Научная статья на тему 'Саморегулирование деятельности в области строительства, связанной с выполнением проектных и специальных строительно-монтажных работ по системам и средствам обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений'

Саморегулирование деятельности в области строительства, связанной с выполнением проектных и специальных строительно-монтажных работ по системам и средствам обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
247
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА / ПРОЕКТНЫЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ СТРОИТЕЛЬНОМОНТАЖНЫЕ РАБОТЫ / СИСТЕМЫ И СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колесников П. П.

Приводится информация о федеральном законодательстве о саморегулировании деятельности в области строительства, связанной с выполнением проектных и специальных строительно-монтажных работ по системам и средствам обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Саморегулирование деятельности в области строительства, связанной с выполнением проектных и специальных строительно-монтажных работ по системам и средствам обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений»

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ, ОБЪЕКТОВ

П. П. Колесников

начальник отдела проектирования и экспертизы Научно-экспертного бюро пожарной, экологической безопасности и безопасности при чрезвычайных ситуациях в строительстве ЦНИИСК им. В. А. Кучеренко, г. Москва

УДК 614.841

САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА, СВЯЗАННОЙ С ВЫПОЛНЕНИЕМ ПРОЕКТНЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ ПО СИСТЕМАМ И СРЕДСТВАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

Приводится информация о федеральном законодательстве о саморегулировании деятельности в области строительства, связанной с выполнением проектных и специальных строительно-монтажных работ по системам и средствам обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Ключевые слова: саморегулирование, деятельность в области строительства, проектные и специальные строительно-монтажные работы, системы и средства обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Принятие Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № Э15-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее — Закон) положило начало регламентированию правоотношений, связанных с деятельностью саморегулируемых организаций (далее — СРО), производящих товары (работы, услуги).

Закон был принят в рамках реализации единой государственной политики по защите интересов субъектов предпринимательской деятельности и снижению степени давления государства на свободные рыночные предпринимательские и профессиональные отношения.

Саморегулирование — это самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

Самостоятельность и инициативность как принципы деятельности по саморегулированию основаны на соответствующих нормах Конституции Российской Федерации: части 1 статьи 8 о свободе экономической деятельности; части 1 статьи 30 о праве каждого на объединение и о гарантирован-ности свободы деятельности общественных объединений; части 1 статьи 34 о праве каждого на свободное использование своих способностей и

имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Статьей 2 рассматриваемого Закона было предусмотрено, что особенности деятельности саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности определенных видов, могут устанавливаться федеральными законами.

Законодатель посчитал, что в первую очередь необходимо урегулировать особенности деятельности СРО в области строительства как наиболее важной отрасли, влияющей на поступательное развитие экономики Российской Федерации, и Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внес изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее — ГрадК РФ) и другие федеральные законы в части регулирования правоотношений СРО в области строительства.

Основными задачами, которые призван решить Закон, являются последовательное создание СРО в области инженерных изысканий, проектирования и строительства, а также вытеснение из сферы регулирования тех коммерческих отношений, присутствие в которых государственного элемента представляется излишним и неоправданным с точки

зрения основных функций государственного регулирования.

Данным Законом введены нормы, уточняющие особенности саморегулирования в строительной отрасли.

В частности, по указанному Закону членство в СРО добровольное, в то время как предусмотренное поправками в Градостроительный кодекс Российской Федерации членство в СРО — практически обязательное. То есть без членства в СРО организации, выполняющие инженерные изыскания, подготовку проектной документации и строительство, не смогут заниматься своей деятельностью, так как не будут иметь допуска к рынку.

Сказанное связано с тем, что Закон, во-первых, меняет систему отношений в строительной отрасли, так как полномочия государства переходят к СРО. Во-вторых, он регулирует весь механизм деятельности и функционирования СРО в области инженерных изысканий, проектирования и строительства. Таким образом, саморегулирование в данных областях деятельности возможно только в рамках Закона.

Целью саморегулирования является обеспечение повышения качества строительства.

