ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ
© 2005 Т.И. Афасижев, В.А. Тешев УДК 317.014 ББК 74.04
Вузы в условиях сокращения государственной финансовой поддержки (из опыта зарубежных стран)
Аннотация:
В данной статье представлены принципы и механизмы финансирования систем высшего образования зарубежных стран.
Ключевые слова:
Адаптация вузов зарубежных стран, сокращение государственной финансовой поддержки, дополнительные частные источники финансирования, методы адаптации, дистанционное обучение, непрерывное образование.
Реформирование Российского общества вызывает определенный интерес к опыту зарубежных стран по организации деятельности вузов в условиях кризиса финансирования. Отсюда разнообразие образовательной политики, детали механизмов финансирования, связанные с разным уровнем развития образовательных систем и решаемыми социальными задачами зарубежных стран представляются важными для нашей системы высшего образования.
В этой связи в нашей статье представлены принципы и механизмы государственного (бюджетного)
финансирования систем высшего образования в зарубежных странах. Исследованы механизмы использования финансовых инструментов для решения задач повышения качества образования в университетах и эффективности использования ресурсов в образовательной сфере - финансовых, материальных, кадровых. Вместе с тем объектом исследования были и методы привлечения в систему высшего образования дополнительных (небюджетных) средств самими университетами. При этом весьма важным представлялся ответ на вопрос о том, как государство своей политикой финансирования вузов может влиять (позитивно или негативно) на приток негосударственных ресурсов, направляемых обществом (работодателями, домохозяйствами, самими учащимися индивидами, благотворительными организациями и фондами, спонсорами) в образовательную сферу. Одновременно исследовались подходы зарубежных университетов, прежде всего государственных, к решению аналогичных проблем.
Еще одна задача данной статьи состоит в том, чтобы разрушить широко бытующие в российском обществе представления о полной платности или, напротив, полной бесплатности высшего образования за рубежом. Даже в такой славящейся своим платным образованием стране, как США, университеты, как правило, получают до 50%
своих средств из федерального бюджета и бюджетов штатов, что позволяет им сокращать плату за обучение для всех студентов и поддерживать студентов из малообеспеченных семей.
В Великобритании в связи с резким увеличением численности студентов университетов правительство в 1997 г. пошло на беспрецедентную для этой страны реформу - замену стипендий для оплаты проживания студентов в университетских кампусах выдачей образовательного кредита на эти цели всем нуждающимся (реформа Дилинга). При этом само высшее образование как таковое осталось во многом бесплатным, финансируемым из бюджета страны. Эта мера привела к неожиданным для правительства последствиям - резкому снижению территориальной мобильности студентов, массовому невозвращению взятых образовательных кредитов, гарантированных государством (т.е.
повышением нагрузки на бюджет), ухудшению использования студенческих общежитий, что серьезно осложнило финансовое состояние многих университетов.
Несмотря на различия, университеты всех стран в последние годы сталкиваются с серьезными финансовыми трудностями, с сокращением бюджетного финансирования и необходимостью активнее привлекать негосударственные средства. Высшая школа все более активно начинает продажу образовательных услуг на образовательном рынке, с одной стороны, и одновременно учиться привлекать дополнительные финансовые ресурсы, развивая взаимодействие с бизнесом, местным сообществом, фондами и другими некоммерческими организациями. С другой стороны, все большую роль в финансовом благополучии учебных заведений начинают играть заказы на научные исследования, разработка новых методов и технологий обучения.
Диверсификация деятельности университетов, их превращение в центры экономического и социального
развития территорий налагают более высокие требования на качество управления университетами, на уровень профессионализма их менеджеров. В этой связи в данной статье большое внимание уделяется эволюции управленческих методов в высшей школе зарубежных стран.
Высшие учебные заведения зарубежных стран выработали различные методы адаптации к условиям ограниченности бюджетного финансирования, нехватке средств, выделявшихся государством на высшее образование в последние годы. Эти методы принято делить на три группы в зависимости от конкретных целей, которых стремились достичь университеты от их использования:
- методы повышения использования имеющихся у вузов финансовых ресурсов, снижения издержек по организации обучения.
- меры, призванные обеспечить получение государственного финансирования, в частности, направленные на достижение вузами таких показателей деятельности, которые являются условием выделения государственных средств в прежнем и даже большем объеме.
- методы, обеспечивающие увеличение частных источников финансирования, как традиционных, так и новых. Речь идет об увеличении доходов от платы за обучение (в частности, за счет активизации усилий по привлечению студентов, в том числе иностранных, и предотвращению их отсева), от контрактов с частными фирмами на проведение научных исследований и подготовку кадров, а также о привлечении частных пожертвований. Особое внимание вузы уделяют поиску дополнительных частных источников финансирования путем организации новых направлений и форм образовательной и других видов деятельности (непрерывное обучение взрослых, дистанционное обучение, международная коммерческая деятельность вузов, развитие партнерских отношений с местным сообществом).
Разделение методов адаптации на три группы является довольно условным, поскольку некоторые методы могут быть отнесены к разным группам. Так, привлечение дополнительного числа студентов обеспечивает увеличение доходов вузов из частных источников (плата за обучение) и получение определенного объема государственного финансирования. Организация дистанционного обучения обеспечивает (после первоначального роста затрат) экономию в долгосрочной перспективе издержек на организацию обучения и возможность привлечения новых контингентов студентов, новых частных источников финансирования. Привлечение вузами корпоративных партнеров для проведения научных исследований нередко обеспечивает поступление не только частных, но и государственных средств.
Тем не менее такое разделение методов представляется оправданным, поскольку в большинстве случаев позволяет представить основную направленность адаптационной деятельности.
Различные типы зарубежных вузов (государственные и частные, обеспечивающие различный уровень подготовки и пр.) используют эти адаптационные методы в разных сочетаниях, причем иногда тот или иной тип выходит на первый план.
Так, в США государственные вузы, чье финансовое положение (в отличие от частных вузов) во многом зависит от государственной поддержки, и прежде всего от поступления средств из бюджетов штатов, особое внимание уделяют тому, чтобы показатели их деятельности соответствовали критериям выделения такого финансирования. Г осударственные и частные вузы США активно участвуют в деятельности по привлечению частных пожертвований (наибольших успехов в этом достигли ведущие исследовательские университеты). Для местных же двухгодичных колледжей особое значение в обеспечении стабильности их финансового положения имеют поддержание тесных связей с местными властями, местным сообществом и удовлетворение их конкретных запросов.
Общим для различных типов вузов в их стратегии адаптации к условиям сокращения государственной финансовой поддержки является активизация усилий по повышению эффективности использования ресурсов и по привлечению частных источников финансирования -средств домохозяйств, фирм, различных фондов и организаций. Усиливается конкуренция между вузами за привлечение средств частного сектора, студентов и их семей.
Основными направлениями использования трех указанных групп адаптационных методов являются следующие:
1. Многие факторы препятствуют снижению издержек на обучение. В большинстве случаев они являются для вузов трудно преодолимыми. Косвенно об этом могут свидетельствовать данные о росте стоимости обучения за последние годы. Например, стоимость обучения в государственных четырехгодичных колледжах США выросла на 109%. В настоящее время многие западные эксперты полагают, что в перспективе добиться снижения затрат на обучение можно в значительной мере путем развития дистанционного образования на базе Интернета. По расчетам американских экспертов, при эффективном использовании учебных помещений организация дистанционного обучения позволит принять на учебу на треть больше студентов за счет проведения четверти учебных занятий в рамках каждого курса не в обычном классе, а в онлайновом режиме. Это должно обеспечить экономию удельных издержек на обучение.
2. Вузам приходится уделять все больше внимания
тому, чтобы показатели их деятельности соответствовали требованиям выделения государственного
финансирования. А эти требования постоянно ужесточаются. Так, в США в последние годы начинают использоваться новые модели финансирования государственных вузов из бюджетов штатов. В трети американских штатов уже действуют системы, предполагающие финансирование государственных колледжей в соответствии с определенными показателями их деятельности.
Например, в штате Южная Каролина была утверждена новая система финансирования государственных колледжей - финансирование по результатам деятельности, предполагающая использование широкого круга такого рода показателей. Среди них: данные, характеризующие качество обучения и квалификацию преподавателей; удельный вес студентов, получающих после установленного срока дипломы
бакалавра и магистра, в общем контингенте; доля выпускников, получающих работу после окончания колледжа, в общей численности выпускников; связи колледжа с деловым миром. Государственные колледжи штата уже не смогут получать финансирование из его бюджета только на основе численности обучающихся в них студентов (как это пока происходит в большинстве штатов). В США обсуждаются перспективы введения аналогичных моделей финансирования в других штатах.
3. Одним из основных направлений адаптационной стратегии вузов является борьба за увеличение объема средств, поступающих к ним в виде платы за обучение. Речь идет о вузах, где эта плата взимается. Что касается тех государственных вузов, в которых плата за обучение не взимается, в частности, вузов стран Центральной и Восточной Европы, то ряд министров образования этих стран, а также ректоры и преподаватели государственных университетов считают введение платы за обучение необходимым условием выживания этих учебных заведений в условиях сокращения государственной поддержки.
В США в последние десятилетия плата за обучение повышалась как в государственных, так и в частных вузах. Американские эксперты считают это реакцией на сокращение их государственного финансирования.
Многие вузы активизируют усилия по привлечению студентов и недопущению их оттока (для этого, в частности, американские колледжи пытаются вовлечь студентов в жизнь своего учебного заведения, предоставляют им финансовую помощь при условии продолжения учебы вплоть до получения диплома).
