управление системой ценностей и корпоративной культурой компании в период кризиса / Е. А. Могилёвкин, А. С. Нов-городова // Менеджмент сегодня. - 2009. - №6.
4. Фисун, А. В. Внутрикорпоративные коммуникации: проблемы построения эффектив-ной системы / А. В. Фисун /7 Управление человеческим потенциалом. - 2007. -№1. - С. 3-4.
5. Человеческие сложности: основы внутренних коммуникаций во время кризиса // FR в России. - 2008. - №5. - С. 2-3.
6. Черни, В. Как мотивировать персонал в условиях кризиса / В. Черни // Финансовый директор. 2005. - №11 / [Электронный pecypcj http: /А vw w. с 11 n. ru.
www.e-xecutive.ru
Камалтдинова Рузалия Маратовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Управление персоналом» УлГТУ.
УДК 338.24
Ю. Н. БОГДАНОВА
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ И ПРИВОЛЖСКОГО РЕГИОНА НА РЫНКЕ КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ УСЛУГ
Рассмотрены основные направления стратегии развития экономики России и Приволжского региона на рынке консультационных услуг.
Ключевые слова: консультационные услуги, рынок консультационных услуг, стратегии развития рынка консультационных услуг.
В настоящее время у консультационных фирм существуют проблемы, связанные с выходом из кризиса, достижением конкурентных преимуществ [1]. Российская практика хозяйствования демонстрирует низкий уровень инновационной активности в сфере консультационного бизнеса. По мнению Т. А, Алфёровой [2], основанные на м н о гол ет н е й п ракти ке зап ад н ы е тех н о л о г и и продвижения услуг неприменимы в российских условиях, особенно в таких сложных для анализа и эксперимента областях, как консультационная деятельность. Российские менеджеры становятся
©Богданова Ю. Н., 201!
более требовательными к качеству консультационных услуг, к выбору конкретного консультанта-исполнителя, т. к. по мнению В. С. Дуд-ченко, существует нарушение этических норм кодекса консультанта [3].
В настоящее время мощное влияние на развитие сферы консультационных услуг во всем мире оказывают экономические факторы маркетинговой макросреды. Совокупное воздействие этих экономических факторов стимулирует последовательный рост доли консультационных услуг в ВВП национальных экономик.
Невозможно переоценить значение демографического фактора в системе воздействия внешней среды на все отрасли экономики в целом и
на сферу консультационного обслуживания в частности. Важны динамика изменений численности различных возрастных групп, в том числе в трудоспособном возрасте, показатели рождаемости и смертности, соотношение мужского и женского населения и др.
Влияние природных факторов испытывают на себе самые разнообразные виды консультационных услуг. Показательными здесь являются факторы, связанные с внутренней природой человека, прежде всего интерес к чему-либо новому, а также элементы, связанные с развитием человеческого фактора.
Одной из главных причин кардинальных преобразований в сфере консультационных услуг являются политико-правовые факторы макросреды, основным вектором которых явилась либерализация государственного регулирующего воздействия на индустрию консультационного обслуживания, или так называемый процесс дерегулирования, который продолжается до настоящего времени.
Культурная среда способна порождать больше проблем в сфере консультационного обслуживания, нежели в сфере сбыта физических товаров, что обусловлено различиями в национальных привычках, а также самой природой обслуживания населения.
В условиях динамично развивающегося рынка консультационных услуг резко обостряется конкурентная борьба между консультационными организациями. Компании, несущие новаторские идеи, добиваются успеха там, где их конкуренты, ранее укрепившиеся на рынке, уже не в состоянии отстаивать свои позиции. Консультационным компаниям помогают знание и опыт в маркетинге консультационных услуг.
За последнее десятилетие наблюдается очень большой рост консалтинговых услуг, что связано с глобализацией мировой экономики. Достижения информационной технологии, глобальные информационные сети изменили представления
о границах предприятии и о технологии производства, управления и ведения бизнеса. Насыщение традиционных рынков товарами потребовало поиска новых подходов к потребителю.
Рынок консалтинга отличается динамикой, однако такие рекордные темпы роста наблюдались последний раз лишь три года назад. Именно тогда предприятия полностью восстановились от посткризисного шока, а консалтинг из средства выживания превратился в элемент имиджа. Наиболее пользуются спросом в настоящее время такие виды консультационных услуг, как оценка бизнеса и ценных бумаг; оценка недвижимого имущества; оценка оборудования и транспортных средств; переоценка активов, основных средств, вт. ч. в целях МСФО; оценка инвестиционных проектов; оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности. Общий объём и прирост совокупной выручки консультантов в сфере ИТ-консалтинг представлены в таблице 1.
Прирост выручки консалтинговых компаний, специализирующихся в этих направлениях, за год в совокупности теперь составляет в среднем почти 25%.
