Научная статья на тему 'Сопоставление стоимости университетского образования и прожиточного минимума в ряде стран мира'

Сопоставление стоимости университетского образования и прожиточного минимума в ряде стран мира Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
551
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ВЕДУЩИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ МИРА / СТОИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДОСТУПНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / СТИПЕНДИЯ / ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ / СРЕДНЯЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОРЗИНА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / LEADING UNIVERSITIES OF THE WORLD / TUITION FEES / ECONOMIC AFFORDABILITY OF EDUCATION / SCHOLARSHIP / COST OF LIVING / AVERAGE WAGES / CONSUMER BASKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кононенко А.П., Маруневич О.В.

Статья посвящена анализу экономической доступности высшего образования в ведущих странах Европы, США и России. Проведенное исследование основывается на таких критериях, как прожиточный минимум, потребительская корзина, средняя заработная плата, стоимость обучения в университете в той или иной стране. В тройку самых дорогих университетов мира входят университет МакГилла, Кембридж и Гарвард, однако медианная зарплата в Канаде, США и Великобритании делает доступным обучение в указанных образовательных учреждениях. Этому способствует и стипендиальная политика государств. Сделан вывод о наличии зависимости стоимости обучения в вузах от уровня среднегодовой заработной платы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кононенко А.П., Маруневич О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparison of the cost of university education and the cost of living in some countries of the world

The article analyses the affordability of higher education in the leading countries of Europe, the USA and Russia. The undertaken study is based on such criteria as cost of living, consumer basket, average wage, cost of education at universities in a given country. The three most expensive universities include McGill University, Cambridge and Harvard, but the median salary in Canada, the USA and the UK makes study in these educational institutions affordable. The scholarship policy of these countries also contributes to affordability of higher education. It is concluded that there is dependence between the tuition fees in the universities and the average wage.

Текст научной работы на тему «Сопоставление стоимости университетского образования и прожиточного минимума в ряде стран мира»

УДК 378.142:369.011.42

Кононенко Анна Павловна

кандидат филологических наук, доцент кафедры «Иностранные языки» Ростовского государственного университета путей сообщения

Маруневич Оксана Викторовна

Kononenko Anna Pavlovna

PhD in Philology, Assistant Professor, Foreign Languages Department, Rostov State Transport University

Marunevich Oksana Viktorovna

кандидат филологических наук, доцент кафедры «Иностранные языки» Ростовского государственного университета путей сообщения

СОПОСТАВЛЕНИЕ СТОИМОСТИ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА В РЯДЕ СТРАН МИРА

PhD in Philology, Assistant Professor, Foreign Languages Department, Rostov State Transport University

COMPARISON OF THE COST OF UNIVERSITY EDUCATION AND THE COST OF LIVING IN SOME COUNTRIES OF THE WORLD

Аннотация:

Статья посвящена анализу экономической доступности высшего образования в ведущих странах Европы, США и России. Проведенное исследование основывается на таких критериях, как прожиточный минимум, потребительская корзина, средняя заработная плата, стоимость обучения в университете в той или иной стране. В тройку самых дорогих университетов мира входят университет МакГилла, Кембридж и Гарвард, однако медианная зарплата в Канаде, США и Великобритании делает доступным обучение в указанных образовательных учреждениях. Этому способствует и стипендиальная политика государств. Сделан вывод о наличии зависимости стоимости обучения в вузах от уровня среднегодовой заработной платы.

Ключевые слова:

образовательное пространство, ведущие университеты мира, стоимость обучения, экономическая доступность образования, стипендия, прожиточный минимум, средняя заработная плата, потребительская корзина.

Summary:

The article analyses the affordability of higher education in the leading countries of Europe, the USA and Russia. The undertaken study is based on such criteria as cost of living, consumer basket, average wage, cost of education at universities in a given country. The three most expensive universities include McGill University, Cambridge and Harvard, but the median salary in Canada, the USA and the UK makes study in these educational institutions affordable. The scholarship policy of these countries also contributes to affordability of higher education. It is concluded that there is dependence between the tuition fees in the universities and the average wage.

