Научная статья на тему 'Развитие инвестиционной политики в ЕЭС России при интеграции российской электроэнергетики в зарубежные энергосистемы и мировые энергетические рынки'

Развитие инвестиционной политики в ЕЭС России при интеграции российской электроэнергетики в зарубежные энергосистемы и мировые энергетические рынки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИНВЕСТИЦИИ / ЭНЕРГЕТИКА / ИННОВАЦИИ / MANAGEMENT / MODERNIZATION / INVESTMENT / ENERGY / INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новиков И. А.

В статье рассматриваются проблемы формирования и реализации инвестиционной политики в ЕЭС России при интеграции российской электроэнергетики в зарубежные энергосистемы и мировые энергетические рынки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INVESTMENT POLICY IN UES OF RUSSIA IN THE INTEGRATION OF THE RUSSIAN POWER IN THE FOREIGN POWER AND WORLD ENERGY MARKETS

The article is devoted to the problems of the formation and implementation of the investment policy of the UES of Russia in the integration of the Russian power in foreign energy systems and global energy markets.

Текст научной работы на тему «Развитие инвестиционной политики в ЕЭС России при интеграции российской электроэнергетики в зарубежные энергосистемы и мировые энергетические рынки»

РАЗВИТИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ЕЭС РОССИИ ПРИ ИНТЕГРАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ В ЗАРУБЕЖНЫЕ ЭНЕРГОСИСТЕМЫ И МИРОВЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЫНКИ

Новиков И.А., к.э.н., старший научный сотрудник АНО «Национальный институт энергетической безопасности»

В статье рассматриваются проблемы формирования и реализации инвестиционной политики в ЕЭС России при интеграции российской электроэнергетики в зарубежные энергосистемы и мировые энергетические рынки.

Ключевые слова: управление; модернизация; инвестиции; энергетика; инновации.

DEVELOPMENT OF INVESTMENT POLICY IN UES OF RUSSIA IN THE INTEGRATION OF THE RUSSIAN POWER IN THE FOREIGN POWER AND WORLD

ENERGY MARKETS

Novikov I., PhD, Senior Research of ANO «National Institute of Energy Security»

The article is devoted to the problems of the formation and implementation of the investment policy of the UES of Russia in the integration of the Russian power in foreign energy systems and global energy markets.

Keywords: management; modernization; investment; energy; innovation.

Перманентным состоянием отраслевого комплекса электроэнергетических компаний и их агрегированных структур в условиях глобализации с ее качественно возросшим уровнем конкуренции предпринимательских структур становится потребность оперативно формировать по мере возникновения проблем для их решения варианты использования глобально ориентированной инвестиционной политики в ЕЭС России.

Применение вариантов использования глобально ориентированной инвестиционной политики в ЕЭС России целесообразно по той причине, что чисто бюджетная организационная структура финансирования электроэнергетических компаний и их агрегированных структур как инструмент управления исчерпала свои возможности, так как не позволяет в полной мере реализовывать их экономический потенциал [1]. Тем самым требуется совершенствование организационно-экономического механизма разработки инвестиционной политики для участия в формировании трансевропейско-рос-сийско-азиатской электроэнергетической инфраструктуры путем развития трансконтинентальных электрических сетей и трансграничной конвергентно-распределенной энергогенерации на базе ЕЭС России как рыночной системы [2].

Исходя из вышеизложенного, в широком смысле модернизация электроэнергетики может рассматриваться как обеспечение переход от технически общего объекта управления [ЕЭС России] к международному управлению с участием иностранных собственников объектов электроэнергетики различной страновой принадлежности в результате комплексного использования законодательно-правовых, организационных, технических мер, а также перехода к качественно новой структуре энергопотребления с территориальной дифференциаций энергоносителей в зависимости от различных характеристик нагрузки и месторасположения потребителей и выбора вариантов замещения источников электроэнергии в рамках объединенной энергосистемы Европа-Россия-Азия.

Эффективно решить эту сложнейшую задачу на основе сложившейся структуры энергетики затруднительно, так как стихийно устанавливаемое многообразие возможных решений энергетических партнерств и консорциумов конкурирующих электроэнергетических компаний соответствует условиям обостряющим конкурентные противоречия в структурах организационного, информационного, технологического, экономического и т.п. взаимодействия в рамках технологических платформ. Механизм взаимодействия необходимо строить на базе кластерной кооперации - в рамках сквозных инвестиционно-технологических циклов - корпоративных групп электроэнергетических компаний при их интеграции в глобальную энергетику для повышения эффективности инвестиционной политики в ЕЭС России.

