Меры поддержки малых и средних предприятий в ЕС в условиях «вирусной» экономики
Ирина Николаевна ПЛАТОНОВА, УДК 338.22 : 334.012.6
доктор экономических наук, профессор, МГИМО (У) МИД ББК 65.292
России (119454, г. Москва, пр. Вернадского, 76), П-375
кафедра МЭО и ВЭС им. Н.Н. Ливенцева - зав. кафедрой, e-mail: [email protected]; Александра Олеговна КАРЕВА,
МГИМО (У) МИД России (119454, г. Москва, пр. Вернадского, 76), кафедра МЭО и ВЭС им. Н.Н. Ливенцева - магистрант, e-mail: kareva.a.o@my. mgimo. ru
Аннотация
Авторы рассматривают пакеты мер поддержки предприятий малого и среднего бизнеса с позиций возможного использования положительного опыта в России. Выделены программы, направленные на преодоление проблемы доступа к финансированию и инвестициям. Целью данного исследования является анализ мер, предпринимаемых Евроко-миссией для поддержки МСП. Раскрыты программы, позволяющие устранить недостаток инвестиционных ресурсов тем МСП, которые занимаются реализацией инновационных программ и участвуют в поиске новых технологических решений. Изменения в глобальной экономике под влиянием пандемии нового коронавируса в значительной степени коснулись стран ЕС и потребовали внесения существенных изменений в меры поддержки предприятий малого и среднего бизнеса, которые играют важную роль в европейской экономике.
Ключевые слова: малые и средние предприятия, МСП, Европейская комиссия, меры поддержки, коронавирус.
SME support measures in the EU amid the 'viral' economy
Irina Nikolaevna PLATONOVA,
Doctor of Economic Sciences, Professor,
Moscow State Institute of International Relations (University) MFA Russia (76, Vernadskogo Ave., Moscow, 119454), Department of International Economic Relations and Foreign Relations, Head of the Department, email: [email protected]; Alexandra Olegovna KAREVA,
Moscow State Institute of International Relations (University) MFA Russia (76, Vernadskogo Ave., Moscow, 119454), Department of International Economic Relations and Foreign Relations -undergraduate, e-mail: [email protected]
^ 22
Российский внешнеэкономический вестник
5 - 2020
Abstract
The authors look into the support packages for small and medium enterprises to find the best practices and outline the programs aimed at improving the access to funds and investments. The goal of this research is to analyze the measures taken by the European Commission to support SMEs. The authors cover in detail the programs helping to mobilize investments for innovative SMEs that develop technological solutions. The coronavirus outbreak has affected adversely the global economy and the EU economy in particular, and has precipitated the necessity to reconsider the support measures for SMEs that are of paramount importance for the European economy.
Keywords: small and medium enterprises, SME, European Commission, support measures, mVID-19.
Малые и средние предприятия (МСП), которых в ЕС в настоящее время насчитывается более 25 млн, играют ключевую роль в экономике европейских стран, поскольку на них приходится 99,8% зарегистрированных компаний в нефинансовом секторе ЕС1. Поддержка предприятий этого сектора экономики всегда являлась одним из приоритетных направлений в политике стимулирования роста европейской экономики. В условиях пандемии коронавируса (СОУГО-19) Еврокомиссия оперативно разработала и предложила пакет мер поддержки среднего и малого бизнеса. Эти меры существенно дополняют уже существующие программы, которые также заслуживают внимания.
Стремительное распространение коронавируса в Европе заставило Еврокомис-сию по результатам решения Саммита 27 стран ЕС использовать как экстренную меру временную впервые отмену требований европейского Пакта стабильности, который действует с 1997 г. и ограничивает размеры бюджетного дефицита и государственного долга. Такой шаг позволил Европейскому центральному банку (ЕЦБ) дать гарантии европейским странам на покупку облигаций на 750 миллиардов евро, предусмотренной эмиссии. А также дал возможность странам евро-зоны самостоятельно принимать меры по поддержке предприятий МСП, которые создают значительное число рабочих мест. Этой возможностью воспользовалась Германия, Бундестаг которой запустил общенациональную антикризисную программу. Для ее реализации было оперативно выделено 156 млрд евро из дополнительного государственного бюджета2, в результате чего он увеличился на 43% и перестал быть бездефицитным. В рамках антикризисной программы 50 млрд евро направлено на поддержку малого бизнеса и самозанятых. Меры поддержки малого бизнеса и самозанятых в сумме 25 млрд евро предприняты в Италии, правительство Испании приняло решение выделить 200 млрд евро на борьбу с коронавирусом и его последствиями, из которых 117 млрд евро из государственного бюджета, остальные - привлеченные частные ресурсы под государственные гарантии а сумме 100 млрд евро. В рамках поддержки бизнеса в условиях эпиде-
5 - 2020
Российский внешнеэкономический вестник
23 Q
мии правительство Франции выделяет 45 млрд евро на помощь несущим крупные убытки предприятиям, а также на выплаты пособий работникам, переведенным на режим частично безработных. Также вводится государственная гарантия под банковские кредиты предприятий - размер фонда составит 300 млрд евро. Мелкие промышленные предприятия получат помощь в размере 1500 евро, как и мелкие торговые предприятия. Также увеличивают гарантийный фонд для кредитования малого и среднего бизнеса. Власти также обещают компенсации компаниям, которые потеряли более 25% прибыли.
