РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: СТРОИТЕЛЬСТВО
И. Н. Малтыз1
ПРОБЛЕМЫ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
На сегодня система лицензирования изжила себя, однако оставлять отрасль без контроля - недопустимо. Саморегулирование профессиональной и предпринимательской деятельности - эффективный механизм регулирования профессионального рынка, внедряемый в Российской Федерации. Данный механизм позаимствован из зарубежной практики. Саморегулируемые организации (СРО) возникают в различных областях предпринимательской и профессиональной деятельности, вытесняя государство из тех сфер регулирования, где его присутствие представляется излишним и неоправданным. Таким образом государство делегирует часть контрольных и регуляторных функций участникам деятельности в различных отраслях экономики. Саморегулирование должно привести к снижению роли чиновников и формированию гражданско-правовых институтов, направленных на закрепление добросовестной практики ведения бизнеса. В зарубежных странах механизм саморегулирования и соответствующие частные институты сложились в ходе исторического развития деловых отношений в различных областях хозяйственной деятельности и уже давно эффективно используются в качестве альтернативы государственному регулированию.
Государство должно поддержать формирование таких фундаментальных ценностей, как этика ведения рыночной деятельности, улучшение качественных характеристик производимого продукта, осознание его социальной значимости, другими словами -создание своего рода моральных принципов ведения деятельности. При их формировании очень важен учет существующих горизонтальных и вертикальных связей, прежде всего коммуникативного характера. Членство в саморегулируемой организации должно стать фактором, свидетельствующим о стабильности, целенаправленности, моральной ответственности соответствующего субъекта [2, с. 42].
В соответствии с российским законодательством под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, содержанием которой является разработка и установление правил и стандартов деятельности, а также осуществление контроля за их соблюдением.
Отличие саморегулируемых организаций от бизнес-ассоциаций заключается не только в цели деятельности. Бизнес-ассоциации представляют интересы своих членов в сети рыночных взаимодействий субъектов - участников рынка. Саморегулируемые организации, кроме функций представления интересов, имеют обязательные профессиональные стандарты деятельности и обязательный контроль за их выполнением. Это существенное отличие, в котором проявляется принципиальная разница в правах и обязанностях саморегулируемых организаций и бизнес-ассоциаций. Саморегулируемая организация есть продукт интеграции субъектов бизнеса [1, с. 69]. В России СРО создаются в организационно-правовой форме некоммерческого партнерства, объединяющего субъектов профессиональной или предпринимательской деятельности на основании членства по отраслевому признаку.
Нынешний год - переломный для инвестиционно-строительной сферы страны. С одной стороны, строительные организации имеют право осуществлять свою деятельность, предъявляя старые лицензии, а с другой - приветствуется вступление в саморегулируемые организации и допуски СРО.
1 Генеральный директор «Инком Сервис», доктор экономики и менеджмента. E-mail.: [email protected].
В новом году работы, связанные с основным видом деятельности «45.2 Строительство зданий и сооружений» (по ОКВЭД), где формируется отраслевой продукт, и подрядные работы (по отношению к основному виду) [5, с. 46] будут осуществляться лишь при наличии свидетельств о допусках СРО. Организации, не вступившие в СРО, до работ допущены не будут. С 1 января 2010 г. для строительных, проектных, инженерно-изыскательских организаций, осуществляющих деятельность на основании просроченных лицензий, предусмотрена ответственность, в том числе и уголовная, вплоть до лишения свободы сроком на пять лет (при отягчающих обстоятельствах) - ст. 171 УК РФ. С 1 января 2010 г. все договоры, заключенные лицами, не имеющими свидетельства о допуске к работам, могут быть признаны недействительными в порядке, предусмотренном ст. 173 ГК РФ, с конфискацией полученных по договору денежных средств и результатов работ в доход государства.
На основании допуска любой СРО, зарегистрированной в России, строительные организации могут осуществлять свою деятельность в любой точке страны - допуски всех СРО работают во всех регионах России. И все же строительным организациям лучше вступать в местные СРО, поскольку областные партнерства будут работать прежде всего в интересах своих участников.
Вступить в СРО имеют право все организации и предприятия, независимо от их местоположения, вплоть до иностранных лиц. Для этого необходимо выполнить установленные процедуры, соответствовать всем нормам СРО и заплатить вступительные взносы. После этого партнерство будет рассматривать вопрос о выдаче допусков на проведение той или иной строительной деятельности.
