Библиографический список
1. Велихов Е.П., Бетелин В.Б., Кушниренко А.Г. Промышленность, инновации, образование и наука в России. М.: Наука, 2009. С. 11.
F.I. Shamhalov, M.H. Kankulov
Pricing policy pecularities of arms and weapons suppliers (contractors) for the national defense order
The regularities of the pricing policy implementation in the Russian military industrial complex are studied. The peculiarities of the Russian MIC companies' activities and R&D cooperation on the arms and weapons market under the conditions of governmental financing for the defense order and the implementation of foreign trade deals are revealed. The national audit capabilities for financial monitoring of the resources allocated to the national defense orders are analyzed. A comparative analysis of various pricing mechanisms for the MIC products is performed.
Keywords: MIC, price policy, buyer, national, financing, risks, control, insurance, competition, market, legislation, foreign trade transactions, pricing.
УДК 378.014.543
С.В. Елисеева, аспирант, 8-920-741-01-61, [email protected], (Россия, Тула, ТулГУ)
СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭНДАУМЕНТ-ФОИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Исследуется состояние и проблемы развития эндаумент-фондов в России и за рубежом. Показаны механизм и особенности их функционирования в сфере образования, охарактеризованы основные проблемы в деятельности эндаумент-фондов в России.
Ключевые слова: целевой капитал, эндаумент-фонд, финансирование высшего образования, источник финансирования.
С 1 января 2011 г. в России вступает в силу Федеральный закон № 83-03 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», принципиально изменяющий порядок финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений [1]. Они переводятся со сметного финансирования на субсидии, которые будут выделяться под конкретные государственные задания. Закон предоставляет бюджетным учреждениям право заниматься деятельностью, приносящей доход, которым они смогут распоряжаться самостоятельно. Тем самым делается попытка повысить эффективность деятельности бюджетных учреж-
дений путем создания условий и стимулов для сокращения внутренних издержек, повышения эффективности использования выделяемых государством финансовых ресурсов и активизации деятельности по привлечению внебюджетных источников финансирования.
Одним из пунктов реформы финансирования государственных и муниципальных учреждений в РФ является формирование и управление эн-даумент-фондом (endowment fund), или целевым капиталом, как его официально назвали в России. Сравнивая деятельность целевого капитала в России и эндаумент-фондов в зарубежных странах можно увидеть целый ряд принципиальных различий (табл. 1).
Таблица 1
Целевой капитал в России и зарубежных странах
Россия Зарубежные страны
Сущность Целевой капитал — сформированная за счет пожертвований, внесенных жертвователем в виде денежных средств, часть имущества некоммерческой организации (НК), переданная некоммерческой организацией в доверительное управление управляющей компании для получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности НК. Эндаумент — это предоставление в дар какой-либо некоммерческой организации денежных средств или имущества с условием того, что эти средства или имущество будут затем инвестированы, при этом основная сумма дара будет сохраняться в изначальном объеме.
Формы инвестирования средств Только денежные средства. Денежные средства, ценные бумаги, недвижимость и другие активы.
Минимальный размер фонда целевого капитала 3 млн руб. 25 тыс. дол.
Минимальный срок функционирования фонда Не менее 10 лет. Не оговаривается.
Использование собственных средств организации для формирования целевого капитала Запрещено. Разрешено.
Срок предоставления отчетности Ежегодно с момента формирования фонда. В течение 3-х лет с момента формирования фонда (далее — не обязательно).
Санкции за нецелевое использование средств Расформирование целевого капитала. Средства эндаументов могут быть включены в налогооблагаемую базу донора (в том числе выставлены штрафные налоговые санкции).
Условия получения средств фонда Не предусмотрены. 1. Оценка системы менеджмента организации-получателя гранта. 2. Заявление на получение гранта с приложением.
Органы управления эндаумент-фондом Совет по использованию целевого капитала. Совет директоров или Попечительский совет, Комиссия по инвестициям.
Условие передачи целевого капитала управляющей компании Обязательно. Возможно, но не обязательно.