Keywords:

educational environment, leading universities of the world, tuition fees, economic affordability of education, scholarship, cost of living, average wages, consumer basket.

Пути реформирования сферы образования и образовательных услуг, являющейся центральным ядром большинства национальных стратегий развития, в последнее время вызывают дискуссии среди экономистов и разработчиков государственной экономической политики. Причина кроется в том, что простое увеличение количества населения, получившего образования, далеко не всегда выражается в улучшении экономических условий.

Активные сторонники широкого внедрения рыночных механизмов в систему образования в качестве одной из причин неудовлетворительной практики рыночной организации российского образовательного пространства называют традиционное для нашего общества восприятие системы образования как сферы бесплатных услуг. Так, А.П. Панкрухин пишет: «Сегодня водораздел между сторонниками и противниками рыночных подходов к образованию пролегает по вопросу признания целесообразности и прогрессивности самого понятия "рыночная цена образовательных услуг" (которое неоправданно подменяется полемическим "цена образования")» [1, с. 143]. Противодействующая аргументация, в частности, так или иначе основана на социальной привлекательности сохранения свободного доступа к образованию для малообеспеченных слоев населения, а также на не лишенной оснований боязни, что коммерциализация образовательных учреждений спровоцирует их на путь дешевого «дипломирования», узкого прагматизма, отхода от задач обеспечения фундаментальности образования [2, с. 104-145; 3].

Доступ к получению образования является одним из основополагающих прав человека, одной из коренных социальных ценностей и одновременно одним из важнейших условий как экономического, так и социального развития любого государства и всего мирового сообщества.

Проанализировав выгоды, которые получает индивид после окончания высшего учебного заведения, мы пришли к выводу, что наибольшая частная выгода заключается в повышении уровня заработной платы и иных компенсаций. Экономическая статистика демонстрирует, что соотношение величины дохода, включающего надбавку на образование, с уровнем образования выше в технологически развитых странах. Более того, наблюдается своеобразный скачок в надбавках на образование, и если среднюю величину надбавки получают большее количество людей без высшего образования, но с предпринимательской инициативой, то повышение надбавки меняет картину - на этом уровне явно преобладает число людей с высшим образованием, что было отмечено американскими учеными в начале 2000-х гг. (табл. 1).

Таблица 1 - Годовой доход населения старше 25 лет в 2005 г.

(The National Center for Education Statistics (NCES), USA, 2015) [4, p. 20]

Доходы Количество человек, тыс.

Без высшего образования Со степенью бакалавра

20 000-25 000 долл. США и выше 21 809 16 785

45 000-50 000 долл. США и выше 3 585 6 850

В последние десятилетия значение образования явно возросло и разрыв в доходах в зависимости от уровня образования увеличился (табл. 2).

Таблица 2 - Годовой доход населения старше 25 лет в конце 2015 г.

(The National Center for Education Statistics (NCES), USA, 2015) [5, p. 43]

Доходы Количество человек, тыс.

Без высшего образования Со степенью бакалавра

30 000-35 000 долл. США 8 000 6 300

35 000-40 000 долл. США 6 800 6 000

40 000-50 000 долл. США 11 700 12 800

50 000-75 000 долл. США 17 100 24 200

75 000-100 000 долл. США 6 100 11 000

100 000 долл. США и более 7 500 17 100

Вместе с тем наблюдается и обратная закономерность - чем выше прожиточный уровень в стране, тем более доступным становится высшее образование. В.И. Сухочев так определяет понятие доступности высшего образования: «...Совокупность условий, обеспечивающих абитуриентам в комплексе организационную, территориальную, финансовую, ценовую и академическую доступность высшего образования, т. е. это совокупность объективных и субъективных возможностей и способностей индивидов получить высшее образование» [6, с. 16].