Неравномерное распространение эпидемии СОУГО-19 в европейских странах побудило выступить Президента Франции Эммануэля Макрона с инициативой о солидарных действиях всех стран ЕС и создания совместного долгового инструмента, в целях помощи национальным экономикам не только стабилизировать экономику и поддержать здравоохранение, но и выполнить социальные обязательства европейских стран перед своими гражданами. Страны, наиболее затронутые эпидемией коронавируса, настаивают на том, чтобы в годовые бюджеты ЕС на 2020-2021 гг. были внесены отдельные статьи расходов на борьбу с СОУГО-19, учитывая, что разрушения, нанесенные их экономике могут иметь долгосрочный характер и разорить в первую очередь МСП и самозанятых, которые являются значительной составляющей экономики европейских стран. Меры, предпринимаемые Еврокомиссией для поддержки малого и среднего бизнеса в целях восстановления европейской экономики и сохранения партнерских связей, имеют большое значение для экономических партнеров стран ЕС, в число которых входит Россия.
Для России европейский опыт стимулирования и поддержки предприятий малого и среднего бизнеса представляет особый интерес, поскольку в Указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Президент России включил в перечень направлений для разработки национальных проектов малое и среднее предпринимательство и поддержку индивидуальной предпринимательской инициативы.
В отечественной литературе вопросам поддержки развития МСП в Европейском Союзе уделяется достаточно внимания, но при этом выделяется целевая направленность предпринимаемых мер на решение тех или иных задач3. Большое внимание уделяется поддержке предприятий малого и среднего бизнеса, участвующих в разработке инноваций и внедрении новых цифровых технологий4. Но, в то же время, те проблемы, с которыми сталкиваются европейские МСП и которые присущи и для МСП в России, в меньшей степени нашли отражение в современных научных публикациях. Речь идет, прежде всего, о проблемах, возникающих у МСП при привлечении финансирования, поскольку финансовые институты и банки не готовы брать на себя высокие риски, в то время как в программах Евро-комиссии предусмотрены такие меры поддержки, которые направлены на решение именно этих проблем.
^ 24
Российский внешнеэкономический вестник
5 - 2020
Однако быстрое распространение глобальной пандемии СОУ1Б-19 оказало значительное влияние на предпринимаемые Еврокомиссией меры, наиболее действенные из которых, с позиций возможного применения в российской экономике, могут быть использованы в интересах сохранения отечественного малого и среднего бизнеса, позволят сохранить рабочие места и предотвратить социальное напряжение в обществе.
МЕРЫ И МЕХАНИЗМЫ, РАЗРАБОТАННЫЕ ЕВРОКОМИССИЕЙ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ ПРОБЛЕМ
Несмотря на то, что в условиях современной пандемии COVID-19 все шире возникают дискуссии о сохранении Евросоюза как целостного интеграционного объединения, Еврокомиссия предлагает планы по поддержанию активности МСП, учитывая их важную роль для развития экономики европейских стран.
В последнее десятилетие у Еврокомиссии сложилась целостная программа поддержки предприятий малого и среднего бизнеса. К комплексным программам финансирования деятельности МСП относится «План действий по улучшению доступа к финансированию для МСП» (An action plan to improve access to finance for SMEs). Его меры исходят из понимания экономической и социальной значимости МСП для экономического роста экономики ЕС, поэтому улучшение их доступа к финансовым ресурсам является условием для сохранения занятости.
Вопрос классификации компаний и их отнесения к группе малых и средних (МСП) раскрыт в рекомендации ЕС 2003/361. Ключевыми критериями отнесения предприятий к группе МСП являются не только число занятых, но также выручка или размер активов (см. таблицу 1).
Таблица 1
Критерии отнесения компаний к МСП по классификации ЕС
Категория компании Число занятых Выручка (млн евро) Активы (млн евро)
Средние до 250 <= 50 <= 43
Малые до 50 <= 10 <= 10
Микро до10 <= 2 <= 2
Источник: Internal Market, Industry, Entrepreneurship and SMEs. European Commission. URL: https://ec.europa.eu/growth/smes/business-friendly-environment/sme-definition_en (дата обращения: 13.02.20)
В соответствии с критериями ЕС предприятия малого и среднего бизнеса существенно меньше, чем в России, где в соответствии с Федеральным законом №209-ФЗ от 24.07.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к малым предприятиям, относят с занятостью до 100 человек, а к микропредприятиям - до 15 человек. Что же касается средних предприятий, то к ним относятся с занятостью от 101 до 250 сотрудников 5.
5 - 2020
Российский внешнеэкономический вестник
25 Q
Несмотря на относительно небольшие размеры европейских МСП их значительное число в странах ЕС обеспечивает большую долю в общем количестве занятых (примерно 67%) и существенную долю в общей добавленной стоимости предприятий нефинансового сектора (около 56%) (см. таблицу 2).
Таблица 2
Ключевые показатели роли МСП в нефинансовом секторе экономике ЕС (%), 2019 г.
