влияние институционализации саморегулируемых организаций на эффективность развития строительной отрасли в ставропольском крае
И. И. ГЛОТОВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, кредита и страхового дела E-mail: [email protected]
И. М. МОТОРИНА,
аспирант кафедры финансов, кредита и страхового дела E-mail: [email protected] ставропольский государственный аграрный университет
В связи с отменой государственного лицензирования строительной деятельности возникла необходимость перехода на саморегулируемые организации (СРО). Эффективность развития строительной отрасли приобрела еще большую актуальность. В статье произведена систематизация функций СРО и рассмотрена ситуация на рынке строительства Ставропольского края. Сделан вывод о том, что с внесением предложенных изменений в законодательство повысится экономическая эффективность развития строительной отрасли.
Ключевые слова: государственное лицензирование, саморегулируемая организация, эффективность, строительная отрасль, законодательство.
В экономической и политической жизни государства постоянно происходят изменения, характеризующиеся цикличностью и, как следствие, вносящие коррективы во все сферы деятельности. Появление саморегулируемых организаций (СРО) в России повлекло за собой множество вопросов, связанных с тем, насколько целесообразно данное нововведение. При этом в Европе и США любой бизнес контролируется саморегулируемыми организациями во всех сферах жизнедеятельности: стоматологии, фармакологии, фермерском хозяйс-
тве, производстве продуктов питания, организации сферы услуг. Примечательно, что опыт создания СРО есть и в России. Так, еще полтора века назад принцип самоуправления был положен в основу такого правового института, как адвокатура и коллегия адвокатов. Также ярким примером СРО является Московская биржа, созданная в 1870 г. Сейчас в РФ наиболее перспективными для создания СРО являются бухгалтерская, кадастровая, строительная и туристическая деятельность.
Внесенные изменения в законодательные акты, регулирующие сферу строительства [2], предопределили развитие саморегулируемых организаций, поскольку государственное лицензирование было упразднено, а на смену ему пришли СРО, состоящие из строительных компаний. СРО создаются с целью повышения качества инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и капитального строительства. Таким образом, с 1 января 2010 г. полностью перестала существовать система государственного лицензирования строительной деятельности.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-Ф3 «О саморегулируемых орга-
низациях» «под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил». Саморегулирование предполагает объединение «субъектов предпринимательской деятельности или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации», в свою очередь «под субъектами предпринимательской деятельности понимаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации и осуществляющие определяемую в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации предпринимательскую деятельность, а под субъектами профессиональной деятельности — физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами» [3].
В настоящее время саморегулируемая организация представляет собой новый вид предпринимательской деятельности, включающей все строительные организации регионального рынка.
Любая СРО должна выполнять ряд основных функций (рис. 1), которые позволяют выделить в их составе два вида основополагающих функций:
1) юридические, включающие применение мер дисциплинарного воздействия, образование третейских судов для разрешения споров, разработку и установление требований к членству субъектов, представление интересов членов СРО с различными органами власти;
2) профессионально ориентированные, включающие анализ деятельности членов, обеспечение информационной открытости деятельности членов, профессиональное обучение и аттестацию работников.
Государственный контроль за деятельностью СРО осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору в виде плановых (один раз в два года) либо неплановых (в целях контроля за выполнением предписаний об устранении выявленных нарушений по результатам плановой) проверок [1].
Саморегулируемые организации в соответствии с действующим законодательством созданы в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства. Такое разделение строительной отрасли способствует конфликту интересов внутри нее и снижает ответственность за качество выполненных работ на каждом этапе.
САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Рис. 1. Функции саморегулируемой организации НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность
Анализ действующих положений нормативно-законодательной базы в области функционирования СРО позволил выявить недостатки в строительном бизнесе, в частности:
• высокий уровень коррупции в отрасли;
• отсутствие четких юридических норм;
• отсутствие механизма привлечения организаций к ответственности за свою деятельность;
• низкое качество строительных объектов;
• дополнительные финансовые затраты в связи с переходом от лицензий к СРО;
• строго не определен и не установлен объем и назначение компенсационного фонда.
На сегодняшний день в РФ строительный рынок характеризуется многообразием форм собственности, доля негосударственного сектора в котором составляет уже более 90 %. При этом частные организации различаются в зависимости от количества учредителей и способа участия в уставном капитале компании. Как показывает практика, в Ставропольском крае положение на строительном рынке аналогично общероссийскому.
На Ставрополье работа по созданию саморегулируемой организации в области строительства началась еще в мае 2008 г., когда более 50 участников строительного рынка собрались для решения данной проблемы. В результате было принято решение о создании Некоммерческого партнерства «Строители Ставрополья» (далее — НП «Строители Ставрополья»), а 19 июня 2008 г. — в соответствии с Градостроительным кодексом РФ и Федеральным законом от 01.12.2007 № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» было учреждено НП «Строители Ставрополья», инициатором которого выступила строительная компания ООО «Югстройинвест» — одна из самых крупных не только в Ставропольском крае, но и на Юге России. Динамика объема вве-
70 • 60 50 40 30 20 10 0
1
2
3
4
5
6
Рис. 2. Динамика объема введенного жилья застройщиками Ставрополья, тыс. м2: 1 — ООО «Югстройинвест»; 2 — ПС «Домостроитель»; 3 — ООО «Александрия»; 4 — ООО «Южная строительная компания»; 5 — ООО «Югкомстрой»; 6 — МУП «Стройинвест»; 7 — ОАО «Ставропольпроектстрой»
денного жилья наиболее крупными застройщиками Ставрополья в 2009 г. представлена на рис. 2.
