5 (194) - 2013 УДК 621.3
УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ
российский
энергостратегический ключ
к формату развития евро-азиатской суперсистемы
е. л. логинов,
доктор экономических наук, вице-президент Национального института энергетической безопасности E-mail: evgenloginov@gmail. com
А. Е. ЛОГИНОВ,
старший аналитик ОАО «Гловерс» E-mail: aleksloginov@gmail. com
В статье рассматриваются проблемы формирования на основе энергетического сектора России евро-азиатского сегмента мировой энергетической инфраструктуры - трансконтинентальных (евро-пейско-российско-азиатских) электрических сетей и трансграничной энергогенерации с концентрацией добавленной стоимости от использования консолидированного национального топливно-энергетического потенциала России в крупных корпоративных группах российских энергетических компаний с государственным участием.
Ключевые слова: управление, электроэнергетика, добавленная стоимость, инфраструктура, информационная система, интеллектуальные сети.
Современная ситуация с решением экспортных проблем наполнения российского бюджета определяет необходимость разработки и реализации глобально ориентированной модернизационной политики в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК) России и в том числе в энергетике, основанной на интеграции российской электроэнергетики в международные энергообъединения, характеризуемой необходимостью выработки нового глобализированного подхода к производству, передаче, распределению, измерению, поставкам, накоплению и
хранению, а также потреблению электроэнергии как инструмента сохранения и концентрации добавленной стоимости от оборота всех видов российских энергоресурсов в России и за рубежом.
Такие макротренды создают ранее отсутствовавшие возможности для российской экономики: если ранее глобализация форматировала нашу «экономическую идентичность», теперь мы можем задуматься о стратегических подходах к форматированию «экономической идентичности» мировой экономики в российском энергостратегическом формате. На первом этапе, естественно, речь идет о российском энергетическом вкладе в фазовый переход развития евро-азиатской (экономико-, энерго-, эколого- и пр.) суперсистемы к ее неоиндустриальным и постиндустриальным форматам структурной модернизации.
Предлагаемый подход основан на возможности и целесообразности формирования на основе энергетического сектора России евро-азиатского сегмента мировой энергетической инфраструктуры: трансконтинентальных (европейско-российско-азиатских) электрических сетей и трансграничной энергогенерации с переходом к управленческой модели реализации (на основе комплексирования энергетических узлов, оперирующих российски-
ми топливно-энергетическими ресурсами в нашей стране и за рубежом) формирования комплексной геостратегической позиции России в энергосистемах стран Европы и Азии.
Предпринятые в 1990-х гг. радикальные реформы в России кардинально повысили уровень экономической самостоятельности хозяйствующих субъектов, привели к корпоративной дезинтеграции структуры отраслей экономики, включая вопросы энерго-сырьевого экспорта, что все более приходит в противоречие с растущей агрессивностью международной конкуренции как отдельных ТНК, так и ряда развитых и новых индустриальных стран и их международных союзов, приводящей к манипу-лятивному, т. е. фактически принудительному изъятию у российских компаний значительной части наработанной в России добавленной стоимости [1]. Таким образом, добавленная стоимость как наиболее концентрированный выразитель народнохозяйственных затрат труда (и энерго-сырьевых ресурсов, которые - опосредованный труд), омытый потом российских производителей, переходит к зарубежным структурам в обмен на неэквивалентное финансовое или материальное возмещение.
Наиболее характерным примером таких макроманипуляций является «надувание» в последние годы определенными глобальными геоэнергетическими игроками энергетической модели, основанной на сланцевом газе, в целях перераспределения добавленной стоимости в энергетике и других отраслях промышлености стран мира, изменения конкурентоспособности энергозависимых товаропроизводителей, передела национальных и мировых товарно-финансовых и политических рынков с оказанием давления на страны-поставщиков энергоресурсов [7].
При этом с учетом определенных обобщений можно констатировать, что практически любой экспорт из России энергетических ресурсов (нефть, газ, уголь и пр.) и ресурсоемкой продукции (алюминий, металлопрокат и пр.) является опосредованным экспортом электроэнергии и может быть условно сведен к такому экспорту.
Причем получение [и экспорт] электроэнергии (при возможности ее передачи на большие расстояния) очень часто содержит в себе большую добавленную стоимость, в результате чего можно сформулировать энергостратегическую парадигму выгодности для народного хозяйства нашей страны квазиконсолидированного экспорта различных
видов энергетических ресурсов с заменой (рокировкой) при необходимости конкретного вида энергоресурса другим видом с учетом конъюнктуры и тенденций развития международных энергетических рынков для концентрации и мультипликации добавленной стоимости в российских, а не иностранных компаниях.
