Научная статья на тему 'МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ'

МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
250
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА / ГОСУДАРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES / STATE / STATE SUPPORT / INSTRUMENTS OF STATE SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мамлеева Эльвира Рашидовна, Сазыкина Марина Юрьевна, Трофимова Наталья Владимировна, Шайхутдинова Гульнара Флюровна

В статье представлены результаты анализа состояния субъектов малого и среднего бизнеса в России и меры их государственной поддержки в России и других странах мира в условиях распространения коронавирусной инфекции. Были проанализированы тенденции развития сектора малого и среднего предпринимательства в 2014-2018 гг. в различных странах мира. Было выявлено, что по сравнению с другими странами мира в российской экономике в 2014-2018 гг. превалировал крупный бизнес, доля которого составляла в среднем 80 %, тогда как в других странах она находилась в интервале от 32 до 52 %. Также было выявлено, что количество средних предприятий к 2018 г. сократилось по сравнению с 2008 г. на 3 %, численность малых предприятий, напротив, значительно выросла. Отмечено, что вклад малых предприятий в общий оборот малых и средних предприятий РФ существенно превосходит долю средних предприятий. Так, доля малых и микропредприятий в общем обороте МСП составляла в 2008 г. 85 %, средних предприятий - 15 %, к 2018 г. пропорция изменилась на 89 и 11 % соответственно. Проведен анализ динамики показателей регистрации и ликвидации малых и микропредприятий в России, по результатам которого выявлено, что в анализируемом периоде количество создаваемых предприятий постепенно снижалось, тогда как число ликвидированных неуклонно росло, что сказалось на соотношении зарегистрированных/ликвидированных предприятий. В 2008 году это соотношение составляло 1,1. В 2018 г. достигло 0,39, т.е. на одно регистрируемое предприятие приходилось более трех ликвидированных малых и микропредприятий. В 2019 г. данная тенденция сохранилась. В 2020 году негативная ситуация в сфере малого и среднего бизнеса еще более усугубилась в связи с распространением коронавирусной инфекции в мире. Также в ходе исследования были изучены и систематизированы меры государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в различных странах мира. Отмечено, что меры государственной поддержки в развитых странах составили от 10 до 20 % ВВП. Авторы определяют необходимость дальнейшего анализа международного опыта и опыта регионов для выявления и использования наиболее эффективных мер государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мамлеева Эльвира Рашидовна, Сазыкина Марина Юрьевна, Трофимова Наталья Владимировна, Шайхутдинова Гульнара Флюровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEASURES OF STATE SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES UNDER CONDITIONS OF DISSEMINATION OF CORONAVIRUS INFECTION: DOMESTIC AND FOREIGN EXPERIENCE

The article presents the results of an analysis of the state of small and medium-sized businesses in Russia and measures of their state support in Russia and other countries of the world in the context of the spread of coronavirus infection. The development trends of the sector of small and medium-sized enterprises in 2014-2018 were analyzed in various countries of the world. It was revealed that compared to other countries of the world in the Russian economy in 2014-2018 big business prevailed, with an average share of 80 %, while in other countries it ranged from 32 to 52 %. It was also revealed that the number of medium-sized enterprises by 2018 decreased by 3 % compared with 2008, while the number of small enterprises, on the contrary, increased significantly. It is noted that the contribution of small enterprises to the total turnover of small and medium enterprises of the Russian Federation significantly exceeds the share of medium enterprises. Thus, the share of small and micro enterprises in the total turnover of SMEs was 85 % in 2008, of mediumsized enterprises - 15 %, and in 2018 the proportion changed by 89 % and 11 %, respectively. The analysis of the dynamics of indicators of registration and liquidation of small and microenterprises in Russia, the results of which revealed that in the analyzed period, the number of created enterprises gradually decreased, while the number of liquidated enterprises steadily increased, which affected the ratio of registered / liquidated enterprises. In 2008, this ratio was 1.1. In 2018, it reached 0.39, i.e. one registered enterprise accounted for more than 3 liquidated small and micro enterprises. In 2019, this trend continued. In 2020, the negative situation in the sphere of small and medium-sized businesses was further aggravated due to the spread of coronavirus infection in the world. Also during the study, measures of state support for small and medium-sized enterprises in various countries of the world were studied and systematized. It is noted that government support measures in developed countries ranged from 10 to 20% of GDP. The authors determine the need for further analysis of international and regional experience in order to identify and use the most effective measures of state support for SMEs.

Текст научной работы на тему «МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

П редп ринимательство

Мамлеева Э.Р. Mamleeva E.R.

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Центра исследования территориального развития региона ГАНУ «Институт стратегических исследований Республики Башкортостан», г. Уфа, Российская Федерация

Сазыкина М.Ю. Sazykina M.Yu.

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Центра исследования территориального развития региона ГАНУ «Институт стратегических исследований Республики Башкортостан», г. Уфа, Российская Федерация

Трофимова Н.В. Trofimova N. V.

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Центра исследования территориального развития региона ГАНУ «Институт стратегических исследований Республики Башкортостан», г. Уфа, Российская Федерация

УДК 330

Шайхутдинова Г. Ф. Shaykhutdinova G.F.

доцент кафедры «Проектный менеджмент и экономика предпринимательства», ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», старший научный сотрудник ГАНУ «Институт стратегических исследований Республики Башкортостан», г. Уфа, Российская Федерация

DOI: 10.17122/2541-8904-2020-4-34-81-90

МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИЯТИЙ

МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

В статье представлены результаты анализа состояния субъектов малого и среднего бизнеса в России и меры их государственной поддержки в России и других странах мира в условиях распространения коронавирусной инфекции.

Были проанализированы тенденции развития сектора малого и среднего предпринимательства в 2014-2018 гг. в различных странах мира. Было выявлено, что по сравнению с другими странами мира в российской экономике в 2014-2018 гг. превалировал крупный бизнес, доля которого составляла в среднем 80 %, тогда как в других странах она находилась в интервале от 32 до 52 %.

- 81

Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика. № 4 (34), 2020

Entrepreneurship

Также было выявлено, что количество средних предприятий к 2018 г. сократилось по сравнению с 2008 г. на 3 %, численность малых предприятий, напротив, значительно выросла.

Отмечено, что вклад малых предприятий в общий оборот малых и средних предприятий РФ существенно превосходит долю средних предприятий. Так, доля малых и микропредприятий в общем обороте МСП составляла в 2008 г. 85 %, средних предприятий - 15 %, к 2018 г. пропорция изменилась на 89 и 11 % соответственно.

Проведен анализ динамики показателей регистрации и ликвидации малых и микропредприятий в России, по результатам которого выявлено, что в анализируемом периоде количество создаваемых предприятий постепенно снижалось, тогда как число ликвидированных неуклонно росло, что сказалось на соотношении зарегистрированных/ликвидированных предприятий. В 2008 году это соотношение составляло 1,1. В 2018 г. достигло 0,39, т.е. на одно регистрируемое предприятие приходилось более трех ликвидированных малых и микропредприятий. В 2019 г. данная тенденция сохранилась. В 2020 году негативная ситуация в сфере малого и среднего бизнеса еще более усугубилась в связи с распространением коронавирусной инфекции в мире.

Также в ходе исследования были изучены и систематизированы меры государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в различных странах мира. Отмечено, что меры государственной поддержки в развитых странах составили от 10 до 20 % ВВП.

Авторы определяют необходимость дальнейшего анализа международного опыта и опыта регионов для выявления и использования наиболее эффективных мер государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса.

Ключевые слова: субъекты малого и среднего бизнеса, государство, государственная поддержка, инструменты государственной поддержки.

MEASURES OF STATE SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES UNDER CONDITIONS OF DISSEMINATION OF CORONAVIRUS INFECTION: DOMESTIC AND FOREIGN EXPERIENCE

The article presents the results of an analysis of the state of small and medium-sized businesses in Russia and measures of their state support in Russia and other countries of the world in the context of the spread of coronavirus infection.

The development trends of the sector of small and medium-sized enterprises in 2014-2018 were analyzed in various countries of the world. It was revealed that compared to other countries of the world in the Russian economy in 2014-2018 big business prevailed, with an average share of 80 %, while in other countries it ranged from 32 to 52 %.

It was also revealed that the number of medium-sized enterprises by 2018 decreased by 3 % compared with 2008, while the number of small enterprises, on the contrary, increased significantly.

It is noted that the contribution of small enterprises to the total turnover of small and medium enterprises of the Russian Federation significantly exceeds the share of medium enterprises. Thus, the share of small and micro enterprises in the total turnover of SMEs was 85 % in 2008, of medium-sized enterprises - 15 %, and in 2018 the proportion changed by 89 % and 11 %, respectively.

The analysis of the dynamics of indicators of registration and liquidation of small and micro-enterprises in Russia, the results of which revealed that in the analyzed period, the number of created enterprises gradually decreased, while the number of liquidated enterprises steadily increased, which affected the ratio of registered / liquidated enterprises. In 2008, this ratio was 1.1. In 2018, it reached 0.39, i.e. one registered enterprise accounted for more than 3 liquidated small and micro enterprises. In 2019, this trend continued. In 2020, the negative situation in the sphere of small and medium-sized businesses was further aggravated due to the spread of coronavirus infection in the world.

Also during the study, measures of state support for small and medium-sized enterprises in various countries of the world were studied and systematized. It is noted that government support measures in developed countries ranged from 10 to 20% of GDP.

nPEflnPMHMMATETIbCTBO

The authors determine the need for further analysis of international and regional experience in order to identify and use the most effective measures of state support for SMEs.

Key words: small and medium-sized businesses, state, state support, instruments of state support.

Одним из ключевых социально-экономических институтов функционирования эффективной экономической системы является малое и среднее предпринимательство. Предприятия малого и среднего бизнеса функционируют в тех сферах, которые не требуют значительных капитальных затрат и высокой степени кооперации работников. Вместе с тем, во время кризисных ситуаций именно субъекты МСП несут высокие риски банкротства и закрытия. Текущая ситуация, связанная с распространением коронавирус-ной инфекции, в очередной раз подтвердила этот факт. В условиях пандемии пострадали многие сектора экономики.

Рейтинговое агентство Moody's разделило сектора экономики на три группы по признакам степени подверженности риску убытков от эпидемии [1].

В первую группу, наиболее подверженную риску убытков от распространения коронави-русной инфекции были включены все виды деятельности, «связанные с туризмом - собственно туристический, гостиничный, развлекательный, игорный, авиационные и морские перевозки, производство автомобилей и одежды, непродуктовый ритейл» [1].

По оценкам Ассоциации владельцев кинотеатров, падение доходов в этом году составит, минимум, 20 % [14].

В группу со средним уровнем риска эксперты Moody's включили: «нефтегазовый сектор, сектор медиа, промышленное производство, производство напитков, металлургию, горнодобывающую и химическую отрасли, сельское хозяйство, сервисные компании. Moody's считает, что этот бизнес понесет опосредованный ущерб, связанный прежде всего с общим замедлением экономики и снижением цен на сырье, например, нефть, газ и металлы» [1].

К группе с низким уровнем риска отнесены «продуктовый ритейл, телекоммуникации, строительство, фармацевтика, производство упаковки, уборка и переработка мусора» [1].

Рассмотрим тенденции развития сектора МСП в докоронавирусное время в различных странах мира.

На рисунке 1 видно, что по сравнению с другими странами в российской экономике превалирует крупный бизнес, доля которого в 2014-2018 г. составляла в среднем 80 %, тогда как в других странах она находилась в интервале от 32 до 52 %.

Крупный бизнес ■ Малые и средние предприятия

Источник: Российская венчурная компания

Рисунок 1. Доля крупных, малых и средних предприятий в ВВП различных стран мира

епгтер1гемеи1^ыр

Проанализируем динамику основных показателей деятельности малых и средних предприятий в РФ в 2008-2018 гг. (табл. 1).

Таблица 1. Динамика показателей деятельности предприятий малого и среднего бизнеса в РФ в 2008-2018 гг.

Год Малые предприятия (включая микропредприятия) Средние предприятия

Число предприятий, единиц Количество занятых, тыс. чел. Оборот малого предприятия, млн руб. Число предприятий, единиц Количество занятых, тыс. чел. Оборот среднего предприятия, млн руб.

2008 1347667 10436,9 13,9 14170 2176,4 219,1

2009 1602491 10247,5 10,5 15547 1976,3 194,9

2010 1644269 9790,2 11,1 15770 2426,7 223,3

2011 1836433 10422 12,3 15856 1964,4 247,6

2012 2003000 10755,7 11,7 13800 1719,5 299,7

2013 2063100 10775,2 12,0 13700 1630,7 313,6

2014 2103800 10789,5 12,5 13700 1585,8 329,6

2015 2222372 10377,6 19,9 19278 2036,6 244,6

2016 2770562 10055,9 14,0 13346 1676,6 506,6

2017 2754577 10854,7 17,6 13309 1499,9 471,6

2018 2659943 10719,9 20,0 13682 1464,9 484,0

2018/ 2008 1,97 1,03 1,44 0,97 0,67 2,21

Источник: составлено на основе gks.ru

Количество средних предприятий к 2018 г. сократилось по сравнению с 2008 г. на 3 %, у малых предприятий, напротив, наблюдался существенный рост - почти в два раза.

Оборот в расчете на одно малое и микропредприятие на протяжении рассматриваемого периода имел тенденцию роста и составил в среднем в 2018 г. 20 млн руб. в год против 13,9 млн руб. в 2008 г., увеличившись по сравнению с 2018 г. на 44 %. Оборот средних предприятий был выше как в абсолютном значении, так и по динамике: прирост в 2018 г. по сравнению с 2008 г. составил 121 %.

Рисунок 2 свидетельствует, что вклад малых предприятий в общий оборот МСП РФ существенно превосходит долю средних предприятий. Доля малых и микропредприятий в общем обороте МСП составляла в 2008 г. 85 %, средних предприятий - 15 %, к 2018 г. пропорция изменилась на 89 и 11 % соответственно.

Численность занятых на малых и микропредприятиях в 2008 г. была в 4,8 раза выше, чем на средних. К 2018 г. этот разрыв увели-

84 -

ВШИт USPTU. Science, education, economy. Series economy. № 4 (34), 2020

чился до 7,3 раза, в первую очередь из-за того, что для занятости на малых предприятиях была характерна положительная динамика (табл. 1).

Таким образом, на протяжении рассматриваемого периода именно малое предпринимательство несло на себе весомую социальную нагрузку, создавая большое количество рабочих мест. При этом следует учитывать и теневую сферу, так как из-за высоких тарифов страховых взносов многие малые, а особенно микропредприятия, старались регистрировать только часть работников либо не отражать их в отчетности вовсе.

При этом МСП в РФ развиваются на собственные средства. Так, данные рисунка 3 показывают, что в России доля инвестиций, финансируемых самой компанией (84,3 %), в разы выше, нежели в странах Восточной Европы и Центральной Азии (в среднем 60 %) и в странах с доходом выше среднего. Также Россию отличают «дорогие» банковские кредиты, брать которые готова лишь незначительная часть субъектов МСП.

Предпринимательство

Рисунок 2. Оборот малых (включая микропредприятия) и средних предприятий в РФ в 2008-2018 гг.

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

Россия

Восточная Европа и Центральная Азия

Страны с доходом выше среднего

84,3 6,3

-

60,0 22,8

62,0 23,1 ■ 1

] 1 1 1 1 1 1 1

■ Доля инвестиций, финансируемых компанией

■ Доля инвестиций, финансируемых банками

Доля инвестиций, финансируемых кредитами поставщиков

Доля инвестиций, финансируемых посредством операций на фондовом рынке

■ Доля инвестиций, финансируемых прочими операциями

Рисунок 3. Источники финансирования инвестиций для МСП в различных странах мира [15]

В таблице 2 представлена динамика регистрации и ликвидации малых и микропредприятий в России.

Таблица 2. Динамика регистрации и ликвидации малых и микропредприятий в 2008-2018 гг. в РФ

Год Регистрация малых и микропредприятий Ликвидация малых и микропредприятий Темп прироста числа зарегистрированных малых и микропредприятий Темп прироста числа ликвидированных малых и микропредприятий Соотношение зарегистрированных к ликвидированным предприятиям

2008 3710513 3377054 - - 1,10

2009 3915140 3850301 5,51 14,01 1,02

2010 4125823 4465446 5,38 15,98 0,92

ECONOMIC SCIENCE

Entrepreneurship

2011 4107460 5285728 -0,45 18,37 0,78

2012 4119177 6009901 0,29 13,70 0,69

2013 3551196 7047259 -13,79 17,26 0,50

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2014 3566938 7621314 0,44 8,15 0,47

2015 3685439 8132838 3,32 6,71 0,45

2016 3759263 8829722 2,00 8,57 0,43

2017 3878617 9471862 3,17 7,27 0,41

2018 4014176 10187125 3,50 7,55 0,39

Источник: составлено и рассчитано по [4]

Динамика индикаторов, представленных в таблице 2, показывает, что на протяжении рассматриваемого периода количество создаваемых предприятий постепенно снижалось, тогда как число ликвидированных неуклонно росло, что сказалось на соотношении зарегистрированных/ликвидированных предприятий. Если в 2008 г. это соотношение составляло 1,1, то к 2018 г. достигло 0,39, т.е. на одно регистрируемое предприятие приходилось более трех ликвидированных малых и микропредприятий. В 2019 г. данная тенденция сохранилась.

Среди причин - снижение спроса платежеспособного населения, вызванное снижением реальных доходов, сложный деловой климат, дорогие заемные средства, рост фискальной нагрузки и доли государственного сектора в экономике. Если посмотреть на структуру деятельности субъектов МСП, то в основном преобладает деятельность в сфере торговли, оказания различных услуг, в том числе общественного питания, которые напрямую зависят от доходов и потребительских ожиданий населения.

В 2020 году негативная ситуация для субъектов МСП еще более усугубилась в связи с распространением коронавирусной инфекции в мире.

Очевидно, что к экономическому кризису, связанному с коронавирусной инфекцией, субъекты МСП не были готовы. С подобным шоком спроса и предложения российская экономика столкнулась впервые, как и мировая.

Согласно опросу, проведенному 12 мая 2020 года Институтом уполномоченных по защите прав предпринимателей, в котором

участвовали руководители и владельцы 1925 компаний МСП из 85 субъектов Федерации, 60,6 % респондентов отметили, что спрос на их продукцию/услуги сократился вдвое и более. В том числе 25,8 % зафиксировали его падение на 91 % и более. Одновременно с этим 49 % респондентов сообщили, что их компания не входит по основному виду деятельности в число наиболее пострадавших отраслей по утвержденному Правительством перечню [5, 6].

Для России, по данным Торгово-промышленной палаты, в результате карантинных мер риск на сегодня присутствует в отношении около 3 млн предприятий малого и среднего бизнеса [7].

Российские бизнес-объединения «Опора России» и «Деловая Россия» прогнозировали, что миллион субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) могут прекратить деятельность до августа 2020 года [8].

Осложнение в мировой экономике из-за распространения коронавирусной инфекции обусловило необходимость пересмотра существующих мер и подходов к регулированию деятельности субъектов малого и среднего бизнеса не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе. В настоящее время во всем мире на государственном уровне предприняты беспрецедентные меры по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства (табл. 3).

предп ринимательство

Таблица 3. Меры поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в странах мира

Страна Меры поддержки Совокупный объем выделенной помощи

Австралия Предоставление гарантий правительством для выдачи 50 % новых кредитов, что обеспечит кредитование СМСП в размере 40 млрд долларов [9]. Предоставление 50 % гарантии кредиторам малых и средних предприятий (МСП) на новые необеспеченные кредиты, которые будут использоваться для пополнения оборотных средств. Право на получение этих кредитов будут иметь МСП с оборотом до $ 50 млн, максимальный размер составит $ 250 000 на одного заемщика. Кредиты будут рассчитаны на срок до 3 лет с первоначальным 6-месячным сроком погашения [11] 9,7 % ВВП

Великобритания Малые предприятия сферы розничной торговли, гостиничного и туристического бизнеса на время эпидемии освобождаются от налога на коммерческую деятельность [12] 15 % ВВП

Германия Министерство экономики ФРГ реализует специальную программу Kreditanstalt fur Wiederaufbau (KfW) по получению неограниченных кредитов. Арендодателям запрещается расторгать договоры со съемщиками, которые в связи с финансовыми трудностями из-за ситуации с коронавирусом будут не в состоянии заплатить арендную плату [12] 10 % ВВП

Италия Увеличение гарантийного фонда для субъектов МСП. Размер фонда был увеличен более чем на 150 %, в результате чего гарантированное финансирование увеличилось с нынешних 40 миллиардов до более чем 100 миллиардов [13]. Мораторий на погашение кредитов для малого и среднего бизнеса, включая ипотечные кредиты и овердрафты (увеличение ликвидности на 220 млрд евро). Субъекты МСП, имеющие задолженность перед банками или финансовыми посредниками, могут получить мораторий в случае возникновения дефицита ликвидности из-за пандемии коронавируса [13] 20 % ВВП

Испания Отсрочка для малых и средних предприятий с годовым оборотом менее 6 млн евро по уплате налогов, не превышающих 30 000 евро, на срок до шести месяцев без процентов [13]. Введение шестимесячного моратория на налоги для МСП и самозанятых [10]. Открытие кредитной линии в 400 млн евро для наиболее пострадавших секторов, таких как туризм и транспорт [10] 20 % от ВВП

Польша Оценочная стоимость антикризисного пакета составляет около 212 млрд злотых (€ 46,2 млрд). Часть будет адресована предпринимателям и предполагает, среди прочего, кредитные гарантии, микрокредиты, операционный лизинг для транспортного сектора. Компаниям, пытающимся избежать увольнений сотрудников, будет компенсироваться 40 % фонда заработной платы, работникам предоставлена отсрочка по выплатам в социальные фонды [12] 46,2 млрд евро (212 млрд злотых)

США Кредиты для сохранения рабочих мест, упрощенное предоставление кредитов для МСП, которые продолжают выплаты заработной платы [10]. Гранты до 10 тыс. долл. для МСП для покрытия эксплуатационных расходов. Кредитование до 10 млн долл. для компании с численностью до 500 чел., все затраты по кредиту, направленные на заработную плату, аренду могут быть списаны (не возвращаться) при условии сохранения рабочих мест до конца июня 2020 г. [10] 12,4 % ВВП

В России также принимаются меры по В настоящее время пакет реализуемых мер поддержке предприятий наиболее пострадав- уже достиг 1,3 трлн руб., или порядка 1,2 % ших отраслей. от ВВП.

- 87

Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика. № 4 (34), 2020

Entrepreneurship

Правительство РФ предоставило возможность организациям временно не вносить арендные платежи, но только в случае, если арендатором выступает государство или муниципальные органы власти. Помимо этого, были приостановлены налоговые, таможенные и прочие проверки МСП [14].

Однако, по мнению предпринимательского сообщества, принятых мер недостаточно, и они предлагают дополнительные меры:

- возврат всем предприятиям (кроме сырьевых и государственных) уплаченных налогов за 2019 год в виде субсидии или кредита под 0 % на пять лет на развитие бизнеса;

- продление налоговых каникул до сентября по всем налогам для всех пострадавших предприятий, включая НДС и НДФЛ;

- запретить на пять лет введение новых нормативных актов, сборов и налогов, ухудшающих экономику бизнеса;

- провести реформу контрольно-надзорных органов путем объединения в единую структуру с максимальной цифровизацией;

- внести изменения в налоговую систему и систему отнесения к реестру МСП: снять ограничение по количеству сотрудников при соблюдении порога выручки для субъектов МСП;

- создать выборный рабочий совет из предпринимателей при Президенте или Правительстве РФ на год от каждой отрасли;

- сделать должности уполномоченных по правам предпринимателей сроком на один год выборными.

Еще одной эффективной мерой государственной поддержки бизнеса является «модель компенсации заработков при неполном рабочем времени» (Kurzarbeit), которая доказала свою эффективность в Германии в финансовый кризис 2008-2009 гг. и сейчас вновь введена правительством, и очень востребована. На конец апреля около трети всех предприятий Германии (751 тысяча фирм) подали заявки на участие в ней. Немецкая «модель компенсации заработков при неполном рабочем времени» заключается в том, что государство берет на себя выплату работникам предприятий на тот период, когда

предприятие в кризисной ситуации не имеет ресурсов для этого. При этом решаются две ключевые задачи:

- сохранение на предприятиях квалифицированных кадров в момент частичного или даже полного простоя, что позволяет избежать массовых увольнений. Это крайне важно, к примеру, для средних и малых высокоспециализированных машиностроительных компаний Германии, которые из-за потери хорошо обученных работников могут впоследствии не восстановить производство;

- работникам предприятий помогают сохранить на приемлемом уровне регулярные доходы, что снижает нагрузку на бюджет, которая может быть весьма значительной при увеличении численности безработных граждан.

Использование данного инструмента в России позволило бы поддержать потребительский спрос в условиях шока спроса и предложения, в котором оказалась российская экономика.

Также введение продуктовых карточек для наименее защищенных слоев населения, с одной стороны, позволит поддержать потребительский спрос, с другой стороны, стимулирует предложение товаров и услуг со стороны предприятий малого и среднего бизнеса. С подобной инициативой выступают сейчас различные группы экспертов.

Таким образом, подавляющее большинство стран, затронутых эпидемией коронави-руса, приняло беспрецедентные меры поддержки населения и бизнеса, направив на эти цели до 20 % ВВП, что, возможно, в будущем определит еще более значимую роль государства и государственных финансов в экономическом развитии страны. При этом необходимо понимать и адекватно оценивать все риски подобного будущего.

Список литературы

1. https://www.kommersant.ru/doc/4291718

- Вирусу определили цели делового характера (Дата обращения 15.05.2020 г.)

2. https://ria.ru/20200429/1570746746.html

- Эксперты оценили влияние коронавируса на рынок труда в мире (Дата обращения 15.05.2020 г.)

3. https://www.rbc.ru/economics/05/02/2019 /5c5948c59a794758389cfdf7 - Росстат впервые раскрыл долю малого и среднего бизнеса в экономике (Дата обращения 15.05.2020 г.)

4. Данные по формам статистической налоговой отчетности [Электронный ресурс] // Федеральная налоговая служба. - Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/related_ activities/statistics_and_analytics/forms/ - (Дата обращения 08.05.2020 г.)

5. https://nafi.ru/projects/predprinimatelstvo/ rossiyskiy-biznes-i-koronavirus-chast-1-predprinimateli-o-vliyanii-epidemii-na-ikh-biznes-i-o-potreb/ - Влияние эпидемии коронавируса на бизнес и потребность в господдержке (Дата обращения 15.05.2020 г.)

6. http://ombudsmanbiz.ru/2020/05/boris-titov-biznes-iz-postradavshih-otraslej-ne-nadeetsja-na-bolshuju-chast-mer-gospodderzhki/#1 - Бизнес из пострадавших отраслей не надеется на большую часть мер господдержки (Дата обращения 15.05.2020 г.)

7. https://regnum.ru/news/economy/2906332. html - сайт информационного агентства «Регнум» (Дата обращения 15.05.2020 г.)

8. https://iz.ru/101 1507/ekaterina-vinogradova/svobodnaia-massa-do-avgusta-zakroetsia-million-malykh-i-srednikh-kompanii?utm_source=yxnews&utm_ medium = desktop&utm_ referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews

- Свободная масса: до августа закроется миллион малых и средних компаний. Восстановление после кризиса займет не меньше двух лет (Дата обращения 15.05.2020 г.)

9. https://www.interfax.ru/business/700467

- сайт информационного агентства «Интерфакс» (Дата обращения 15.05.2020 г.)

предп ринимательство

10. Беляев С.Г., Комарницкая А.Н., Тищенко Т.В., Могучев Н.С. Международный опыт бюджетной поддержки экономики в условиях пандемии // Мониторинг экономической ситуации в России. Тенденции и вызовы социально-экономического развития.

- 2020. - № 10 (112) - С. 119-139. https://www. iep.ru/files/text/crisis_ monitoring/2020_10-112_April.pdf.

11. https://deloros.ru/o-merah-podderzhki-msp-v-avstralii.html - сайт общероссийской общественной организации «Деловая Россия» (Дата обращения 15.05.2020 г.)

12. https://tass.ru/info/8088363 - сайт информационного агентства ТАСС (Дата обращения 15.05.2020 г.)

13. https://deloros.ru/o-merah-podderzhki-msp-v-italii.html - сайт общероссийской общественной организации «Деловая Россия» (Дата обращения 15.05.2020 г.)

14. https://www.dw.com/ru/бизнес-на-карантине-какие-отрасли-в-россии-могут-не-пережить-коронавирус/а-52958749 - Бизнес на карантине: какие отрасли в России могут не пережить коронавирус.

15. https://www.hse.ru/ data/2017/04/08/1168317655/Fedyunina-ExpertNW_SMEs 20160609.pdf

References

1. https://www.kommersant.ru/doc/4291718

- The virus has identified the purpose of a business nature (accessed 15.05.2020 G.)

2. https://ria.ru/20200429/1570746746.html

- Experts assessed the impact of coronavirus on the world's labor market (accessed 15.05.2020)

3. https://www.rbc.ru/economics/05/02/2019 /5c5948c59a794758389cfdf7 - Rosstat first disclosed the share of small and medium-sized businesses in the economy (accessed 15.05.2020)

4. Data on forms of statistical tax reporting [Electronic resource] // Federal tax service. -Access mode: https://www.nalog.ru/rn77/ related_activities/statistics_and_analytics/ forms/ - (accessed 08.05.2020 г.)

5. https://nafi.ru/projects/predprinimatelstvo/ rossiyskiy-biznes-i-koronavirus-chast-1-predprinimateli-o-vliyanii-epidemii-na-ikh-biznes-i-o-potreb/ - The impact of the

Entrepreneurship

coronavirus epidemic on business and the need for state support (accessed 15.05.2020)

6. http://ombudsmanbiz.ru/2020/05/boris-titov-biznes-iz-postradavshih-otraslej-ne-nadeetsja-na-bolshuju-chast-mer-gospodderzhki/#1 - Businesses from the affected industries do not expect most of the state support measures (accessed 15.05.2020)

7. https://regnum.ru/news/economy/2906332. html - the website of the information Agency "REGNUM" (accessed 15.05.2020 G.)

8 .https://iz.ru/ 1011507/ekaterina-vinogradova/svobodnaia-massa-do-avgusta-zakroetsia-million-malykh-i-srednikh-kompanii?utm_source=yxnews&utm_ medium = desktop&utm_ referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews

- Free mass: one million small and medium-sized companies will close by August. Recovery from the crisis will take at least two years (accessed 15.05.2020)

9. https://www.interfax.ru/business/700467

- the website of the information Agency "Interfax" (accessed 15.05.2020 G.)

10. Belyaev S.G., Komarnitskaya A.N., Tishchenko T.V., Moguchev N.S. international experience of budget Support for the economy in a pandemic // Monitoring the economic situation in Russia. Trends and challenges of socio-economic development. - 2020. - № 10 (112) - P. 119-139. https://www.iep.ru/files/text/ crisis_monitoring/2020_10-112_April.pdf.

11. https://deloros.ru/o-merah-podderzhki-msp-v-avstralii.html - website of the all-Russian public organization "Delovaya Rossiya" (accessed 15.05.2020)

12. https://tass.ru/info/8088363 - website of the TASS news Agency (Accessed 15.05.2020 G.)

13. https://deloros.ru/o-merah-podderzhki-msp-v-italii.html - website of the all-Russian public organization "Delovaya Rossiya" (accessed 15.05.2020)

14. https://www.dw.com/ru/ 52958749 -Business in quarantine: what industries in Russia may not survive the coronavirus.

15. https://www.hse.ru/ data/2017/04/08/1168317655/Fedyunina-ExpertNW_SMEs 20160609.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.