Научная статья на тему 'Методы дистанционного обучения для заочных студентов высших учебных заведений с использованием технологии «Blended learning»'

Методы дистанционного обучения для заочных студентов высших учебных заведений с использованием технологии «Blended learning» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / «BLENDEDLEARNING» ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ЛЕКЦИИ / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / ЧАТ-ЗАНЯТИЯ / ТЕЛЕКОНФЕРЕНЦИИ / ВЕБ-ЗАНЯТИЯ / САМООБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРНЕТ / ПЕРСОНАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР / HIGHER EDUCATION / INFORMATION TECHNOLOGY / “BLENDEDLEARNING” TECHNOLOGY / DISTANCE LEARNING / ELECTRONIC LECTURES / INTERNET TECHNOLOGIES / CHAT CLASSES / NEWSGROUPS / WEB CLASSES / SELF-STUDY / EDUCATION / THE INTERNET / A PERSONAL COMPUTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекчанова Шоира Базарбаевна

В статье рассматривается сущность дистанционного обучения, его современное состояние, зарубежный опыт в Узбекистане. Обсуждаются преимущества и недостатки дистанционного обучения при получении этой информации. Анализируются методы, используемые в дистанционном обучении, и результаты применения этих методов. Технология «смешанного обучения» (смешанное обучение) обсуждает, какие методы должны знать учителя для дистанционного обучения технологиям, и какие должны быть более эффективными. На основе обсуждений говорится, что учителя могут использовать одну из программ, которые им удобно применять в электронном обучении и дистанционном обучении.The article discusses the essence of distance learning, its current status, foreign experience in Uzbekistan. The advantages and disadvantages of distance learning in obtaining this information are discussed. The methods used in distance learning and the results of the application of these methods are analyzed. The technology of “blended learning” (blended learning) discusses which methods teachers should know for distance learning in technology, and which should be more effective. Based on the discussions, it is said that teachers can use one of the programs that is convenient for them to use in e-learning and distance learning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы дистанционного обучения для заочных студентов высших учебных заведений с использованием технологии «Blended learning»»

МЕТОДЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ЗАОЧНЫХ

СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ «BLENDED LEARNING» Бекчанова Ш.Б. Email: Bekchanova1168@scientifictext.ru

Бекчанова Шоира Базарбаевна - преподаватель информатики, кафедра дистанционного образования, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается сущность дистанционного обучения, его современное состояние, зарубежный опыт в Узбекистане. Обсуждаются преимущества и недостатки дистанционного обучения при получении этой информации. Анализируются методы, используемые в дистанционном обучении, и результаты применения этих методов. Технология «смешанного обучения» (смешанное обучение) обсуждает, какие методы должны знать учителя для дистанционного обучения технологиям, и какие должны быть более эффективными. На основе обсуждений говорится, что учителя могут использовать одну из программ, которые им удобно применять в электронном обучении и дистанционном обучении.

Ключевые слова: высшее образование, информационные технологии, «blendedlearning» технологии, дистанционное обучение, электронные лекции, интернет-технологии, чат-занятия, телеконференции, веб-занятия, самообучение, образование, интернет, персональный компьютер.

DISTANCE LEARNING METHODS FOR CORRESPONDENCE STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS USING THE "BLENDED LEARNING" TECHNOLOGY Bekchanova Sh^.

Bekchanova Shoira Bazarbaevna - Lecturer of Informatics, DEPARTMENT OF DISTANCE EDUCATION, TASHKENT STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY NAMED AFTER NIZAMI, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article discusses the essence of distance learning, its current status, foreign experience in Uzbekistan. The advantages and disadvantages of distance learning in obtaining this information are discussed. The methods used in distance learning and the results of the application of these methods are analyzed. The technology of "blended learning" (blended learning) discusses which methods teachers should know for distance learning in technology, and which should be more effective. Based on the discussions, it is said that teachers can use one of the programs that is convenient for them to use in e-learning and distance learning.

Keywords: higher education, information technology, "blendedlearning" technology, distance learning, electronic lectures, Internet technologies, chat classes, newsgroups, web classes, self-study, education, the Internet, a personal computer.

УДК.004-21474

Направление исследования: 13.00.06 - Теория и методика электронного образования

На сегодняшний день дистанционное обучение позволяет взглянуть на процесс получения образования с другой стороны. С появлением интернета у людей появилась возможность прямого доступа к различным ресурсам, находящимся в сети интернета. В современном мире информационные технологии охватили(пронзили) все сферы жизни человека, и сфера образования не является исключением. Использование интернет

технологий и дистанционного обучения не является сейчас чем-то новым. Потенциал таких технологий очень высок, именно поэтому ни одна область деятельности человека сейчас не функционирует без информационных технологий. Активное использование таких технологий в образовании определило место дистанционному обучению [1. С 2].

Дистанционное обучение (ДО) — это одна из форм обучения, в которой предусматривается взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

В дистанционном обучение, при котором все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и студентов. Проблемы, связанные с применением информационных технологий в образовательном процессе, в том числе и дистанционном обучении в той или иной степени нашли отражение в трудах современных исследователей [4. С 1].