Е.А. Аникина, Ю.С. Нехорошев рассматривают не финансовую, а экономическую доступность высшего образования, которая «предполагает, что финансовые расходы домохозяйств на приобретение услуг качественного высшего профессионального образования (включая сопутствующие расходы) должны характеризоваться таким уровнем, который не поставит под угрозу и не подорвет удовлетворение других первостепенных потребностей, т. е. данные затраты должны составлять такую часть их дохода, которая не является обременительной» [7, с. 57]. Таким образом, экономическая доступность, по мнению авторов, характеризуется соотношением расходов на образование с расходами на удовлетворение базовых потребностей в сравнении с доходом, т. е. с прожиточным минимумом.

В настоящее время в науке под прожиточным минимумом понимается стоимостная величина достаточного для обеспечения нормального функционирования организма человека и сохранения его здоровья набора продуктов питания, а также минимального набора непродовольственных товаров и минимального набора услуг, необходимых для удовлетворения основных социальных и культурных потребностей личности.

Прожиточный минимум представляет собой натуральный набор продуктов питания, учитывающий диетологические ограничения и обеспечивающий минимально необходимое количество калорий, а также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, соответствующие по структуре затрат на эти цели бюджетам низкодоходных семей.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.10.1997 г. № 134-Ф3 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы [8]. Прожиточный минимум в целом предназначается: для оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальной политики и социальных программ; обоснования устанавливаемых минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат; формирования бюджета государства.

В своей работе «Компенсационный менеджмент» Р. Хендерсон отмечает, что хотя фундаментальные концепции теории прожиточного минимума существовали задолго до эры христианства, их разработка приписывается Давиду Рикардо. Он предложил свою теорию около 1817 г., сделав центром внимания детальное рассмотрение населения как такового, а не рынка труда. Данная теория обосновывает, что каждый отдельный индивид в обществе должен иметь необходимый объем продуктов, какое-то жилище, чтобы жить дальше. Затем отмечается, что если доходы работников увеличиваются и становятся выше прожиточного уровня, у них появляются дети, которые впоследствии увеличивают количество рабочей силы и, соответственно, снижают заработки, в основе которых лежит зависимость между предложением и спросом на рынке труда [9, а 39].

Существует несколько способов расчета величины прожиточного минимума: статистический, нормативный, комбинированный, субъективный, ресурсный, медианный, социальный минимум.

В целом для расчета прожиточного минимума необходимо определить потребительскую корзину, зависящую от места жительства, возраста, пола и ряда других факторов, и затем подсчитать стоимость потребительской корзины плюс обязательные платежи и сборы (например, подоходный налог, отчисления в Пенсионный фонд и т. д.). Полученная сумма - это и есть величина прожиточного минимума, являющаяся показателем абсолютного измерения низких доходов с использованием нормативов потребления важнейших благ и услуг на минимально допустимом уровне.

Потребительская корзина определяется не реже одного раза в пять лет, а величина прожиточного минимума - ежеквартально. При этом следует подчеркнуть, что прожиточный минимум значительно отличается как по сумме, так и по ассортименту в различных странах Европы. Так, в большинстве развитых стран в потребительской корзине несколько сотен наименований. Например, во французской - 250, в американской - 300, в украинской - 297 наименований продуктов и услуг, в Германии - 475, а в Великобритании - 700 пунктов. Для сравнения: в России - всего 156.

Англичане добавили в минимальную потребительскую корзину затраты на покупку билетов в театр, посещение футбольных матчей, игру в гольф и сквош, абонементы в бассейн и инструменты для ремонта дома. Причем отдельно считаются затраты на занятия спортом в зимний и летний периоды. Отдельно указываются затраты на посещение баров и ночных клубов, а в раздел, посвященный тратам на технику, вошли mp3-проигрыватели и телевизоры с плоским экраном. Кроме того, в британскую потребительскую корзину вошли затраты на садовника, комиссия биржевых брокеров, четыре вида страховок, финансовые услуги. Практичные британцы учитывают также затраты на частные школы и университеты [10].

