Научная статья на тему 'Финансирование как начальная стадия кругооборота ресурсов, доходов и услуг в системе высшего образования'

Финансирование как начальная стадия кругооборота ресурсов, доходов и услуг в системе высшего образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ / ЧАСТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД / ДОХОД / ГРАНТ / СТОИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / HIGHER EDUCATION / FINANCING / STATE BUDGET / PRIVATE INVESTMENTS / CHARITY FUND / INCOME / GRANT / COST OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борзов Сергей Васильевич

Рассмотрены проблемы финансирования высшего образования, получения дополнительных денежных средств от собственной деятельности вузов, а также проанализированы структура доходов и стоимости обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCING AS AN INITIAL STAGE OF THE CIRCULATION OF RESOURCES, INCOMES AND SERVICES IN POST GRADUATE SCHOOL SYSTEMS

The article deals with problems of getting additional money supply as a result of in-house activity of educational institutions, the structure of income and cost of education are also under analysis in this article.

Текст научной работы на тему «Финансирование как начальная стадия кругооборота ресурсов, доходов и услуг в системе высшего образования»

УДК 378.014.543

С.В. БОРЗОВ

ФИНАНСИРОВАНИЕ КАК НАЧАЛЬНАЯ СТАДИЯ КРУГООБОРОТА РЕСУРСОВ, ДОХОДОВ И УСЛУГ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: высшее образование, финансирование, государственный бюджет, частные инвестиции, благотворительный фонд, доход, грант, стоимость обучения.

Рассмотрены проблемы финансирования высшего образования, получения дополнительных денежных средств от собственной деятельности вузов, а также проанализированы структура доходов и стоимости обучения.

S.V. BORZOV

FINANCING AS AN INITIAL STAGE OF THE CIRCULATION OF RESOURCES, INCOMES AND SERVICES IN POST GRADUATE SCHOOL SYSTEMS

Key words: higher education, financing, state budget, private investments, charity fund, income, grant, cost of education.

The article deals with problems of getting additional money supply as a result of in-house activity of educational institutions, the structure of income and cost of education are also under analysis in this article.

Общемировая тенденция финансирования высшего образования, наметившаяся на рубеже ХХ-ХХ! столетий, заключается в сокращении государственных затрат и увеличении частных за счет средств студентов и их семей посредством роста оплаты обучения. В начале ХХ! в. эта тенденция прослеживалась и в США.

Объем ассигнований в значительной степени определяет уровень материально-технической базы вузов, доходы преподавателей, размер финансовой помощи студентам и качество учебных программ. Финансирование высшей школы США одно из самых высоких в мире (2,7% ВВП в 2005 г.) [3. С. 94]. При этом доходы высших учебных заведений складываются как из государственных и частных источников, так и из собственных средств студентов.

В первом десятилетии ХХ! в. американская высшая школа на 2/3 финансируется государственным бюджетом. Одновременно сохраняется тенденция снижения доли государственных затрат, обусловленная приоритетностью рыночного регулирования этой сферы. Это отражается на динамике доходов вузов, полученных из государственных источников. В то время как средства, выделяемые федеральным бюджетом, остались практически неизменными, затраты штатов на высшее образование при незначительном росте муниципальных средств заметно снизились. Тем не менее государственный бюджет по-прежнему остается самым крупным источником доходов американских вузов [4. Tab. 338, 339, 342, 344, 5 Tab. 208].

Доля частных затрат увеличились, а в их структуре выросла доля доходов, получаемых в виде даров, грантов и контрактов, а также доля доходов, получаемых от оплаты обучения. Оплата обучения, являясь крупным источником дохода, составляла около четверти общего дохода американских вузов.

Что касается собственных доходов, которые формируются за счет продажи товаров и услуг и собственных вложений, то их доля также выросла в последние десять лет и составляла более 1/3 общего дохода. Этот рост был обеспечен поступлениями от инвестиционных вложений.

