Научная статья на тему 'Создание и функционирование фондов целевого капитала (эндаумент-фондов) в сфере культуры в российской Федерации'

Создание и функционирование фондов целевого капитала (эндаумент-фондов) в сфере культуры в российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3000
311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
целевой капитал / эндаумент-фонды / финансирование культуры / налоговые льготы / пожертвования / модели государственной поддержки / endowment fund / reserve funds / financing culture / tax exemptions / donations / models of state support

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хаунина Екатерина Андреевна

В статье рассматриваются эндаумент-фонд как один из ресурсов финансирования культурной деятельности в России. Обозначены основные отличия российской модели целевого капитала от зарубежных моделей эндаументов. Несомненно, внедрение в российское правовое поле модели целевого капитала (эндаумента) значительно расширило возможности некоммерческого сектора экономики в деятельности на благо общества. Однако после более десятилетия после принятия закона о целевом капитале в области культуры этот институт пока так и не получил широкого распространения. В связи с этим в работе обозначены ряд аспектов, которые оказывают значимое влияние и выступают факторами, ограничивающими развитие института целевых капиталов в России, среди которых налоговые льготы, проблемы эффективности управления, доверие общества и потенциальных благотворителей. В заключении статьи предлагаются некоторые направления развития целевого капитала в области культуры, охватывающие как законодательные инициативы, так и институциональные изменения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESTABLISHMENT AND OPERATION OF ENDOWMENT-FUNDS IN THE SPHERE OF CULTURE IN RUSSIAN FEDERATION

The article examines the institution of endowment as one of resources of financing of cultural activity in Russia. The main differences of the Russian model of endowment-funds from foreign models are designated. Undoubtedly, the implementation of the endowment model in the Russian legal framework considerably expanded opportunities of the non-profit sector of economy in its activity for public benefit. However, after more than 10 years after adoption of the law in the field of culture this institution has not been widely disseminated yet. In this regard a number of presented aspects have significant impact and act as the factors limiting development of institution of the endowment-fund in Russia, among them: tax incentives, management efficiency problems, social trust and potential philanthropists. The article concludes with some directions of development of the endowmentfunds in the area of culture covering both legislative initiatives and institutional changes.

Текст научной работы на тему «Создание и функционирование фондов целевого капитала (эндаумент-фондов) в сфере культуры в российской Федерации»

Е.А. Хаунина

с.н.с., Институт экономики РАН, Москва

с.н.с., Государственный институт искусствознания, Москва

СОЗДАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ФОНДОВ ЦЕЛЕВОГО КАПИТАЛА (ЭНДАУМЕНТ-ФОНДОВ) В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются эндаумент-фонд как один из ресурсов финансирования культурной деятельности в России. Обозначены основные отличия российской модели целевого капитала от зарубежных моделей эндаументов. Несомненно, внедрение в российское правовое поле модели целевого капитала (эндаумента) значительно расширило возможности некоммерческого сектора экономики в деятельности на благо общества. Однако после более десятилетия после принятия закона о целевом капитале в области культуры этот институт пока так и не получил широкого распространения. В связи с этим в работе обозначены ряд аспектов, которые оказывают значимое влияние и выступают факторами, ограничивающими развитие института целевых капиталов в России, среди которых налоговые льготы, проблемы эффективности управления, доверие общества и потенциальных благотворителей. В заключении статьи предлагаются некоторые направления развития целевого капитала в области культуры, охватывающие как законодательные инициативы, так и институциональные изменения.

Ключевые слова: целевой капитал, эндаумент-фонды, финансирование культуры, налоговые льготы, пожертвования, модели государственной поддержки. Классификация 1БЬ: Н24, 211, L31, L38, L39.

Эндаумент-фонды, или фонды целевого капитала организаций культуры, зарекомендовали себя в качестве эффективного механизма управления целевыми благотворительными пожертвованиями и источника получения дополнительных, так называемых инвестиционных, доходов. Следует отметить, что эндаумент-фонды имеют достаточно продолжительную историю в зарубежной практике финансирования некоммерческих организаций, что особенно справедливо для стран с англо-саксонской моделью культурной политики, прежде всего США и Великобритании.

В широком понимании эндаумент - инструмент долгосрочного финансирования, гарантирующий устойчивость поддерживаемой организации и ее целей. В отличие от благотворительных фондов и иных НКО, расходующих привлеченные от доноров пожертвования, как правило, в текущем периоде, эндаумент направляет на заранее установленные цели не сами пожертвования, а доход, полученный от их инвестирования. Таким образом, пожертвования, которые были выделены донорами для организации, влияют на ее финансовую стабильность длительный период времени.

Правовая основа для создания эндаументов появилась в России более 10 лет назад после принятия Федерального закона от 30 декабря 2006 г. № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (далее - Закон № 275-ФЗ). При этом следует отметить, что предложенная схема долгосрочного финансирования уставной деятельности на основе договора доверительного управления имуществом не является новой технологией для России. Обращение к истории российской благотворительности показывает, что сама схема эндаумента применялась в России еще с начала XIX в.