В российской экономике необходимо учитывать социально ориентированную направленность развития рынка консультационных услуг. Динамика рынка в настоящее время будет определяться спросом на короткие и дешёвые работы, призванные оперативно разрешить самые острые проблемы заказчиков. Ниже представлена структура выручки крупнейших консалтинговых групп в 2008 и 2009 гг. (таблица 2).
Для развития показателей социально-экономического развития Приволжского федерального округа консультационные фирмы должны участвовать в реализации концепции долгосрочного социально-экономического развития Приволжского федерального округа (далее -ПФО)
Таблица 1
Общий объём и прирост совокупной выручки консультантов в сфере ИТ-консалтинга-управленческое консультирование [4]
№ Место по итогам Консалтинговая группа Выручка за год, тыс. руб. Прирост совокупной
2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. выручки, %
1 1 1 1В$ 2 506 163 2 857 355 1,1
2 2 9 «Компьюлинк Групп» I 801 008 2 319 326 1,2
3 6 6 «Оптима» 2 2147 90 2 479 605 1,1
Структура выручки крупнейших консалтинговых групп в 2008 и 2009 гг. [4]
Виды консультационной услуги Структура выручки крупнейших консалтинговых групп, доля, %
2008 г. 2009 г.
ИТ-разработка и системная интеграция 33 34
ИТ-управленческий консалтинг 23 22
Оценка 10 11
Финансовый консалтинг- 7 8
Налоговый консалтинг 8 7
Стратеги ч ее кий ко нсалт и н г 6 6
Производственный консалтинг 5 4
Управление персоналом 3 3
Маркетинговый консалтинг 2 2
Прочее 3 л :>
Российской Федерации (далее - Концепция). Она разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 29 мая 2009 года Пр-1371 и стратегической целью Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на 2008-2020 годы - «Определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008-2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе». Консультационные фирмы должны участвовать в разработке и реализации стратегии социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2020 года, в мероприятиях посткризисного развития Ульяновской области на 2010 год с учётом целей и задач, поставленных губернатором - Председателем Правительства Ульяновской области на заседании Законодательного Собрания Ульяновской области 25 февраля 2010 г., в Программе развития конкуренции в Ульяновской области до 2012 года.
Консультационные фирмы должны развивать СМИ и использовать реестр крупных инвестиционных проектов, направленных на создание новых и модернизацию существующих конкурентоспособных производств в секторе экономики Приволжского федерального округа.
Концепция ставит целью развитие, реализацию конкурентных особенностей (географических, технологических, интеллектуальных и др.) ПФО для развития экономики и, как следствие, улучшение жизни людей.
На территории ПФО формируются шесть сегментов рынка консультационных услуг и направления развития видов консультационных услуг (таблица 3).
Особенностью всех крупных агломераций ПФО является их значительная протяжённость вдоль водных артерий, что определяет специфические проблемы пространственного развития, связанные с удалённостью центра от периферийных частей региона, неэффективностью транспортной сети и пр.
Действенной мерой консультационных фирм по обеспечению распространения развития из зон опережающего экономического роста в регионы, уровень социально-экономического развития которых ниже среднего в округе и стране, должно быть участие в проектировании создания зон с особыми условиями ведения хозяйственной деятельности в них для привлечения инвестиций в создание современных производств.
Создание зон территориального развития должно сопровождаться предоставлением их резидентам консультационных услуг по налоговым, таможенным и неналоговым платежам, а также упрощением порядка предоставления земельных участков инвесторам в целях размещения производств, находящихся в границах такой зоны.
В таблице 4 рассматриваются следующие разработанные стратегии развития рынка консультационных услуг в России и ПФО на основе анализа сильных и слабых стороны возможностей и угроз (8\\ЮТ-анализ):
- модернизация существующих и создание новых производств в секторе экономики путём реализации крупных инвестиционных проектов;
- развитие транспортной инфраструктуры, направленной на создание экономически эффективной, современной логистики перевозок;
- комплексное освоение минерально-сырьевой базы и развитие энергетики, в том числе меры по повышению энергоэффективности экономики и внедрению ресурсосберегающих технологий;
Шесть сегментов рынка консультационных услуг в ПФО и направления развития видов консультационных услуг
Сегменты рынка консультационных услуг Направления развития видов консультационных услуг
Нижегородская (с центром в Нижнем Новгороде) машиностроение, химическая, нефтехимическая, фармацевтическая промышленность, металлургия, лесопромышленный комплекс с транспортно-логистическими функциями и др.
Камско-Вятская (с центром в Перми) машиностроение, химия (минеральные удобрения и органический синтез), нефтепереработка, лесопромышленный комплекс и др. функциями. Важную системообразующую роль для данной территории будет играть реализация проекта «Бел комур» и др.