Категория компаний Доля в общем числе компаний Доля в общем количестве занятых Доля в общей добавленной стоимости
Микро 93,0 29,7 20,8
Малые 5,9 20,1 17,6
Средние 0,9 16,8 18,0
МСП в целом 99,8 66,6 56,4
Крупные 0,2 33,4 43,6
Итого 100 100,0 100,0
Источник: составлено на основании данных 2019 SBA Fact Sheet & Scoreboard. URL: https://ec.europa.eu/growth/smes/business-friendly-environment/performance-review_en (дата обращения: 15.02.2020)
Правовую основу политики ЕС в отношении малых и средних предприятий формирует Закон о малом бизнесе (Small business act, SBA). Его цель состоит в продвижении предпринимательства в Европе, устранении барьеров для развития МСП, а также в упрощении регуляторных предписаний. Кроме того, приоритетами являются упрощение доступа к финансированию и к новым рынкам.
Учитывая, что предприятия малого и среднего бизнеса в условиях постоянно растущей конкуренции должны постоянно экспериментировать, совершенствовать свое производство, то при привлечении финансирования зачастую венчурного характера возникают трудности. Учитывая, также, что МСП создают значительное количество рабочих мест, их социальная значимость для развития экономики постоянно растет. По оценкам Всемирного банка, к 2030 г. потребуется 600 млн рабочих мест для поглощения растущего мирового рынка рабочей силы, что делает развитие МСП важнейшим приоритетом для многих правительств во всем мире6.
Несмотря на меры поддержки предприятий МСП в странах ЕС сохраняются проблемы, которые приходится преодолевать европейским компаниям малого и среднего бизнеса, такие как бремя административных процедур, недостаток бизнес-ориентированного образования, боязнь потерпеть неудачу при организации собственного дела7. В результате такой ситуации, согласно статистике Евроко-миссии, в Европе лишь 37% населения желают стать самозанятыми, в то время как в США и Китае этот показатель составляет примерно 51%. Поэтому в плане
^ 26
Российский внешнеэкономический вестник
5 - 2020
действий в сфере предпринимательства, который начал реализовываться в 2013 г. (Entrepreneurship Action Plan), были предложены основные инициативы по стимулированию предпринимательства, при этом особое внимание было уделено образованию, вовлечению женщин в предпринимательство и снижению административных барьеров.
Важные шаги по поддержке МСП предприняты в рамках программы REFIT (The European Commission's regulatory fitness and performance programme), которая действовала до 31 октября 2019 г. Еврокомиссия стремилась сделать законодательство ЕС более простым и понятным, устранить излишние барьеры для МСП. С целью улучшения доступа МСП к финансированию Еврокомиссия оптимизировала совместную работу с финансовыми институтами по стимулированию выдачи им кредитов и предоставлению венчурного капитала, взяв на себя участие в распределении рисков и предоставлении гарантий финансовым посредникам. Выделением средств занимаются банки, микрофинансовые организации, фонды венчурного финансирования, которые ближе к конечным получателям средств и могут лучше оценить их потребности и риски.
Лишь 25% МСП, зарегистрированных в ЕС, занимаются экспортной деятельностью, а доля компаний, экспортирующих за переделы ЕС, еще ниже8. Исследование уровня интернационализации европейских МСП, показывает, что предприятия, ведущие свою деятельность в нескольких странах, создают больше рабочих мест и внедряют больше инноваций, чем компании, работающие в одной стране 9.
Еврокомиссия оказывает поддержку МСП путем разработки ряда специальных программ по финансированию, а также, проводя ознакомительные мероприятия и консультации (используя нефинансовые меры) (см. таблицу 3).
Таблица 3
Программы финансирования в ЕС
Название программы Тип поддержки Сумма (евро)
Social Change&Innovation Микрофинансирование < 25 000
Инвестиции <500 000
COSME Гарантии <150 000
Участие в собственном капитале
Creative Europe Гарантии
InnovFin (Horizon 2020) Гарантии 25 000 -7 500 000
Участие в собственном капитале
Private Finance for Energy Efficiency Кредиты <5 000 000
Natural Capital Financing Facility Кредиты, участие в собственном капитале 5 000 000 -15 000 000
5 - 2020
Российский внешнеэкономический вестник
27 Q
Название программы Тип поддержки Сумма (евро)
Европейский инвестиционный банк, Европейский инвестиционный фонд, Европейские структурные и инвестиционные фонды, Европейский фонд стратегических инвестиций Кредиты, гарантии, участие в собственном капитале
Источник: составлено на основании Find EU business finance in 3 easy steps. European Commission. URL: https://ec.europa.eu/growth/access-to-finance_de (дата обращения: 15.02.2020)
Условия для интернационализации деятельности МСП формирует Программа по конкурентоспособности предприятий и МСП (Competitiveness of Enterprises and Small and Medium-sized Enterprises (COSME)), которая начала свое действие в августе 2014 г. и действует до 2020 г. Эта программа подразумевает использование двух финансовых инструментов, управление которыми осуществляется Европейским инвестиционным фондом совместно с финансовыми посредниками. Данная программа располагает бюджетом в 2,3 млрд евро, из которых более 1,4 млрд евро10 идут на финансовые инструменты, благодаря чему с использованием эффекта рычага намечено привлечь до 35 млрд евро у финансовых посредников. Первый инструмент - это механизм кредитных гарантий (loan guarantee facility, LGF) для финансовых посредников, который позволяет получать кредиты МСП, для которых ранее финансирование было недоступно из-за высокого уровня риска или недостаточного обеспечения. Данная программа должна помочь получить кредиты 500 000 МСП под гарантии COSME на сумму свыше 30 млрд евро. По данным на 31 марта 2019 г. за период с 2014 г. по 2019 г., благодаря механизму кредитных гарантий была оказана поддержка более 450000 МСП в 29 странах уже на сумму 25 млрд евро11 Второй инструмент - механизм участия в собственном капитале для роста (equity facility for growth, EFG), который предполагает инвестирование в фонды рискового капитала, которые предоставляют венчурный капитал и мезонинное финансирование для МСП, которые находятся в фазе роста и занимаются интернационализацией своей деятельности. Предполагается, что благодаря данному инструменту около 300 фирм смогут увеличить собственный капитал, а общий объем инвестированных средств достигнет 2,54 млрд евро, что повысит их конкурентоспособность в глобальной экономике.
