Научная статья на тему 'Роль рынка консультационных услуг в развитии предпринимательства'

Роль рынка консультационных услуг в развитии предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
715
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ УСЛУГИ / УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ УСЛУГИ / CONSULTING SERVICES / ADMINISTRATIVE CONSULTATION / SUPPLY AND DEMAND ON CONSULTING SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плотченко Надежда Владимировна

В статье дана оценка роли рынка консультационных услуг в развитии предпринимательства в России. Проведен анализ факторов, влияющих на изменение спроса и предложения на рынке консультационных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль рынка консультационных услуг в развитии предпринимательства»

УДК 330.191.6+330.012.22

РОЛЬ РЫНКА КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ УСЛУГ В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

© Н.В. Плотченко

В статье дана оценка роли рынка консультационных услуг в развитии предпринимательства в России. Проведен анализ факторов, влияющих на изменение спроса и предложения на рынке консультационных услуг.

Ключевые слова: консультационные услуги; управленческое консультирование; спрос и предложение на консультационные услуги.

К числу важных проблем предпринимательских структур относится недостаточная эффективность принимаемых управленческих решений, несовершенство управленческой структуры, дублирование ряда функций в организационном строении предпринимательской структуры, нечеткая адресная ответственность за выполнение задач конкретными исполнителями. По этим причинам существенно снижается эффективность управления.

В такой ситуации значительно возрастает роль управленческого консультирования как одного из методов совершенствования менеджмента предпринимательских структур.

Имеется множество определений управленческого консультирования. Можно выделить два основных подхода к консультированию.

В первом случае используется широкий функциональный взгляд на консультирование. Фриц Стееле определяет его так: «Под процессом консультирования я понимаю любую форму оказания помощи в отношении содержания, процесса или структуры задачи или серии задач, при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, но помогает тем, кто ответствен за это» [1].

Второй подход рассматривает консультирование как особую профессиональную службу и выделяет ряд характеристик, которыми она должна обладать. Согласно Лэрри Грейнеру и Роберту Метцгеру «управленческое консультирование - это консультативная служба, работающая по контракту и оказывающая услуги организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, которые помогают организации-заказчику выявить управленческие проблемы, проанализировать их, дают рекомендации по решению этих проблем и содейству-

ют, при необходимости, выполнению решений» [1].

Можно считать два эти подхода взаимодополняющими.

В частности, Европейская федерация ассоциаций консультантов по экономике и управлению (ФЕАКО) дает следующее определение: «Менеджмент-консалтинг заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и/или возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации». Такого же определения придерживается Американская ассоциация консультантов по экономике и управлению (ACME) и Институт менеджмент-консультантов (IMC).

Консалтинговая деятельность является самостоятельным и основным элементом инфраструктуры рыночной экономики.

Формирование спроса на консультационные услуги определяется следующими факторами: разным поведением предприятий, а точнее высшего менеджмента, в проблемной ситуации; наличием знаний и кадров для самостоятельного решения проблемы; возможностью вынесения конфиденциальной информации за пределы организации; отношением высшего руководства компании к консультантам; наличием финансовых ресурсов [2].

Эволюция спроса определяется: внешними для предприятия (неконтролируемыми) факторами и внутренними (контролируемыми) факторами.

Внутренние или контролируемые факторы рассматриваются как инструмент операционного маркетинга, средства маркетингового давления на спрос на конкретные услуги, оказываемые данным консультантом.

Внешние или неконтролируемые факторы представляют собой ограничения, противодействия, с которыми предприятия сталкиваются на рынке.

В хозяйственной практике различают два уровня спроса:

- реальный или суммарный (совокупный) рыночный спрос - спрос на рынке консультационных услуг в целом;

- спрос на отдельные виды услуг.

Реальный рыночный спрос соотносится с

общим объемом оплаченных консультационных услуг в определенном месте за конкретный период времени для всей совокупности управленческих услуг или конкурирующих консультантов. В этом случае речь идет о т. н. «первичном спросе», или спросе, соответствующем определенной потребности, что, в свою очередь, предполагает предварительную идентификацию базового рынка, спрос имеет конкретное проявление как во времени, так и в пространстве.

Спрос на отдельные виды услуг является частью суммарного рыночного спроса и соответствует доле рынка, удерживаемой данным консультантом на базовом рынке консультационных услуг.

