Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В УСЛОВИЯХ ОПЕРАТИВНОГО ПЕРЕХОДА НА ДИСТАНЦИОННЫЙ ФОРМАТ ОБУЧЕНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В УСЛОВИЯХ ОПЕРАТИВНОГО ПЕРЕХОДА НА ДИСТАНЦИОННЫЙ ФОРМАТ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / ПЕДАГОГ / ОБЛАЧНЫЕ СЕРВИСЫ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / DISTANCE LEARNING / EDUCATIONAL PROGRAMS / STUDENT / TEACHER / CLOUD SERVICES / DIGITAL TECHNOLOGIES / INFORMATION COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сизова Ольга Алексеевна, Медведева Татьяна Юрьевна, Макеева Анастасия Владимировна

В данной статье исследуются специфические особенности реализации образовательных программ разных уровней образования в формате дистанционного обучения. Обсуждаются некоторые проблемы, трудности, с которыми столкнулись образовательные организации и педагогическое сообщество. Актуальной данная статья является потому, что экстремальный переход на дистанционный формат обучения вскрыл ряд проблем, обсуждение которых необходимо в сегодняшних условиях. В нашем исследовании также анализируются актуальные нормативно-правовые документы, содержание которых направлено на стабилизацию и разрешение проблемных ситуаций, вызванных экстремальным переходом на дистанционный формат обучения. Поскольку статья носит методический характер авторами были рекомендованы некоторые облачные сервисы , возможности которых могут позволить успешно, без ущерба качеству и содержанию образовательных программ осуществить обучение в формате дистанционного обучения.This article examines the specific features of the implementation of educational programs at different levels of education in the distance learning format. Some problems and difficulties faced by educational organizations and the teaching community are discussed. This article is relevant because the extreme transition to the distance learning format has revealed a number of problems that need to be discussed in today's conditions. Our research also analyzes current legal documents, the content of which is aimed at stabilizing and resolving problematic situations caused by the extreme transition to distance learning. Since the article is of a methodological nature, the authors recommended some cloud services, the capabilities of which can allow successfully, without compromising the quality and content of educational programs, to carry out training in the distance learning format.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сизова Ольга Алексеевна, Медведева Татьяна Юрьевна, Макеева Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В УСЛОВИЯХ ОПЕРАТИВНОГО ПЕРЕХОДА НА ДИСТАНЦИОННЫЙ ФОРМАТ ОБУЧЕНИЯ»

4) пытаются внедрить результаты своей деятельности в повседневную практику.

Критерием результативности проделанной работы являются наличие (отсутствие), степень выраженности и прогнозируемая динамика положительных изменений в деятельности организации. Литература:

1. Дергалева, И.Ю. Динамические характеристики развития профессионального потенциала менеджера / И.Ю. Дергалева, И.В. Резанович. -Сибирский педагогический журнал. - 2008 - №12 (63) - С. 44-50.

2. Колчина В.В. Формирование готовности менеджера к инновационно-предпринимательской деятельности как педагогическая проблема // Профессиональное образование и рынок труда. 2017. № 3. С. 28-34.

3. Колчина В.В. Состояние проблемы и условия формирования инновационно-предпринимательских умений в педагогической теории и практике // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 91. С. 196-201.

4. Мухин М.И. В.А. Сухомлинский о воспитании всесторонне развитой личности. Педагогика. 1991. № 9. С. 104-110.

5. Мухин М.И. Миссия новой школы - изменение личностной сущности человека // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2013. Т. 2. № 2 (3). С. 61-66.

6. Мухин М.И. В.А. Сухомлинский: человеческая личность неповторима. Курск. 1991.

7. Соколова А.С., Колчина В.В. Организация исследовательской деятельности студентов в контексте профессионального самоопределения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-3. С. 275-278.

