УДК 378.31 ББК У497.4-931
Пачикова Людмила Петровна
доктор педагогических наук, профессор
кафедра экономики предпринимательства Российский государственный профессионально-педагогический университет
г. Екатеринбург Андриянова Екатерина Вячеславовна соискатель кафедра экономики предпринимательства Российский государственный профессионально-педагогический университет
г. Екатеринбург Pachikova Lyudmila Petrovna Doctor of Pedagogy,
Professor Chair of Business Economics Russian State Professional Pedagogical University Yekaterinburg Andriyanova Ekaterina Vyacheslavovna Applicant for a Degree Chair of Business Economics Russian State Professional Pedagogical University Yekaterinburg
Вопросы формирования эндаумент фондов в образовании Problems of Endowment Funds Forming in Education
В статье рассматриваются нормативно-правовые аспекты формирования и использования целевого капитала (эндаумента) некоммерческих организаций в России, опыт формирования эндаумент фондов. Целевой капитал или «эндаумент» рассматривается как форма финансирования образования; российские целевые капиталы как аналог зарубежных эндаументов. На основе изучения теории и практики законодательного регулирования эндаумент фондов за рубежом и в России, а также проведенного анализа проблем в этой области авторами предлагаются направления совершенствования управления процессами создания и развития эндаумент фондов в России.
The article reveals normative and legal aspects of forming and using special purpose capital (endowment funds) by nonprofit organizations in Russia. It also reviews practices of endowment funds forming. Special purpose capital or endowment is considered as a form of financing in education. Special purpose capital in Russia as an analogue of endowments in other countries. Having studied the theory and practice of legislative control of endowment funds in Russia and in other countries, having analyzed problems in this sphere, the authors suggest ways of improving the administration of processes of establishing and developing endowment funds in Russia.
Ключевые слова: Целевой капитал, эндаумент, эндаумент фонд, некоммерческая организация, управляющая компания, жертвователь (донор), образовательный фандрайзинг).
Key words: special purpose capital, endowment, endowment fund, nonprofit organization, management company, donor, fund raising in education.
Государственное финансирование не всегда позволяет в полной мере обеспечить высокую эффективность процесса развития образования, что обусловливает необходимость изыскивать иные формы финансирования. Одной из форм финансирования образования можно рассматривать эдаумент, под которым понимается целевой капитал некоммерческой организации, сформированный за счет денежных пожертвований и переданный ею в доверительное управление управляющей компании для получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности [3].
В России в начале 2006 г. с инициативой создания эндаумент фондов выступил Российский союз промышленников и предпринимателей. В том же году были приняты законы № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» и № 276-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием закона «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», которые создали качественно новую правовую базу для благотворительной деятельности в России, в т.ч. в сфере образования. Закон № 275-ФЗ закрепляет принципы неприкосновенности капитала, длительности функционирования фонда и защиты интересов жертвователей; вводит требования к вложениям в фонды и инструментам размещения активов; регламентирует деятельность доверительных управляющих. Совместно с этими законами были приняты поправки в Налоговый кодекс, освобождающие доход от капитала фондов от налога на прибыль.
В отличие от зарубежных стран, в России в настоящее время целевой капитал может формироваться исключительно за счет денежных средств. Данное ограничение, как представляется, продиктовано соображениями «прозрачности» и контроля на всех этапах формирования и использования целевого капитал [2].
Несколько шире список объектов инвестирования целевого капитала, определяемый ст. 15 Федерального закона № 275. Сформированный целевой капитал подлежит передаче управляющей компании на основании договора доверительного управления.
Согласно главе 25 ст. 251 Налогового кодекса РФ «О налоге на прибыль организации» данным налогом не облагается следующие доходы: в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных в рамках целевого финансирования.
