Научная статья на тему 'Дистанционные технологии обучения как средство повышение качества профессиональной подготовки будущих квалифицированных работников в профессионально-технических учебных заведениях'

Дистанционные технологии обучения как средство повышение качества профессиональной подготовки будущих квалифицированных работников в профессионально-технических учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DISTANCE LEARNING / TECHNOLOGY EDUCATION / SKILLS TRAINING / VOCATIONAL AND TECHNICAL SCHOOLS / SKILLED WORKERS / THE QUALITY OF EDUCATION / ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ РАБОТНИКИ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гириловская Ирина Викторовна

Статья посвящена проблеме использования дистанционных технологий обучения в профессиональной подготовке будущих квалифицированных работников профессионально-технических учебных заведений. Раскрывается идея применения смешанного обучения в профессионально-технических учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гириловская Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the use of distance learning technologies in the training of future skilled workers in vocational schools. Discloses the idea of using blended learning in vocational schools.

Текст научной работы на тему «Дистанционные технологии обучения как средство повышение качества профессиональной подготовки будущих квалифицированных работников в профессионально-технических учебных заведениях»

Distance learning technologies as a means of improving the quality of training of future skilled workers in vocational education

Section 3. Distance Education

Hyrylovska Irina Viktorovna, Candidate of Pedagogical Sciences, doctoral Institute of Vocational Education National Akademy

of Pedagogical Science of Ukraine E-mail: kamira@meta.ua

Distance learning technologies as a means of improving the quality of training of future skilled workers in vocational education

Abstract: The article discusses the use of distance learning technologies in the training of future skilled workers in vocational schools. Discloses the idea of using blended learning in vocational schools.

Keywords: distance learning, technology education, skills training, vocational and technical schools, skilled workers, the quality of education.

Гириловская Ирина Викторовна, кандидат педагогических наук, докторант Института профессионально-технического образования Национальной академии педагогических наук Украины

E-mail: kamira@meta.ua

Дистанционные технологии обучения как средство повышение качества профессиональной подготовки будущих квалифицированных работников в профессионально-технических учебных заведениях

Анотация: Статья посвящена проблеме использования дистанционных технологий обучения в профессиональной подготовке будущих квалифицированных работников профессиональнотехнических учебных заведений. Раскрывается идея применения смешанного обучения в профессионально-технических учебных заведениях.

Ключевые слова: дистанционная форма обучения, технология обучения, профессиональная подготовка, профессионально-технические учебные заведения, квалифицированные работники, качество образования.

Высокий темп изменений европейских производственных технологий спровоцировал проблему, возникшую в системе профессионально-технического образования Украины, суть которой заключается в том, что содержание и возможности образовательного процесса в профессионально-технических учебных заведениях (ПТУЗ) существенно отстают от реалий современного

производства. В такой ситуации работодателей часто не устраивает уровень профессиональной подготовки будущих квалифицированных работников. Повысить качество профессиональной подготовки учащихся можно путём внедрения в учебный процесс ПТУЗ качественно новых современных форм обучения. Одной из таких прогрессивных форм обучения является дистан-

29

Section 3. Distance Education

ционная. Она базируется на использовании дистанционных технологий (мультимедийных, сетевых, телекоммуникационных, ТВ-технологиях и т. д.), которые характеризуются в первую очередь интерактивностью, интенсификациею процесса обучения, обратной связью. Использование дистанционных технологий обучения обеспечит быстрое обновление профессиональных знаний учащихся; позволит значительно расширить аудиторию слушателей на фоне недостатка квалифицированных мастеров производственного обучения в ПТУЗ; сделает учебный процесс более гибким, индивидуализированным, разнообразным, демократичным.

Анализ исследований показал, что разработкой теоретических и практических аспектов дистанционного обучения занимались такие учёные как В. Быков, А. Бондаренко, В. Заболотный, А. Мищенко, А. Пинчук, А. Шестопал, В. Осадчий, С. Сисоева, А. Рыбалко, Н. Сиро-тенко, О. Андреев, А. Хуторской, В. Овсянников, Н. Глушнева и другие. В своих работах они проанализировали основные принципы и психолого-педагогические основы дистанционного обучения, расскрыли концептуальные подходы и механизмы реализации дистанционного обучения в профессиональной школе, исследовали теорию и методику профессиональной подготовки преподавателей-тьюторов для дистанционной системы обучения, выделили особенности использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Однако вопрос применения дистанционных технологий обучения в профессиональной подготовке будущих квалифицированных работников профессионально-технических учебных заведений остается открытым и до конца не исследованым.

Поэтому, цель статьи заключается в расскры-тие возможностей сочетания дистанционной формы обучения с традиционной в профессиональной подготовке будущих квалифицированных работников ПТУЗ.

Дистанционную форму обучения можна рассматривать как целенаправленный, организованный процесс интерактивного взаимодействия всех участников обучения, инвариантный к их расположению в пространстве и времени, реали-

зуемый в специфической дидактической системе. Дистанционная форма обучения существенно увеличивает возможности традиционного обучения путем формирования образовательной информационной среды, в которой учащиеся самостоятельно или под руководством преподавателя могут изучать новый для них материал; способствует приобретению ими навыков самостоятельной работы; повышает уровень образовательных программ путем предложения альтернативных; позволяет формировать уникальные образовательные программы путем комбинирования разных курсов; обеспечивает возможность выбора самостоятельного темпа обучения в рамках установленных сроков. Можно выделить ряд свойств, раскрывающих сущность дистанционного обучения:

— гибкость: обучающиеся не посещают регулярных занятий в виде лекций и семинаров, а работают в удобное для себя время, в удобном месте;

— параллельность: обучение может проводиться сразу по нескольким специальностям кроме основной, в различных предметных областях;

— дальнодействие: расстояние от места нахождения обучающегося до учебного заведение не препятствует эффективному учебному процессу;

— асинхронность: в процессе обучения как обучающиеся, так и преподаватели могут реализовывать технологию обучения и учения независимо от времени по удобному для каждого расписанию и темпу;

— массовость: количество обучающихся

не ограничивается. При этом все они имеют доступ к источникам учебной информации (электронным библиотекам, базам данных и т. д.) и могут общаться как друг с другом так и с преподавателем через сети связи или с помощью других средств информационных технологий без каких-либо ограничений.

Использование дистанционных технологий обучения приводит к созданию принципиально новых моделей обучения, которые предусматривают проведение конференций, самостоятельную работу обучающихся с информационными полями из разных банков знаний, проектные

30

Distance learning technologies as a means of improving the quality of training of future skilled workers in vocational education

работы, тренинги и т. д. Существенно меняется при этом роль преподавателя [1; 2; 3]. На него возлагаются такие функции как координирование познавательного процесса, корректировка изучаемого курса, консультирование слушателей, управление их учебными проектами. В профессионально-технических учебных заведениях дистанционные технологии обучения могут употребляться при организации учебного процесса по программам первичной профессиональной подготовки, переподготовки или повышения рабочей квалификации. Считаем целесообразным дистанционно изучать такие циклы как «Цикл общепрофессиональной подготовки», «Цикл профессионально-теоретической подготовки», «Цикл предметов, которые свободно избираются», «Теоретическую часть цикла профессионально-практической подготовки». При этом каждое направление представляет собой самостоятельный дистанционный курс, комплекснометодическое обеспечение которого должно отображаться в информационном, содержательном, контрольном, коммуникативном и обобщающем блоках. Идея применения элементов асинхронного и синхронного дистанционного обучения в ПТУЗ приводит к тому, что какую-то часть учебных дисциплин (или дисциплины) учащиеся осваивают в традиционных формах обучения, а другую часть дисциплин (или дисциплины) — по технологиям сетевого обучения. Соотношение частей определяется готовностью образовательного учреждения в целом к подобному построению учебного процесса, а также желанием и техническими возможностями учащихся. Фактически мы получаем смешаное обучение, которое сохраняет общие принципы построения традиционного учебного процесса в ПТУЗ и состоит из трех этапов: дистанционного изучение теоретического материала, освоение практических аспектов в форме дневных занятий, сдача экзамена или выполнение выпускной квалификационной работы. Цели обучения при смешанной форме остаются прежними, меняются средства и методы их достижения. Система контроля знаний получает новые возможности: использование контролирующих систем в сочетании с традиционными методами. Для практической реализации

дистанционного обучения в основном используют специализированные информационные системы, которые называют системами управления обучением (learning management system, LMS) или иногда — программно-педагогическими системами. Как правило, такие информационные системы состоят из наборов модулей, обеспечивающих полноценное дистанционное обучение. Сейчас существует довольно широкий спектр разработанных систем управления обучением, которые распространяются как на коммерческой основе, так и свободно. Вместе с тем, учебные заведения могут разрабатывать подобные системы и «под себя». В общем, эффективность дистанционного обучения зависит от качества использованных материалов (учебных курсов, методических разработок и т. д.) и мастерства педагогов и препода-вателей-тьюторов, участвующих в этом процессе. Поэтому при разработке дистанционного курса педагогический и содержательный аспекты организации дистанционного обучения (как на этапе проектирования курса, так и в процессе его использования) являются приоритетными.

Делая выводы, отметим, что наиболее эффективной и перспективной формой подготовки будущих квалифицированных работников в системе профессионально-технического образования является дистанционное обучение, которое основывается на использование дистанционных технологий; предусматривает индивидуализацию обучения, интенсификацию самостоятельной работы, повышение мотивации учащихся за счет разнообразия форм работы; предлагает свободный график обучения, самостоятельное определение темпа обучения, независимость от места нахождения, обучение без отрыва от производства, доступность всем слоям населения. Считаем целесообразным применение в профессионально-технических учебных заведениях модели смешаного обучения, которая представляет собой использование распределённых информационно-образовательных ресурсов в стационарном обучении с применением элементов асинхронного и синхронного дистанционного обучения, при этом сохраняя его преимущества и исключая недостатки. Ефектив-ность даной модели на практике главным обра-

31

Section 3. Distance Education

зом будет зависеть от качественной разработки четырёх основных её составляющих: взаимодействия преподавателя и обучающегося; выбора педагогических технологий; разработки методических материалов и способов их доставки; ор-

ганизации обратной связи. Дальнейшие работы будут посвящены разработке комплексно-методического обеспечения для дистанционной формы обучения в профессионально-технических учебных заведениях строительного профиля.

Список литературы:

1. Сисоева С. О. Професшна шдготовка викладача-тьютора: теорiя i методика : навч.-метод. поаб. / С. О. Сисоева, В. В. Осадчий, К. П. Осадча / Мшютерство освгги i науки, молодi та спорту Украши, Кшвський ушверситет iм. Бориса Гршченко, Мелгтопольський державний педагопчний унгверситет iм. Богдана Хмельницького. - Кшв-Мелггополь : Видавничий будинок ММД, 2011. - 280 с.

2. Хуторской А. В. Концепция дистанционного образования / А. В. Хуторской. - 1998. - [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://users.kpi.kharkov.ua/lre/bde/dopol/russia/conzep.html - Назва з екрану.

3. Хуторской А. В. Современная дидактика : учеб. для вузов / А. В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.

32

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.