Научная статья на тему 'О ПРОБЛЕМНЫХ АСПЕКТАХ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ФОРМАТА ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

О ПРОБЛЕМНЫХ АСПЕКТАХ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ФОРМАТА ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМЫ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / DISTANCE LEARNING / ONLINE PLATFORMS / DIGITALIZATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зимин Лев Анатольевич, Саранцев Александр Александрович, Рудниченко Андрей Владимирович

В статье рассматриваются вопросы, связанные с использованием дистанционных технологий на разных уровнях образовательной среды, проанализированы проблемы реализации данного формата процесса обучения, а также приведены практические рекомендации по оптимизации внедрения ДОТ и профилактики масштабного стресса в среде обучающихся, педагогов и родителей.The article deals with issues related to the use of distance technologies at different levels of the educational environment, analyzes the problems of implementing this format of the learning process, and provides practical recommendations for optimizing the implementation of DOT and preventing large-scale stress among students, teachers and parents.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ПРОБЛЕМНЫХ АСПЕКТАХ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ФОРМАТА ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

6. Российская Федерация. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-Ф3 от 29.12.2012 - Ростов н/Д: Изд-во Легион, 2013. - 208 с.

Педагогика

УДК 37.018.43

старший преподаватель кафедры огневой подготовки, полковник полиции Зимин Лев Анатольевич

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Краснодар); старший преподаватель кафедры специальных дисциплин, подполковник полиции Саранцев Александр Александрович Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Краснодар); старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки, подполковник полиции Рудниченко Андрей Владимирович Волгодонский филиал Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ВФ ФГКОУ ВО РЮИ МВД России) (г. Волгодонск)

О ПРОБЛЕМНЫХ АСПЕКТАХ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ФОРМАТА ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с использованием дистанционных технологий на разных уровнях образовательной среды, проанализированы проблемы реализации данного формата процесса обучения, а также приведены практические рекомендации по оптимизации внедрения ДОТ и профилактики масштабного стресса в среде обучающихся, педагогов и родителей.

Ключевые слова: образовательная среда, дистанционное обучение, онлайн-платформы, цифровизация образования.

Annotation. The article deals with issues related to the use of distance technologies at different levels of the educational environment, analyzes the problems of implementing this format of the learning process, and provides practical recommendations for optimizing the implementation of DOT and preventing large-scale stress among students, teachers and parents.

Keywords: educational environment, distance learning, online platforms, digitalization of education.

Введение. Студенты российских вузов и колледжей сейчас также учатся из дома. Министерство науки и высшего образования формирует общую базу онлайн-курсов, которые предоставляют российские университеты своим обучающимся. Высшее образование в переходе к онлайн-обучению имеет заметное преимущество: многие вузы и до карантина проводили часть лекций дистанционно или прибегали к услугам онлайн-платформ. По данным, представленным экспертами Института прогрессивного образования, которые изучили и проанализировали мнения рунет-сообщества о первых итогах такого перехода. Рабочая группа аналитиков провела экспресс-мониторинг интернета и систематизировала основные жалобы на онлайн-уроки от учителей, школьников и их родителей. В дайджест исследования вошли запросы поисковой выдачи ведущих систем (Яндекс, Google, Рамблер и Mail.ru), а также социальные сети, наиболее популярные среди россиян (ВКонтакте, Одноклассники и Facebook).

"В период с 23 по 25 марта в социальных сетях было обнаружено более 18 тысяч сообщений с негативной интонацией, связанных с переходом на дистанционную форму получения образовательных услуг. Институт прогрессивного образования выделил в круге референтных откликов пять типов наиболее распространенных жалоб", - говорится в результатах исследования.

Изложение основного материала статьи. Первая проблема, с которой столкнулись сегодня образовательные организации, это большое количество технических сбоев, психосоматический дисбаланс педагогов на фоне стресса и возрастающий объем нагрузки. В первую очередь пользователи оказались недовольны техническими сбоями во время дистанционной работы. Как правило, чаще всего пользователи жалуются на техническую неготовность интернет-ресурсов, рекомендованных школами, к дистанционному формату работы с большой нагрузкой. В этой связи у всех участников образовательного процесса возникали сложности с авторизацией и личным кабинетом, отправкой и проверкой домашнего задания. «С серверов периодически пропадали выставленные ранее оценки, отмечали пользователи из разных субъектов РФ", -говорится в материалах, представленных экспертами Института прогрессивного образования [1].

Большое количество претензий звучит в адрес педагогов и уровня их цифровых навыков. По данным экспертов, свыше 25% комментариев были посвящены цифровым компетенциям учителей. При этом авторы сообщений отмечают, что у работников школ зачастую отсутствует понимание методик онлайн-преподавания и навыков удаленной передачи знаний, в связи с чем дистанционные занятия превращаются в систему самообразования [2].

Многие педагоги, по оценкам пользователей, просто выкладывают в социальные сети домашнее задание, например, самостоятельно изучить параграф учебника и законспектировать его. Чтобы усвоить материал по-настоящему, школьникам приходится брать дополнительные уроки на специализированных онлайн-площадках. Вместе с тем почти 5,5% жалоб относятся к проблеме возросшей нагрузки на школьников и учителей. Родители сетуют на то, что домашние задания присылают в большом объеме, а учителя вынуждены, помимо основных занятий, которые не везде отменены, очень плотно готовиться к урокам в интернете, сообщается в материалах.

На сегодняшний день, готовность школ и вузов к дистанционному формату обучения серьезно отличается. Очевидно, что школам, в отличие от вузовских программ "цифровых университетов", не хватает

постоянной практики работы в режиме онлайн. Хотя большинство уроков проводится с использованием информационных технологий, это лишь вкрапления в офлайн-методики. Выяснилось, что ряд школьников жалуются на платные задания. "Более 13% участников тематических коммуникаций также обратили внимание, что часть занятий на образовательных платформах остается платной. Особенно это заметно, по оценкам родителей, в разделах контрольных и проверочных работ. Несмотря на то, что многие онлайн-школы временно открыли бесплатный доступ к своим ресурсам и библиотекам, значительная доля контента, рекомендуемого образовательными учреждениями, требует вложений. И даже сами учителя ограничены в выборе бесплатных заданий", - говорится в материалах [3].

Помимо этого, 10% сообщений связаны с жалобами на недостаток необходимого оборудования для онлайн-обучения. Никто и никогда в современной России не анализировал, готовы ли дети к дистанционному формату обучения. Не у каждого в доме есть стабильный высокоскоростной интернет, необходимый для виртуальных уроков. А в условиях, когда и родители вынуждены работать удаленно, детям порой просто не хватает компьютеров. В особой зоне риска здесь находятся многодетные и малоимущие семьи. Сегодня в этой связи необходима разъяснительная работа с родителями, потому что уровень масштабного стресса превысил все максимальные пределы. В первую очередь, всем родителям нужно сохранять и поддерживать привычный распорядок и ритм дня (время сна и бодрствования, время начала уроков, их продолжительность, «переменки» и пр.). Резкие изменения режима могут вызвать существенные перестройки адаптивных возможностей ребенка и привести к излишнему напряжению и стрессу. Во-вторых, нужно постараться сохранить спокойное, адекватное и критичное отношение к происходящему. Эмоциональное состояние ребенка напрямую зависит от состояния взрослого. Опыт родителей из других стран показывает, что потребуется некоторое время на адаптацию к режиму самоизоляции, и это нормальный процесс. В-третьих, не стоит погружаться в длительные обсуждения пандемии и ее рисков, нужно вести себя спокойно и сдержанно, но при этом не избегать ответов на вопросы детей о вирусе, но и не смаковать подробности «ужасов» из интернета. В -четвертых, нужно постараться разобраться в рекомендациях школы по организации дистанционного обучения детей, ориентироваться только на официальную информацию от классного руководителя и администрации учебного заведения. Школе также нужно время для организации учебы онлайн. Существует целый ряд ресурсов, помогающих и родителям, и педагогам в дистанционном обучении (учи.ру (uchi.ru), Умназия (umnazia.ru) и др.). Многие родители уже используют эти платформы, поскольку они содержательно связаны с образовательными программами.