Во французскую потребительскую корзину записали еду для кошек и собак, траты на такси и аренду машин. Кроме того, французам крайне важны внешний вид и изысканные манеры, поэтому их прожиточный минимум включает посещение парикмахерской и косметических салонов, покупку косметических средств, а также целых 14 наименований цветов. Кроме того, элементарными базовыми потребностями, нашедшими свое отражение во французской потребительской корзине, признаны среди прочего затраты на приглашение няни, аппараты для исправления зубов, использование мобильного телефона [11].

За наполнением потребительской корзины в Германии внимательно следит Федеральное статистическое ведомство, которое регулярно обновляет данные по набору в ней товаров и услуг. Его специалисты изучают, на что и сколько денег тратят немцы. Каждые пять лет в рамках статистического исследования опрашиваются 60 000 семей. Причем исследуются различные социальные группы: большие семьи с детьми, матери-одиночки, пенсионеры и т. д. Федеральное статистическое ведомство выясняет размеры и структуру расходов этих семей. На основе данных наблюдений определяется список товаров и услуг, которые включаются в потребительскую корзину в современной Германии. В настоящее время это продукты питания, алкогольные напитки, табачные изделия, одежда, плата за квартиру и т. д. На содержимое немецкой потребительской корзины влияют достижения научно-технического прогресса, поэтому в потребительскую корзину входят мобильный телефон, цифровой фотоаппарат или видеокамера, сканер или лазерный принтер, а также прибор для измерения кровяного давления на запястье.

По статистике, современный потребитель в Германии больше денег тратит не столько на приобретение товаров, сколько на сервис, в связи с чем в потребительскую корзину были включены траты на посещение соляриев, фитнес-клубов и велосипедных мастерских. Кроме того, новая потребительская корзина пополнилась услугами социальной сферы, как того требуют общеевропейские стандарты. К ним относятся ежемесячная стоимость детских яслей, амбулаторный уход за больными, содержание в домах престарелых и инвалидов, а также доставка продуктов питания на дом [12].

В США прожиточный минимум определяется в разных штатах по-разному, в зависимости от цен на продукты и жилье, развитости города. Прожиточный минимум в США определяется по штатам ставкой в час: в неразвитых штатах - минимум 5,15 долл. США в час, что составляет при

40-часовой рабочей неделе 5,15 х 40 х 4 = 824 долл. США в месяц или 9 888 долл. США в год; в развитых штатах прожиточный минимум может достигать 15 долл. США в час, что равно 15 х 40 х 4 = 2 400 долл. США в месяц или 28 800 долл. США в год.

При определении потребительской корзины в США используют так называемый бюджет Геллера, отражающий средний уровень жизни. Он включает товары и услуги, обязательные для здоровой и комфортной жизни [13, с. 55]. В США месячный прожиточный минимум составляет около 700 долл. США, а минимальная зарплата - 1 200 долл. США. По структуре бюджета Геллера, продукты питания не должны превышать 30 % корзины, непродовольственные товары -47 %, остальные товары и услуги - 23 %.

Таким образом, анализ прожиточного уровня и потребительской корзины наиболее развитых европейских стран и США показал, что, во-первых, месячный прожиточный минимум в этих странах меньше, чем минимальный размер оплаты труда (для сравнения в России прожиточный минимум составляет 9 452 р., а минимальная оплата труда - 5 965 р.); во-вторых, базовые потребности жителей этих стран гораздо шире, чем, например, в странах с развивающейся экономикой, к которым относятся страны СНГ; в-третьих, в некоторых странах траты на образование, как среднее, так и высшее, изначально включены в потребительскую корзину, что значительно повышает возможности молодежи этих стран получить качественное высшее образование. При этом образование во многих европейских странах бесплатное (в частности, в Германии, Швеции, Норвегии, Дании, Финляндии, Франции и Чехии).