Первый закон об аналогах современных целевых капиталов был издан в Российской империи 27 декабря 1817 г. (в виде сенатского указа) и носил название «О пожертвованиях в пользу богоугодных заведений и об употреблении оных, согласно с волею жертвователя». Этот закон впервые установил правило, по которому приступать к учреждению богоугодных заведений следовало только в случае, «когда к содержанию их назначены будут доста-

точные средства; в противном же случае пожертвования, на сии заведения назначаемые, обращать в общую массу, и тогда уже приступать к учреждению общественных заведений, когда накопится достаточное количество суммы». Исполнение закона «О пожертвованиях в пользу богоугодных заведений» возлагалось на гражданских губернаторов и начальников ведомств, в пользу которых шли пожертвования [Ульянова, 2005; Эндаументы..., 2018].

Обозначим некоторые принципы формирования и функционирования современной российской модели целевого капитала согласно Закону № 275-ФЗ:

1. Целевой капитал формируется в рамках некоммерческой организации на заранее установленные цели (например, в сфере культуры, искусства, образования, науки, социальной поддержки и пр.).

2. Для формирования целевого капитала открывается отдельный банковский счет и отводится один фактический год на привлечение на этот счет не менее 3 млн рублей.

3. Все привлеченные средства - пожертвования или активы по завещанию, в рублях или иностранной валюте. Пожертвования не могут быть обусловлены чем-либо, включая сроки, а также не могут быть возвращены жертвователям (только в случае их обоснованного заявления о нецелевом использовании пожертвований).

4. Сумму, превышающую 3 млн рублей, необходимо передать в доверительное управление управляющей компании (УК) не позднее двух месяцев с момента превышения такого «порога».

5. По окончании календарного года УК передает полученный инвестиционный доход (за вычетом вознаграждения и расходов) в эндаумент-фонд, который, в свою очередь, распределяет этот доход на заранее установленные цели. Налог на прибыль от целевого капитала отсутствует (подп. 14 п. 2 ст. 251 НК РФ). Оставшийся в управлении капитал продолжает инвестироваться. Минимальный срок существования эндаумента - 10 лет.

Основное преимущество эндаумента заключается в том, что инвестиционные доходы, которые он приносит, обеспечивают организациям определенную степень уверенности в наличии финансирования, что не всегда возможно при использовании ресурсов фандрайзинга и в условиях сокращения госфинансирования. Кроме того, эндаумент дает организации свободу и гибкость в выборе видов деятельности, даже если на отдельные проекты, которые организация / фонд считает целесообразными, не удастся привлечь средства целевого или государственного финансирования.

Эндаументы являются значимым социальным институтом, обеспечивающим определенную устойчивость некоммерческих организаций, что порождает доверие общества и возможность работать на долгосрочную перспективу. При этом взнос в целевой капитал имеет преимущества перед иными формами благотворительности, поскольку гарантирует целевой характер использования и строгую систему отчетности перед жертвователями.

На современном этапе в основу российской модели целевого капитала были положены механизмы, свойственные англо-саксонской системе, прежде всего характерные для эндаумент-фондов США. Российский закон, хотя и имел зарубежную основу, все-таки строился по принципам, характерным для российского законодательства, и достаточно успешно встроился в его систему [Целевые капиталы., 2017. С. 60-61]. В странах Европы понятие эндаумента чаще всего содержится в законах, регулирующих деятельность фондов и/или организаций общественной пользы. Этим статьям соответствуют нормы налогового законодательства. Отметим также, что внедрение в российское правовое поле модели целевого капитала (эндаумента) значительно расширило возможности некоммерческого сектора экономики в деятельности на благо общества. Важное преимущество статуса целевого капитала перед «обычным» благотворительным фондом состоит в том, что доходы от управления поступивших в эндаумент средств освобождаются от уплаты налога на прибыль. На март 2018 г. в России было зарегистрировано 194 эндаумента, из них 177 являются действующими, 17 фондов целевого капитала были расформированы (рис. 1).

.4в 134 1

49

гТТ Т

2007 2 сю а гоор гога

2011 2012 !013 гои 2015 2016 2017 2016

Источник: Французова С. (2017). Аналитический отчет о динамике развития фондов целевого капитала за 2007—2017. Подготовлен Пензенским региональным общественным благотворительным фондом «Гражданский Союз». Пенза. Данные УК «<Апрель Капитал», март 2018.

Рис. 1. Динамика числа зарегистрированных эндаумент-фондов в РФ (по состоянию на март 2018 г.)

По статистике, представленной в рамках форума «Эндаументы - 2018», среди функционирующих в России эндаумент-фондов в различных сферах деятельности: 59% (104) -в образовании, 6,7 (12) - в искусстве и 5,6% (10) - в сфере культуры. Другими словами, при организациях культуры и искусства в настоящее время функционируют 22 фонда целевого капитала, отдельно выделяется эндаумент-фонд Общественного телевидения России.

