Научная статья на тему 'Многоканальное финансирование высшего образования'

Многоканальное финансирование высшего образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
316
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Виноградова Елена Борисовна, Сивакова Владимир Леонидович

Статья посвящена вопросам финансирования высшего образования. В частности, рассматривается проблема личных кредитов и грантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is devoted questions of financing of higher education. In particular the problem of personal credits and grants is considered.

Текст научной работы на тему «Многоканальное финансирование высшего образования»

-►

Экономика и управление в образовании

Виноградова Е.Б., Сиваков В.Л.

Многоканальное финансирование высшего образования

Как показывает обзор тенденций развития высшего образования всех стран в последние годы, высшая школа сталкивается с рядом характерных сложностей в области финансового обеспечения системы. До 80-90-ых годов прошлого столетия обучение в университетах европейских стран было бесплатным (за исключением редких случаев). Также в ряде стран студенты имели возможность компенсировать часть затрат на проживание за счет стипендиального обеспечения. По данным на 2000 г. доля государственного финансирования высшего образования в США была одной из самых низких среди развитых стран мира. В странах Западной Европы доля государственного финансирования высшего образования в середине 90-х годов была следующая: в Германии, Австрии, Франции и Италии она составляла в среднем 90 %; в Португалии и Финляндии — 80 %; в Великобритании, Дании, Швеции и Ирландии — 70 0% [1]. Тенденция снижения государственных расходов на высшее образования, проявившаяся в развитых странах мира еще в 80 - 90-ых годах, с одной стороны, и массовый рост численности желающих получить высшее образование, с другой стороны, привели к необходимости диверсификации источников доходов вузов. В период с 1995 г. по 2003 г. доля частного финансирования выросла во всех странах. Ее рост составил более 3 % в половине стран ОЭСР и более 9 % в Австралии, Италии и Великобритании. Доля высшего образования, финансируемая из частных источников, составляет от 5 % в Дании, Финляндии, Греции, Норвегии и Турции до более 50 % в Австралии, Японии, Корее, США и Чили. Однако, в большинстве западноевропейских стран до сих пор государственное финансирование остается наиболее важным источником доходов [2].

Одновременное сокращение государственного финансирования и рост финансовой самостоятельности высших учебных заведений

привели к увеличению в бюджетах вузов доли платы за обучение, поступлений от контрактов с бизнесом и государственными структурами, частных пожертвований и др. Увеличение платной образовательной составляющей привело к необходимости разработать различные схемы оплаты образовательных услуг с целью обеспечения доступности образования для всех слоев населения. Существуют два основных источника финансирования высшего образования, помимо личных средств: гранты и ссуды. Гранты (в том числе, стипендии) — это безвозмездно и безвозвратно выделяемые средства на покрытие полной (либо частичной) стоимости обучения, затрат на проживание, литературы и т.п. Как правило, для получения гранта студенты должны соответствовать некоторому критерию, например, постоянно получать достаточно высокие оценки, иметь высокие достижения в спорте, общественной работе или доказать финансовую нужду семьи. Ссуды (кредиты) — это заемные средства, которые необходимо вернуть с процентами. Проценты по выплате студенческих ссуд ниже, чем на другие виды ссуд. По окончании университетов многие работники в первые годы работы заняты выплатой образовательного кредита. Реформы систем финансирования высшего образования в странах Западной Европы в 90-х годах были ориентированы на усиление рыночных отношений в этой сфере.

Не обошли стороной мировые тенденции и систему высшего образования России. С начала 90-х годов в стране появился негосударственный сектор высшего образования, который, наравне с государственным, активно развивается и растет (табл.1) [3].

Как мы видим из табл. 1, численность пришедших на обучение в систему высшего образования с полной компенсацией затрат (платный прием в государственных и муниципальных вузах и прием в негосударственные вузы) составила в 2005/06 учебном году 62 % общего приема.

Экономика и управление в образовании

Таблица 1

Динамика приема в вузы, тыс. чел.

Годы Государственные и муниципальные вузы Негосударственные вузы, тыс. чел.

Всего, тыс. чел. Бюджетный прием, тыс. чел. Платный прием, тыс. чел.

2000/01 1140,3 586,8 553,5 152,2

2001/02 1263,5 587,9 675,6 198,2

2002/03 1299,9 608 691,9 204

2003/04 1411,7 622,6 789,1 231,7

2004/05 1384,5 628,6 755,9 274,5

2005/06 1362,7 609,7 753 268

В результате изменения условий хозяйствования, усиления спроса со стороны населения в образовательных услугах, произошла диверсификация источников доходов государственных вузов. В настоящее время источниками формирования бюджета вуза являются: государственное финансирование образовательных услуг, государственное финансирование научных исследований, государственное финансирование капитальных вложений (частично и выборочно по вузам), доходы от платных образовательных услуг, хоздоговорные научные исследования, доходы от сдачи в аренду имущества, доходы от оказания различного рода услуг, отличных от образовательных, спонсорские пожертвования. Доходы от предоставления населению платных образовательных услуг высшими учебными заведениями составили в 2005 г. 64 % расходов федерального бюджета на высшее образование. Предыдущие годы этот показатель доходил до 80 % (табл. 2) [3].

