SMALL BUSINESS SELF-REGULATORY ORGANIZATIONS
Pavlyuk Ekaterina Ivanovna, Post-graduate Student, Chair of Economy and Management of National Economy, North-Caucasian Institute of Business of Engineering and Information Technologies, Armavir E-mail: [email protected]
In article questions of research of small business in construction branch are taken up.
psl
Keywords: self-regulatory organizations; construction prospects; objective control; competitiveness.
МАЛЫЙ БИЗНЕС УДК330
В САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
В статье освещаются вопросы исследования малого бизнеса в © Павлюк Е.И., 2013 строительной отрасли.
Ключевые слова: саморегулируемые организации; перспективы строительства; объективный контроль; конкурентоспособность.
Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" принят в рамках реализации единой государственной политики по защите интересов субъектов предпринимательской деятельности и снижению степени давления государства на свободные рыночные предпринимательские и профессиональные отношения. [1] Основная задача, которую призван решить Закон - путем последовательного создания СРО в самых различных областях предпринимательской и профессиональной деятельности исключить государство из сферы регулирования тех коммерческих отношений, присутствие в которых представляется излишним и неоправданным с точки зрения основных функций государственного регулирования.
Приказом Минрегиона России от 9 декабря 2008 г. № 274, вступившим в силу 20 февраля 2009 г., утвержден перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства. [2] В соответствии с этим перечнем саморегулируемые организации (СРО) в области строительства, проектирования, инженерных изысканий осуществляют допуск к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, установлены виды работ, которое выполняются организациями исключительно при строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, проектировании и инженерных изысканиях.
Ряд работ, не оказывающих прямого влияния на безопасность объектов капитального строительства, включая отделочные, геодезические работы и благоустройство территории могут выполняться любыми физическими и юридическими лицами без получения свидетельства о допуске СРО. На виды работ, которые не вошли в Перечень, не требуется наличие лицензии, и с 1 января 2010 г. не потребуется вступление в СРО и получение свидетельства о допуске. [3]
Таким образом, для осуществления работ, проводимых при строительстве капитальном ремонте, реконструкции, проектировании и инженерных изысканиях на объектах, для которых требуется получение разрешения на строительство, и объектах, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе с 1 января 2010 г. необходимо вступление в СРО получение свидетельства о допуске СРО.
Приказом Минрегиона России установлено, что граждане и организации, выполняющие работы по проектированию и (или) строительству только объектов, для которых не требуется получения разрешения на строительство, и объектов, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе, могут выполнять указанные работы, не вступая в СРО и не уплачивая вступительные, членс-
75
ПАВЛЮК Екатерина Ивановна,
аспирантка, кафедра Экономики и управления народным хозяйством, Северо-Кавказский институт бизнеса инженерных и информационных технологий, Армавир [email protected]
76
кие взносы, а также взносы в компенсационные фонды таких саморегулируемых организаций. Перечень указанных объектов установлен частью 17 статьи 51 и частью 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Анализ строительного рынка показал, что в отношении объектов, установленных частью 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в настоящее время Минрегио-ном России ведется работа по внесению изменений в Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.12.2008 г. № 274 в части дополнения в Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе в соответствии с частью 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением объектов индивидуального жилищного строительства. Так, до внесения изменений в указанный нормативный актдеятельность по строительству и проектированию может осуществляться в соответствии с положениями, установленными Приказом от 09.12.2008 г. № 274. [7]
В соответствии с вышеизложенным, для "общепринятой" деятельности предпринимателей с 1 января 2010 г. при проведении работ по благоустройству территорий, отделочно-декоративных и облицовочных работ, по осуществлению текущего ремонта зданий и сооружений, находящихся в эксплуатации, по строительству, капитальному ремонту остановочных павильонов, по содержанию сетей тепло и водоснабжения, а также сетей электрического освещения, не требуется вступление в члены СРО и получение свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства. Ход таких событий облегчил жизнь предпринимателей в осуществлении своей деятельности.
Сегодня в России зарегистрировано 64 строительных, 38 проектных и 7 изыскательских СРО (Саморегулируемые организации). Они охватывают всего около 20% отечественных строительных организаций. Многие застройщики только начинают раскачиваться, по-прежнему чего-то ждут - снижения стоимости взносов в компенсационный фонд и разовых платежей. Часть малых предприятий не видит для себя перспектив в строительстве, другие нацелены на малоэтажное строительство и прочее. Есть те, кто получил лицензию до 2012-2013 гг., не читает или не понимает закон, в котором четко сказано, что с 1 января 2010 г. действие ранее выданных лицензий прекращается. На первых порах они остались без работы, многие попали под административные штрафы. Затем все равно пошли вступать в СРО.
Показателем подготовки застройщиков к переходу на саморегулирование служит количе-
ство созданных в регионе СРО и количество вступивших в них лиц. Наличие СРО обозначает соответствующую степень организованности компаний, а значит, их желание и возможность возводить объекты надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства и стандартами саморегулируемых организаций. Вместе с тем, у создаваемых некоммерческих партнерств по-прежнему сохраняются проблемы с уплатой взносов и формированием компенсационного фонда, а также организационные проблемы, связанные с разработкой документов СРО и подачей документов в Ростехнадзор. Союз строителей настаивает на том, чтобы строители сами несли ответственность за своих партнеров, сами участвовали в разрешении многих вопросов, контролировали процесс.