На рис.1 приведен вариант структурной схемы программно-целевого управления при реализации инвестиционной политики в ЕЭС России для интеграции российской электроэнергетики в зарубежные энергосистемы и мировые энергетические рынки.

Необходимо выделить следующие направления развития ин-

вестиционной политики в ЕЭС России при интеграции российской электроэнергетики в зарубежные энергосистемы и мировые энергетические рынки:

- формирование в Российской Федерации экономической, технологической и политической среды, способствующей развитию международных проектов, объединяющих энергосистемы и энергорынки Европы и Азии через инфраструктуру ЕЭС России;

- глубокая проработка российского участия в международных инвестиционных проектах, вынесение экспертных заключений по вопросам инвестиционной политики в ЕЭС России при интеграции российской электроэнергетики в зарубежные энергосистемы и мировые энергетические рынки;

- стратегическая государственная поддержка российских электроэнергетических компаний, работающих на мировых энергетических рынках;

- выработка эффективной политики и законодательной базы, отвечающей реализации задач глобально ориентированной инвестиционной политики в ЕЭС России при интеграции российской электроэнергетики в зарубежные энергосистемы и мировые энергетические рынки;

- поддержка социально значимых региональных и федеральных целевых инвестиционных проектов, участие в реализации инвестиционных проектов электроэнергетических ТНК;

- эффективное привлечение инвестиций для построения развитой организационной, технологической и правовой инфраструктуры комплексного инвестиционного механизма модернизацион-ных преобразований в ЕЭС России для эффективной совместной работы энергосистем стран Европы и Азии;

- совершенствование менеджмента руководящего осуществлением инвестиционной политики в ЕЭС России при интеграции российской электроэнергетики в зарубежные энергосистемы и мировые энергетические рынки.

В целом природа интегральных величин влияния процессов формирования единого европейско-российско-азиатского электроэнергетического рынка и объединения национальных энергосистем на российскую электроэнергетику носит сложный характер, заключающийся в том, что интенсивность изменений меняется во времени, и указанное изменение проявляется по-разному в зависимости от характеристик энергетических объектов, а также величин самих факторов [3]. Последние обстоятельства определяют экономический базис изменений в электроэнергетических компаниях в условиях организационного, информационного, технологического, экономического и т.п. взаимодействия с зарубежными структурами при интеграции энергосистем и энергорынков разных стран на базе ЕЭС России [4].

По мере разрастания таких изменений все большее количество электроэнергетических компаний вовлекается в процесс взаимосвязанного международного развития в границах задаваемых условиями глобальной энергетики.

Практическая реализация в рамках предложенной управленчес-

1 уровень - Обоснование политики энергетических компаний

Исходные данные

- техно-экономические потенциалы энергетических компаний;

- угрозы энергетической безопасности России, варианты сценариев энергетического развития;

- потребности в развитии объектов, экономики и инфраструктуры энергоснабжения в регионах России;

- состав имеющихся инвестиционных средств и возможных к привлечению инвестиционных ресурсов.

Выходные результаты

- роль, место, задачи энергетических компаний и требуемые уровни решения;

- требуемый объем инвестиционных ресурсов и источники их привлечения.

2 уровень - Обоснование отраслевой политики в ЕЭС России

Исходные данные

- политические и экономические решения в рамках энергетической стратегии России и территориально-отраслевого развития национального хозяйства России;

- требуемый уровень удовлетворения энергопотребностей потребителей;

- прогнозные оценки экономических возможностей РФ по участию в общих мероприятиях развития энергосистемы СНГ.

Выходные результаты

- предложения в долгосрочные программы развития ЕЭС России;

- координация инвестиционных программ на отраслевом, корпоративном и территориальном уровнях.

3 уровень - Обоснование политики группы стран интегрирующих энергосистемы и

энергетические рынки

Исходные данные

- текущий годовой срез долгосрочных международных программ развития национальных энергосистем и их интеграции;

- политические и экономические решения, принятые на международном уровне и двухсторонних соглашений;

- уточнение оценки экономических возможностей РФ по участию в общих мероприятиях развития национальных энергосистем и их интеграции;

- уточненные оценки процессов интеграции энергорынков.

