Стратегические альтернативы развития системы социальной поддержки
студентов России
Strategic development choices of the student support system in Russia
Козловская Мария Ильинична аспирант кафедры «Общий менеджмент и управление проектами» ФГОБУВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ»
mariakozlovskaya@mail. ru
M.I. Kozlovskaya
postgraduate student at the General and Project Management department Financial University under the Government of the Russian Federation
Аннотация
Система социальной поддержки студентов является фактором формирования интеллектуального капитала и построения экономики знаний. Механизмы материальной помощи учащимся России не соответствуют конъюнктуре сферы высшего образования и требуют совершенствования. В статье выделены стратегические альтернативы развития каждого элемента системы поддержки студентов и обоснован предпочтительный вариант модернизации. Abstract
Student support system plays crucial role in the formation of intellectual capital and economy of knowledge. The mechanisms of student support in Russia do not match the core properties of higher education system and should be modernised. The article presents strategic development choices for each element of the student support system and justifies preferable direction of reforms.
Ключевые слова: финансирование высшего образования, социальная
поддержка студентов, стипендиальное обеспечение.
Keywords: higher education funding, student support, state scholarship system. Введение
Сфера образования является основой динамичного роста экономики и
социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. При этом система материальной поддержки студентов играет ключевую роль в обеспечении широкого и равного доступа к высшему образованию. Развитие социальной помощи учащейся молодежи лежит в одном русле с основными стратегическими задачами нашей страны. Так, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепция-2020) в числе целевых ориентиров развития образования указывает переход вузов на систему адресных стипендий и использование образовательных кредитов не менее чем 12 процентами студентов [1]. Это ставит анализ проблем, связанных с развитием системы социальной поддержки студентов, в ряд наиболее актуальных.
Методы и формы социальной поддержки студентов в развитых странах
Основной функцией мер социальной помощи студентам является обеспечение всем гражданам страны равных возможностей поступления в университет независимо от дохода и происхождения. Для эффективной реализации этой цели система поддержки студентов должна соответствовать конъюнктуре сферы высшего образования, в том числе его платности, соотношению мест в университетах и абитуриентов и барьерам при поступлении в вуз. По соответствию механизмов поддержки студентов стоимости высшего образования можно выделить 4 группы государств:
Таблица 1. Классификация государств по стоимости высшего образования и степени поддержки студентов
Низкая стоимость обучения Высокая стоимость
обучения
Развитая система Дания, Г ермания, Нидерланды, Австралия, Англия, Новая
поддержки студентов Норвегия, Франция, Швеция Зеландия, Канада, США
Неразвитая система Испания, Венгрия, Ирландия Япония, Южная Корея, поддержки студентов Россия
Категория I: развитая система поддержки студентов, высокая
стоимость высшего образования. В государствах первой группы высокая стоимость обучения в университетах компенсируется с помощью развитой
системы пособий и льгот. При этом уровень поступления в вуз в этих странах очень высокий (71% выпускников школ получают высшее образование). Стоимость обучения сильно варьируется в зависимости от формы собственности учебного заведения и образовательной программы и составляет от 1000 до 15 000 долларов США в семестр. Студентам из малоимущих семей предоставляется безвозмездная стипендия. Во всех странах группы широко развита система образовательного кредитования.
Категория II: развитая система поддержки студентов, низкая стоимость высшего образования (или бесплатное образование). В странах второй категории плата за обучение в университете, как правило, не превышает 1000 долларов США в семестр. Финансирование вузов на 97% происходит из государственного бюджета (для сравнения, в США университеты спонсируются государством на 34%). В вузы поступают в среднем 58% выпускников школ. В скандинавских странах безвозмездные стипендии выплачиваются всем учащимся вузов, в Германии, Австрии и Франции -только наименее обеспеченным, в Норвегии и Нидерландах - успевающим.