Казанская (с центром в Казани) транспортное машиностроение, авиастроение, нефтепереработка и нефтехимия с агропромышленными и транспортно-логистическими функциями и др.
Уфимская (с центром в Уфе) нефтепереработка и нефтехимия, машиностроение с агропромышленными, туристско-рекреационными функциями и др.
Средневолжская (с центром в Самаре) транспортное, авиационно-космическое, приборостроительное и другие подотрасли машиностроения, химия и нефтехимия с агропромышленными, туристско-рекреационными, транспортно-логистическими функциями и др.
Оренбургская (с центром в Оренбурге) газохимия, металлургия, машиностроение, с агропромышленными и транспортно-логистическими функциями и др.
Таблица 4
Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз развития рынка консультационных услуг
Приволжского федерального округа
Сильные стороны Слабые стороны
Создание новых производств Высокий уровень консультирования Внедрение ресурсосберегающих технологий Стимулирование предпринимательской активности Привлечение капитала в экономику, координация образования, науки и бизнеса Материально-техническая база. Значительный уровень социального неравенства, достаточно большая доля населения, находящегося в состоянии бедности Слабое развитие форм самоорганизации и саморегулирования бизнеса и общества. Недостаточный уровень развития национальной инновационной системы
Возможности Угрозы
Модернизация производства Реализация крупных инвестиционных проектов Развитие транспортной инфраструктуры Освоение материально-сырьевой базы Развитие энергетики Создание инновационной инфраструктуры Развитие социальной инфраструктуры Развитие малого бизнеса Развитие человеческого потенциала России Создание высококонкурентной институциональной среды Расширение глобальных конкурентных преимуществ консультационных фирм Расширение и укрепление внешнеэкономических позиций консультационных фирм России Высокий уровень коррупции, взяточничества и ад м и н и страти в н ы е пару шеи и я Высокие риски ведения предпринимательской деятельности, низкий уровень доверия в сочетании с низким уровнем эффективности государственного управления Низкий уровень конкуренции на рынке продукции и услуг, не создающий для предприятий стимулов к повышению производительности труда
- создание инновационной инфраструктуры с целью реализации сценария инновационного развития ПФО, планомерного перехода к экономике «знаний»;
- создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику;
- структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития;
- закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ консультационных фирм России в предоставлении консультационных услуг в следующих традиционных сферах: энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов;
- расширение и укрепление внешнеэкономических позиций консультационных фирм России, повышение эффективности её участия в мировом разделении труда;
- переход к новой модели пространственного развития российской экономики;
- развитие научно-технического и образовательного потенциала крупных городских агломераций с высоким качеством среды обитания и человеческим потенциалом, динамичной инновационной и образовательной инфраструктурой;
- формирование территориально-производственных кластеров (не менее 6-8 до 2020 года), ориентированных на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях российской экономики, с концентрацией таких кластеров в урбанизированных регионах;
- формирование территориально-производственных кластеров на слабооевоенных территориях, ориентированных на глубокую добычу и переработку сырья, производство энергии с использованием современных технологий (механизированных, ресурсосберегающих и экологичных, нетрудоёмких);
- образование и развитие туристско-рекреа-ционных зон с высоким уровнем оказания консультационных услуг на территориях с уникальными природно-климатическими условиями;
- развитие крупных транспортно-логис-тических и производственных узлов в рамках формирования опорной национальной транспортной сети, обладающей необходимым потенциалом пропускной способности и обеспечивающей целостную взаимосвязь центров экономического роста, с постепенной её интеграцией в развивающиеся мировые транспортные системы;
- значительное снижение межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации в уровне и качестве социальной среды и доходах населения, сближении стандартов жизни между столичными регионами и провинцией, крупными и
малыми городами, городским и сельским населением;
- сохранение культурного многообразия, традиционного уклада жизни и занятости коренных малочисленных народов Севера, прежде всего, Сибири и Дальнего Востока, применение особых мер социальной поддержки населения арктических территорий России.
В период до 2012 года региональное развитие рынка консультационных предприятий должно определяться сформировавшимися сегментами опережающего экономического роста, к которым относятся:
- крупнейшие агломерации с наиболее динамичным экономическим ростом, обеспечивающим приток населения и инвестиций; в среднесрочной перспективе сохранится тенденция к опережающему развитию столичных агломераций и концентрации в них основных финансовых, инновационных ресурсов;
- крупные города — центры регионов, рост которых обеспечивается концентрацией сервисных функций и индустриальных производств (с растущей долей обрабатывающих отраслей, ориентированных преимущественно на внутренние рынки), но пока ещё недостаточно поддерживается притоком населения и инвестициями;
- территории, на которых сосредоточена добыча полезных ископаемых, их переработка, рост которых менее устойчив и зависит от конъюнктуры цен, значительные бюджетные ресурсы позволяют поддерживать человеческий капитал и инфраструктуру;
- порты европейской части России, через которые проходят основные грузо- и пассажиропо токи;
- территории юга России с развитой инфраструктурой, выходом к морскому побережью, уникальными рекреационными ресурсами.