Важно отметить также, что география распространения фондов целевого капитала, в том числе и в сфере культуры, расширяется: начинают создаваться эндаумент-фонды при организациях культуры в регионах (Омск, Томск). Фонд развития музея им. М. А. Врубеля, основанный в 2016 г. в г. Омске, стал первым в России фондом целевого капитала, созданным при региональном музее. В октябре 2017 г. Томский областной краеведческий музей имени М.Б. Шатилова получил грант Благотворительного фонда В. Потанина на поддержку создания в музее фонда целевого капитала. Однако, как справедливо отмечает директор Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич, «российские регионы нуждаются в эндаументах, имеют мало возможностей для их развития, особенно учитывая сокращение ресурсной базы из-за санкций и сжатия финансовых рынков»1.

Особенности законодательного регулирования эндаумент-фондов

Проанализировав зарубежное и российское законодательство о целевом капитале, становится очевидно, что российская нормативно-правовая база обусловливает менее широкие возможности создания и функционирования эндаумента. Согласно американскому законодательству, например, для формирования эндаумента не существует минимального срока, за который формируется фонд целевого капитала, и минимального размера «основного тела» этого фонда. В отечественной нормативно-правовой базе это обязательные условия для формирования фонда целевого капитала. При этом российская некоммерческая организация не вправе направлять собственные средства и использовать бюджетные средства на формирование и пополнение целевого капитала. Пожертвования в фонд целевого капитала могут поступать только от доноров. В зарубежном же опыте, отметим это особо, некоммерческие организации могут направлять собственные средства на формирование своего эндаумента. Государство также участвует в выделении денежных средств из бюджета на формирование и пополнение эндаумента, поощряя, таким образом, некоммерческие организации создавать эндаумент-фонды.

1 Из выступления Н. Зубаревич на Втором международном форуме «Эндаументы - 2018», 6.04.2018 г.,

г. Москва.

Еще одно из важнейших отличий - возможность американских некоммерческих организаций управлять эндаументом самостоятельно. В российской практике это законодательно запрещено - управление целевым капиталом должно осуществляться только специализированной управляющей компанией. И, наконец, еще одно существенное различие и проблема одновременно - отсутствие широкого спектра налоговых льгот для юридических и физических лиц в России, которые бы активизировали процессы, связанные с формированием фондов целевого капитала при некоммерческих организациях. Остановимся подробнее на некоторых отличиях российской модели целевого капитала от зарубежных моделей (рис. 2).

Источники формировния и пополнения Способ управления ресурсами эндаументов

Рис. 2. Основные отличия российской модели целевого капитала от зарубежных моделей эндаументов

Первое отличие связано с субъектом формирования целевого капитала. В российском законе правом формировать целевой капитал обладают фонды, автономные некоммерческие организации (АНО), общественные и религиозные организации. Законодательство зарубежных стран дает более широкий, по сути открытый перечень организаций, которые могут формировать эндаумент. Это и фонды, и религиозные организации (в этом полное сходство с ФЗ «О ЦК»), и благотворительные организации или организации общественной пользы, получившие соответствующий статус взамен на большую прозрачность или отказ от права осуществлять деятельность, приносящую доход.

Перечень целей формирования эндаумента раскрыт в российском законе2 и вариативен в законодательствах стран Америки, Европы и Азии. Законодательство зарубежных стран дает возможность использовать доход от целевого капитала на любую законную деятельность, любую благотворительную деятельность, деятельность, направленную на общественную пользу. При этом необходимо учитывать, что каждая страна имеет определенный перечень деятельности, которая преследует благотворительные цели или цели общественной пользы [Эндаументы..., 2018. С. 60-61].

Третье отличие состоит в том, что именно можно вкладывать в целевой капитал как на стадии формирования, так и при пополнении уже сформированного капитала. Изначально, согласно ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», это были только денежные средства в российской и иностранной валюте. Затем, с принятием ФЗ от 21 ноября 2011 г. № 328-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», кроме налоговых льгот для жертвователей - физических лиц, были расширены сферы, для поддержки которых можно формировать целевой капитал, уставлена возможность пополнения целевого капитала не только денежными средствами, но и недвижимостью и определенными ценными бумагами.

Зарубежное законодательство предоставляет жертвователю более широкие возможности: и формировать, и пополнять эндаументы, как правило, можно любыми видами имущества: денежными средствами, недвижимым имуществом, земельными участками,

2 Так в России целевой капитал можно формировать на образование, науку, здравоохранение, культуру, физкультуру и спорт (за исключением профессионального спорта), искусство, архивное дело, социальную помощь, охрану окружающей среды, бесплатную юридическую помощь и правовое просвещение граждан, функционирование общественного телевидения.

ценными бумагами. Кроме того, возможен вклад, сделанный нематериальным активом, результатом интеллектуальной деятельности. Есть, безусловно, ограничения, связанные с оценкой / переоценкой любого вклада - как материального, так и нематериального [Целевые капиталы..., 2017. С. 60-61].