Такой подход в современных условиях может быть сформирован на основе вариантов использования глобально ориентированной модерниза-ционной политики в ТЭК России для реализации неоиндустриальных императивов технологической модернизации энергетики России при ее интеграции в зарубежные энергосистемы и мировые энергетические рынки. Суть предлагаемого подхода можно сформулировать следующим образом: разработку стратегии формирования трансевропейско-россий-ско-азиатской электроэнергетической инфраструктуры на основе энергетического сектора России необходимо осуществить на основе стратегической парадигмы квазиконсолидированного экспорта энергетических ресурсов с концентрацией добавленной стоимости от использования консолидированного национального топливно-энергетического потенциала в крупных корпоративных группах энергетических компаний с государственным участием (ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», ОАО «Газпром», ОАО «ФСК ЕЭС», ГК «Росатом» и др.), с опорой на формирование трансконтинентальных (европейско-российско-азиатских) электрических сетей и трансграничной энергогенерации на основе энергетического сектора России.
Сдвиг энергетической политики нашей страны на основе энергостратегической парадигмы уже назрел, и его черты наблюдаем в виде консолидации функциональных энергетических бизнесов путем энергогазовой интеграции, под которой понимаются различные формы централизации ОАО «Газпром» и рядом других нефтегазовых компаний корпоративного контроля за газовым бизнесом (добыча, транспортировка и распределение природного газа) и электроэнергетическим бизнесом (генерация, транспортировка и распределение электроэнергии) с последующим продолжением производственной цепочки путем консолидации также теплоэнергетического бизнеса (выработка и распределение тепла) [10].
По мере разрастания таких изменений все большее количество российских и зарубежных энергетических компаний вовлекается в процесс
взаимосвязанного международного развития в границах задаваемых условиями глобальной энергетики [2]. Оптимизация такого развития в нашей стране требует формирования народнохозяйственного энергетического макроцикла с целенаправленным программированием международной конкурентоспособности соответствующих российских производителей путем конфигурирования производственных бизнес-циклов на основе комплексирования энергетических узлов, оперирующих российскими топливно-энергетическими ресурсами в нашей стране и за рубежом при формировании трансконтинентальных (европейско-российско-азиатских) электрических сетей и трансграничной энергогенерации на основе энергетического сектора России.
В основе рыночного энергетического народнохозяйственного макроцикла лежит микроцикл консолидированного использования ключевых производственно-технологических активов в крупных корпоративных группах российских энергетических компаний с государственным участием. Таким образом, консолидация (в крупных корпоративных группах энергетических компаний с государственным участием) активов газовых, электроэнергетических и теплоэнергетических предприятий (в России и за рубежом) позволяет сформировать энергетический макроцикл, т. е. эффективную бизнес-систему, способную завоевать и удерживать существенную долю мирового рынка с рокировкой (замещением) различных видов энергоресурсов между собой (в рамках цепочки «закольцованных» энергетических и энергосвязанных бизнесов) и в конъюнктурно выгодные сегменты мировых энергетических рынков с наибольшей долей добавленной стоимости, а следовательно, обеспечивать рост доходов и финансовое благополучие российской экономики.
В сложившихся условиях необходимо системное оптимизационное взаимодействие корпоративно «упакованных» энергетических бизнесов в рыночном энергетическом народнохозяйственном макроцикле через конфигурирование бизнес-циклов в рамках «закольцовки» сегментов бизнес-моделей: «газовая промышленность ^ электроэнергетика», «газовая промышленность ^ теплоэнергетика», «газовая промышленность ^ неэнергетические производственные потребители и население», «электро- и теплоэнергетика ^ неэнергетические производственные потребители и население», что позволит исключить манипулятивное перераспределение (изъятие) добавленной стоимости, сфор-
мированной в ТЭК России, в другие виды бизнеса и отрасли с выведением потом за рубеж [9].