Педагогика

УДК 37

старший преподаватель, аспирант Сизова Ольга Алексеевна

Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой

продюсерства и музыкального образования Медведева Татьяна Юрьевна

Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент Макеева Анастасия Владимировна

Нижегородский государственный инженерно-экономический университет,

Институт пищевых технологий и дизайна (г. Княгинино)

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В УСЛОВИЯХ ОПЕРАТИВНОГО ПЕРЕХОДА НА ДИСТАНЦИОННЫЙ ФОРМАТ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В данной статье исследуются специфические особенности реализации образовательных программ разных уровней образования в формате дистанционного обучения. Обсуждаются некоторые проблемы, трудности, с которыми столкнулись образовательные организации и педагогическое сообщество. Актуальной данная статья является потому, что экстремальный переход на дистанционный формат обучения вскрыл ряд проблем, обсуждение которых необходимо в сегодняшних условиях. В нашем исследовании также анализируются актуальные нормативно-правовые документы, содержание которых направлено на стабилизацию и разрешение проблемных ситуаций, вызванных экстремальным переходом на дистанционный формат обучения. Поскольку статья носит методический характер авторами были рекомендованы некоторые облачные сервисы , возможности которых могут позволить успешно, без ущерба качеству и содержанию образовательных программ осуществить обучение в формате дистанционного обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, образовательные программы, обучающийся, педагог, облачные сервисы, цифровые технологии, информационная компетентность.

Annotation. This article examines the specific features of the implementation of educational programs at different levels of education in the distance learning format. Some problems and difficulties faced by educational organizations and the teaching community are discussed. This article is relevant because the extreme transition to the distance learning format has revealed a number of problems that need to be discussed in today's conditions. Our research also analyzes current legal documents, the content of which is aimed at stabilizing and resolving problematic situations caused by the extreme transition to distance learning. Since the article is of a methodological nature, the authors recommended some cloud services, the capabilities of which can allow successfully, without compromising the quality and content of educational programs, to carry out training in the distance learning format.

Keywords: distance learning, educational programs, student, teacher, cloud services, digital technologies, information competence.

Введение. Современные условия реализации образовательного процесса, продиктованные событиями весны 2020 года на территории Российской Федерации, определили необходимость перехода всех образовательных организаций на дистанционный формат обучения. Организации общего образования, среднего профессионального, высшего образования, а также учреждения, реализующие программы дополнительного образования в кратчайший срок были вынуждены полностью осуществить переход на дистанционное обучение.

Изложение основного материала статьи. За короткий промежуток времени форма дистанционного обучения стала не просто дополнением к очной форме обучения, а стала единственным способом получения образования. Здесь важно подчеркнуть, что за данный период были выявлены некоторые сложности и недостатки подобного формата обучения на разных уровнях образования. Для решения проблем, связанных с дистанционным обучением важно систематизировать полученные данные о сложностях, с которыми сталкиваются обучающиеся на разных уровнях образования. Важно понимать, что готовность к обучению в данном формате определяется готовностью со стороны всех участников образовательного процесса. В рамках

осуществления учебной деятельности по программам начального общего не только от педагога требуется компетентность по использованию средств цифровых технологий, но и от обучающихся, а также от законных представителей. Использование различных средств цифровых технологий в данный момент времени вышло за пределы стен образовательной организации. Для успешной реализации образовательного процесса в подобной форме, важно, чтобы у педагога была сформирована информационная компетентность, чтобы в будущем, при подобной ситуации, учитель мог дать подробное объяснение по работе с тем или иным цифровым образовательным ресурсом. Также современные тенденции развития образовательной парадигмы. Требования потенциальных работодателей, предъявляемые к современному специалисту, предполагают мобильность, быстроту и оперативность в решении профессиональных задач. Новая социальная реальность, новые тренды, в основе которых заложены принципы внедрения информационных технологий утверждает совершенно иные принципы организации профессиональной деятельности молодого специалиста.

В данный период времени, многие участники образовательного процесса сталкиваются с недостаточностью обратной связи от педагога. Однако актуальные нормативные документы, к которым мы относим письмо Министерства просвещения определяют необходимость поддержки связи в режиме онлайн в обучающимися.