Государство во многих странах мира поощряет развитие системы эндаумен-тов посредством введения особых налоговых мер. Так, например, доход благотворительной организации от инвестирования средств эндаумент фондов рассматривается как благотворительность, поэтому процент с эндаумента не облагается налогом (практика США, Канады и Великобритании). Также применяются налоговые поощрения для доноров. Например, все или часть взносов в счет эндаумента вычитаются из сумм, подлежащих налогообложению.
За рубежом большинство таких фондов - трасты. В России другие правовые формы - например, доверительное управление, причем для каждого конкретного случая есть юридические тонкости.
Исходя из вышесказанного, точную копию западного эндаумента в России создать нельзя. Передача эндаументом средств управляющим компаниям (УК)
- пока единственный в России способ получения доходов. В целом закрепленная в российском законе правовая форма позволяет соблюсти баланс прав получателей средств и доноров.
Следуя сложившейся в мире практике, российское законодательство разделяет функции администрирования фондов целевого капитала и управления средствами этих фондами. Управлять средствами могут компании, имеющие лицензию на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами или лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционны-
ми фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.
По закону, размер целевого капитала должен составлять не менее 3 млн рублей. Это порог, ниже которого создание эндаумента нецелесообразно из-за больших издержек на инвестирование. На сбор этой суммы отводится год.
Аккумулированный таким образом целевой капитал подлежит инвестированию, что должно обеспечить получение регулярного дохода. Следует учитывать и то, что одномоментное формирование целевого капитала, достаточного для финансирования социальных проектов, невозможно.
В России существует некоторая иллюзия по поводу возможности финансирования образования и науки целиком за счет эндаументов. Исходя из анализа мировой практики фондов целевого капитала, имеющей более чем 500-летнюю историю, можно сделать вывод: одностороннее финансирование полноценного современного высшего образования только за счет доходов с пожертвований бизнеса чаще всего просто невозможно. Так, американские исследовательские университеты имеют множественные примерно равноценные источники финансирования - залог их успешности, процветания и финансовой независимости.
Исключения составляют относительно небольшие четко сфокусированные (и главное - очень богатые) частные исследовательские организации типа «Carnegie Institution of Washington» или «Howard Hughes Medical Institute». Например, богатейший в мире Гарвардский университет с крупнейшим эндаументом в состоянии финансировать за счет доходов эндаумента лишь около 30% своего ежегодного бюджета. А для среднего американского вуза данный показатель составляет 10-15% [1].
Большинство российских эндаумент фондов находятся в стадии формирования. В России зарегистрировано менее ста эндаумент фондов. В том числе -МГИМО, Финансовой академии при правительстве РФ, Московского физико-технического института, Московской школы управления «Сколково», Европейского университета в Санкт-Петербурге, Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета, Российской экономической
школы, Сибирского федерального университета, Южного федерального университета, Г осударственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Московского дома актеров и Большого театра, «Первый специализированный фонд» для поддержки издательско-образовательного проекта, осуществляемого Институтом распространения информации по социальным и экономическим наукам, Фонд целевого капитала «Образование и наука Южного федерального округа». О создании эндаументов заявили Фонд развития и поддержки велосипедного спорта, Институт бизнеса и делового администрирования при Академии народного хозяйства РФ, благотворительный фонд «С.М. Черити» в Красноярске. В процессе их создания - детский фонд «Виктория», фонд «Меценаты столетия», проект «Большая книга», Высшая школа экономики.
Примечательно, что в США только в сфере поддержки университетов и колледжей действуют около 800 эндаумент фондов.
Общая сумма средств, сосредоточенных в эндаумент фондах, действующих в России, по данным из открытых источников, составляет около трех миллиардов рублей. Крупнейший - Фонд развития МГИМО, чей капитал - более 500 млн рублей. На втором месте фонд «Форсэно», созданный Академией народного хозяйства и Институтом экономики переходного периода (около 400 млн руб.), на третьем - фонд Европейского университета в Санкт-Петербурге (около 250 млн руб.).
УК БФА успешно управляет средствами одного из первых в России эндаумент фондов, созданных образовательным учреждением - фондом управления целевым капиталом «Фонд развития Высшей Школы Менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета» (ВШМ СПбГУ), который существует с декабря 2007 года.
