Научная статья на тему 'Инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса в республике Башкортостан: опыт и проблемы'

Инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса в республике Башкортостан: опыт и проблемы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
429
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фаизова Сабина Наилевна, Галимова Маргарита Петровна

В данной статье рассмотрены виды поддержки малого и среднего бизнеса в республике Башкортостан. Определены проблемы малого и среднего предпринимательства и рассмотрены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса в республике Башкортостан: опыт и проблемы»

УДК 333

ИНФРАСТРУКТУРА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ Фаизова Сабина Наилевна, студент, (e-mail: ouorly@gmail.com) Галимова Маргарита Петровна, доцент, кандидат экономических наук,

Уфимский государственный авиационный университет, г. Уфа, Россия

(e-mail: polli66@mail.ru)

В данной статье рассмотрены виды поддержки малого и среднего бизнеса в республике Башкортостан. Определены проблемы малого и среднего предпринимательства и рассмотрены пути их решения.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, предпринимательство, уровень развития бизнеса, государственная поддержка, проблемы малого бизнеса.

Малый бизнес - одна из главных задач развития России. При этом количество самозанятого населения составляет всего 3,8 %. По данным федеральной налоговой службы число зарегистрированных индивидуальных предпринимателей за 2015г. по сравнению с 2014г. составил 12,3%, но это не перекрывает большого падения новых ИП в 2013г. и высокого роста закрывшихся ИП[1,2].

По данным Ассоциации организаций предпринимательства Республики Башкортостан по состоянию на 1 января 2017 г. в РБ насчитывается более 131 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, из них:

индивидуальные предприниматели 861Q3

средние предприятия 367

малые предприятия 2677

микропредприятия 41934

Рисунок 1 - Статистика субъектов МСП на 01.01.2017

По сравнению с началом 2016 года количество МСП увеличилось на 4330 единиц.

Согласно данным единого реестра субъектов малого и среднего пред-

принимательства, количество средних и малых предприятий увеличилось

на 9,5 %:

140 00(1

Йсего Мнкропредпрнвгнв Малые предприятия Средние предприятия

Рисунок 2 - Статистика субъектов МСП по данным реестра субъектов

МСП

В Республике Башкортостан уделяется особое внимание на поддержку малого и среднего бизнеса. На территории республики функционирует ряд организаций, поддерживающих развитие бизнеса[3].

Развивает свою деятельность союз «Торгово - промышленная палата Республики Башкортостан» - это негосударственная, некоммерческая организация, объединяющая своих членов для реализации целей и задач, определенных Законом Российской Федерации «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» и Уставом Палаты[4].

При её поддержке была создана бизнес-школа ТПП РБ, которая является комплексной площадкой для развития бизнес-проектов. Её главной целью является содействие в продвижении новых бизнес-проектов. Бизнес - школа предоставляет менторство, привлечение инвестиций, осуществляет построение полезных связей, обучает правильным навыкам создания и ведения своего бизнеса.

Результатом деятельности является поддержка 35 бизнес - проектов в различных областях. К сожалению, обучение в бизнес - школе не бесплатное, что ограничивает заинтересованных в создании бизнеса людей.

Значительную роль в развитии МСБ можно выделить и у Государствен-

ного комитета РБ по предпринимательству и туризму, который отвечает за межотраслевую координацию, планирование и функциональное регулирование в области развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, туризма и туристской индустрии.

Результатом работы комитета стали:

- увеличение числа предпринимателей;

- увеличение числа занятых в субъектах малого и среднего бизнеса;

- увеличение валового регионального продукта и налоговых поступлений, генерируемых предпринимателями.

Но есть проблемы, связанные с не информированностью представителей МСП.

Стоит отметить деятельность Ассоциации организаций предпринимательства Республики Башкортостан. Она объединила ведущие предпринимательские структуры Башкортостана на добровольных и взаимовыгодных началах. Важнейшими задачами АОП РБ являются поддержка предпринимательства и консолидация бизнес-сообщества в Республике Башкортостан

[5].