Структура доходов американских вузов зависит от их статуса и типа: исследовательские университеты, магистерские вузы, старшие колледжи и так далее. Возьмем в качестве примера «среднего американского университета» бюджет Иллинойского университета (это университет штата, т.е. «государственный»). Его объем размером в 1,3 млрд долл. складывается из следующих источников:

- 20-25% бюджета университета - это средства бюджета штата (статьи расходов на образование);

- 20-25% - плата студентов за образование (ШШоп - обучение; плата за обучение);

- 20-25% - исследовательские гранты из федерального бюджета, которые выигрывают университетские профессора по результатам открытых конкурсов научных проектов федеральных ведомств, а также подобные конкурсные гранты ведомств штата Иллинойс на исследования;

- 10-15% - конкурсные гранты и контракты с корпорациями;

- 10-15% - частные пожертвования, доходы от благотворительного фонда университета (эндаумент-фонд) и собственного побочного бизнеса [6].

Такая структура бюджета характерна для любого американского исследовательского университета независимо от того, является ли он государственным или частным.

Государственными приоритетами финансирования являются следующие: научные исследования; институциональная помощь вузам (развитие материально-технической базы); финансовая поддержка студентов (средства поступают в учебные заведения опосредованно в виде платы за обучение).

Исследования финансируются в основном из федерального бюджета, институциональная поддержка поступает из бюджетов штатов, а финансовая помощь студентам - из бюджетов всех уровней. Основная часть федеральных ассигнований, выделяемых на научные исследования, направляется в исследовательские университеты, являющиеся ядром системы высшего образования.

Практикуются следующие способы выдачи государственных средств на научные исследования. Во-первых, получение свободных грантов, которые могут быть использованы вузом на любые исследования по их выбору. Во-вторых, предоставление целевых грантов на конкурсной основе под конкретные исследования. Одним из огромных преимуществ конкурсной системы является то, что контроль над выделением финансов реально распределен между экспертами - рецензентами (в том числе зарубежными), между руководителями экспертных комиссий и между самими исполнителями, которые отчитываются о расходовании финансовых ресурсов. Фактически само научное сообщество контролирует, как расходуются средства научного бюджета страны. В-третьих, заключение совместного договора между вузом, государством и корпорацией. Такая форма широко распространена при проведении исследований по заказам отдельных министерств и агентств. И, наконец, четвертым способом получения средств является заключение государственных контрактов. В отличие от предыдущего способа порядок заключение контрактов и контроль над их исполнением строго регламентированы. Перечисленные способы финансирования используются вузами при сотрудничестве с частным бизнесом.

Институциональная помощь предоставляется практически всем вузам, тем не менее её большая часть направляется в ведущие учебные заведения. Возможность ее получения оговаривается определенными условиями, которым отвечают, прежде всего, исследовательские университеты.

Финансовая помощь студентам является наиболее актуальным направлением государственного финансирования высшего образования США. Она предназначена в основном студентам государственных вузов. На ее получение могут рассчитывать и частные вузы. Все студенты аккредитованных вузов, факультетов и программ автоматически становятся участниками Программы федеральной финансовой помощи студентам. Часть этой помощи компенсирует учебным заведениям недостаток институциональной помощи и средств, направляемых на научные исследования.

Наиболее распространенными формами этой помощи являются гранты и займы. Используются также различные виды стипендий и налоговые льготы. На

уровне бакалавриата практикуется выдача грантов, а на уровне постбакалавриата - стипендии. Займы выдаются одинаково часто на обоих уровнях обучения. В последние десятилетия приоритетной тенденцией в государственной политике образования стала выдача кредитов на обучение. В условиях постоянного роста стоимости высшего образования при снижающейся доле государственных затрат на него это позволяет правительству экономить средства налогоплательщиков, не снижая возможности доступа к образовательным услугам.

Поскольку системы высшего образования находится под юрисдикцией властей штатов, наибольший объем ассигнований вузы получают из бюджетов штатов. Следующим по объему выделяемых средств является федеральный бюджет. Наименьший объем ассигнований поступает из местных бюджетов [5. Tab. 421, 422]. Отметим в этой связи, что «городские власти в Китае выделяют университетам крупные участки земли, софинансируют вместе с федеральным правительством капитальное строительство, создавая и культивируя тем самым точки драйва, оказывающие позитивное влияние на жизнь города в целом» [1. С. 4]. Таким образом, государственные ассигнования продолжают оставаться важнейшим источником дохода американских высших учебных заведений.