Категория III: неразвитая система поддержки студентов, низкая стоимость высшего образования (или бесплатное образование). Слабый уровень социальной помощи учащимся в странах третьей категории нивелирован низкими финансовыми барьерами к получению образования. Средства государственного бюджета составляют 80% в источниках финансирования вузов этих государств. Уровень поступления в вузы среди выпускников школ в среднем равен 50%. Безвозмездные стипендии предоставляются либо очень ограниченному кругу студентов, либо составляют небольшую сумму. Образовательное кредитование представлено не во всех странах; займы, как правило, даются в небольшом размере.
Категория IV: неразвитая система поддержки студентов, высокая стоимость высшего образования. В странах последней категории стоимость высшего образования составляет значительную часть ВВП на душу населения, однако адекватных механизмов поддержки не предоставляется.
Среди развитых государств к четвертой группе относятся страны, где экономический бум привел к резкому росту спроса на высшее образование (Япония, Корея), с которым система государственного финансирования вузов не смогла справиться, поэтому образование стало платным, а также появилось множество частных университетов. Слабое развитие мер поддержки студентов в этих странах связано также с общественным мнением: семьи студентов в Японии и Корее считают своим долгом нести большую часть расходов по обучению.
К четвертой категории также относятся многие страны с переходной экономикой, такие, как Россия. Как в части стоимости обучения в университете, так и поддержки студентов гарантии плановой экономики были номинально сохранены, однако реалии конкурентного рынка полностью изменили фактическую конъюнктуру сферы высшего образования. Так, в Конституции РФ сохранено право граждан на бесплатное высшее образование. Однако параллельное существование в вузах «бюджетных» и «платных» мест, при преобладании последних, фактически сделало высшее образование платным и, как правило, очень дорогим. Так, согласно данным ГКС, в 2011-2012 учебном году 62% российских студентов обучались на платной основе [4]. Стоимость обучения на коммерческих местах в государственных вузах составляет в среднем 55 тыс. руб. в год [5]. В сопоставлении с величиной дохода на душу населения высшее образование в России является очень дорогим даже по западным меркам. Стипендии студентам, в СССР находившиеся на уровне прожиточного минимума, были также номинально сохранены, но их размер был фактически «заморожен», что в условиях гиперинфляции привело к снижению реального уровня пособия в десятки раз. Таким образом, в ответ на кардинально изменившиеся условия получения высшего образования не было предложено адекватных мер поддержки, и социальные условия обучения в университетах стран с переходной экономикой относятся к наименее благоприятным.
Проведенный анализ позволяет выделить основные элементы системы
государственной социальной поддержки студентов:
1. Образовательный кредит с льготными условиями возврата.
2. Безвозмездная стипендия для покрытия расходов на жизнь.
3. Стипендия выдающимся студентам за особые заслуги в учебе.
4. Широкий спектр пособий компенсационного характера и льгот для покрытия конкретных расходов студентов.
5. Льготы компаниям, спонсирующим студентов и университеты. Социальная защита студентов на Западе представлена разнообразными
направлениями, образует целостную систему, а объем предоставляемой материальной помощи покрывает большую часть расходов студента. Поддержка студентов в Российской Федерации значительно менее развита. Несмотря на большое количество предоставляемых льгот, меры поддержки не связаны между собой, существующая стипендия составляет не более четверти прожиточного минимума, а для оплаты стоимости обучения адекватных механизмов не существует. Недостатки системы поддержки студентов требуется устранить, опираясь на зарубежный опыт и особенности российских институтов социальной защиты. Для этого в рамках каждого элемента системы материальной помощи будут выделены стратегические варианты его развития и обоснован предпочтительный вариант. Сравнительный анализ адресной и массовой стипендий с помощью уточненной концепции «4 Es»
Исходя из опыта зарубежных стран, можно выделить следующие альтернативы организации государственного стипендиального обеспечения: Таблица 3. Формы стипендиального обеспечения студентов
