Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В СВЕТЕ ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ МЕР ПО БОРЬБЕ С ПАНДЕМИЕЙ КОРОНАВИРУСА В РОССИИ В 2020 ГОДУ'

ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В СВЕТЕ ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ МЕР ПО БОРЬБЕ С ПАНДЕМИЕЙ КОРОНАВИРУСА В РОССИИ В 2020 ГОДУ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / МИКРОПРЕДПРИЯТИЯ / ЧИСЛО ЗАНЯТЫХ В МАЛОМ И СРЕДНЕМ БИЗНЕСЕ / МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / РЕЕСТР МСП

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лобанова Е.Н., Кононова О.В., Ардашева А.Л., Суяркова О.В., Самохина А.С.

Рассмотрена динамика изменения вклада малых и средних предприятий в экономику России, численности малых, средних и микропредприятий России за 2017 - 2020 годы, а также численности занятых в них. Особый акцент сделан на колебания численности предприятий и занятых в них в 2020 году в свете ограничительных мер по борьбе с коронавирусом, а также меры господдержки до 2020 года и в 2020 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лобанова Е.Н., Кононова О.В., Ардашева А.Л., Суяркова О.В., Самохина А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF RUSSIAN SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN THE LIGHT OF RESTRICTIVE MEASURES TO COMBAT THE CORONAVIRUS PANDEMIC IN RUSSIA IN 2020

The dynamics of changes in the contribution of small and medium-sized enterprises to the Russian economy, the number of small, medium and micro-enterprises in Russia for 2017 - 2020, as well as the number of people employed in them is considered. Particular emphasis is placed on fluctuations in the number of enterprises and their employment in 2020 in the light of restrictive measures to combat coronavirus, as well as state support measures until 2020 and in 2020.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В СВЕТЕ ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ МЕР ПО БОРЬБЕ С ПАНДЕМИЕЙ КОРОНАВИРУСА В РОССИИ В 2020 ГОДУ»

Список литературы

1. Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 11.01.1995 №2 4-ФЗ (последняя редакция). КонсультантПлюс. Официальный сайт. http://www.consultant.ru/document/

2. Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 05.04.2013 № 41-ФЗ (последняя редакция). КонсультантПлюс. Официальный сайт. http://www.consultant.ru/document/

3. «Основные направления деятельности Счетной палаты Российской Федерации на 2019 - 2021 годы» (утв. Коллегией Счетной палаты РФ 26.04.2019 № ОНД 2019-2021, протокол от 23.04.2019 № 16К (1312)). КонсультантПлюс. Официальный сайт. http://www.consultant.ru/document/

4. «Стратегия развития Счетной палаты Российской Федерации на 2018 - 2024 годы». Счетная палата Российской Федерации. Официальный сайт. https://ach.gov.ru/documents/strategy/

ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В СВЕТЕ ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ МЕР ПО БОРЬБЕ С ПАНДЕМИЕЙ КОРОНАВИРУСА В РОССИИ В 2020

ГОДУ

Лобанова Е.Н.

ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»

Филиал в г. Белореченске Старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента

Кононова О.В.

ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»

Филиал в г. Белореченске Старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента

Ардашева А.Л.

ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»

Филиал в г. Белореченске Старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента

Суяркова О.В.

ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»

Филиал в г. Белореченске Старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента

Самохина А.С.

ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»

Филиал в г. Белореченске Старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента

PROBLEMS OF RUSSIAN SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN THE LIGHT OF RESTRICTIVE MEASURES TO COMBAT THE CORONAVIRUS PANDEMIC IN RUSSIA IN 2G2G

Lobanova E.,

FSBEI HE «Adyghe State University» Branch in Belorechensk Senior Lecturer at the Department of Economics and Management

Kononova O., FSBEI HE «Adyghe State University» Branch in Belorechensk Senior Lecturer at the Department of Economics and Management

Ardasheva A., FSBEI HE «Adyghe State University» Branch in Belorechensk Senior Lecturer at the Department of Economics and Management

Suyarkova O., FSBEI HE «Adyghe State University» Branch in Belorechensk Senior Lecturer at the Department of Economics and Management

Samokhina A. FSBEI HE «Adyghe State University» Branch in Belorechensk Senior Lecturer at the Department of Economics and Management

Аннотация

Рассмотрена динамика изменения вклада малых и средних предприятий в экономику России, численности малых, средних и микропредприятий России за 2017 - 2020 годы, а также численности занятых в них. Особый акцент сделан на колебания численности предприятий и занятых в них в 2020 году в свете ограничительных мер по борьбе с коронавирусом, а также меры господдержки до 2020 года и в 2020 году.

Abstract

The dynamics of changes in the contribution of small and medium-sized enterprises to the Russian economy, the number of small, medium and micro-enterprises in Russia for 2017 - 2020, as well as the number of people employed in them is considered. Particular emphasis is placed on fluctuations in the number of enterprises and their employment in 2020 in the light of restrictive measures to combat coronavirus, as well as state support measures until 2020 and in 2020.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, Российская Федерация, микропредприятия, число занятых в малом и среднем бизнесе, меры государственной поддержки, Реестр МСП.

Keywords: small and medium-sized businesses, Russian Federation, micro-enterprises, number of employed in small and medium-sized businesses, measures of state support, Register of SMEs.

Одной из наиболее важных проблем российской экономики является поддержание малого и среднего бизнеса. Доля ВВП нашей страны, приходящаяся на данный сектор, составляет меньше 25%. В России уровень развития малого и среднего бизнеса не соответствует имеющемуся потенциалу, что тормозит решение проблем экономического и

социального характера, которые влияют на уровень жизни населения страны.

Кроме того, доля малого и среднего бизнеса в российской экономике сокращается, хотя по планам правительства должна неуклонно расти, следует из новых данных Росстата.

На рисунке 1 показана динамика вклада малого и среднего бизнеса России в экономику страны.

35 30 25 20 15 10 5 0

32,5

21,6 21,9

19 19,9 Г"1 1*1

ffflF

2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

2024 г. (прогноз)

Рисунок 1. Динамика вклада малого и среднего бизнеса России в экономику страны1

По официальной информации ФНС России за период с 10.01.2017 г. по 10.01.2020 г., при условии предпринимаемых государством мер поддержки малого бизнеса количество малых предприятий, включая индивидуальных предпринимателей, имело незначительную колеблющуюся тенденцию роста. В 2017-2018 гг. микро-предприятия (юридические лица и индивидуальные предприниматели) составляли более 95% из всех предприятий малого

бизнеса, удельный вес малых предприятий находился на уровне 4-5%, средних предприятий -0,30,4%. За 2019 год в структуре малого и среднего бизнеса наблюдались существенные изменения: доля микропредприятий выросла до 99,22%, доля малых предприятий сократилась с 4,5% в 2018 г. до 0,78% в 2019 г., а доля средних предприятий снизилась с 0,31% до 0,01% (табл. 1).

Таблица 1.

Структура малых и средних предприятий в РФ за период 01.01.2017-10.01.2020 гг.

Виды предприятий 10.01.2017 г. 10.01.2018 г. 10.01.2019 г. 10.01.2020 г.

Ед. Уд. вес, % Ед. Уд. вес, % Ед. Уд. вес, % Ед. Уд. вес, %

Число малых и средних предприятий, ед. 5865780 100 6039216 100 6041195 100 3388195 100

Число микропредприятий, ед. 5576939 95,08 5751885 95,24 5771626 95,54 3361628 99,22

Число малых предприятий, ед. 268488 4,58 267033 4,42 250758 4,15 26263 0,78

Число средних предприятий, ед. 20353 0,35 20298 0,34 18811 0,31 304 0,01

1 Источник: Росстат, Счетная палата, Минэкономразвития. Прогноз на 2024 год указан согласно нацпроекту «малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Юридические лица (микро, малые и средние предприятия) составляли менее половины всех предприятий малого бизнеса.

Министерство Финансов Российской Федерации объясняет сокращение числа предприятий малого и среднего бизнеса обновлением Реестра МСП и успешной борьбой с фирмами-однодневками. «Опора России» указывает на снижение прибыльности малого и среднего бизнеса из-за сокращения доходов населения и тяжелые условия предпринимательской деятельности в стране. Анализ численности граждан, занятых на микро, малых и средних

Таблица 2.

Структура малого предпринимательства по федеральным округам за период с 10.01.2017-10.01.2020, %

предприятиях, а также о гражданах, работающих в качестве индивидуальных предпринимателей, за январь 2017 г. - январь 2020 г. позволяет сделать вывод о том, что в начале 2020 г. произошло сокращение численности занятых по сравнению со всеми годами предыдущего периода: на 10.01.2020 г. численность занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса снизилась на 3,36% и составила 15321788 чел. по сравнению с январем 2017 г.

В таблице 2 представлена структура малого предпринимательства по федеральным округам.

Федеральный округ 10.01.2017. 10.01.2018 г. 10.01.2019 г. 10.01.2020г.

Центральный ФО 31 31 30 31

Северо-Западный ФО 11 11 12 12

Южный ФО 12 12 12 12

Северо-Кавказский ФО 3 3 3 3

Приволжнский ФО 18 18 18 18

Уральский ФО 9 9 9 9

Сибирский ФО 12 12 11 10

Дальневосточный ФО 4 4 5 5

Наибольшее число предприятий малого и среднего бизнеса размещено в Центральном ФО -31% в 2017 г., 31% в 2018 г., 30% в 2019 г. и 31% в 2020 г. На втором месте по численности размещенных предприятий малого и среднего бизнеса находится Приволжский ФО - 18 % в 2017.-2020 гг. Также значительная доля малых и средних предприятий (более 10%) размещена в Сибирском ФО, Южном ФО, Северо-Западном ФО.

По данным аналитической службы международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza на фоне прогнозов о «смерти» малого и среднего бизнеса в России на фоне распространения коронавируса в стране появилось почти 90 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП).

Всего речь идет об открытии 89 587 новых субъектов МСП. За тот же период в России закрылись 70 044 предприятий малого и среднего бизнеса, отметили аналитики.

Только в Москве за месяц ряды МСП пополнили порядка 11 тыс. новых предприятий. Рост был обеспечен увеличением числа микропредприятий, среди которых юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Лидером по балансу начавших работу и закрывшихся компаний с приростом на 1% и более стала Чечня. За ней следуют Ингушетия, Алтай, Чукотка и Дагестан.

Ключевой мере поддержки — двукратному снижению ставки страховых взносов для зарплат выше МРОТ.

В топ-10 по абсолютному количеству новых субъектов МСП первое место заняла Москва (+11 тыс. предприятий), на втором месте Московская область (+6 тыс.), на третьем — Санкт-Петербург (+4,9 тыс.). Далее следуют Краснодарский край (+4 тыс.), Свердловская область (+2,7 тыс.), Татарстан (+2,5 тыс.), Новосибирская и Ростовская области

(по 2,3 тыс. новых предприятий), Самарская область и Башкортостан (по 2,2 тыс. новых предприятий).

Параллельно с появлением новых субъектов МСП шел и обратный процесс закрытия бизнесов. С 1 по 31 марта 2020 года закончили свою деятельность 70 044 предприятия. На первом месте снова Москва, где «умерло» 8 тыс. предприятий, на втором — Краснодарский край (-3,6 тыс.), на третьем — Санкт-Петербург (-3,2 тыс.).

В антирейтинг по закрытию МСП вошли также Московская область (-3 тыс.), Ростовская область (-2,2 тыс.), Свердловская область (-2 тыс.), Челябинская область (-1,9 тыс.), Самарская область (1,8 тыс.), замыкают список Башкортостан и Татарстан — там закрылось по 1,7 тыс. предприятий.

За весь период наблюдения, начиная с января 2017 года, выяснилось, что количество МСП, ввиду особых правил формирования и обновления реестра, подвержено сезонным колебаниям.

Глобально данные обновляются 10 августа, именно на этот месяц приходятся самые глубокие падения численности МСП — из реестра исключаются действующие компании, потерявшие право на такой статус, фактически разросшиеся за пределы МСП, а также предприятия, вовремя не подтвердившие документами свою принадлежность к малому бизнесу.

Число индивидуальных предпринимателей (ИП) и юридических лиц, входящих в реестр малого и среднего бизнеса, сократилось за июль 2020 года на 7,6 % или на 461 900 (по данным Единого реестра субъектов МСП, публикуемого Федеральной налоговой службой (ФНС). По состоянию на 10 августа 2020 г. Количество субъектов малого и среднего бизнеса составило 5,6 млн, 10 июля данный показатель был на уровне 6,05 млн.

Из 5,6 млн существующих в России компаний малого и среднего бизнеса 3,3 млн составляют ИП,

остальные 2,3 млн - юридические лица. Число ИП за указанный период сократилось на 214 300, число юридических лиц - на 247 500.

При этом количество работников, занятых в малом и среднем бизнесе, за этот период выросло на 251 000 до 15,52 млн человек.

Рост числа занятых в малом и среднем бизнесе говорит о правильности и своевременности решений о снижении страховых взносов, выплате прямых субсидий на МРОТ работников, налоговых каникул и реструктуризации кредитов.

В Российской Федерации действует целевая трехуровневая модель оказания гарантийной поддержки субъектам МСБ и объектам инфраструктуры поддержки субъектов МСБ, включающая:

- Корпорацию «МСП»;

- МСП Банк;

- 84 региональных гарантийных организаций (РГО).

За 2014-2020 гг. объем гарантийной поддержки МСБ составил 327 млрд руб., количество выданных гарантий и поручительств составило 15,8 тыс. ед. Объем финансовой поддержки с гарантийной поддержкой составил 410 млрд руб., а количество вновь созданных рабочих мест составило 29 тыс.

По мнению экспертов, чтобы выжить, бизнесу приходится использовать все возможности и преференции, в том числе и те, которые дает статус

МСП: специальные налоговые режимы, льготные кредиты, квоты на госзакупки и государственные гарантии. В связи с падением спроса и разрастающимся кризисом в будущем мы сможем наблюдать усиление бизнес-дауншифтинга: часть средних предприятий перейдет в разряд малых, малые станут микро и так далее.

Список литературы

1. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 №» 1083-р (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года». КонсультантПлюс. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ (дата обращения: 10.11.2020).

2. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ofd.nalog.ru/index.html/ (дата обращения: 10.11.2020).

3. Финансовая поддержка субъектов МСП. М.: АО Корпорация МСП, 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://adm-alekseevka.ra/media/site_platform_media/2020/3/12/2 020-prezentatsiya-o-merakh-finansovoy-podderzhki-msp.pdf/ (дата обращения: 10.11.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ТРАНСПОРТ ИНДОНЕЗИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Чеснокова С.В.

Научный сотрудник Отдела экономических исследований ИВ РАН

TRANSPORT IN INDONESIA: PROBLEMS AND PROSPECTS

Chesnokova S.

Scientific Researcher Department of Economic Studies Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences

Аннотация

Транспортная система Индонезии формировалась во многом с учетом экономической ресурсной базы архипелага, состоящего из более чем 17 800 островов, на котором расположена страна. Расходы центрального правительства Индонезии на транспорт за последние годы существенно выросли. Это позволило стране расширить возможности транспортной сети и улучшить доступ к удаленным районам архипелага.

Морское судоходство обеспечивает связь между различными частями страны. На некоторых островах, где отсутствуют хорошие дороги, основное транспортное сообщение осуществляется по крупным рекам. Важнейшим направлением транспортной политики страны является развитие скоростного грузового и пассажирского морского сообщения с самыми удаленными и труднодоступными регионами страны, прежде всего с восточной частью Индонезии.

На дорогах Индонезии используются разнообразные транспортные средства. Автобусные маршруты проложены во всех областях, имеющих выход к дорожной сети. С 2004 г. в стране функционирует линия системы скоростных автобусных перевозок TransJakarta.

Большая часть железных дорог Индонезии расположена на Яве и используется как для пассажирских, так и для грузовых перевозок.

В марте 2019 года начал функционировать Джакартский метрополитен.

Воздушный транспорт Индонезии служит важнейшим средством сообщения между тысячами островов на всем архипелаге и другими странами. Многие жители страны перешли от наземного и морского транспорта к более быстрым и комфортабельным авиаперевозкам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.