Приведем выдержку из текста документа:

- рекомендуется планировать свою педагогическую деятельность с учетом системы дистанционного обучения, создавать простейшие, нужные для обучающихся, ресурсы и задания;

- выражать свое отношение к работам обучающихся в виде текстовых или аудио рецензий, устных онлайн консультаций [4].

С точки зрения исследователя А.В. Хуторского, информационная компетентность является частью профессиональной [11], поэтому важно на этапе подготовки педагогов в вузе, увеличить объем изучаемых дисциплин в области информационно-коммуникационных технологий именно в профессиональной деятельности. Связать дисциплины профессионального блока с изучением средств цифровых технологий. Осуществить интеграцию профильных дисциплин с содержанием дисциплин информатической направленности.

Информационная компетентность педагога позволит грамотно распределить время и учебную нагрузку, в период освоения необходимого материала в условиях дистанционного обучения; позволит дать законным представителям (родителям) методические рекомендации по использованию цифровых образовательных ресурсов, чтобы в свою очередь, у последних не возникало технических и организационных трудностей, которые негативно сказываются на качестве обучения детей в довольно трудный и непривычный период. С точки зрения ученого М.П. Лапчика формирование информационной компетентности учителей является одной из наиболее важных задач системы высшего педагогического образования под информационной компетентостью [10], ученый понимает не только совокупность знаний, умений, навыков, формируемых в процессе обучения информатике и современным информационным и коммуникационным технологиям, но и личностно- деятельностную характеристику специалиста сферы образования, в высшей степени подготовленного к мотивированному использованию всей совокупности и разнообразия компьютерных средств и технологий в своей профессиональной работе [2].

Также важно отметить, что педагогам-предметникам необходимо использовать еще и профильные цифровые образовательные ресурсы. Здесь также необходимо подчеркнуть, что у педагога-предметника должна быть сформирована информационная компетентность не только по использованию сервисов для педагогов, но и профессиональных информационных систем и цифровых образовательных сервисов. Для педагога-предметника данной сферы важно знание профессиональных информационных систем, сайтов, с целью усовершенствования и обеспечения учебного процесса, для возможности реализации осуществления межпредметных связей в рамках искусства. Мы можем утверждать, что проблема необходимости формирования информационной компетентности педагога сферы культуры и искусства определена не только нормативными документами сферы образования, но и документами в области культуры и искусства, поэтому важно в рамках подготовки будущих учителей организовать целенаправленный процесс по формированию информационной компетентности [8].

Нужно отметить, что система дополнительного образования столкнулась с трудностями организации дисциплин творческой направленности. Здесь, разумеется, стоит сказать о том, что многие из родителей обучающихся попросту не имеют должной подготовки по дисциплинам художественно-эстетического, физкультурного блоков именно на уровне объяснение материала. От педагогов данного сектора образования требуется мастерство реализации дисциплин из указанных направлений. Очевидно, осуществление дисциплин, имеющих практическую составляющую: будь то музыка, изобразительное искусство требуют присутствие педагога в режиме онлайн.

Для решения задач, связанных с решением образовательных задач, в рамках указанных предметов могут быть полезны следующие облачные платформы, которые являются довольно простыми и понятными в применении. Перечислим их:

1. Платформа Cisco Webex;

2. Платформа ZOOM;

3. Сервис Pruffme;

4. Skype.

При помощи функций перечисленных цифровых ресурсов у педагогов появляется возможность проведения уроков, осуществляя полноценное взаимодействие с обучающимися. Именно в рамках реализации творческих дисциплин существует острая необходимость установления контакта обучающимся.

В рамках реализации дисциплин предметной области Музыка существует возможность записи занятий, что, в последствие, может благоприятно сказаться на результатах обучения. Алгоритм действий может быть следующим: преподаватель осуществляет образовательную деятельность, проводит занятие онлайн, при этом производит запись урока. Затем обучающийся, уже в условиях самостоятельной работы, может вернуться к записи, послушать себя, более подробно изучить комментарии преподавателя.

