Научная статья на тему 'Стратегический подход к созданию и развитию региональных информационных систем и технологий'

Стратегический подход к созданию и развитию региональных информационных систем и технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ТЕХНОЛОГИИ / ЭКОНОМИКА / СТРАТЕГИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА / INFORMATION SYSTEMS / TECHNOLOGY / ECONOMICS / STRATEGY / REGIONAL PROGRAMS / THE CLUSTER APPROACH / THE TECHNOLOGICAL PLATFORM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калинин Андрей Михайлович

Рассмотрен стратегический подход к созданию и развитию информационных систем и технологий. Особое внимание уделено кластерному подходу, определению его основных идентификационных признаков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Калинин Андрей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC APPROACH TO THE CREATION AND DEVELOPMENT OF REGIONAL INFORMATION SYSTEMS AND TECHNOLOGY

Considered a strategic approach to the creation and development of information systems and technology. Particular attention is given to the cluster approach, identifying its key identification features. Made proposals for the development of information systems in the region.

Текст научной работы на тему «Стратегический подход к созданию и развитию региональных информационных систем и технологий»

М = 150 Х 0,72 = 0,0023, или 0,23 % 17,86 Х 2600

к выручке.

6. Увеличение рентабельности торговли по КТ выручки и КТ товарооборачиваемос-ти (в днях):

AR = Г

At

O2 x t2

(15)

Доказательство. Преoбрaзyем (12), учи-тывaя, чтo:

O1t1 = O2t2 = zn .

Пoлyчим (15).

Пример 8. Онределить увеличение рен-тaбельнocти тoргoвли нo KT выручки 2600 д. ед. и KT тoвaрooбoрaчивaемocти 19,39 дн. Cooтветcтвеннo, ycкoрение тoвaрooбoрaчи-

ваемости к достигнутому уровню составит 0,77 дн. Постоянные издержки — 150 д. ед.

Используя (12), получим:

да = 150 Х 0,77 = 0,0023, или 0,23% 2600 х 19,39

к выручке.

Таким образом, использование экономико-математического подхода, учитывающего взаимосвязи показателей деятельности торговли, позволяет обосновать параметры показателей оперативного плана через контрольные точки стратегии предприятия.

Список литературы

Владимирова Л.П. От стратегии к тактике: выручка от реализации товаров / / Вестник Российского университета кооперации. Чебоксары: ЧКИ РУК. № 2(8). 2012. С. 32-34.

ВЛАДИМИРОВА Людмила Павловна — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, управления и кооперации. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]

VLADIMIROVA, Lyudmila Pavlovna — Candidate of Economics, Associate Professor of Department of Economics, Management and Cooperation. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]

УДК 330.341. 4(470.344)

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СОЗДАНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ТЕХНОЛОГИЙ*

А.М. Калинин

Рассмотрен стратегический подход к созданию и развитию информационных систем и технологий. Особое внимание уделено кластерному подходу, определению его основныгх идентификационных признаков.

Ключевые слова: информационные системы; технологии; экономика; стратегия; региональные программы; кластерный подход; технологическая платформа.

A.M. Kalinin. STRATEGIC APPROACH TO THE CREATION AND DEVELOPMENT OF REGIONAL INFORMATION SYSTEMS AND TECHNOLOGY

Considered a strategic approach to the creation and development of information systems and technology. Particular attention is given to the cluster approach, identifying its key identification features. Made proposals for the development of information systems in the region.

Keywords: information systems; technology; economics; strategy; regional programs; the cluster approach; the technological platform.

* Иccледoвaние вы^лнет при ^дОдержке РГНФ в рaмкax нayчнo-иccледoвaтельcкoгo прoектa РГНФ («Moдернизaция и иннoвaциoннoе рaзвитие рег^-нaльныx реcyрcoдефицитныx coциaльнo-экoнoми-hcc^x ^стем (m примере Чyвaшcкoй Pеcпyбли-ки»), ^occt № 110200015a.

