Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 36 (251). Экономика. Вып. 35. С. 46-51.
С. В. Борзов
ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМНОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА
Рассматриваются проблемы финансирования высшего образования, получения дополнительных денежных средств от собственной деятельности вузов США. Анализируется структура доходов вузов и стоимости обучения; различные источники финансирования высшего образования (государственный бюджет, включая систему грантов; плата студентов за обучение, инвестиции корпораций, частные пожертвования, собственные средства высших учебных заведений).
Ключевые слова: высшее образование США, национальные приоритеты, инновации, государство, грант, частный бизнес, инвестиции, кредит, контракт, пожертвования, благотворительный фонд, доход.
Ядром американской системы высшего образования в начале ХХ1 в. являются исследовательские университеты, которые служат главным источником создания и распространения знания и, таким образом, содействуют глобальному запасу человеческого капитала. Эта функция предоставляет им статус бесприбыльности и освобождение от налогов. В противоположность теории фирмы, максимизирующей прибыль, или индивида, максимизирующего полезность, экономическая теория бесприбыльных организаций менее отчётливо развита, несмотря на тот факт, что бесприбыльный сектор действительно значителен в Соединённых Штатах.
Несмотря на то, что программы исследований остаются основной функцией университетов, они тесно связаны с учебным процессом. К их проведению привлекаются студенты, а результаты изысканий используются в учебном процессе, что позволяет повысить качество подготовки специалистов. Это способствует укоренению полученных знаний в практической деятельности, повышая, в конечном счёте, общую конкурентоспособность бизнеса.
Экономика не единственная сфера общественной практики, где проверяются выводы научных теорий и формируются неявные знания. Политика, культура, экология, национальная безопасность также относятся к сферам применения накопленных знаний. Иными словами, деятельность новых университетов должна быть ориентирована на широкую общественную практику, а не только на производство и экономику.
Для сохранения лидирующих позиций в сфере науки и техники необходимо идти на серьёзные эксперименты в системе высшего обра-
зования и, прежде всего, в системе исследовательских университетов. Реформа системы образования и приведение её с соответствие с требованиями экономики, основанной на знаниях, стала одним из острейших национальных приоритетов. Это должно привести к переосмыслению концепции и существенному преобразованию самого учебного процесса [2. С. 57-58].
Мало проявить изобретательность и предложить новизну. В условиях усиления роли и значения инноваций нужно также найти пути вывода этой новизны на существующие рынки или вновь найденные рыночные ниши (новаторские и предпринимательские проекты). Для этого требуются особые практические навыки в области управления (восприимчивость к новизне, способность к творчеству) и предпринимательские способности. Необходимо готовить предпринимателей нового типа, способных понимать существо научных открытий и создавать на их основе рыночные продукты [2. С. 64]. Нужно оформить идею нового продукта и приложить усилия для выведения его на рынок. В этом аспекте проблема нововведений и конкурентоспособности связана не столько с отношениями между университетами и бизнесом, сколько с подготовкой рационализаторов и предпринимателей.
В более широком контексте речь идёт об объединении в одном процессе учёных, инженеров, техников, менеджеров и преподавателей, обладающих современными методами непрерывного обучения и воспитания.
Признавая роль и значение этих функций, государство обязалось поддерживать их статус и финансировать выполнение обеих функций — образования и науки. Но государство также за-
интересовано в усилении конкурентоспособности национального бизнеса. Возникающий конфликт интересов может быть разрешён только на политическом уровне.
Следует иметь в виду, что бюджетные дефициты федерального правительства приводят, как правило, к сокращению поддержки фундаментальных исследований. Источники существования университеты ищут в коммерциализации результатов своих работ. Такая деятельность университетов по созданию новых бизнесов, с использованием принадлежащих им разработок и изобретений, получила название «академического капитализма».