Однако СРО в Ставропольском крае так и не было зарегистрировано. В итоге ООО «Юг-стройинвест» стала членом СРО, созданной в Краснодарском крае, условия членства в которой более привлекательны, чем предлагаемые на Ставрополье. В сентябре 2008 г. в Ставропольском крае все же было создано Некоммерческое партнерство «Региональное объединение строителей Ставропольского края» (НП «РОС СК»), учредителями являются строительные организации — члены Некоммерческого партнерства «Союз строителей (работодателей) Ставропольского края», которому решением Ростехнадзора РФ от 23 ноября 2009 г. НК-45/231-СРО НП «Региональное объединение строителей Ставропольского края» присвоен статус Саморегулируемой организации с регистрационным номером СРО-С-077-23112009. Таким образом, на сегодняшний день это единственное СРО в Ставропольском крае, объединяющее около 200 участников строительного рынка.
Членами СРО НП «РОС СК» являются организации не только Ставропольского края, но и Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской республик. Ставропольцы в НП «РОС СК» представлены такими компаниями, как ЗАО «Инвестиционно-строительная компания «Гражданстрой», Потребительский кооператив собственников жилья «Дружба», ООО «Югкомстрой», ООО «Эвилин—строй» и ООО «Став-кон». К сожалению, не все ведущие застройщики города являются членами СРО. Первые итоги реализации реформы в Ставропольском крае показали, что строители, проектировщики и архитекторы вступать в СРО не торопятся. Происходит это потому, что помимо огромного количества документов для вступления в СРО необходим еще и взнос в размере около 300—400тыс. руб. на случай форс-мажорных обстоятельств. Сейчас краевое объединение строителей насчитывает всего 10 % местных строительных организаций [4] с учетом того, что в крае функционирует более 2 500 строительных фирм и организаций, основная масса которых не проявляет активности по вопросу перехода на саморегулирование: одни заняли выжидательную позицию, надеясь, что будет разрешено работать до окончания срока лицензии, а у других просто нет таких денег, чтобы вступить в СРО.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» СРО
7
могут для обеспечения имущественной ответственности членов перед потребителями применять создание системы личного и коллективного страхования или формирование компенсационного фонда [3]. Однако в Ставропольском крае страховщики не проявляют заинтересованности к вступлению в СРО, ссылаясь на отсутствие экономической выгоды.
Такая позиция страховщиков вполне понятна, поскольку в соответствии с действующим законодательством при вступлении их в СРО помимо вступительного взноса в 300—400 тыс. руб., ежегодно необходимо вносить членские взносы, сумма которых также достаточно велика.
Безусловно, существует положительный опыт взаимодействия СРО и страховых компаний в субъектах РФ, в том числе, в соседней Ростовской области. Но страховой рынок Ставропольского края не имеет на сегодняшний день значительных стимулов к взаимодействию с СРО в строительном бизнесе.
Таким образом, можно заключить, что в настоящее время нормативно-правовая база СРО не учитывает интересы страховых компаний, организаций малого бизнеса, так как появление СРО приводит к тому, что наиболее крупные компании становятся монополистами на рынке строительных услуг, что находит подтверждение на примере Ставропольского края. В ходе отмены государственного лицензирования и перехода на новый уровень развития многие строители оказались в довольно сложной ситуации. В сегодняшних условиях многие компании просто разоряются, увеличивая социальную напряженность в регионе, сокращая рабочие места и обеспечивая рост безработицы в десятки раз; по прогнозам службы занятости населения Ставропольского края, количество безработных уже на конец текущего года может увеличиться на 2 000—3 000 человек. Одной из причин сложившейся ситуации является то, что строительство сейчас идет очень низкими темпами, покупательский спрос упал, а многие строительные компании уже стали банкротами или близки к этому.
Безусловно, проблемы строительного бизнеса сопряжены с целым рядом субъективных и объективных факторов и не могут быть решены в короткие сроки. Экстраполируя сложившуюся ситуацию в Ставропольском крае, можно предположить, что основным фактором низкой активности создания СРО, нерентабельности строительных компаний является то, что по времени создания СРО совпало с пиком мирового финансового кризиса, повлиявшего и на покупательский спрос и на активность бизнеса. Другим, не менее серьезным фактором
является несовершенство норм законодательной базы, учитывающей в неравной степени участие различных по объему строительных компаний в бизнесе.
Кроме того, на страховом рынке, который может сыграть положительную роль в данном секторе экономики, на сегодняшний день в различных регионах РФ существенно рознятся условия страхования, что оказывает косвенное влияние и на эффективность строительного бизнеса.
По мнению авторов, наиболее рациональными мерами в области институционализации СРО будет внесение изменений в законодательные акты федерального уровня, регулирующие:
• уровень ответственности генеральных подрядчиков;
• дифференциацию размера взноса в компенсационный фонд членов СРО в зависимости от уровня ответственности;
• предоставление государственных заказов. Регулирование правовых норм в области строительного бизнеса приведет:
• к нормальной конкуренции;
• снижению монополизации строительного рынка;
• повышению эффективности строительной деятельности;
• созданию рабочих мест;
• стабилизации цен на жилье;
• снижению социальной напряженности. Таким образом, с внесением необходимых
изменений в законодательные акты институцио-нализация саморегулируемых организаций привет к созданию мощного и действенного механизма, увеличивающего эффективность экономики в сфере строительства.
Список литературы
1. О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 22.07.2008 № 148-ФЗ.
2. О внесении изменений в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 01.12.2008 № 225-ФЗ.
3. О саморегулируемых организациях: Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-Ф3.
4. Такой взнос, что кирпич на голову // Ставропольский бизнес. 2010. URL: http://www. opengaz.ru.
- 33