Содержание деятельности СРО — это разработка и утверждение документов, содержащих требования к самим участникам строительной деятельности и работам, ими осуществляемым, а также контроль за соблюдением членами СРО требований указанных документов. При этом СРО не имеет права контролировать соблюдение ее членами других требований, например налогового, трудового, таможенного законодательств. Она действует только в своей сфере — обеспечение безопасности строительства.

Целью государства в рамках Закона является внедрение саморегулирования как эффективного инструмента обеспечения безопасности строительства, а также недопущение его использования в качестве инструмента монополизации рынка.

ГрадК РФ (пункт 17 статьи 1, часть 2 статьи 47, часть 4 статьи 48, часть 2 статьи 52) в редакции Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 148-ФЗ определено, что СРО в области строительства (инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства) — некоммерческие организации, сведения о которых внесены в государственный реестр СРО и которые основаны на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию,

капитальный ремонт объектов капитального строительства.

СРО в области строительства (статья 553 ГрадК РФ) в форме некоммерческого партнерства (далее — НП) могут создаваться следующих видов:

1) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания;

2) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;

3) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.

С 1 января 2009 г. прекращено предоставление лицензий на осуществление деятельности в области инженерных изысканий, проектирования и строительства. При этом отмена лицензирования полностью произойдет только с 1 января 2010 г. Текущий год является переходным периодом от государственного регулирования (лицензирования) к негосударственной форме регулирования (саморегулированию) в указанных областях деятельности.

При этом продление действия лицензии, согласно статьи 8 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", производится в форме переоформления лицензии и осуществляется в соответствии с нормами статьи 11 указанного документа.

Таким образом, до 1 января 2010 г. осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, осуществлению строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства разрешается по выбору юридического лица или индивидуального предпринимателя на основании либо лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", либо свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией в области инженерных изысканий, строительного проектирования, строительства в порядке, установленном ГрадК РФ.

Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдается саморегулируемой организацией без ограничения срока и территории его действия (часть 9 статьи 558 ГрадК РФ).

В части 1 статьи 556 ГрадК РФ установлено, что в члены СРО может быть принято юридическое лицо, в том числе иностранное, которое соответствует требованиям к выдаче свидетельств о допуске к одному или нескольким видам работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства и решение вопросов по выдаче свидетельств о допуске к которым отнесено общим собранием членов СРО к сфере ее деятельности. Из этого следует, что любое юридическое лицо может вступить в СРО независимо от территориального признака. Законом не устанавливается необходимость создания СРО только в пределах одного субъекта Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с пунктом 7 статьи 556 ГрадК РФ юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может быть членом одной или нескольких саморегулируемых организаций каждого из указанных в статье 553 этого документа видов саморегулируемых организаций при условии

соблюдения требования, установленного частью 2

8

статьи 55 ГрадК РФ.

Необходимо отметить, что в соответствии со статьями 23 и 49 ГрадК РФ право индивидуального предпринимателя и юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или другими правовыми актами. В связи с тем, что Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено прекращение лицензирования видов деятельности в области строительства с 1 января 2010 г., действие всех лицензий на указанные виды деятельности прекращается с установленного законом срока.

Таким образом, с 1 января 2010 г. для осуществления предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительству требуется наличие свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного СРО в области инженерных изысканий, проектирования, строительства в порядке, установленном ГрадК РФ.

Что касается вопроса о размерах взносов в компенсационный фонд саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, проектирования и строительства, то законодателем принято решение, отраженное в действующей редакции ГрадК РФ. Оно исходит из того, что саморегулируемая организация выступает в качестве гаранта доб-

росовестного поведения своих членов, поскольку в случае прекращения организацией членства в СРО вступительный взнос, членские взносы и взносы в компенсационный фонд ей не возвращаются (статья 557 ГрадК РФ). При этом следует отметить, что за каждого члена СРО ручаются все другие ее участники. Как следует из пункта 5 статьи 5516 ГрадК РФ, если СРО пришлось возместить вред, причиненный ее участником (даже бывшим), то не только сам виновник, но и все другие члены СРО в течение двух месяцев со дня выплаты должны внести взносы в компенсационный фонд до предусмотренного законом или уставом СРО размера.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. № 864 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью СРО в области инженерных изысканий, проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также ведению реестра указанных организаций — Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

К видам работ в области строительства, одновременно являющимся видами работ и услуг в области пожарной безопасности, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 148-ФЗ, Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" относятся:

• проектные работы в области строительства по системам и средствам обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;

• специальные строительно-монтажные работы (далее — СМР) по системам и средствам обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Что касается упомянутых в статье 24 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" изыскательских работ в области пожарной безопасности, то до настоящего времени такой вид работ не был регламентирован ни подзаконными актами, ни нормативными документами в области как пожарной безопасности, так и строительства (см., например, нормативные документы, регулирующие изыскательские работы в области строительства: СНиП 11-02-96, СП 11-102-97, СП 11-103-97, СП 11-104-97, СП 11-105-97, СП 11-108-98 и др.).

Соответственно, без нормативной базы отсутствует и практика выполнения такого вида изыскательских работ, как изыскательские работы в области пожарной безопасности. Поэтому в рамках настоящей статьи не рассматривается деятельность СРО в области строительства, объединяющих субъектов, выполняющих изыскательские работы в области пожарной безопасности.

Субъекты (индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица), выполняющие виды работ в области строительства, связанные с обеспечением пожарной безопасности, могут объединяться в СРО в области строительства только двух видов из трех, предусмотренных статьей 55 ГрадК РФ, а именно:

1) СРО в области строительства, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;

2) СРО в области строительства, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.

К особенностям деятельности СРО в области строительства законодатель отнес требование о наличии свидетельства о допуске к работам в области строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства: по инженерным изысканиям (часть 2 статьи 47 ГрадК РФ); по подготовке проектной документации (часть 4 статьи 48 ГрадК РФ); по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (часть 2 статьи 52 ГрадК РФ).

Ниже рассмотрим вопросы правового регулирования деятельности СРО в области строительства, объединяющих субъектов, осуществляющих подготовку проектной документации, в том числе по системам и средствам обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также выполняющих строительно-монтажные работы, в том числе специальные строительно-монтажные работы по системам и средствам обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений на строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, при безусловном соблюдении требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

I. О саморегулируемых организациях в области строительного проектирования, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, в том числе по системам и средствам обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений

На основании пункта 34 статьи 6 и части 4 статьи 55 ГрадК РФ приказом Минрегиона России от 9 декабря 2008 г. № 274 утвержден Перечень

видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее — Перечень). В соответствии с этим Перечнем СРО в области инженерных изысканий, проектирования, строительства будут осуществлять допуск к указанным работам.

Здесь важно учесть то, что с момента вступления в силу приказа Минрегиона России от 9 декабря 2008 г. № 274 на те виды работ, которые не вошли в Перечень, не требуется наличие лицензии и в последующем не потребуются получение свидетельства о допуске и вступление в СРО.

В пункте 2 приказа Минрегиона России установлено, что:

• Перечень не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с частью 17 статьи 51 ГрадК РФ, а также в отношении объектов, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе в соответствии с частью 2 статьи 49 ГрадК РФ, в том числе объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов;

• виды работ по подготовке проектной документации, содержащиеся в Перечне, могут выполняться индивидуальным предпринимателем самостоятельно (лично), а виды работ по инженерным изысканиям, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту — только с привлечением работников в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В абзаце 1 Примечания к Перечню сказано, что данный Перечень не распространяется на работы по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов, указанных в части 2 статьи 49 и части 17 статьи 51 ГрадК РФ. К таким объектам относятся:

1) отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);

2) жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход

на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);

3) многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;

4) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 м2 и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением особо опасных, технически сложных или уникальных объектов;

5) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 м2, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защит-ных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны либо требуется установление таких зон, за исключением особо опасных, технически сложных или уникальных объектов;

6) объекты, в отношении которых проводятся работы по их изменению в целом и (или) по изменению отдельных их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности этих объектов и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;

7) гаражи на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

8) объекты на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;

9) киоски, навесы и другие объекты, не являющиеся объектами капитального строительства;

10) строения и сооружения вспомогательного использования.