Ocнoвным cтрaтегичеcким нaпрaвлением го coздaнию региoнaльныx инфoрмaциoн-ньк cиcтем и теxнoлoгий мoжнo рaccмaтри-вaть nx прocтрaнcтвеннoе рaзвитие в рaмкax федерaльныx oкрyгoв, кoтoрые мультиплици-

руют результаты экономических (как производственных, так и непроизводственных) процессов при создании управляющей и финансовой инфраструктуры на межрегиональном пространстве. Следствием таких процессов будет увеличение численности населения регионов-лидеров (прежде всего за счет его концентрации в крупнейших агломерациях) при снижении численности населения территорий с отстающим уровнем социально-экономического развития. Представляется, что указанная проблема требует определенной работы по сближению уровней социально-экономического развития в регионах федеральных округов или как минимум устранения острых различий в качестве жизни их населения через создание информационного пространства, обеспечивающего межрегиональные экономические процессы.

В целях развития межрегиональных экономических связей на сегодняшний день актуальны региональные кластерные образования, зоны опережающего экономического роста, а также технологические платформы.

В настоящее время подход к региональному развитию, основанный на кластерах, приобретает в нашей стране все большую актуальность. Кластерный подход является эффективным инструментом стимулирования регионального развития, положительные результаты которого заключаются в повышении производительности труда, создании новых рабочих мест, увеличении налоговых выплат, появлении новых предприятий, развитии инфраструктуры региона, увеличении экспорта и привлечении иностранных инвестиций. Данный подход позволяет по-новому оценить факторы конкурентоспособности региона.

Совершенно очевидно, что кластерные инициативы могут составить новый вектор качества экономического роста в промыш-ленно развитых регионах Приволжского федерального округа (ПФО). Как показывает опыт развитых стран, именно в рамках кластеров наиболее эффективно решаются задачи, связанные с обеспечением конкурентоспособности предприятий. Кластерный подход коренным образом меняет содержание региональной промышленной политики: усилия органов власти направляются не на поддержку отдельных предприятий и отраслей, а на развитие системы взаимоотношений между субъектами экономики и государственными институтами. В практическом плане такой подход важен в первую очередь тем, что дает возможность

сформировать и реализовать крупные межотраслевые и межрегиональные инвестиционные и инновационные проекты национального значения.

В основе кластерной теории лежит понятие «кластер» — группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга. Наиболее полно кластерная теория представлена в трудах американского ученого М. Портера [6]. Вопросы концентрации специализированных производств в отдельных районах рассматривались А. Маршаллом [4], понятие «фильеры» для описания групп технологически взаимосвязанных секторов применили французские ученые Дж. А. Толенадо, Д. Со-лье [13, с. 21-28], вопросами взаимодействия между отраслями занимался Е. Дахмен [11], разработавший теорию о «блоках развития», С. Розенфельд [12, с. 3-23] рассматривает кластер как ограниченную географически критическую массу компаний, взаимодополняющих друг друга. Среди российских ученых, занимающихся данной проблемой, можно выделить В.П. Третьяка [8], Д.А. Ялова [10], Т.В. Цихан [9], А.А. Миграняна [5] и др., определяющих кластер в конечном итоге как комплекс взаимосвязанных секторов экономики, включающий базовую, профилирующую для региона отрасль, делая акцент на ее инновационную направленность.

На основе рассмотренных подходов к выявлению сущности кластера, определим его основные идентификационные признаки:

1. Производственно-технологическая взаимосвязь компаний, формирующих кластер.

2. Территориально-производственная общность взаимосвязей.

3. Наличие развитой инфраструктуры, обеспечивающей трансфер знаний и технологий.

4. Гибкость состава и структуры, отсутствие жестких формальных ограничений и барьеров, препятствующих расширению и сужению кластера.

5. Открытость кластера как системы.

Таким образом, кластер — это система

взаимосвязанных технологической и территориальной общностью предприятий, организаций, инфраструктурных объектов, финансовых институтов, научно-исследовательских, внедренческих и инвестиционных фирм, обеспечивающая оптимальное функционирование всех структурных элементов на

основе инновационных продуктов и технологий.

Процесс формирования кластеров носит эвристический характер. По своей сущности кластер является сетевой структурой, формируемой на основе кооперации компаний в процессе создания определенного продукта. При этом необходимо отметить, что масштабы кластерных образований существенно зависят от специфики стержневого процесса, обеспечивающего создание конечного продукта. Количество кластерных образований может быть весьма значительным, как и число предприятий, входящих в данную систему.

