Научная статья на тему 'Применение технологии дистанционного обучения при подготовке и переподготовке юридических кадров: постановка проблемы'

Применение технологии дистанционного обучения при подготовке и переподготовке юридических кадров: постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
599
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / LEGAL EDUCATION / DIGITAL TECHNOLOGIES / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / DISTANCE LEARNING / PROFESSIONAL COMPETENCE OF A TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бычко Марина Алексеевна, Комаревцева Ирина Алексеевна

В условиях развития цифровых технологий при эффективном использовании дистанционных форм обучения возможно повысить качество подготовки и переподготовки юристов. Присоединение России к Болонской декларации требует исполнения ею соответствующих обязательств и означает включение России в процесс формирования единого общеевропейского образовательного процесса. В целях повышения качества юридического образования необходима грамотная адаптация болонских положений на российской почве с учётом уже накопленного европейского опыта и отечественных научных, педагогических и культурных традиций. Вызывает сомнения достаточность срока обучения для получения степени бакалавра. Внедрение в образовательный процесс бакалавров обязательного дистанционного курса, стало бы идеальным решением для формирования практических навыков юриста. В рамках такого дистанционного курса целесообразно использовать общедоступные информационно-правовые системы типа Консультант Плюс, Гарант. Имеющийся в них функционал «конструктор договоров» и «конструктор правовых документов» может выполнять роль «тренажеров» для обучающихся при подготовке правовых документов. Использование дистанционных технологий позволит максимально снизить затраты на обучение, одновременно повысив уровень профессиональной подготовки специалистов. В отличие от подготовки юристов переподготовка юридических кадров возможна исключительно посредством дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бычко Марина Алексеевна, Комаревцева Ирина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES IN TRAINING AND RETRAINING OF LEGAL PERSONNEL: THE PROBLEM STATEMENT

In the context of the development of digital technologies with the effective use of distance learning it is possible to improve the quality of training and retraining of lawyers. Russia's accession to the Bologna Declaration requires the fulillment of its respective obligations and means the inclusion of Russia in the process of forming a single European educational process. In order to improve the quality of legal education, competent adaptation of Bologna provisions is necessary with the account of already accumulated European experience and domestic scientiic, pedagogical and cultural traditions. It is doubtful whether the period of study for a bachelor degree is suficient. The introduction of a compulsory distance course in the educational process of bachelor studies would be an ideal solution for the formation of practical skills of a lawyer. As part of this distance learning course, it is advisable to use public information and legal systems such as Consultant Plus and Garant. The functionality of "contract designer" and "legal document designer" available in the software can serve as "simulators" for students in the preparation of legal documents. The use of remote technologies will allow minimizing the cost of training, while increasing the level of professional training. In contrast to the training of lawyers, retraining of legal personnel is possible only through distance learning.

Текст научной работы на тему «Применение технологии дистанционного обучения при подготовке и переподготовке юридических кадров: постановка проблемы»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378.147

М. А. Бычко, И. А. Комаревцева

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПЕРЕПОДГОТОВКЕ ЮРИДИЧЕСКИХ КАДРОВ:

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

В условиях развития цифровых технологий при эффективном использовании дистанционных форм обучения возможно повысить качество подготовки и переподготовки юристов. Присоединение России к Бо-лонской декларации требует исполнения ею соответствующих обязательств и означает включение России в процесс формирования единого общеевропейского образовательного процесса. В целях повышения качества юридического образования необходима грамотная адаптация болонских положений на российской почве с учётом уже накопленного европейского опыта и отечественных научных, педагогических и культурных традиций. Вызывает сомнения достаточность срока обучения для получения степени бакалавра. Внедрение в образовательный процесс бакалавров обязательного дистанционного курса, стало бы идеальным решением для формирования практических навыков юриста.

В рамках такого дистанционного курса целесообразно использовать общедоступные информационно-правовые системы типа Консультант Плюс, Гарант. Имеющийся в них функционал «конструктор договоров» и «конструктор правовых документов» может выполнять роль «тренажеров» для обучающихся при подготовке правовых документов. Использование дистанционных технологий позволит максимально снизить затраты на обучение, одновременно повысив уровень профессиональной подготовки специалистов. В отличие от подготовки юристов переподготовка юридических кадров возможна исключительно посредством дистанционного обучения.

Ключевые слова: юридическое образование, цифровые технологии, педагогические технологии, дистанционное обучение, профессиональная компетентность педагога.

М. А. Ву^ко, I. А. Komarevceva

THE USE OF DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES IN TRAINING AND RETRAINING OF LEGAL PERSONNEL: THE PROBLEM STATEMENT

In the context of the development of digital technologies with the effective use of distance learning it is possible to improve the quality of training and retraining of lawyers. Russia's accession to the Bologna Declaration requires the fulfillment of its respective obligations and means the inclusion of Russia in the process of forming a single European educational process. In order to improve the quality of legal education, competent adaptation of Bologna provisions is necessary with the account of already accumulated European experience and domestic scientific, pedagogical and cultural traditions. It is doubtful whether the period of study for a bachelor degree is sufficient. The introduction of a compulsory distance course in the educational process of bachelor studies would be an ideal solution for the forma-

tion of practical skills of a lawyer. As part of this distance learning course, it is advisable to use public information and legal systems such as Consultant Plus and Garant. The functionality of "contract designer" and "legal document designer" available in the software can serve as "simulators" for students in the preparation of legal documents. The use of remote technologies will allow minimizing the cost of training, while increasing the level of professional training. In contrast to the training of lawyers, retraining of legal personnel is possible only through distance learning.

Key words: legal education, digital technologies, pedagogical technologies, distance learning, professional competence of a teacher.

Современный период развития российского юридического образования характеризуется масштабным его реформированием, в основе которого лежат несколько взаимосвязанных факторов.

Прежде всего, речь идет о таком знаковом для всего российского образования событии, как при-

соединение России в 2003 г. к Болонской декларации, что требует исполнения ею соответствующих обязательств [3]. В результате Российская Федерация официально присоединилась к процессу формирования единого общеевропейского образовательного процесса. По нашему мнению,

грамотная адаптация болонских положений на российской почве с учётом уже накопленного европейского опыта и отечественных научных, педагогических и культурных традиций будет способствовать улучшению всех показателей юридического образования.

Также огромную роль в процессе реформирования отечественного юридического образования играют федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), благодаря которым существенным образом изменилась концепция современного юридического образования, обновилась его структура, принципы и содержание.

Еще одно обстоятельство, которое задало вектор модернизации российского юридического образования связано с изданием Указа Президента РФ от 26.05.2009 N 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации» [10]. Данный нормативный документ был призван навести порядок на рынке образовательных услуг, в частности, путем оптимизации процесса общественной аккредитации лицензирования деятельности образовательных учреждений. Заметная роль в этом процессе отведена Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России». На первый взгляд, издание Указа продиктовано причинами внутреннего свойства: необоснованным ростом количества юридических вузов, подготовкой юристов низкой квалификации, снижением требований к качеству образования или прямым нарушением этих требований. Однако, похожие обстоятельства можно наблюдать не только на национальной, но и на международной арене: в международном аспекте наблюдается «массовость» образования, особенно гуманитарного, расширяется сегмент частного образования, наблюдается слабо выраженная корреляция между профессиональным профилем выпускников и потребностями рынка в специалистах.

Таким образом, указанные выше факторы, определяющие направления развития и реформирования отечественного высшего юридического образования, сложились под влиянием новых реалий международного масштаба.

На современном этапе развития российского юридического образования, который характеризуется практическим воплощением нормативов стандарта третьего поколения, основной задачей образовательного процесса выступает реализация заложенного в образовательном стандарте компетентностного подхода, формирование компетенций. В этой связи актуализируется вопрос о педагогических технологиях, способных привести к заявленному в новом образовательном стандарте результату. Современное российское юридическое образование требует применения педагогических технологий, которые способны решать задачи по обучению студентов навыкам самостоятельного поиска и освоения знаний, которые дают студентам возможность сформировать знания о своем незнании. В этом связи особое значение приобретает рассмотрение во-

проса о путях реализации таких педагогических технологий в современной российской образовательной среде.

Говоря об актуальности темы настоящего исследования нельзя не согласиться с мнением Э. А. Нерсесян, которая в контексте правового образования говорит о необходимости изучения проблем применения педагогических технологий, что обусловлено, по ее мнению, тем фактом, что роль педагога в ходе образовательного процесса не сводится к передаче студенту необходимого объема правовых знаний, педагог также должен привить студенту элементы правовой культуры, научить практическому применению полученных знаний [5].

Особое внимание необходимо уделить особенностям развития современного юридического образования в цифровую эпоху, на фоне всеобъемлющей цифровизации различных сфер жизни общества. Возможность использования цифровых технологий в образовательном процессе закреплена на законодательном уровне. Так, в законе «Об образовании в Российской Федерации» [11] к средствам обучения и образования относятся, помимо всего прочего, информационно-телекоммуникационные сети, электронные образовательные ресурсы. В соответствии со ст. 13 названного закона при реализации образовательных программ допустимо использование электронного обучения.

Сегодня в России идет процесс зарождения и становления системы подготовки, переподготовки кадров, в том числе и юридических, в условиях развития цифровых технологий. Вопросы подготовки и переподготовки юридических кадров в условиях развития цифровых технологий в последнее время привлекают пристальное внимание ученых. В педагогической доктрине имеется определенный научный задел в рассматриваемой сфере. Однако, в целом, имеющиеся на сегодняшний день работы затрагивают лишь отдельные аспекты проблематики в области подготовки и переподготовки юридических кадров в цифровую эпоху. Так, например, некоторые авторы анализируют вопросы применения в юридическом образовании конкретных информационных ресурсов и средств обучения [2, 6].

Вопросы трансформации юридического образования в эпоху цифровых технологий привлекают внимание не только российских, но и зарубежных авторов. В частности, У. Бинфорд анализирует особенности юридического образования в XXI веке, уделяя внимание таким вопросам, как: влияние цифровых технологий на юридическое образование, обучающее программное обеспечение, онлайн сообщества, социальные сети, электронные учебники, и т.п. [14]. Многие авторы рассуждают о необходимости повышения цифровой грамотности участников юридического образовательного процесса [13].

Проблемы современного юридического образования обсуждаются в формате конференций. Так, например, в рамках IV Петербургского меж-

дународного юридического форума была проведена конференция по юридическому образованию, где представители ведущих юридических вузов России особое внимание уделили вопросам юридического образования в современных условиях развития цифровых технологий [8]. Особо следует отметить ежегодные конференции Legal tech, посвященные внедрению IT-технологий в юриспруденцию (2016-2018 гг.).

Несмотря на существующие теоретические и практические предпосылки эффективного применения системы подготовки и переподготовки юридических кадров в условиях развития цифровых технологий, многие проблемы в отечественной теории остаются недостаточно разработанными. Главным образом, это обстоятельство связано с тем, что в нашей стране данная проблема актуализировалась сравнительно недавно.

Итак, актуальность настоящего исследования обусловлена высокой теоретической и практической значимостью вопросов применения педагогических технологий в юридическом образовании в современных условиях развития государства и общества.

Одним из возможных направлений развития системы подготовки и переподготовки юристов на современном этапе является дистанционное обучение. Полагаем популярность дистанционного обучения будет расти в современных условиях цифровизации различных сфер общественной жизни, в том числе и образования.

Дистанционное обучение рассматривается как самостоятельная образовательная технология, в рамках которой взаимодействие между педагогом и обучающимся происходит удаленно. При этом обучающийся отделен от преподавателя как в пространстве, так и иногда во времени, но у него существует возможность в любой момент инициировать диалог с педагогом с помощью средств цифровой коммуникации.

На этапе принятия решения о внедрении дистанционного обучения ВУЗ должен определиться с моделью дистанционного обучения. Возможно это будет наиболее простая кейсовая модель, при которой разработанные кейсовые задания рассылаются обучающимся по электронной почте. Данная модель не требует от вуза значительных финансовых вложений. С другой стороны, при использовании кейсовой модели дистанционного обучения, обратная связь преподавателя и обучающегося будет сведена к минимуму. Обучающийся, получив задание, будет самостоятельно с ним работать. Более затратной является сетевая модель, когда общение педагога и обучающегося происходит на постоянной основе через специально созданную платформу - систему дистанционного обучения. Также от вуза требуется наличие определенной материально-технической базы, то есть специального оборудования, способного обеспечить потребности дистанционного обучения. В этой связи представляется очевидным тот факт, что в некоторых случаях введение системы дистанционного обучения

будет зависеть от возможности дополнительного финансирования.

Безусловно, у дистанционного обучения имеется ряд преимуществ. Так, оно позволяет получить знания и освоить новые компетенции в удобное для обучающегося время, без отрыва от работы при условии наличия компьютера и доступа к сети Интернет. При этом у педагога имеется возможность использовать все многообразие педагогических технологий, применяемых при «традиционном» обучении, например, технологию проблемного обучения, которая крайне важна в юридическом образовании.

Несмотря на очевидные «плюсы» дистанционного обучения, среди педагогов не сложилось однозначной оценки данной педагогической технологии. Некоторые авторы отмечают, что российская система образования пока еще «не готова» к активному внедрению дистанционного обучения по причине отсутствия необходимого количества надлежащим образом разработанных электронных учебных курсов [1]. Зарубежные авторы также неоднозначно оценивают потенциал дистанционного обучения. Так, профессор Патрик Макги из Университета Восточного Лондона отмечает, что сейчас набирает обороты процесс распространения так называемых массовых открытых онлайн курсов. Однако, онлайн обучение не способно дать студенту практический опыт, именно в этом состоит основной недостаток дистанционного обучения. Профессор Патрик Макги уверен, что в образовательном процессе должна быть сохранена практическая составляющая, например, стажировки [15].

Мы поддерживаем приведенные доводы, но полагаем, что для переподготовки кадров в сфере юриспруденции они отчасти теряют свою актуальность. Речь идет уже о лицах, имеющих определенный базовый уровень юридического образования и в силу субъективных или объективных причин, имеющих необходимость повысить свою квалификацию. Среди субъективных причин наиболее распространенными является временный перерыв в работе (служба в вооруженных силах, работа по другому профилю, отпуск по беременности и родам, по уходу за ребенком и т.п.). Объективной причиной выступает необходимость получения новых навыков вследствие развития информационных технологий, лавинообразного увеличения информации, требующего ее восприятия, обработки, передачи в результате чего создаются и внедряются в жизнь информационные системы, позволяющие оптимизировать управленческие процессы, как в сфере бизнеса, так и в различных областях публичного управления. Повсеместное проникновение цифровых технологий во все сферы жизни общества захлестнула и юриспруденцию. Компании все больше и больше начинают вводить элементы цифровизации в свою работу, государство это делает еще активнее: егрн, егрюл, МФЦ и возможность взаимодействия с ними через телекоммуникационную сеть «Интернет»; «Электрон-

ное правительство»; возможность ведения торгов и участия в аукционах для обеспечения государственных и муниципальных нужд и т.п.

В реестре федеральных информационных систем [7], предназначенных для использования при осуществлении государственных функций, с которыми вынужден работать юрист, насчитывается более четырех сотен. Конечно, юрист в силу своей профилизации работает не со всеми существующими системами, но с некоторыми не может не сталкиваться. Так, например, через портал государственных услуг Российской Федерации [12] обеспечивается доступ к сведениям о государственных и муниципальных услугах, государственных функциях по контролю и надзору, об услугах государственных и муниципальных учреждений, об услугах организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг. Сегодня практически все юридически значимые действия можно осуществлять через Единый портал госуслуг или через интернет-сервис ФНС России. Огромный пласт работы юриста отводится работе с еще одной информационной системой -ЕИС - единая информационная система в сфере закупок, созданной и действующей в рамках Федерального закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Юрист не умеющий работать с этими и другими информационными системами перестает отвечать современным профессиональным требованиям. Повышение квалификации, переподготовка такого юриста предполагает под собой, прежде всего изучение правовой базы работы с информационными системами, а также получение практических навыков работы, что вполне возможно в ходе обучения с использованием дистанционных технологий.

Помощь как в подготовке, так и переподготовке юриста, повышении его квалификации могут оказывать общедоступные информационно-правовые системы типа Консультант Плюс, Гарант. Использование имеющегося в них функционала типа «конструктор договоров» может выполнять роль «тренажера» для обучающихся при составлении отдельных видов гражданско-правовых договоров. Обучающиеся, получив теоретические знания о той или иной правовой конструкции могут применить их при составлении проекта договора. Но не только договоры можно учиться составлять, используя имеющийся функционал. Так очень результативно для обучения студентов можно использовать конструктор правовых документов, позволяющий написать претензию, жалобу, исковое заявление. Подготовка учредительных документов организации тоже может начинаться с работы на конструкторе. При этом не начальном этапе лучше использовать помощь подобного «конструктора», а потом уже применять свои теоретические и начальные практические знания при работе в учебных юридических

клиниках, при оказании бесплатной юридической помощи гражданам. Конечно, сложно согласиться с мнением, что теперь ничего не стоит составить гражданско-правовой договор или написать претензию, для этого можно и не быть юристом, но в процессе дистанционного обучения именно такие «конструкторы» могут оказать необходимую помощь.

Внедрение в образовательный процесс бакалавров подобного обязательного дистанционного курса, на наш взгляд было бы идеальным решением для выработки практических навыков юриста. Конечно, необходимо увеличивать срок обучения, но использование дистанционных технологий в этом случае максимально снизило бы затраты на обучение, но повысило уровень профессиональной подготовки молодых специалистов.

Реализация модели дистанционного обучения требует особых навыков и качеств от участников данного процесса: как от педагога, так и от обучающегося. Активное внедрение в образовательный процесс технологии дистанционного обучения актуализировало проблему профессионально-педагогической компетентности педагогов, осуществляющих образовательную деятельность в дистанционном режиме.

На сегодняшний день существует научно-обоснованная система требований, предъявляемых к педагогу, осуществляющему образовательную деятельность как в рамках подготовки кадров, так и в сфере переподготовки. Педагог должен обладать набором компетенций и профессионально-значимых качеств. К числу ключевых компетенций педагога обычно относят следующие: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, личностного совершенствования [4].

Очевидно, что сущностная специфика дистанционного обучения, о которой мы говорили выше требует от педагога особых качеств, отличных от тех, которыми должен обладать педагог, осуществляющий свою деятельность в рамках «традиционного» обучения. В этой связи в педагогической науке предпринимаются попытки выделить так называемые «эталонные ключевые квалификации» преподавателя дистанционного обучения [9]. Полагаем, особое значение для дистанционного педагога приобретает такая квалификация, как виртуальная коммуникабельность, под которой понимается способность педагога свободно, спокойно и уверенно вести учебный и научный диалог с обучающимся, используя информационно-коммуникационные технологии и сеть Интернет. При этом у преподавателя не должно быть психологического дискомфорта от факта виртуального взаимодействия с обучающимся, он должен уметь создать эффект своего присутствия и воспринимать личность виртуального собеседника как реальную, обладающую психологическими и эмоциональными особенностями.

Что касается обучаемого, то на наш взгляд, основными требованиями, предъявляемыми к

нему, является высокий уровень самоорганизации и мотивированности в получении новых знаний, умений и навыков. Как понимаем, гибкий график учебы, т.е. обучение в любое удобное время таит для обучающегося как огромные плюсы, так и минусы. Недостатки чаще выявляются на первоначальном этапе подготовки юриста. Молодым людям, только окончившим школу гораздо сложнее научиться контролировать самим свое время и регулировать процесс обучения, чем это делают уже зрелые люди проходящие переподготовку. Поэтому использование дистанта при получении базового образования должно на наш взгляд быть ограничено и использоваться в тесной взаимосвязи с традиционной формой обучения.

Как в ходе подготовки, так и переподготовки специалистов посредством использования дистанционных образовательных технологий необходимо уделять должное внимание формированию у обучающихся навыков обеспечения безопасности использования как получаемой, так и передаваемой информации. Все данные, которые вводит пользователь в информационных системах, в том числе на сайтах «госуслуг», могут стать легкой добычей злоумышленников. Потеря персональных данных, разглашение сведений составляющих коммерческую информацию возможны при неграмотном поведении юриста, что угрожает огромными финансовыми потерями. Нельзя забывать и про риск утери части или целых авторских дистанционных курсов без получе-

ния их авторами гонораров. В связи с этим, переподготовка юридических кадров должна включать в себя изучение основных принципов ^-технологий, в том числе изучение специальных правил безопасности использования не только информационных сетей, но и устройств посредством которых обеспечивается дистанционное обучение и последующая работа юриста (персональных компьютеров, планшетов, смартфонов и т.д.). Как показывает практика, они тоже могут быть подвергнуты несанкционированным атакам. К сожалению, подобные знания не давались ранее при обучении юристов и этот пробел можно восполнить сейчас только в процессе переподготовки.

В итоге отметим, что на современном этапе в условиях жесткой конкуренции на рынке труда к юристам предъявляются высокие требования. В целях формирования у специалистов оптимального набора профессиональных компетенций необходимо использовать широкий спектр педагогических технологий, как традиционных, так и иных, в том числе дистанционного обучения. Внедрение дистанционного обучения в образовательный процесс потребует внесения изменений в его организацию, что может отразиться на сроках обучения и привести к их незначительному увеличению. Полагаем, что в ситуации активного развития цифровых технологий, возрастание доли дистанционного обучения в образовательном сегменте выглядит вполне целесообразным и своевременным.

Литература

1. Алексеева Е. Н. Развитие дистанционного обучения и проблемы внедрения дистанционных образовательных технологий в высшей школе на современном этапе модернизации российского образования // Ученые записки Орловского государственного университета. 2015. №2(65). С. 252. URL: http://cyberleninka.ru. (Дата обращения: 05.02.2019).

2. Денисова Е. И. Использование в учебном процессе официального сайта правоохранительного органа // Вестник Омского университета. серия «Право». 2011. № 2(27). C. 209-212.

3. Зона Европейского высшего образования. Совместное заявление европейских министров образования («Болон-ская декларация») (Болонья, 19 июня 1999 г.) URL: http:// www.base.garant.ru/2564382 (Дата обращения: 05.02.2019).

4. Левитан К. М. Юридическая педагогика: учебник. М.: Норма, 2008. 343 p.

5. Нерсесян Э. А. Педагогические технологии в правовом обучении: автореф. дис. ...маг. педагогики. Ставрополь, 2017. 100 с.

6. Петросян Э. Г. Электронный многоязычный словарь как вспомогательное средство подготовки юристов к участию в поликультурной профессиональной коммуникации // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2010. Выпуск 26 (605). C.123-131.

7. Постановление Правительства РФ N 1235 «О федеральной государственной информационной системе координации информатизации» от 14.11.2015. URL: http://www.pravo.gov.ru (Дата обращения: 05.02.2019).

8. Рагулин А. В., Кулагин А. В. IV Петербургский международный юридический форум. Конференция по юридическому образованию: обзор мероприятия // Евразийская адвокатура. 2014. №4. С.7.

9. Турковская Н. В. Профессионально значимые качества преподавателя дистанционного обучения // Вестник ЧГПУ. 2011. №10. С.171. URL: https://cyberleninka.ru. (Дата обращения: 05.02.2019).

10. Указ Президента РФ N 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации» от 26.05.2009 URL:http://www.consultant.ru. (Дата обращения: 05.02.2019).

11. Федеральный закон N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 URL:http://www. consultant.ru. (Дата обращения: 05.02.2019).

12. Федеральный закон N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 // Российская газета. N 168. 30.07.2010,

13. Kate Galloway A Rationale and Framework for Digital Literacies in Legal Education // Legal Education Review. Volume 27. Issue 1. Article 9. 2017. URL:https://epublications.bond.edu.au/ler/vol27/iss1/. (Дата обращения: 05.02.2019).

14. Warren W. Binford H. Envisioning a Twenty-First Century Legal Education //Washington University Journal of Law & Policy. Volume 43 New Ideas in Law and Legal Education 2014 URL:https://openscholarship.wustl.edu/law_journal_law_ policy. (Дата обращения: 05.02.2019).

15. Why online courses can never totally replace the campus experience by Professor Patrick McGhee, vice-chancellor of the University of East London URL:https://www.theguardian.com/education/2012/nov/19/open-online-courses-higher-education. (Дата обращения: 05.02.2019).

References

1. Alekseeva E. N. Razvitie distantsionnogo obucheniya i problemy vnedreniya distantsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologii v vysshei shkole na sovremennom etape modernizatsii rossiiskogo obrazovaniya (Development of Distance Learning and Problems of Introduction of Distance Learning Technologies in Higher Education at The Present Stage of Modernization of Russian Education) // Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. No. 2(65). P.252. URL:http://cyberleninka.ru (Accessed: 05.02.2019). (In Russian)

2. Denisova E. I. Ispol'zovanie v uchebnom protsesse ofitsial'nogo saita pravookhranitel'nogo organa (Use in the Educational Process of The Official Website Of The Law Enforcement Agency) // Vestnik Omskogo universiteta. Seriya «Pravo». 2011. No. 2(27). P. 209-212. (In Russian)

3. Zona Evropeiskogo vysshego obrazovaniya. Sovmestnoe zayavlenie evropeiskikh ministrov obrazovaniya (Bologna Declaration) (Bolon'ya, 19 iyunya 1999 g.) (European Higher Education Area. Joint Statement of the European Ministers of Education (Bologna Declaration) URL: http:// www.base.garant.ru/2564382 (Accessed: 05.02.2019). (In Russian)

4. Levitan K. M. Yuridicheskaya pedagogika: uchebnik. (Legal Pedagogy: textbook). Moscow: Norma, 2008. 343 p. (In Russian)

5. Nersesyan E. A. Pedagogicheskie tekhnologii v pravovom obuchenii: (Pedagogical Technologies in Legal Education) avtoref. dis. ...mag. pedagogiki. Stavropol', 2017. 100 p. (In Russian)

6. Petrosyan E. G. Elektronnyi mnogoyazychnyi slovar' kak vspomogatel'noe sredstvo podgotovki yuristov k uchastiyu v polikul'turnoi professional'noi kommunikatsii (Electronic Multilingual Dictionary as an Auxiliary Means of Training Lawyers to Participate in Multicultural Professional Communication) // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. 2010. Issue.26 (605). P.123-131. (In Russian)

7. Postanovlenie Pravitel'stva RF N 1235 «O federal'noi gosudarstvennoi informatsionnoi sisteme koordinatsii informatizatsii» (On Federal State Information System of Informatization Coordination) ot 14.11.2015 URL: http://www.pravo. gov.ru (Accessed: 05.02.2019). (In Russian)

8. Ragulin A. V., Kulagin A .V. IV Peterburgskii mezhdunarodnyi yuridicheskii forum. Konferentsiya po yuridicheskomu obrazovaniyu: obzor meropriyatiya (IV St. Petersburg International Legal Forum. Conference on Legal Education: Overview of the Event) // Evraziiskaya advokatura. 2014. No. 4. P. 7. (In Russian)

9. Turkovskaya N. V. Professional'no znachimye kachestva prepodavatelya distantsionnogo obucheniya (Professionally Significant Qualities of a Distance Learning Teacher) // Vestnik ChGPU. 2011. No. 10. P. 171. URL: https://cyberleninka.ru. (Accessed: 05.02.2019). (In Russian)

10. Ukaz Prezidenta RF N 599 «O merakh po sovershenstvovaniyu vysshego yuridicheskogo obrazovaniya v Rossiiskoi Federatsii» (On Measures to Improve Higher Legal Education in the Russian Federation) ot 26.05.2009 URL:http://www. consultant.ru. (Accessed: 05.02.2019). (In Russian)

11. Federal'nyi zakon N 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii» (On Education in the Russian Federation) ot 29.12.2012 URL:http://www.consultant.ru. (Accessed: 05.02.2019). (In Russian)

12. Federal'nyi zakon N 210-FZ «Ob organizatsii predostavleniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh uslug» (On the Organization of State and Municipal Services) ot 27.07.2010 // Rossiiskaya gazeta. 30.07.2010. (In Russian)

13. Kate Galloway A Rationale and Framework for Digital Literacies in Legal Education // Legal Education Review. Volume 27. Issue 1. Article 9. 2017. URL:https://epublications.bond.edu.au/ler/vol27/iss1/. (Data obrashcheniya: 05.02.2019).

14. Warren W. Binford H. Envisioning a Twenty-First Century Legal Education //Washington University Journal of Law & Policy. Volume 43 New Ideas in Law and Legal Education 2014 URL:https://openscholarship.wustl.edu/law_journal_law_ policy. (Data obrashcheniya: 05.02.2019).

15. Why online courses can never totally replace the campus experience by Professor Patrick McGhee, vice-chancellor of the University of East London URL:https://www.theguardian.com/education/2012/nov/19/open-online-courses-higher-education. (Data obrashcheniya: 05.02.2019).

Сведения об авторах

Бычко Марина Алексеевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса юридического института Северо-Кавказского федерального университета (Ставрополь) / marina.bichko@yandex.ru

Комаревцева Ирина Алексеевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса юридического института Северо-Кавказского федерального университета (Ставрополь) / Irak77@yandex.ru

Information about the authors

Bychko Marina Alekseevna - PhD in Law, Associate Professor, Chair of Civil Law and Civil Procedure, Institute of Law, North Caucasus Federal University (Stavropol) / marina.bichko@yandex.ru

Komarevtseva Irina - PhD in Law, Associate Professor, Civil Law and Civil Procedure Department, Institute of Law, North Caucasus Federal University (Stavropol) / Irak77@ yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.