В Перечне, утвержденном приказом Минрегио-на России от 9 декабря 2008 г. № 274, к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в части обеспечения пожарной безопасности, прямо отнесены только "работы по разработке мероприятий по обеспечению пожарной безопасности" (раздел II Перечня "Виды работ по подготовке проектной документации").

В абзаце 2 Примечания к Перечню сказано, что содержание видов работ по подготовке проектной

документации определяется в соответствии с действующими нормативными документами, устанавливающими требования к этим видам работ.

К "работам по разработке мероприятий по обеспечению пожарной безопасности", предусмотренным в пункте 8 раздела II Перечня, а также в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами строительного проектирования отнесены:

1. Разработка специальных технических условий (марка СТУ ППЗ), отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности зданий, сооружений, строений, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности.

СТУ ППЗ разрабатываются и согласовываются в соответствии с:

1.1) частью 2 статьи 78 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ;

1.2) абзацем 5 статьи 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ в редакции Федерального закона от 9 ноября 2009 г. № 247-ФЗ;

1.3) пунктами 5 и 10 "Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87;

1.4) пунктами 3 и 14 приказа Минрегиона России от 1 апреля 2008 г. № 36;

1.5) приказом МЧС России от 16 марта 2007 г № 141;

1.6) пунктом 1.4 СП 1.13130.2009;

1.7) пунктами 1.4, 1.5 и 1.7 СП 2.13130.2009;

1.8) пунктами 1.5* и 1.6* СНиП 21-01-97*1 идр.

2. Подготовка пояснительной записки раздела "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности" (марка ППМ.ПЗ).

ППМ.ПЗ выполняются в соответствии с:

2.1) пунктом 9 части 12 статьи 48 ГрадК РФ;

2.2) частью 1 статьи 78 и статьей 80 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ;

2.3) пунктами 26 и 41 Приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. №87;

1 До дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования СНиП 21-01-97*, ГОСТ и других нормативных документов в области строительного проектирования, строительства и эксплуатации зданий и сооружений согласно части 1 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ, части 1 статьи 151 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ, а также абзаца 15 статьи 1 Федерального закона от 9 ноября 2009 г. № 247-ФЗ подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

2.4) пунктом 8 раздела II Приложения к приказу Минрегиона России от 9 декабря 2008 г. № 274 и др.

3. Подготовка проектной документации "Пожаротушение: водяное, газовое, порошковое" (марка ПТ).

ПТ выполняется в соответствии с:

3.1) статьей 83 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3;

3.2) пунктом 4.1.3 и таблицей А.1 к ГОСТ 21.101-97 "СПДС. Основные требования к проектной и рабочей документации";

3.3) СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования";

3.4) НПБ 88-2001* "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования" 2;

3.5) НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" 2;

3.6) РД 25.952-90 "Руководящий документ. Системы автоматические пожаротушения, пожарной, охранной и охранно-пожарной сигнализации. Порядок разработки задания на проектирование";

3.7) РД 25.953-90 "Системы автоматические пожаротушения, пожарной, охранной и пожарно-ох-ранной сигнализации. Обозначения условные графические элементов связи" и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Подготовка проектной документации "Пожарная сигнализация" (марка ПС).

ПС выполняется в соответствии с:

4.1) статьей 83 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3;

4.2) пунктом 4.1.3 и таблицей А.1 к ГОСТ 21.101-97 "СПДС. Основные требования к проектной и рабочей документации";

4.3) СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические";

4.4) НПБ 88-2001* "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования";

4.5) НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией";

2 НПБ 88-2001*, НПБ 110-2003 и другие нормы согласно части 1 статьи 151 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3, а также абзаца 15 статьи 1 Федерального закона от 9 ноября 2009 г. № 247-ФЗ вправе применять и после 1 мая 2009 г. (даты введения в действие СП 5.13130.2009). Они являются нормативными документами по пожарной безопасности добровольного применения в части, не противоречащей требованиям Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

4.6) РД 78.145-93 "Руководящий документ. Системы и комплексы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Правила производства и приемки работ";

4.7) РД 25.953-90 "Системы автоматические пожаротушения, пожарной, охранной и пожарно-охранной сигнализации. Обозначения условные графические элементов связи" и др.