В настоящее время в отдельных регионах России сложились благоприятные предпосылки для развития кластеров на основе отраслей специализации. В большинстве регионов ПФО активизировался процесс кластеризации. Проведенный анализ показывает, что приоритетными отраслями кластеризации выступают отрасли специализации регионов.

В практической плоскости осуществляется выделение территориальных зон опережающего экономического роста с определенной отраслевой специализацией. При локализации в этих зонах общих для Приволжского федерального округа приоритетных отраслей в первую очередь учитывается ресурсная, технологическая и институциональная предрасположенность территории к качественной модернизации отраслевого экономического уклада. «Ресурсные ограничения заставляют задуматься о новых подходах к стратегическому планированию, о поиске новых моделей экономического роста» [1].

Отрасли, выбранные региональными органами власти в качестве приоритетных для формирования кластеров в Приволжском федеральном округе, а также зоны опережающего экономического роста отражены в табл. 1.

Ведущая роль в изменении пространственной структуры округа отводится 6 крупнейшим урбанизированным территориям — Казанской, Нижегородской, Самарско-Толь-яттинской, Пермской, Саратовской и Уфимской агломерациям, в каждой из которых проживает более 1 млн человек. В Нижегородской, Самарско-Тольяттинской и Казанской агломерациях сложились наиболее существенные предпосылки для формирования крупнейших в России многофункциональных населенных центров с развитой экономикой. Особенностью всех крупных агломераций Приволжского федерального ок-

руга является их значительная протяженность вдоль водных артерий, что определяет специфические проблемы пространственного развития, связанные с удаленностью центра от периферийных частей региона, неэффективностью транспортной сети.

Основной задачей крупнейших агломераций является трансформация производственных и коммуникационных узлов в крупные центры федерального масштаба с сохранением и модернизацией производственного потенциала, развитием институционально-деловых, транспортно-логистических, коммуникационных, социально-экономических и других функций.

Результатами формирования зон опережающего развития станут:

- значительное увеличение темпов роста экономики Приволжского федерального округа, повышение ее конкурентоспособности на инновационной основе, включая отраслевые и межотраслевые кластерные образования;

- значительное улучшение благосостояния и качества жизни населения округа в результате максимально эффективного и комплексного использования ресурсов и потенциала всех регионов;

- формирование взаимоувязанного комплекса транспортно-логистической, энергетической и информационно-телекоммуникационной инфраструктур;

- повышение эффективности промышленности и сельского хозяйства;

- создание социальной инфраструктуры, соответствующей современным мировым стандартам.

Технологическая платформа (ТП) — коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов, услуг, на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон.

Для инновационных компаний и вузов участие в проекте по технологическим платформам позволит:

- взаимодействовать со всеми заинтересованными сторонами: бизнесом, наукой, государством, гражданским обществом

- привлекать дополнительные инвестиционные ресурсы для проведения исследований и разработок;

- осуществлять подготовку и переподготовку кадров с учетом потребностей под каждый проект;

Рейтинговая оценка Приволжского федерального округа по возможностям кластеризации и развитию зон экономического роста (значение рейтинга/место)

Таблица 7

I §

Регион ПФО 200711 2011 Зоны опережающего экономического роста ПФО/ Отрасли, выбранные региональными органами власти в качестве приоритетных для формирования кластеров

1 вариант12 2 вариант11

Республика Башкортостан 1,622 5 0,6946 2 0,7629 10 2 ЗОНА. РОСТА. Уфимская (с центром в г. Уфе), включающая в себя зоны опережающего экономического роста с промышленными (нефтепереработка и нефтехимия, машиностроение и др,), агропромышленными, туристско-рекреационными функциями

Республика Мордовия 1,973 9 0,3389 13 0,6106 13 Региональные кластеры. Вагоностроительный, кластер светотехнической промышленности, агропищевой

Республика Татарстан 1,075 1 0,7098 1 0,8941 1 1 ЗОНА РОСТА. Казанская (с центром в г. Казани), включающая в себя зоны опережающего экономического роста с инновационными, промышленными (транспортное машиностроение, авиастроение, нефтепереработка и нефтехимия и др,), агропромышленными и трапепортпо-логистическими функциями

Удмуртская Республика 1.888 7 0,5198 7 0.7889 8 Региональные кластеры. Автомобильный, агропищевой лесопромышленный

Чувашская Республика 1,909 8 0,4587 10 0.8043 7 Региональные кластеры. Машиностроительный, электротехнический, химический

