ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СЕКТОРА РОССИИ ЧЕРЕЗ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ РОССИЙСКИХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ
КОМПАНИЙ
Новиков И.А., к.э.н., старший научный сотрудник АНО «Национальный институт энергетической безопасности»
В статье рассматриваются проблемы обслуживания инвестиционными ресурсами стратегии реализации неоиндустриальных императивов технологической модернизации энергетики России при интеграции российской электроэнергетики в зарубежные энергосистемы и мировые энергетические рынки.
Ключевые слова: управление; модернизация; инвестиции; энергетика; инновации.
PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN ENERGY SECTOR THROUGH INVESTMENT PROJECTS OF RUSSIAN ENERGY COMPANIES
Novikov I., PhD, Senior Research of ANO «National Institute of Energy Security»
The article is devoted to the problems of investment resources to service implementation strategy neo-industrial imperatives of technological modernization of Russian power in the integration of the Russian power in the foreign power and world energy markets.
Keywords: management; modernization; investment; energy; innovation.
Проблемы разработки инвестиционной политики для реализации неоиндустриальных императивов технологической модернизации энергетического сектора России являются одними из приоритетных направлений деятельности органов государственного управления и корпоративного менеджмента, так как электроэнергетические факторы играют важную роль в успешном социально-экономическом развитии нашей страны [1].
Современная ситуация с решением инвестиционных проблем развития энергетики России при интеграции российской электроэнергетики в международные энергообъединения, в т.ч. инвестиционного обеспечения перехода энергетического сектора России к новому формату управления на принципах интеллектуальной энергетики для участия в формировании трансконтинентальных электрических сетей и трансграничной энергогенерации требует разработки и реализации глобально ориентированной инвестиционной политики в ЕЭС России. В этой связи возникает потребность в анализе происходящих явлений, а так же исследовании закономерностей развития механизмов управления в инвестиционной сфере энергетики [2].
Практически любой экспорт из России энергетических ресурсов (нефть, газ, уголь и пр.) и ресурсоемкой продукции (алюминий, металлопрокат и пр.) является в реальности опосредованным экспортом электроэнергии, причем процесс получения и экспорта электроэнергии выступающий в виде товара связан с образованием большой добавленной стоимости, в результате чего предлагается сформулировать стратегическую парадигму выгодности для народного хозяйства нашей страны экспортно-ориентированного развития электроэнергетического сектора для концентрации и мультипликации добавленной стоимости [3].
Основные преимущества предлагаемого подхода заключаются в следующем:
- обеспечение устойчивости функционирования энергосистемы и повышение эффективности функционирования;
- достижение экономики расходования углеводородного топлива (газа, нефти);
- значительное уменьшение выброса парниковых газов за счет увеличения доли атомной энергии.
Такой подход в современных условиях может быть сформирован на основе вариантов использования глобально ориентированной инвестиционной политики в отрасли для обслуживания инвестиционными ресурсами стратегии реализации неоиндустриальных императивов технологической модернизации энергетики России при интеграции российской электроэнергетики в зарубежные энергосистемы и мировые энергетические рынки. Суть предлагаемого подхода мы можем сформулировать следующим образом: разработку инвестиционных основ формирования трансевропейско-россий-ско-азиатской электроэнергетической инфраструктуры на основе энергетического сектора России необходимо осуществить на основе стратегической парадигмы консолидированного экспорта электроэнергии, более выгодного чем экспорт нефтегазовых ресурсов, с концентрацией добавленной стоимости от использования консолидированного национального энергопотенциала в крупных корпо-
ративных группах электроэнергетических компаний с государственным участием.
На рис.1. приведена схема развития электроэнергетики России с учетом стратегической парадигмы.
Сдвиг энергетической политики нашей страны на основе электроэнергетической парадигмы уже назрел, и его последствия мы наблюдаем в виде острой потребности в формировании новых моделей разработки инвестиционной политики для участия в формировании трансевропейско-российско-азиатской электроэнергетической инфраструктуры путем развития трансконтинентальных электрических сетей и трансграничной распределенной энергогенерации на базе энергетического сектора России через инвестиционные проекты российских энергетических компаний и потребности изыскания дополнительных инвестиционных возможностей развития на основе внебюджетных источников.