Спрос на рынке консультационных услуг, безусловно, будет влиять на эффективность деятельности фирм, осуществляющих консультирование, т. к. именно он предопределяет цены и потенциальные объемы услуг.

Реальный объем продаж будет определяться согласованием спроса и предложения на рынке консультационных услуг. Поэтому представляется целесообразным провести анализ факторов, оказывающих влияние на формирование предложения на рынке управленческого консультирования.

Предложение на рынке консультационных услуг определяется, прежде всего, наличием знаний, умений, опыта, обладающих свойством соответствия тем проблемам управления производством, которые требуют своего решения в данный момент. Эти знания, умения, опыт должны быть систематизированы и приведены в форму, позволяющую использовать их при осуществлении процесса консультирования. Следующий существенный момент - наличие профессиональных консультантов, овладевших релевантными знаниями, умениями и навыками и способных осуществлять процесс консульти-

рования. Спорным остается вопрос и возможности подготовки на стандартной основе профессионалов-консультантов, деятель-

ность которых часто сравнивается с искусством. На наш взгляд, осуществить подготовку профессионалов-консультантов в рамках обычного учебного плана в высшей школе невозможно. Но уже на ранних стадиях обучения в вузах целесообразным представляется отбор студентов, имеющих задатки про-фессионалов-консультантов. Для этой группы студентов, а также специалистов с высшим образованием, обладающих вышеназванными задатками, и следует создавать систему подготовки профессионалов-кон-сультантов, сочетающую овладение теоретических основ процесса консультирования с практическим опытом.

Предложение на рынке консультационных услуг может формироваться и под влиянием такого фактора, как способность про-фессионала-консультанта ориентироваться

не на собственные знания и умения, а на проблемы, возникающие в управлении производством в организациях. Попытки использовать накопленные знания без увязки с проблемами, порождаемыми практикой хозяйствования, могут вызвать негативную реакцию у руководителей и персонала предприятий.

На спрос и предложение в условиях рынка может оказать существенное влияние государственное регулирование экономики, касающееся деятельности консультационных фирм. В условиях России, когда еще достаточно жестко регламентируется состав затрат, относимых на себестоимость, постоянно меняется налоговая политика и т. п., имеются большие трудности при создании новых и функционировании действующих предприятий, консультационный бизнес вынужден реагировать на все изменения государственной политики, либо увеличивая объемы предложения, либо их сокращая.

Кроме того, успех деятельности в консультационном бизнесе определяется умением создавать временные альянсы, т. е. такую форму организации консультационной деятельности, которая сейчас именуется виртуальной корпорацией. Несомненно, создание временных союзов оказывает существенное воздействие на увеличение предложения на рынке консультационных услуг.

На российском рынке сложилось несколько консалтинговых направлений в области совершенствования организационных структур, создания мотивационных систем управления персоналом, эффективного управления продажами, кадрового потенциала и формирования организационной культуры, стратегического и операционного планирования, финансового менеджмента и бюджетирования.

Анализ структуры рынка консалтинговых услуг в Российской Федерации указывает на наличие следующих элементов: индивидуальных, частнопрактикующих консультантов; отделов кадровых или маркетинговых агентств; мелких консалтинговых фирм (от 3 до 7 сотрудников); крупных российских консалтинговых компаний (30 и более человек); западных консалтинговых компаний с большим числом сотрудников (их представительства в России различаются по величине) [3].

Эти структурные элементы имеют разное организационное оформление, однако специалисты отмечают тенденцию к их укрупнению вследствие вытеснения с рынка мелких и средних фирм более сильными конкурентами либо слияния их в более крупные компании. В стране действует несколько ассоциаций консалтинга, начиная от Ассоциации консультантов по экономике и заканчивая Ассоциацией консультантов по управлению и организационному развитию.

В зависимости от места на рынке различают три типа консалтинговых компаний. К первому относятся те фирмы, которые с момента их создания активно лоббируются и приставляются к определенным платежеспособным клиентам. Они специализируются на решении проблем нескольких крупных клиентов, работают по расценкам зарубежных компаний и практически не развиваются за пределы этого сегмента. Консалтинговые компании второго типа создаются крупными структурами для решения своих внутренних проблем и работают на нескольких корпоративных клиентов. Третий тип - независимые частные фирмы, действующие на конкурентном рынке и взаимодействующие с многочисленными предприятиями среднего и малого бизнеса, как правило, на разовой основе.