Финансирование бизнесом российских вузов, по данным Союза ректоров России, в среднем на одно учебное заведение в млн руб. представлено в табл.
Финансирование бизнесом российских вузов, млн руб.
Получатель 2009 2010
Технические 190,3 200,9
Классические (университеты) 71,1 76,6
Медицинские 53,7 88,4
Сельскохозяйственные 87,4 61,1
Г уманитарные 31,9 33,2
Экономические 24,7 24,2
Творческие 6,7 Ю,1
Причин медленного прироста капиталов российских эндаументов несколько.
1. Для отечественного бизнеса это новинка, он не спешит, предпочитая уже освоенные способы благотворительности. К тому же, отдав значительные средства в эндаументы, где те будут работать в довольно закрытом режиме, бизнес лишит себя ярких поводов для пиара.
2. Не получили эндаументы пока и должной рекламы: потенциальные жертвователи и получатели благ от деятельности эндаумент фондов зачастую не осведомлены о том, что собой представляет эта форма благотворительности, и что получит каждая сторона от создания фонда.
2. Неразвитость отечественной практики доверительного управления средствами эндаумент фонда. В этой ситуации понятно, почему, например, активы эндаумент фонда Московского физико-технического института, начавшего работать в ноябре 2006 года, по-прежнему находятся в управлении за рубежом. Там они приносят МФТИ около 1 млн. долл. в год.
3. Для жертвователей ситуация также весьма спорна с точки зрения отдачи на капитал, являющийся целью любого бизнес-проекта (в том числе и в форме благотворительности). Налоговые льготы для организаций, занимающихся формированием эндаументов, не предусмотрены, таким образом пакет законов о целевом капитале и соответствующие изменения в налоговое законодательство, не обеспечивают мер по дополнительному экономическому стимулированию жертвователей.
Понятно, что оценивать преимущества и недостатки модели эндаумента, который еще только внедряется в российскую практику, довольно сложно, поскольку и то, и другое в значительной степени проявляется именно в процессе реализации на практике.
На стадии формирования фондов целевого капитала в России эндаумент фонды зарекомендовали себя как перспективный инструмент укрепления финансовой базы организаций-получателей дохода от использования целевого капитала.
Однако, как показала практика, если государство не определит это направление деятельности предприятий, как необходимый инструмент участия в подготовке специалистов и не внесет в Налоговый кодекс РФ стимулирующие действия в виде освобождения «жертвователей» от части налогового бремени, в России такие фонды в лучшем случае остановят свое развитие, а в худшем просто исчезнут, как неработающий инструмент.
Например, в мае 2009 года учреждена некоммерческая организация в орга-низационно-правовой форме фонда - Специализированный фонд управления целевым капиталом развития Тюменского государственного университета (сокращенное официальное наименование - Фонд целевого капитала ТюмГУ). Идея создания этого фонда была поддержана рядом ведущих организаций, в частности, ОАО «ТНК-ВР Менеджмент», ОАО «Западно-Сибирский коммерческий банк» и другими.
Протоколом № 1 учредительного собрания Специализированного фонда управления целевым капиталом развития Тюменского государственного университета был учрежден фонд, утвержден его устав, избранно правление, назначено лицо, исполняющее обязанности директора фонда, назначен представитель фонда, уполномоченный вести переговоры о государственной регистрации юридического лица и представлять интересы учредителей. Учрежден численный состав Правления в количестве 7 членов.
Органами управления фонда являются: правление, Попечительский совет, директор фонда. Высший орган управления фонда - правление фонда, которое
формируется учредителями сроком на пять лет из числа государственных и общественных деятелей, авторитетных представителей производственной, финансовой, научной и культурной сфер, представителей Попечительского совета университета, представителей учредителей.
Совет по использованию целевого капитала был сформирован в соответствии со ст. 9 п. 1,5 Федерального закона «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».