Во Франции система образования гарантирует получение бесплатного образования детям от 6 лет. Система образования во Франции получает ежегодное финансирование в размере одной пятой государственного бюджета страны. В основном образование во Франции получают в государственных учебных заведениях, которые считаются более престижными, чем частные. Обучение во Франции в вузе практически бесплатное или же не очень дорогое. Даже в Сорбонне плата за обучение составляет от 100 до 800 долл. США в год [14].

Образование в Германии условно бесплатно, как для жителей Германии, так и для иностранцев. Так, до 2005 г. высшее образование в Германии было бесплатным, однако с 26.01.2005 г. было принято решение, что правительство каждой земли вправе самостоятельно решать, будет высшее образование бесплатным или нет. С тех пор в таких землях, как Баден-Вюртемберг, Бавария, Гамбург, Нижняя Саксония, Северный Рейн - Вестфалия, Саар, стали взимать налог на образование. В среднем оплата составляет 500 евро в семестр, по стране она колеблется от 300 до 600 евро [15].

В сравнении с приведенными выше примерами высшее образование в Англии стоит дорого. В престижных вузах стоимость обучения составляет от 6 000 до 11 000 фунтов за год [16]. Примерно столько же стоит проживание и питание.

Соединенные Штаты Америки - страна, в которой бесплатного высшего образования вообще не существует. За обучение платят все студенты, обучающиеся как в частных, так и в государственных вузах. Социологи утверждают, что расходы на получение образование занимают в бюджете средней американской семьи второе место по своим масштабам - после покупки дома.

Ситуация на российском рынке образовательных услуг свидетельствует о том, что расходы на образование, наряду с приобретением продуктов питания и оплатой коммунальных услуг, занимают у семей, имеющих детей, одно из ведущих мест в бюджете, оставляя далеко позади расходы на лечение, развлечения и отдых. В результате, если с расходами на школу легко справляются 40 % российских семей, то применительно к высшему образованию доля «справляющихся» падает до 18 %. Почти у 30 % семей, воспитывающих студента, больше трети семейного дохода «съедает» его образование.

Стоимость платного обучения, по мнению И.В. Каракчиевой и Т.А. Южаковой, это своего рода «лакмус», показывающий не только уровень запроса населения по специальностям и направлениям подготовки, но и его способность оплачивать образовательные услуги вузов [17, а 115]. В негосударственных вузах Российской Федерации в настоящий момент данный уровень запроса превышает аналогичный показатель в государственных вузах. Это указывает на то, что потребитель готов платить за возможность получения высшего образования (востребованность данной услуги). Однако снижение темпов данного показателя свидетельствует о том, что население пока придерживается позиции, что обучение в государственных вузах более качественное, чем в негосударственных.

В ходе исследования динамики стоимости обучения по всем направлениям подготовки в 410 вузах России за период с 2011 по 2015 г. был выявлен рост данного показателя в 1,79 раза, при этом с 2014/2015 по 2015/2016 учебный год:

1) данный показатель возрос в среднем на 13,7 % (в рамках Федерального закона Российской Федерации «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» уровень инфляции определен на отметке 5,5 %) [18];

2) по 11 вузам страны наблюдается снижение данного показателя в среднем на 10,2 %;

3) стоимость обучения в вузах столицы превышает данный показатель в региональных вузах в среднем более чем на 58,0 тыс. р.;

4) значительный прирост стоимости обучения отмечен в 9 столичных вузах и 16 региональных вузах (в среднем в 2,3 раза);

5) стоимость обучения на программах магистратуры выше, чем на бакалавриате (в среднем в 1,2 раза);

6) по-прежнему лидерами по стоимости являются экономические и гуманитарные специальности, но разрыв с техническими в цене сокращается;

7) максимальная стоимость обучения - более 200 тыс. р. - зафиксирована в МГУ им. Ломоносова, РЭУ им. Плеханова, Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации, МГЮА, МГИМО, МПГУ, МГМУ им. Сеченова, МГТУ им. Баумана, МИФИ, РУДН, РГАУ-МСХА им. Тимирязева, ГИТИСе, НИУ ВШЭ.