Пермский край 1,593 4 0,6868 3 0,8843 2 3 ЗОНА РОСТА. Камско-Вятская (с центром в г. Перми), включающая в себя зоны опережающего экономическою рост с промышленными (машиностроение, химия (минеральные удобрения и органический синтез), нефтепереработка, лесопромышленный комплекс и др.) функциями

Кировская область 2,218 14 0.4575 11 0,6819 12 Региональные кластеры. Лесной

Нижегородская область 1,460 3 0,6474 5 0,8094 6 5 ЗОНА РОСТА. Нижегородская (с центром в г. Нижнем Новгороде), включающая в себя зоны опережающего экономического роста с инновационными, промышленными (машиностроение, химическая, нефтехимическая, фармацешическая промышленность, металлургия, лесопромышленный комплекс и др.) и транепортно-логистическими функциями

Оренбург кая область 1,628 6 0,6311 6 0.8276 5 6 ЗОНА РОСТА. Оренбургская (с центром в г. Оренбурге), включающая в себя зоны опережающего экономического роста с промышленными (газохимия, металлургия, машиностроение), агропромышленными и траhciюргно-.iioi истичеекими функциями

Пензенская область 2,028 11 0,4211 12 0.7700 9 Региональные кластеры. Машиностроительный, приборостроительный, лесоперерабатывающий, сельскохозяйственный, кластер строительных материалов

Самарская облапь 1.137 2 0,6866 4 0,8814 3 4 ЗОНА РОСТА. Средневолжская (с центром в г. Самаре), включающая в себя зоны опережающего экономического роста с инновационными, промышленными (транспортная, авиационно-космическая, приборостроительная и другие подотрасли машиностроения, химия и нефтехимия и др.), а1ропромышленными, туристско-рекреационными и транс портно-логистическими функциями

Саратовская область 2,059 12 0,5097 8 0,7288 И Региональные кластеры. Агропромышленный, кластер стройиндустрии, металлургический

Ульяновская область 12.002 10 0.4834 9 0.8777 4 Региональные кластеры. Транспортно-логистический, кластер строительных материалов, стекольный, авиастроительный

Республика Марий Эл 2.200 13 0.3104 14 0.5644 14 Региональные кластеры. Лесной

I

I

I §

00 сл

- получить доступ к высокотехнологичному оборудованию, лабораториям;

- участвовать в совершенствовании нормативно-правовой базы в области научно-технологического и инновационного развития.

1 апреля 2012 г. Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям утвердила перечень приоритетных технологических платформ. Реализация этих платформ подразумевает партнерство государства, бизнеса и науки в разработке передовых технологий и внедрении их в производство.

Прямых государственных инвестиций на реализацию технологических платформ не предусматривается, однако в рамках их реализации могут координироваться и увязываться средства, выделяемые на соответствующие разработки по разным направлениям.

Промышленные предприятия и вузы Чувашской Республики активно ведут работу в составе технологических платформ, структурирующих интересы различных сторон на конкретных технологически отраслевых направлениях. В течение 2011 г. организации республики вошли в состав 6 технологических платформ:

«Биоиндустрия и биоресурсы — Био-Тех2030»;

«Новые полимерные композиционные материалы и технологии»;

«Перспективные технологии возобновляемой энергетики»;

«Интеллектуальная энергетическая система России»;

«Текстильная и легкая промышленность»;

«Биобезопасность: инновационные технологии для ветеринарной медицины, сельского хозяйства и защиты окружающей среды».

Расширяется сотрудничество со стратегическим партнером ОАО «РОСНАНО». В дополнение к поддержанному в 2009 г. проекту ООО «Хевел» «Солнечные батареи по технологии «тонких пленок» с общим бюджетом в 20,1 млрд руб. в июне 2011 г. ОАО «РОСНАНО» был одобрен к совместной реализации проект ООО «Гален» (г. Чебоксары) по производству продукции из композиционного наноструктурированного полимера, армированного базальтовыми или стеклянными волокнами с объемом финансирования со стороны ОАО «РОСНАНО» в размере 205 млн руб.

