Научная статья на тему 'Малое и среднее предпринимательство в России: современное состояние и перспективы развития в контексте Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 г'

Малое и среднее предпринимательство в России: современное состояние и перспективы развития в контексте Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 г Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / СРЕДНИЙ БИЗНЕС / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / КОНЦЕПЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2020 ГОДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крайнова В. В.

В статье раскрывается значение и система государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на современном этапе развития России. Приводятся статистические данные основных экономических показателей деятельности средних и малых предприятий. Вскрываются проблемы, возникающие при функционировании малого бизнеса. Рассматриваются перспективы развития данного сектора экономики в контексте Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Small and medium entrepreneurship in Russia: modern condition and prospects of development in the context of the Concept of socio-economic development of Russia until 2020

He article reveals the significance and the system of state support of small and medium enterprises at the present stage of development of Russia. Statistical data of the main economic indicators of activity of small and medium enterprises. Reveal problems that arise during the functioning of a small business. The article considers the prospects of development of this sector of the economy in the context of the Concept of socio-economic development of the Russian Federation until 2020.

Текст научной работы на тему «Малое и среднее предпринимательство в России: современное состояние и перспективы развития в контексте Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 г»

carried out in different directions: the dynamics of the number of companies, the structure and dynamics of indicators inostannoe part, the insurance market of Russia and others.

Keywords: insurance, insurance trends

УДК 338(470)

В.В. Крайнова, кандидат экономических наук, доцент ФБОУ ВПО «ВГАВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а

МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В КОНТЕКСТЕ КОНЦЕПЦИИ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 г.

В статье раскрывается значение и система государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на современном этапе развития России. Приводятся статистические данные основных экономических показателей деятельности средних и малых предприятий. Вскрываются проблемы, возникающие при функционировании малого бизнеса. Рассматриваются перспективы развития данного сектора экономики в контексте Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.

Ключевые слова: малый бизнес, средний бизнес, малое и среднее предпринимательство, поддержка малого и среднего предпринимательства, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.

Современная экономическая история развития ведущих стран мира показала, что, несмотря на все трудности, присущие периоду становления государства, именно малое и среднее предпринимательство (далее - МСП) остается ключевой «точкой роста» экономики страны. Этому способствует лучшая адаптация к изменению конъюнктуры рынка, более высокая налоговая дисциплина, более низкий уровень затрат, значительная инновационная активность.

Малый и средний бизнес - это база для реализации предпринимательской активности и основа для формирования и расширения среднего класса, а значит, для устойчивого развития в стране массового социально и экономически здорового слоя, заинтересованного в политической стабильности общества, развитии демократических основ, повышении качества человеческого капитала и реализации модернизационной повестки дня в экономике. Именно малое и среднее предпринимательство способно обеспечить конкурентоспособную диверсификацию отечественной экономики с необходимой инновационной составляющей. Кроме того, развитие МСП - это один из решающих факторов инновационного обновления - обновления на принципах реализации экономики знаний, человеческого капитала, роста инициативы и ответственности. МСП являются наиболее приспособленными и мобильными при реагировании на постоянно изменяющуюся рыночную конъюнктуру, появление новых ниш и потребностей рынка. При этом они обеспечивают высокую эффективность капиталовложений, формируют конкурентную среду, насыщают рынок товарами и услугами, увеличивают налоговые поступления в бюджеты всех уровней, а также обеспечивают быструю генерацию новых рабочих мест [2].

Следует отметить, что уровень развития МСП определяет показатель степени

свободы в экономике: крупные корпорации способны ее себе обеспечить самостоятельно, а МСП могут эту свободу получить только в том случае, если государство к этому лояльно относится. Малый и средний бизнес может развиваться только в либеральном поле. Именно поэтому необходимо вести речь о стабильном и долговременном развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, поскольку развитие МСП имеет не только экономическое, но и социальное значение.

Предпринимательская сфера - мощный инструмент борьбы с безработицей, предоставляющий широкие возможности для самозанятости населения, что на сегодняшний день становится особо актуальным в условиях нарастающего мирового финансового кризиса и угрозы массового сокращения сотрудников предприятий и компаний, особенно занятых в финансово-кредитной сфере, сфере обслуживания и торговли, строительства и многих других.