Существуют отличия, связанные со способами управления привлеченными ресурсами эндаументов. Российский закон обязывает передавать сформированный целевой капитал в управляющую компанию в течение двух месяцев с момента завершения формирования и в течение 30 дней в случае пополнения такового, и несмотря на то что ответственность за выбор компании лежит на собственнике целевого капитала, в конечном счете от профессионализма компании зависит доход, который будет получен от доверительного управления.

В зарубежном законодательстве нет нормы, обязывающей передать эндаумент в управление специализирующейся на этом компании, вся ответственность возложена на управляющий совет / совет директоров, которые вправе самостоятельно выбрать способ управления эндаументом, лично или с помощью нанятых специалистов, анализируя риски и возможности. По-видимому, такой подход российского законодателя свидетельствует о сложившемся уровне доверия к организациям, формирующим эндаумент.

Развитие института целевых капиталов: проблемы и ограничения

Практика применения закона о целевых капиталах выявила ряд проблем в применимости существующих законодательных норм, в связи с чем есть необходимость дальнейшего совершенствования законодательного регулирования этой сферы в России. В течение 10 лет законодательство почти не менялось, что не отражает изменения, происходящие в обществе и благотворительности в целом. Однако, как считают некоторые эксперты, развитие института целевого капитала поступательно и осторожно формирует правоприменительную практику, основываясь на нормах закона, которые в свое время были написаны для профессионалов и отчасти «на вырост»1 [Эндаументы., 2018. С. 60-61].

Обозначим некоторые аспекты, которые оказывают значимое влияние и выступают факторами, ограничивающими развитие института целевых капиталов, в том числе в сфере культуры:

► ограничения по налоговым льготам для организаций, которые готовы совершать пожертвования. Сложность взаимодействия с компаниями и корпорациями в рамках фандрайзинга по формированию и пополнению фондов целевого капитала состоит в том, что пожертвования бизнеса делаются из чистой прибыли в отсутствии каких-либо налоговых льгот и вычетов;

► ряд ограничений в отношении пожертвований, поступающих из-за рубежа или от зарубежных жертвователей;

► ограничение видов имущества, направляемого жертвователями на формирование и пополнение целевого капитала. В соответствии с п. 1 ст. 4 закона № 275-ФЗ о целевом капитале действуют ограничения на форму пожертвований (только денежные средства). Таким образом, жертвователь не вправе передать на формирование целевого капитала недвижимое имущество, ценные бумаги;

► недостаточная проработка тактических механизмов реализации идеи целевого капитала, что не позволяет фондам и НКО успешно и последовательно формировать целевой капитал, наращивая свой потенциал [Французова, 2017];

► проблема эффективности управления целевым капиталом. Выбор управляющей компании и уровень финансовых компетенций организации, сформировавшей целевой капитал. Организация не застрахована от убытков, как и все субъекты, дей-

ствующие на финансовом рынке, что может привести к потере денег, переданных жертвователями. Важную роль играет угроза как потери средств от неэффективного вложения, так и недополученной прибыли [Французова, 2017];

► отложенный эффект долгосрочных пожертвований в эндаументы;

► дополнительные расходы на обслуживание новой инфраструктуры. Любой целевой капитал потребует отдельного ведения бухучета, обязательного аудита, в нем должны работать люди, которые разбираются и в стратегии, и в финансовой стороне дела;

► доверие общества и потенциальных благотворителей к механизму целевого капитала. Кроме того, до сих пор в обществе существует некоторое недоверие к профессиональным благотворительным организациям;

► небольшое число реально работающих целевых капиталов в области культуры и, соответственно, описанных практик, которые можно проанализировать и принять решение о создании собственного эндаумент-фонда;

► конкуренция за пожертвования в эндаумент-фонды в сфере культуры с другими институциями, имеющими более актуальную для потенциальных доноров социальную направленность.

Зарубежные модели поддержки института целевых капиталов

Распространение модели целевого капитала в сфере культуры в России происходит не такими быстрыми темпами, как предполагалось при создании законодательной базы. С одной стороны, это закономерно, так как эта модель ориентирована на будущее и имеет отложенный результат, с другой - развитие можно и нужно стимулировать, и здесь существенную роль играет поддержка со стороны государства. Ведь институт эндаументов во многом зависит от факторов развития гражданского общества: уровня доверия населения, источников и моделей финансирования социально-культурного сектора, ориентации общества на благотворительность и др. В разных странах данные факторы имеют различный вес. При этом ключевым аспектом развития гражданского общества и его институтов является влияние государства, формирующего условия и инфраструктуру деятельности актора [Мерсиянова, Шашнов, Краснопольская, 2017. С. 7-11].

Опыт поддержки государством модели целевого капитала накоплен сегодня во многих странах, как в тех, где эндаументы существуют не одно столетие и где благотворительность давно стала неотъемлемой частью общественной жизни, так и в странах, где филантропия только развивается. Более того, в последние десятилетия интерес государства к распространению данной модели постоянно растет.

В странах, где государство традиционно играло существенную роль в финансировании социальной сферы (образования, науки, культуры), наличие законодательной базы для создания эндаументов рассматривалось как достаточное условие. Законодательство периодически корректировалось, чтобы отвечать меняющимся социально-экономическим условиям3.