Систему госрегулирования в энергетике следует развивать не в направлении все большей дезинтеграции энергобизнесов и энергоциклов (к чему нас подталкивают энергетические институты ЕС), а наоборот, в сторону системной управленческой интеграции отраслей ТЭК и соответствующих видов энергетических и энергосвязанных бизнесов. Необходимо формирование сквозного (корпоративно детализированного) отраслевого баланса энергетических ресурсов (электроэнергии, газа, нефтепродуктов, угля и т. п.) по видам взаимосвязанных энергетических бизнесов («добыча топлива -генерация энергии/тепла - передача - распределение») с выходом на единый киловатт-час (кВт^ч) или гигакалорию (Гкал), структурированных в национальном/международном, территориальном/ отраслевом, производственном/экономическом и т. п. аспектах. Именно в этом направлении можно ожидать снижения темпов роста затрат на производство электроэнергии и других видов энергетических ресурсов и, следовательно, экономически обоснованного ограничения роста тарифов энергетики и ЖКХ с повышением энергоэффективности и выгодности экспортных поставок различных видов энергоресурсов [11].
Проведенный анализ показывает, что наиболее рациональным подходом к решению проблем управления организацией и реализацией отраслевых научно-технических и производственно-технологических взаимосвязей корпоративных групп энергетических компаний при их интеграции в глобальную энергетику являются разработка и практическое внедрение новой управленческой стратегии, базирующейся на реализации модерниза-ционной политики в рамках сквозных инвестиционно-технологических проектов модернизационного характера через формирование интегрированных инвестиционных программ крупных корпоративных групп энергетических компаний с ориентацией на технологическую интеграцию, организационную координацию и использование консолидированного национального топливно-энергетического потенциала как своего рода связанного пакета различных видов энергетических ресурсов и корпоративно «упакованных» энергетических бизнесов.
Здесь требуется разработка модели перехода к новому - международно-интегрированному - формату развития ТЭК России с учетом необходимости
обеспечения энергетической безопасности нашей страны, стран-партнеров на постсоветском пространстве, евро-азиатских потребителей российских энергоресурсов на основе комплексирования энергетических узлов, оперирующих российскими топливно-энергетическими ресурсами в нашей стране и за рубежом, с ориентацией внутри нашей страны на балансирование системно связанных пакетов энергоресурсов (электроэнергия, газ, нефтепродукты, уголь) с выходом на единый экономически обоснованный эквивалент кВт^ч для достижения отраслевой топливно-энергетической сбалансированности в неоиндустриальном формате предприятий российской энергетики при встраивании в систему международных энергетических бизнесов.
Неоиндустриальный формат модернизации определяет необходимость перехода к бизнес-модели (неинфляционной) мультипликации инвестиционных ресурсов на основе секьюритизации долгов и сбалансированного выпуска производных финансовых инструментов. Здесь будет достигнуто достижение нового качества товарно-стоимостного обеспечения (неинфляционной) кредитной эмиссии как основы повышения темпов экономического роста, роста прибылей, капитализации и инвестиционной привлекательности национальной экономики. Производство и структурирование оборота и экспорта энергетических ресурсов в интегрированных (через энергетический сектор России) евро-азиатских электроэнергетических, газовых и т. п. системах, а также опосредующих эти процессы массивов финансовых активов с формированием новых пулов долговых и иных ценных бумаг, прежде всего секьюритизированных долгов энергетических компаний, для оборота на российском и зарубежных финансовых рынках, приведут к оживлению операций на товарных и финансовых рынках и соответствующему росту бизнеса (в том числе возрастанию ВВП) и улучшению общих макро-, мезо- и микрофинансовых показателей российских предприятий [5].
В результате как условие концентрации в российских энергетических предприятиях международно формируемой добавленной стоимости от экспортно-импортного оборота электроэнергии и других энергоресурсов российского или транзитного происхождения и оказания энергетических услуг должны быть достигнуты:
• адаптивная оптимизация цепочек энергобиз-
несов через усиление межсистемных связей
между энергетическими узлами, оперирующими российскими топливно-энергетическими ресурсами в нашей стране и за рубежом и повышение эффективности производства, транспортировки (транзита) и сбыта энергоресурсов, включая глобальное российское оперирование на биржевых и внебиржевых энерго-финансо-вых рынках, с возможностью концентрации для этих целей межкорпоративных пулов товарных энергетических ресурсов и финансовых средств российских энергетических компаний;
• эффективный контроль российского государства над национальной энергетической инфраструктурой с учетом идущей международной энергетической интеграции, мультиагентная координация оперирования энергетическими ресурсами и услугами в нашей стране и за рубежом;
• обеспечение мониторинга, контроля и противодействия недобросовестным (противоречащим российским государственным интересам) действиям менеджмента российских энергетических предприятий, контролируемых российскими и зарубежными собственниками при их операциях в России и за рубежом. Процессы международной энергетической интеграции определяют необходимость организовать и разместить элементы гибкой структуры управления объектами и сетями российской энергетики, включая электроэнергетическую, газовую и т. п. инфраструктуру, в соответствии с приоритетами мультиагентного управления формированием единой энергосистемы Таможенного (и Евразийского) союза со стержневым характером российской гидро, атомно-, газово-, угольно- и т. п. энергогенерации и энергосетей. Здесь необходима реализация мультиа-гентных принципов улучшения использования региональной и трансграничной энергоинфраструктуры, сооружения новых мощностей, балансирования межрегиональных энергопоставок и компоновки условий и форм торговли энергоресурсами в рамках существующих энергорыночных механизмов и перспектив их развития с ориентацией на комплексную энергобезопасность Таможенного (и Евразийского) союза на основе комплексирования энергетических узлов, оперирующих топливно-энергетическими ресурсами в евро-азиатской (экономико-, энерго-, эколого- и пр.) суперсистеме.