В такой ситуации практически единственным выходом для данной категории населения, состоящей из высококвалифицированных специалистов, становится возможность создания собственного бизнеса. Однако, этот процесс нуждается в серьезной поддержке со стороны государства, заключающейся в практическом содействии по упрощению процедуры вхождения на рынок и минимизации соответствующих рисков начинающих предпринимателей, развития инфраструктуры и необходимого набора доступных услуг, а также налоговых льгот и финансовой поддержки начинающих свое дело людей, включая микро-финансирование и другие доступные им финансовые услуги, в том числе грантовую поддержку. Большинство же предприятий малого и среднего бизнеса, которые были ориентированы на сдержанное развитие, вели осторожную финансовую политику и, самое главное, выстраивали бизнес в четком соответствии с изменением спроса на свою продукцию, сейчас нуждаются в облегченном доступе к финансовым ресурсам, а также в разносторонней поддержке, направленной на сокращение издержек и повышение эффективности бизнеса. Особенно сильно возрастает важность доступа к долгосрочным, инвестиционным ресурсам для малого и среднего бизнеса, поскольку из-за финансового кризиса многие предприятия сворачивают свои инвестиционные проекты, а это, безусловно, весьма негативно скажется на показателях экономического развития страны в ближайшие годы. Кроме того, для повышения конкурентоспособности МСП необходимо расширить перечень субсидируемых затрат МСП и увеличить долю затрат, покрываемых этими субсидиями [2].

Именно малые и средние компании вносят сегодня существенный вклад в рост производительности во всех странах мира. Сегодня в мире появляются организационные и технологические инновации, изменяющие способы производства и структуру отраслей. Без участия малого и среднего бизнеса невозможна реструктуризация промышленных гигантов. В инновационных областях, таких как информационные технологии, нанотехнологии или биотехнологии, создание новых фирм является единственным и главным механизмом эффективного роста.

Инновации и экспорт становятся движущей силой роста экономики, основой ее конкурентоспособности на глобальных рынках. Предпринимательство в свою очередь, является основой инноваций. Осознание этого факта в странах Северной Америки, а затем и в Западной Европе в 1980-х гг. изменило отношение власти и общества к малому бизнесу и способам его поддержки. Малые фирмы, с которыми ассоциировались высокий риск, ресурсная ограниченность, административный пресс со стороны государства и более крупных конкурентов, стали рассматриваться в качестве важного источника экономического роста. А стимулирование предпринимательства превратилось в один из основных приоритетов экономической политики не только в Европе, но и во всем мире. Последние события на мировых финансовых рынках и связанная с этим неопределенность глобального развития делают разработку и принятие долгосрочной федеральной программы поддержки малого и среднего бизнеса еще более актуальной. Именно поэтому развитию малого и среднего бизнеса, совершенствованию его внешней среды и модернизации соответствующей инфраструктуры под-

держки уделяется беспрецедентное внимание со стороны руководства страны. Содействие развитию МСП является одним из основных элементов экономической политики государства, способствующей поддержанию здоровой конкуренции и решению долгосрочных задач [2].

Стратегической целью государственной политики, заявленной в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., является вхождение России в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта, что означает, в том числе, и переход страны на новый инновационный путь экономического развития. В условиях усиления глобальной конкуренции и продолжающегося кризиса производства, сопровождаемого снижением цен на сырье и замедлением темпов роста, вопрос о переходе России на инновационный путь экономического развития становится проблематичным, но не снимается с повестки дня. В свою очередь инновационный путь экономического развития требует от государства создания максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских частных компаний, расширения их способности к работе на открытых глобальных рынках в условиях жесткой конкуренции, поскольку именно частный бизнес является основной движущей силой экономического развития. Проблема развития малого и среднего бизнеса в период перехода от сырьевого к инновационному сценарию развития экономики приобретает особый интерес. Кроме того, в условиях посткризисного периода вопрос развития и поддержки малого и среднего предпринимательства приобретает особое значение, так как именно этот бизнес способен «смягчить» последствия кризиса, обеспечив дополнительную занятость и рост производства [4].

В России малые и средние предприятия пока еще не занимают столь значительного места в экономике страны как в большинстве развитых стран мира. Точкой отсчета современной истории малого и среднего предпринимательства в России может служить Постановление Совмина СССР от 8 августа 1990 года. «О мерах по созданию и развитию малых предприятий», где было сказано: «Переход к регулируемым рыночным отношениям, поддержка предпринимательства требуют ускоренного создания сети малых предприятий, способных активизировать структурную перестройку экономики, предоставить широкую свободу выбора и новые рабочие места, обеспечить быструю окупаемость затрат, оперативно реагировать на изменения потребительского спроса».