В зарубежных странах под эндаумент-фондом понимается вклад, взнос, определенный объем финансовых средств, откладываемый в пользу некоммерческой организации на определенных условиях. Это может быть пожертвование или специально собранный целевой взнос, иногда дополненный собственными накоплениями образовательной организации, как правило, формируется и пополняется на протяжении многих лет. В России целевой капитал формируется только за счет денежных средств и функционирует не менее 10 лет. Еще одно важнейшее отличие российских эн-даументов от американских заключается в том, что на Западе организация-собственник фонда часто является и управляющей компанией, самостоятельно инвестирующей средства. В России по закону средства всегда передаются управляющей компании. Ответственность за формирование инвестиционной стратегии несет управляющая компания. Таким образом, в зарубежных странах эндаумент — это неделимый инвестиционный актив в виде денег, ценных бумаг, а возможно, недвижимого и иного имущества, передаваемых некоммерческим организациям юридическим или физическим лицам в качестве благотворительной помощи. В России эндаумент — часть имущества некоммерческой организации, сформированная за счет жертвователей в виде денежных средств, переданная некоммерческой организацией в доверительное управление управляющей компании для получения дохода, используемого для финансирования уставной некоммерческой деятельности.
Рассмотрим особенности функционирования эндаумент-фондов в сфере образования. Позитивный опыт высокоразвитых стран свидетельствует о том, что в настоящее время эндаумент является одним из важнейших инструментов финансирования деятельности образовательных учреждений. Эндаументы впервые возникли в США и существуют уже более 350 лет. Размер эндаументов 80 вузов мира превышает миллиард долларов [5]. По данным NACUBO — Commonfund Study of Endowments, крупнейшими подобными фондами в мире являются эндаументы Гарварда, Йеля, Стэнфорда и Принстона (рис. 1). В число миллиардеров также входят университетские фонды Великобритании, Японии и Австралии.
Harvard Yale Stanford Princeton
Puc. 1. Размер крупнейших мировых эндаумент-фондов, дол.
По данным ведущих американских вузов, на поступления из эндаумент-фондов приходится 25-45 % доходов их бюджета (рис. 2). Можно говорить о том, что механизм эндаумент-фондов на практике доказал свою эффективность, поскольку обеспечивает вузам долгосрочный стабильный источник финансирования значимых образовательных, научных и других программ.
Harvard Yale Stanford Princeton
Рис. 2. Доля поступления из эндаумент-фондов в бюджете образовательныхучреждений [5]
В настоящее время сбор пожертвований в эндаумент-фонд является для зарубежных вузов распространенной практикой, а для некоторых из них — многовековой традицией. Именно поэтому Министерство образования США (United States Department of Education) включило объем ежегодных сборов в эндаумент-фонд качестве показателя, учитывающегося при определении рейтинга вуза.
Идея создания эндаумент-фондов в российских вузах была предложена отечественными предпринимателями на встрече с В.В. Путиным в 2006 г. В России эндаументы призваны решить две основные задачи:
- повышение финансовой стабильности вуза в результате увеличения доли гарантированного дохода в общем доходе организации;
- возможность долгосрочного планирования деятельности образовательного учреждения при наличии долговременного источника финансирования.
Формирование и использование целевого капитала в России регламентируется Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» [2] и Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. № 276-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций"» [3]. Данные законы регулируют отношения, возникающие при сборе денежных средств на формирование целевого капитала некоммерческих организаций, при формировании и расформировании целевого капитала некоммерческих организаций и доверительном управлении имуществом, составляющим целевой капитал некоммерческих организаций. В сферу действия данных законов попадают и отношения, возникающие при использовании доходов, полученных от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал некоммерческих организаций и предназначенных для финансирования уставной деятельности некоммерческих организаций. Указанные законы также определяют особенности правового положения некоммерческих организаций, формирующих целевой капитал.
В соответствии с российским законодательством целевой капитал некоммерческой организации — это сформированная за счет пожертвований часть имущества некоммерческой организации (табл. 1). Для того чтобы отвечать понятию целевого капитала, это имущество должно обладать определенными признаками. А именно оно должно быть:
- сформировано за счет пожертвований, внесенных жертвователем (жертвователями) в виде средств (на основании договора пожертвования или завещания);
- передано некоммерческой организацией в доверительное управление управляющей компании для получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности данной некоммерческой организации или других некоммерческих организаций, в порядке, предусмотренном Законом № 275-ФЗ [2].
Российская модель функционирования целевого капитала, реализованная в Федеральном законе от 30 декабря 2006 г. № 275-ФЗ «О порядке
формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» может быть представлена в виде схемы (рис. 3).
Рис. 3. Схема функционирования целевого капитала вроссийских вузах
В соответствии с действующим российским законодательством образовательные учреждения (кроме автономных) не могут самостоятельно привлекать средства на формирование целевого капитала, передавать их в доверительное управление и получать доходы непосредственно от управляющей компании. Они вынуждены побуждать третьих лиц создавать для них промежуточную структуру — специализированный фонд. Его создание сопряжено с поиском учредителей, последующим прохождением двух процедур регистрации: сначала в регистрирующих органах системы юстиции, а затем в регистрирующих органах налогового ведомства как юридического лица.
В принципе закон не запрещает бюджетным учреждениям быть учредителями фонда. Однако бюджетное законодательство исключает любое их участие в учредительстве с привлечением денежных средств, в том числе и из внебюджетных источников. Бюджетное учреждение может участвовать в учреждении фонда лишь предоставлением фонду с разрешения его учредителя (собственника) в аренду или безвозмездное пользование необходимого для работы фонда помещения, мебели, средств связи, адреса, разрешения на использование полного наименования учреждения в наименовании фонда. Поэтому бюджетное учреждение может быть лишь номинальным учредителем, что вынуждает его искать других соучредителей.
В соответствии с Законом о целевом капитале специализированная некоммерческая организация-собственник может создаваться только в организационно-правовой форме фонда и исключительно для формирования целевого капитала, его использования и распределения доходов от него в пользу иных получателей дохода от целевого капитала, например, в пользу вуза [2].
Специализированный фонд-собственник не имеет права пользоваться и распоряжаться денежными средствами формируемого целевого капитала. Фонд может только разместить собранные средства на банковский депозит на период до передачи их в доверительное управление управляющей компании. В течение двух месяцев со дня сформирования целевого капитала фонд обязан передать эти средства в доверительное управление так называемой управляющей компании.
Минимальный размер целевого капитала — 3 млн руб. Эта сумма должна быть собрана фондом-собственником в течение одного года со дня первого поступления на банковский счет денежных средств, предназначенных для формирования целевого капитала. В этот же срок в фонде должен быть создан Попечительский совет, в обязанности которого входит согласование финансового плана фонда, выработка рекомендаций по выбору управляющей компании, определение назначения дохода от целевого капитала, контроль выполнения финансового плана. Завершить процесс создания Попечительского совета необходимо до момента передачи средств целевого капитала в доверительное управление управляющей компании. Если указанные условия не будут выполнены, то формирование целевого капитала считается несостоявшимся, а собранные деньги возвращаются жертвователям либо используются по иному назначению, определенному жертвователями в условиях договора пожертвования или в завещании.
Схема функционирования целевого капитала показывает, что благотворители жертвуют средства на различные цели развития образовательных учреждений, формируя целевой капитал. Фонд передает денежные средства управляющей компании, в качестве которой могут выступать исключительно коммерческие организации в организационно-правовых формах хозяйственного общества (ООО, ОДО, ЗАО или ОАО), профессионально занимающиеся инвестиционной деятельностью, т. е. имеющие лицензию на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами или по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами [4].
Согласно ст. 15 Закона о целевом капитале [2] денежные средства, составляющие целевой капитал, в том числе иностранная валюта, могут быть размещены управляющей компанией только следующим образом:
- в государственные ценные бумаги РФ и субъектов РФ, облигации иных российских эмитентов;
- акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;
- государственные ценные бумаги иностранных государств, соответствующие требованиям, предъявляемым при размещении средств Стабилизационного фонда РФ;
- облигации и акции иных иностранных эмитентов;
- ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством РФ;
- инвестиционные паи закрытых паевых инвестиционных фондов, если правилами доверительного управления фонда предусмотрена выплата дохода не реже одного раза в год;
- инвестиционные паи интервальных паевых инвестиционных фондов;
- инвестиционные паи открытых паевых инвестиционных фондов;
- объекты недвижимого имущества;
- депозиты в рублях и иностранной валюте в кредитных организаци-
ях.
В настоящее время процесс формирования целевого капитала в России идет достаточно медленно, что обусловлено низкими доходами населения как потенциальных жертвователей, несформированностью традиций меценатства, а также слабой информированностью представителей бизнес-сообщества о сути модели целевого капитала образовательных учреждений. В этих условиях многие российские вузы вместо создания эндаумен-тов выбирают путь привлечения средств на текущие проекты, а не на долгосрочное вложение целевого капитала в управляющую компанию. Именно поэтому важной проблемой, стоящей перед образовательными учреждениями, является проблема определения оптимального размера эндау-мент-фонда.
Положения Федерального закона № 275-ФЗ позволяют утверждать, что эндаументы будут играть важную роль в бюджетах вузов, если в них будет аккумулировано не менее 3-4 млрд руб. Тогда годовой доход целевого капитала может быть определен следующим образом:
- целевой капитал при формировании — 4 000 000 руб.;
- рост стоимости чистых активов (доход от доверительного управления за 12 месяцев) — 11 % (440 000 руб.);
- вознаграждение управляющей компании (10 % от суммы дохода от доверительного управления) — 44 000 руб.;
- административно-управленческие расходы (15 % от суммы дохода доверительного управления) — 66 000 руб.;
- доход от целевого капитала, передаваемый получателям дохода, — 330 000 руб.
Представленные оценочные расчеты показывают, что формирование целевого капитала в вузах позволит обеспечивать частичное финансирование образовательных программ.
Следует отметить, что в России процесс создания эндаументов начался довольно активно (табл. 2). И хотя мировой экономический кризис обусловил замедление процесса создания новых фондов, в 2009 г. отмечался значительный прирост целевого капитала крупнейших российских вузов.
Таблица 2
Показатели деятельности крупнейшихэндаументоеРоссии
ВУЗ, при котором создан эн-даумент Дата создания ЦК Размер ЦК на конец мая 2010 г., млн руб. Доход от управления в 2009 г., млн руб. Пополнение ЦК за счет пожертвований в 2009 г., млн руб. Коли- чество ЦК Управляющая компания
МГИМО 15.02.2008 г. 526,0 72,0 58,0 1 ОАО «Г аз-промбанк» — управление активами
Европейский университет в Санкт-Петербурге 07.03.2008 г. 240,5 40,0 н. д. 1 КИТ Фортис Инвестмент Менеджмент
Финансовая академия при Правительстве РФ 31.03.2007 г. 203,0 7,9 71,7 1 УК «Банка Москвы»
РЭШ 29.10.2007 г. 176,1 23,8 83,7 1 «Ренессанс» Управление Инвестиция- ми
Новосибирский госуниверситет 28.03.2008 г. 16,0 1,4 0 1 УК «Банка Москвы» «Сибиряк»
Тюменский госуниверситет 26.05.2009 г. 11,5 н. д. н.д. 1 ОАО «Г аз-промбанк» — управление активами
Южный федеральный университет 25.04.2008 г. 10,2 1,4 1,2 1 Центр-инвест
Данные (табл. 2) свидетельствуют о том, что в целом емкость благотворительного рынка РФ остается крайне низкой. По сравнению с Западом в нашей стране отсутствует развитая культура осуществления помощи вузам, но можно предположить, что имеется обширный потенциал для роста этой сферы.
Таким образом, основными проблемами функционирования и развития эндаумент-фондов в Российской Федерации являются:
- образовательные учреждения (кроме автономных) не могут самостоятельно привлекать средства для формирования целевого капитала, передавать их в доверительное управление и получать доходы непосредственно от управляющей компании, что приводит к необходимости создания специализированного фонда;
- население, являющееся потенциальным жертвователем, имеет низкий уровень доходов, а культура или традиции благотворительности среди наиболее состоятельной его части в современной России только формируются;
- жертвователи не имеют финансовых выгод, в том числе налоговых;
- неразвитость отечественной практики доверительно управления целевым капиталом.
Давая общую оценку функционированию эндаумент-фондов в России, можно утверждать, что государство и другие субъекты экономики должны объединить усилия в целях создания благоприятной среды для развития эндаумент-фондов как источника дополнительного финансирования деятельности учреждений высшего образования.
Библиографический список
1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08 мая 2010 г. № 8Э-ФЗ.
2. О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций: Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 275-ФЗ.
3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием закона «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»: Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 276-ФЗ.
4. Актуальные вопросы внедрения целевого капитала некоммерческих организаций в российскую практику: практ. пос. (на рус. яз.) / под ред. С.А. Рубашкиной. М.: Общественная палата Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, 2008. 128 с.
5. Теория и практика функционирования фондов целевого капитала в России, МГИМО (У) МИД России, 27-29 апреля 2010 г. / под ред. Е.С. Бирюкова, Д.А. Дегтерева, А.В. Стельмаха. М.: МГИМО, 2010. 148 с.
6. Иванов О.И. Совершенствование организационно-экономического механизма функционирования образовательных фондов целевого капитала // Аудит и финансовый анализ. 2009. № 3.
7. Грищенко А.В. Формируем целевой капитал некоммерческой организации // Управление финансами. 2010-09-07. № 5.
S. V. Eliseeva
State and problems of an endowment fund in the Russian Federation
The article investigates the status and problems of endowment funds development in Russian Federation and other countries. The mechanism and details of their operation in education are shown, main problems of endowment funds in foreign countries and Russia are presented.
Key words: endowment funds, financing higher education, source offunding.