Основная цель фонда - использование и распределение дохода от целевого капитала в целях содействия:
- упрепления материально-технической базы университета;
- модернизации образовательных программ университета;
- финансирования инвестиционных проектов вуза, научно-исследовательской деятельности студентов и преподавателей университета;
- совершенствования системы управления университетом;
- развития кадрового потенциала и социальной поддержки сотрудников и студентов университета.
Фонд, являющийся собственником целевого капитала, вправе использовать на административно-управленческие расходы, связанные с формированием целевого капитала и осуществлением деятельности, финансируемой за счет дохода от целевого капитала, не более 15% суммы дохода от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, или не более 10% суммы дохода от целевого капитала, поступившего за отчетный год. Такими расходами являются оплата аренды помещений, зданий и сооружений, расходы на приобретение основных средств и расходных материалов, расходы на проведение аудита, выплату заработной платы работникам фонда, расходы на управление фондом, получение услуг по управлению фондом. При этом фонд не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам Попечительского совета за выполнение ими возложенных на них функций.
Первоначально в собственность фонда за счет добровольных взносов учредителей было переданы денежные средства в общей сумме 100 тысяч рублей
путем перечисления (внесения) учредителями денежных средств на накопительный счет в банке, открываемый для целей государственной регистрации фонда в качестве юридического лица.
На настоящий момент фонд обладает 18 млн. рублей, которые стали активами фонда в первый год. Но отсутствие какого-либо поощрения со стороны государства привело к тому, что развитие фонда объективно приостановилось. И только государственная политика сможет реально оживить эту работу.
Для развития эндаумента в России может быть использован иностранный опыт налогового стимулирования. В международной практике благотворительные фонды, как правило, не подотчетны финансовому регулятору. В соответствии с российским законодательством капитал целевого фонда должен обязательно быть передан в управление управляющей компании, подотчетной Федеральной Службе по Финансовым Рынкам.
Исходя из вышесказанного, на основе изучения теории и практики законодательного регулирования эндаумент фондов за рубежом и в России, а также проведенного анализа проблем в этой области можно выделить следующие направления по совершенствованию управления процессами создания и развития эндаумент фондов в России. К ним относятся следующие.
1. Совершенствование российского законодательства в области благотворительности и милосердия.
2. Использование базовой величины фондов в качестве финансовых гарантий при привлечении организацией финансовых ресурсов из внешних источников.
3. Юридическое закрепление прав собственности научных и образовательных учреждений.
4. Учет специфики научно-образовательных функций при учреждении льгот.
5. Отказ или сокращение до минимума регулирующего вмешательства государства во внутренние научные, образовательные и хозяйственные процессы учреждений науки и образования.
6. Рассмотрение развития эндаумента как одного из основных направлений в совершенствовании высшего образования.
7. Использование всех возможных источников формирования средств эн-даументов фондов в сфере высшего образования в России.
На рынке образовательных услуг России по причине демографического спада обостряется конкуренция, что обуславливает необходимость привлечения дополнительных источников финансовых поступлений в вузы для их поступательного развития и интеграции в международное образовательное пространство. Центральное место среди них занимает привлечение благотворительной помощи (образовательный фандрайзинг), который получил наибольшее развитие в сфере высшего образования США.
8. Создание соответствующей институциональной инфраструктуры.