Государство все больше начинает искать партнеров для решения социальных задач и готово поддерживать те механизмы, которые могут привести к финансовой независимости организаций образования и культуры от государственного финансирования. Признав то, что модель целевого капитала может выполнять такую роль, государство стало предлагать различные механизмы ее внедрения.

3 Недавние изменения законодательства в США произошли после очередного экономического кризиса, в то время даже крупные эндаументы, такие как Гарвард, понесли существенные потери. И тогда остро встал вопрос как о сохранении средств, так и об изменении правил использования доходов.

В своем обзоре, посвященном зарубежной практике поддержки эндаумент-фондов, Оксана Орачева, Генеральный директор Благотворительного Фонда В. Потанина, выделяет две модели (рис. 3) государственной поддержки, которые получили сегодня наибольшее распространение [Целевой капитал..., 2014. С. 70-74].

Рис. 3. Государственная поддержка эндаумент-фондов в зарубежных странах

Первая модель предполагает создание эндаумент-фондов некоммерческих организаций при непосредственном участии государства [Целевой капитал..., 2014. С. 70-74]. Данная модель была апробирована в США в 60-е гг. XX в., когда решением Конгресса были созданы фонды поддержки культуры, гуманитарных исследований и т. д. Эти фонды сегодня являются одним из основных источников финансирования учреждений культуры и образования, причем это финансирование выделяется на конкурсной основе. До 1972 г. в США законодательства, которое регулировало бы деятельность эндаумент-фондов, не было. Существовал закон «О трасте» (The Trust Law), посредством которого на законодательном уровне регулировалась деятельность благотворительных фондов в общем. В 1972 г. появился законодательный акт «The Uniform Management of Institutional Funds Act (UMIFA)» - «Унифицированный закон об институциональных фондах» [The Uniform Management..., 1972].

Он стал основным документом, регулирующим деятельность эндаумент-фондов некоммерческих учреждений. Его появление было связано с распространением эндаумент-фондов по всей стране. Многие успешные и обеспеченные люди хотели оставить свой след в истории, а также получить уважение со стороны общества, поэтому они становились донорами для множества фондов целевого капитала некоммерческих учреждений. Все это привело к созданию крупной системы негосударственного финансирования социальной сферы.

В Великобритании не так давно были выделены средства на создание специального эндаумента для финансирования проектов фондов местных сообществ: из бюджета выделяются средства, одновременно привлекаются ресурсы за счет различных программ софи-нансирования [Целевой капитал., 2014. С. 70-74].

В последние десятилетия данную модель финансирования приоритетных для государства сфер через создание специального эндаумент-фонда использует все большее количество стран по всему миру. Особенно она привлекает страны с развивающейся филантропией. Например, на создание эндаумента Филиппинского фонда защиты окружающей среды были использованы средства от реструктуризации государственного долга страны.

Эти средства способствовали быстрому становлению некоммерческой организации, которая смогла сразу приступить к реализации своих экологических программ. Правительство Сингапура также решило выделить значительные средства (в общей слож-

ности 1,5 млрд долл.) в эндаумент специально созданного фонда ComCare на реализацию программ поддержки социально незащищенных групп населения, внедрив тем самым другой механизм финансирования социальной сферы4.

Вторая модель основывается на предоставлении на конкурсной основе эндау-мент-грантов, когда грантовые средства направляются в эндаумент некоммерческой организации, а доходы от эндаумента должны быть израсходованы на определенные жертвователем цели. Средства выделяются на конкурсной основе, в том числе на условиях софинан-сирования, а также создания партнерских программ. В основном такие эндаумент-гранты предоставляются на поддержку университетов (кафедр, исследовательских центров, профессорских позиций и др.), организаций культуры (музеев, театров, галерей, музыкальных школ и школ искусств), фондов местных сообществ [Целевой капитал..., 2014. С. 72-73].

Правительство Канады содействует развитию эндаументов, полагая, что именно этот механизм поддержки сможет обеспечить организации культуры в долгосрочной перспективе, сделать искусство и культуру более независимыми от источников финансирования. Например, начиная с 2001 г. Канадский Инвестиционный фонд в сфере культуры в рамках своей специальной программы по стимулированию создания эндаументов предоставил 170 организациям, работающим в сфере культуры, средства в эндаументы на условиях, что они привлекут пожертвования со стороны частных и корпоративных доноров. Цель данной программы - содействовать созданию в стране определенной среды, которая бы стимулировала доноров как частных, так и корпоративных, делать пожертвования в энда-умент-фонды организаций культуры.

Например, Театральный фестиваль в Чемейнусе (Chemainus Theatre Festival) ежегодно проводится некоммерческой организацией в Ванкувере. В 2015 г. при фестивале был основан эндаумент-фонд, который управляется благотворительным фондом Ванкувера, который, в свою очередь, управляет различными фондами целевого капитала на сумму более чем 1 млн долл. Индивидуальные пожертвования в эндаумент-фонд фестиваля поддерживаются Канадским Инвестиционным фондом в сфере культуры. Денежные средства в форме гранта, который представляет собой систему «доллар за доллар»: грант выделяется на сумму всех собранных пожертвований эндаумент-фондом театра, таким образом удваивая размер эндаумента.