Как подчёркивают критики, зависимость исследований от источника финансирования приводит к эрозии базовых научных ценностей: исследователь больше не стремится к поиску истины. Как и во всех рыночных трансакциях, его целью становится удовлетворение потребности заказчика, что изменяет структуру приоритетов и приводит к снижению качества как исследований, так и образования. В конечном счёте, университет низводится до уровня коммерческих фирм, превращаясь в ещё одну отрасль, которая предлагает на свободном рынке свои услуги. «Академический капитализм», продвигаемый в качестве механизма ускорения темпов освоения нововведений в национальной экономике, не решает эту задачу. Выход из положения все специалисты видят в одном — увеличении государственного участия в финансировании науки [2. С. 60-61].
Для университетов важнее сохранить и развивать дальше сам механизм производства и распространения знания, который сформировался и доказал свою эффективность. Представители научного сообщества видят опасности «академического капитализма», связанные с разрушением традиционных для науки систем ценностей (служение обществу, поиск истины, открытость и гласность научных дискуссий, академические свободы).
В то же время бизнес предоставил соответствующую базу для практической проверки результатов исследований. Однако бизнес приветствует «академический капитализм», рассматривая его как расширение рыночного пространства, как появление ещё одного источника услуг, поставщика идей и нововведений. У бизнеса нет стимулов инвестировать в университетскую инфраструктуру, пока она находится
под контролем научного сообщества и государства. Для него это непроизводительные, малоэффективные расходы. Бизнесу предпочтительнее оставаться с университетами в рамках модели купли-продажи уже готовой интеллектуальной собственности.
Общемировая тенденция финансирования высшего образования, наметившаяся в последние десятилетия, заключается в сокращении государственных затрат и увеличении частных за счёт средств студентов и их семей в процессе роста оплаты обучения. В начале ХХ1 в. эта тенденция прослеживалась и в США.
Основные источники доходов вузов. Объём ассигнований в значительной степени определяет уровень материально-технической базы, доходы преподавателей, размер финансовой помощи студентам и качество учебных программ высшего образования. Финансирование высшей школы США — одно из самых высоких в мире (2,7 % ВВП в 2005 г.) [2. С. 94]. При этом доходы высших учебных заведений складываются как из государственных и частных источников, так и собственных средств.
В первом десятилетии ХХ1 в. американская высшая школа на 2/3 финансируется государственным бюджетом. Одновременно сохраняется тенденция снижения доли государственных затрат, обусловленная приоритетностью рыночного регулирования этой сферы. Это отражается на динамике доходов вузов, полученных из государственных источников. В то время как средства, выделяемые федеральным бюджетом, остались практически неизменными, затраты штатов на высшее образование, при незначительном росте муниципальных средств, заметно снизились. Тем не менее государственный бюджет по-прежнему остаётся самым крупным источником доходов американских вузов [3. Tab. 338-339, 342, 344; 4. Tab. 208].
Доля частных затрат увеличились, а в их структуре выросла доля доходов, получаемых в виде даров, грантов и контрактов, а также доля доходов, получаемых от оплаты обучения. Оплата обучения, являясь крупным источником дохода, составляла около четверти общего дохода американских вузов.
Что касается собственных доходов, которые формируются за счёт продажи товаров и услуг и собственных вложений, то их доля также выросла в последние десять лет и составляла более трети общего дохода. Этот рост был
обеспечен поступлениями от инвестиционных вложений.
Структура доходов американских вузов зависит от их статуса и типа: исследовательские университеты, магистерские вузы, старшие колледжи и т. д. Возьмём в качестве примера «среднего американского университета» бюджет Иллинойского университета (это университет штата, т. е. «государственный»). Его объём размером в 1,3 млрд долл. складывается из следующих источников:
— 20-25 % — средства бюджета штата (статьи расходов на образование);
— 20-25 % — плата студентов за образование (tuition — обучение; плата за обучение);
— 20—25 % — исследовательские гранты из федерального бюджета, которые выигрывают университетские профессора по результатам открытых конкурсов научных проектов федеральных ведомств, а также подобные конкурсные гранты ведомств штата Иллинойс на исследования;
— 10—15 % — конкурсные гранты и контракты с корпорациями;
— 10—15 % — частные пожертвования, доходы от благотворительного фонда университета (эндаумент-фонд) и собственного побочного бизнеса [6].