В 2011 г. продолжила работу Правительственная комиссия по отбору наиболее приоритетных и перспективных инновационных проектов, патентов на изобретение, полез-

ную модель, промышленный образец, создаваемых в Чувашской Республике и за ее пределами. Комиссией было рассмотрено четыре проекта, предусматривающих создание в республике производства инновационной продукции. Три проекта были одобрены к получению государственной поддержки:

- производство шахтной композитной анкерной крепи, модифицированной нано-частицами (ООО «Гален»);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- производство высокотехнологичной строительной керамики из местных глин в Красноармейском районе (ЗАО «ТУС»);

- производство эмали термостойкой (ЗАО «НПП «Спектр»).

В 2011 г. реализован инновационный проект ООО «ЗИСО» по организации серийного производства тренажерных площадок для размещения на придомовых территориях. Было изготовлено более 1500 тренажерных изделий или 150 площадок, из них каждая пятая площадка установлена в г. Чебоксары.

Основные сдерживающие факторы:

- отсутствие у предприятий республики собственных средств для обеспечения технологической модернизации производства и реализации крупных инвестиционных проектов;

- сложные механизмы получения государственной поддержки, низкие объемы со-финансирования инновационных проектов со стороны республики;

- низкая информированность предприятий республики о существующих инструментах государственной поддержки инвестиционной и инновационной деятельности;

- отсутствие понимания у специалистов предприятий республики, что такое «инновации», «новые технологии», что в свою очередь, отражается на данных, представляемых в официальные органы статистики;

- особенности статистического учета инновационной продукции, в первую очередь, нанотехнологической.

В табл. 2 представлены данные об используемых передовых технологиях в организациях Чувашской Республики в 2011 г.

Специалистами Минэкономразвития Чувашии проводилась следующая работа по стимулированию инновационной активности предприятий:

- консультационно-методическая помощь предприятиям по оказанию государственной поддержки для инновационных предприятий, заполнению форм статистической отчетности по инновациям, подготовки инвестиционных проектов в российские

Таблица 2

Число используемых передовых производственных технологий в организациях Чувашской Республики в 2011 г. по продолжительности их внедрения

_(ед.)

Показатели Число технологий, всего из них по числу лет использования Число изобретений в используемых технологиях

до 1 года 1-3 4-5 6 и более

Все передовые производственные технологии 2497 149 430 384 1534 42

Проектирование и инжиниринг 283 9 69 42 163 6

Производство, обработка и сборка 1051 84 119 128 720 35

Автоматизированные погрузочно-разгрузочные операции; транспортировка материалов и деталей 18 2 5 - 11 1

Аппаратура автоматизированного наблюдения (контроля) 106 16 36 21 33 -

Связь и управление 944 37 173 184 550 -

Производственные информационные системы 82 - 20 7 55 -

Интегрированное управление и контроль 13 1 8 2 2 -

инвестиционные фонды (ОАО «РОСНАНО», Внешэкономбанк), корректировки бизнес-планов, проведения образовательных мероприятий (семинары, конференции, научно-технические советы, биржи-инноваций) и республиканских конкурсов среди иннова-торов (2 конкурса), конкурсов в области системы менеджмента качества (4 конкурса).

Продолжилась работа по реализации республиканской комплексной программы «Качество» на 2010-2020 гг., количество сертифицированных организаций на соответствие международным стандартам качества увеличилось до 191.

Кроме того, в 2011 г. дан старт проекту по обучению школьников в области качества, в котором уже приняли участие более 200 учащихся средних общеобразовательных школ г. Чебоксары и Чебоксарского района.

Развитие биоэкономики — основной приоритет для Чувашской Республики. Данное направление развития республики нашло отражение в Стратегии «Чувашия — биорегион» до 2020 г. и республиканской целевой программе «Развитие биоэкономики в Чувашской Республике до 2020 года».

По всей территории республики, в каждом муниципальном образовании предлагается разместить ряд биотехнологических производств, как локального масштаба, дающих продукцию внутреннего потребления, так и более крупных, продукция которых рассчитана на российский и зарубежный рынки.

Во многих районах Чувашской Республики принята программа развития биотех-

нологий в муниципальном образовании (Ба-тыревский, Козловский, Комсомольский, Красночетайский, Мариинско-Посадский, Урмарский, Цивильский, Шемуршинский, Шумерлинский, Яльчикский, Янтиковский районы).

