Научная статья на тему 'Анализ систем внебюджетного финансирования университетов США и России (на примере фондов целевого капитала)'

Анализ систем внебюджетного финансирования университетов США и России (на примере фондов целевого капитала) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1311
315
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОНДЫ ЦЕЛЕВОГО КАПИТАЛА / ЭНДАУМЕНТ-ФОНДЫ / ВНЕБЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ ВУЗОВ / ENDOWMENT FUNDS / NON-BUDGET SYSTEM / UNIVERSITY RENEWAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казакова Вероника Александровна

Анализируется опыт Соединенных Штатов Америки в процессе создания комплекса внебюджетного финансирования вузов, в частности через создание университетских эндаумент-фондов. Под эндаумент-фондом понимаются средства, пожертвованные вузу и переданные в доверительное управление для получения дохода, используемого в дальнейшем для финансирования научно-исследовательских проектов, поддержки талантливых студентов и преподавателей. Приводится также российский опыт создания фондов целевого капитала в ряде ведущих вузов страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of non-budget system of university''s financing in USA and Russia (endowment funds)

This article has an analysis of US experience in non-budget system of university’s financing, emphasize on endowment funds. These special funds have all the US universities. There are assets donated to university and transferred the management to get profit which will support brilliant students and professors and research projects. The article also get information about Russian university’s endowment funds.

Текст научной работы на тему «Анализ систем внебюджетного финансирования университетов США и России (на примере фондов целевого капитала)»

УДК 33.338

Казакова Вероника Александровна

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Россия. Владивосток

Анализ систем внебюджетного финансирования университетов США и России (на примере фондов целевого капитала)

Анализируется опыт Соединенных Штатов Америки в процессе создания комплекса внебюджетного финансирования вузов, в частности через создание университетских эндаумент-фондов. Под эндаумент-фондом понимаются средства, пожертвованные вузу и переданные в доверительное управление для получения дохода, используемого в дальнейшем для финансирования научно-исследовательских проектов, поддержки талантливых студентов и преподавателей. Приводится также российский опыт создания фондов целевого капитала в ряде ведущих вузов страны.

Ключевые слова и словосочетания: фонды целевого капитала, эндаумент-фонды, внебюджетное финансирование, развитие вузов.

Одной из особенностей, происходящих в период изменений в сфере научно-исследовательской деятельности и образования, является альтернативность их финансирования. В настоящий момент российские образовательные учреждения кроме традиционного, бюджетного финансирования имеют возможность получать дополнительные средства, становясь обладателями различных грантов зарубежных и отечественных благотворительных организаций и фондов. В связи с этим весьма актуальной становится деятельность вузов, ученых, преподавателей, студентов и аспирантов в сфере так называемого фандрайзинга, то есть поиска дополнительных средств финансирования их научной деятельности, выделяемых на безвозмездной основе, - грантов.

Мировым лидером в области фандрайзинга и в сфере благотворительности являются США, на втором месте находится Великобритания. Страны континентальной Европы значительно отстают в сфере фандрайзинга не только от США, но и от Великобритании. В последние годы достаточно активно работу в данной сфере начал вести Китай. При этом различные страны мира не стремятся изобретать какую-либо свою модель фанд-райзинга потому, что американская модель доказала свою эффективность,

29

эволюционировала на протяжении столетий и фактически развивается по стратегии догоняющего развития. Опыт США в ряде стран лег в основу формирования модели-схемы финансирования высших учебных заведений.

Схема финансирования высшей школы США имеет ряд характерных особенностей: затраты на эту часть обшей образовательной системы одни из самых высоких в мире. В 2010 г. общие государственные и частные затраты на высшую школу по отношению к ВВП составили 2,7% [1].

Источники финансирования высших учебных заведений США различны и делятся на уровни:

- государственное финансирование (федеральный бюджет, бюджеты штатов и местные бюджеты);

- оплата обучения студентами;

- собственные доходы университетов (дополнительная образовательная деятельность; вспомогательная деятельность, инвестиционные вложения);

- эндаумент-фонды.