Тип стипендии Примеры государств Размер (в месяц) Возвратность и платность стипендии Круг получателей стипендии
Кредит на оплату расходов на жизнь Англия (Maintenance loan) До 640 фунтов (покрывает все базовые расходы) Возвратная, платная (ставка на уровне инфляции) Широкий (8090% подавших заявку)
Адресная стипендия нуждающимся Германия (BAFoG) До 670 евро (покрывает все базовые расходы) На 50% безвозмездная, на 50% возвратная, Относительно узкий (25% студентов)
студентам платная (ставка на уровне инфляции)
Массовая стипендия, сопоставимая с прожиточным минимумом Скандинавия Финляндия: 300 евро + субсидия на жилье 200 евро (покрывает все базовые расходы) Невозвратная, безвозмездная Все студенты
Массовая стипендия в символическом размере Россия 20% прожиточного минимума Невозвратная, безвозмездная Успевающие студенты на бюджетных местах
Основной функцией стипендии является обеспечение достойного уровня жизни студента и равного доступа к высшему образованию независимо от дохода семьи и происхождения. Как следствие, в развитых странах, независимо от типа стипендиальной системы, размер пособия составляет не менее суммы прожиточного минимума (Таблица 3) и соответствует реальной структуре расходов студента. При этом безвозмездная стипендия ввиду ограниченности бюджетных средств выплачивается только нуждающимся студентам. Исключением являются скандинавские страны, где всем студентам предоставляется стипендия, размер которой несколько меньше, чем в Германии и Англии, но сопоставим с прожиточным минимумом. В России предоставление массовой стипендии на уровне прожиточного минимума увеличит бюджетные расходы в четыре раза, даже если получателями будут только студенты дневного отделения на бюджетных местах. Стипендию целесообразно предоставлять нуждающимся студентам в соответствии с принципом адресности.
Таким образом, в качестве альтернативы существующей массовой стипендиальной системе выступает адресная стипендия в размере прожиточного минимума в регионе обучения студента. Несмотря на интуитивно понимаемые преимущества, переход к системе адресных стипендий должен быть научно обоснован, поскольку он является системной реформой, затрагивающей интересы миллионов граждан.
Общепризнанным критерием для оценки эффективности социальных программ и мероприятий государственного управления выступает система
четырех «Е»: economy, efficiency, effectiveness, equity (экономия,
производительность, результативность, равенство возможностей). Сравнительный анализ адресной и массовой стипендий в рамках уточненной концепции «4 Es» представлен в Таблице 2. Методика была конкретизирована для целей оценки социальных проектов в сфере стипендиального обеспечения.
Таблица 2. Сравнение массовой и адресной стипендий в рамках уточненной концепции «4 Es»
Критерий Объяснение Конкретизация Массовая стипендия Адресная стипендия
Economy (экономия) Наименьшая трата ресурсов для достижения заданных целей (краткосрочный показатель) Сохранение затрат бюджета на социальную поддержку студентов на текущем уровне + +
Минимизация сопутствующих затрат на предоставление государственной услуги +- +-
Efficiency (производи- тельность) Максимизация общей ценности для всех членов общества; предоставление качественных услуг Максимизация функции социального выбора - +
Минимизация «волокиты» при получении стипендии + +-
Effectiveness (результатив- ность) Достижение поставленных целей Качественное высшее образование -+ +
Широкий доступ к высшему образованию - +
Мотивация студентов к успешной учебе - +
Equity Предоставление гражданам страны равных возможностей к самореализации Равный доступ к высшему образованию - +
Сглаживание неравенства доходов, региональных различий ++
Механизмы предоставления государственного образовательного кредита
Согласно данным официальной государственной статистики, почти две трети студентов в 2011-2012 учебном году обучались на местах с полным возмещением затрат. При этом система параллельного существования «платных» и «бюджетных» мест в государственных вузах является мультипликатором социального неравенства: чем выше доход семьи
студента, тем больше у него шансов, с помощью дополнительных занятий, поступить на «бюджетное» место. В условиях преимущественно платного высшего образования система компенсации стоимости оплаты обучения обеспечивает равные возможности для профессионального развития и поэтому является совершенно необходимой.
В практике зарубежной системы поддержки студентов существуют различные формы компенсации затрат на обучение в зависимости от социальной политики страны и спроса на высшее образование (Таблица 3).
Таблица 3. Формы компенсации затрат на обучение в западных странах
Модель компенсации оплаты обучения Г осударства Особенности
Бесплатное высшее образование Скандинавские страны, Австрия Бесплатное образование является частью развитой системы социальной поддержки, во многом основанной на высокой налоговой нагрузке на население
Кредит на покрытие расходов по оплате обучения Великобритания, Швейцария Возврат кредита происходит на льготных условиях через налоговую систему; процент по кредиту устанавливается на уровне инфляции
Безвозмездная стипендия нуждающимся студентам Г ермания, Франция Учащиеся могут использовать стипендию как для оплаты обучения, так и для компенсации расходов на жизнь.
Помощь негосударственных фондов и благотворительных организаций США, Израиль Широкий круг частных фондов поддержки одаренных студентов и незащищенных групп населения; стипендии вузов из эндаумент-фондов
«Американская» система компенсации затрат на обучение является
негосударственной, стихийно сложившейся в результате развития культуры «клубов выпускников» университетов и благотворительной деятельности бизнесменов на фоне процветания экономики, поэтому эта система не входит в число вариантов развития государственного стипендиального обеспечения.
Таким образом, стратегическими альтернативами государственной системы компенсации оплаты обучения в России являются:
• «скандинавская» модель: бесплатное высшее образование.
Реализация скандинавской модели предполагает предоставление всем желающим возможности получения бесплатного высшего образования. Для
этого потребуется увеличение количества бюджетных мест в институтах до количества абитуриентов. В Российской Федерации, с учетом высокого спроса на обучение в вузах, нагрузка на бюджет в части высшего профессионального образования в результате увеличится втрое.
• «немецкая» схема стипендиального обеспечения: наполовину
безвозмездная, наполовину возвратная беспроцентная стипендия.
Необходимым условием эффективности «немецкой» модели компенсации затрат на стоимость получения образования является сопоставимость размера стипендии и платы за обучение. Так, в двух Федеральных землях ФРГ с платным высшим образованием его стоимость составляет около 1000 евро в год, при этом стипендия студентам из малообеспеченных семей выплачивается в размере 450 евро в месяц. В России стоимость обучения на платных местах в вузах составляет в среднем 55 тысяч рублей в год. Для того чтобы размер стипендии хотя бы покрывал расходы на оплату образования, сумму выплаты необходимо увеличить в четыре раза (4583 руб. в месяц вместо 1100 руб. в месяц).
• «английская» схема стипендиального обеспечения: возвратная,
срочная, платная стипендия с возвратом через налоговую систему -аналогично пенсионной системе.
Британская система кредитов и грантов является сбалансированной, обеспечивающей эффективный компромисс между доступностью образования и ограниченностью бюджетных средств.
Очевидно, что применение скандинавской или немецкой системы компенсации затрат на обучение в нашей стране сопряжено с многократным увеличением расходов на поддержку студентов. Возвратное пособие по английской схеме, в свою очередь, оказывает минимальную нагрузку на государственные финансы и является более предпочтительным для нашей страны, чем безвозмездная компенсация расходов на оплату обучения, также по следующим причинам:
• Дисциплинарное воздействие. Необходимость возврата кредита после окончания обучения стимулирует студента к получению образования по востребованной специальности и обдуманному выбору вуза.
• Стимулирующее воздействие. Возвратность и срочность компенсационного пособия означает, что образование фактически остается для студента платным. Роль потребителя платной услуги заставляет экономического агента предъявлять к ее качеству строгие требования.
• Антикоррупционное воздействие. Риск нецелевого использования для безвозмездных выплат из бюджета значительно выше, чем для возвратных и платных.