Центральным звеном такой структуры может стать отдел развития (фандрайзинга), находящийся, как правило, в прямом ведении ректора вуза. Данное структурное подразделение непосредственно отвечает за реализацию фандрай-зинговой стратегии, за весь цикл взаимодействия с «донорами» (поиск новых «доноров», привлечение их к деятельности вуза, финансированию проектов вуза, взаимодействие с существующими «донорами»),
9. Развитие социального сотрудничества. Для эффективного сотрудничества со всеми категориями «доноров» необходимо обеспечить базовый уровень взаимодействия с ними. Так, выпускники заинтересованы в поддержании связей и общении друг с другом, что реализуется в рамках ассоциации выпускников (отдела по работе с выпускниками). Выпускников и друзей интересуют также новости о деятельности вуза, о реализации программ его развития (РЯ-служба). Работодатели заинтересованы в услугах центра карьеры при подборе молодых специалистов и во взаимодействии с карьерной службой ассоциации выпускников при поиске сотрудников с опытом работы; в сотрудничестве с центром дополнительного образования для проектирования новых программ повышения квалификации своих сотрудников. Корпорации и фонды интересует и деятельность отдела по научной работе в рамках реализации исследователь-
ских проектов. Успешная работа перечисленных подразделений закладывает благоприятную основу для взаимодействия с потенциальными донорами, которые впоследствии могут перейти в категорию действующих.
Наиболее удобная форма для создания ассоциации выпускников в соответствии с действующим российским законодательством - некоммерческое партнерство. Она позволяет сочетать оказание социальных услуг с ведением коммерческой деятельности (направленной на достижение уставных целей), что дает возможность достичь финансовой стабильности организации.
Помимо реорганизации работы внутренних подразделений вуза необходимо создание ряда внешних структур. Попечительский совет вуза объединяет крупных действующих финансовых доноров вуза, представляющих различные категории жертвователей, а также видных общественных и политических деятелей, оказывающих влияние на процесс принятия решений преимущественно в той сфере, специалистов для которой готовит вуз.
Необходимость кардинальных изменений на всех уровнях образования в России, поиск средств и форм финансирования этих изменений требует активного подключения бизнеса и общественности при ведущей роли государства.
Библиографический список
1. Савченко С.Н. Формирование и использование финансовых ресурсов в образовательной системе России / Предпринимательство. 2009. № 4. С. 17-21.
2. Сборник методических рекомендаций для общественных объединений по применению Федерального закона № 275-ФЗ от 30.12.2006 // СПС «Консультант Плюс».
3. Эндаумент. Интернет-энциклопедия, http://ru.wikipedia.org/wiki.
Bibliography
1. Endowment. Web-Based Encyclopedia [Electronic Resource], - Access Mode: http://ru.wikipedia.org/wiki.
2. Methodological Recommendations for Public Associations About the Federal Law Application № 275-FZ, 30.12.2006 [Text] // Consultant Plus.
3. Savchenko S. N. Formation and Usage of Financial Resources in the Educational System of Russia [Text] //Business. - 2009. - №4. - P. 17-21.
УДК 37:39(075.8)
ББК 74.04я 73
Потапова Ирина Александровна
кандидат психологических наук, доцент
кафедра социальной педагогики и психологии Астраханский государственный университет г. Астрахань Potapova Irina Aleksandrovna Candidate of Psychology,
Assistant Professor Chair of Social Pedagogics and Psychology Astrakhan State University Astrakhan
Мультикультурное образовательное пространство как условие формирования мультикультурного поведения школьников Multicultural Educational Space As a Condition of Schoolchildren’s
Multicultural Behaviour Forming
В статье анализируются подходы к определению понятия "образовательное пространство", дается определение "мультикультурного образовательного пространства" и его структуры.
The article analyzes approaches to the definition of "educational space"; definition of "multicultural educational space" and its structure are considered in the article.
Ключевые слова: образовательное пространство, образовательная среда, мультикультурное образовательное пространство, мультикультурное поведе-
Key words: educational space, educational environment, multicultural education space, multicultural behaviour.
Анализ факторов, воздействующих на поведение субъекта, является необходимым условием практически любого гуманитарного исследования как теоретического, так и эмпирического. Учет того или иного фактора предполагает учет сопутствующего. Целью исследования формирования мультикультурного поведения личности как непременного условия благополучия поликультурного общества, является выявление условий и факторов, способствующих наиболее эффективному формированию мультикультурного поведения школьников в условиях образовательного учреждения.
В кратком психологическом словаре термин «условие» встречается чаще и определяется как «...то, от чего зависит нечто другое (обусловленное), что де-