Выходные результаты

- предложения по номенклатуре, финансированию и срокам мероприятий долгосрочных программ;

- прогнозная оценка возможности выполнения программ развития национальных энергосистем и их интеграции.

Рис.1. Вариант структурной схемы программно-целевого управления при реализации инвестиционной политики в ЕЭС России при интеграции российской электроэнергетики в зарубежные энергосистемы и мировые энергетические рынки

кой парадигмы инвестиционной политики в ЕЭС России требует поэтапной трансформации экономических и других механизмов разработки инвестиционной политики в рамках неоиндустриальных императивов технологической модернизации ЕЭС России при ее интеграции в глобальную энергетику [5].

Трансформация механизмов управления в ЕЭС России должна реализоваться на основе конвергенции энерго-сетевых и информационно-сетевых технологий в рамках smart grid при управлении развитием корпоративных групп электроэнергетических компаний в ходе их интеграции в глобальную энергетику [6].

Такая стратегия особенно важна в условиях идущей интенсивной интеллектуализации управления энергосистемами большинства развитых и новых индустриальных стран.

Как показывает анализ процессов развития российских корпоративных групп электроэнергетических компаний при их интеграции в глобальную энергетику, отраслевые интересы требуют стратегических энергетических партнерств и консорциумов для повышения стабильности общего энергетического развития.

Эффективно решить эту сложнейшую задачу на основе так называемых традиционных управленческих методов организации процесса принятия сложных решений не представляется возможным в условиях агрессивно конкурирующих на мировых энергетических рынках транснациональных энергетических корпораций и глобального кризиса, обостряющего конкурентные противоречия в структурах организационного, информационного, технологического, экономического и т.п. взаимодействия национальных энергетических систем.

Проведенный анализ показывает, что наиболее рациональным подходом к решению проблем управления организацией и реализацией корпоративных научно-технических и производственно-технологических взаимосвязей корпоративных групп электроэнергетических компаний при их интеграции в глобальную энергетику является разработка и практическое внедрение новой управленческой стратегии, базирующейся на реализации инвестиционной политики в рамках сквозных инвестиционно-технологических проектов модернизационного характера через формирование интегрированных координированных инвестиционных программ крупных корпоративных групп электроэнергетических компаний (рис.2).

Для российских электроэнергетических компаний требуется кластерная кооперация - в рамках сквозных инвестиционно-технологических проектов - корпоративных групп электроэнергетических компаний при их интеграции в глобальную энергетику для повышения эффективности инвестиционной политики в ЕЭС России на принципах государственно-частного партнерства.

Факторы кластерной систематизации межкорпоративного сотрудничества в инновационной сфере на основе комплексного использования организационных, технических и т.п. мер, а также координации финансовых ресурсов и технологий являются важным экономическим ресурсом. Необходимо формирование модерниза-ционной инновационной модели всей энергетики России и моделей отдельных электроэнергетических компаний на основе матрич-но-модульной конфигурации результатов отдельных сквозных инвестиционно-технологических проектов в ЕЭС России, в т.ч. в деятельности производителей и потребителей электроэнергии, отве-

Рис.2. Схема реализации инвестиционной политики в рамках сквозных инвестиционно-технологических проектов

модернизационного характера

чающей задачам достижения как коммерческой, так и бюджетной эффективности в сфере научно-технических разработок и внедрения инновационных решений в практику энергоснабжения.

Такая стратегия может быть реализована на основе:

- формирования организационно-экономической совокупности единых регуляционных механизмов и подходов к функционированию национальных энергетических систем с повышением количественных и качественных характеристик стимулирования научно-технической деятельности инновационного характера;

- разработки и реализации масштабных целенаправленных государственных программ структуризации сквозных инвестиционно-технологических циклов в российской электроэнергетике в отношении участников инновационной деятельности любой формы собственности, включая резидентов и нерезидентов;

- отладки бизнес-моделей при организационной структуризации отдельных сквозных инвестиционно-технологических циклов модернизационного характера в ЕЭС России для формирования ГЧП в инвестиционной сфере;

- межсегментной координации технологического развития в рамках сквозных инвестиционно-технологических проектов через стратегическое консолидирование разноуровневых модулей программно-аппаратной архитектуры и гибкой технологии распределенной обработки информационных потоков из российских и зарубежных источников.

Исходя из вышеизложенного, требуется инновационная транс-

формация организационных аспектов ускорения формирования и реализации комплекса единых [европейских, российских, азиатских] стандартизированных технологических платформ.

Такая ситуация подчеркивает важность полной оперативно-технической совместимости составляющих элементов, единых стандартов, а также принципов формирования гибкой кластерной архитектуры и распределенной связанности целевой направленности, направленных на совершенствование механизмов взаимодействия с зарубежными энергосистемами при их параллельной работе с ЕЭС России в динамической рыночной среде (рис.3).

Необходима выработка стратегий формирования базовой инфраструктуры на всех уровнях управленческих задач электроэнергетических компаний, реализация мероприятий, связанных с устранением «узких мест» в развитии организационно структурированных сквозных инвестиционно-технологических циклов в ЕЭС России, поддержка кооперационных программ электроэнергетических компаний и их агрегированных структур, входящих в состав кластеров с учетом возможных вариантов [сценариев] развития условий функционирования электроэнергетики России при ее интеграции в мировые энергообъединения.

Структуризация этих процессов в рамках новых технологических платформ влияет на формирование базовой инфраструктуры для развития технического уровня энергосистемы нового поколения со смещением в сторону более сложных видов - увеличения доли международной оперативно-технической совместимости со-

ставляющих элементов, единых стандартов, а также сетецентри-ческой архитектуры и модульного построения национальных энергетических систем. В результате происходит формирование многоуровневой системы управления взаимосвязанных электроэнергетических компаний и их агрегированных структур. Все это должно позволить России и дальше продвигаться в авангард мировой экономики, постепенно трансформируясь из сырье-ориентированной экономики в постиндустриальную экономику.

Реализация неоиндустриальной инвестиционной стратегии в рамках сквозных инвестиционно-технологических проектов модер-низационного характера через матрично-модульную конфигурацию результатов отдельных этапов этих проектов, координация на основе ее положений действий всех ветвей и уровней власти и сфер энергетического бизнеса обеспечит наиболее эффективное использование возможностей ЕЭС России в интересах социально-экономического развития нашей страны при интеграции энергосистем и энергорынков разных стран.

Структур|вация стратегии

Энергогенерация

Передача электроэнергии

Распределение электроэнергии

Потребление электроэнергии

Детализация технологической платформы «Интеллектуальная энергетика»

Оперативно-диспетчерское управление

Управление магистральными сетями

Управление распределительными сетями

Управление объектами энергопотребления

Инвестиции из бюджета

Собственные средства энергокомпаний

Привлечение на финансовом рынке

Иностранные инвестиции

Корпоративная структуризация технологического цикла Уточнение финансовых условий модернизационных проектов Корпоративная структуризация инвестиционного цикла

i г i г

Формирования социальных задач ИОА

Формирование сквозных инвестиционно-технологических циклов

Формирования технических задач ИОА

За рубежом

Системная интеграция структурно-распределенных проектов технологической модернизации энергосистем других стран

СНГ

Европа

Азия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Системная интеграция структурно-распределенных проектов технологической модернизации ЕЭС России

Í Резуль- \

VD

«Электроэнергия<->нефть» «Электроэнергия<->газ» «Гидроэлектроэнергия»

«Атомная электроэнергия»

«Альтернативная электроэнергия»

Рис.3. Алгоритм реализации мероприятий по переходу ЕЭС России к новому формату управления на принципах интеллектуальной энергетики на базе бизнес-моделей организационной структуризации отдельных сквозных инвестиционно-технологических

проектов

В рамках реализации отраслевой стратегии генерируемой Минэнерго России в организационном контуре крупных корпоративных групп электроэнергетических компаний с государственным участием (ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», ОАО «Рус-Гидро», ГК «Росатом» и пр.) с целью оптимизации сквозных инвестиционно-технологических проектов для упорядочения процессов модернизации целесообразно сформировать электронную матрицу универсального типового проекта, вписанного в отраслевую технологическую платформу «Интеллектуальная энергетическая система России» на основе стандартов ISO с возможностью поддержания различных технологических реализаций, относящихся к конкретным проектным приложениям в секторах ЕЭС России.

Литература:

1. Глазьев С. Перспективы российской экономики в условиях глобальной конкуренции // Экономист, 2007. №5. С.21.

2. Логинов Е.Л. Проблемы разработки и практической реализации автоматизированной информационной системы мониторинга электронных транзакций в глобальных телекоммуникационных сетях // Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика. 2006. № 1. С. 32-34.

