Василенко Жанна Андреевна
Vasilenko Janna Andreevna Ростовский государственный строительный университет, РГСУ
Rostov State University of Civil Engineering Доцент / Assistant professor Канд. экон. наук / Candidate of Economical Sciences
E-Mail: [email protected]
Торгаян Елена Евгеньвна
Torgayan Elena Evgenvna Ростовский государственный строительный университет, РГСУ
Rostov State University of Civil Engineering Доцент / Assistant professor Канд. экон. наук / Candidate of Economical Sciences
E-Mail: Т[email protected]
Абраухов Сергей Олегович
Abraukhov Sergey Olegovich Ростовский государственный строительный университет, РГСУ
Rostov State University of Civil Engineering Аспирант / Postgraduate student E-Mail: [email protected]
08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством
Ретроспективный анализ саморегулирования в Российской Федерации
Retrospective analysis of self-regulation in the Russian Federation
Аннотация: В данной статье проведён анализ развития системы саморегулирования в Российской Федерации. Выделены основные этапы становления саморегулирования в строительстве, и приведены статистические показатели, характеризующие текущее состояние строительной отрасли.
The Abstract: This article considers analysis of the development of the system of selfregulation in the Russian Federation. The authors identify the main stages of formation of selfregulation in construction and show statistics of the current state of the construction industry.
Ключевые слова: Саморегулирование в строительстве, анализ, строительство, СРО
Keywords: Self-regulation in construction, analysis, construction, SRO
***
В законодательстве Российской Федерации понятие «саморегулируемые организации» впервые было закреплено в постановлении № 3 Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 12 июля 1995 г. Данным постановлением утверждалось временное положение о ведении реестра владельцев ценных бумаг. Первоначально термин «саморегулируе-
мые организации» относился лишь к организациям, действующим на фондовом рынке. В документе закреплялся правовой статус саморегулируемой организации: ими признавались добровольные некоммерческие организации, создаваемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг и действующие в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.
Становление системы саморегулирования в Российской Федерации можно разделить на два этапа. Началом первого этапа стоит считать 1995 год, когда произошло законодательное закрепление понятия «Саморегулируемая организация». В этот период времени правовой статус СРО был чётко регламентирован, но относился только к рынку ценных бумаг.
Окончанием первого этапа и началом второго является 1998 год, а его кульминацией стал 2002 год. Он характеризуется возникновение саморегулируемых организаций в различных отраслях предпринимательства. В отдельных сферах членство в СРО становится обязательным [1].
Современная история возникновения российских саморегулируемых организаций начинается с принятия закона № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», вступившего в силу 1 декабря 2007 года. Согласно данному нормативному акту, государство делегируют контролирующие и регулирующие функции СРО, при этом осуществляя общий надзор за деятельностью участников рынка. Справедливо сказать, что в настоящий момент лишь в двух видах деятельности — оценочной деятельности и деятельности арбитражных управляющих — полностью реализована модель саморегулирования. Анализ основных вех становления системы саморегулирования в строительстве представлен в таблице 1.
Таблица 1
Ключевые вехи становления системы саморегулирования в строительной сфере
Дата Событие
12.01.1996 Принятие Федерального закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» — в соответствии с этим законом, а также с ГК РФ создаются первые саморегу-лируемые организации
01.12.2007 Принятие Федерального закона № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях»
22.07.2008 Принятие Федерального закона №148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в силу с 1 января 2009 года, прекращение лицензирования всех видов строительной деятельности. Обязательным условием для работы организаций является получения допуска, заменившего прежнюю государственную лицензию
29.09.2008 Принятие Постановления Правительства РФ № 724 «Об утверждении порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций»
13.01.2009 В Г осударственный реестр СРО внесены первые НП
10.11.2009 Состоялся I съезд СРО в строительстве, 54 делегата учредили Национальное объединение строительных СРО
01.01.2010 Обязательность членства введена в строительной деятельности. Зарегистрировано 294 СРО строительной сферы деятельности
27.07.2010 Принятие Федерального закона №240-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ». Членство в национальных объединениях СРО стало обязательным.
30.09.2010 Состоялся III Съезд СРО в строительстве, 216 делегатов избрали совет и президента НОСТРОЙ
28.11.2010 Принятие Федерального закона № 337-ф3 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» — закон, предполагающий замену с 1 июля 2013 года субсидиарной ответственности членов СРО строительной сферы на солидарную
Специалисты предлагают следующее современное понятие термина «саморегулирование»: саморегулирование — это легитимное регулирование определенных рынков и сфер деятельности самими экономическими агентами, с четко регламентированным вмешательством государства. В Федеральном законе «О саморегулируемых организациях» приводится следующее определение: «СРО — это некоммерческая организация, созданная в целях саморегулирования, основанная на членстве и объединяющая субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) либо объединяющая субъектов профессиональной деятельности определенного вида» [2].
С 1 января 2010 года обязательность членства в СРО введена и в строительной деятельности. До этого времени деятельность участников рынка осуществлялась на основе лицензий, выдаваемых государственными органами. Теперь же допуски на ведение работ выдаются саморегулируемыми организациями своим членам. Ответственность строительных организаций обеспечивается компенсационным фондом и страховой суммой, за счёт средств которых будет происходить покрытие возможных убытков. Государство же осуществляет надзор не за конкретной строительной организацией, а за СРО.
Внедрение системы саморегулирования в строительстве происходило «сверху» в короткие сроки. Это было обусловлено негативными тенденциями в экономике. Мировой экономический кризис, правовой нигилизм значительного числа участников рынка не способствовали естественному принятию и развитию новой модели.