Говоря о росте стоимости обучения в вузах России, необходимо отметить, что данная тенденция характерна в целом для международного рынка образовательных услуг. В частности, в США в 2014 г. при росте потребительских цен на 3,4 % плата за обучение в четырехгодичных государственных колледжах повысилась на 4,4 %, а в четырехгодичных частных колледжах - на 5,2 % [19, p. 6-7]. Американские эксперты объясняют подобную тенденцию разными факторами. В первую очередь это рост спроса на более качественные образовательные услуги, например в сфере информационных технологий [20, p. 37].

Сравнивая изменение стоимости обучения в университетах России и зарубежных стран, необходимо отметить общую тенденцию роста данного показателя (табл. 3).

Таблица 3 - Стоимость обучения в университетах стран мира и России, долл. США

№ Вуз Страна Стоимость обучения

2011 2015

1 Кембриджский университет Великобритания 19 700-47 000 21 300-48 800

2 Гарвардский университет США 18 700-40 000 19 100-42 000

3 Высшая политехническая школа Цюриха Швейцария 1 200 1 500

4 Университет МакГилла Канада 15 000-24 500 17 000-25 500

5 Мюнхенский технический университет Германия 1 800 1 900

6 Московский государственный университет Россия 9 700-10 000 10 200-19 733

7 Университет Сорбонна Франция 375-1 500 425-1 800

8 Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики Россия 12 900 20 296

Несмотря на высокую стоимость высшего образования в Великобритании, США и Канаде, в этих странах есть инструмент, позволяющий снизить, иногда довольно существенно, финансовую тяжесть обучения в колледже или университете. Это широко распространенная система стипендий и грантов.

Все американские стипендии можно разделить на две категории: стипендии, выделяемые различными фондами и организациями (государственными и частными), и стипендии, выделяемые самими университетами. Первые обычно больше, вторые - скромнее.

При всем многообразии отдельных стипендиальных программ можно выделить несколько общих позиций, характерных для этого вида финансовой поддержки. Первая заключается в том, что в отличие от российских и европейских американские стипендии чаще всего представляют собой скидку (иногда весьма существенную) на оплату стоимости обучения. Иначе говоря, американский стипендиат не получает в руки никаких денег - стипендиальная сумма переводится на счет университета и идет в зачет стоимости обучения (существуют, впрочем, и стипендии «на жизнь», позволяющие оплачивать, например, жилье, но это гораздо более редкое явление). Вторая особенность состоит в том, что шансы на получение американской стипендии резко возрастают по мере повышения уровня образовательной программы. Это означает, что участнику магистерской программы гораздо проще стать обладателем стипендии, чем студенту, обучающемуся на программе бакалавриата. Еще больше перспектив в этом смысле у участников докторских программ. Наконец, еще одно важное соображение касается принципов, по которым происходит выделение стипендий. В первую очередь университеты оценивают личные достижения студента - академические, общественные, спортивные. В пользу претендента на стипендию говорят такие факторы, как высокая успеваемость (в идеале - отличная), активное участие в проведении всевозможных общественных мероприятий (то, что в США принято называть добровольной работой), а также участие в спортивных состязаниях, в том числе в соревнованиях между университетами.

В Англии также существует большое количество стипендий. Например, получить степень магистра в Великобритании можно при помощи королевской стипендии Chevening. Чтобы получить Chevening, необходимо быть моложе 35 лет, иметь отличные результаты в выписке к диплому и не меньше трех лет опыта работы по специальности. А также получить минимум 6,5 на экзамене по английскому IELTS. Общий размер стипендии составляет 18-20 тыс. ф. ст., в ней учтены расходы на обучение, проживание, перелет, а также ежемесячные выплаты «на жизнь». Большая часть стипендий в Великобритании предназначается для студентов, обучающихся на аспирантских программах.