Однако считаем, что главной проблемой для малого бизнеса при переходе к саморегулированию не сокращение перечня видов работ, требующих получения допуска, а экономическая поддержка в виде снижения компенсационных взносов или налогов. Попытки сократить виды строительных работ под предлогом защиты малых предприятий могут "угробить" всю систему контроля качества.
Принятие решения по сокращению видов работ, выгодно для крупных генподрядных организаций и является способом выдавливания с легального рынка строительных услуг и уничтожения предприятий малого бизнеса, а также возможности легального привлечения нелегальных "бригад" без обязательной их идентификации. Из перечня пытаются исключить такие виды работ, как монтаж и пусконаладочные работы внутренних систем жизнеобеспечения объектов (водопровод, канализация, теплоснабжение и такдалее), возведение конструкций из камня и кирпича, усиление и монтаж деревянных конструкций, облицовка фасадов и работы по монтажу навесных фасадных систем, устройство всех видов кровель.
Кроме того, безосновательно к категории не влияющих на безопасность объектов отнесены такие работы, как монтаж оборудования сооружений связи, учреждений здравоохранения, разборка конструктивных элементов зданий и сооружений, сносу объектов строительства.
Вследствие того, что лицензии окончательно потеряли свою значимость, а им на смену пришел институт СРО, в строительной сфере произошли существенные изменения:
- она стала более профессиональной, т.к. к работе в ней допускаются люди с определенной квалификацией и образованием (сегодня это строители, заинтересованные в развитии своего бизнеса, а не люди, создающие липовые компании для отмывания денег);
- в ней упростилась схема регулирования безопасности и качества возводимых построек, что дало возможность быстрее и максимально объективно контролировать строительство (мно-
гие административные барьеры в лице Госгортехнадзора, МЧС и др. исчезли, а с ними и вероятность "заочного", "платного" контроля);
- строительство стало осуществляться согласно европейским нормам и стандартам (многие будущие члены СРО перед вступлением в них обязаны проходить сертификацию ИСО 9001), что сделало конкурентоспособными российских работников и положительно повлияло на их репутацию в мире.
Саморегулирование сегодня, потеснившее малый бизнес России, уже имеет ощутимые плюсы и привело кулучшениям в строительной сфере. Его дальнейшее развитие обещает быть динамичным и результативным.
Литература:
1. Федеральный закон от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ "0 саморегулиру-емыхорганизациях".
2. Приказ Минрегиона России от 09.12.2008 г. № 274, вступивший в силу 20.02.2009 г.
3. Приказ Министерства регионального развития РФ № 624 от 30.12.2009 г. "06 утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по стро-
ительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
4. Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 24.11.2010 г. № 2248-П "0 плане мероприятий, направленных на развитие малого предпринимательства в Краснодарском крае".
5. Правовой статуссаморегулируемых организаций (СР0) Опубликовано в "Альманах современной науки и образования", № 11 (42) 2010 г., часть 2.
6. Федеральный закон № 148-ФЗ "0 внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 22.07.2008 г.
7. Градостроительный кодекс Российской Федерации часть 17 статья 51 и часть 2 статья 49.
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.09.2008 г. № 724 "0б утверждении порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций".
9. Михаил Воловик: "Взаимодействие власти, бизнеса и потребителя - единственный путь развития саморегулирования" Специально для Информационного портала "Всё о саморегулировании" (Всё о СР0) www.all-sro.ru.
10. Николай Сорокин: "Главное в аббревиатуре "НП СР0" - это слово "партнерство" Специально для Информационного портала "Всё о саморегулировании" (Всё о СР0).
11.0фициальный сайтСР0 Саморегулируемыеорганизации Форум http://sro.ru/forum/.
FACTORS AFFECTING THE COMPETITIVENESS AND SUSTAINABILITY OF THE ENTERPRISE Romanova Ekaterina Konstantinovna, Post-graduate Student, Chair of Business and World Economy, Stavropol State Agrarian University, Stavropol E-mail: [email protected]
In the article the various classifications of the factors affecting the competitiveness of the company and its stability in the market. Also identified some shortcomings and features of the existing classifications. Keywords: the company's competitiveness; factors of competitiveness of the enterprise.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ УДК 339.137
НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И УСТОЙЧИВОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
В статье рассмотрены различные классификации факторов, вли- © Романова Е.К., 2013
яющих на конкурентоспособность предприятия и его устойчивость на рынке. Кроме того, выявлены некоторые недостатки и особенности существующих классификаций.
Ключевые слова: конкурентоспособность предприятия; факторы конкурентоспособности предприятия.
1-Л
■ш-1
О
гч
EL.
VO
□
*
О)
сЦ
С>
гл
■ он
\
77
Конкурентное положение предприятия на рынке в каждый временной отрезок определяет значительное число факторов, которые влияют на его устойчивость и конкурентоспособность. Под факторами конкурентоспособности предпринимательских структур понимаютявления или процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменения абсолютной и относительной величины затрат на производство и реализацию продукции, а в результате - изменение уровня конкурентоспособности самого предприятия.
Исследователи по-разному классифицируют факторы, влияющие на конкурентоспособность. Эти факторы неодинаковы по своему воздействию, характеру и природе. Чаще всего встречается разделение на внешние и внутренние факторы. Первые отражают совокупность условий, к которым адаптируется предприятие, а факторы внутренней среды определяют возможность и эффективность процесса адап-
РОМАНОВА
Екатерина
Константиновна,
аспирантка, кафедра Предпринимательства и мировой экономики, Ставропольский государственный аграрный университет, Ставрополь [email protected]