К программам, стимулирующим исследовательскую активность европейских МСП, относится Программа InnovFin в рамках инновационной программы ЕС Горизонт 2020 (Horizon 2020), которая разработана совместно Европейским инвестиционным банком (ЕИБ), Европейским инвестиционным фондом (ЕИФ) и Ев-
^ 28
Российский внешнеэкономический вестник
5 - 2020
рокомиссией12. Реализация данной программы, в рамках которой предусмотрена поддержка инновационным компаниям при привлечении средств на исследования и разработки, имеет стратегическое значение для ЕС, поскольку страны Европы отстают от других крупных экономических держав, таких как Китай и США, по показателям частных и государственных инвестиций в исследования и инновации, а от этого во многом зависит долгосрочная конкурентоспособность. Согласно статистическим данным ОЭСР13, в 2018 г. доля расходов на НИР в ЕС28 составила 2,025%, в Китае - 2,186%, а в США - 2,826%. В абсолютном выражении расходы ЕС28 на НИР (428 млрд долл. США) в 2018 г. также отстают от показателей Китая (526 млрд долл. США) и США (552 млрд долл. США).
Рис. 1. Валовые национальные расходы на НИР
Источник: составлен авторами на основании данных ОЭСР. URL: https://data.oecd.org/ rd/gross-domestic-spending-on-r-d.htm (дата обращения: 15.04.2020)
Программа InnovFin подразумевает предоставление гарантий и кредитов инновационным предприятиям, финансирование проектов в области НИР, вложения в собственный капитал во время ранних фаз становления компаний. Для МСП разработан специальный инструмент: EIC Accelerator14, который оказывает финансовую и консультационную поддержку инновационным МСП вплоть до этапа коммерциализации.
5 - 2020
Российский внешнеэкономический вестник
29 Q
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ МЕРЫ ЕВРОКОМИССИИ ПО ПОДДЕРЖКЕ ИННОВАЦИОННЫХ ИНИЦИАТИВ МСП
Для преодоления недостатка инвестиционных ресурсов у МСП создан Европейский фонд стратегических инвестиций (European Fund for Strategic Investments)15. Цель его создания состоит в мобилизации частных инвестиций для финансирования стратегических инфраструктурных проектов, а также проектов в сфере исследований и инноваций, образования, возобновляемой энергии, в которых заняты МСП. Управление фондом производит ЕИБ. Фонд располагает средствами в размере 5,5 млрд евро, которые предназначены для предоставления кредитов и гарантий через Европейский Инвестиционный Фонд. Благодаря Европейскому Фонду стратегических инвестиций, средства перераспределяются в пользу стар-тапов и компаний с высоким потенциалом; предоставляются кредиты под гарантии Фонда для компаний, занятых НИР и социально значимыми вопросами. Без гарантий Европейского Фонда стратегических инвестиций поддержка МСП в рамках программ финансирования ЕС и ЕИБ была бы не столь значительной.
Наиболее остро в инвестиционных ресурсах нуждаются стартапы и те малые предприятия, работающие над разработкой принципиально новых технических и научных продуктов, в кредитовании которых отказывают коммерческие банки из-за больших рисков. Поэтому Европейский инвестиционный банк и Европейский инвестиционный фонд (European Investment Bank, European Investment Fund) предоставляют кредиты, микрофинансирование, гарантии, венчурный капитал. В 2019 г. Группа ЕИБ (ЕИБ и ЕИФ) оказала поддержку 386600 МСП16. Среди приоритетных направлений группы ЕИБ выделяются МСП, которые поддерживаются на всех стадиях развития. В 2019 г. ЕИБ предоставил 25,52 млрд евро финансирования для МСП17.
Для мониторинга эволюции доступа МСП к финансированию Еврокомиссия и Европейский центральный банк совместно проводят исследование (Survey on the access to finance of enterprises, SAFE)18. Согласно исследованию за 2019 г., в среднем в ЕС 7% МСП считают привлечение финансирования основной проблемой, причем лучше всего ситуация в данной сфере обстоит в Люксембурге, Германии и Австрии. Банковские кредиты являются ключевой формой привлечения внешнего финансирования (46%) МСП. За период с апреля по сентябрь 2019 г. 24% МСП в ЕС обратились в банк за кредитом, причем 4% МСП не подавали заявки из-за боязни получить отказ. 7% заявок на кредит были отклонены. Еще одна проблема заключается в том, что не все МСП получают средства в том объеме, на который они подавали заявку. Так, 10% МСП, которые успешно подали заявку, столкнулись с этой проблемой в ЕС. 1% МСП отказались от получения кредита, поскольку посчитали, что издержки по амортизации будут запретительно высокими. В целом, 18% МСП в ЕС не получили кредит на ту сумму, на которую они подавали заявку в 2019 г.
^ 30
Российский внешнеэкономический вестник
5 - 2020
Помимо финансовых мер, Еврокомиссия также использует нефинансовые инструменты для поддержки МСП19 .
Еврокомиссия проводит множество проектов с целью создания благоприятной предпринимательской среды, обмена опытом и идеями, увеличения осведомленности МСП о их возможностях. Так, например, кампания Неделя европейских МСП («The European SME Week») помогает МСП узнать информацию о действующих мерах поддержки, а также стимулирует создание новых компаний. Премия за продвижение европейских предприятий («The European Enterprise Promotion Awards») позволяет поощрять организации, успешно поддерживающие МСП.
В России малое и среднее предпринимательство пока не получило столь активного развития, как в странах ЕС, поэтому необходимо расширение мер по его стимулированию. Так, в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» предусмотрены целевые показатели по увеличению числа занятых МСП с 19,2 млн человек в 2018 г. до 25 млн человек к концу 2024 г., по росту доли МСП в создании ВВП с 22,3% до 32,5% за аналогичный период и по увеличению доли МСП в несырьевом экспорте до 10% к концу 2024 г.20. Достижение обозначенных целей предполагает использование международного опыта.
Существенная диверсификация программ Еврокомиссии по улучшению доступа МСП к финансовым и инвестиционным ресурсам в условиях начавшейся в марте 2020 г. пандемии СОУГО-1921 стала недостаточной, поэтому появилась острая потребность в новых предложениях по стимулированию развития действующих МСП.
ПОДДЕРЖКА МСП В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА ^OVID-«)
Стремительное развитие эпидемии коронавирусной инфекции в Италии и Испании, рост заболеваний во Франции, Германии и Великобритании выявили не только проблемы медицинских систем этих стран, но и заставили изменить оценку темпов роста экономики Евросоюза, разработать пакеты мер, направленные на сохранение рабочих мест, доходов населения и поддержку МСП, меры по финансовой поддержке бизнеса, в т.ч. МСП, которые особенно уязвимы в этих условиях.
Пандемия внесла существенные корректировки в оценку темпов роста европейской экономики в 2020 г. Ожидается, что данный кризис приведет к снижению темпов роста реального ВВП на 2,5 п.п. до -1% в 2020 г.22. Часть негативного эффекта может быть нивелирована эффективными и своевременными действиями институтов ЕС и государств-членов. Такие меры особо важны для стимулирования потребительского спроса и улучшения доступа компаний к ликвидности.
5 - 2020
Российский внешнеэкономический вестник
31 Q
Планируется, что в ЕС на борьбу с кризисом будет направлено в совокупности 2,770 трлн евро, из которых 2,240 трлн евро - это меры по предоставлению ликвидности, а также государственные программы поддержки на национальном уровне в странах-членах ЕС; 430 млрд евро - это средства, которые будут мобилизованы благодаря смягчению бюджетных требований; 100 млрд евро - европейское финансирование в рамках программы по обеспечению снижения риска безработицы SURE (Support mitigating Unemployment Risks in Emergency).
Проводя денежно-кредитную политику, 18 марта 2020 г. Европейский центральный банк объявил чрезвычайную программу покупки ценных бумаг23 в связи с пандемией на сумму 750 млрд евро до конца года в дополнение к покупке на 120 млрд евро (решение от 12 марта 2020 г.), эта сумма соответствует 7,3% ВВП Евро-зоны. Европейский инвестиционный фонд 16 марта 2020 г. предложил план по мобилизации средств в объеме до 40 млрд евро, которые пойдут на предоставление кредитов, кредитных каникул, а также другие меры, направленные на обеспечение малого и среднего бизнеса ликвидностью и оборотным капиталом.
В рамках налоговой политики государства-члены ЕС получили больше свободы в расходовании бюджетных средств благодаря тому, что 20 марта 2020 г. впервые было принято решение о разрешении странам отклоняться от выполнения условий Пакта стабильности и роста24. Такая мера позволит должным образом реагировать на кризис, отклонялась от бюджетных требований, которые обычно необходимо соблюдать.
Для поддержки МСП Европейский фонд стратегических инвестиций выделил 1 млрд евро в качестве гарантии Европейскому инвестиционному фонду25. Данная мера позволит ЕИФ выпустить специальные гарантии (в рамках программ COSME, InnovFin), чтобы банки выдавали кредиты как минимум 100 тыс. европейским МСП, затронутым кризисом, на сумму 8 млрд евро - денежные средства поступят уже в апреле. Интересно, что особенностью данных гарантий является упрощенный и более быстрый доступ к гарантии ЕИФ, более высокое покрытие риска - до 80% потенциальных убытков по отдельным кредитам (обычно - 50%), фокус на предоставлении кредитов для обеспечения оборотного капитала в ЕС, предоставление более гибких условий (платежные каникулы, отсрочка и т.д.).
Инструментом инвестиционной политики в ЕС является инициатива инвестиций в ответ на коронавирус (Coronavirus Response Investment Initiative - 13 марта 2020 г.; Coronavirus Response Investment Initiative Plus - 2 апреля 2020 г.). Общий объем финансирования составит 37 млрд евро, из которых 29 млрд евро являются софинансированием из бюджета ЕС, а 8 млрд евро - не потраченные средства, направленные ЕС странам-членам в рамках политики сплоченности. Данные средства будут направлены на закупку медицинского оборудования, оплату труда врачей, поддержку безработных, сохранение рабочих мест, поддержу МСП. До-
^ 32
Российский внешнеэкономический вестник
5 - 2020
полнительно привлекается 28 млрд евро из долгосрочного бюджета структурных фондов ЕС, 800 млн евро из Фонда солидарности для стран, особо сильно затронутых кризисом. В этом году у государств-членов ЕС не будет обязательства возвращать неизрасходованные средства Европейских структурных и инвестиционных фондов.
Для поддержания занятости в ЕС 2 апреля 2020 г. разработана инициатива по снижению риска безработицы в условиях чрезвычайной ситуации SURE (Support mitigating Unemployment Risks in Emergency)26. Основной целью данной инициативы является сохранение рабочих мест и защита работников. Предусмотрена финансовая помощь совокупным объемом до 100 млрд евро, которая будет предоставляться странам-членам в форме кредитов на льготных условиях. Кредиты покроют странам-членам ЕС издержки на национальные программы, которые позволят фирмам сократить продолжительность рабочего дня и обеспечат сохранение доходов работников.
В ЕС существуют жесткие рамки применения государственной поддержки национальных отраслей экономики для сохранения конкурентной среды и предотвращения искажений в торговле. Правовой основой государственной поддержки в ЕС являются статьи 107, 108 Договора о функционировании Европейского Союза (Treaty on the Functioning of the European Union, TFEU)27. Но во время чрезвычайных социально-экономических ситуаций ЕС пересматривает правовые рамки и разрешает использовать более обширные меры государственной поддержки.
Введение более гибких правил, позволяющих странам-членам ЕС оказывать прямую поддержку компаниям, в т.ч. МСП, наиболее пострадавшим от вирусного кризиса, должно смягчить удар по их экономике. Пакет мер, принятый 19 марта 2020 г. 28, который расширяет виды возможной поддержки бизнеса, включает:
□ гранты или налоговые льготы в размере до 800 тыс. евро на компанию;
□ субсидированные государственные гарантии по банковским кредитам;
□ государственные и частные кредиты с субсидированными ставками;
□ направление кредитных ресурсов банков на поддержку МСП;
□ дополнительные возможности предоставления государственного страхования краткосрочных экспортных кредитов.
Данные меры являются обширными, однако оказались недостаточными для эффективной борьбы с кризисными проявлениями, поэтому 3 апреля 2020 г. было принято решение29 о расширении временных правовых рамок, благодаря чему поддержка также предусмотрена для:
□ Исследований и разработок в сфере коронавирусной инфекции;
□ Создания и расширения возможностей тестирования наличия вируса;
□ Производства товаров, нацеленных на борьбу с распространением корона-вирусной инфекции;
5 - 2020
Российский внешнеэкономический вестник
33 Q
□ Адресной поддержки в форме отсрочки налоговых платежей и/или отсрочки взносов в социальные фонды;
□ Адресной поддержки в форме субсидирования доходов сотрудников компаний.
Еврокомиссия следит за развитием ситуации, анализирует эффективность принимаемых мер, постоянно разрабатывает новые инструменты поддержки экономики в условиях кризиса в целях мобилизации средств бюджета и использования каждого доступного евро для сохранения человеческих жизней и поддержания благо со стояния.
ВЫВОДЫ
По итогам проделанного анализа можно сделать вывод, что Европейская комиссия проводит активную политику по отношению к МСП, поскольку именно они являются основой европейской экономики и формируют ее потенциал. В условиях кризиса, вызванного пандемией коронавируса, Еврокомиссия стремится эффективно использовать каждый доступный евро для поддержки устойчивости экономики и предотвращения массовой безработицы, происходит активная мобилизация средств как на общеевропейском, так и на национальном уровнях для поддержки компаний, прежде всего, малого и среднего бизнеса, которые оказались особо сильно затронуты последствиями СОУГО-19. Изучение опыта поддержки малого и среднего бизнеса на уровне Евросоюза позволяет выявить следующие закономерности:
□ Приоритеты государственной поддержки малого и среднего бизнеса определяются ключевыми проблемами, с которыми сталкиваются МСП, и заключаются в улучшении доступа к финансированию, устранении административных барьеров, снижении регуляторной нагрузки, поддержке развития человеческого капитала.
□ Наиболее перспективными признаются компании малого и среднего бизнеса и стартапы с высоким потенциалом развития, которые осуществляют инвестиции в исследования и инновации, что обуславливает наличие обширных программ по их поддержке.
□ Проблема недостаточного доступа к финансированию кроется в нежелании финансовых посредников принимать повышенный уровень риска, ассоциируемый с кредитованием МСП, что определяет ориентированность финансовых инструментов, предлагаемых в ЕС, на распределение риска.
□ В настоящее время в условиях экономического кризиса, вызванного пандемией СОУГО-19, и нехватки ликвидности предприятия малого и среднего бизнеса становятся особенно уязвимыми, возникает острая необходимость в государственной поддержке для предотвращения их массового банкротства, поскольку, обеспечивая в ЕС более 60% рабочих мест, они определяют уровень платежеспособного спроса и, как следствие, темпы экономического роста.
^ 34
Российский внешнеэкономический вестник
5 - 2020
□ Для преодоления кризисных явлений, связанных с распространением ко-ронавирусной инфекции, и борьбы с их последствиями ЕС использует весь имеющийся арсенал мер экономической политики: от инструментов монетарного регулирования до программ прямой адресной поддержки компаний государством.
В России компании малого и среднего бизнеса пока еще играют не столь значительную роль в развитии экономики, как в европейских странах, однако стране предстоит достижение высоких целевых показателей, обозначенных в рамках соответствующего национального проекта. В данной связи в контексте необходимости развивать несырьевой неэнергетический экспорт России приоритетная поддержка МСП, вовлеченных в исследования и инновации, также является актуальной. Понимание закономерностей, характерных для стран Евросоюза, позволит России сконцентрировать усилия по государственной поддержке МСП на наиболее важных аспектах.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 2019 SBA Fact Sheet & Scoreboard. URL: https://ec.europa.eu/growth/smes/busi-ness-friendly-environment/performance-review_en (дата обращения: 15.02.2020)
2 Как в Германии спасают малый и средний бизнес от коронавируса. Deutsche Welle. URL: https://www.dw.com/ru/как-в-германии-спасают-малый-и-средний-бизнес-от-коронавируса/a-52916009 (дата обращения: 15.04.2020)
3 Цигелкова Е., Платонова И.Н., Фролова Е.Д. Компаративный анализ поддержки малых и средних предприятий ЕС и Китая в целях повышения создаваемой ими добавленной стоимости // Экономика региона. - 2019. - Том 15. (Вып.1). - С. 256-270.
4 Дармилова Ж. Д., Колесникова М.В. Государственная поддержка малого инновационного бизнеса (зарубежный опыт) // Экономика: теория и практика. - 2017. - № 4 (48). - С. 84-92. Фролов А. С. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в странах Европейского Союза // Известия Академии управления: теория, стратегии, инновации. - 2011. - № 4. - С. 3-6.
5 Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 27.12.2019 N 474-ФЗ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_52144/
Small and medium enterprises (SMEs) finance [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.worldbank.org/en/topic/smefinance
7 Promoting entrepreneurship. Internal Market, Industry, Entrepreneurship and SMEs. European Commission. URL: https://ec.europa.eu/growth/smes/promoting-entrepreneurship_en (дата обращения: 15.02.2020)
8 SMEs' access to markets. Internal Market, Industry, Entrepreneurship and SMEs. European Commission. URL: https://ec.europa.eu/growth/smes/access-to-markets_en (дата обращения: 15.02.2020)
Internationalisation of European SMEs. European Commission. URL: http://ec.europa. eu/DocsRoom/documents/10008/attachments/1/translations (дата обращения: 15.02.2020)
5 - 2020
Российский внешнеэкономический вестник
35 Q
10 COSME financial instruments. Access to finance for SMEs. Internal Market, Industry, Entrepreneurship and SMEs. European Commission. URL: https://ec.europa.eu/growth/ac-cess-to-finance/cosme-financial-instruments_en (дата обращения: 15.02.2020)
11 EU support for business - COSME infographics. European Commission. URL: https:// ec.europa.eu/docsroom/documents/36861 (дата обращения: 15.02.2020)
12 InnovFin - EU Finance for innovators. URL: https://www.eib.org/en/products/blend-ing/innovfin/index.htm (дата обращения: 15.02.2020)
3 Gross domestic spending on R&D. OECD Data. URL: https://data.oecd.org/rd/gross-domestic-spending-on-r-d.htm (дата обращения: 15.04.2020)
14 EIC Accelerator (SME Instrument) Funding opportunities. European Commission. URL: https://ec.europa.eu/easme/en/section/sme-instrument/eic-accelerator-sme-instru-ment-funding-opportunities (дата обращения: 15.02.2020)
15 European Fund for Strategic Investments. URL: https://www.eib.org/en/efsi/index.htm (дата обращения: 13.02.2020)
16 SMEs and mid-caps. European Investment Bank. URL: https://www.eib.org/en/about/ priorities/sme/index.htm (дата обращения: 15.02.2020)
17 Там же.