Во Франции также есть несколько стипендиальных конкурсов в разных сферах. К примеру, программа Copernic обеспечивает средствами молодых экономистов и инженеров. На протяжении года учебы студенты получают 760 евро в месяц. Претендовать на Copernic можно до 30 лет, имея высшее образование длительностью не менее 5 лет.

Для инженеров, экономистов, политологов и юристов есть магистерские стипендии Eiffel, предоставляющие юным талантам в этих сферах возможность развить свои способности во французских университетах, а для начинающих медиков (до 35 лет) - специальные стипендии от Медицинского колледжа Парижского госпиталя.

Подводя итог сказанному, можно заключить, что стипендиальная политика развитых стран Европы и США является достаточно проработанным, действенным механизмом, который позволяет судить о социальной защищенности студенчества в данных странах и о доступности образования. Этот факт подтверждают законодательное закрепление прав студентов, размер оказываемой им поддержки со стороны различного рода фондов и государства (стипендии, гранты).

Размер стипендиальных выплат в Европе находится примерно на одном уровне по странам, однако не идет ни в какое сравнение с российским. В настоящее время в Российской Федерации государственные (муниципальные) академические стипендии назначаются студентам, обучающимся по очной форме обучения, в зависимости от успехов в учебе и научной деятельности (1 565 р.), государственные (муниципальные) социальные стипендии назначаются студентам, обучающимся по очной форме обучения, нуждающимся в социальной помощи (2 010 р.).

Кроме того, в нашей стране платежеспособный спрос на образование в основном сосредоточен в семи субъектах. Это ведет, с одной стороны, к тому, что значительная часть населения отсекается от услуг профессионального образования ввиду отсутствия возможности оплачивать данные услуги (это 27 регионов России, где низкие среднедушевые доходы населения); с другой стороны, к оттоку платежеспособного населения, что создает ряд проблем не только в самом регионе, откуда выезжают, но и в регионе, куда направлен миграционный поток (это в основном четыре субъекта Российской Федерации: Москва, Санкт-Петербург, Московская и Томская области). Данные аспекты влекут за собой совокупность проблем: рост социальной напряженности, снижение финансовых поступлений от населения вузам, ухудшение ситуации на региональных рынках труда и дисбаланс развития регионов в целом.

Анализ данных о средней стоимости обучения в отдельных вузах России и об уровне средней заработной платы по региону расположения вуза показал, что отношение средней стоимости обучения в год к среднегодовой заработной плате в регионах находится в пределах от 21 до 41 %. Согласно данной выборке, самая высокая стоимость обучения в московских вузах. Наиболее платежеспособным оказалось население Красноярского края, где отношение стоимости обучения к средней заработной плате составляет 21 %.

Коэффициент корреляции показателей стоимости обучения и средней заработной платы по исследуемой выборке равен 0,81, что свидетельствует о достаточно сильной взаимосвязи между двумя параметрами. Для сравнения: в странах Европы и США данный коэффициент составляет 0,4.

В целом по проведенному исследованию зависимости стоимости обучения в вузах от уровня среднегодовой заработной платы можно судить о тесной взаимосвязи двух рассмотренных параметров. В вузах Европы стоимость обучения определяется демографическими и социальными факторами, что вынуждает европейские вузы не завышать планку стоимости, а американские университеты, наоборот, основывают стоимость обучения на восприятии потребителем ценности образовательной услуги, которая определяется имиджем вуза.

Ссылки и примечания:

1. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. М., 2015.

2. Вознесенская Е.Д., Чередниченко Г.А., Дымарская О.Я. Доступность образования как социальная проблема (дифференциация доступа к высшему образованию и отношение к ней населения) // Доступность высшего образования в России / отв. ред. С.В. Шишкин. М., 2014.

3. Плохова И.А. Доступность высшего образования как фактор стратификации регионального социума : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Ульяновск, 2010.