Такая структура бюджета характерна для любого американского исследовательского университета независимо от того, является ли он государственным или частным.
Государственный бюджет. Государственными приоритетами финансирования являются следующие:
— научные исследования;
— институциональная помощь вузам (развитие материально-технической базы);
— финансовая поддержка студентов (средства поступают в учебные заведения опосредованно в виде платы за обучение).
Исследования финансируются в основном из федерального бюджета, институциональная поддержка поступает из бюджетов штатов, а финансовая помощь студентам — из бюджетов всех уровней. Основная часть федеральных ассигнований, выделяемых на научные исследования, направляется в исследовательские университеты, являющиеся ядром системы высшего образования.
Практикуются следующие способы выдачи государственных средств на научные исследования. Во-первых, получение свободных
грантов, которые могут быть использованы вузом на любые исследования по их выбору. Во-вторых, предоставление целевых грантов на конкурсной основе под конкретные исследования. Одним из огромных преимуществ конкурсной системы является то, что контроль над выделением финансов реально распределён между экспертами-рецензентами (в том числе зарубежными), руководителями экспертных комиссий и самими исполнителями, которые отчитываются о расходовании финансовых ресурсов. Фактически само научное сообщество контролирует, как расходуются средства научного бюджета страны.
В-третьих, заключение совместного договора между вузом, государством и корпорацией. Такая форма широко распространена при проведении исследований по заказам отдельных министерств и агентств. И, наконец, четвёртым способом получения средств является заключение государственных контрактов. В отличие от предыдущего способа порядок заключения контрактов и контроль над их исполнением строго регламентированы. Перечисленные способы финансирования используются вузами при сотрудничестве с частным бизнесом.
Институциональная помощь предоставляется практически всем вузам, тем не менее её большая часть направляется в ведущие учебные заведения. Возможность её получения оговаривается определёнными условиями, которым отвечают прежде всего исследовательские университеты.
Финансовая помощь студентам является наиболее актуальным направлением государственного финансирования высшего образования США. Она предназначена в основном студентам государственных вузов. На её получение могут рассчитывать также и частные вузы. Все студенты аккредитованных вузов, факультетов и программ автоматически становятся участниками программы федеральной финансовой помощи студентам. Часть этой помощи компенсирует учебным заведениям недостаток институциональной помощи и средств, направляемых на научные исследования.
Наиболее распространёнными формами этой помощи являются гранты и займы. Используются также различные виды стипендий и налоговые льготы. На уровне бакалавриата практикуется выдача грантов, а на уровне постбакалавриата — стипендии. Займы выдаются одинаково
часто на обоих уровнях обучения. В последние десятилетия приоритетной тенденцией в государственной политике образования стала выдача кредитов на обучение. В условиях постоянного роста стоимости высшего образования при снижающейся доле государственных затрат на него это позволяет правительству экономить средства налогоплательщиков, не снижая возможности доступа к образовательным услугам.
Поскольку система высшего образования находится в юрисдикции администрации штатов, то наибольший объём ассигнований вузы получают из бюджетов штатов. Следующим по объёму выделяемых средств является федеральный бюджет. Наименьший объём ассигнований поступает из местных бюджетов [4. Tab. 421-422].
В связи с этим отметим, что «городские власти в Китае выделяют университетам крупные участки земли, софинансируют вместе с федеральным правительством капитальное строительство, создавая и культивируя тем самым точки драйва, оказывающие позитивное влияние на жизнь города в целом [1. С. 4].
Таким образом, государственные ассигнования продолжают оставаться важнейшим источником дохода американских высших учебных заведений.