На рис.2. приведена схема взаимосвязи основных функциональных блоков составляющих нового концептуального подхода к развитию электроэнергетического сектора России как ключевого звена объединенных евро-азиатских энергосистем и энергорынков.
Такая политика является, прежде всего, инструментом обеспечения потребностей в целевых инвестиционных вложениях для внедрения новых научно-технологических решений и обеспечения совокупности технологического взаимодействия энергетических компаний, участвующих в работе трансконтинентальных объединенных энергосистем разных стран через обслуживание инвестиционными ресурсами стратегии реализации неоиндустриальных императивов технологической модернизации энергетики России при интеграции российской электроэнергетики в зарубежные энергосистемы и мировые энергетические рынки [4].
Таким образом, использование глобально ориентированной инвестиционной политики в ЕЭС России для обслуживания инвестиционными ресурсами стратегии международно адаптированной схеме сегментации и иерархии организационной структуры ЕЭС России, оптимизации межсистемных перетоков электроэнергии базисного и переменного вида при интеграции российской электроэнергетики в зарубежные энергосистемы и мировые энергетические рынки опирается на формирование моделей привлечения и вложения интегрированных инвестиционных вложений как формализованный вариант управленческого решения в отношении электроэнергетических компаний и их корпоративных объединений [5].
Отсутствие необходимых законодательных и иных мер стимулирования инвестиций отрицательно сказывается, в первую очередь на положении электроэнергетических компаний при их интеграции в глобальную энергетику. Неопределенность результатов инвестиционных проектов оптимизации силовой структуры объединенной энергосистемы Европа-Россия-Азия, так и для нахождения высокоэффективных решений при создании информационных и управляющих элементов для энергетических компаний, несущих бремя его инвестирования, приводит «вымыванию» инвестиционных проектов, являющихся основой переход от технически общего объекта управления [ЕЭС России] к международному управлению
с участием иностранных собственников объектов электроэнергетики различной страновой принадлежности.
Управление развитием российской электроэнергии, энергетических услуг и энергетического оборудования и отечественного промышленного капитала на внутреннем рынке представляет собой традиционную промышленную политику, включающую такие инструменты как модернизация производства, финансовая поддержка в виде субсидий, кредитов, гарантий, реструктуризация энергетических компаний и так далее. Решение данной задачи будет означать создание оптимальных условий для работы энергетических компаний.
По экономическому содержанию потенциал инвестиционных проектов электроэнергетических компаний и их агрегированных структур понимается автором в общем виде как совокупная способность электроэнергетических компаний к эффективному участию в новых видах энергетической деятельности, эффективному использованию и инновационному развитию электроэнергетических компаний и их корпоративных объединений, реализации потребностей в целевых инвестиционных вложениях для формирования и реализации комплекса единых [европейских, российских, азиатских] стандартизированных технологических платформ. Степень использования этого потенциала определяет эффективность глобально ориентированной инвестиционной политики в сфере инвестиционных проектов оптимизации силовой структуры объединенной энергосистемы Европа-Россия-Азия, так и для нахождения высокоэффективных решений при создании информационных и управляющих элементов.
При этом необходимо обеспечение эффективного функционирования государственного сектора в экономике, причинами которого являются необходимость поддержания национальной обороны, инфраструктурное обеспечение экономического роста, удовлетворение потребностей в целевых инвестиционных вложениях для построения более адаптивной системы управления объединенной энергосистемы Европа-Россия-Азия, построенной на методах быстрого моделирования, как в аварийных, так и в нормальных режимах и обеспечения совокупности технологического взаимодействия энергетических компаний участвующих в работе трансконтинентальных объединенных энергосистем разных стран, охрана окружающей среды и т.п.
Государственные инвестиционные вложения служат фактором экономического роста, залогом стабильности и устойчивого развития, гарантом сохранения национального богатства и поддержания социально-экономических аспектов развития государства и общества [6].