Другим примером эндаумент-грантов является совместная программа Министерства культуры, средств массовой информации и спорта Великобритании, Совета по культуре и благотворительного фонда Heritage Lottery Fund (фонд, сформированный на основе поступлений от проведения национальной лотереи). Программа была объявлена в 2012 г. частью новой стратегии Правительства Великобритании по расширению источников финансирования организаций культуры и привлечения в эту сферу частных средств. Оператором программы стал благотворительный фонд, у которого есть значительный опыт распределения средств на конкурсной основе.

Программа «Катализатор: эндаументы» направлена на привлечение существенных средств для развития и сохранения культурного наследия Великобритании, чтобы помочь организациям культуры стать более устойчивыми и независимыми. Программа предполагает не только финансовую поддержку эндаументов, но и стимулирование развития фандрайзинговых технологий (matching grants), привлечение частных доноров к финансированию в сфере культуры, способствует продвижению модели эндаумента, дает импульс к их дальнейшему развитию [Целевой капитал., 2014. С. 73].

Эндаумент-гранты позволяют объединить усилия и ресурсы государства, благотворительных фондов и других доноров, что, в свою очередь, стимулирует создание партнерств. Такие совместные программы очень важны для развития некоммерческого

4 Подробнее см.: Chemainus Theatre Festival, 2018.

сектора, они способствуют более эффективному расходованию ресурсов как со стороны фондов, так и со стороны государства.

Обе представленные модели предполагают прямую поддержку эндаументов со стороны государства. К косвенной поддержке можно отнести изменение законодательства, создание специальных фондов или проведение партнерских программ - привлечение внимания общества к данной теме. Государство может содействовать популяризации данной темы, демонстрировать и продвигать лучшие практики работы эндаумент-фондов разного масштаба. Кроме того, поддерживая партнерские программы и программы софинансиро-вания, государство способствует развитию культуры благотворительности, содействует широкому распространению пожертвований, в том числе массовых и небольших.

Накопленный зарубежный опыт, несомненно, требует детального изучения точки зрения его возможного использования для дальнейшего развития модели целевых капиталов в России.

Направления развития института целевого капитала в России

Возможности функционирования эндаумент-фондов в сфере культуры за рубежом отличаются от возможностей практического применения данного института в российских условиях. Фонды целевого капитала в России сталкиваются с некоторыми ограничениями, но при этом имеют определенный потенциал для развития. Несмотря на общее положительное развитие института эндаумент-фондов, данный механизм в условиях российской специфики сталкивается с рядом ограничений.

Прежде всего, здесь важен формат взаимодействия с бизнесом, частными компаниями и, конечно же, с государством. У государства, в свою очередь, должно возникнуть другое отношение к данному институту, а не только юридическая поддержка в виде законодательной базы. Оно должно воспринимать фонды целевого капитала как важнейшую составляющую финансовой стабильности некоммерческих организаций. Важно понять, что фонды целевого капитала не просто финансовые инструменты, зависящие от экономических условий. Это важнейший индикатор социального самочувствия граждан, общества, государства [Швыдкой, 2017].

В заключение следует отметить несколько принципиально важных моментов, которые должны способствовать выстраиванию эффективной институциональной среды энда-умент-фондов в России:

1. Разрешение юридическому лицу выбирать, что относить на затраты при определении базы по налогу на прибыль (в рамках 1% выручки от реализации) - виды рекламной деятельности, для которых уже установлена такая возможность (участие в выставках, проведение розыгрышей и изготовление для них призов и т. д.), или пожертвования в НКО, которые приведут к решению социальных проблем. В области образования уже подготовлена подобная мера: Минэкономразвития разместило для общественного обсуждения проект поправок Правительства ко второму чтению законопроекта об изменениях в Налоговый кодекс РФ для мотивации организаций к участию в подготовке высококвалифицированных рабочих кадров (принят Госдумой в первом чтении в декабре 2016 г.). Поправки обещают налоговые льготы бизнесу, участвующему в обновлении материальной и учебно-лабораторной базы вузов и профессиональных образовательных организаций, а также в формировании их фондов целевого капитала. Такие затраты предлагается включить в состав расходов организаций, сократив тем самым налог на прибыль. Под льготу подпадет не более 1,5% от общего дохода от

реализации - по замыслу авторов, это убережет региональные бюджеты от значительной потери поступлений. Как полагают эксперты, данные изменения помогут увеличить стагнирующий в последние два-три года сегмент эндаумент-фондов. Бизнес-сообщество также поддерживает предложенную инициативу. В случае принятия поправок компании станут охотнее вкладывать деньги в эндаументы на долгосрочные программы развития образования и науки в российских вузах.

2. Предоставление налогоплательщику - физическому лицу права получать социальный налоговый вычет в связи с совершенным пожертвованием не напрямую, что требует больших временных затрат, а через НКО, что повысит экономическую устойчивость организаций через увеличение объема пожертвований.