Частный капитал. Основными источниками частных средств (пожертвований, грантов, контрактов) являются частные лица, благотворительные фонды и корпорации. Частные лица и фонды финансируют текущую и инвестиционную деятельность вузов, а также выделяют средства на выдачу стипендий. Корпорации финансируют вузы по тем же направлениям и заключают с ними контракты на научные исследования и развитие коммерческой деятельности. Доля частных компаний в финансировании научных исследований в 625 университетах США в среднем не превышает 6 % (официальные данные Национального научного фонда США) [5].
В 2005/06 учебном году доля пожертвований частных лиц составила 50,4 %. При этом более половины всех затрат частных лиц приходилось на пожертвования бывших выпускников вузов [1. C. 106].
Отличительной чертой финансирования американского высшего образования является наличие благотворительных фондов. В настоящее время многие вузы имеют свои собственные фонды, средства которых направляются на поддержку членов профессорско-преподава-
тельского состава и кафедр университета, академических программ и непосредственно самих студентов.
Основой деятельности фондов является сбор пожертвований. Фонды получают доход в виде процентов, распределяя только его часть. Другая часть обязательно вкладывается обратно для поддержания соответствующего финансового положения. В 1990-х гг. обычный доход фондов составлял 15-20 %. Однако многие вузы распределяли не более 3 % дохода, но и эти суммы в абсолютном выражении были огромными величинами [3. Tab. 349; 4. Tab. 208].
Значительная часть средств поступает в виде инвестиций от корпораций, которые включают финансирование совместной деятельности и корпоративных контрактов. Контракты вузов с корпорациями заключаются, как правило, на выполнение прикладных научных исследований для разработки и производства определённых товаров и услуг, технологий и т. п. Основная часть корпоративных средств концентрируется в ведущих университетах и колледжах страны. Разумеется, частные затраты на высшее образование включают в себя также расходы семей на оплату образовательных услуг.
Собственные доходы вузов. Основную часть собственного дохода, более 2/3, составляют средства от продажи товаров и услуг. Оставшаяся часть представлена доходами от вложений, т. е. собственных инвестиций вузов.
Высшие учебные заведения занимаются деятельностью, приносящей дополнительный доход: продвижением своих разработок и технологий, участвуют в бизнесе, приобретая акции и доли других предприятий, получают доходы от предоставления прав на интеллектуальную собственность, т. е. получают плату за лицензии, патенты и т. д. Подчеркнём, что доля поступлений на исследовательские проекты университетов в США от их собственной патентной и лицензионной деятельности составляет в среднем 3 % от исследовательских бюджетов [5]. Вузы предоставляют услуги по проживанию, питанию, медицинскому обслуживанию, пользованию библиотеками.
Учебные заведения получают также доход от прочей образовательной деятельности. Наиболее конкурентоспособные академические программы, включённые в учебные планы бизнес-школ, могут приносить существенные доходы. Образовательные услуги, связанные с деятель-
ностью спортивных центров, также могут приносить некоторый доход.
Американские вузы делают также собственные финансовые вложения. Особенно высокие доходы от собственных инвестиций получают частные некоммерческие вузы. Государственные вузы также имеют собственные вложения, но доходы от них минимальны.
Оплата за обучение как важнейший источник финансирования. Оплата за обучение является крупным источником доходов американских высших учебных заведений, поскольку основной их бизнес — это высшее образование. Все университеты, в том числе и государственные, относятся к этому бизнесу очень серьёзно, потому что они зависят от того, что им платят студенты. Последние свободны в выборе вуза. В то же время сильные студенты позволяют более эффективно развивать науку, от уровня которой зависит привлечение средств на исследования в виде грантов, которые в сумме составляют примерно половину университетского бюджета [6].
Затраты семей на высшее образование в США намного больше, чем во многих других развитых странах. Высокая стоимость образования обусловлена рядом факторов. К ним относятся, во-первых, значительная доля частного сектора в системе высшего образования и его высокий престиж. Последний находится в большой зависимости от стоимости обучения. Во-вторых, высокие доходы американских семей в сочетании с развитой системой федеральной финансовой помощи студентам из малообеспеченных слоёв населения поддерживают высокий платёжеспособный спрос на образовательные услуги. В-третьих, в стоимость образования включаются разного рода необразовательные расходы: за занятия спортом, использование оборудования, библиотек и помещений для отдыха, транспортные расходы, регистрационные сборы и тому подобное.