5. Подготовка проектной документации "Системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях " (марка СОУЭ).

СОУЭ выполняется в соответствии с:

5.1) пунктом 3 части 1 статьи 83, статьей 84 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3;

5.2) СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности";

5.3) НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в зданиях и сооружениях";

5.4) НПБ 77-98 "Технические средства оповещения и управления эвакуацией пожарные. Общие технические требования и методы испытаний";

5.5) НПБ 160-97 "Цвета сигнальные. 3наки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования";

5.6) ГОСТ Р 12.2.143-2002 "ССБТ. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Элементы систем. Классификация. Общие технические требования. Методы контроля";

5.7) ГОСТ Р 12.4.026-2001 "ССБТ. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний" и др.

6. Подготовка проектной документации "Автоматизация и диспетчеризация систем пожаротушения, дымоудаления" (марка АПТ).

АПТ выполняется в соответствии с:

6.1) статьями 83,84 и 85 Федерального законаот 22 июля 2008 г. № 123-Ф3;

6.2) Приложением А (справочным) "Перечень основных комплектов рабочих чертежей систем автоматизации технологических процессов" к ГОСТ 21.408-93 "Правила выполнения рабочей документации технологических процессов";

6.3) СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования";

6.4) СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления

эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности";

6.5) РД 78.145-93 "Руководящий документ. Системы и комплексы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Правила производства и приемки работ";

6.6) РД 25.953-90 "Системы автоматические пожаротушения, пожарной, охранной и пожарно-охранной сигнализации. Обозначения условные графические элементов связи" и др.

На сегодняшний день идет активный процесс создания СРО в области строительного проектирования. Так, организованы НП "Межрегиональный Союз проектировщиков", г. Москва, НП "Гильдия архитекторов и проектировщиков (СРО)" (НП ГАП СРО), г. Москва, НП "Главсоюз", г. Санкт-Петербург, и др. (см. журнал "Технологии строительства". — 2009. — 1(63)).

Переходу проектно-строительной деятельности на саморегулирование была посвящена XVII Конференция Союза московских архитекторов. Среди многих аспектов, рассмотренных на конференции, был и вопрос о необходимости аттестации саморегулируемыми организациями в области строительного проектирования всех своих главных инженеров проектов (ГИП) до 1 января 2010 г. (см. журнал "Технологии строительства". — 2009. — 3(65). — С. 125). Это требование в полной мере относится и к организациям, выполняющим проектные работы по системам и средствам обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, так как в соответствии с пунктом 1.3 СНиП 1.06.04-85, помимо ГИП, назначаемого генпроектировщиком по всему комплексу проектируемого предприятия, здания и сооружения, также должен назначаться и ГИП субподрядной проектной организацией по комплексу проектных работ, выполняемых этой организацией, например ГИП по проектированию всех систем и средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, проектируемых данной организацией.

Необходимо решить и другие вопросы, связанные с деятельностью СРО в области строительного проектирования.

Таким образом, субъект (индивидуальный предприниматель или юридическое лицо), осуществляющий подготовку проектной документации в области строительства, связанной с системами и средствами обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, должен стать членом СРО в области строительного проектирования и получить в этой СРО свидетельство о допуске к видам работ по проектированию систем и средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

II. О саморегулируемых организациях в области строительства, основанных на членстве лиц, выполняющих строительно-монтажные работы, в том числе специальные строительно-монтажные работы по системам и средствам обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений на строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства

В разделе III "Виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту" Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного приказом Минрегиона России от 9 декабря 2008 г. № 274, в наименованиях видов работ слова или словосочетания, связанные с пожарной безопасностью не приводятся.

Вместе с тем в Примечании к Перечню сказано, что содержание видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту определяется по "Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг" в соответствии с кодами, указанными в настоящем Перечне, а в случаях, когда такие коды отсутствуют, — в соответствии с действующими нормативными документами (при их наличии).