Современное определение малого и среднего бизнеса и действующие критерии его оценки приведены в п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее -Закон о малом и среднем предпринимательстве).

В Российской Федерации, в соответствии с Законом о малом и среднем предпринимательстве, к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям [5]:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не рас-

пространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ -бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек включительно.

Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных предприятий.

3) предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства не превышают пороговые значения, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 556:

- микропредприятия - 60 млн. руб.;

- малые предприятия - 400 млн. руб.;

- средние предприятия - 1000 млн. руб.

Категория субъекта МСП определяется в соответствии с наибольшим по значению условием по средней численности работников и выручке от реализации товаров (работ, услуг).

По данным Федеральной службы государственной статистики на начало 2012 года в стране действует [5]:

- микропредприятий - 1593755 единиц;

- малых предприятий - 1836433 единиц;

- средних предприятий - 15945 единиц;

- индивидуальных предпринимателей - 2927500 единиц;

На практике малый и средний бизнес в России развит слабо и работает неэффективно, о чем свидетельствует текущая структура МСП в стране. Так, в России в 2011 г. по оценке Федеральной службы государственной статистики доля средних предприятий в ВВП составила около 5%, доля малых предприятий в ВВП - около 20% (табл. 1). Это в 2-4 раза ниже подобного показателя не только ведущих экономик мира, но и восточноевропейских стран, а также ряда бывших советских республик (для сравнения - в Европе малыми и средними предприятиями создается до 70% ВВП, в США - около 40%) [7]. При этом в российском среднем бизнесе занято около 4%, в малом бизнесе - около 23% трудоспособного населения (табл. 1), в то время, как в странах Европы этот показатель в среднем составляет 50-70%.

В целом, вклад малых предприятий можно охарактеризовать следующими показателями: пятая часть валового внутреннего продукта; каждый пятый, занятый в экономике; две из пяти компаний - малые.

Оборот средних и малых предприятий по экономическим видам деятельности не меняется уже в течение последних нескольких лет. В 2011 г. наибольший оборот (по-

рядка 40% для средних и 57% для малых предприятий) приходилось на оптовую и розничную торговлю (табл. 2). На обрабатывающие производства приходилось около 21% оборота для средних и 9% оборота для малых предприятий, на строительство - около 10% МСП, на операции с недвижимым имуществом - 6% и 9% соответственно [5].

Таблица 1

Удельный вес предприятий в основных экономических показателях в 2011 году, %

Экономические показатели Средние предприятия Малые предприятия (включая микропредприятия) Микропредприятия

Средняя численность работников (без внешних совместителей) 4,3 22,7 8,4

Оборот предприятий 5,1 22,2 6,9

Инвестиции в основной капитал 2,4 4,0 1,4

Основные средства 2,3 5,8 2,7

Оборотные активы 4,0 23,0 15,9

Капитал и резервы 1,4 21,0 19,0

Таблица 2

Оборот предприятий по видам экономической деятельности в 2011 году (в % к итогу)

Экономические показатели Средние предприятия Малые предприятия (включая микропредприятия) Микропредприятия

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 5,3 1,4 1,2

Рыболовство, рыбоводство 0,6 0,1 0,1

Добыча полезных ископаемых 1,7 0,4 0,2

Обрабатывающие производства 20,9 8,9 6,8

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 1,3 0,5 0,4

Строительство 9,8 9,7 8,8

Оптовая торговля (кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами) 35,4 45,2 41,4

Розничная торговля (кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами), ремонт изделий и предметов личного пользования 5,9 11,4 14,9

Гостиницы и рестораны 0,5 2,0 1,7

Транспорт и связь 3,4 3,8 4,4

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 6,1 9,4 12,9

Образование 0,0 0,0 0,1

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 0,3 0,5 0,5

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 0,5 1,0 1,1

Всего 100 100 100

Таким образом, отраслевая структура среднего и малого бизнеса в России выглядит явно нерациональной.

Большинство субъектов МСП (около 80%) являются прибыльными [5]. Удельный вес прибыльных предприятий в общем числе предприятий в 2011 году составил:

- по средним предприятиям - 79,9%;

- по малым предприятиям - 81,3%;

- по микропредприятиям - 81,5%.