4. The Condition of Education 2015. Washington D.C., 2015.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Ibid. P. 43.

6. Сухочев В.И. Доступность высшего образования в условиях перехода к экономике знаний // Креативная экономика. 2009. № 9 (33).

7. Аникина Е.А., Нехорошев Ю.С. Доступность высшего образования как институциональная основа современного общества // Известия Томского политехнического университета. 2010. Т. 317, № 6.

8. О прожиточном минимуме в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон Российской Федерации от 24 окт. 1997 г. № 134-Ф3 : в ред. от 3 дек. 2012 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультатПлюс».

9. Хендерсон Р. Компенсационный менеджмент / пер. с англ. под ред. Н.А. Горелова. 8-е изд. СПб., 2004.

10. Consumer Price Inflation Basket of Goods and Services: 2016. London, 2016.

11. Indice français des prix à la consommation. Paris, 2016.

12. По данным официального сайта Федерального статистического ведомства Германии (www.destatis.de/DE/Startseite.html).

13. Сычева В.С. Исторический очерк бюджетных исследований в Западной Европе и США // Социс. Социологические исследования. 2008. № 4.

14. По данным официального сайта Университета Сорбонна (http://www.paris-sorbonne.fr).

15. Сравнение стоимости обучения в вузах Германии [Электронный ресурс]. URL: http:the-elch.com/articles/sravnenie-stoimosti-obuchenija-v-vuzah-germanii (дата обращения: 26.08.2016).

16. По данным официальных сайтов Кембриджского университета (http://www.cam.ac.uk), Лондонской школы экономики (https://www.lse.ac.uk), Оксфордского университета (http://www.ox.ac.uk), Университета Святого Эндрю (https://www.st-andrews.ac.uk).

17. Каракчиева И.В., Южакова Т.А. Стоимость обучения в вузах России: динамика, основные тенденции // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2015. № 9.

18. О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов : федер. закон Российской Федерации от 1 дек. 2014 г. № 384-Ф3 // Российская газета. 2014. № 6550 (278). 5 дек.

19. The Cost of Higher Education. Washington D.C., 2014.

20. Li H. The Rising Cost of Higher Education: A Supply & Demand Analysis. New York, 2015.

References:

Anikina, EA & Nekhoroshev, YS 2010, 'Availability of higher education as the institutional framework of modern society', Izvestiya Tomskogo politekhnicheskogo universiteta, vol. 317, no. 6, (in Russian). Consumer Price Inflation Basket of Goods and Services: 2016 2016, London. Henderson, R 2004, Compensation Management, 8th ed., St. Petersburg, (in Russian). Indice français des prix à la consommation 2016, Paris.

Karakchieva, IV & Yuzhakova, TA 2015, 'Tuition fees in universities in Russia: dynamics, basic tendencies', International Journal of Applied and Fundamental Research, no. 9, (in Russian).

Li, H 2015, The Rising Cost of Higher Education: A Supply & Demand Analysis, New York. Pankrukhin, AP 2015, Marketing of educational services in higher and further education, Moscow, (in Russian). Plokhova, IA 2010, Availability of higher education as a factor of regional stratification of society, PhD thesis abstract, Ulyanovsk, (in Russian).

Sukhochev, VI 2009, 'The availability of higher education in the transition to a knowledge economy', Kreativnaya ekonomika, no. 9 (33), (in Russian).

Sycheva, VS 2008, 'Historical essay of budget studies in Western Europe and the United States', Sotsis. Sotsiologicheskiye issledovaniya, no. 4, (in Russian).

The Condition of Education 2015 2015, Washington D.C. The Cost of Higher Education 2014, Washington D.C.

Voznesenskaya, ED, Cherednichenko, GA & Dymarskaya, OJ 2014, 'Accessibility of education as a social problem (differentiation of access to higher education and the attitude of the population)', in SV Shishkin (ed.), Dostupnost' vysshego obra-zovaniya v Rossii, Moscow, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.