УДК 338.22(470.41):665
Сабиров И.Ф. - соискатель
E-mail: [email protected]
Казанский национальный исследовательский технологический университет
Адрес организации: 420015, Россия, г. Казань, ул. К. Маркса, д. 68
Предпосылки формирования и развития регионального рынка консультационных услуг в нефтедобывающем секторе экономики
Республики Татарстан
Аннотация
Автор раскрывает основные экономические и организационноуправленческие предпосылки активизации рынка консультационных услуг в нефтедобывающем секторе экономики регионов, проводит их региональные сравнения среди субъектов Приволжского федерального округа, выявляет воздействие инновационной активности субъектов Федерации как потенциала применения консалтинга при коммерциализации инноваций. Особое внимание уделено выявлению специфики этого процесса в Республике Татарстан, среди которых формирование территориально-производственных кластеров, крупных транспортно-логистических и производственных узлов, высокий уровень научно-технического и образовательного потенциала региона, а также формирование динамично развивающихся городов в нефтедобывающих регионах.
Ключевые слова: консультационные услуги, предпосылки активизации, инновационная составляющая, конкуренция на рынке нефтедобычи, малые нефтедобывающие компании.
Республика Татарстан в экономическом плане на протяжении многих лет является регионом-донором в структуре Приволжского федерального округа. Это находит свое выражение в ускоренных темпах роста объемов промышленного производства, количества создаваемых и учреждаемых промышленных компаний, относительно высокой активности малого бизнеса, высоком уровне инвестиционной привлекательности региона, развитой инфраструктуре, высокими темпами развивающейся социальной сфере.
Наиболее динамично развивающимся сектором региональной экономики является энергетический сектор, включающий преимущественное развитие нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих отраслей экономики, исторически сложившихся в регионе на базе разведанных нефтяных месторождений. Этот сектор экономики представлен, с одной стороны, крупнейшими в России нефтедобывающими компаниями, такими как ОАО «Татнефть», и, с другой стороны, группой малых нефтяных компаний, специализирующихся на добыче труднодоступных и низкоэффективных месторождений.
Вполне очевидно, что усиление конкуренции на рынке нефтедобычи с объективной необходимостью требует активизации такого фактора ее минимизации как консалтинг. Кроме того, необходимость повышения эффективности бизнеса заставляет малые предприятия отрасли обращаться за помощью в консалтинговые фирмы для поиска квалифицированных специалистов, оптимизации налоговых платежей, разработки маркетинговых и рекламных кампаний. Иначе говоря, рост количества предприятий, их распределение по территории региона напрямую влияет на развитие сферы консалтинговых услуг. В результате основные крупные консалтинговые компании концентрируются в нефтедобывающих регионах Республики Татарстан и в ее столице - г. Казани.
Как свидетельствуют официальные данные статистики, экономика региона развивается достаточно устойчивыми темпами, способными обеспечить конкурентоспособность экономики региона. Так, за последние 7 лет, несмотря на
самые пиковые годы мирового финансового кризиса, который отрицательно сказался на основных бюджетообразующих отраслях экономики региона, темпы прироста ВВП и других важнейших показателей экономики удалось сохранить в положительном их значении.
Объемные показатели добычи полезных ископаемых, среди которых нефть занимает доминирующее значение, за период с 2005 по 2011 годы постоянно росли. Эти же тенденции сохранились и в темпах прироста добавленной стоимости в секторе добывающих отраслей промышленности, наиболее высокое значение которых отмечено в 2011 году -7,7 %.
При этом добывающий сектор экономики развивался более высокими темпами, по сравнению с другими отраслями промышленности региона. Так, индекс промышленного производства в группе отраслей добывающего сектора, несмотря на то, что характеризовался за период с 2005 по 2011 годы более низкими темпами роста, однако оставался стабильным даже в кризисный 2009 год, когда индекс промышленного производства в целом по промышленности региона опустился до 95,6 %. Все это свидетельствует об устойчивом характере
функционирования данного сектора экономики, наличии конкурентоспособных компенсационных механизмов стабилизации экономического роста, что делает его наиболее привлекательным для инвесторов.
Более того, в 2009 кризисном году из 88,6 млрд. рублей прибыли, полученной всей промышленностью региона, 81,6 млрд. рублей, или 92 %, были получены в отраслях добывающего сектора экономики, доминирующее значение в котором принадлежит отрасли нефтедобычи [1].
Уровень рентабельности добывающих отраслей на протяжении всего анализируемого периода почти вдвое превышал средний уровень рентабельности по промышленности Республики Татарстан. Так, если в среднем по промышленности уровень рентабельности в 2011 году составлял 16,5 %, то в отраслях добычи полезных ископаемых - 37,9 %, что более чем вдвое больше. Отрасль добычи полезных ископаемых и, прежде всего, нефтедобывающий сектор характеризуется высоким уровнем инвестиционной привлекательности, так как каждый четвертый рубль совокупных инвестиций в промышленность Республики Татарстан приходился в 2011 году на нефтедобывающие предприятия.
В то же время, немаловажное значение в ускоренных темпах развития отрасли принадлежит фактору ценообразования. Так, в кризисном 2009 году индекс цен в целом по промышленности в регионе составлял только 128,5 %, а в секторе добычи полезных ископаемых он достигал 220 %. Даже в относительно стабильном 2011 году цены на нефть росли вдвое быстрее, чем цены на промышленную продукцию в целом по отрасли. Если в целом по промышленности индекс роста цен составлял в 2011 году 116,5 %, то в отрасли добычи полезных ископаемых он был вдвое выше и составил 132,2 %[1].
Ускоренными темпами развивались организационные факторы в отрасли добычи топливно-энергетических полезных ископаемых. Так, если в целом по промышленности региона за период с 2005 по 2011 годы количество вновь созданных предприятий выросло с 5676 до 7966 единиц, или на 40 %, то в отрасли добычи топливно-энергетических полезных ископаемых их количество увеличилось за этот же период более, чем в 2,5 раза. В то же время, несколько сократилась доля отрасли добычи топливно-энергетических полезных ископаемых в совокупном объеме производства промышленности Республики Татарстан с 39,4 % в 2005 году до 27,6 % в 2011 году. Данная тенденция объясняется строительством ряда крупнейших в Европе нефтеперерабатывающих предприятий, которые в статистическом учете не входят в сектор добычи топливно-энергетических полезных ископаемых [1].
Организационные факторы ускоренного роста отрасли добычи топливно-энергетических полезных ископаемых отразились также и в доминировании частной организационно-правовой формы среди предприятий отрасли. По данным
официальной статистики, в 2011 году почти 9 из 10 предприятий отрасли добычи топливно-энергетических полезных ископаемых находились в частной форме собственности, что можно рассматривать как одну из важнейших предпосылок развития в этом секторе экономики консультационных услуг, являющихся одним из действенных инструментов роста их конкурентоспособности.
Практически 100 % объемов производства отрасли добычи топливно-энергетических полезных ископаемых приходится на негосударственные предприятия, в том числе 30 % этих объемов приходится на частные и 70 % на предприятия смешанной формы собственности. Достаточно интересны тенденции в формировании среднесписочной численности работников этой отрасли и принадлежности ее основных фондов. Так, почти 56 % работников отрасли добычи топливно-энергетических полезных ископаемых работает в частных предприятиях и 44 % - в смешанных. А вот основные фонды отрасли преимущественно (72 %) принадлежат предприятиям смешанной формы собственности, что вполне закономерно, и только 28 % основных фондов отрасли находятся в частной собственности. Эта тенденция объясняется участием государства во владении основными фондами предприятий добычи топливно-энергетических полезных ископаемых как представителем интересов общества в отношении полезных ископаемых, залегаемых на территории проживания его населения.
Таблица 1
Структура основных показателей отрасли добычи топливно-энергетических полезных ископаемых и промышленности Республики Татарстан _____________в целом по формам собственности в 2011 году (в процентах) [1]
о
о
}5 5 3 3
£ я й £ *
Й се о, « «
и £2 р .5 5
К н ю со ь а а о и
« 2 §: 8 Ч
О. и ю о о н о с
со о & со о н X '
>4 >
8 > 3 * н
О
*
ю
о Л
8 Н И
с О О
2 я к
ё я я
& а> Н
ч о о ю
Я ей О и- о,
X
3
я
й °
СлЗ нн
НИ 1-11
н й
>-> н
3 I й «
I о Э
к ё я
о я ■ о
Промышленность всего: в том числе по формам собственности:
100
100
100
100
государственная
5,1
1,5
5,7
муниципальная
1,1
0,4
1,1
общественных организаций
0,5
0,1
0,4
0,0
частная
45,4
55,4
41,9
смешанная и иные формы
6,7
52,6
36,7
44,6
Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых: в том числе по формам
собственности
100
100
100
100
частная
30,4
55,7
28,2
смешанная и иные формы
11,4
69,6
44,3
71,8
Таким образом, можно с относительной уверенностью утверждать, что пропорционально росту количества предприятий в отрасли добычи топливно-энергетических полезных ископаемых увеличивается емкость рынка консалтинговых услуг, что, в свою очередь, способствует появлению новых консалтинговых компаний. Иначе говоря, спрос рождает предложение.