Проведённый анализ позволяет сказать, что к 2012 году завершился период создания системы саморегулирования в России. Саморегулируемые организации во всех регионах России осуществляют контроль ведения деятельности строительных, проектных, изыскательских компаний. Таким образом, переход от лицензирования к саморегулированию коренным образом изменил принципы функционирования строительной сферы.
Положительный эффект виден уже сейчас по прошествии двух лет. СРО регулирует конфликт всех субъектов, функционирующих на строительном рынке. При новой системе производитель и потребитель само вырабатывают принципы оптимального взаимодействия. На базе саморегулируемых организаций создана площадка для обсуждения проблем и вопросов, которые связанны с внесением и разработкой предложений по изменению законодательства, выработке общей политики по актуальным проблемам отрасли.
1 февраля 2010 года Росреестр начал регистрацию СРО в различных отраслях экономики, членство в которых не предусмотрено специальным законодательством.
Итоги неоднократного мониторинга демонстрируют увеличение количества саморегулируемых организаций более чем в 4 раза. С 241 их количество выросло до 1003 СРО. Наибольший рост отмечен в строительной сфере: на момент последнего мониторинга (пятого раунда), их число составляет 442 партнёрства, в то время как по итогам первого раунда была зафиксировано 78 организаций [3].
В сферах деятельности, членство в которых не устанавливается специальным законодательством, Россреестром зарегистрировано 245 саморегулируемых организаций. На данный момент 29 % организаций, включенных в государственный реестр СРО, относятся к сфере
управления недвижимостью и ЖКХ, 13,5 % СРО объединяют субъектов предпринимательской деятельности в сфере обеспечения промышленной и пожарной безопасности.
Безусловно, модель саморегулирования, функционирующая сейчас, несовершенна. Она имеет ряд недостатков, требующих оперативного решения. Но уже сейчас можно сказать, что саморегулирование представляет собой систему, на которой в будущем должна основываться предпринимательская деятельности. Одним из плюсов стал уход с рынка «сомнительных» компаний: из 300 тысяч компаний, занимавшихся строительной, проектной и изыскательной деятельностью, на рынке осталось чуть больше 80 тысяч.
Наибольшая степень развития СРО отмечена в Москве, Московской области и Ростовской области. Статистика говорит о том, что окружные участники строительного рынка вступают в СРО в три раза активней строительных агентов других регионов страны. Тем не менее, практически все аналитики утверждают, что вступление в СРО по силам далеко не всем предприятиям.
В настоящее время система саморегулирования в ЮФО и Ростовской области развита очень не плохо. Анализ трёхлетних статистических показателей подтверждает, что в период с 2009 по 2011 и за первый квартал 2012 года Южный Федеральный округ, а в частности Ростовская область занимает одну из лидирующих позиции по количеству выданных Свидетельств СРО, и наличию членов, вступивших в СРО в целом.
На этот день наибольшая саморегулируемая организация ЮФО - это НП «Объединение строителей Южного округа» (Ростов-на-Дону). В состав партнерства входит тысяча восемьсот двадцать четыре фирмы и предприятия из 9 регионов округа.
В целом же по Ростовской области сохраняется рост числа строительных организаций, даже не смотря на переход к системе саморегулирования в строительстве (таблица 2).
Таблица 2
Динамика количества строительных организаций за пятилетний период
Форма собственности Количество компаний
2007 2008 2009 2010 2011
Государственная 53 48 47 45 43
Частная 3701 4104 5236 5864 6216
Смешанная 42 28 17 24 28
Всего компаний 3863 4224 5537 5968 6326
Стабильный рост количества строительных компаний поддерживается за счёт увеличения числа фирм частной формы собственности. Кроме того, постепенно уменьшается число предприятий государственной формы собственности.
Согласно статистическому анализу, к этому дню в саморегулируемые организации ЮФО вступило порядка шести тысяч активно функционирующих лицензированных предприятий строительного комплекса. Это свидетельствует о том, что процент компаний, вступивших в СРО относительно общего числа предприятий, уже превысил процент фирм, имевших лицензии. Данные показатели превышают цифры других регионов более чем в 3 раза. По мнению экспертов, положительный отрыв ЮФО от других регионов связан с большим числом некоммерческих партнёрств, ассоциаций и профсоюзов строителей, которые были зарегистрированы до того, как был подписан и вступил в силу закон о саморегулируемых организациях.
Период развития саморегулирования в сфере строительства не окончен. Перед субъектами строительного комплекса стоят задачи формирования современных законодательных
норм, как в сфере саморегулирования, так и в сфере взаимодействия с государством. Продолжается напряженная работа, готовятся поправки в Градостроительный кодекс.
Существующие стандарты СРО, нормы технического регулирования требуют усовершенствования. Необходимо привести в порядок нормативную базу, что позволит обеспечить безопасность жизни или здоровья граждан, имущества, окружающей среды, объектов культурного наследия, памятников истории и культуры по причине неграмотного проведения строительных и ремонтных работ, подготовки проектной или инженерно-изыскательской документации. Тем не менее, саморегулирование уже сейчас занимает законное место в процессе модернизации экономики страны.
Саморегулируемые организации показали себя в качестве удобного варианта государственно-частного сотрудничества. Показательно, что идёт рост количества СРО, созданных в добровольном порядке. По итогам первых лет принятия системы можно сделать вывод, что саморегулирование — это наиболее эффективный способ взаимодействия государства, предпринимательства и рядовых граждан.
ЛИТЕРАТУРА
1. Саморегулирование на марше // Интернет-портал «Вестник строительного комплекса». [Электронный ресурс] Режим доступа: http: // www.vestnik.info.
2. «О саморегулируемых организациях»: Федеральный закон от 1 декабря 2007 г.
№ 315
3. Реестр СРО // Интернет-портал «Саморегулирование, саморегулируемые организации». [Электронный ресурс] Режим доступа: http: // www.all-sro.ru.