ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО
ОБРАЗОВАНИЯ Бабаева Л.Л. Email: [email protected]
Бабаева Людмила Леонидовна - старший преподаватель, кафедра языков,
Ташкентский государственный технический университет им. Ислама Каримова, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: статья посвящена актуальным проблемам дистанционного обучения. В статье приведены основные направления развития дистанционного обучения, показаны отличия дистанционного обучения от традиционного. Выделены проблемы, решаемые обучающимися и преподавателями в дистанционном обучении. Показано, что эффективность дистанционного обучения определяется использованием педагогических технологий, которые лежат в основе дистанционных курсов, и даёт реальную возможность получить образование или улучшить свои знания по определённым предметам.
Ключевые слова: дистанционное образование, система дистанционного обучения студентов, образовательные технологии, интернет-технологии, информационное взаимодействие.
INNOVATIVE TECHNOLOGIES OF DISTANCE EDUCATION
Babaeva L.L.
Babaeva Lyudmila Leonidovna - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF LANGUAGES, TASHKENT STATE TECHNICAL UNIVERSITY NAMED AFTER ISLAM KARIMOV, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article is devoted to the actual problems of distance learning. The article describes the main directions of the development of distance learning, shows the differences between distance learning and traditional education. The problems solved by students and teachers in distance learning are highlighted. It is shown that the effectiveness of distance learning is determined by the use of pedagogical technologies that underlie distance learning courses and provides a real opportunity to get an education or improve the knowledge in certain subjects. Keywords: distance education, distance learning system for students, educational technology, Internet technologies, information interaction.
УДК 372.881.161.1
В последнее время вопросам дистанционного образования уделяется всё больше внимания. Уже несколько лет в Узбекистане проводятся тренинги по работе с дистанционными образовательными программами, существуют совместные проекты, в которых принимают участие и ряд вузов Узбекистана.
Так что же всё-таки дистанционное образование и как оно соотносится с традиционным образованием?
Под дистанционными образовательными технологиями подразумеваются технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий на расстоянии при опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Целью использования дистанционных образовательных технологий образовательными учреждениями является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ по месту жительства или месту временного проживания.
Так что же представляет собой дистанционное образование - вариант заочного образования или новое слово в образовании, связанное с использованием новейших технологий?
Одни считают, что дистанционное образование представляет собой высокотехнологический продукт научно-технической революции, широко использующий маркетинговый ход к обслуживанию студентов, чем и объясняется его активное распространение во всём мире. И сегодня дистанционное образование органически впитывает в себя компьютерные и интернет-технологии обучения. Современные технологии в данном случае являются связующим звеном между преподавателем и студентом, которых могут разделять тысячи километров. При этом обучение может вестись как по корпоративной сети, так и по сети интернет и с помощью других современных средств связи.
Считается, что дистанционное образование хорошо встраивается в систему традиционного образования, и обучение может быть как полностью дистанционным, так и частично.
Но нас с вами интересует изучение языков. Уже сейчас существует масса курсов и программ по изучению иностранных языков. Они предлагают изучать язык по двум направлениям: изучение грамматического материала и отработка норм произношения.
Нет сомнения в том, что дистанционное обучение русскому языку открывает новые возможности в обучении и самообучении, значительно расширяя и информационное пространство, и информационную сферу обучения. Дистанционное обучение русскому языку, используя самые современные формы информационного обмена, системного и межсистемного взаимодействия, предоставляет новые механизмы реализации межпредметных, межнаучных и социокультурных связей.
Каждый участник информационного процесса должен действовать в пределах правил этого регулирования, то есть информационных прав и обязанностей, регламентируемых этой системой - законами, нормами, стандартами, требованиями образования, воспитания, обучения.
Информационные права ученика - это право на информацию и личные знания, право на удовлетворение любых информационных потребностей при изучении русского языка, связанных с его образованием и обучением, право на установление любых информационных отношений и осуществление любых информационных процессов, направленных на обучение и самообучение.
Информационная обязанность ученика - это необходимость изучения русского языка, восприятия, познания предметов школьного обучения, их информационного содержания, представленного в средствах обучения и соответствующего действующим стандартам образования.
В принципе, между информационным правом и обязанностью ученика нет крупных противоречий. Напротив, они предполагают и реализуют друг друга. Учеба, обучение русскому языку, самообучение предстают как единый непрерывный информационный процесс в составе множества взаимосвязанных процессов реализации информационных прав и обязанностей учащихся.
Дистанционное обучение русскому языку имеет ряд преимуществ даже над полной системой обучения. Это не только полная реализация информационного права ученика, но и преимущества организации и информационного обмена. Ученик имеет возможность в режиме реального времени обучения английскому языку общаться с любым другим его участником (не нарушая другие процессы обучения). Развитие творческого информационного взаимодействия повышает и результаты обучения, и уровень взаимосвязи всех компонентов системы обучения, и интеграцию знаний учащихся на основе интеграции их учебной деятельности.
Дистанционное обучение русскому языку по праву может рассчитывать на расширение в системе школьного образования. Но это расширение будет идти не за счет вытеснения обычных форм обучения русскому языку и традиционных книжно-письменных средств, а в дополнение к ним или как замена в тех случаях, когда это обусловлено достижением целей
78
полной системы обучения; за счет использования дистанционного образования в ее системных надстройках, в межпредметном взаимодействии, в работе над проектами.
Уклон в сторону информационных обязанностей ученика может, наоборот, не только сузить личную информационную среду ученика, но и привести к замыканию системы обучения русскому языку на минимальном уровне, предусмотренном обязательными требованиями. Сужение информационной среды ведет к разрыву межпредметных связей и соответственно к обеднению методики и технологии обучения; замыкание в ограниченном информационном пространстве - к слабому информационному насыщению предметного обучения и ограничению области применения получаемых знаний и умений только самой областью обучения. Результатом может стать снижение эффективности обучения русскому языку.
Из вышесказанного следует, что информационная сфера обучения русскому языку должна быть неограниченной по объему и открытой для информационного взаимодействия, доступа и использования всеми субъектами образования. С другой стороны, она должна быть определяемой стандартами обучения, координируемой системами обучения и управляемой учителями английского языка
На учителе русского языка лежит обязанность активизации ученика и его личной системы знаний вместе с активизацией личности ученика как самостоятельной социальной системы и учетом проявлений этой активности.
То есть информационная сфера в качестве среды обучения русскому языку должна иметь мощное систематизированное ядро (базовую среду обучения), которое порождает эту сферу и индуцирует все ее информационные процессы и отношения.
Определяющей тенденцией современного обучения русскому языку является переход к личностно ориентированной системе образования, предполагающей, что парадигма образования учитель русского языка - учебник - ученик должна быть заменена на новую: ученик - учебник - учитель.
Личностно ориентированная система образования предполагает возрастание самостоятельности ученика в качестве ее подсистемы.
Дистанционное обучение русскому языку, использующее сетевые технологии и интернет, позволяет реализовать в полном объеме информационные права всех участников учебного процесса, и в частности, ученика в качестве интеллектуальной подсистемы образования и в качестве отдельной социальной системы.
Предоставляя принципиально новые средства обучения, дистанционное обучение русскому языку открывает и новые формы школьного обучения. Однако значимость и роль средств дистанционного обучения русскому языку в системе среднего образования можно определить только при рассмотрении их во взаимосвязи со всеми другими средствами обучения - субъектными, печатными, компьютерными (мультимедийными).
Учитель русского языка в качестве носителя знаний и, следовательно, средства обучения не только передает свои знания и активизирует все компоненты системы обучения, но и воспроизводит содержание обучения русскому языку в доступном для восприятия виде, помогает систематизировать получаемую учеником информацию и внедрить ее в его личную систему знаний. Исходная информационная система сначала разлагается им на составляющие элементы и отношения, затем воссоздается в голове ученика.
Печатные (книжные) и компьютерные средства обучения русскому языку содержат модели изучаемых знаний и являются самостоятельными объектами обучения только в усеченной системе обучения - без учителя, реализуя парадигму ученик - учебник и технологии.
Поскольку здесь эти информационные объекты не могут рассчитывать на их активизацию и воспроизведение учителем русского языка, то и требования к ним должны предъявляться другие, чем в полной системе обучения:
Они должны быть доступными учащимся и соответствовать их уровню знаний языка и мышления.
Они должны быть воспроизводимыми и соответственно, представлять все системные связи и отношения.
Они должны содержать максимально возможное количество средств самоактивизации. Таким образом, дистанционное образование на сегодняшний день даёт реальную возможность получить образование или улучшить свои знания по определённым предметам. И, видимо, следует шире использовать его возможности в учебном процессе.
Список литературы /References
1. Бершадский А.М., Кревский И.Г. Дистанционное образование: региональный аспект // Дистанционное образование, 1998. № 1. С. 37-41.
2. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России / Госкомвуз РФ. М., 1995.
3. Родина Е.А. Компьютерные технологии в учебном процессе и дистанционное образование [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.jeducation.ru/ (дата обращения: 27.05.2020).
4. Солдаткин В.И. Информатика в системе дистанционного образования на рубеже XXI в. // Дистанционное образование, 1998. № 1. С. 10-13.
5. Тихомиров В.П. Основные принципы построения системы дистанционного образования России // Дистанционное образование, 1998. № 1.