При этом важнейшее значение имеет «инфраструктурный эффект» участия в проектах формирования городских агломераций, связанный с реализацией проектов строительства новых энергомощностей, крупных транспортных комплексов, мультимодальных логистических центров и информационных узлов, образовательной и инновационной инфраструктуры. На востоке страны такой сценарий даёт выборочный толчок развитию городов с самым значительным объёмом накопленного инновационного потенциала.
На основании вышесказанного можно, сделать вывод, что доходы компаний от разработки и системной интеграции снизились на 4%. Устойчивого возобновления восходящей динамики спроса консультанты ожидают лишь через год. Фактор, который будет влиять на рынок ИТ-консалтинга - недофинансирование ИТ в 2008-2010 годах. В результате чего у заказчиков
накапливается багаж нерешённых проблем. В частности, техника устаревает очень быстро, и к 2011 году это устаревание станет критическим.
* * Ж
Консультационные услуги в области экономического развития Приволжского федерального округа должны опираться на модернизацию крупного промышленного потенциала регионов и, одновременно, развитие сектора современных услуг в полицентрической системе агломераций. Индустриальное развитие должно быть связано с внедрением новых технологий, позволяющих перейти к выпуску конкурентоспособной продукции, улучшением менеджмента, привлечением внешних инвесторов и технологических разработок, а для отраслей оборонной промышленности - со стабильным государственным заказом. Это позволит повысить конкурентоспособность ведущих отраслей специализации - машиностроения, в том числе авиационно-космического и автомобилестроения, химической и нефтехимической промышленности. В долгосрочной перспективе должны развиваться межрегиональное разделение труда и кооперация с опорой на мировые технологические новации и отраслевую научно-исследовательскую базу ведущих индустриальных центров регионов и крупных центров Поволжья.
Подведём итог. Последние достижения на рынке информационных технологий, глобальные информационные сети изменяют представления о границах консультационных предприятий и о технологии обслуживания, управления и ведения бизнеса. Насыщение традиционных рынков консультационных услуг требует поиска новых подходов к клиентам.
УДК 656.7.072/.073
список источников
1. Ned Lips. The Ten Critical Steps to Becoming a Rainmaker [Электронный ресурс] // Journal «Consulting» http://www.consultingmag.com/arti-c]e/ART649090?C=5MXXVpLYqBydSS6B/ (дата обращения: 12.08.10).
2. Алфёрова Т. А. Эффективный маркетинг консультационных услуг в интересах клиентов [Электронный ресурс]: тема встречи экспертов компании «Объединенные консультанты "ФДП" и ведущих канадских консультантов» // URL:http://consulting.inthepress.ru/v/43 79.html / (дата обращения : 19.08.2010).
3. Дудченко В. С. Нарушение этических норм в управленческом консультировании [Электронный ресурс]: //URL: http: //www.cfin.ru/consulting/ethics violations.shtml/ (дата обращения: 19.08.2010).
4. Рассчитано автором. Источник: Рэнкинг консалтинговых групп [Электронный ресурс]: Российский консалтинг" по итогам 2009 года //URL:http// www.raexpert.ru/ratings/consulting/ 2009/) (дата обращения: 19.04.2010).
5. Рассчитано автором по данным. Рэнкинг консалтинговых групп [Электронный ресурс]: Российский консалтинг" по итогам 2008-2009 го-дa//URL:http// www.raexpert.ru/ratings/consulting/ 2009Г) (дата обращения: 19.08.2010).
Богданова Юлия Николаевна, ассистент кафедры «Экономика и менеджмент», аспирант УлГТУ. Имеет публикации в сборниках международных и региональных конференции в области маркетинга услуг.
М. А. РЯБОВА, Л. Б. БАЖОВ
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «КОНЪЮНКТУРА РЫНКА АВИАПЕРЕВОЗОК»
Проанализированы происходящие изменения в развитии авиационного производства, которые приводят к пересмотру сложившихся взглядов на управление авиационным производством. Описывается процесс появления и развития Объединённой авиастроительной корпорации.
Ключевые слова: авиатранспортная продукция, транспорт, услуги.
Начальный и конечный моменты общественного воспроизводства - производство и потребление - связаны между собой воедино через
© Рябова М. А., Бажов JI. Б., 2011
сложный механизм реализации продукта - через рынок. В политэкономическом значении рынок определяется как экономическая категория товарного хозяйства, характеризующая совокупность производственных отношений в сфере обмена. Рынок выступает, с одной стороны, как