В настоящее время АОП РБ объединяет в своих рядах 44 Совета, Союза предпринимателей в городах и районах РБ, 10 отраслевых бизнес-ассоциаций и фондов. Деятельность АОП поддерживают более 1000 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Основными направлениями деятельности АОП РБ в настоящее время являются:

• Деятельность по защите интересов малого и среднего бизнеса.

• Организация и участие в мероприятиях, направленных на решение проблем СМСП, содействующих повышению имиджа и престижа предпринимательской деятельности.

• Мероприятия по построению и развитию организации. Развитие предпринимательства на уровне муниципалитетов.

• Развитие социального предпринимательства.

• Деятельность АНО «Центр франчайзинга Республики Башкортостан».

• За период деятельности были созданы школа предпринимательского актива, Дискуссионная площадка «Как стать социальным предпринимателем».

С 1999г. успешно ведет свою работу Фонд развития и поддержки малого предпринимательства в республике Башкортостан. Он имеет три главных направления: поддержка предпринимательства, лизинговый фонд, гарантийный фонд. Центр поддержки предпринимательства Фонда развития и поддержки малого предпринимательства РБ совместно с Государственным комитетом РБ по предпринимательству и туризму проводит мероприятия в рамках Программы АО «Корпорация «МСП», а именно тренинги в целях обучения основами предпринимателей в г. Уфа, Кумертау, Сибай.

За 2016 год было поддержано и профинансировано 52 организации.

Минэкономразвития подготовило программу льготного кредитования малого бизнеса, которая будет работать в дополнение к программе «6,5%». До 1 августа 2017 года в рамках этой программы крупные банки с гос. участием будут предоставлять льготные кредиты малым и средним предприятиям, то есть по ставкам для среднего и малого бизнеса в 9,6% и 10,6% соответственно, на срок до пяти лет и на сумму от 5 млн рублей до 1 млрд рублей. С 1 августа 2017 г. льготные кредиты будут выдаваться только на инвестиционные цели.

В целом, инфраструктура поддержки МСБ в регионе сформировалась и показывает определенные успешные результаты. Но при этом, развитие МСБ недостаточно и его вклад в экономику региона не является существенным^].

Например, по данным ФНС на 10.01.2017 республика Башкортостан отстает от республики Татарстан на 21% по нескольким показателям:

Таблица 1 - Показатели МСП по республике Башкортостан и Татарстан

на 10.01.2017

Всего

Юридических лиц Индивидуальных предпринимателей

всего из них всего из них

Микро пред-приятие Малое предприятие Среднее предприятие Микро предприятие Малое пред-приятие Среднее пред-приятие

Республика Башкортостан 124 103 52 172 47 280 4 482 410 71 931 71 274 647 10

Республика Татарстан (Татарстан) 155 908 78 528 71 465 6 511 552 77 380 76 601 774 5

Это говорит о том, что используются малоэффективные или неработающие инструменты поддержки МСБ. Чтобы выявить инструменты, необходимо знать потребности малого бизнеса. По данным предыдущих исследований [1] из расчета оценки важности были выделены следующие нужды: быстрая оплата налогов, кредитование на льготных условиях; льготные режимы налогообложения; быстрая регистрация предприятий; узаконивание фриланса.

Интересен опыт Сингапура.

Быстрая оплата налогов. Необходимость в доработке онлайн сервисов по оплате СН и налогов. Направление - активное использование он-лайн-технологий, например, подача налоговых деклараций.

Быстрая регистрация предприятий. В Сингапуре регистрация предприятий составляет 1-2 дня. Процедура регистрации осуществляется дистанционно с помощью портала Реестра и состоит из двух этапов: утверждение названия компании и учреждение. В Башкирии процедура регистрации длится три и более дней в налоговой инспекции.