В то же время, малые предприятия в отрасли добычи топливно-энергетических полезных ископаемых функционируют в основном в высокозатратных и низкоэффективных месторождениях, приносящих относительно низкую прибыль, а средства на оплату консультационных услугу них, как правило, формируются за счет собственных и заемных источников. При этом заемные средства покрывают значительную часть этих затрат, так как кредитоспособность этих предприятий достаточно высока и их деятельность привлекательна для банков.
Наиболее значимые региональные предпосылки развития рынка консультационных услуг в Республике Татарстан, по сравнению с субъектами Приволжского федерального округа, которые можно выразить общепризнанными статистическими показателями, мы сконцентрировали в таблице 2.
Как свидетельствуют официальные данные, среди регионов Приволжского федерального округа Республика Татарстан выделяется по целому ряду параметров, имеющих непосредственное отношение к активизации процессов формирования и развития рынка консультационных услуг.
Таблица 2
Сравнительные показатели, характеризующие предпосылки развития консультационных услуг в регионах Приволжского федерального округа за 2011 год [3]
Ип Ои Дз Трп Дп Трк Врп Чп
Республика Чувашия 104,5 41572 13,6 73,3 59,5 98,4 109068 23904
Кнцровская область 120,9 30552 6,6 153,0 56,1 99,1 103851 40839
Нижегородская область 121,1 172320 8,7 111,9 59,8 98,9 163841 91533
Оренбургская область 109,5 88756 3,8 49,1 61,0 100,4 196257 40941
Пензенская область 113,1 46273 8,80 75,4 56,8 100,5 109587 27185
Пермский край 133,9 129943 6,4 12,3 55,2 100,7 201324 75714
Республика Башкортостан 124,2 139570 9,8 121,0 79,2 100,6 158932 81383
Республика Марий Эл 129,0 15878 2,9 93,2 65,2 101,1 98360 15522
Республика Мордовия 134,6 32583 4,0 81,6 65,5 101,1 111904 16295
Республика Татарстан 109,6 267990 6,4 49,4 68,2 99,1 234324 104469
Республика Удмуртия 103,9 41309 19,4 95,0 55,9 100,4 150170 37188
Самарская область 115,1 132569 10,5 135,1 54,4 99,4 182612 102705
Саратовская область 112,3 78073 7,0 112,3 56,3 98,1 127365 54009
Ульяновская область 125,9 44848 4,4 84,9 63,6 101,2 117245 28767
где:
Ип - индекс промышленного производства (%),
Ои - объем инвестиций в основной капитал (млн. руб),
Дз - доля просроченной задолженности по кредитам юридическим лицам (%),
Трп - темп роста прибыли рентабельных предприятий (%),
Дп -доля прибыльных предприятий (%),
Трк - темп роста кредитов, выданных юридическим лицам (%),
Врп - валовой региональный продукт на душу населения (рублей),
Чп - число предприятий и организаций.
Так, Республика Татарстан лидирует в 2011 году среди субъектов округа по объему инвестиций в основной капитал, величина которого приблизилась в регионе к 270 млрд. рублей, что намного опережает ближайшего конкурента -Нижегородскую область, где величина этого показателя ниже почти на 100 млрд. рублей.
Вторую позицию после Республики Башкортостан (79,2 %) занимает Республика Татарстан по доле прибыльных предприятий в общем количестве предприятий и организаций региона, величина которой достигла в 2011 году 68,2 %. Данную предпосылку можно рассматривать как региональную финансовую составляющую развития рынка консультационных услуг в Республике Татарстан.
Опережающие позиции занимает экономика Республики Татарстан и по таким важнейшим структурообразующим показателям, как величина ВВП на душу населения и совокупное количество субъектов экономики региона. Так, в 2011 году величина ВВП на душу населения в регионе составляла 234324 рублей, что выше ближайшего конкурента в лице Пермского края на 16 % [3].
Существенной предпосылкой развития регионального рынка консультационных услуг является растущая в регионе предпринимательская активность, выражающаяся, в частности, росте задолженности по кредитам, предоставленным кредитными организациями юридическим лицам.