Задачи, решаемые вопросы в процессе реализации Концепции ДО в Узбекистане которая была принята 08.10.2019 года номером УП-5847 «Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в Республике Узбекистан», дается следующее определение дистанционного обучения [3. С 1]:

- дистанционное обучение это комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной образовательной среды, основанной на использовании новейших информационных технологий, обеспечивающих обменучебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, компьютерная связь и т.д.);

- анализ опыта организации ДО в вузах Узбекистане;

- «Ыendedlearmng» технологии;

- разработка нормативно-правовой документации, обеспечивающей поддержку системы ДО;

- проведение комплексного мониторинга ППС с целью выявления уровня компьютерной грамотности, внешних и внутренних факторов активного овладения средствами информационных технологий;

- выявление готовности ППС в "ТГПУ - для дистанционного обучения" по следующим параметрам: наличие электронных учебно-методических комплексов (или специальных кейсов - индивидуальных комплектов учебно-методических материалов с использованием мультимедийных средств) по каждой учебной дисциплине; специальная подготовка преподавателей для работы в новой информационно-образовательной среде; наличие электронных форм проверки знаний обучающихся;

- создание базы учебных материалов (для ДО) и механизма учебно-методического управления этой базой;

- формирование информационно-образовательной среды ДО;

- разработка средств ДО: специализированных учебников с мультимедийными сопровождениями, электронных учебно-методических комплексов, включая электронные учебники, учебные пособия, тренинговые компьютерные программы, компьютерные лабораторные практикумы, контрольно-тестирующих комплексы, учебные видеофильмы, аудиозаписи и др,

- внедрение интегрированных средств разработки и использования сетевых курсов;

- создание кейс-, сетевых технологий обучения.

- создание системы педагогического мониторинга, обеспечивающей координацию процессов развития, прогноз кадровых потребностей и др.;

- подготовка и повышение квалификации педагогических и технических кадров с учетом социокультурных особенностей региона; организация системы профессиональной переподготовки (или повышения квалификации) ППС для преподавания в новой информационно-образовательной среде, ППС и учебно-вспомогательного персонала для работы с дистанционной образовательной технологией;

92

- оказание научной и учебно-методической помощи обучающимся через консультацию "Интернет-образование";

- создание специально оборудованных помещений, обеспечивающих проведение образовательного процесса с применением ДО;

- привлечение ППС из зарубежья для участия в дистанционном образовательном процессе [2. C. 1].

Формы организации дистанционных занятий:

- Чат-занятия;

- Телеконференции;

- Веб-занятия;

- «blendedlearning» технологии;

Чать занятие.

- Учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий.

- Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.

Веб-занятия.

- Дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».

- Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы — форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой.

- От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.

Телеконференции.

- Проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач.

- Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы. В основе такой системы заложен метод обучения, который получил название «Природный процесс обучения» (Natural Learning Manner).

«Blended learning» технологии

Что такое Blended Learning? Смешанное обучение включает в себя обучение как онлайн, так и в любой точке мира. Комната смешанного обучения использует онлайн и традиционные методы обучения, чтобы предоставить учащимся более эффективный опыт обучения. Учителя часто используют образовательные онлайн-компоненты, такие как обучающие видео, игры, онлайн-учебные материалы и подкасты.

В отличие от традиционных студентов, онлайн-материал не заменяет очного обучения, а используется как дополнительная помощь. Например, учитель может приказать своим ученикам посмотреть дополнительные видеоуроки или участвовать в подкасте, чтобы улучшить их понимание предмета. Смешанное обучение рассчитано на два метода: взаимодополняющий онлайн и традиционный.

Достоинства дистанционного обучения.

- Новые технологии позволяют сделать визуальную информацию яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия студента с обучающей системой;

- Возможность обучения инвалидов и людей с различными отклонениями;

- Дистанционное обучение предоставляет возможности обучения большему количеству людей, повышается интерес к обучению, растет продуктивность обучения, позволяет учиться тогда, когда это необходимо, привлекает людей разных возрастных групп;

- Дистанционное обучение делает процесс обучения более творческим и индивидуальным, открывает новые возможности для творческого самовыражения обучаемого;

Недостатки дистанционного обучения.

- Отсутствие прямого очного общения между обучающимися и преподавателем. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус для процесса обучения. Сложно создать творческую атмосферу в группе обучающихся.

- Необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет; Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет, нужна техническая готовность к использованию средств дистанционного обучения.

Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.

Высокая трудоемкость разработки курсов дистанционного обучения. Создание 1 часа действительно интерактивного мультимедийного взаимодействия занимает более 1000 часов профессионалов.

Внедрение дистанционного обучения продвинет человечество еще на несколько шагов вперед. Представьте обучение доступное практически всем слоям населения, лучшие преподаватели смогут транслировать свои лекции по всему миру. У людей отпадет необходимость преодолевать тысячи километров ради знаний. В наше время дистанционное обучение только начинает развиваться и внедряется только в качестве «дополнительной функции». Но вскоре дистанционное обучение, возможно, станет единственным видом обучения, ведь качество знаний и есть залог успеха человека [3. C. 3-5].

Список литературы /References

1. Тренин Игорь Валерьевич. «Интеграция информационных и дидактических ресурсов в образовательном процессе военного вуза». Москва, 2017.

2. Бабешко В.Н., Кочетков В.В. Телекоммуникационный портал информационно-образовательной среды дистанционного обучения. / Международная научно-методическая конференция «Телематика-2001». С.-Петербург.

3. Маматов Д.Н, Бекчанова Ш.Б «На этапах развития высшее образование использование цифровое технологии в дистанционном обучении». Т., 2020. Журнал «Иктисодиётда инновациялар».

4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lex.uz/docs/4545887/ (дата обращения: 21.04.2020).

5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://regulation.gov.uz/ru/document/8131/ (дата обращения: 21.04.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.