Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПЫТА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН'

ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПЫТА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
174
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
АУДИТОРСКИЕ УСЛУГИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АУДИТ / СЧЕТНАЯ ПАЛАТА / ФИНАНСОВЫЙ АУДИТ / АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА / СУДЕБНЫЕ ФУНКЦИИ / КАДРОВЫЙ АУДИТ / КОНТРОЛЬ ЗА ПОЛИТИЧЕСКИМИ ПАРТИЯМИ И ИЗБИРАТЕЛЬНЫМИ КОМПАНИЯМИ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АУДИТ / АУДИТ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК / ВНЕШНИЙ КОНТРОЛЬ РАБОТЫ АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лобанова Е. Н., Кононова О. В., Ардашева А. Л., Суяркова О. В., Самохина А. С.

Рассмотрены функции высших органов государственного аудита в различных странах мира и трансформация функций Счетной палаты Российской Федерации под влиянием мировых тенденций, а также расширение зоны ответственности Счетной палаты, предусмотренной Стратегией развития Счетной палаты на 2018 - 2024 годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лобанова Е. Н., Кононова О. В., Ардашева А. Л., Суяркова О. В., Самохина А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE STATE AUDIT SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION USING EXPERIENCE OF FOREIGN COUNTRIES

The functions of the supreme governmental audit bodies in various countries of the world and the transformation of the functions of the Accounts Chamber of the Russian Federation under the influence of global trends, as well as the expansion of the area of responsibility of the Accounts Chamber, provided for by the Development Strategy of the Accounts Chamber for 2018-2024, are considered.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПЫТА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»

Вместе с тем страховые компании могут управлять своей убыточностью, снижая расходы на ведение дела, в том числе за счет уменьшения комиссий посредникам (по итогам 2019 г. доля вознаграждения посредников во взносах, полученных при их участии, достигала 29%, по итогам 2015 г. - 20%). Однако давление на величину расходов страховщиков на ведение дела могут оказать:

- рост стоимости приобретения перестраховочной защиты у иностранных перестраховщиков11 за счет ослабления рубля;

- затраты на организацию удаленной работы.

Влияние на развитие страхования: в качестве

положительных последствий текущего экономического шока для страховой отрасли (и финансового рынка в целом) можно выделить ускорение цифро-визации процессов. Так, в условиях ограничения работы офисов и передвижения граждан возрастает потребность в оказании удаленных услуг. При этом кроме развития электронных продаж (в том числе с расширением возможности предстрахового осмотра имущества с использованием мобильных приложений) ожидается также быстрое развитие сервисов удаленного урегулирования убытков и телемедицины. Может произойти увеличение популярности полисов pay-as-you-go, подразумевающих оплату страховой защиты пропорционально времени ее использования. Вместе с тем страховщики начинают учитывать время использования имущества и соответствующее снижение убыточности даже по классическим полисам. Американские компании Allstate и American Family Insurance решили возместить часть ежемесячных страховых взносов по автострахованию своим клиентам, остающимся дома12. Компенсировать затраты страхователей

помогает снижение аварийности и, соответственно, уменьшение выплат по страховым случаям. Страховщики начали предоставлять своим клиентам скидки и рассрочки на ближайшие месяцы и по другим видам страхования. Некоторые российские компании также начали начислять своим клиентам бонусы за отсутствие страховых событий в период самоизоляции, а также возвращать средства по неиспользованным полисам страхования выезжающих за рубеж в связи с ограничительными мерами по борьбе с распространением коронавируса.

Однако во многих странах возникают проблемы, связанные с тем, что инфекционные заболевания не включены в полисы страхования от потерь прерывания бизнеса, а также в личные виды стра-хования13. Такие исключения из страхового покрытия, на которые клиенты могли не обращать внимания при заключении полиса, вызывают недовольство со стороны страхователей и рост напряженности в отрасли. Рост заинтересованности бизнеса в страховании потерь, связанных с пандемией, может привести к разработке страховщиками полисов, включающие такие риски, даже несмотря на их невысокую изученность и прогнозируемость.

Список литературы

1. Обзор ключевых показателей деятельности страховщиков. Информационно-аналитический материал. М: «Банк России». № 1, 2020, 26 с.

2. Любарская О., Янин А. Итоги первого полугодия 2020 года на страховом рынке и прогноз на 2020 год: выстоять под давлением // Страхование, №10, 2020, 74 с.

3. Рейтинговое агентство «Эксперт РА». Официальный сайт. https://www.raexpert.ru/

ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПЫТА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Лобанова Е.Н.

ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»

Филиал в г. Белореченске Старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента

Кононова О.В.

ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»

Филиал в г. Белореченске Старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента

Ардашева А.Л.

ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»

Филиал в г. Белореченске Старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента

Суяркова О.В.

ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»

Филиал в г. Белореченске Старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента

Самохина А.С.

ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»

Филиал в г. Белореченске Старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента

TRANSFORMATION OF THE STATE AUDIT SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION USING

EXPERIENCE OF FOREIGN COUNTRIES

Lobanova E.,

FSBEI HE «Adyghe State University» Branch in Belorechensk Senior Lecturer at the Department of Economics and Management

Kononova O., FSBEI HE «Adyghe State University» Branch in Belorechensk Senior Lecturer at the Department of Economics and Management

Ardasheva A., FSBEI HE «Adyghe State University» Branch in Belorechensk Senior Lecturer at the Department of Economics and Management

Suyarkova O., FSBEI HE «Adyghe State University» Branch in Belorechensk Senior Lecturer at the Department of Economics and Management

Samokhina A. FSBEI HE «Adyghe State University» Branch in Belorechensk Senior Lecturer at the Department of Economics and Management

Аннотация

Рассмотрены функции высших органов государственного аудита в различных странах мира и трансформация функций Счетной палаты Российской Федерации под влиянием мировых тенденций, а также расширение зоны ответственности Счетной палаты, предусмотренной Стратегией развития Счетной палаты на 2018 - 2024 годы.

Abstract

The functions of the supreme governmental audit bodies in various countries of the world and the transformation of the functions of the Accounts Chamber of the Russian Federation under the influence of global trends, as well as the expansion of the area of responsibility of the Accounts Chamber, provided for by the Development Strategy of the Accounts Chamber for 2018-2024, are considered.

Ключевые слова: аудиторские услуги, государственный контроль, государственный аудит, Счетная палата, финансовый аудит, аудит эффективности, законодательная экспертиза, судебные функции, кадровый аудит, контроль за политическими партиями и избирательными компаниями, стратегический аудит, аудит в сфере государственных закупок, внешний контроль работы аудиторских организаций.

Keywords: audit services, state control, state audit, Chamber of Accounts, financial audit, performance audit, legal expertise, judicial functions, personnel audit, control over political parties and election companies, strategic audit, audit in the field of public procurement, external control of the work of audit organizations.

Принципы организации функционирования высших органов государственного аудита (контроля) базируются прежде всего на модели финансового контроля в каждой стране, которая складывается исходя из особенностей построения правовой системы. Соответственно, разнообразие функций и полномочий высших органов государственного аудита (контроля) во многом объясняется их статусом. Например, финансовые органы, построенные по принципу судебной коллегии, обладают полномочиями выносить судебные решения и накладывать санкции. В свою очередь структуры, которые создаются как независимый от правительства орган или подотчетны президенту, обладают достаточно широкими полномочиями, например, берут на себя функции кадрового аудита или контроля над деятельностью политических партий и избирательных кампаний.

В разных странах детальный перечень функций и полномочий высших органов государствен-

ного аудита различается. В отдельных странах возникают задачи, связанные с мониторингом достижения тех или иных социально-экономических показателей. Иногда у высшего органа государственного аудита имеется задача по проведению аттестации государственных гражданских служащих. В то же время в отдельных странах функции таких органов сужены до вопросов чисто финансовой экспертизы. Кроме того, новые функции возникают у органов государственного аудита (контроля) в связи с развитием концепции устойчивого развития, которая предполагает выработку новых подходов в государственном управлении и аудите.

Анализ внешнего финансового контроля в зарубежных странах мира свидетельствует, с одной стороны, о многообразии его форм, с другой — о некоторой общности функций и принципов контроля.

Все высшие органы государственного аудита (контроля) в силу своего независимого статуса обладают полномочиями запрашивать у объектов

аудита любую необходимую информацию, в том числе финансовую отчетность, уставные документы, контракты и пр., а также самостоятельно определять порядок проведения аудиторских проверок и расследований. Выполняя вспомогательную информационно-аналитическую функцию, все высшие органы финансового контроля представляют в законодательный или исполнительный орган власти и официально публикуют информацию о государственном аудите и проводимых провер-

ках, которая может быть использована для улучшения работы правительств и повышения эффективности управления бюджетными средствами.

Таким образом, по результатам анализа функционирования высших органов финансового аудита (контроля) в странах мира мы определили достаточно узкий перечень функций и полномочий, которым ограничивается их деятельность. Все перечисленные функции были сгруппированы нами в девять блоков (табл. 1).

Таблица 1.

Группы функций высших органов государственного аудита (контроля)

Страны Финансовый аудит Аудит эффективности Законодательная экспертиза Судебные функции Кадровый аудит Контроль за политическими партиями и избирательными компаниями Стратегический аудит Аудит в сфере государственных закупок Внешний контроль работы аудиторских организаций

Развитые страны Европы и Ближнего Востока

Австрия + + +- - + + - - -

Бельгия + + - + - + - - -

Великобритания + + +- - - - - - -

Германия + + - - - - - + -

Греция + + +- +- - - - + -

Израиль + + + - + + - - -

Исландия + + +- - - + - + -

Люксембург + + + + - - - - -

Португалия + + + + - - - - -

Франция + + +- + - - +- - -

Развитые и развивающиеся страны Северной Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона

Австралия + + - - - - - - -

Канада + + + - - - - - - -

Республика Корея + + + + + - + - +

США + + - - - - + - - -

Япония + + - + - - - - - -

Чили + + + + + - - - -

Страны БРИКС

Бразилия + + + + + - - - -

Индия + + + - - - - - - -

Китай + + - + + - - + + - +

Россия + + + - - - + + +

ЮАР + + - - - - - - -

Итого: 20 стран 21 21 14 10 6 4 5 5 3

Примечание: «+» — функции присутствуют, «+-» — функции присутствуют частично, «-» — функции отсутствуют.

В настоящее время можно заметить возрастающие общемировые тенденции к расширению сферы деятельности высших органов финансового контроля. В России, как и в рассматриваемых зарубежных странах, выявляется переход от аудита результатов деятельности к текущему контролю, что позволяет дисциплинировать объекты аудита, которые теперь подвергаются аудиторской проверке не только по завершении финансового года, но и в любой другой момент времени. Кроме того, наиболее актуальным направлением на повестке дня в рамках государственного финансового контроля становится проведение стратегического аудита социально-экономического развития.

Если проследить изменения, происходящие в законодательстве о деятельности Счетной палаты Российской Федерации, то можно выделить ряд существенных тенденций, являющихся, в том числе основой для выстраивания новой совершенной структуры и принципов функционирования высшего органа финансового контроля в будущем. В табл. 2 представлены функции Счетной палаты, которые закреплены в федеральных законах от 1995 г. и 2013 г., а также в Стратегии развития Счетной палаты на 2018-2024 гг.

Таблица 2.