Представленные в таблице 2 официальные статистические данные достаточно ярко иллюстрируют сложившуюся в этой сфере ситуацию среди субъектов Приволжского федерального округа. Так, Республика Татарстан лидирует по объему задолженности по кредитам, предоставленным кредитными организациями юридическим лицам, величина которого в 2011 году достигла 328,6 млрд. рублей. Эта величина предпринимательской активности свидетельствует об инвестиционной привлекательности отраслей экономики региона, кредитоспособности банковской системы, а также относительно высокой эффективности бизнес-проектов, разработка и реализация которых являются потенциалом развития рынка консультационных услуг в регионе.
Более того, даже в кризисный 2009 год объем задолженности по кредитам, предоставленным банками юридическим лицам в Республике Татарстан, был самым высоким среди субъектов Приволжского федерального округа и превышал 283 млрд. рублей, что значительно выше аналогичного показателя у ближайшего конкурента -Самарской области, где величина этого показателя составляла 231 млрд. рублей [3].
Важной составляющей всей совокупности предпосылок развития регионального рынка консультационных услуг являются данные о проникновении информационных и коммуникационных технологий в бизнес-процессы. Если проанализировать эти данные в разрезе субъектов Приволжского федерального округа, то Республика Татарстан имеет все шансы полноценно использовать потенциал информационных и коммуникационных технологий в качестве стимула развития регионального рынка консультационных услуг. Так, в 2011 году уровень охвата организаций республики процессами компьютеризации составлял 98,6 %, при этом 80,6 % всех организаций использовали локальные вычислительные сети, что выше, чем в других регионах Приволжского федерального округа. В то же время, 95,6 % организаций использовали в своей деятельности электронную почту, что выше, чем в среднем по Приволжскому федеральному округу, где этот показатель составлял 85,6 % [3].
Существенно выше в Республике Татарстан, по сравнению со средними показателями по Приволжскому федеральному округу, охват организаций региона глобальными информационными сетями. В 2011 году этот показатель в Республике Татарстан составлял 95,6 %, в то время как по округу в целом он равнялся 86,9 %, при этом каждая третья организация региона имела собственный вэб-сайт.
Анализ факторов, ограничивающих инвестиционную деятельность предпринимательских структур, свидетельствует о том, что за прошедшие 10 лет значительно изменилось отношение предпринимателей к инвестиционным рискам и законодательству в сфере инвестиционной деятельности. Так, если в 2000 году каждая третья организация в качестве факторов, препятствующих инвестиционной деятельности, называла несовершенство законодательной и нормативно-правовой базы, регулирующей инвестиционные процессы, то в 2010 году - только каждая десятая организация выдвигает этот фактор в качестве означенных причин. Все это свидетельствует о реальном прогрессе в сфере законодательного обеспечения предпринимательской деятельности, что также является потенциалом успешного развития консультационных услуг в регионах страны.
Важнейшей составляющей современного регионального рынка консультационных услуг является его инновационная составляющая. Республика Татарстан сегодня лидирует среди субъектов Приволжского федерального округа по затратам и освоению инновационных видов продукции, что является огромным потенциалом развития консультационных услуг как важного фактора эффективной коммерциализации нововведений. Так, в 2011 году в Республике Татарстан функционировало 169 организаций, занимавшихся инновационной деятельностью, что составляет свыше 18 % от общего их количества в регионе. Данные параметры существенно превышают аналогичные показатели по другим субъектам Приволжского федерального округа, таким как Республика Башкортостан (13,5 %), Нижегородская
область (17,7 %), Самарская область (9,8 %), Пермский карай (13,6 %), Удмуртия (15,1 %). При этом основная часть инновационной активности предпринимателей Республики Татарстан приходилась на технологические инновации, как наиболее сложные и эффективные виды инновационной деятельности [2].
Еще более выраженное доминирование Республики Татарстан проявляется при сопоставлении капитальных и текущих затрат на инновации с аналогичными показателями субъектов округа. Так, в 2011 году в Республике Татарстан совокупные капитальные и текущие затраты на инновации составили 44,4 млрд. рублей, в то время как в Нижегородской области этот показатель составил 30,4 млрд. рублей, в Самарской области - 17,6 млрд. рублей, Республике Мордовия - 16,1 млрд. рублей, Пермском крае - 17,3 млрд. рублей, Ульяновской области - 1,8 млрд. рублей [2].