Сохраняется дифференциация по уровню развития (плотности) малого предпринимательства и потенциала между российскими регионами (рис. 1).

Как видно из рис. 1, примерно треть малых и средних предприятий действует в Центральном федеральном округе, около 20% - в Приволжском федеральном округе, около 15% - в Южном федеральном округе. Как правило, пропорционально количеству предприятий формируются и другие показатели деятельности МСП по регионам : средняя численность и оборот [5].

Средние предприятия

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦ **** н _ _ ♦♦♦♦ ♦♦♦ ♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦

22,4

4444444,4444' 9,3

--------- 9,6

У/Ш/^ЛУ/ шш

4,1

3,5

3,5

5,6

3,0

14,3

7,9

21,5

8,6

-:-:-:-: 10,1:-:-:-:-

2,9

Количество предприятий

Средняя численность работников списочного состава (без внешних совместителей)

Оборот предприятий

Малые предприятия (включая микропредприятия)

13,3 4,4 12,6 4,2 ***** и п п >*** 10,0 ***** Ь***

Ша8Ш

18,3 21,5 16,1

2,6 2,6 ИШ&ШИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ш!8,0Ш ЙЙ80Ш >>>>: 10,6 >>:>:>

:-:-:-:-:-: 14,2 ■:-:-:- _-_-_-_-_ 12,0 -------- в

в

3,8

2,3

Количество предприятий

Средняя численность работников списочного состава (без внешних совместителей)

Оборот предприятий

□ Центральный федеральный округ В Южный федеральный округ

□ Приволжский федеральный округ

□ Сибирский федеральный округ

□ Северо-Западный федеральный округ

□ Северо-Кавказский федеральный округ

□ Уральский федеральный округ ■Дальневосточный федеральный округ

Рис. 1. Распределение федеральных округов по отдельным показателям деятельности малых и средних предприятий в 2011 году (в % к итогу)

Приведенная выше статистика по доле и структуре МСП в России свидетельствует об отсутствии эффективной системы поддержки МСБ в стране и о наличии множества нерешенных проблем, возникающих на пути его развития. Основное, с чем приходится сталкиваться игрокам малого и среднего бизнеса - это, в первую очередь, недостаточное и неэффективное правовое регулирование в сфере МСП, а также сложность и дороговизна получения банковских кредитов и недоступность альтернативных источников внешнего финансирования. Так, главным источником финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства является собственная прибыль - 61%, средства учредителей составляют 23%, а кредиты банков - лишь 16% [7]. Здесь стоит отметить, что большинство кредитов малым и средним предприятиям предоставляются на короткие сроки (более 83% кредитов выданы на срок до 1 года). В свою очередь это ограничивает сферу применения денежных ресурсов отраслями с коротким сроком оборачиваемости и высокой нормой прибыли, которая будет являться достаточной для покрытия больших прямых и косвенных расходов субъектов малого и среднего предпринимательства. В связи с чем, более 60% всех кредитов, выданных малому и среднему бизнесу, приходится на предприятия, занимающиеся торговлей [7].

Стратегическая задача России в развитии МСП до 2020 года, которую ставит правительство, состоит в том, чтобы приблизиться по основным показателям к экономическим развитым странам мира. Доля малых и средних компаний в ВВП должна составлять не менее 40% (вместо 20% сейчас). Доля занятых на малых и средних компаниях должна приблизиться к 50% всего занятого в экономике населения (вместо 20% сейчас). Россия должна приблизиться к общемировому показателю по доле граждан, желающих начать собственное дело. Этот показатель составляет 10% от всех граждан страны. Поэтому одна из основных задач в ближайшее время - это увеличение числа субъектов МСП и их вклада в развитие экономики [6].

Каковы основные направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства? На основе Карты проекта «Развитие малого и среднего предпринимательства», разработанной Министерством экономического развития выделим ключевые направления реализации государственной политики в отношении малого и среднего бизнеса [6].

1. Повышение спроса через доступность государственного и муниципального заказа

Ключевая проблема малых и средних предприятий - это невысокий уровень спроса на их продукцию. По мнению Министерства экономического развития, реальный способ решения этой проблемы состоит в обеспечении доступности государственного и муниципального заказа для малых и средних компаний. Сегодня уже многое сделано в этом направлении: законодательство о государственном заказе предусматривает квоты для малого бизнеса на закупки государственных корпораций и естественных монополий. Развиваются электронные аукционы, благодаря которым обеспечивается реальное участие малого предпринимательства в поставках своей продукции для государственных и муниципальных нужд. Государство заинтересовано в дальнейшем увеличении размещения у субъектов малого и среднего предпринимательства государственного (муниципального) заказа и заказа естественных монополий и государственных корпораций.

2. Механизм участия МСП в госзакупках

Конкурентная борьба за выгодный государственный заказ потребует от малых и средних предприятий знакомства с механизмом электронных торгов. Согласно закону, государственные и муниципальные закупки осуществляются в основном через электронные аукционы. Сначала необходимо оформить электронную цифровую подпись (ЭЦП). Затем - пройти аккредитацию на одной из пяти официальных электронных торговых площадках, определенных Правительством для государственных закупок (http://etp.roseltorg.ru/, http://www.zakazrf.ru/, http://www.sberbank-ast.ru/,

http://www.rts-tender.ru/, http://www.etp-micex.ru/). На основе информации о проводимых электронных аукционах нужно выбрать интересующий аукцион и подать заявку на участие. Заявка должна соответствовать требованиям аукционной документации к качеству, к безопасности, к техническим характеристикам товара, работ или услуг. К заявке необходимо приложить лицензии, сертификаты, допуски, которые установил госзаказчик. Подав лучшее ценовое предложение, потенциальный поставщик обеспечивает себе победу в электронном аукционе. С победителем согласовываются все значимые условия и подписывается государственный контракт.

3. Повышение конкурентоспособности малых и средних компаний за счет субсидий предприятиям - экспортерам

Вступление России в Всемирную Торговую Организацию ставит на повестку дня задачу повышения конкурентоспособности малых и средних компаний. Для того, чтобы стимулировать работу МСП по повышению спроса на свою продукцию за счет роста её конкурентоспособности, малым и средним предприятия, экспортирующим свою продукцию, предоставляются финансовые субсидии за счет средств бюджетов всех уровней.

4. Доступность офисной и производственной недвижимости

Ещё одно направление государственной поддержки МСП связано с повышением доступности офисной и производственной недвижимости для 70% субъектов малого и среднего предпринимательства, которые сталкивается с этой проблемой. Органы власти решают её путем предоставления преимущественного права выкупа малыми компаниями арендуемых помещений, а также путем формирования перечней имущества для целевого предоставления в аренду компаниям малого и среднего предпринимательства во всех субъектах Российской Федерации. В результате работы в этом направлении, предполагают в Министерстве экономического развития, должно появиться около 5000 новых собственников - малых и средних компаний.

5. Доступность технологической инфраструктуры

Государство планирует облегчить для малых компаний доступ к объектам недвижимости, относящимся и к технологической инфраструктуре (электросети, газовая и коммунальная инфраструктура). Сегодня третью часть затрат МСП, начинающих бизнес, в общих затратах на начало дела составляют затраты на доступ к технологической инфраструктуре. Использование типового договора, снижение тарифов на присоединение, внедрение независимой экспертизы позволят снижать долю затрат на доступ к технологической инфраструктуре.

6. Грантовая поддержка предпринимателей

Грантовая поддержка в первую очередь оказывается трем категориям предприятий: инновационным малым компаниям, компаниям, осуществляющим модернизацию производства и экспорт произведенной продукции, и начинающим предпринимателям.

Наиболее востребованными являются микрофинансирование и обучающие программы.

Начинающим малым инновационным компаниям, создаваемым при высших учебных заведениях, выделяют грант, составляющий 0,5 млн. рублей на одного получателя поддержки - юридическое лицо. Во всех субъектах Российской Федерации практикуется поддержка начинающих предпринимателей через систему грантов. Необходимым условием предоставления грантовой поддержки начинающим предпринимателям является прохождение курсов по основам права, налогообложения, управления. Приоритет отдается краткосрочным курсам (до 100 часов). Такое обучение позволяет сориентироваться в основах предпринимательства и новичкам, и людям, оказавшимся в непростой жизненной ситуации. Бизнес-образование для стартующих

предпринимателей позволяет повысить «выживаемость» малых компаний в первые, самые трудные, три года деятельности.

7. Финансовая поддержка

Одна из крупных задач - расширение финансовой поддержки МСП. Федеральная и региональные программы поддержки МСП обеспечивают субсидирование затрат на уплату процентов за кредиты малых компаний. По данным Министерства экономического развития, предполагается двухкратное повышение капитализации региональных гарантийных фондов поручительств по кредитам малых компаний, в том числе за счет нового механизма государственных гарантий. Осуществляется формирование сети фондов прямых инвестиций в малые компании и фондов инвестиций в инновационные разработки малых компаний.

8. Сокращение административной нагрузки на бизнес

Закон 294-ФЗ «О защите прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля» позволил сократить внеплановые проверки бизнеса, снизить административное давление на предпринимателей и тем самым обеспечил дополнительный рост экономики в самом динамичном и чувствительном к комфортной бизнес-среде секторе экономики. Поэтому работа по сокращению административных барьеров, по недопущению появления новых барьеров определена как первоочередная в деятельности государственных органов.

9. Формирование института «обратной связи» с предпринимателями через предпринимательские объединения

Для оценки влияния принимаемых органами исполнительной власти решений и диалога между бизнесом и властью формируется институт «обратной связи» с предпринимателями. Сейчас в России действуют 4 крупных предпринимательских объединения: «ОПОРА РОССИИ», Торгово-промышленная палата Российской Федерации, «Деловая Россия», Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей). Предпринимательские объединения призваны внести существенный вклад в совместную работу с властью по преодолению административных барьеров для субъектов малого и среднего предпринимательства.

10. Пропаганда предпринимательства

Для того, чтобы приблизиться к общемировому показателю по доле граждан, желающих начать собственное дело, планируется использовать возможности телевидения, радио, Интернета для популяризации идей предпринимательства, развития интереса у молодых людей к самостоятельной деловой активности, разъяснения государственной политики содействия развитию предпринимательства.

Обобщая направления государственной политики в отношении малого и среднего бизнеса, отметим следующее:

- модернизация российской экономики напрямую связана с увеличением числа субъектов малого и среднего предпринимательства и их вклада в развитие экономики.

- перспективы развития малого и среднего предпринимательства в России связаны с государственной политикой содействия развитию предпринимательства, с совершенствованием законодательства по защите интересов малых и средних компаний, с поддержкой общественных организаций предпринимателей.

- государственная поддержка осуществляется по нескольким направлениям: повышение доступности для субъектов малого и среднего предпринимательства производственной, технологической, офисной инфраструктуры, а также государственного (муниципального) заказа через электронные аукционы, поддержка инновационных компаний и экспортно-ориентированных малых и средних предприятий, которые производят конкурентоспособную продукцию, микрофинансирование, гранты, обучающие программы.

Согласно заявленному курсу инновационного развития страны правительство Российской Федерации уже начало осуществлять комплекс мер, направленных на поддержание малого и среднего предпринимательства и улучшения условий его функционирования с целью изменения отраслевой структуры и структуры финансирования МСП. Усиление поддержки данного сектора экономики продиктовано осознанием значения предприятий малого и среднего бизнеса как одного из важнейших резервов роста национальной экономики.

Список литературы:

[1] Бондаренко И.А. Перспективы развития малого и среднего предпринимательства в России в контексте Концепции долгосрочного социально-экономического развития России 2020 // Российское предпринимательство. - 2011. - № 9 Вып. 2 (192). - с. 88-93. [Электронный ресурс] // -Режим доступа: http://www.creativeconomy.ru/articles/13779

[2] Ермошин А.М. «Малый и средний бизнес России - текущее состояние и перспективы развития» [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-412252.html

[3] Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // http://www.kremlin.ru

[4] Крылова М.В. Малое и среднее предпринимательство в России и проблемы его развития [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3115

[5] Малое и среднее предпринимательство в России, 2012 [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_47/Main.htm

[6] Перспективы развития малого и среднего предпринимательства в России [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://zakupki-tendery.ru/articles/item/4-perspektivy-razvitiya-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-rossii)

[7] Финансовая и гарантийная поддержка развития малого и среднего предпринимательства // Российский Банк Развития // http://www.rosbr.ru/files//Doc1.doc

SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIA: MODERN CONDITION AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF THE CONCEPT OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF RUSSIA UNTIL 2020

V. V. Kraynova

The article reveals the significance and the system of state support of small and medium enterprises at the present stage of development of Russia. Statistical data of the main economic indicators of activity of small and medium enterprises. Reveal problems that arise during the functioning of a small business. The article considers the prospects of development of this sector of the economy in the context of the Concept of socio-economic development of the Russian Federation until 2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.