Новые функции Счетной палаты в законодательстве Российской Федерации _

Группы функций Федеральный закон № 4-ФЗ (последняя редакция 2012 г.) Федеральный закон № 41-ФЗ (действующая редакция) Стратегия развития Счетной палаты на 2018-2024 гг.

Финансовый аудит — организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; — оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; — анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом; — контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации. Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы, органы местного самоуправления и учреждения, на федеральные внебюджетные фонды, государственные корпорации и государственные компании, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, общественные объединения, негосударственные фонды и иные негосударственные некоммерческие организации — Оперативный анализ исполнения, организация и осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов; обеспечение в пределах своей компетенции мер по противодействию коррупции

Аудит эффективности Определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности — определение эффективности управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами, в том числе для целей стратегического планирования социально-экономического развития; — развитие возможностей и методов аудита эффективности, включая выбор и оценку ключевых национальных показателей и индикаторов социально-экономического развития Российской Федерации; — оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств федерального бюджета, а также оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств; — содействие повышению эффективности управления государственными ресурсами путем соотнесения национальных целей, целей ведомств и документов стратегического целепо-лагания с их ресурсным обеспечением, совершенствованию методов формирования, управления реализацией госпрограмм и оценки их результативности; — аудит эффективности и стратегический аудит государственных информационных систем и системы обработки государственных данных;

Аудит эффективности предоставление федеральным органам исполнительной власти рекомендаций по составу и порядку формирования данных при создании и модернизации ими федеральных государственных информационных систем в целях обеспечения выполнения государственных функций и предоставления государственных услуг — содействие развитию мониторинга и оценке персональных показателей эффективности руководства органов власти, государственных компаний и государственных корпораций, прежде всего в части достижения национальных целей и стратегических задач страны

й Я

3

Я Е

О

О

о >я та

та

02

№ , ,

а Й !?

® й 8

я о

2 8 » »8

0 я Я и 3 н

о ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ьн Я

1 тЭ И

ГО 02

' ' Я

Я

го

Е

я _

2

о Я ° Я

У, о о

я

та Я;

- о

о

-ё о н и го

я я о

>-1 о

го

02 с я 5

я о

л я

я

ь

го »

н

го

№ я о о н №

я 0

►©* го

«I

я В "

я Я ~

я

о «

о Д и Й X г й й Я< I

ЧО ЧО

(Л ¡1

я

го

о

>-1 о

о я

02

© м

Н я о

02

я н

ГО 02

я го

Я о

I 8

I*

я п о №

н „ о та

О Ь

з 3

5 3

Я ^

О К

я

С\ я о

Й А

яг

го ^ Я Л го

-з!

с 5 Й та

2 Я

СО о ►1

Й и!

02 02

-3

Й го Я Я

я

в

го Й о

Продолжение таблицы 2

Группы функций Федеральный закон № 4-ФЗ (последняя редакция 2012 г.) Федеральный закон № 41 -ФЗ (действующая редакция) Стратегия развития Счетной палаты на 2018-2024 гг.

Законодательная экспертиза Экспертиза федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров Российской Федерации, федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов Российской Федерации — экспертиза проектов федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов, а также проектов федеральных законов, приводящих к изменению доходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов; — экспертиза международных договоров, документов стратегического планирования, в том числе государственных программ, межгосударственных целевых программ и иных документов, затрагивающих вопросы формирования, управления и распоряжения общественными финансами; — экспертиза доклада об итогах работы по реализации соглашений о разделе продукции, направляемого Государственной думой

Стратегический аудит — мониторинг и анализ формирования и использования системы целевых показателей исходя из приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации при разработке и реализации документов стратегического планирования; — оценка влияния внутренних и внешних условий на фактический уровень достижения целей социально-экономического развития; — подготовка рекомендаций по формированию системы целевых показателей для разработки документов стратегического планирования Российской Федерации, а также по их составу и количественным значениям; — оценка реализуемости, рисков и результатов достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации, предусмотренных документами стратегического планирования — содействие формированию стратегического видения у руководства органов власти и государственных организаций посредством представления комплексной перспективной картины тенденций и рисков развития страны; — независимый мониторинг показателей национальных целей; — стратегический аудит государственных информационных систем и системы обработки государственных данных

Судебные функции -

Кадровый аудит _ _ _

Контроль ¡а деятельностью политических партий -

Аудит в сфере государственных закупок Оценка обоснованности планирования закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд, реализуемости и эффективности осуществления указанных закупок (выполнение условий контрактов по срокам, объему, цене контрактов, количеству и качеству приобретаемых товаров, работ, услуг, а также порядок ценообразования и эффективность системы управления контрактами) -

Внешний контроль работы аудиторских организаций — оказание содействия в организации системы внутреннего аудита, методологической и методической помощи при разработке стандартов внутреннего аудита; — проверка и анализ эффективности внутреннего аудита, осуществляемого в объектах внешнего государственного аудита

п л>'

п' 3-

Л>

оч л>

"м о м о

назначения и освобождения от должности председателя, его заместителя и аудиторов Счетной палаты, были внесены изменения, касающиеся вопросов противодействия коррупции — за счет ряда ограничений, накладываемых на председателя, его заместителя и аудиторов Счетной палаты, и необходимости указания их сведений о доходах, расходах и имуществе. Кроме того, была расширена область действия контрольных полномочий Счетной палаты за счет включения в объекты аудита государственных корпораций и государственных компаний.

Важным импульсом для подготовки новой редакции Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» стала Резолюция 66-й Генеральной Ассамблеи ООН «Повышение эффективности, прозрачности и подотчетности государственного управления путем укрепления высших органов аудита», принятая в 2011 г. и призывающая страны-участницы применять принципы, изложенные в Лимской и Мексиканской декларациях.

В последующих редакциях Федерального закона № 41-ФЗ изменения связаны в основном с расширением компетенций и зоны ответственности Счетной палаты, в частности за счет закрепления новых полномочий по:

— предоставлению федеральным органам исполнительной власти рекомендаций по составу и порядку формирования данных при создании и модернизации ими федеральных государственных информационных систем в целях обеспечения выполнения государственных функций и предоставления государственных услуг, а также получения необходимого постоянного доступа к таким системам;

— подготовке рекомендаций по формированию системы целевых показателей для разработки документов стратегического планирования Российской Федерации, а также по их составу и количественным значениям;

— проведению стратегического аудита в целях оценки реализуемости, рисков и результатов достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации, предусмотренных документами стратегического планирования Российской Федерации.

Последние два пункта связаны с существенным изменением системы стратегического планирования, вызванным принятием Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, осуществляется оперативный анализ исполнения и контроль за организацией исполнения не только федерального бюджета, но и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. В объекты аудита вошли также: публично-правовые компании, коммерческие организации, в уставных капиталах которых присутствует доля товариществ и обществ с участием в их складочных капиталах Российской Федерации; юридические лица, получающие средства из бюджетов государственных внебюджетных фондов на основании федеральных законов в части аккумулирования и инвестирования сумм страховых

взносов Пенсионным фондом Российской Федерации, а также получающие средства по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.

Законодательная экспертиза стала производиться Счетной палатой по:

— проектам законодательных актов, приводящих к изменению доходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

— проектам государственных программ Российской Федерации (федеральных целевых программ);

— документам стратегического планирования Российской Федерации;

— докладу об итогах работы по реализации соглашений о разделе продукции.

В рамках обеспечения мер по противодействию коррупции в редакции закона 2017 г. введена персональная ответственность членов коллегии Счетной палаты за достоверность отчетов и заключений по результатам проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Кроме того, уточнен порядок исполнения объектами аудита представлений и предписаний Счетной палаты.

Принципиально новым ориентиром для деятельности высшего органа финансового контроля в настоящее время стала Стратегия развития Счетной палаты на 2018-2024 гг., которая определила новое предназначение Счетной палаты в качестве стратегического партнера государства, помогающего органам власти, государственным и общественным организациям формировать стратегическое видение и перспективную картину социально-экономического состояния страны, а также комплексное понимание рисков недостижения целей устойчивого развития. Предполагается, что к 2024 г. стратегический аудит будет занимать 50 % от всей деятельности высшего органа государственного аудита.

Проведенные исследования показали, что зарубежный опыт организации функционирования высших органов финансового контроля свидетельствует о несменяемых тенденциях повышения эффективности управления финансовыми ресурсами государства и обеспечения прозрачности и подконтрольности деятельности органов власти.

Что же касается Российской Федерации, которая немного отстает от общемировых тенденций, то расширение зоны ответственности Счетной палаты осуществляется не только посредством расширения перечня объектов контроля, но и путем внедрения стратегического аудита, развития механизмов общественного контроля, открытости и публичности деятельности Палаты, а также содействия повышению подотчетности органов власти и персональной ответственности руководства ведомств и организаций перед обществом за достижение целей социально-экономического развития страны.

Список литературы

1. Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 11.01.1995 №2 4-ФЗ (последняя редакция). КонсультантПлюс. Официальный сайт. http://www.consultant.ru/document/

2. Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 05.04.2013 № 41-ФЗ (последняя редакция). КонсультантПлюс. Официальный сайт. http://www.consultant.ru/document/

3. «Основные направления деятельности Счетной палаты Российской Федерации на 2019 - 2021 годы» (утв. Коллегией Счетной палаты РФ 26.04.2019 № ОНД 2019-2021, протокол от 23.04.2019 № 16К (1312)). КонсультантПлюс. Официальный сайт. http://www.consultant.ru/document/

4. «Стратегия развития Счетной палаты Российской Федерации на 2018 - 2024 годы». Счетная палата Российской Федерации. Официальный сайт. https://ach.gov.ru/documents/strategy/

ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В СВЕТЕ ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ МЕР ПО БОРЬБЕ С ПАНДЕМИЕЙ КОРОНАВИРУСА В РОССИИ В 2020

ГОДУ

Лобанова Е.Н.

ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»

Филиал в г. Белореченске Старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента

Кононова О.В.

ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»

Филиал в г. Белореченске Старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента

Ардашева А.Л.

ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»

Филиал в г. Белореченске Старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента

Суяркова О.В.

ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»

Филиал в г. Белореченске Старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента

Самохина А.С.

ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»

Филиал в г. Белореченске Старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента

PROBLEMS OF RUSSIAN SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN THE LIGHT OF RESTRICTIVE MEASURES TO COMBAT THE CORONAVIRUS PANDEMIC IN RUSSIA IN 2G2G

Lobanova E.,

FSBEI HE «Adyghe State University» Branch in Belorechensk Senior Lecturer at the Department of Economics and Management

Kononova O., FSBEI HE «Adyghe State University» Branch in Belorechensk Senior Lecturer at the Department of Economics and Management

Ardasheva A., FSBEI HE «Adyghe State University» Branch in Belorechensk Senior Lecturer at the Department of Economics and Management

Suyarkova O., FSBEI HE «Adyghe State University» Branch in Belorechensk Senior Lecturer at the Department of Economics and Management

Samokhina A. FSBEI HE «Adyghe State University» Branch in Belorechensk Senior Lecturer at the Department of Economics and Management

Аннотация

Рассмотрена динамика изменения вклада малых и средних предприятий в экономику России, численности малых, средних и микропредприятий России за 2017 - 2020 годы, а также численности занятых в них. Особый акцент сделан на колебания численности предприятий и занятых в них в 2020 году в свете ограничительных мер по борьбе с коронавирусом, а также меры господдержки до 2020 года и в 2020 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.