В целом картина финансирования университетов США выглядит следующим образом. Большая часть расходов ложится на плечи американских налогоплательщиков, так как государственное финансирование остается основным в большинстве университетов. Первую строчку занимают бюджеты штата - 36%, расходы федерального бюджета составляют более 20%, и некоторые крохи софинансирования выделяет местный бюджет - 4%. Американские вузы имеют и свои собственные доходы, которые они получают от продажи товаров и услуг, а также от собственных вложений. Собственные доходы составляют примерно 30% общего дохода вуза. Университеты могут дополнительно зарабатывать себе на жизнь, например за счет предоставления услуг университетских медико-диагностических центров. Клиника Кливленда (штат Огайо) (Cleveland Clinic Foundation, CCF) - это многопрофильный академический медицинский центр, один из самых больших медицинских центров в мире. Исследовательский институт Лернера при клинике Кливленда - это настоящий дом для сотен лабораторных и клинических исследований, которые проводятся в США. Ежегодные расходы этого исследовательского института исчисляются сотнями миллионов долларов, которые он получает от Национального института здоровья США, многочисленных фондов и частных спонсоров. Клиника Кливленда многие годы остается на передовой позиции в области исследований и экспериментальных медицинских технологий.

Многие американские вузы предоставляют также спортивно-оздоровительные услуги, досуговые формы занятия населения, продвигают свои разработки и технологии, участвуют в бизнесе, приобретают акции и доли других предприятий, получают доходы от предоставления прав на интеллектуальную собственность, размещают на проживание приезжих во время летних каникул и т.д.

30

Эндаумент-фонды (фонды целевого назначения) играют значительную роль в высшей □ школе США. Все основные учебные заведения страны располагают такими фондами, которые служат важным источником финансовых средств для их деятельности. Заметим, что многие известнейшие университеты США были созданы благодаря эндаумент-фондам. Важнейший источник частного финансирования высшего образования - благотворительные фонды и их организации. Активное учреждение благотворительных фондов началось в США в конце XIX века. В результате были созданы такие известные благотворительные организации, как Фонд Форда, Фонд Рокфеллера, Фонд Дьюка, Фонд Карнеги.

Схема организации деятельности фонда предельно проста: благотворители передают пожертвования в фонд целевого капитала, тем самым формируя общий капитал, далее фонд передаёт капитал в доверительное управление. Доход от управления целевым капиталом возвращается в университет. При этом традиционно на проекты расходуются только доходы от инвестирования целевого капитала фонда, а сам капитал остаётся неприкосновенным.

Один из старейших эндаументов в мире - «Harvard University's Endowment» - получил первый взнос в виде участка земли от выпускников университета в 1649 г. В настоящее время общий объем активов этого фонда превышает 36 млрд долл. Гарвардский фонд является крупнейшим и на 33% формирует бюджет университета. Доходы от управления активами направляются на выплату зарплат преподавателям и стипендий одаренным студентам, финансирование библиотек и музеев университета, а также проведение научных исследований.

Самыми большими эндаументами в США обладают четыре университета (Гарвард - 36 млрд долл., Йель - 15 млрд долл., Стэнфорд - 12 млрд долл. и Принстон -12 млрд долл.), которые были первопроходцами в установлении тесных связей с выпускниками и в организации фандрайзинга. Благотворительные дары и пожертвования в настоящее время остаются главными источниками формирования эндаумент-фондов. В целом в США наблюдается рост общественного интереса к эндаумент-фондам университетов и колледжей, объемы даров и пожертвовании □ растут ежегодно. В ряде американских вузов за счет поступлений из эндаументов формируется до 45% университетского бюджета. Частные лица, благотворительные фонды и корпорации финансируют текущую и инвестиционную деятельность американских вузов, а также выделяют средства на выдачу стипендий. Интересно, что половину всех затрат частных лиц составляют пожертвования бывших выпускников вузов, и данный факт является отличительной особенностью американского частного финансирования. Корпорации финансируют вузы и заключают с ними контракты на научные исследования и развитие коммерческой составляющей. Частные вложения делают религиозные

31

организации, профессиональные ассоциации, бизнес-структуры, общественные организации и исследовательские центры. Общая картина такова, что в XX веке в США существенно выросла доля доходов, получаемых из частных источников в виде даров, грантов и контрактов, и доля доходов, получаемых от оплаты обучения [2].

В России все больше вузов заинтересованы в заимствовании зарубежного опыта создания фондов целевых капиталов или эндаумент-фондов. Деятельность по их созданию, регистрации и функционированию регулируется Федеральным законом 2006 г. № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». Минимальный размер фонда должен составлять 3 млн рублей.

