ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ Щадная М.А. Email: [email protected]
Щадная Мария Анатольевна - старший преподаватель, кафедра информатики, физико-математический факультет,
Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга, г. Петропавловск-Камчатский
Аннотация: в данной статье описываются основные аспекты дистанционного обучения, приводится перечень возможных форм проведения занятий при дистанционном обучении, рассматриваются положительные и отрицательные аспекты дистанционного обучения. В данной статье приводится анализ возможностей дистанционного обучения для различных возрастных групп учащихся и анализируются возможные проблемы, возникающие при дистанционном обучении. В заключение даются рекомендации, которые помогут успешно применить данную форму обучения всем желающим.
Ключевые слова: дистанционное обучение, формы дистанционного обучения, проблемы дистанционного обучения.
THE REMOTE LEARNING IN THE MODERN REALITY
Shchadnaya M.A.
Shchadnaya Maria Anatolyevna - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF COMPUTER SCIENCE, FACULTY OF PHYSICS AND MATHEMATICS, KAMCHATKA STATE UNIVERSITY NAMED AFTER VITUS BERING, PETROPAVLOVSK-KAMCHATSKY
Abstract: this article describes the main aspects of distance learning, provides a list of possible forms of conducting classes, with distance learning, considers the positive and negative aspects of distance learning. This article provides an analysis of the possibilities of distance learning for different age groups of students, and analyzes possible problems that arise with distance learning. In conclusion, recommendations are given that will help to successfully apply this form of training to everyone.
Keywords: the distance learning, forms of distance learning, problems of distance learning.
УКД 37.02
На помощь современным реалиям в сфере образования встает такая форма обучения, как дистанционная форма обучения. В нынешних условиях - эта форма обучения оказалась единственно возможной. Попробуем разобраться - почему?
В том случае, если обратиться к определению дистанционных образовательных технологий, которое приводится в федеральном законе от 29.12.2012 №273-Ф3 "Об образовании в РФ", то становится ясным, что технологии, которые реализуются при дистанционном обучении, используют информационно-телекоммуникационные сети, исключающие личный контакт учащихся и учителя, что является в настоящее время, время карантина, наиболее востребованным.
Известно, что начиная с 2016 года одним из многих проектов, приоритетным государственным проектом стал проект "Современная цифровая образовательная среда", предполагающий создание таких условий обучения, которые позволили бы организовать: во-первых, непрерывное обучение учащихся в случаях карантина (или продолжительного пропуска занятий по различным причинам); во-вторых, возможность расширения образовательной программы за счет включения в программу дополнительных материалов для учащихся, которые хотели бы расширить свой кругозор.
Таким образом, дистанционное обучение - это обучение, соответствующее современным тенденциям в образовании, позволяющее включать в образовательный процесс современные
информационно-телекоммуникационные технологии, которые позволяют создать комфортную среду для тех, кто учится, и для тех, кто обучает, и создающие атмосферу активной включенности в учебный процесс.
Но, с другой стороны, дистанционная форма обучения не сможет заменить "живое" общение между участниками образовательного процесса. Поэтому полностью заменить стандартную форму обучения дистанционное обучение не сможет.
Для проведения дистанционных занятий продуманы свои формы обучения. Рассмотрим, какие формы обучения можно применять в процессе преподавания.
Телеконференция - это сетевой сервис, который позволяет организовать совместную дискуссию тысячи пользователей глобальной компьютерной сети, и, которую можно представить в виде большой доски объявления. Суть работы телеконференции сводится к тому, что пользователь получает статьи от других участников, и может отправлять свои заметки другим участникам.
Видеоконференция - это сеанс связи между двумя и более пользователями сети как корпоративной, так и глобальной, которые могут находиться друг от друга на достаточно большом расстоянии, и не только слышать, но видеть друг друга. Как правило, видеоконференции позволяют транслировать изображение рабочего стола, позволяя работать участникам конференции совместно.
Электронная почта - технология и служба по отправке и доставке электронных сообщений пользователям компьютерной сети.
Гипертекст - это набор документов, которые соединены гиперссылками, активными элементами, которые позволяют оперативно переключаться от одного раздела к другому или переходить с одной страницы на другую страницу.
Как и у любого нововведения существуют свои сторонники и противники, которые пытаются выделить, как положительные, так и отрицательны стороны обучения, реализованного с помощью информационно-телекоммуникационных технологий.