На основании статьи 24 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" работами и услугами в области пожарной безопасности, одновременно являющимися специальными видами строительно-монтажных работ, связанными с обеспечением пожарной безопасности, являются:

• огнезащитные и трубопечные работы;

• монтаж и ремонт систем и средств противопожарной защиты;

• строительство, реконструкция и ремонт зданий,

сооружений, помещений пожарной охраны.

Соответственно, субъект (индивидуальный предприниматель или юридическое лицо), выполняющий специальные строительно-монтажные работы по системам и средствам обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений на строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, должен стать членом СРО, объединяющей субъектов, выполняющих строительные работы, и получить в этой СРО свидетельство о допуске к выполнению таких видов работ.

III. О членстве в саморегулируемых организациях в области строительства

Многие предприниматели (индивидуальные или руководители юридического лица), выполняющие виды работ в области строительства, связанные с обеспечением пожарной безопасности (проектные работы в области строительства по системам и средствам обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений; специальные строительно-монтажные работы по системам и средствам обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений), задаются вопросом, в какую СРО в области строительства вступить, чтобы получить свидетельство о допуске, дающем право выполнять такие виды работ.

Ответы на этот вопрос даны в законодательстве. Рассмотрим несколько ситуаций.

1. Субъект (индивидуальный предприниматель или юридическое лицо) осуществляет проектирование систем и средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и, соответственно, может являться членом только одной СРО, объединяющей субъектов, выполняющих проектные работы в области строительства. Поэтому согласно части 4 статьи 5 Федерального закона № Э15-ФЗ и статьи 553 ГрадК РФ данный субъект вправе вступить только в одну из многих СРО строительного проектирования по своему выбору.

2. Субъект (индивидуальный предприниматель или юридическое лицо) осуществляет два вида работ в области строительства: 1) проектирование систем и средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений; 2) специальные строительно-монтажные работы по средствам обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Соответственно, данный субъект согласно части 3 статьи 5 Федерального закона № 315-Ф3 и статьи 553 ГрадК РФ вправе по своему выбору вступить только в две СРО: 1) в одну из многих СРО в области строительного проектирования, объединяющих субъектов, осуществляющих подготовку проектной документации в строительстве; 2) в одну из многих СРО в области строительства, объединяющих субъектов, выполняющих строительно-монтажные работы.

3. Наряду с этим федеральными законами может предусматриваться и возможность объединения в одной (для всей России) СРО субъектов как предпринимательской, так и профессиональной деятельности определенного вида в области инженерных изысканий, проектирования, строительства (часть 2 статьи 3 Федерального закона № 315-Ф3, статья 553 ГрадК РФ). Однако на сегодняшний день таких федеральных законов пока не принято.

IV. О саморегулируемых организациях, основанных на членстве лиц, выполняющих работы в области пожарной безопасности

Законодатель до настоящего времени не принял федеральный закон, регулирующий особенности деятельности СРО в области пожарной безопасности, в соответствии с правом, предоставленным ему согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ.

Вместе с тем на сегодняшний день на основе положений Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ и статьи 24 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ в рассматриваемые СРО можно было бы объединяться субъектам, выполняющим такие виды работ в области пожарной безопасности, как:

• проведение научно-технического консультирования;

• обучение населения мерам пожарной безопасности;

• осуществление противопожарной пропаганды, издание специальной литературы и рекламной продукции.

Для таких СРО в области пожарной безопасности, по мнению автора, был бы достаточным первоначальный взнос в компенсационный фонд СРО в размере не менее трех тысяч рублей в отношении каждого члена СРО (часть 2 статьи 13 Федерального закона № 315-ФЗ, письмо Минфина России от 14 июля 2009 г. № 03-03-06/4/58).

В то же время, по мнению автора статьи, только после принятия федерального закона, регулирующего особенности деятельности СРО в области пожарной безопасности, стало бы более предпочтительным объединение субъектов, выполняющих такие виды работ в области пожарной безопасности, предусмотренные статьей 24 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ и статьей 144 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", как:

• охрана от пожаров организаций и населенных пунктов на договорной основе;

• производство, проведение испытаний, закупка и поставка пожарно-технической продукции;

• проведение экспертизы;

• испытание веществ, материалов, изделий, оборудования, конструкций на пожарную безопасность.