Увеличение спроса на услуги консультантов по практическому управлению и организационному развитию вызвано осозна-

нием руководителями организации необходимости освоения современных технологий управления, важности профессионального подхода к решению проблем, креативного поиска новых способов повышения конкурентоспособности.

Привлечение внешних консультантов позволяет турфирме получить новые идеи в результате свежего взгляда на проблему, облегчает принятие решений, необходимых фирме, но невыгодных персоналу по личным мотивам. Основное преимущество внешнего консультанта - независимость от организации и возможность высказываться открыто. Его собственная карьера не связана напрямую с делами клиентской компании, он не лоббирует интересы отдельных групп и не обязан передавать руководству неосторожные высказывания респондентов. Это понимают опрашиваемые, которые, в свою очередь, пользуются возможностью выплеснуть наболевшие проблемы в надежде на их решение.

К числу серьезных проблем российского консалтинга обычно относят следующие:

- многие консультанты не имеют специального образования, что отрицательно сказывается на качестве оказываемых ими услуг;

- некоторые консультанты вводят своих клиентов в заблуждение, пользуясь их управленческой наивностью и заключая с ними контракты на заведомо невыполнимые работы под обещание успехов;

- ряд консалтинговых фирм продает уже отработанный, универсальный, стандартизированный продукт, не вникая в специфику деятельности организации-заказчика;

- консалтинговые компании фактически не несут ответственности за свои рекомендации, их взаимоотношения с клиентами нередко определяются расплывчатыми условиями контракта;

- критерии оценки, система учета затрат и механизм обоснования оплаты услуг консалтинговых фирм до сих пор не разработаны. Предприятия, находящиеся на грани выживания, не могут позволить себе обратиться к услугам консультантов;

- консалтинговые технологии развиваются в основном односторонне - в направлении экстренного устранения запущенных проблем, а не их предупреждения;

- большинство иностранных экспертов и консультантов, а также некоторые отечественные специалисты не учитывают в своих рекомендациях особенности российской экономики во многом из-за непонимания или игнорирования, например, национального менталитета.

Анализ тенденций в контексте сегодняшних экономических проблем позволяет выявить ряд противоречий в развитии российского консалтинга и его концепций.

Во-первых, эта проблема качества продукта консалтинга и профессионализма самого консультанта.

Во-вторых, оказание помощи, в первую очередь, «ключевым клиентам» вследствие, например, дороговизны консалтинговых услуг. Крупные компании за рубежом в последние годы стали вводить у себя штатных консультантов вместо приглашенных со стороны.

В-третьих, противоречия между консультантом и клиентом, выражаемые в форме недоверия, непонимания или неготовности к восприятию полученных рекомендаций.

В-четвертых, противоречия между развитием консалтинговых услуг в отраслевом, региональном и «ключевом» аспектах с явным смещением в сторону прибыли фирмы.

В-пятых, массовый приток в Российскую Федерацию дорогостоящих «западных» экспертов и консультантов на фоне отношения к интеллектуальному потенциалу страны и массового выезда высококлассных отечественных специалистов за рубеж.

Управление по результатам через процессное консультирование и интерактивное обучение рассматривают как важную перспективу. В ведущих странах стало доминировать управление по результатам в различных формах. Все направления базируются на органичном сочетании программно-целевого подхода и системы коллективной мотивации персонала. Причем в течение последних 20 лет во всех развитых странах в данный процесс включили разработку общих ценностей, видений будущего и концепций развития. В России процессное консультирование и обучение управлению по результатам используются на протяжении последних семивосьми лет.

В современном понимании управление состоит из пяти блоков - разработки стратегии, планирования, оперативного управле-

ния, контроля и развития. При этом важнейшая цель процессного консультирования заключается в разработке стратегии для предприятия, на базе которой и организуется долгосрочное и эффективное развитие управления производством и персоналом. Она подсказывает персоналу, как перейти от нынешнего положения к тому, что требуют миссия, ценности и бизнес-идея.

Разработка стратегии включает SWOT-анализ, выдвижение основных путей решения проблем предприятия, рассмотрение миссии и главных ценностей предприятия, определение стратегических целей.

При анализе исходного положения руководители должны суметь сделать выводы для будущего, учитывая совместное воздействие разных факторов внутри предприятия и в его окружении. Наиболее просто и эффективно это делается с помощью SWOT-анализа. Он позволяет одновременно сосредоточить внимание на настоящей ситуации и на том, каким может быть будущее предприятия.

Для того чтобы успешно приспосабливаться к условиям быстро изменяющегося рынка, предприятие должно иметь ясное видение будущего, четко определенную миссию, ценности, которые соответствуют коренным, долгосрочным интересам клиентов и других важнейших для него контактных групп, а также разработанную на этой основе стратегию. Стратегия предприятия является мостом, по которому персонал может перейти от понимания долгосрочных концептуальных целей к практическим действиям.

В управлении по результатам существенное значение имеет глубокое понимание менеджером смысла своего труда. Важно также развитие самого человека. Инициативный сотрудник - один из ценнейших ресурсов трудовой команды. В перспективе, от каждого ее члена для достижения результатов еще в большей мере будут требоваться неординарные интеллектуальные, интуитивные и физические качества. Управление по результатам исходит из того, что каждый человек может развивать самостоятельно свои способности, независимо от того, на каком уровне организации он работает.

Человек в процессе труда все больше переключается с непосредственного исполнения на управление. Рутинные процессы обработки автоматизируются, а функции пла-

нирования и контроля остаются в сфере ответственности людей: маркетинг и управление рынком при помощи положительного имиджа, автоматизация управления клиентскими отношениями, использование возможностей Интернета; разработка новой продукции, НИОКР и изобретательская деятельность; финансирование, привлечение инвесторов для реализации замыслов предприятия; управление процессами развития предприятия и обучения клиентов, переход к организации управления, основанной на временных командах и т. д.

Ранее только высшее руководство понимало совокупность всего процесса и его конечный результат. Сегодня в высокотехнологичном бизнесе это должен понимать каждый участник бизнес-процесса компании. Он должен уметь анализировать ожидаемые ключевые результаты, процесс труда и собственное участие в нем.

1. Трофимова О.К. Определение понятия «управленческое консультирование». иКЬ: http://www.cfin.ru/consulting/mkintro-02.shtml. Загл с экрана.

2. Важничин В. Формирование рынка консультационных услуг в Хабаровском крае // Бизнес консалтинг. 2007. № 2.

3. Черницова К.А. Развитие управленческого консалтинга в Российской экономике // Транспортное дело России. 2008. № 6.

Поступила в редакцию 6.10.2009 г.

Plotchenko N.V. Role of the consulting services market in development of business. In the article estimation of a role of consulting services market in development of business in Russia is given. Analysis of factors influencing change of supply and demand in consulting services market is carried out.

Key words: consulting services; administrative consultation; supply and demand on consulting services.

УДК 330.191.6+330.012.22

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

© А.В. Передков

В статье рассмотрены пути развития малого бизнеса, в частности инновационная сфера, ее современное состояние. Определены перспективные направления деятельности малых инновационных предприятий.

Ключевые слова: инновационная деятельность; малый инновационный бизнес; инфраструктура поддержки малого инновационного бизнеса.

В связи с экономическим кризисом в экономиках стран появился, естественный вопрос - «Как решить эту проблему?». В настоящее время существует немало программ, подходов, предполагающих решение этого вопроса. Одной из таких программ является поддержка и развитие малого бизнеса, но наиболее актуальным стало развитие инновационного бизнеса. В недавней статье Дмитрия Медведева «Россия вперед» акцентировано внимание на развитии России по инновационному пути, в связи с этим будет осуществляться всесторонняя поддержка молодых ученых и изобретателей, а также государственных и частных компаний, которые будут заниматься инновационной деятельностью [1].

Инновационная деятельность - это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары / услуги или товары / услуги с новыми качествами [2].

Сейчас, когда операции купли-продажи и финансовые операции на валютных рынках не дают высокой доходности, можно предполагать, что инновационная деятельность будет становиться все более привлекательной для квалифицированных специалистов, покинувших большую науку и наукоемкие производства. Однако пока этому препятст-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.