Активизации процесса создания эндаумент-фондов в России способствуют новый подход к стратегии развития образовательной сферы, сокращение объемов бюджетного финансирования и предоставление статуса независимых хозяйствующих субъектов большинству российских вузов. По сути в последние годы вузы поставлены в ситуацию постоянного дефицита свободных средств. Даже для минимального обновления своих основных фондов, в чем так остро нуждается высшая школа, необходимо готовить пакет бумаг и проводить тендеры. Кроме того, нужно внедрять современные образовательные технологии, участвовать в программах научной мобильности и проводить востребованные научно-исследовательские изыскания. В этой ситуации фонды целевого назначения могли бы выполнять свою основную функцию поддержки таких проектов. Сам процесс создания эндаумент-фондов в России проходит под лозунгом социальной ответственности бизнеса. Проводится методологическая работа по формированию навыков работы с такими фондами в России. В частности, под эгидой Благотворительного фонда В. Потанина и Форума доноров создан и работает клуб «Целевой капитал», издаются информационные бюллетени. Тем не менее, даже несмотря на принятые поправки в Налоговый кодекс, гарантирующие освобождение дохода от управления целевым капиталом от налога на прибыль, говорить о том, что подобная практика получила широкое распространение, еще рано.

В 2012 г. общее количество образовательных эндаумент-фондов в РФ составило всего 55 единиц, при этом количество аккредитованных вузов в стране - 1762 [3]. Соответственно, уровень проникновения целевых фондов в сферу высшего и профессионального образования составил чуть более 3%! При этом наибольшее количество зарегистрированных эндаумент-фондов приходится на крупные университеты, расположенные в Москве и Петербурге. Обычно эти вузы имеют серьезную государственную поддержку и административный ресурс.

Первый эндаумент-фонд, созданный и зарегистрированный в России, - Фонд развития МГИМО, существующий с августа 2007 г. Первые пожертвования в фонд внесли три его выпускника - Владимир Потанин, Али-

32

шер Усманов и Фаттах Шодиев (по 125 млн руб.). По состоянию на 30 ноября 2013 г. размер целевого капитала МГИМО составлял 1 млрд 143 млн руб. [4]. Интересен призыв попечителей фонда ко всем выпускникам, размещённый на официальной странице Фонда развития МГИМО: «Если 10 000 выпускников внесут по 10 000 руб., сумма составит 100 000 000 руб.»! Также одни из первых в России эндаументов созданы для поддержки Московской школы управления Сколково (март 2007 г.) и Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (июнь 2008 г.).

Один из крупнейших эндаумент-фондов в России - Фонд Европейского университета в Санкт-Петербурге (ЕУСПб). Университет с 1996 года работает в формате исследовательского университета. Фонд целевого капитала ЕУСПб создан в 2007 г., став первым в Петербурге и вторым в стране. Совокупный объем средств (более 220 млн руб. по итогам 2012 г.) позволяет фонду занимать место в тройке крупнейших университетских эндаументов в России [5]. Управляющая компания, осуществляющая доверительное управление имуществом и средствами Фонда, - ЗАО «Газпромбанк - Управление активами». Показательно, что и состав Попечительского совета фонда ЕУСПб очень представителен. Председателем Совета фонда является Алексей Кудрин, бывший министр финансов РФ, в составе Совета попечителей - председатель Совета директоров «МДМ-Банка», генеральный директор ЗАО «Газпромин-вестхолдинг», директор Фонда социально-экономических исследований «Технологии развития».

Всего семь крупнейших эндаумент-фондов в России имеют размер целевого капитала более 100 млн руб. Это фонд развития МГИМО (505 млн руб.), Российская экономическая школа (450 млн руб.), Финансовая академия (400 млн руб.), Европейский университет Санкт-Петербурга (220 млн руб.), Высшая школа менеджмента СПбГУ (180 млн руб.), Институт современного развития (170 млн руб.) и фонд Сколково (100 млн руб.). Объем целевого капитала следующих за ними университетов резко падает (Новосибирский госуниверистет привлек всего 17 млн руб., Сибирский федеральный университет - 13 млн руб.). Своими целевыми фондами уже обзавелись Дальневосточный, Томский, Волгоградский, Тамбовский, Тюменский госуниверситеты, Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), Академия народного хозяйства, Высшая школа экономики. Тем не менее, общий объем финансирования фондов этих вузов не позволяет пока полноценно осуществлять намеченные масштабные программы.

В отличие от американской системы, при которой примерно 40% фонда пополняется массовыми перечислениями небольших сумм (порядка 100 долл. США) благодарными выпускниками университетов, модель привлечения денег в российской практике основана на разовых вливаниях солидных сумм со стороны крупного бизнеса (ОАО «Газпром», ОАО «Роснефть», ОАО «РЖД»). Зачастую этому способствует прямое указание или

33

пример руководства страны. Так, в 2010 г., посещая Томский университет, президент Дмитрий Медведев перечислил в его эндаумент свою месячную зарплату (200 000 руб.) [6]. Частных благотворителей в России катастрофически мало, но жертвуют они обычно солидные суммы. Например, Михаил Прохоров внес 5 млн долл. личных средств в эндаумент-фонд при Финансовой академии при Правительстве РФ.