Узаконивание фриланса. На данный момент работники фриланса юридически не защищены, не имеют социальной защиты и трудовых прав, работают по гражданско-правовому договору, либо никак не оформляют отношения с работодателем. Еще одной проблемой является отсутствие контроля доходов таких работников, что влечет за собой спад экономики страны. 22 марта 2013 года был Государственной Думой был принят закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», по которому дистанционный работник имеет аналогичные права, как и все работники предприятия. Под данную поправку попадают далеко не все виды деятельности фрилансеров. Это не уменьшит количество работников, которые не хотят выплачивать налог на доходы государству. Поэтому, необходимо решить данную проблему путем узаконивания удаленной работы, предоставляю социальный пакет и юридическую защиту.

Можно выделить следующие приоритетные инструменты развития малого и среднего бизнеса:

1. Создание информационного, консультативного, правового, образовательного обеспечения;

2. Единое окно регистрации и оплаты счетов;

3. Технопарки;

4. Лизинг оборудования и субсидирование затрат МБ;

5. Создание антикоррупционной комиссии;

6. Поручительство Гарантийного фонда;

7. Поддержка развития финансового лизинга и франчайзинга;

8. Открытые переговоры с правительственными структурами;

9. Налоговые каникулы.

Особое внимание следует сосредоточить на создании информационного, консультативного, правового, образовательного обеспечения (ЦИКПО), основными задачами которого станут:

• развитие предпринимательского потенциала компаний малого бизнеса;

• оказание консалтинговых, бухгалтерских, информационных услуг предпринимателям;

• конкретная помощь предприятиям по специфике их работы;

• борьба за качество и стандартизацию услуг и производимых в стране товаров;

• совершенствование структуры предприятий малого бизнеса;

• подготовка кадров для управления малым бизнесом.

Единое окно регистрации и оплаты счетов:

• Регистрация через интернет;

• Оплата налогов и пенсионных взносов через интернет;

• Проверка задолженностей через единое окно.

Таким образом, существующая инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса в Республике Башкортостан сформирована, но недостаточно эффективна. Следует акцентировать внимание на комплексном использовании существующих инструментов и элементов инфраструктуры.

Список литературы

1. Фаизова С.Н., Галимова М.П. Анализ требований малого и среднего бизнеса к программам поддержки на основе бенчмаркинга// Экономика, инновации и предпринимательство. Сборник научных трудов кафедры «Экономика предпринимательства: сб.науч.тр/ под. общ. ред.Л.А.Исмагиловой; Уфимск.гос.авиац.техн. ун-т- Уфа: РИК УГАТУ, 2016.С.285-228

2. Исмагилова Л.А., Галимова М.П. Инновационные факторы эффективности функционирования малых и средних предприятий //Вестник УГАЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика.2012.№2(2).С78-81.

3. Андреев В.В., Галимова М.П Стратегические требования к управлению промышленными предприятиями среднего класса в инновационной экономике // Актуальные проблемы экономики и права. - 2013. - №1. - С. 25-29.

4. Союз «Торгово - промышленная палата республики Башкортостан» [Электронный ресурс] // http://www.tpprb.ru/ (Дата обращения: 29.06.2017)

5. Ассоциация организаций предпринимательства республики Башкортостан [Электронный ресурс] // http://www.aop-rb.ru/ (Дата обращения: 29.06.2017)

Faizova Sabina Nailevna, student

Ufa State Aviation Technical University (USATU), Ufa, Russia (e-mail: ouorly@gmail.com)

Galimova Margarita Petrovna, Candidate of Economic Sciences, Docent Ufa State Aviation Technical University (USATU), Ufa, Russia (e-mail: polli66@mail.ru)

INFRASTRUCTURE OF SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN: EXPERIENCE AND PROBLEMS

Abstract. This article outlines problems of small and medium sized businesses in the Republic of Bashkortostan and discusses types of support that would solve the problems outlined. Keywords: small and medium business, entrepreneurship, level of business development, state support, problems of small business.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.