Таким образом, в качестве предпосылок развития регионального рынка консультационных услуг в нефтедобывающей отрасли Республики Татарстан можно обозначить следующие:
формирование территориально-производственных кластеров, ориентированных на высокотехнологичные методы добычи нефти, с концентрацией таких кластеров в урбанизированных городах республики;
формирование и развитие малых нефтедобывающих компаний, ориентированных на добычу нефти в низкоэффективных и слабо разработанных месторождениях с использованием современных технологий (механизированных, ресурсосберегающих и экологически адаптированных);
- развитие крупных транспортно-логистических и производственных узлов в рамках развития нефтедобывающей отрасли региона, обладающей необходимым потенциалом пропускной способности и обеспечивающей целостную взаимосвязь центров экономического роста, с постепенной ее интеграцией в развивающиеся мировые транспортные системы;
- значительное снижение внутрирегиональной дифференциации в уровне и качестве социальной среды и доходах населения, сближении стандартов жизни между столичными регионами и провинцией, крупными и малыми городами в нефтедобывающих районах республики;
- высокий уровень научно-технического и образовательного потенциала крупных городских агломераций с высоким качеством среды обитания и человеческим потенциалом, динамичной инновационной и образовательной инфраструктурой;
- формирование и развитие за счет высокой доли в бюджете региона нефтедобывающих отраслей относительно крупных финансовых центров в столице региона с соответствующей финансовой инфраструктурой;
- формирование динамично развивающихся городов в нефтедобывающих регионах республики, характеризующихся притоком населения, инвестиций и соответствующей социальной и производственной инфраструктурой;
- создание региональной составляющей человеческого потенциала в нефтедобывающих районах республики, опирающегося на высокий уровень образовательного и профессионального потенциала, исторически сложившегося в высших учебных заведениях Татарстана.
Список литературы
1. Промышленность Республики Татарстан за 2011 год // Статистический сборник.
2. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по
Республике Татарстан (Татарстанстат). - Казань: Изд-во Татарстанстата, 2012.
- 190 с.
3. Наука и инновации в Республике Татарстан в 2011 году // Статистический
сборник. - Казань: Изд-во Татарстанстата, 2012. - 185 с.
4. Россия в цифрах 2012 // Краткий статистический сборник. - М.: Росстат, 2012.
-112 с.
5k0tt0MUKa u ynpameme HapoQflbiM xosaücmeoM
(b cinpoumejibcflifie)
Sabirov I.F. - researcher E-mail: [email protected]
Kazan National Research Technological University
The organization address: 420015, Russia, Kazan, K. Marks st., 68
Prerequisites for the formation and development of the regional market of consulting services in the oil sector of the economy of the Republic of Tatarstan
Resume
The author reveals the main economic, organizational and managerial background enhancing consulting services market in the oil sector of the regional economy, holds their regional comparisons among regions of the Volga Federal District, reveals the effect of innovation activities of the Federation as a potential consulting practice for commercialization of innovation. A special concern is paid to identify the specifics of this process in the Republic of Tatarstan, of which the author highlights such as the development of regional industrial clusters focused on high-tech methods of oil production, with a concentration of such clusters in urban cities of the Republic, the largest transport and logistics and industrial sites within the development of the oil industry in the region, possessing the potential capacity and provides a holistic relationship centers of economic increase, with its gradual integration into the developing world transport system.
In addition, the author marks the formation and development of small oil companies focused on oil production in inefficient and poorly developed fields using modem technology (mechanized, resource-saving and environmentally-adapted), a high level of technical, scientific and educational potential of the major metropolitan areas with a high quality environment residence and human potential, dynamic innovation and educational infrastructure, formation of dynamic cities in the oil-producing regions of the Republic, characterized by the influx of population, investment, and related social and industrial infrastructure, the creation of the regional component of human capital in the oil producing areas of the Republic, based on the high level of educational and professional capacity historically rooted in higher educational establishments.
Keywords: consulting services, activation background, innovative component,
competition on the oil market, small oil companies.
References
1. The industry of the Republic of Tatarstan of 2011 // Statistical digest. Federal statistics agency of the Republic of Tatarstan (Tatarstanstat). - Kazan: Tatarstanstat edition, 2012. - 190 p.
2. Territorial body of the Federal State Statistics Sendee of the Republic of Tatarstan (Tatarstanstat). - Kazan: Tatarstanstat, 2012. - 190 p.
3. Science and Innovation in the Republic of Tatarstan in 2011 // Statistical Yearbook. -Kazan: Tatarstanstat, 2012. - 185 p.
4. Russia in absolute terms 2012 // Statistical digest. - M.: Rosstat, 2012. - 112 p.