18 Data and surveys - SAFE. Access to finance for SMEs. Internal Market, Industry, Entrepreneurship and SMEs. European Commission. URL: https://ec.europa.eu/growth/access-to-fi-nance/data-surveys_en, SME access to finance in the EU countries 2019. European Commission. URL: https://ec.europa.eu/docsroom/documents/38442 (дата обращения: 15.02.2020)
19 SME support. Internal Market, Industry, Entrepreneurship and SMEs. European Commission. URL: https://ec.europa.eu/growth/smes/support_en (дата обращения: 15.02.2020)
20 Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». URL: http://static.government. ru/media/files/qH8voRLuhAVWSJhIS8XYbZBsAvcs8A5t.pdf (дата обращения: 10.03.2020)
21 11 марта генеральный директор ВОЗ сообщил, что распространение COVID-19 можно охарактеризовать как пандемию, охватившую 114 стран, а число заболевших превысило 118 тыс. //www.rbc.ru
22 Coordinated economic response to the COVID-19 Outbreak. Annexes to the communication from the Commission to The European Parliament, The European Council, The Council, The European Central Bank, The European Investment Bank and The Eurogroup. Brussels, 13.03.2020
23 ECB announces €750 billion Pandemic Emergency Purchase Programme (PEPP). URL: https://www.ecb.europa.eu/press/pr/date/2020/html/ecb.pr200318_1~3949d6f266.en.html (дата обращения: 07.04.2020)
24 Coronavirus: Commission proposes to activate fiscal framework's general escape clause to respond to pandemic. URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_20_499 (дата обращения: 07.04.2020)
25 Coronavirus: Commission and European Investment Fund (part of EIB Group) unlock €8 billion in finance for 100,000 small and medium-sized businesses. URL: https://ec.europa.eu/ commission/presscorner/detail/en/ip_20_569 (дата обращения: 07.04.2020)
^ 36
Российский внешнеэкономический вестник
5 - 2020
26 COVID 19 - Economic package - Support to mitigate Unemployment Risks in an Emergency (SURE). URL: https://ec.europa.eu/info/files/covid-19-economic-package-support-miti-gate-unemployment-risks-emergency-sure_en (дата обращения: 02.04.2020)
27 Договор о функционировании Европейского Союза. Treaty on the Functioning of the European Union. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/?uri=O-J:C:2008:115:T0C (дата обращения: 01.12.2019)
28 Temporary Framework for State aid measures to support the economy in the current COVID-19 outbreak. Communication from The Commission. Brussels, 19.03.2020. URL: https://ec.europa.eu/competition/state_aid/what_is_new/sa_covid19_temporary-framework.pdf
29 Amendment to the Temporary Framework for State aid measures to support the economy in the current COVID-19 outbreak. Communication from The Commission. Brussels, 03.04.2020. URL: https ://ec .europa. eu/competition/state_aid/what_is_new/sa_covid 19_ 1 st_ amendment_temporary_framework_en.pdf
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. Дармилова Ж.Д., Колесникова М.В. Государственная поддержка малого инновационного бизнеса (зарубежный опыт) // Экономика: теория и практика. - 2017. - № 4 (48). - С. 84-92.
2. Как в Германии спасают малый и средний бизнес от коронавируса. Deutsche Welle. URL: https://www.dw.com/ru/как-в-германии-спасают-малый-и-средний-бизнес-от-коронавируса/a-52916009 (дата обращения: 15.04.2020)
3. Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». URL: http://static. government.ru/media/files/qH8voRLuhAVWSJhIS8XYbZBsAvcs8A5t.pdf (дата обращения: 10.03.2020)
4. РБК. URL: www.rbc.ru
5. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 27.12.2019 N 474-ФЗ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_52144/
6. Фролов А.С. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в странах Европейского Союза // Известия Академии управления: теория, стратегии, инновации. - 2011. - № 4. - С. 3-6.
7. Цигелкова Е., Платонова И.Н., Фролова Е. Д. Компаративный анализ поддержки малых и средних предприятий ЕС и Китая в целях повышения создаваемой ими добавленной стоимости // Экономика региона. - 2019. - Том 15. (Вып.1). - С. 256-270
BIBLIOGRAPHY:
1. Darmilova Zh.D., Kolesnikova M.V. Gosudarstvennaya podderzhka malogo innovacionnogo biznesa (zarubezhny'j opy't) // E'konomika: teoriya i praktika. - 2017. - № 4 (48). - S. 84-92.
5 - 2020
Российский внешнеэкономический вестник
37 Q
2. Kak v Germanii spasayut maly'j i srednij biznes ot koronavirusa. Deutsche Welle. URL: https://www.dw.com/rn/kak-v-germanii-spasayut-mdy'j-i-srednij-biznes-ot-koronavirusa/a-52916009 (data obrashheniya: 15.04.2020)
3. Pasport nacional'nogo proekta «Maloe i srednee predprinimatel'stvo i podderzhka individual'noi predprinimatel'skoi iniciativy'». URL: http://static.government.ru/media/ files/qH8voRLuhAVWSJhIS8XYbZBsAvcs8A5t.pdf (data obrashheniya: 10.03.2020)
4. RBK. URL: www.rbc.ru
5. Federal'ny'j zakon ot 24.07.2007 N 209-FZ «O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii» (red. ot 27.12.2019 N 474-FZ) [E'lektronny'j resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_52144/
6. Frolov A.S. Gosudarstvennaya podderzhka malogo i srednego predprinimatel'stva v stranax Evropejskogo Soyuza // Izvestiya Akademii upravleniya: teoriya, strategii, innovacii. - 2011. - № 4. - S. 3-6.
7. Cigelkova E., Platonova I.N., Frolova E.D. Komparativny'j analiz podderzhki maly'x i srednix predpriyatij ES i Kitaya v celyax povy'sheniya sozdavaemoj imi dobavlennoj stoimosti // E'konomika regiona. - 2019. - Tom 15. (Vy'p.1). - S. 256-270
^ 38
Российский внешнеэкономический вестник
5 - 2020