Введение института саморегулирования в такой важной отрасли экономики, как строительство, безусловно, приведет к изменению деятельности организаций, объединяющихся в СРО, а также принципов контроля со стороны государства в этой сфере.
В настоящее время активно формируется численный состав действующих и вновь образуемых СРО. Труднее всего было первым организациям, которые разрабатывали необходимый пакет документов для подачи в Ростехнадзор (орган, отвечающий за ведение реестра саморегулируемых организаций в сфере строительства, проектирования и инженерных изысканий), так как Минрегионразвития не принял подзаконные акты, конкретизирующие требования к ведению реестра СРО в строительстве. Претендентам приходилось ориентироваться на общие требования, установленные Правительством РФ.
Первоначально СРО в строительстве формировались с целью унификации строительной отрасли. Однако в результате получилось, что в рамках одного партнерства находятся те, кто занимается отделкой, и те, кто строит крупные промышленные объекты, хотя виды деятельности у них разнятся кардинально.
В процессе перехода строительной отрасли к саморегулированию высветилась проблема сохранения малого бизнеса. Дело в том, что на данный момент вступающие в СРО компании независимо от их размера должны перевести в резервный фонд СРО 300 тысяч рублей при наличии страховки или 1 млн рублей при ее отсутствии.
В настоящее время в Санкт-Петербурге сформировано три СРО в строительстве, сумма вступительных взносов составляет от 30 до 50 тыс. рублей, а годовые отчисления - 95...120 тыс. рублей. По результатам многочисленных опросов, основная проблема заключается в завышенных отчислениях (300 тыс. р.) в резервный фонд СРО (этого требует нынешнее законодательство). Эксперты не исключают вероятность того, что многим мелким компаниям придется уйти со строительного рынка. Существует мнение, что следует внедрить гибкую систему вступительных отчислений, размер которых должен варьироваться в зависимости от масштабности строительной компании. Данный вариант считается наиболее подходящим, так как у представителей крупных корпораций и масштабы бизнеса больше, и уровень ответственности выше. Отчисления представителей малого предпринимательства следует снизить. На данный момент предложение о двукратной
минимизации вступительных взносов и отчислений в резервный фонд находится на рассмотрении в Государственной Думе.
В некоторых регионах страны применяется практика, когда банки осуществляют кредитование потенциальных участников СРО, чтобы они могли уплатить вступительные взносы. При этом любая строительная организация проходит процедуру кредитования самостоятельно.
Не менее актуальным является условие выхода или перехода организации из одной СРО в другую. В соответствии с действующим законодательством денежные средства, перечисленные в компенсационный фонд, не возвращаются. До сих пор не было случая, чтобы вышедшая из СРО компания получила обратно сумму, перечисленную в компенсационный фонд. И хотя любой предприниматель или организация имеют право выйти из СРО, фактически они не могут уйти в другое СРО, так как теряют огромные деньги. Этот аргумент является достаточно мощным для пресечения попыток перехода в другие СРО.
Участники малого предпринимательства сталкиваются с еще одной не менее значимой проблемой. Согласно нынешнему законодательству, у каждого потенциального участника СРО должна быть на руках лицензия. Отсюда возникает вопрос, каким образом создавать новые организации, если лицензии не выдают с начала 2009 г.
Абсолютно все строительные лицензии будут отменены с начала 2010 г., поэтому, чтобы продолжить работу на рынке, все желающие должны вступить в саморегулируемые организации, получив допуск на проведение определенных строительных работ, регламентированных Минрегионом. Никакого продления сроков функционирования старых лицензий не планируется, об этом свидетельствуют заявления властей на самом высоком уровне. Одной из целей введения института саморегулирования является повышение качества выполняемых работ, тем более что ответственность за недостатки в работе солидарно-субсидиарно несут все члены СРО. В основном, саморегулируемые организации требуют от своих участников международные сертификаты ИСО 9000. Во время действия лицензий государство акцентировало внимание строительных организаций и предприятий на важности контроля деятельности посредством ее стандартизации на базе сертификата ISO 9000.
Сертификат ISO 9000 охватывает массу аспектов функционирования организации, например, соблюдение правил и норм, оговоренных соответствующими органами власти, повышение уровня образования персонала и многое другое. Основной особенностью является не сам факт системы контроля за деятельностью и качеством ее выполнения, а наличие системы регулирования и повышения качества предоставляемых услуг, продукции. Многие саморегулируемые организации не принимают в свои ряды фирмы и предприятия, не имеющие сертификатов ISO 9000. Грубо говоря, наличие ИСО 9000 - это знак качества и доказательство того, что компания в состоянии проводить работы на должном уровне.