Требования нормативно-правовой документации, в частности требования Профессионального стандарта педагога указывают на необходимость сформированных профессиональных ИКТ-компетентностей.

На основании текста документа, от педагога требуются определенные трудовые умения, к которым разработчики относят следующие компоненты:

Таблица 1

общепользовательская ИКТ- общепедагогическая ИКТ- предметно-педагогическая ИКТ-

компетентность; компетентность; компетентность

В тексте документа особое внимание уделяется структуре предметно-педагогической ИКТ-компетентности, которая отражает профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности [4]. В этой связи важно подготовить компетентного специалисты в сфере образования, способного к реализации не только традиционного формата образования, но и специалиста, способного к быстрой реакции на стремительные изменения, способного оперативно принимать поставленные условия без ущерба для качества и содержания образования.

Выводы. Профессиональная деятельность в условиях современной школы требует от учителя высокого уровня мобильности, оперативности мышления, умения справляться с профессиональными задачами, ситуациями в условиях командной работы. Современный педагог должен уметь извлекать необходимую информацию по предметной области, владеть средствами информационно-коммуникационных технологий. От современного педагога требуется при помощи средств цифровых технологий выгодно, выигрышно и интересно подать информацию обучающимся. В условиях необходимости стремительного и полного перехода на формат дистанционного обучения на всех уровнях образования определил важность и необходимость внесения изменений в процесс профессиональной подготовки будущих педагогов, направленных на укрепление, углубление процесса, направленного на формирование информационной компетентности.

Литература:

1. Груздева М.Л., Тукенова Н.И. Анализ современного состояния исследований и разработок в области построения информационно-образовательных сред высших учебных заведений // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 2 (27). С. 1.

2. Лапчик М.П. ИКТ-компетентность педагогических кадров. Монография. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007. - 144 с.

3. Медведева Т.Ю., Сизова О.А., Макеева А.В.Возможности проектной деятельности в формировании самостоятельности познания Школа будущего. 2019. № 2. С. 56-57.

4. Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 "О направлении методических рекомендаций"

5. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"

6. Сизова О.А. Потенциал цифровых технологий в организации профессиональной деятельности педагога // Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 5А. Ч. I. С. 202-207. DOI: 10.34670/AR.2020.45.5.132

7. Смирнова Ж.В., Ваганова О.И., Макеева А.В. Возможности проектной технологии для повышения эффективности образовательного процесса Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018. Т. 9. № 7-2. С. 165-168.

8. Сизова О.А. К вопросу о содержании профессиональной ИКТ-подготовки будущего педагога-музыканта Школа будущего. 2019. № 3. С. 180-187.

9. Сизова О.А., Абдуллина М.А., Долматова А.А. Информационная компетентность будущего педагога предметной области "Искусство", в реализации профессиональной деятельности проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-1. с. 249-251.

10. Сизова О.А. К вопросу о необходимости формирования информационной компетентности педагога-музыканта Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-3. С. 163-166.

11. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика / А.В. Хуторской; Рос. акад. образования, Ин-т содержания и методов обучения. - М.: УНЦ ДО, 2005

Педагогика

УДК 373.291

аспирант Скорнякова Наталья Николаевна

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, (г. Санкт-Петербург)

ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ НА СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДОО

Аннотация. В статье рассматривается опыт и эффективность применения современной педагогической технологии эффективной социализации детей Н.П. Гришаевой на социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: социально-коммуникативное развитие; педагогическая технология; тяжелые нарушения речи; эффективная социализация; коммуникация.

Anmtation. The article discusses the experience and effectiveness of the use of modern pedagogical technology for the effective socialization of children Grishaeva on the social and communicative development of older preschool children with severe speech impairment in a preschool educational organization.

Keywords: social and communicative development; pedagogical technology; severe speech impairment; effective socialization; communication.

Введение. Условия жизни и развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) очень изменились за последние десятилетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.