Начата реализация следующих проектов: «Строительство завода по комплексной переработке 60 000 т топинамбура с получением инулина, пектина, фруктозо-глюкозного сиропа, пищевых волокон и функциональных продуктов на их основе» (инициатор проекта ООО «СИНТЕЗ АГРО»), «Строительство биотехнологического комплекса по производству 50 000 тонн лизина (сульфата): глубокая переработка пшеницы на клейковину, крахмал, кристаллическую глюкозу, кормовые дрожжи и лизин» (инициатор проекта ЗАО «ЧувашАгроБио»).

В то же время не во всех муниципальных образованиях республики имеется производство, связанное с биотехнологиями.

На сегодняшний день большинство проектов, заявленных в республиканской целевой программе «Развитие биоэкономики в Чувашской Республике до 2020 года», реализуется слабо, что ставит под угрозу выполнение всей программы.

Таким образом, в целях обеспечения стратегического подхода к созданию и развитию региональных информационных систем и технологий органам власти Чувашской Республики и органам власти местного самоуправления необходимо создавать дополнительные возможности по активизации процессов

кластеризации и развития зон экономического роста в регионе.

Список литературы

1. Гохберг Л. Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. URL:http://www.ng.ru/science/2011-03-23/ 11_tech_platform.html.

2. Иванов В.Н., Андреев В.В., Калинина Г.В., Белова Н.П. Управление отраслевой конкурентоспособностью в условиях инновационного развития региональной экономики (на примере пищевой промышленности Чувашской Республики). Чебоксары: ЧКИ (филиал) РУК, 2011. С. 132-133.

3. Калинина Г.В., Калинин А.М. Обоснование качества развития региональной системы в аспектах информационного пространства региона методами многомерного анализа // Вестник Чуваш. ун-та. Гуманитарные науки. Чебоксары. 2012. №4. С. 307-316.

4. Маршалл Л.А. Принципы экономической науки: в 2-х т. / пер. с англ. М.: Прогресс, 1993.

5. Мигрант АА Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров в странах с переходной экономикой/^иЬсоПхас! ru: портал информационной поддержки малого

и среднего производственного бизнеса. 2003-2009. URL:http://www.subcontract.ru/Docum/ DocumShow_DocumID_171.html.

6. Портер М. Конкуренция / пер. с англ. М.: Вильямс, 2006. 608 с.

7. Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ. Итоги 2011 года. РИА Рейтинг (Группа РИА Новости) URL: http:// www.riarating.ru/.

8. Третьяк В.П. Кластеры предприятий. М.: «Август Борг», 2006. 132 с.

9. Цихан ТВ. Кластерная теория экономического развития.

10. Ялов Д.А. Кластерный подход как технология управления региональным экономическим развитием.

11. Dahmen E. Entrepreneurial Activity and the Development of Swedish Industry, 1919-1939. Stockholm, 1950.

12. Rosenfeld S. Bringing business clusters info the mainstream of economic development // European planning studies, 1997. N 5. Р. 3-23.

13. Tolenado J.A Propjs des Filires Industrielles. - Revue d'Economie Industrielle. V. 6. 1978. № 4. P. 149-158; Soulie D. Filieres de Production et Integration Vertical. Annales des Mines, Janvier 1989. P. 21-28.

КАЛИНИН Андрей Михайлович — соискатель. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]

KALININ, Andrey Mikhaylovich — Post-graduate Student. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]

УДК 331.105.84

КОММУНИКАЦИОННЫЙ КОНСАЛТИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ КОММУНИКАЦИОННОГО

МЕНЕДЖМЕНТА

О.Ф. Киреева

Рассматривается проблема актуальности исследования коммуникационного консалтинга. Коммуникационный консалтинг выступает в качестве инструмента коммуникационного менеджмента. В качестве примера используется политический консалтинг как разновидность коммуникационного консалтинга, осуществляемого в политической сфере общества.

Ключевые слова: коммуникационный менеджмент; коммуникационный консалтинг; политическая коммуникация; политический консалтинг; инструмент; социальные организации; информационно-коммуникационные процессы.

O.F. Kireeva. COMMUNICATION CONSULTING AS A TOOL COMMUNICATION MANAGEMENT

The article considers the problem of the relevance of the study of communication consulting. Communication consulting is an instrument of communication management. Is used as an example of political consulting as a variety of communications consultancy, carried out in the political sphere of society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.