3. Снятие законодательных ограничений на формирование благотвори тельными организациями целевых капиталов, доход от которых они будут получать ежегодно, что обеспечит долгосрочную устойчивость этих организаций. Частным благотворительным фондам при соответствующем решении их попечителей дополнительно разрешить делать взносы в целевые капиталы других НКО [Перспективные меры..., 2017. С. 15-17].

4. Расширение возможностей инвестирования средств целевого капитала в различные активы. Министерство экономического развития РФ и Центральный Банк обсуждают возможность предоставить фондам целевого капитала право самостоятельного размещения средств, без управляющей компании в случае, если фонд целевого капитала инвестирует в консервативные инструменты (банковские депозиты и пенсионные фонды).

5. Создание общего эндаумент-фонда на федеральном и региональном уровнях. Целесообразно создать систему отраслевых эндаументов «в форме независимых некоммерческих организаций на региональном и федеральном уровнях для культурной, научной и образовательной деятельности»5.

6. Популяризация в обществе пожертвований в эндаументы как среди граждан, которые могут стать жертвователями, так и среди профессиональных благотворителей и доноров. Большую роль здесь играют некоммерческие организации, которые взяли на себя миссию продвижения института эндаументов. В качестве конкретных практических шагов по поддержке института целевого капитала в нашей стране можно назвать деятельность Благотворительного фонда В. Потанина, одного из первых частных фондов в современной России, созданного в 1999 г. для реализации программ в сфере образования и культуры. Работа Фонда направлена на продвижение лучших практик стратегической благотворительности и меценатства, в том числе создания фондов целевого капитала. В рамках этого направления деятельности запущены программы «Эффективная филантропия» и «Развитие целевых капиталов в России», ориентированные на развитие фондов целевого капитала некоммерческих организаций как эффективного инструмента финансирования их деятельности.

7. Активизация деятельности профильных министерств по разработке и продвижению механизмов более широкого распространения фондов целевого капитала. Так, Министерство экономического развития РФ поддерживает развитие института целевого капитала, содействуя выстраиванию эффективной системы право-

5 Данная идея была предложена и при разработке проекта закона о культуре 2014 г., где предполагалось формирование системы эндаумент-фондов для разных видов культурной деятельности: театр, кино, музеи, художественное образование и т. д. Помимо этого, предполагалось направлять финансовые средства, полученные от института индивидуальных бюджетных назначений и маркированных налогов в эти фонды, где они будут сохраняться и накапливаться. Затем эти средства будут распределяться на конкурсной основе в виде грантов. Такой подход помог бы небольшим учреждениям культуры, которые не могут привлечь крупных жертвователей на формирование целевого капитала, использовать инвестиционный доход от общего эндаумент-фонда в качестве долгосрочной и стабильной поддержки.

вого регулирования их деятельности, формированию и распространению лучших практик деятельности эндаументов в стране. 8. Самоорганизация как самих фондов целевых капиталов, так и донорских организаций, которые могут поспособствовать широкому распространению эндау-ментов в России. Разработка и реализация партнерских программ, которые бы демонстрировали приоритетность развития данного механизма среди организаций социально-культурной сферы.

ЛИТЕРАТУРА

Киктенко Е. (2008). Цена профессионализма. Можно ли зарабатывать в благотворительности // Деньги и благотворительность. № 2 (67). С. 78-79.

Мерсиянова И., Шашнов С., Краснопольская И. (2017). Как определить перспективы развития гражданского общества: возможности и ограничения // Информационный бюллетень о развитии гражданского общества и некоммерческого сектора в РФ. Ноябрь. № 2 (13). С. 7-11.

Миттра Б. (2008). Управление эндаументами и фондами // Деньги и благотворительность. № 2 (67). С. 34-40.

Перспективные меры для развития сектора НКО (2017). // Информационный бюллетень о развитии гражданского общества и некоммерческого сектора в РФ. Ноябрь. № 2 (13). С. 15-17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ульянова Т.Н. (2005). Благотворительность в Российской империи, XIX - начало XX века. М.: Наука.

Французова С. (2017). Аналитический отчет о динамике развития фондов целевого капитала за 2007-2017. Подготовлен Пензенским региональным общественным благотворительным фондом «Гражданский Союз». Пенза.

Французова С.В., Шарипков О.В. (2017). Эндаументы. Начало: как создать целевой капитал в регионе. М.: Благотворительный фонд В. Потанина.

Целевой капитал: как его создать и что нужно знать о функционировании данной модели: Сборник практических рекомендаций (2014) / Под общ. ред. А.А. Барковец. М.: Форум Доноров.

Целевые капиталы: как собрать свой пазл. Неклассическое пособие для некоммерческих организаций. (2017) М.: Благотворительный фонд В. Потанина.

Швыдкой М.Е. (2017). О прекраснодушии и прагматизме // Российская газета. № 7243 (77). 14 апр.

Эндаументы в России: вызовы времени. (2018) М.: Благотворительный фонд В. Потанина.