Компенсацию затрат на стоимость обучения целесообразно организовать в виде срочного и платного пособия с льготными условиями предоставления и возврата. Таким образом, компенсационный заем как федеральная мера поддержки студентов будет являться продолжением программы государственного образовательного кредита.
Комплекс льгот учащимся и компаниям, оказывающим студентам материальную поддержку
Стратегическими альтернативами развития комплекса льгот студентам выступают массовый и компенсационный механизм их предоставления. В настоящий момент в России реализован первый вариант: так, скидкой на оплату проезда в городском наземном общественном транспорте и пригородных поездах, а также на посещение государственных музеев пользуются все студенты аккредитованных вузов. Принцип неухудшения материального положения студентов диктует необходимость сохранения существующих на данный момент массовых льгот. При этом первостепенным значением для реализации цели обеспечения равного доступа к высшему образованию обладает введение компенсационных пособий для студентов из особо незащищенных групп населения. Пособия студентам-инвалидам, студентам, содержащим взрослого члена семьи, имеющим детей или обладающим нарушением функций обучения должны
быть дополнительными по отношению к социальной помощи, которую получают граждане этих групп населения на общих основаниях, т.к. обучение в университете предоставляет для них дополнительные трудности. Таким образом, развитие этого элемента поддержки должно происходить в рамках обеих стратегических альтернатив: необходимо сохранить
существующие льготы и дополнить их рядом пособий компенсационного характера.
Стимулирование бизнеса к поддержке студентов может осуществляться с помощью административных или налоговых механизмов. Как показывает мировая практика, экономические стимулы являются более эффективными. Мотивация компаний к оказанию помощи учащейся молодежи должна быть систематической. Необходимо ввести меры целевого стимулирования каждого из видов поддержки, оказываемой частными компаниями студентам:
• прямая материальная помощь (именные стипендии, оплата обучения);
• спонсирование образовательных, научных, культурных мероприятий;
• трудоустройство старшекурсников и выпускников;
• информационная поддержка студентов.
По первым двум пунктам первоочередной мерой должна явиться льгота по налогу на прибыль, а именно включение расходов на поддержку студентов в расчет налогооблагаемой базы. В настоящий момент для целей исчисления налоговой базы к затратам относятся только расходы на
обучение сотрудников компании или лиц, с которыми заключено соглашение о подписании трудового договора после окончания обучения.
Большим потенциалом обладают совместные проекты власти и бизнеса в области спонсирования образования и науки. Так, компании, участвующие в проекте «Сколково», полностью освобождены от уплаты налога на прибыль. Необходимо создать налоговые послабления для компаний,
инвестирующих в государственно-частные стипендиальные фонды поощрения выдающихся успехов студентов высшей школы.
Заключение
Система социальной поддержки учащихся играет ключевую роль в обеспечении доступности высшего образования. Для разработки рекомендаций по развитию мер материальной помощи студентам России были выделены ее составные части, представлены стратегические альтернативы развития каждого элемента и научно обоснован предпочтительный вариант. В качестве альтернативы существующей стипендиальной системе выступает адресная стипендия в размере прожиточного минимума в регионе обучения студента. В части компенсации расходов на оплату обучения первостепенной мерой государственной поддержки должен стать доступный образовательный кредит. Необходимо сохранить существующие культурные и транспортные льготы студентам и дополнить их рядом компенсационных пособий. Поощрение бизнеса к поддержке студентов должно осуществляться с помощью налоговых стимулов, а не субсидирования единичных спонсорских мероприятий.
Развитие системы социальной поддержки студентов, наряду с другими институциональными преобразованиями в области высшего образования, является залогом формирования инновационной экономики и возвращения нашей страны в число ведущих мировых держав.
Список литературы
1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
2. Цыгалов Ю.М., Савгиря Е.Ю., Козловская М.И. Направления совершенствования социальной поддержки обучения в высшей школе России // Экономика и управление. — 2010.— № 4. - С.82-88.
3. Официальный сайт Правительства Великобритании https://www.gov.uk/
4. Официальный сайт Росстата http ://www. gks.ru/
5. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru