Научная статья на тему 'Проблемы реализации программно-целевой инвестиционной политики в электроэнергетике России'

Проблемы реализации программно-целевой инвестиционной политики в электроэнергетике России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА / ИНВЕСТИЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / УПРАВЛЕНИЕ / ИННОВАЦИИ / ELECTRIC POWER INDUSTRY / INVESTMENT / INFORMATION SYSTEMS / MANAGEMENT / INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новиков И. А.

В статье рассматриваются проблемы реализации программно-целевой инвестиционной политики в электроэнергетике России в рамках модернизационных инвестиционно-технологических циклов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF THE TARGET-ORIENTED INVESTMENT POLICY IN THE RUSSIAN ELECTRICITY SECTOR

The article is devoted to the problems of the target-oriented investment policy in the Russian power sector investment in the modernization and technological cycles.

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации программно-целевой инвестиционной политики в электроэнергетике России»

УДК 338.332

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ РОССИИ

Новиков И.А., Старший научный сотрудник Национального института энергетической безопасности

В статье рассматриваются проблемы реализации программно-целевой инвестиционной политики в электроэнергетике России в рамках модернизационных инвестиционно-технологических циклов.

Ключевые слова: электроэнергетика, инвестиции, информационные системы, управление, инновации.

THE PROBLEMS OF THE TARGET-ORIENTED INVESTMENT POLICY IN THE

RUSSIAN ELECTRICITY SECTOR

Novikov I., Senior Scientist of the National Institute of Energy Security

The article is devoted to the problems of the target-oriented investment policy in the Russian power sector investment in the modernization and technological cycles.

Keywords: electric power industry, investment, information systems, management, innovation.

Под влиянием процессов глобализации, давление внешней энергетической конкуренции на Россию, несомненно, будет становиться все больше и больше. Кроме того, Россия постепенно продолжает интеграцию в мировую экономику на рыночных принципах, вследствие чего ранее проводимая автономная политика энергетических корпораций постепенно и планомерно ограничивается [8].

Накопленный в российских государственных органах управления опыт и эффективные управленческие технологии, а также подготовленные управленческие кадры, все это должно позволить России и дальше продвигаться в авангард мировой экономики, постепенно трансформируясь из сырье-ориентированной экономики в постиндустриальную экономику [2].

Важно сделать приоритетом строительство рыночной экономической системы прежде всего на основе технологической модернизации с соответствующими инвестиционными вложениями [7].

Переход к реализации программно-целевой инвестиционной политики в рамках сквозных инвестиционно-технологических циклов модернизационного характера требует такой инновационной ориентации экономики, которая достигается путем постоянного учета инновационного фактора при принятии управленческих решений [3]. С этой целью представляется целесообразным подчеркнуть, что инновационные цели являются неотъемлемыми слагаемыми модернизационных целей. Более того, они становятся приоритетными, и их роль неуклонно возрастет [12]. Первоочередным шагом в этом направлении должно стать создание институциональных основ реализации программно-целевой инвестиционной политики в рамках модернизационных инвестиционно-технологических циклов [4].

Решения относительно выбора приоритетов стратегии формирования единого европейско-российско-азиатского электроэнергетического рынка и объединения национальных энергосистем на различных уровнях управления предопределяют направленность инвестиционной политики в ЕЭС России на национальном уровне управления, т.е. на месте непосредственного осуществления корпоративных действий в национальной экономике [1]. Для реализации программно-целевой инвестиционной политики в рамках сквозных инвестиционно-технологических циклов модернизационного характера характерно включение всех функций участников инвестиционных проектов в ЕЭС России в процесс предотвращения неэффективного функционирования экономики. Корпоративная ориентация проявляется в использовании приемлемых факторов управления, используемых в экономике для осуществления планируемых целей [5].

Данная управленческая парадигма основывается на использовании кооперативно создаваемых системообразующих организационных структур электроэнергетических компаний, в основе которых заложены выявленные закономерности и фундаментальные принципы организационно-экономического структурирования новых форматов энергетического развития в рамках сквозных инвестиционно-технологических циклов с опорой на организационную стратификацию корпоративной структуры отрасли с переходом к кластеру крупных вертикально-интегрированных корпоративных

групп, контролируемых государством.

Сбалансированность достигается на основе реализации кластерного подхода к взаимопроникновению и взаимодействию различных организационных форм и моделей энергетического бизнеса в составе сложного экономико-технологического процесса модернизации электроэнергетических компаний, соответствующих наилучшим в заданном системном смысле вариантам их синерге-тической организации в рамках располагаемой экономико-технической базы при обеспечении условий устойчивости развития российской электроэнергетики [6].

Целью оптимизирующих действий при реализации программно-целевой инвестиционной политики в рамках сквозных инвестиционно-технологических циклов модернизационного характера является частичное или полное устранение или избежание препятствий в развитии модернизационных действий [14]. Применение определенного способа управления является предметом выбора вариантов формирования единого европейско-российско-азиатско-го электроэнергетического рынка и объединения национальных энергосистем на основе формирования кластерных модернизаци-онных моделей энергетического развития [9].

Для обеспечения выполнения целей экономического роста посредством осуществления корпоративных стратегий рекомендуется набор управленческих инструментов. В процессе реализации программно-целевой инвестиционной политики в рамках модер-низационных инвестиционно-технологических циклов, ключевую роль играют изменения в информационных системах и коммуникациях. Эти изменения должны включать создание электронных телекоммуникационных систем корпоративного назначения и реализацию с их помощью оптимизационных управленческих решений участников инвестиционных проектов в ЕЭС России.

Для реализации программно-целевой инвестиционной политики в рамках сквозных инвестиционно-технологических циклов модернизационного характера в ЕЭС России необходимо создание информационной базы принятия управленческих решений.

Таким образом, на основе указанных взаимосвязей национальная энергетика включается в современные мирохозяйственные отношения и занимает то место в воспроизводственных процессах глобальной энергетики, которое предопределено имеющимся потенциалом ЕЭС России. Более того, при реализации корпоративных стратегий, национальная энергетическая система напрямую зависима от регулирующего воздействия зарубежных институциональных и организационных структур электроэнергетических компаний, поскольку они создают определенные нормы и правила международного взаимодействия и могут, как способствовать развитию инвестиционной политики в ЕЭС России, так и ограничивать их, создавая различного рода барьеры и препятствия.

Интегрированная информационная система участников инвестиционных проектов в ЕЭС России в системе координации инвестиционных проектов в сфере модернизации генерирующей, электро- и теплосетевой инфраструктуры, требуются оценка инвестиционных операций и оптимизация инвестиционных процессов в электроэнергетических компаниях и их корпоративных групп и должна

связать различные компании, участвующие в решении проблем обеспечения кластерной структуризации стратегических программ научно-технического развития, объединяющих деятельность организационных структур электроэнергетических компаний в рамках сквозных инвестиционно-технологических циклов.

Таким образом, при реализации программно-целевой инвестиционной политики в рамках сквозных инвестиционно-технологических циклов модернизационного характера необходима разработка оптимизирующих технологий реального времени реализующих средства анализа и планирования, проактивного управления в рамках технологических платформ (ТП «Интеллектуальная энергетическая система России» и пр.), адаптации в быстро меняющихся условиях глобальных рынков.

Другая важнейшая задача, решаемая в рамках реализации программно-целевой инвестиционной политики в рамках сквозных инвестиционно-технологических циклов модернизационного характера, сводится к улучшению и модернизации информационных систем участников инвестиционных операций в российской электроэнергетике, гармонизации организационно-технологических, юридических и финансовых процедур посредством создания интегрирующей информационно-сервисной среды обеспечивающей эффективные механизмы взаимодействия участников модернизационных проектов в электроэнергетике.

Решение этой задачи лежит в технологическом пространстве создания и расширения технологических платформ для обеспечения эффективного взаимодействия электроэнергетических компаний и их корпоративных объединений и смежных сфер, прежде всего НИОКР. Создание центра компетенции по внедрению и развитию технологических платформ станет результатом реализации стратегии.

Хорошо продуманный механизм научно-производственной кооперации для участия в формировании трансевропейско-российс-ко-азиатской электроэнергетической инфраструктуры на базе ЕЭС России - это краеугольный камень формирования единого европей-ско-российско-азиатского электроэнергетического рынка и объединения национальных энергосистем [11]. Без такого эффективно функционирующего механизма вряд ли можно надеяться на то, что российская экономика сможет быстро преодолеть последствия влияния глобального финансово-экономического кризиса [13].