3. Логинов Е.Л., Руднев А.В. Проблемы формирования информационных систем управления транспортировкой природного газа // Инженерная физика, 2006, №3. С.73-76.

4. Логинов Е.Л., Чикова О.Г. Электронные финансовые операции в Интернете: проблемы развития в условиях глобализации // Финансы и кредит. 2004. № 23. С. 55-63.

5. Логинов Е.Л., Шевченко И.В. Проблемы привлечения и использования иностранных инвестиций в условиях изменения структуры государственной власти России // Финансы и кредит. 2000. № 11. С. 126-129.

6. Райков А.Н. Фундамент корпоративного менеджмента// Открытые системы. СУБД. 2000. № 1-2. С. 22.

ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Чиналиев В.У., к.э.н., соискатель ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет»

В статье рассматриваются проблемы формирования единого научно-технического и производственно-технологического стратегического комплекса для достижения поставленных целей модернизации на основе модели технологического перевооружения производственных мощностей российской промышленности на новой технологической базе.

Ключевые слова: управление, модернизация, сценарии, промышленность, инновации.

FORMATION OF A UNIFIED SCIENTIFIC-TECHNICAL AND INDUSTRIAL-TECHNOLOGICAL COMPLEX IN STRATEGIC INDUSTRIES

Chanaliev V., Ph.D., competitor of FGBOU Institution «Russian State Humanity University»

The article is devoted to the problems of the formation of a unified scientific-technical and of the production and technological complex for achieving the strategic goals of modernization based on the model of technological upgrading production capacities of the Russian industry on a new technological basis.

Keywords: management, modernization, scripts, industry, innovation.

На основе системного внедрения организационно-информационных механизмов в российской промышленности для органов госуправления появляется возможность получать первичную информацию от промышленных предприятий независимо от их территориально-отраслевой принадлежности и формы собственности для координированности процессов реализации технологических программ путем выявления «опорных» инновационно-производственных центров для их инвестиционной накачки с целью генерации инновационно-инвестиционного воздействия на кооперированные с ними предприятия и создание сети национальных научных центров исследований и разработок для достижения уверенного технологического превосходства в области критических и базовых технологий (табл.2).

Формирование отечественной НИС как важного инструмента повышения конкурентоспособности российской промышленности, требуется создание единого межотраслевого автоматически пополняемого и обновляемого электронного каталога научно-технических разработок и создания соответствующих электронных торговых площадок для обеспечения структурно-отраслевой сбалансированности инновационных изменений в экономике через расширение объема и оборота инновационных активов нематериального характера [1].

Этим достигается обеспечение всесторонней интеграции научно-технической и производственно-технологической деятельности в экономике, повышение уровня взаимодействия, а также достижение синергетического эффекта за счет улучшения управления и координации управления инновационными бизнес-транзакциями [2].

В условиях усиливающейся экономической турбулентности необходима выработка управленческих механизмов ориентированных не только на традиционный иерархический принцип управления, но и на платформоцентрические, сетецентрические и сетевые

принципы синхронизации инновационных бизнес-транзакций с учетом реально изменяющейся научно-технической обстановки в процессах экономической жизнедеятельности и для превращения российской промышленности в единый научно-технический и производственно-технологический стратегический комплекс все части которого находятся в едином многомерном виртуально-управленческом пространстве, позволяющем обеспечивать ускоренный социально-экономический, научно-технический и производственный рост [3].

Требуется налаживание межкорпоративного обмена данными и управления знаниями, внедрение облачных сервисов для автоматизации научно-технической и производственно-технологической деятельности для максимального задействования организационно-информационных резервов развития [4]. Такой обмен способствует повышению управляемости путем формирования трансграничных узлов финансовых, товарных и информационно-когнитивных потоков с опорой на зональную концентрацию инноваций для создания и распространения новых технологий и управленческих компетенций как основы повышения конкурентоспособности российской промышленности [5].

Формирование управленческих механизмов анализа, обмена информацией и регулирования научно-технической и производственно-технологической деятельности в российской промышленности, ориентированно не только на традиционный иерархический принцип управления, но и на достижение общей интероперабель-ности организации всех видов индустриальной и постиндустриальной деятельности в российской промышленности [6].

В результате сложится возможность оптимизации процесса согласования задач реструктуризации традиционных (технологически «зрелых») и формирования новых рынков промышленной продукции с учетом реально изменяющейся ситуации в российской и мировой экономике как основы для активного перераспреде-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.