В этих все усложняющихся условиях становится все более заметна усиливающаяся потребность
в интеллектуальной трансформации электроэнергетической системы, которая должна обеспечить доступность использования электроэнергетических ресурсов, надежное, качественное и экономичное обслуживание потребителей электроэнергии за счет гибкого взаимодействия всех субъектов электроэнергетической деятельности (всех видов генерации, электрических сетей и энергопотребителей) с помощью технологических систем Smart Grid как ключевого фактора, определяющего конкурентоспособность российского производственного комплекса и ЖКХ. Поэтому ключевым вопросом совершенствования различных аспектов регулирования широкого спектра процессов функционирования и взаимодействия энергетических объектов и сетей является интеллектуальная трансформация электроэнергетической системы России с целью приведения ее в состояние, адекватное угрозам и вызовам мировой экономики XXI в.
Выстраивание объединенных международных энергосистем и энергорынков требует ускорения темпов развития инфраструктуры управления потоками российских энергоресурсов, включая распределенные трансграничные узлы энергоснабжения и зоны энергоответственности, сетецентрически организованные распределенные центры прибыли энергобизнесов в России и за рубежом, и формирования гибкой структуры контроля и регулирования доступа к энерготранспортным сетям зарубежных энергокомпаний или российских энергопредприятий, находящихся под контролем иностранных инвесторов [6].
Новая концептуальная модель развития российской энергетики на основе ТП «Интеллектуальная энергетическая система России» формулируется как система мер интеллектуального преобразования предприятий электроэнергетики и энергопотребителей. Принципы ее функционирования и построения энергоэффективного базиса всего национального хозяйства нашей страны с ориентацией на модернизационные приоритеты инновационного развития ориентированы на выход на новое качество управления на отраслевом, межотраслевом и народнохозяйственном уровнях при переходе к постиндустриальной экономике и соответствующей электроэнергетике [8].
В ТП «Интеллектуальная энергетическая система России» использование интеллектуальной электроэнергетической системы России с активно-адаптивной сетью в современной российской эконо-
мике определяется мероприятиями для реализации следующих задач.
1. Переход к интерактивному информационно-аналитическому управлению путем переноса процессов и процедур управления в интеллектуальную управленческую инфраструктуру на основе smart grid.
2. Приоритетное развитие «smart grid - интеграции» сегментов ЕНЭС на основе активно-адаптивных электрических сетей как основной сетевой технологической инфраструктуры электроэнергетики.
3. Разработка межведомственной программы перехода электроэнергетики и ЖКХ на «интеллектуальные» сети, дающие эффект при развитии «smart grid-систем» в электроэнергетике на территориальном, отраслевом и корпоративном уровнях, а также международной интеграции энергорынков и деятельности российских энергетических компаний и энергопотребителей различной отраслевой принадлежности и странового расположения.
4. Дальнейшее совершенствование и развитие координированности принимаемых территориально рассредоточенными предприятиями решений по техническому развитию, реализуемых в рамках структурно-параметрической организации элементов энергосетевой структуры комплекса российских энергетических компаний в соответствии с федеральными приоритетами.
5. Совершенствование взаимодействия российских органов государственного управления, энергетических компаний и энергопотребителей на основе «smart grid-методов» оптимизации динамического взаимодействия и адаптивного совершенствования цепочек энерго-экономических управленческих транзакций для выстраивания единой логики процессов управления.