The Uniform Management of Institutional Funds Act (1972). http://www.uniformlaws.org/Act.aspx?title=Prudent%20 Management%20of%20Institutional%20Funds%20Act (дата обращения: ноябрь 2017 г.).

Chemainus Theatre Festival (2018). Сайт театрального фестиваля в Чемейнусе. https://chemainustheatrefestival.ca/ support-us/endowment/(дата обращения: май 2017 г.).

Хаунина Екатерина Андреевна

[email protected]

Ekaterina Khaunina

senior research fellow of the Institute of economics of the Russian Academy of sciences,

senior researcer fellow of the State Institute for Arts Research

[email protected]

THE ESTABLISHMENT AND OPERATION OF ENDOWMENT-FUNDS IN THE SPHERE OF CULTURE IN RUSSIAN FEDERATION

Abstract. The article examines the institution of endowment as one of resources of financing of cultural activity in Russia. The main differences of the Russian model of endowment-funds from foreign models are designated. Undoubtedly, the implementation of the endowment model in the Russian legal framework considerably expanded opportunities of the non-profit sector of economy in its activity for public benefit. However, after more than 10 years after adoption of the law in the field of culture this institution has not been widely disseminated yet. In this regard a number of presented aspects have significant impact and act as the factors limiting development of institution of the endowment-fund in Russia, among them: tax incentives, management efficiency problems, social trust and potential philanthropists. The article concludes with some directions of development of the endowment-funds in the area of culture covering both legislative initiatives and institutional changes.

Keywords; endowment fund, reserve funds, financing culture, tax exemptions, donations, models of state support. JEL Classification: H24, Z11, L31, L38, L39.

REFERENCES

Celevoj kapital: kak ego sozdat' i chto nuzhno znat' o funkcionirovanii dannoj modeli: Sbornik prakticheskih rekomendacij (2014) [Endowment-fund: how to set up and what is necessary to know about functioning of given model: The handbook of practical guidance]. / Pod obshch. red. A.A. Barkovec. M.: Forum Donorov.

Celevye kapitaly: kak sobrat' svoj pazl. Neklassicheskoe posobie dlya nekommercheskih organizacij (2017) [Endowment-funds: how to collect the puzzle. A nonclassical handbook for non-profit organizations]. M.: Blagotvoritel'nyj fond V. Potanina.

Chemainus Theatre Festival (2018). Available at: https://chemainustheatrefestival.ca/support-us/endowment/ (accessed: May 2017).

Enndaumenty v Rossii: vyzovy vremeni. (2018). [Endowment-funds in Russia: current challenges]. M.: Blagotvoritel'nyj fond V. Potanina.

Francuzova S. (2017). Analiticheskij otchet o dinamike razvitiya fondov celevogo kapitala za 2007-2017. [The analytical report on dynamics of the development of endowment-funds for 2007-2017.]. Podgotovlen Penzenskim regional'nym obshchestvennym blagotvoritel'- nym fondom «Grazhdanskij Soyuz». Penza.

Francuzova S.V., Sharipkov O.V. (2017). Endaumenty. Nachalo: kak sozdat' celevoj kapital v regione [Endowment-funds. The Beginning: how to create endowments in the region]. - Moskva: Blagotvoritel'nyj fond V. Potanina.

Kiktenko E. (2008). Cena professionalizma. Mozhno li zarabatyvat' v blagotvoritel'nosti. [The value of professionalism. Whether it is possible to earn in charity]. // Den'gi i blagotvoritel'nost'. № 2 (67). S. 78-79.

Mersiyanova I., Shashnov S., Krasnopolskaya I. (2017). Kak opredelit' perspektivy razvitiya grazhdanskogo obshchestva: vozmozhnosti i ogranicheniya [How to define the prospects of development of civil society: opportunity and restrictions] // Informacionnyj byulleten' o razvitii grazhdanskogo obshchestva i nekommercheskogo sektora v RF. Noyabr'. № 2 (13). S. 7-11.

Mittra B. (2008). Upravlenie ehndaumentami i fondami. [Management of endowments and funds]. // Den'gi i blagotvoritel'nost'. № 2 (67). S. 34-40.

Perspektivnye mery dlya razvitiya sektora NKO (2017). [Perspective measures for development of the sector of NPO]. // Informacionnyj byulleten' o razvitii grazhdanskogo obshchestva i nekommercheskogo sektora v RF. Noyabr'. № 2 (13). S. 15-17.

Shvydkoj M.E. (2017). O prekrasnodushii i pragmatizme [About starry-eyed idealism and pragmatism] // Rossijskaya gazeta. № 7243 (77). 14 apr.

The Uniform Management of Institutional Funds Act (1972). Available at: www.uniformlaws.org/Act. aspx?title=Prudent%20Management%20of%20Institutional%20Funds%20Act (accessed: July 2017).

Ul'yanova G.N. (2005). Blagotvoritel'nost' v Rossijskoj imperii, XIX - nachalo XX veka. [Charity in the Russian Empire, XIX - the beginning of the 20th century]. M.: Nauka.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.