Основными источниками частных средств (пожертвований, грантов, контрактов) являются частные лица, благотворительные фонды и корпорации. Частные лица и фонды финансируют текущую и инвестиционную деятельность вузов, а также выделяют средства на выдачу стипендий. Корпорации финансируют вузы по тем же направлениям и заключают с ними контракты на научные исследования и развитие коммерческой деятельности. В этой области реальность такова. Доля частных компаний в финансировании научных исследований в 625 университетах США в среднем не превышает 6% (официальные данные Национального научного фонда США) [2].

В 2005/2006 учебном году доля пожертвований частных лиц составила 50,4%. При этом более половины всех затрат частных лиц приходилось на пожертвования бывших выпускников вузов [3. С. 106].

Отличительной чертой финансирования американского высшего образования является наличие благотворительных фондов. В настоящее время многие вузы имеют свои собственные фонды, средства которых направляются на поддержку профессорско-преподавательского состава и сотрудников кафедр университета, академических программ и непосредственно самих студентов.

Основой деятельности фондов является сбор пожертвований. Фонды получают доход в виде процентов, распределяя только его часть. Другая часть обязательно вкладывается обратно для поддержания соответствующего финансового положения. В 1990-х гг. обычный доход фондов составлял 15-20%. Однако многие вузы распределяли не более 3% дохода, но и эти суммы в абсолютном выражении были колоссальными [4. Tab. 349; 6. Tab. 208].

Значительная часть средств поступает в виде инвестиций от корпораций, которые включают финансирование совместной деятельности и корпоративных контрактов. Контракты вузов с корпорациями заключаются на выполнение, как правило, прикладных научных исследований для разработки и производства определенных товаров и услуг, технологий и так далее. Основная часть корпоративных средств концентрируется в ведущих университетах и колледжах страны. Разумеется, частные затраты на высшее образование включают в себя также расходы семей на оплату образовательных услуг.

Основную часть собственного дохода, более 2/3, составляют средства от продажи товаров и услуг. Оставшаяся часть представлена доходами от вложений, т.е. собственных инвестиций вузов.

Высшие учебные заведения занимаются деятельностью, приносящей дополнительный доход: продвижением своих разработок и технологий, участвуют в бизнесе, приобретая акции и доли других предприятий, получают доходы от предоставления прав на интеллектуальную собственность, т.е. получают плату за лицензии, патенты и так далее. Доля поступлений на исследовательские проекты университетов в США от их собственной патентной и лицензионной деятельности составляет в среднем 3% от исследовательских бюджетов [2]. Вузы предоставляют услуги по проживанию, питанию, медицинскому обслуживанию, пользованию библиотеками.

Учебные заведения получают также доход от прочей образовательной деятельности. Наиболее конкурентоспособные академические программы, включенные в учебные планы бизнес-школ, могут приносить существенные доходы. Образовательные услуги, связанные с деятельностью спортивных центров, также могут приносить некоторый доход.

Американские вузы делают также собственные финансовые вложения. Особенно высокие доходы от собственных инвестиций получают частные некоммерческие вузы. Государственные вузы также имеют собственные вложения, но доходы от них минимальны.

Оплата за обучение является важнейшим источником доходов американских высших учебных заведений, поскольку основной их бизнес - это высшее образование. Все университеты, в том числе и государственные, относятся к этому бизнесу очень ответственно, потому что они зависят от того, сколько им платят студенты за образовательные услуги. Последние свободны в выборе того или иного вуза. В то же время талантливые студенты более эффективно развивают науку, от уровня которой зависит привлечение средств на исследования в виде грантов, которые в сумме составляют примерно половину университетского бюджета [6].

Затраты семей на высшее образование в США намного больше, чем во многих других развитых странах. Высокая стоимость образования обусловлена рядом факторов. К ним относятся, во-первых, значительная доля частного сектора в системе высшего образования и его высокий престиж. Последний находится в большой зависимости от стоимости обучения. Во-вторых, высокие доходы американских семей в сочетании с развитой системой федеральной финансовой помощи студентам из малообеспеченных слоев населения поддерживают высокий платежеспособный спрос на образовательные услуги. В-третьих, в стоимость образования включаются разного рода необразовательные расходы: за занятия спортом, использование оборудования, библиотек и помещений для отдыха, транспортные расходы, регистрационные сборы и тому подобное.