Саморегулируемые организации вправе отказать претенденту в членстве при отсутствии соответствующей материально-технической базы, должного образования у сотрудников компании, а также, если в ходе экспертизы будут замечены несоответствия в документации и прочие отклонения от требований СРО.
Следующим немаловажным вопросом является требование к персоналу организации. Поскольку на членов СРО возлагается большая ответственность, они выполняют работы, связанные с повышенным риском, в штате строительных организаций или предприятий должны быть специалисты с необходимым образованием.
Из-за кризиса и отсутствия прежних объемов работ многие строительные организации уменьшают штат сотрудников. В системе СРО предъявляются довольно жесткие требования к персоналу компаний. Данные меры приняты для того, чтобы отсеять компании-однодневки и недобросовестные строительные организации. В составе потенциального участника СРО должны быть либо три сотрудника с высшим образованием, либо пять со средним специальным; при этом сотрудники с высшим образованием должны иметь опыт работы не
меее трех лет, а у сотрудников со средним профессиональным минимальный опыт работы -пять лет.
Сотрудники организаций, предприятий и любых других юридических лиц, состоящих в СРО, непосредственно допущенные и осуществляющие особо опасные работы, обязаны посещать курсы по повышению квалификации, как минимум, раз в 5 лет. Образование должно соответствовать профилю их деятельности. Если в организации нет персонала должного уровня, позволяющего осуществить те или иные виды работ, саморегулируемые организации не дают свидетельство на осуществление данных работ. Отметим, что участник СРО может получить разрешение на выполнение до 35 видов работ. Иными словами, сначала строительная организация может получить допуски на два-три вида работ, а затем увеличить их количество, нанимая новых специалистов. Причем по закону процедура получения новых допусков должна проводиться бесплатно.
Наличие специалистов в штате организации должно обеспечивать выполнение работ в соответствии с установленными требованиями. В настоящее время этот вопрос стоит достаточно остро. Закон №184 теряет силу 1.01.2010, однако до сих пор не утвержден ни один регламент. ГОСТы и СНиПы выступают как ознакомительные документы, и не понятно, что произойдет, если все строительные организации и предприятия начнут осуществлять свою деятельность согласно собственным индивидуальным стандартам и правилам.
Вице-губернатор Санкт-Петербурга А. Вахмистров на совещании Общественного совета по проблемам регулирования работы СРО Петербурга обратил внимание на то, что саморегулируемые организации до сих пор не разработали своих стандартов, норм и правил и будут вынуждены пользоваться прежними государственными стандартами, СНиПами и областными территориальными строительными нормами. Для Санкт-Петербурга предлагается принять за стандарты качества территориальные строительные нормы (ТСН).
Все саморегулируемые организации обязаны иметь обоснованные критерии, в соответствии с которыми выдаются допуски СРО на проведение особо опасных строительных работ. Исходя из закона о техрегламентах, еще не утвержденного Государственной Думой, главным критерием должны быть стандарты качества.
Для снижения рисков финансовой несостоятельности в результате страховых выплат предусматривается двойное страхование ответственности участников СРО. В первую очередь они должны застраховать всю свою деятельность сроком не менее чем на год. Если сумма контракта на строительство объекта превышает 100 млн рублей, то такие объекты необходимо страховать в индивидуальном порядке.
В законодательстве о саморегулировании в строительстве не указаны параметры данного страхования, их определяют сами СРО и страховщики. В строительном и страховом сообществе обсуждалось не менее пяти методик страхования членов СРО и десятки предложений по условиям этого вида страхования. Около 500 договоров страхования ответственности членов СРО уже заключено по всей стране, при этом появились примеры некачественного страхования и демпинга, использования заниженных лимитов и «фиктивного» страхования. Часть строительных организаций убеждена, что страхование участников СРО чрезмерно затратное мероприятие, особенно при нынешнем экономическом положении не только в России, но и в мире.
Страховщики утверждают, что сумма страхования рассчитывается исходя из возможных ущербов и допускаемых ошибок, что страхование стараются сделать наиболее мягким и доступным для всех строителей. По статистике, более чем по 40% договоров страхования ответственности строителей происходят страховые выплаты, связанные с нанесением ущерба третьим лицам. В ходе строительства могут быть повреждены машины, соседние здания и коммуникации, а в последующем выявлены недостатки построенного жилья и других объектов из-за несоблюдения технологии работ, возможно нанесение ущерба здоровью людей. Страховка ненамного повышает цену осуществляемых работ: полный
объем страховых премий равен одному миллиарду рублей на весь строительный сектор, т. е. не более 6% от общего объема строительного страхования.
В настоящее время рабочей группой ВСС под руководством генерального директора САО «Гефест» Александра Миллермана разработаны рекомендации в рамках выполнения поручения Правительства РФ от 7 сентября 2009 г., данного нескольким органам власти и общественным организациям.
Рабочая группа подготовила два взаимосвязанных и коррелирующих между собой документа, призванных сформировать единую методическую основу развития строительного «ОСАГО» в масштабе всей страны. Для участников страхового рынка разработаны «Методические рекомендации по страхованию ответственности членов СРО в строительстве», для внутреннего использования самими СРО подготовлены «Требования по страхованию гражданской ответственности членами СРО». В настоящее время завершается согласование предложений страховщиков с представителями крупнейших строительных СРО.
Планируется разработка типовых Правил страхования ответственности членов СРО, которые после лицензирования будут рекомендованы ВСС и Национальным строительным СРО к использованию на всем строительном рынке.
В соответствии с документами, разработанными рабочей группой, предлагается система двойной страховой защиты ответственности членов СРО. Каждый член СРО обязан обеспечивать непрерывное страхование своей ответственности на основе годового договора страхования, не привязанного к конкретному объекту работ. Минимальная страховая сумма в договоре страхования «на годовой базе» устанавливается в размере 5 % от годовой выручки члена СРО по строительным работам, выполненным в пределах территории РФ за отчетный год, предшествующий году заключения договора страхования, но не может быть меньше 5 млн рублей и больше 100 млн рублей. Кроме того, обязаны страховать свою ответственность в рамках реализации проектов члены СРО, выполняющие работы на основании договоров строительного подряда стоимостью более 1 млрд рублей, а также работы на особо опасных, технически сложных, уникальных объектах капитального строительства, подконтрольных Ростехнадзору, если стоимость строительных работ превышает 100 млн рублей. Страхование по договору страхования «на проектной базе» должно обеспечивать возмещение вреда третьим лицам, который может быть причинен в течение срока выполнения предусмотренных договором страхования работ и (или) в течение трех лет после завершения страхователем таких работ, независимо от того, причинен вред в процессе или после окончания работ.
В среднем стоимость годового страхового полиса для члена СРО составит от 30 до 100 тыс. рублей, в зависимости от размера организации, объема и видов выполняемых работ.
Статус СРО имеют 47 строительных объединений в России (29 проектных и 4 изыскательских), прогнозируется, что их будет около 100. К 1 января 2010 г. все строительные организации России (порядка 200 тыс.) должны вступить в СРО. По оценкам экспертов, не меньше 95% участников строительного рынка будут страховать свою ответственность в рамках СРО.
Остановимся на вопросе налогообложения деятельности СРО. Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации (далее - Кодекс), к осуществлению работ по инженерным изысканиям, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту основных средств, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, допускаются организации, являющиеся членами СРО, уплатившие вступительный взнос, взнос в компенсационный фонд, а также уплачивающие регулярные членские взносы.
В соответствии с п. 40 ст. 270 Налогового кодекса Российской Федерации (НК) при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде взносов, вкладов и иных обязательных платежей, уплачиваемых некоммерческим организациям и международным организациям, кроме указанных в пп. 29 и 30 п. 1 ст. 264 НК.
Согласно пп. 29 п. 1 ст. 264 НК, для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываются взносы, вклады и иные обязательные платежи, уплачиваемые некоммерческим организациям, если уплата таких взносов, вкладов и иных обязательных платежей является условием осуществления деятельности налогоплательщиками - плательщиками таких взносов, вкладов или иных обязательных платежей.
Поскольку уплата вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд является обязательным условием для получения от СРО свидетельства о допуске, в частности, к проведению инженерных изысканий для строительства зданий и сооружений, осуществлению их проектирования и строительства, данные расходы могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
Саморегулируемые организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства - это некоммерческие организации, сведения о которых внесены в государственный реестр СРО и которые основаны на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства. Об этом сказано в п. 17 ст. 1 Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 55.6 Кодекса в члены саморегулируемой организации могут быть приняты юридическое лицо, в том числе иностранное, и индивидуальный предприниматель, соответствующие требованиям к выдаче свидетельств о допуске к одному или нескольким видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и решение вопросов по выдаче свидетельства о допуске к которым отнесено общим собранием членов СРО к сфере деятельности саморегулируемой организации.
Лицу, принятому в члены СРО, выдается свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в срок не более трех рабочих дней после дня принятия соответствующего решения, уплаты вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд СРО (п. 6 ст. 55.6 Кодекса).
Таким образом, свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, выдаваемое строительной организации - члену СРО, является обязательным условием для осуществления такой организацией деятельности, направленной на получение доходов.
В связи с этим расходы в виде взносов и обязательных платежей, понесенные строительной организацией - членом СРО в рамках положений Кодекса и удовлетворяющие критериям признания расходов в целях налогообложения прибыли, установленным в п. 1 ст. 252 НК РФ, учитываются ею в целях налогообложения прибыли.
«Основной целью формирования и последующего развития институциональной системы инвестиционно-строительного комплекса является минимизация издержек взаимодействия его участников (трансакционных издержек) при осуществлении ими своих функций на рынке» [4, с. 44]. Достигается ли минимизация трансакционных издержек в строительной отрасли при введении механизма СРО? Безусловно, существенная величина трансакционных издержек, связанных с процессом взаимодействия субъектов в строительной отрасли, заставляет искать способы их снижения и одним из основных направлений становится взаимодействие внутри саморегулируемой организации, т. е. между субъектами - участниками и ее руководством [3, с. 196].
Что же даст переход от системы лицензирования к системе саморегулирования? На наш взгляд, несмотря на вопросы, возникающие в процессе становления этого нового института общественных отношений, основной плюс членства в СРО заключается в обретении возможности влиять на процесс развития строительной отрасли РФ. Достойные внимания идеи, озвученные участниками саморегулируемых организаций, повторно обсуждаются
администрацией и специальными группами партнерств, затем самые значимые проекты будут рассматриваться на собраниях Национального объединения СРО.
Список литературы
1. Асаул, А. Н. Развитие институтов гражданского общества в инвестиционно-строительной сфере / А. Н. Асаул // Вестник гражданских инженеров. - 2007. - № 3(12). - С. 68-72.
2. Асаул, Н. А. Институциональный подход к развитию инвестиционно-строительного комплекса / Н. А. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2005. - № 1(3). - С. 37-43.
3. Асаул, Н. А. Теория и методология институциональных взаимодействий субъектов регионального инвестиционно-строительного комплекса / Н. А. Асаул. - СПб.: Гуманистика, 2004. - 280 с.
4. Иванов, С. Н. Теоретические подходы к исследованию структуры трансакционных издержек ИСК/ С. Н. Иванов // Экономическое возрождение России. - 2007. - № 3(13). - С. 42-48.
5. Лобанов, А. В. Научно-теоретический подход к анализу природы и факторов специализации в строительной отрасли/ А. В. Лобанов // Экономическое возрождение России. - 2009. - № 3(21). - С. 43-51.
The list of literature
1. Asaul, A. N. Razvitie institutov grazhdanskogo obschestva v investicionno-stroitel'noj sfere/ A. N. Asaul // Vestnik grazhdanskih inzhenerov. - 2007. - № 3(12). - S. 68-72.
2. Asaul, N. A. Institucional'nyj podhod k razvitiju investicionno-stroitel'nogo kompleksa / N. A. Asaul // Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii. - 2005. - № 1(3). - S. 37-43.
3. Asaul, N. A. Teorija i metodologija institucional'nyh vzaimodejstvij sub'ektov regional'nogo investicionno-stroitel'nogo kompleksa / N. A. Asaul. - SPb.: Gumanistika, 2004. -280 s.
4. Ivanov, S. N. Teoreticheskie podhody k issledovaniju struktury transakcionnyh izderzhek ISK / S. N. Ivanov // Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii. - 2007. - № 3(13). - S. 42-48.
5. Lobanov, A. V. Nauchno-teoreticheskij podhod k analizu prirody i faktorov specializacii v stroitel'noj otrasli / A. V. Lobanov // Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii. - 2009. - № 3(21). -S. 43-51.