Стоимость обучения в государственных вузах гораздо ниже, чем в частных. Она может зависеть не только от статуса и типа вуза, но и от места жительства. Особенно это касается государственных вузов. Дети налогоплательщиков и постоянных жителей штата, в котором находится вуз, платят за обучение вдвое меньше, чем приезжие, в том числе и иностранцы. При этом образовательная политика и стоимость обучения различаются по штатам. Согласно исследовани-
ям, самое дорогое высшее образование в штате Мэриленд, а самое дешёвое — в вузах юга и юго-запада США [1. С. 110].
Полная стоимость обучения в американском вузе состоит из трёх основных элементов:
— непосредственной платы за обучение, включающей дополнительные образовательные услуги;
— стоимость проживания;
— стоимость питания.
В 2006/07 учебном году полная стоимость обучения на уровне бакалавриата по полным программам составила в среднем 15 тыс. долл. в год. В структуре полной стоимости плата за обучение занимала более половины. В последние десятилетия её доля постоянно возрастала за счёт уменьшения стоимости питания и проживания. Эта тенденция распространялась на все типы вузов, как государственные, так и частные [1. С. 111].
Структура стоимости обучения различается по статусу, уровню и типу вуза. Так, в государственных вузах доля всех трёх элементов стоимости обучения практически одинакова. В частных вузах плата за обучение составляет около 3/4 полной стоимости, а стоимость питания и проживания делят в равных пропорциях остаток. В этих вузах обучаются студенты из богатых семей и семей со средним достатком, многие из которых могут позволить себе самостоятельно оплачивать и проживание, и питание.
Стоимость обучения различается по ступеням высшей школы. На уровне постбакалавриата она выше, чем на уровне бакалавриата. Также она дифференцируется также в зависимости от специализации учебных программ. Стоимость наиболее востребованных научно-технических и профессиональных программ гораздо выше и при этом неуклонно растёт.
Постоянный рост и без того высокой стоимости обучения является серьёзной проблемой, поскольку темпы роста личных доходов американцев отстают от темпов роста высшего образования. Недостаток денежных средств, возникший вследствие снижения государственного финансирования в 1980-х гг., вузам нужно было каким-то образом покрыть. Единственным источником компенсации, который вуз мог самостоятельно регулировать, была стоимость обучения. Но и здесь существуют определённые пределы. Доказательством является тот факт, что вузы стали самостоятельно снижать
плату за обучение. Принятие вузами таких решений свидетельствует об остроте возникшей проблемы и одновременно показывает, каким образом сама система образования пытается её решить. Расчёт делается на то, что снижение стоимости обучения привлечёт дополнительное число абитуриентов, и это будет гораздо эффективнее для учебного заведения.
Хотя источники доходов американских вузов достаточно диверсифицированы, тем не менее при ухудшении макроэкономической ситуации и появлении проблемы бюджетного дефицита, ситуация с финансированием значительно осложняется. Это особенно заметно в условиях продолжающегося мирового финансового кризиса.
Список литературы
1. Кузьминов, Я. Уроки Младшего брата / Я. Кузьминов, М. Юдкевич // Ведомости. 2009. 9 дек.
2. Супян, В. Б. Исследовательские университеты США: механизм интеграции науки и образования / В. Б. Супян, Г. В. Кочетков, Э. Ю. Каверина. М. : Магистр, 2009. 399 с.
3. Digest of Education Statistics. Wash., NCES of US Dep. of Educ., 2007.
4. Statistical Abstract of the United States. Wash., Bureau, 2008.
5. Емельяненков, А. На гранты надейся, с бюджетом дружи [Электронный ресурс]. URL: http:// www.rg.ru/2004/12/15/a48417.html
6. URL: http://www.sibai.ru/content/view/372/485