6. Создание интегрированного комплекса автоматизированных информационно-управляющих систем российских органов государственного управления, энергетических компаний и энергопотребителей в рамках развития интеллектуальной электроэнергетической системы России с активно-адаптивной сетью на основе современных интеллектуальных электроэнергетических сетей, а также Энергоинтернета, Интернета вещей, EnergyWeb, eNetworks и т. п. [4].
Цель таких изменений - не просто объединить модернизационные тренды в электроэнергетике, достигаемые различными методами, но интегрировать
имеющиеся управленческие ресурсы и перевести их на качественно новый уровень интеллектуальности совокупности распределенных электроэнергетических сетей и энергообъектов с повышением конкурентоспособности всей системы на основе стратегических императивов ТП «Интеллектуальная энергетическая система России» в отношении генерации, транспортировки, аккумуляции и потребления электроэнергии [3].
Возможности системной оптимизации (на основе «интеллектуальных» энергосетей) энергоэффективности в отношении генерации, транспортировки, аккумуляции и потребления электроэнергии требуют формирования сквозных технологических и управленческих решений и типовых проектов, согласованных в отраслевом и территориальном аспектах. Закольцовка посегментной оптимизации энергоэффективности позволит обеспечить полный цикл автоматизированного управления энергоснабжением и оптимизацию энергоэффективности всего народнохозяйственного комплекса на принципах Единой энергетической системы страны, что не может быть достигнуто в США и ЕС и подтверждает эффективность управленческих подходов, реализуемых Минэнерго России.
Таким образом, построение интеллектуальной энергетики - это коллективная стратегическая задача, которая должна решаться в тесном взаимодействии как всех участников процессов функционирования и развития ТЭК нашей страны, включая отечественное энергетическое машиностроение и приборостроение, так и широкого круга отраслевых и территориальных органов государственного управления России в сотрудничестве с ведущими энергетическими ТНК и международными организациями.
Многочисленные технологические, организационные, экономические и т. п. эффекты от перехода к электроэнергетической системе с активно-адаптивной сетью при формировании трансконтинентальных (европейско-российско-азиатских) электрических сетей и трансграничной энергогенерации на основе энергетического сектора России будут способствовать повышению международной конкурентоспособности российской энергетики на основе использования унифицированных элементов интеллектуальных электроэнергетических сетей как организационно-технологического инструмента активного обеспечения энергоэффективности соответствующих энергопроизводящих, энерготранспортных, энергоаккумулирующих, энерго-
распределительных мощностей и энергосбытовой инфраструктуры.
Список литературы
1. Агеев А., Логинов Е.«New Deal - 2008 - «новая сдача». Блудные ученики Франклина Рузвельта» // Экономические стратегии. 2009. № 2. С. 30-36.
2. Агеев А., Логинов Е. Реструктуризация глобального управления - ключ к борьбе с мировыми финансово-экономическими кризисами // Экономические стратегии. 2011. № 10. С. 22-31.
3. Иванов С. Н., Иванов Т. В., Логинов Е. Л. Интеллектуальная энергетика как новый формат геоэнергетической суверенности России // Энергополис. 2011. № 5. С. 24-27.
4. Иванов Т. В., Иванов С. Н., Логинов Е. Л., Наумов Э. Б. Интеллектуальная электроэнергетика: стратегический тренд международной конкурентоспособности России в XXI веке. М.: Изд-во «Спутник+», 2012.
5. Логинов Е. Л., Логинова В. Е. Деривативы в российской экономике: стратегические тренды управления асимметричностью распределенных рынков // Финансы и кредит. 2012. № 30. С. 26-33.
6. Логинов Е. Л., Логинов А. Е. Интеллектуальная электроэнергетика: новый формат интегрированного управления в ЕЭС России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 29. С. 28-32.
7. Логинов Е. Л., Логинов А. Е. Сланцевый газ -инструмент геоэнергетического манипулирования мировой экономикой // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 31. С. 38-49.
8. Новиков И. А. Проблемы технологической модернизации электроэнергетики России при интеграции в международные энергообъединения. М., 2012.
9. Филиппская Н. Ю. Проблемы формирования эффективных механизмов управления предприятиями газовой промышленности. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2010.
10. Чистяков А. Н. Экономические механизмы восстановления интегративных функций отраслевого управления электроэнергетикой России // Вестник экономической интеграции. 2010. № 6. С. 78-85.
11. Шкрабляк Н. С. Модели структурной и функциональной модернизации информационных систем управления в электроэнергетике // Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика. 2009. № 10. С. 55-60.