Российские выпускники крайне редко испытывают связь со своими альма-матер и готовы им помогать в своей уже постстуденческой жизни. Не развита культура благотворительности, отсутствует мотивация помощи родному университету. Одна из задач, которую должны решать российские вузы, сводится к возрождению и активизации ассоциаций выпускников. Здесь накопленный опыт США очень показателен.

Справедливости ради следует отметить, что у самих российских вузов нет единой и понятной стратегии работы с существующими и потенциальными спонсорами. Большинство просто не знают, как связать мир науки и образования с реальными потребностями рынка. Этот процесс недопонимания носит обоюдный характер: вузы не знают, что предложить спонсорам, а бизнес-круги не понимают, как применить на практике полученные вузом результаты. Возможным решением станет совместная разработка вузами и бизнес-структурами программ развития учебного заведения при учете интересов (финансовых, маркетинговых, рекламных и т.д.) компании-спонсора.

Такими ключевыми факторами совместного интереса при создании фондов целевого капитала являются репутация и известность вуза, наличие долгосрочной стратегии развития, адекватность оценки университетом своего места в образовательной системе, наличие востребованных образовательных программ и научно-исследовательских проектов, интересных бизнесу. Интересы вуза должны обязательно пересекаться с интересами донора. В фандрайзинге обычно используется шкала LAI (linkage, ability, interest), градуирующая спонсоров по взаимным интересам и возможностям.

По расчетам Департамента стратегии и развития ЗАО УК «РВМ Капитал» скорейший успех в деле создания эндаумент-фондов имеют те университеты, в которых развита инфраструктура: кампусы, библиотеки, культурные учреждения, спортивные объекты, предприятия общественного питания и зоны отдыха [7]. А налаженная социальная работа с будущими выпускниками (в частности, содействие силами вуза в трудоустройстве) способствует более активному вовлечению выпускников в фандрайзинговые программы помощи своему университету.

Возможно и то, что слабый интерес российских дарителей обусловлен такими дополнительными факторами, как отсутствие доверия к подобного рода фондам из-за непрозрачности трат. Правило «разумного руководства» предполагает строгое выполнение взятых обязательств и отчет перед

34

донором о потраченных средствах. Деятельность эндаумент-фонда должна быть, с одной стороны, строго прозрачной, с другой - являться долговременным источником финансирования некоммерческой деятельности вуза.

Есть и еще один способ формирования фондов целевого капитала, как ни странно более понятный российскому менталитету, - добровольно-принудительный. Например, российским госкорпорациям вменили в обязанность перечислять минимум 1% от своих затрат на инновационное развитие или 3% чистой прибыли в фонд Сколковского института технологий и инноваций.

Иными словами, проблема создания эндаумент-фондов поддержки развития российских вузов уже становится не только внутренней проблемой самих вузов, а общественно значимым процессом.

1. Юрга, В.А. Структура и механизмы финансирования системы высшего профессионального образования как условие инновационного развития высшей школы (российский и зарубежный опыт) [Электронный ресурс] / В.А. Юрга. Режим доступа: http://www.google.щ/ш'l?sa=t&rct=j&q-=&esrc=s&soш•ce=web&cd=2&ved=0CC8QFjAB&url=http%3A%2F%2Fwww.e conomyofregion.com%2Fшп•ent%2F%2F2144%2Fpdf%2F&ei=nznTUuu_DIXR 40TLp4GAC0&usg=AF0jCNFM4cVXl82Z0OTO70m7wYdwKAgcg&bvm=bv.5 9026428,d.bGE&cad=rjt (дата обращения 22.02.14).

2. Ларионова, М. Международное сотрудничество как ресурс развития вуза / М. Ларионова, Д. Суслова // Ректор вуза. - 2012. - №7. - С. 22-27.

3. Яковенко, Д. В вузах проклюнулся капитал / Д. Яковенко // Эксперт. -2012. - №45 (827). - С. 76-86.

4. Официальный сайт Фонда развития МГИМО. Режим доступа: http://fund.mgimo.ru/document162076.phtml (дата обращения 20.02.14).

5. Годовой отчет Фонда Европейского университета за 2012 г. Режим доступа: www.eu.spb.ru/uneversity/eusp-fund (дата обращения 15.02.14).

6. Фролова, А. Кто финансирует фонды целевого капитала [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://commerce.1prime.ru/projects/MediaCapital/-puЫication$/Show.aspx?type=-104/{AF8A0CB0-2733-44C0-994F-AC3F0B-ССАА46} (дата обращения 22.02.14).

7. Создание фондов целевых капиталов в российских вузах [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.preqveca.ru/comments/down-load/313/ (дата обращения 23.02.14).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.