Рост контингента обучающихся с полным возмещением затрат на обучение, увеличение объема платных услуг в системе высшего образования обуславливают необходимость развития различных форм оплаты образовательных услуг в целях обеспечения доступности системы образования. Как показывает международная

практика, образовательные кредиты являются основной формой финансирования высшего образования во многих странах. Кредиты для оплаты обучения могут предоставляться государством, самим учебным заведением, некоммерческими организациями, фондами, частными организациями. Государственный образовательный кредит может служить не только механизмом привлечения дополнительных бюджетных средств в вуз, но и служить инструментом распределения выпускников на места работы в интересах государства.

Возможность получения стипендии (гранта) на обучение в дополнение к образовательному кредиту представляется в настоящий момент наиболее эффективным и социально-ориентированным путем развития финансирования высшего образования. Гранты являются хорошим стимулом для отличной учебы, активной общественной и спортивной деятельности во время обучения, а также могут заменить

недостающую поддержку со стороны семьи. Одной из разновидностей грантов могут быть социальные гранты как форма поддержки детей из малоимущих семей.

Одной из основных проблем данной схемы финансирования является возвратность образовательных кредитов. Зачастую кредиты могут

Таблица 2

Расходы федерального бюджета на высшее образование и объем платных образовательных услуг, млрд. руб.

Показатель 2002 г 2003 г. 2004 г. 2005 г.

Расходы федерального бюджета на высшее образование, млрд. руб. 44,4 56,8 72,1 114,7

Объем платных услуг в системе высшего образования, млрд. руб. 36,45 47,7 59,35 73,85

^Научно-технические ведомости СПбГПУ 4' 2008. Экономические науки

превратиться в более дорогую форму "гранта". Во избежание таких проблем необходимо продумать формы страхования займов, возможности частичного (либо полного) погашения кредита для женщин, не работающих в связи с рождением детей, возможности "отработки" образовательного кредита по направлению государства.

Одним из способов обеспечения возвратности кредита может служить система налогообложения лиц с высшим образованием. Оно может быть в форме установления как специального налога на доходы лиц с высшим образованием [graduate tax], так и более высоких ставок подоходного или единого социального налога для таких лиц. Налог может взиматься в течение определенного периода или всей жизни индивидуума, процентная ставка может

изменяться в зависимости от стоимости той или иной программы обучения. На практике такое налогообложение применяется в Австралии и Новой Зеландии. Ставка налога составляет от 2 до 4 %/0 от доходов лиц, закончивших вузы. После выплаты полной суммы долга налог на лиц с высшим образованием не взимается [4].

Система высшего образования нуждается как в бюджетной поддержке, так и во внебюджетных средствах. Поиск новых источников доходов, возможность сочетания различных схем финансирования высшего образования приводит к необходимости разрабатывать новые инновационные подходы к вопросам финансирования вузов. К ним можно отнести и развитие системы грантовой поддержки молодежи, и становление системы образовательных кредитов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Экономические проблемы высшего образования в странах Западной Европы. Под ред. С.Л. За-рецкой, Л.Д. Капранова. М. 1999. С. 8.

2. Education at a clance: OECD indicators -2005 edition - ISBN-92-64-011900 @ OECD 2005.

3. Глухов В.В., Карахотин С.Н. "Многоканальная система финансирования учреждений высшего образования": Учеб. Пособие. СПб.: Изд-во Поли-техн. ун-та. 2007. С. 263, 264.

4. Модернизация механизмов приема в вузы и их финансирования // Высшее образование в России: правила и реальность / Авт. коллектив: А.С. Забо-ровская, Т.Л. Клячко, И.Б. Королев, В.А. Чернец, А.Е. Чирикова, Л.С. Шилова, С.В. Шишкин (отв. ред.). М.: Независимый институт социальной политики. 2004. С. 50-111.

Бонюшко Н.А., Туманов К.М.

Основы стратегического управления качеством в вузе

Управление качеством является общей и единой задачей для любой области человеческой деятельности (промышленность, сельское хозяйство, наука, образование, здравоохранение, культура и др.). Само понятие управления качеством является комплексным, содержащим два аспекта: качество, специфичное для каждой отрасли человеческой деятельности и управление качеством, также обладающее своей спецификой. Управление качеством

можно рассматривать как непрерывную задачу обеспечения конкурентоспособности, эффективности и устойчивости функционирования производственного объекта, так и обеспечения достижения долгосрочных стратегических целей. Управление качеством в системе стратегического управления организации можно рассматривать с двух позиций: во-первых, какое место занимает стратегия качества в системе стратегий организации; во-вторых, как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.