Стоимость обучения в государственных вузах гораздо ниже, чем в частных. Она может зависеть не только от статуса и типа вуза, но и от места жительства. Так, например, в государственных вузах она связана с местом жительства. Дети налогоплательщиков и постоянных жителей штата, в котором находится вуз, платят за обучение вдвое меньше, чем приезжие, в том числе и иностранцы. При этом образовательная политика и стоимость обучения различаются по штатам. Согласно исследованиям, самое дорогое высшее образование в штате Мэриленд, а самое дешевое - в вузах юга и юго-запада США [3. С. 110].

Полная стоимость обучения в американском вузе включает три основных элемента: непосредственную плату за обучение, включающую дополнительные образовательные услуги; стоимость проживания; стоимость питания.

В 2006/2007 учебном году полная стоимость обучения на уровне бакалавриата по полным программам составляла в среднем 15 тыс. долл. в год. В структуре полной стоимости плата за обучение занимала более половины. В последние десятилетия ее доля постоянно возрастала за счет уменьшения

стоимости питания и проживания. Эта тенденция распространялась на все типы вузов как государственные, так и частные [3. С. 111].

Структура стоимости обучения различается по статусу, уровню и типу вуза. Так, в государственных вузах доля всех трех элементов стоимости обучения практически одинакова. В частных вузах плата за обучение составляет около 3/4 полной стоимости, а стоимость питания и проживания делят в равных пропорциях остаток.

Стоимость обучения различается по ступеням высшей школы. На уровне постбакалавриата она дороже, чем на уровне бакалавриата. Стоимость образования дифференцируется также в зависимости от специализации учебных программ. Стоимость наиболее востребованных научно-технических и профессиональных программ гораздо выше и при этом неуклонно растет.

Хотя источники доходов американских вузов достаточно диверсифицированы, при ухудшении макроэкономической ситуации и обострении проблемы бюджетного дефицита в середине 2011 г. ситуация с финансированием значительно осложняется. И это характерная черта для многих стран в современный период времени, включая и Россию.

Литература

1. Кузьминов Я., Юдкевич М. Уроки Младшего брата // Ведомости. 2009. 9 дек.

2. На гранты надейся, с бюджетом дружи [Электронный ресурс] // Российская газета. 2004. № 3654, 15 дек. Режим доступа: http://www.rg.ru/2004/12/15/a48417.html.

3. Супян В.Б., Кочетков Г.В., Каверина Э.Ю. Исследовательские университеты США: механизм интеграции науки и образования. М.: Магистр, 2009. 399 с.

4. Digest of Education Statistics, Wash., NCES of US Dep. of Educ., 2007.

5. Statistical Abstract of the United States, Wash., Bureau, 2008.

6. http://www.sibai.ru/content/view/372/485.

БОРЗОВ СЕРГЕИ ВАСИЛЬЕВИЧ - кандидат экономических наук, доцент кафедры политической экономии, Государственный университет управления, Россия, Москва (borzov.sv@gmail.com).

BORZOV SERGEY VASILYEVICH - candidate of economics sciences, associate professor of Political Economy Chair, State University of Management, Russia, Moscow.

УДК 338.24

Н.В. ВОСКРЕСЕНСКАЯ, М.В. ЛЬВОВА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ подход в бухгалтерском учете*

Ключевые слова: бухгалтерский учет, институционализм, институциональная среда, нормативное регулирование бухгалтерского учета.

Предложено использование институционального подхода как одного из центральных направлений в экономической науке применительно к бухгалтерскому учету, рассматриваемому в тесной взаимосвязи с правовой, хозяйственной, налоговой, культурной и социальной средой.

N.V. VOSKRESENSKAYA, M.V. LVOVA THE INSTITUTIONAL APPROACH IN ACCOUNTING

Key words: accounting, institutionalism, institutional environment, standard regulation of accounting.

In article use of the institutional approach as one of the central directions in an economic science with reference to the accounting considered in close interrelation with the legal, economic, tax, cultural and social environment is described.

Управление государством как экономической системой включает в себя множество функций, среди которых одной из наиболее важных является учет, обес-

* Исследование выполнено по госконтракту № 16.740.11.0279 ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.