Таким образом, только при задействовании интегрированных пакетов инвестиционных вложений и активизации механизмов разработки инвестиционной политики для участия в формировании трансевропейско-российско-азиатской электроэнергетической инфраструктуры на основе перехода к активно-адаптивным электрическим сетям, как основной технологической инфраструктуре электроэнергетики, собственно наделяющей объединенную энергосистему Европы и Азии принципиально новыми свойствами на базе ЕЭС России существует возможность более активного и действенного включения инвесторов в инвестиционные проекты. Необходимо также повышение эффективности мероприятий по развитию электроэнергетических компаний и их агрегированных структур за счёт привлечения дополнительных средств на их использование и развитие, что определяется условиями и проблемами решения российских и международных проблем развития соответствующей инфраструктуры (электрическая сеть, железная дорога, трубопроводный транспорт газа и нефтепродуктов) с целью энергоснабжения потребителей при интеграции российской электроэнергетики в зарубежные энергосистемы и мировые энергетические рынки.
Такая ситуация требует формирования совокупности крупных корпоративных групп электроэнергетических компаний как основы для международной научно-производственной кооперации на основе технологических платформ, оптимальным образом структурирующих интересы различных сторон на конкретных технологических отраслевых направлениях участия в процессах формирования единого европейско-российско-азиатского электроэнергетического рынка с учетом необходимости перехода к интеллектуальной управленческой среде сохраняя основы функционирования сложившейся и оправдавшей себя организационной иерархической структуры управления единой электроэнергетической системой России транслируя его на объединенную энергосистему Европа-Россия-Азия.
Можно выделить следующие ключевые факторы успеха стратегии формирования механизмов научно-производственной кооперации:
- четкая ориентация государственной политики, учитывающая особенности российской электроэнергетики на модернизаци-онные приоритеты, реализуемые на основе крупных корпоративных групп электроэнергетических компаний как основы для международной научно-производственной кооперации;
- формирование долгосрочных программ формирования корпоративных стратегий (в т.ч. включение их в стратегии коопериро-
Рис.1. Стратегическая парадигма: экспорт электроэнергии, более выгоден чем экспорт нефтегазовых ресурсов, с концентрацией добавленной стоимости в крупных корпоративных группах электроэнергетических компаний с государственным участием
Рис.2. Взаимосвязи основных функциональных блоков составляющих нового глобального подхода к развитию ЕЭС России как ключевого звена объединенных евро-азиатских энергосистем и энергорынков
ванных - в рамках сквозных инвестиционно-технологических циклов - корпоративных групп электроэнергетических компаний);
- развитие информационно-организационных связей между основными участниками энергетических партнерств и консорциумов инновационного характера как основы для международной научно-производственной кооперации.
Таким образом, в основе организации деятельности участников инвестиционных проектов в ЕЭС России в условиях глобализации лежит нахождение некоего баланса инновацизации в отношении корпоративно обособленной структуры российской электроэнергетики.
Достижение указанных целей предполагает возрастание уровня организации научно-технических и производственно-технологических связей корпоративных групп электроэнергетических компаний при их интеграции в глобальную энергетику. Многие неудавшиеся реорганизационные мероприятия являлись попыткой найти лучшие формы структурирования продуктовой цепочки товаров и услуг, но при этом основываясь на неэффективных управленческих парадигмах, не учитывающих необходимость кластерной кооперации группы технологически взаимосвязанных - в процессах проектирования, строительства, реновации, эксплуатации энергосистем - корпоративных групп электроэнергетических компаний при
их интеграции в глобальную энергетику и организационного, информационного, технологического, экономического и т.п. взаимодействия в рамках технологических платформ.
Литература:
1. Абалкин Л. Размышления о долгосрочной стратегии, науке и демократии // Вопросы экономики, 2006. №12. С.32-36.
2. Агеев А., Логинов Е. «New Deal - 2008 — «новая сдача». Блудные ученики Франклина Рузвельта» // Экономические стратегии, 2009, №2. С.30-36.
3. Волков Д.И., Логинов Е.Л., Чикова О.Г. Куда ведет экономику трансформация газовой составляющей? // Региональная экономика: теория и практика. 2004. № 3. С. 34-37.
4. Логинов Е.Л., Руднев А.В. Проблемы разработки и внедрения информационных систем при управлении газотранспортным объектом // Инженерная физика, 2006, №3. С. 71-73.
5. Логинов Е.Л., Шкрабляк А.С. Тенденции развития электронных финансовых транзакций и методов их контроля в глобальных телекоммуникационных сетях // Инженерная физика. 2009. № 9. С. 47-53.
6. Тис Д. Динамические способности и стратегический ме-непжмент. - OUP, 2009. - 299 с.
158 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA