Научная статья на тему 'Перспективы внедрения дистанционного обучения на рынке образовательных услуг в сфере подготовки кадров для организации производства'

Перспективы внедрения дистанционного обучения на рынке образовательных услуг в сфере подготовки кадров для организации производства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE EDUCATION / РЫНОК ТРУДА / LABOUR MARKET / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES / ТРАДИЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / TRADITIONAL EDUCATION / СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MODERN INNOVATIVE TECHNOLOGIES / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / ТЬЮТЕРЫ / TUTORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беспалова Вероника Валерьевна, Полянская Ольга Алексеевна

В настоящее время в условиях непростой экономической ситуации особую актуальность приобретает проблема получения качественного инновационного образования. Рынок труда требует от претендентов на получение рабочих мест, а также от специалистов, уже работающих на предприятиях или занимающихся бизнесом, высокой степени квалифицированной пригодности, обладающих фундаментальной подготовкой наряду с профессиональными требованиями. В связи с этим настала необходимость более широкого внедрения системы дистанционного обучения наряду с уже существующими традиционными формами. В статье уделено внимание необходимости внедрения такой системы обучения на рынке образовательных услуг, рассмотрены основные положительные и отрицательные моменты осуществления такой деятельности. Несомненно, несмотря на имеющийся опыт применения дистанционной формы обучения ведущими образовательными учреждениями, находящимися как на территории Российской Федерации, так и вне ее, данная система требует доработки и более пристального внимания со стороны как Министерства образования Российской Федерации, так и самих образовательных учреждений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Беспалова Вероника Валерьевна, Полянская Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROSPECTS OF IMPLEMENTING DISTANCE EDUCATION IN THE MARKET OF PERSONNEL TRAINING SERVICES FOR PRODUCTION ORGANIZATION

Under current challenging economic conditions, the problem of providing innovative education of high quality is becoming a matter of particular concern. Apart from professional requirements, the labour market demands that job applicants, as well as specialists already working at companies or engaged in business, must have a high qualification degree and fundamental training. In this regard, it became imperative to further implement the system of distance education, along with existing traditional forms. The article draws attention to the necessity for implementing this training system in the market of educational services, and studies the basic positive and negative aspects of such activity. Despite the existing experience of distance training system implementation by leading Russian and foreign educational institutions, this system, undoubtedly, requires modification and greater attention from both the RF Ministry of Education, and the educational institutions themselves

Текст научной работы на тему «Перспективы внедрения дистанционного обучения на рынке образовательных услуг в сфере подготовки кадров для организации производства»

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ СФЕРЫ ОРГАНИЗАЦИИ

ПРОИЗВОДСТВА

ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА В.В. Беспалова, О.А. Полянская

В настоящее время в условиях непростой экономической ситуации особую актуальность приобретает проблема получения качественного инновационного образования. Рынок труда требует от претендентов на получение рабочих мест, а также от специалистов, уже работающих на предприятиях или занимающихся бизнесом, высокой степени квалифицированной пригодности, обладающих фундаментальной подготовкой наряду с профессиональными требованиями.

В связи с этим настала необходимость более широкого внедрения системы дистанционного обучения наряду с уже существующими традиционными формами. В статье уделено внимание необходимости внедрения такой системы обучения на рынке образовательных услуг, рассмотрены основные положительные и отрицательные моменты осуществления такой деятельности. Несомненно, несмотря на имеющийся опыт применения дистанционной формы обучения ведущими образовательными учреждениями, находящимися как на территории Российской Федерации, так и вне ее, данная система требует доработки и более пристального внимания со стороны как Министерства образования Российской Федерации, так и самих образовательных учреждений

Ключевые слова: дистанционное обучение, рынок труда, рынок образовательных услуг, традиционное обучение, современные инновационные технологии, качество образования, тьютеры

Введение. Дистанционное обучение является одним из перспективных направлений по предоставлению обучающимся возможности освоения основных и дополнительных образовательных программ в учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования, основанное на мобильности и внедрения новых современных технологий.

В настоящее время в России возросло количество учебных заведений, способных предоставить дистанционное обучение благодаря улучшению технической оснащенности образовательной деятельности, методикам и специально созданным образовательным программам.

В нашей стране спрос на получение высшего образования достаточно велик и с каждым годом все больше набирает силу. Но, к сожалению, не все желающие получить образование имеют возможность это сделать из-за невозможности прерывания своей трудовой профессиональной деятельности даже несмотря на возможность предоставления

образования не только по очной, но и по заочной форме обучения.

Эта проблема довольно хорошо и давно решена во многих европейских странах, а также Северной и Южной Америке, Азии, Австралии.

Дистанционная система обучения имеет очень большую привлекательность среди населения этих стран. Она позволяет без отрыва от основной деятельности получить профессиональное образование, повысить свою квалификацию. Этот вид обучения актуален для тех, кто физически, материально или по другим причинам не в состоянии получить традиционное очное или заочное обучение.

Методология. Особенную актуальность оно приобретает в настоящее время и на территории Российской Федерации, поскольку сегодня, из-за непростой экономической ситуации, желающие получить образование или повысить свою квалификацию не в состоянии обучаться с отрывом от производства. Да и деловому человеку невозможно оставить свой бизнес, чтобы даже просто по-

высить свой уровень уже имеющегося образования. С.Г. Тягловым и С.С. Змияк были рассмотрены вопросы, которые также могут быть решены посредством дистанционного обучения. В своей работе они рассмотрели конфликт интересов на рынке труда между соискателями рабочих мест и самими работодателями. В результате проведенного ими анализа были выявлены несоответствия между предъявляемыми завышенными требованиями работодателя и профессиональными качествами соискателей рабочих мест. Таким образом, возникает необходимость взаимодействия между спросом и предложением. И одним из таких направлений по взаимодействию между этими субъектами, присутствующими на рынке труда, является возможность получения необходимого образования, соответствующего требованиями работодателя через систему дистанционного обучения. Еще одной проблемой является уже имеющийся уровень образования среди некоторых специалистов, которые уже непосредственно выполняют свои профессиональные обязательства. К сожалению, их уровень не всегда соответствует требованиям, позволяющим выпускать высоко конкурентоспособную продукцию как на внутренний, так и на внешний рынок. Не всегда и не везде ими используются современные технологии.

Поэтому в настоящее время проблема дистанционного обучения является довольно актуальной.

Основная часть. Дистанционное обучение должно соответствовать тем потребностям, которые существуют на рынке труда через возможность выпускать профессионально квалифицированные кадры по тем специальностям, которые востребованы рынком в современной экономической ситуации.

На чем построена система дистанционного обучения? Прежде всего, она предполагает использование информации и возможность ее обработки при помощи информационных технологий, технических средств, те-

лекоммуникационных сетей, а также взаимодействие обучающихся и педагогов на расстоянии.

Конечно же возникает много вопросов, связанных с дистанционной системой образования. Особенно это касается вопроса, связанного с получением качества образования от педагога со стороны, а также качества приобретаемого образования самим обучающимся. Поэтому здесь необходимо уделять более тщательное внимание по отбору тьютеров, опытных педагогов, ведущих и контролирующих весь процесс образования, касающийся как утверждения самих учебных программ, так и опыта, профессиональной компетенции самих педагогов.

Поскольку в нашей стране данный вид обучения только набирает силу, то одной из задач в настоящий момент является расширение предлагаемых специальностей и учебных заведений, способных предоставить данную услугу широким слоям населения. Каждый из предлагаемых курсов должен быть рассчитан на получение определенного уровня знаний, соответствующих государственным образовательным стандартам, на определенное количество часов, но в то же время должен иметь свободу выбора по таким вопросам как: где, когда и сколько по времени обучающийся может заниматься самостоятельно без ущерба для себя.

Обучающийся должен иметь право выбора начать обучение с любого момента времени, не быть привязанным к жестким графикам обучения, но при этом быть на постоянной связи со своими преподавателями, чтобы иметь возможность получать у них грамотную и квалифицированную консультацию, а также чтобы и преподаватели были уверены в заинтересованности и качественности получаемых знаний самим обучающимся.

В России имеются несколько правовых актов, предоставляющих возможность использования дистанционного образования. Такими актами являются законы «Об образовании», «О высшем и послевузовском

профессиональном образовании», Приказ Министерства образования РФ от 18.12.2002 г. №4452 «Об утверждении методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации».

Выводы. В заключении хотелось бы еще раз уделить внимание основным положительным моментам, связанным с внедрением дистанционного обучения. Ими являются:

1. Доступность получения образования широким слоям населения.

2. Возможность получения образования, соответствующего требованиями работодателя.

3. Реальная экономическая эффективность, так как данный вид услуг требует намного меньших затрат государства и самого учебного заведения, чем традиционная система образования.

4. Повышение качества образования за счет повышения доли самостоятельного освоения материала и более широкого использования информационных образовательных ресурсов.

Таким образом, на сегодняшний день, дистанционное обучение становится достойной альтернативой традиционному образованию, поскольку ему начинают отдавать все большее предпочтение в связи с быстрым способом получения образования при его минимальных затратах. Но при этом, оно не является заменой традиционному обучению.

Литература

1. Российская Федерация. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 14.12.2015). Федеральный закон об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/

2. Российская Федерация. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ. Федеральный закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании [Электронный ресурс]: Режим доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _11446/

3. Российская Федерация. Приказ Министерства образования от 18.12.2002 г. №4452. Приказ Министерства образования об утверждении методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации. Электронный ресурс] : Режим доступа:

http ://www. allpravo. ru/library/doc2220p0/instrum2 221/item2229.html

4. Тяглов, С. Г. Управление качеством подготовки квалифицированных работников как ключевая проблема взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг[Текст] / С. Г. Тяглов, С. С. Змияк // Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики). - 2015. - Т. 6. - №2. - С.58-60.

Беспалова Вероника Валерьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления деревоперерабатывающих производств, Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова (г. Санкт-Петербург, Российская Федерация), weronika2002@yandex.ru

Полянская Ольга Алексеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления деревообрабатывающих производств, Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова (г. Санкт-Петербург, Российская Федерация), polyanskaya_78@mail.ru

THE PROSPECTS OF IMPLEMENTING DISTANCE EDUCATION IN THE MARKET

OF PERSONNEL TRAINING SERVICES FOR PRODUCTION ORGANIZATION

V.V. Bespalova, Saint-Petersburg State Forest Technical University named after S. M. Kirov, St. Petersburg, Russian Federation, weronika2002@yandex.ru

0.A. Polyanskaya, Saint-Petersburg State Forest Technical University named after S. M. Kirov, St. Petersburg, Russian Federation, polyanskaya 78@mail.ru

Under current challenging economic conditions, the problem of providing innovative education of high quality is becoming a matter of particular concern. Apart from professional requirements, the labour market demands that job applicants, as well as specialists already working at companies or engaged in business, must have a high qualification degree and fundamental training.

In this regard, it became imperative to further implement the system of distance education, along with existing traditional forms. The article draws attention to the necessity for implementing this training system in the market of educational services, and studies the basic positive and negative aspects of such activity. Despite the existing experience of distance training system implementation by leading Russian and foreign educational institutions, this system, undoubtedly, requires modification and greater attention from both the RF Ministry of Education, and the educational institutions themselves

Key words: distance education, labour market, the market of educational services, traditional education, modern innovative technologies, quality of education, tutors

References

1. Rossijskaya Federaciya [Russian Federation]. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 14.12.2015) [Federal Law of the from 29.12.2012 N 273-FZ (ed. By 12.14.2015)]. Federal'nyj zakon ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii [Federal Law On Education in the Russian Federation]. [Electronic resource] - regime of access: https://www.consultant.ru/document/cons doc _LAW_140174/

2. Rossijskaya Federaciya [Russian Federation]. Federal'nyj zakon ot avgusta 1996 g. N 125-FZ [Federal Law of 22 August 1996 N 125-FZ] Federal'nyj zakon o vysshem i poslevuzovskom professional'nom obrazovanii [Federal Law about Higher and Postgraduate Professional Education]. [Electronic resource] - regime of access: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _11446/

3. Rossijskaya Federaciya [Russian Federation]. Prikaz Ministerstva obrazovaniya ot 18.12.2002 g. №4452. [The Ministry of Education of the Russian Federation of 18.12.2002 №4452 ]. Prikaz Ministerstva obrazovaniya ob utverzhdenii metodiki primeneniya distancionnyh obra-zovatel'nyh tekhnologij (distancionnogo obucheniya) v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah vysshego, srednego i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya Rossijskoj Federacii. [The Ministry of Education on approval of methods of application of distance learning technologies (distance learning) in educational institutions of higher, secondary and secondary vocational education of the Russian Federation]. [Electronic resource] - regime of access: http://www.allpravo.ru/library/ doc2220p0/instrum2221/item2229.html

4. Tyaglov S. G., Zmiyak S. S. Upravlenie kachestvom podgotovki kvalificirovannyh rabot-nikov kak klyuchevaya problema vzaimodejstviya rynka truda i rynka obrazovatel'nyh uslug[Tekst] [Quality management training of skilled workers as a key problem of interaction between the labor market and the education market[Text]]. The Journal of Economic Regulation (Voprosy reguliro-vaniya ehkonomiki) [Journal of Economic Regulation (Questions of regulation of the economy). -Publishing house "Humanitarian Perspectives]." - 2015. - T.6 №2. - p.58-68

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.