• выполнение независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности). Примером может служить "Положение о порядке ведения государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов", утвержденное приказом Минфина России от 30 апреля 2009 г. № 41н. Данное Положение было издано Минфином

России в соответствии со статьями 20 и 21 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-Ф3 "О саморегулируемых организациях" и статьей 21 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-Ф3 "Об аудиторской деятельности".

В федеральном законе, регулирующем особенности деятельности СРО в области пожарной безопасности, можно было бы предусмотреть: • объединение в одной саморегулируемой организации (для всей России) субъектов, выполня-

ющих отдельные виды работ в области пожарной безопасности (часть 2 статьи 3 Федерального закона № 315-Ф3);

• повышенные ставки взносов в компенсационный фонд СРО по сравнению с установленными частью 2 статьи 13 Федерального закона№ 315-Ф3;

• обязательное членство субъектов, выполняющих отдельные виды работ в области пожарной безопасности, в СРО (часть 2 статьи 5 Федерального закона № 315-Ф3) и др.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации : офиц. текст. — М. : Маркетинг, 2007. — 39 с.

2. О саморегулируемых организациях : федер. закон от 1 декабря 2007 г. № 315-Ф3 : принят Гос. Думой ФС РФ 16 ноября 2007 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2007. — № 49. — Ст. 6076.

3. О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 22 июля 2008 г. № 148-Ф3 : принят Гос. Думой ФС РФ 2 июля 2008 г. // Российская газета, 25 июля 2008 г.

4. Градостроительный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 29 декабря 2004 г. № 190-Ф3 : принят Гос. Думой ФС РФ 22 декабря 2004 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2005. — № 1 (часть 1). — Ст. 16.

5. О пожарной безопасности : федер. закон от 21 декабря 1994 г. № 69-Ф3: принят Гос. Думой 18 ноября 1994 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1994. — № 35. — Ст. 3649.

6. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности : федер. закон от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3 : принят Гос. Думой 4 июля 2008 г.: одобр. Советом Федерации 11 июля 2008 г. — М.: ФГУ ВНИИПО, 2008. — 157 с.

7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" : федер. закон от 9 ноября 2009 г. № 247-Ф3 : принят Гос. Думой 23 октября 2009 г. // Российская газета, 11 ноября 2009 г.

8. Об аудиторской деятельности : федер. закон от 30 декабря 2008 г. № 307-Ф3 : принят Гос. Думой 24 декабря 2008 г. // Собрание законодательства Российской Федерации — 2009. — № 1. — Ст. 15.

9. О мерах по реализации Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 148-Ф3 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" : постановление Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. № 864// Ценообразование и сметное нормирование в строительстве. — 2008. — № 12.

10. Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию : постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 // Бюллетень строительной техники. — 2008. — № 4.

11. Об утверждении Перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства : приказ Министерства регионального развития РФ от 9 декабря 2008 г. № 274: зарегистрирован в Минюсте РФ 16января 2009г., рег. № 13086 // Ценообразование и сметное нормирование в строительстве. — 2009. — №1.

12. Порядок разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства : приказ Министерства регионального развития РФ от 1 апреля 2008 г. № 36 : зарегистрирован в Минюсте РФ 11 апреля 2008 г., рег. № 11517 // Вестник ценообразования и сметного нормирования. — 2008. — № 5.

13. Об утверждении Инструкции о порядке согласования отступлений от требований пожарной безопасности, а также не установленных нормативными документами дополнительных требований пожарной безопасности : приказ МЧС России от 16 марта 2007 г. № 141 : зарегистрирован в Минюсте РФ 29 марта 2007 г., рег. № 9172 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2007. — № 15.

14. Об утверждении Положения о порядке ведения государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов : приказ Минфина России от 30 апреля 2009 г. № 41н : зарегистрирован в Минюсте РФ 31 августа 2009 г., рег. № 14664.

15. ГОСТ Р 12.2.143-2002. ССБТ. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Элементы систем. Классификация. Общиетехническиетребования. Методы контроля. — Введ. 2004-01-01. — М. : ИПК Изд-во стандартов, 2003.