Все больше внимания вузы зарубежных стран уделяют привлечению иностранных студентов, поскольку они оплачивают обучение из собственных средств. В этой области ощутимо усиливается конкурентная борьба между вузами. От привлекательности вуза для иностранных студентов все больше зависят его финансовое положение, престиж, оценка эффективности деятельности.
Растет значение доходов вузов, поступающих от организации непрерывного обучения взрослых.
Средства, получаемые за обучение взрослых, становятся важным источником доходов государственных вузов западноевропейских стран в условиях, когда студенты традиционных программ не платят или платят очень немного за свое образование. Деятельность, например, университета Барселоны в области организации непрерывного обучения ежегодно приносит 21 млн. дол. Эти доходы используются для закупки нового оборудования и поддержки университетских исследований. Из всех западноевропейских стран наибольшее развитие непрерывное образование получило в Финляндии, Норвегии, Великобритании и Франции. Перед европейскими университетами стоит задача увеличить свою долю на рынке непрерывного образования, лидирующее положение на котором пока занимают частные учебные центры, промышленные ассоциации и частные фирмы. Так, доходы университетов Франции от организации непрерывного образования составляют 240 млн. дол. в год, что составляет лишь 10% рынка образовательных услуг для взрослых на послешкольном уровне.
По мнению многих экспертов, если университеты западноевропейских стран не смогут компенсировать
ожидаемое сокращение численности студентов за счет расширения программ непрерывного обучения взрослых, финансовое положение этих вузов значительно ухудшится.
Важное место в решении финансовых проблем отводится привлечению вузами частных средств, которые используются на различные цели - финансирование вузовских научных исследований, оказание финансовой помощи студентам, оплату текущих расходов вузов, поддержание материально-технической базы учебных заведений и пр.»
Так, вузы США, столкнувшись с сокращением государственной финансовой поддержки, уменьшением доли расходов штатов на финансирование высшего образования, стали уделять особое внимание привлечению частных финансовых средств. Деятельность американских университетов и колледжей в этой сфере многообразна. Они проводят специальные кампании по привлечению частных пожертвований (от выпускников прошлых лет и других частных лиц, различных фондов, частных фирм и т.д.), устанавливают партнерские отношения с частными фирмами для финансирования научных исследований и пр. «
Американские университеты и колледжи проводят целенаправленные кампании, длящиеся иногда до 6-7 лет, по привлечению частных пожертвований. Такие кампании детально планируются, определяются их этапы,
конкретные цели (сумма пожертвований) и пути достижения, с потенциальными спонсорами ведется активная работа. Вузы активно лоббируют принятие налоговых законов, которые должны содействовать росту их спонсорской поддержки. Кампании по привлечению средств различных категорий вузов (исследовательские университеты, вузы, имеющие право присваивать степень магистра, четырехгодичные и двухгодичные колледжи) неодинаковы по масштабам, ориентируются на разный контингент спонсоров, однако особое внимание уделяют привлечению пожертвований от выпускников своих вузов прошлых лет. Больше всего пожертвований поступает исследовательским университетам. Между учебными заведениями растет конкуренция за привлечение частных пожертвований.
Следует отметить, что высшие учебные заведения стран Западной Европы, в отличие от университетов и колледжей США, уделяют меньшее внимание привлечению частных пожертвований. Частично это объясняется различиями в налоговом законодательстве.
Установление и развитие партнерских отношений университетов с местным сообществом становится важным условием обеспечения их финансовой стабильности. В последние годы в странах Западной Европы университеты устанавливают все более тесные связи с местным сообществом, что выгодно обеим сторонам. Местные власти и деловые круги заключают с университетами контракты на проведение исследований, которые должны повысить конкурентоспособность местной экономики, на разработку программ городского экономического развития, а также на организацию программ повышения квалификации и переподготовки кадров. Университеты охотно идут на предоставление такого рода услуг, поскольку это обеспечивает им получение значительных дополнительных доходов.
Примечания:
1. Запесоцкий А.С. Образование: философия, культура, политика.
- М.: Наука, 2002.
2. Стратегии адаптации высших учебных заведений: экономический и социологический аспекты / Под ред. Т.К. Клячко. - М.: ГУВШЭ, 2002.
3. Луговская И.Р. Система образования в Исландии // Педагогика, 2003. - № 10.
4. Андреева Г.А. Инновационные процессы в содержании педагогического образования в Англии // Педагогика . 2003. -№ 6.
5. Багишаев З.Я. Приоритеты современного образования и стратегия его развития // Педагогика . 2003. - № 10.
6. Исмаилов Э.Э. Довузовская профессиональная подготовка в Швеции // Педагогика. 2003. - № 4.