Необходимо отметить, что отношения между объектами российской электроэнергетики по своим динамическим свойствам соответствует характеру так называемых интерактивных систем, поведение и целостность которых зависят не только от внешних воздействий, но и от внутренних состояний их элементов. Противоречия в локальных инвестиционно-технологических циклов могут приводить к лавинообразному разбалансу без значительных внешних воздействий, что частично наблюдается на практике. Однако пока эти закономерности не в должной мере учитываются при разработке современной политики развития российской электроэнергетики [10].

Перечисленные выше факторы требуют существенного повышения эффективности системы подготовки и принятия решений на всех уровнях управления технологическим развитием российской электроэнергетики, начиная от процессов создания отдельных управленческих систем различного назначения (экономических, финансовых, производственных, технических и т.д.) до уровня глобального интегрированного планирования развития российской электроэнергетики, а также организации и реализации конвергентного взаимодействия различных организационных форм и моделей энергетического бизнеса.

4. Борисов Е.И., Борисова Е.Е., Новиков И.А. Проблемы координации развития национальных энергосистем и энергорынков стран Европы и Азии // Транспортное дело России. 2013. № 3. С. 24-25.

5. Борисов Е.И., Борисова Е.Е., Новиков И.А. Проблемы обеспечения энерго-экономической эффективности управления трансграничной структурой энергетических кластеров европейско-ази-атского единого энергетического пространства // Вестник экономической интеграции. 2013. N° 5-6. С. 59-63.

6. Борисов Е.И., Борисова Е.Е. Стратегические подходы к решению задачи формирования качественно новой инфраструктуры управления энергетическими компаниями с опорой на принципы интеллектуальной энергетики // Экономические науки. 2011. № 84. С. 148-151.

7. Борисов Е.И., Колибаба В.И. Финансово-экономическая модель функционирования и развития электроэнергетической компании // Энергетик, 2003, № 5.

8. Борисов Е.И. Методология управления на основе системы бюджетирования в электроэнергетике Российской Федерации. / Дис.. д-ра экон. наук. - М., 2003. - 359 с.

9. Иванов С.Н., Иванов Т.В., Логинов Е.Л. Интеллектуальная энергетика: как новый формат геоэнергетической суверенности России // Энергополис, 2011, №5.С.24-27.

10. Иванов Т.В., Иванов С.Н., Логинов Е.Л., Наумов Э.Б. Интеллектуальная электроэнергетика: стратегический тренд международной конкурентоспособности России в XXI веке. - М.: Издательство «Спутник+», 2012. - 304 с.

11. Логинов Е.Л., Пинчук В.Н. Императивы глобального управления: фазовый переход от «информатизации «хаоса» к «синергии конвергентного управленческого пространства» // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2011, №39. С.25-31.

12. Логинов Е.Л., Пинчук В.Н. Проблемы формирования трансграничной информационной среды управления экономикой на основе конвергентно-информационных факторов // Финансовая аналитика: проблемы и решения, 2011, №44. С.7-13.

13. Основы антикризисного управления предприятием / Н.Н. Кожевников, Е.И. Борисов, А.Г. Зубкова и др.; под ред. Н.Н. Кожевникова. М.: Академия, 2005. - 496 с.

14. Светлицкий С.Ю., Иванов С.Н., Логинов Е.Л., Михайлов С.А. Модернизация энергетики России: проблемы, пути решения, перспективы. М.: НИЭБ, 2010. - 808 с.

Литература:

1. Агеев А., Логинов Е. Стратегические тренды конструируемой экономической реальности // Экономические стратегии, 2012, №10. С.6-15.

2. Баитов А.В., Логинов Е.Л. Обеспечение энерго-экономи-ческой устойчивости атомного энергопромышленного комплекса России в системе глобальных факторов конкурентоспособности // Финансовая аналитика: проблемы и решения, 2013, №29. С.2-7.

3. Борисов Е.И., Борисова Е.Е., Новиков И.А. Основные элементы формирования интеллектуального управленческого пространства как инструмента решения стратегических проблем перехода к новому качеству управления ЕЭС России // Экономические науки. 2011. № 85. С. 297-301.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.