16. ГОСТ Р 12.4.026-2001. ССБТ. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний. — Введ. 2003-01-01. — М. : ИПК Изд-во стандартов, 2001.

17. ГОСТ 21.101-97. СПДС. Основные требования к проектной и рабочей документации. — Введ. 1998-04-01. — М.:ГУП ЦПП, 1998.

18. СП 1.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы : утв. МЧС России 25 марта 2009 г.: ввод. в действие 1 мая 2009 г. — М.: Из-во "Пожнаука", 2009. — С. 5-76.

19. СП 2.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты : утв. МЧС России 25 марта 2009 г.: ввод. в действие 1 мая 2009 г. — М.: Из-во "Пожнаука", 2009. — С. 77-108.

20. СП 3.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности : ввод. в действие 1 мая 2009 г. — М. : Из-во "Пожнаука", 2009. — С. 109-122.

21. СП 5.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования : ввод. в действие 1 мая 2009 г. — М. : Из-во "Пожнаука", 2009. — С. 261-416.

22. НПБ 77-98. Технические средства оповещения и управления эвакуацией пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний : утв. ГУГПС МВД России 24 декабря 1998 г. приказом № 78, МЧС России 18 июня 2003 г. приказом № 316 : ввод. в действие 24 декабря 1998 г. — М. : Типография ВНИИПО МВД России, 2000.

23. НПБ 88-2001*. Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования : утв. ГУГПС МВД России 4 июня 2001 г. приказом № 31, МЧС России 18 июня 2003 г. приказом № 316: ввод. вдействие 1 января 2002 г. — М.: ГУГПС и ФГУ ВНИИПО МЧС России, 2001.

24. НПБ 110-03. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией : утв. МЧС России 18 июня 2003 г. приказом № 315 : ввод. в действие 30 июня 2003 г. — М. : ГУГПС и ФГУ ВНИИПО МЧС России, 2003.

25. НПБ 104-03. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в зданиях и сооружениях : утв. МЧС России 20 июня 2003 г. приказом № 323 : ввод. в действие 30 июня 2003 г. — М. : ГУГПС и ФГУ ВНИИПО МЧС России, 2003.

26. НПБ 160-97. Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общиетехническиетребования : утв. ГУГПС МВД России 24 июля 1997 г. приказом № 46 и МЧС России 18 июня 2003 г. приказом №316: ввод. вдействие 31 июля 1997 г. — М.: НПО "Пульс", 1998.

27. СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений. Общие требования (с Изм. №1,2): утв. Минстрой России 13 февраля 1997 г. ; ввод. в действие 1 января 1998 г. — М. : ГУП ЦПП, 2002.

28. СНиП 1.06.04-85. Положение о главном инженере (главном архитекторе) проекта : утв. Госстрой СССР28 июня 1985 г. постановлением № 103 : ввод. вдействие 15 июля 1985 г. — М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1985.

29. РД 25.952-90. Руководящий документ. Системы автоматические пожаротушения, пожарной, охранной и охранно-пожарной сигнализации. Порядок разработки задания на проектирование : утв. Министерство электротехнической промышленности и приборостроения СССР 1 января 1991 г. : ввод. в действие 1 января 1991 г.

30. РД 25.953-90. Системы автоматические пожаротушения, пожарной, охранной и охранно-пожарной сигнализации. Обозначения условные графические элементов связи : утв. Научно-технический отдел Минэлектроприбора СССР 29 мая 1990 г. : ввод. в действие 1 января 1990 г.

31. РД 78.145-93. Руководящий документ. Системы и комплексы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Правила производства и приемки работ : утв. Министерство внутренних дел РФ 12 января 1993 г. : ввод. в действие 12 января 1993 г. — М. : Типография ВНИИПО МВД России, 1993.

32. Саморегулирование в области проектирования, строительства и инженерных изысканий : справка Департамента регулирования градостроительной деятельности Минрегиона России [электронный ресурс]. URL : http://www.minregion.ru (дата обращения: 09.10.2009).

Материал поступил в редакцию 12.11.2009.

© Колесников П. П., 2009 г. (e-mail: neb@tsniisk.ru).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.