Положительные аспекты дистанционного обучения можно сформулировать следующим образом:
1. гибкость системы, которая позволяет всем участникам процесса выбирать удобное время занятий, подстраивая свои возможности под систему, как то, составление персонального плана, расписания учебы и согласование с учителем индивидуального графика общения;
2. индивидуальность системы - дистанционное обучение позволяет повышать профессиональный уровень с учетом индивидуальных потребностей и особенностей;
3. наглядность - при дистанционном обучении, как правило, можно более эффективно преподнести учебный материал, включая в изучаемый материал различные интерактивные элементы;
4. психологический аспект - дистанционное обучение позволяет развить самостоятельность, мобильность и ответственность у учащихся, т.к. залог успеха при дистанционном обучении возможен только при наличии этих качеств.
У дистанционной формы обучения существуют и отрицательные стороны, которые можно представить в следующем виде: отсутствие прямого общения между учащимися и учителями; дистанционная форма обучения основана на технической составляющей -обязательное наличие персонального компьютера и доступа в Интернет; проблема аутентификации при контроле знаний и умений учащихся.
Наличие отрицательных сторон дистанционного обучения нисколько не ущемляют данную форму организации процесса обучения, напротив, негативные аспекты позволят усовершенствовать и добиться максимальной интерактивности занятий, т.е. добиться реалистической имитации "живого" общения, используя различные коммуникации, сочетая их вместе.
Дистанционное обучение необходимо, оно, конечно, не может полностью заменить классический процесс обучения в школе, но может позволить расширить кругозор учащимся, которые стремятся к новым знаниям, и позволит обучаться тем учащимся, кто
75
физически не может присутствовать на уроках в школе. В некоторой степени, дистанционное обучение - это обучение будущего.
В настоящий момент, при организации данной формы обучения, учителя, школьники и их родители столкнулись с рядом проблем. К наиболее актуальным из которых можно отнести следующие:
1. Техническая составляющая дистанционного обучения - не у всех участников дистанционного обучения есть компьютер;
2. Вовлечение родителей в процесс обучения - у младших школьников еще не сформирована культура самостоятельного изучения материала. Учащиеся начальной школы оказались не готовы изучать материал самостоятельно, для них, в силу из возраста, необходим учитель, который бы направлял их, объяснял не дистанционно. Кроме того, дистанционное обучение предполагает наличие у учащихся такого качества, как ответственность. Учащиеся должны самостоятельно планировать свое время, выделяемое на изучение материала, на его интерпретацию, обработку и организацию обратной связи с учителем. Редко встретишь ученика начальной школы, который может и распланировать свое время, и быть максимально ответственным. Как правило, такие качества присущи взрослым, поэтому родители обязательно должны участвовать в процессе дистанционного обучения, в большей степени, подменяя учителя. Таким образом, можно сделать вывод, что дистанционное обучение не может быть осуществимо с младшими школьниками.
3. Дистанционное обучение старших школьников также имеет свои трудности, которые связаны с обработкой и осмыслением большего объема информации, чем при обучении в школе. При такой форме обучения каждый школьник стал активным участником процесса обучения, т.е. каждый учащийся получает задания, по каждому предмету школьного курса, которые он должен обязательно выполнить и отчитаться перед учителем.
Таким образом, дистанционное обучение можно использовать, в большей степени, применительно к учащимся среднего и старшего звена. С младшими школьниками дистанционное обучение может выступать только как дополнительная форма обучения.
В заключение можно сделать следующий вывод: дистанционное образование позволяет обеспечить высокий уровень доступности образования при сохранении его качества. При дистанционном обучении учащиеся и учитель находятся на расстоянии друг от друга, но при этом, находятся в тесном взаимодействии, которое организуется за счет методов коммуникации, основанных на использовании Интернет-технологий.
Список литературы /References
1. Михайлова С.А. Использование дистанционного обучения при изучении информатики в школе // Официальный сайт ООО "Инфоурок". [Электронный ресурс], 2020. Режим доступа: https://ds05.infourok.ru/uploads/doc/0aea/0007e6a1-8caf7a80.docx/ (дата обращения: 24.04.2020).
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 -ФЗ. Ст. 16 (ред. от 24.04.2020) // Сайт законодательства Российской федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovami-273-fz/st-16.php/ (дата обращения: 24.04.2020).
3. Щадная М.А. Пропедевтика курса информатики в начальной школе // Вопросы науки и образования, 2020. № 11 (95). С. 158-162.