В-пятых, нужно предпринять все усилия, чтобы сделать дистанционные уроки привлекательнее для ребенка, попробовать «освоить» некоторые из них совместно: например, можно задать ребенку вопросы, поучаствовать в дискуссии, и тогда урок превратится в увлекательную, познавательную игру-занятие. Таким образом, дети будут более мотивированы, а родители смогут лучше узнать и понять их. В-шестых, целесообразно постараться уменьшить информационный поток из новостей и лент в социальных сетях. Для того чтобы быть в курсе актуальных событий, достаточно выбрать один новостной источник и посещать его не чаще 1-2 раз в день (например, утром - после утренних дел, ритуалов, важно какое-то время побыть в покое, и вечером, но не позже чем за 2 часа до сна). Это поможет сохранить спокойствие. Одновременно важно оставаться в контакте с близкими и друзьями. В разговорах нужно стараться не концентрироваться на темах, посвященных коронавирусу, и иных вызывающих тревогу событиях. В-седьмых, нужно посоветовать ребенку избегать общения в социальных сетях. Они переполнены «информационным шумом», а иногда и дезинформацией. Нужно выбрать один из мессенджеров (например, Telegram, WhatsApp, Viber), и попробовать перенести туда важную переписку, нужно избегать частого посещения чатов с обсуждением актуальной ситуации в мире. Достаточно заходить туда 1-2 раза в день. Любой чат в мессенджерах можно поставить на бесшумный режим и читать сообщения лишь при необходимости. В-восьмых, нужно организовать периоды самостоятельной активности ребенка. Его не нужно все время развлекать и занимать. В то же время нужно включить в распорядок совместные занятия, которые давно откладывались. Главная идея в том, что пребывание дома - не «наказание», а ресурс для освоения новых навыков, получения знаний, для интересных дел. В-девятых, нужно подсказать ребенку идеи виртуальных конкурсов и других позитивных активностей. Провести их можно в чате среди одноклассников и друзей. Подросткам можно предложить вести собственные видеоблоги на интересную тему (спорт, музыка, кино, кулинария).

Когда все переходит в онлайн-режим, растет риск технических сбоев. Если вуз уже имел опыт дистанционной работы, проблем такого рода возникнуть не должно. Преподаватели одновременно ведут электронные и письменные ведомости. Еще можно преподавателю и студенту переписываться через вузовскую информационную систему или через рабочую почту преподавателя. Это нужно для того, чтобы преподаватель подтвердил оценку. Не все в сложившейся ситуации рады отдыху и отсутствию полноценных занятий. Некоторым обучающимся прожить без постоянных очных занятий очень трудно. И здесь может возникнуть другой дискуссионный вопрос: влияет ли формат обучения (очный или онлайн) на результативность студента? Администрация вузов в любом случае должна выполнять свои обязательства перед студентами полностью. Поэтому вместо очных пар ей необходимо предложить студентам другую форму работы. Сейчас вузы применяют два основных подхода. В первом адаптируют готовые онлайн-курсы в образовательные программы. Это могут быть как готовые курсы на онлайн-платформах, так и собственные разработки вузов. Сейчас многие платные курсы для студентов вузы сделали бесплатными на время карантина. Во втором подходе вузы переходят на дистанционный формат с помощью университетских и внешних информационных платформ. У некоторых высших учебных заведений уже есть свои платформы, на которых преподаватели проводят лекции и семинары. Понятно, что дистанционное обучение не сможет полностью заменить студентам живое общение с преподавателями, но пока другого выхода в сложившейся ситуации нет [4].

О том, что эффективность постоянного обучения студентов в онлайн-режиме вызывает сомнения, говорят и в других вузах. Многие профессора давно практикуют коммуникацию со студентами как минимум через университетскую почту, даже это все еще касается далеко не всех преподавателей. Кризис вынудил сделать то, что раньше казалось необязательным. Кризисная ситуация, связанная с риском распространения коронавируса, для инфраструктуры электронного образования «оказалась испытанием»: одно дело -использовать онлайн-форматы по потребности, другое - практически не иметь альтернативы. Позитивный момент - всплеск активности преподавателей по созданию онлайн-курсов и электронных учебных

материалов. Важно также, что университеты сегодня активно делятся опытом, мощностями и всеми возможными ресурсами в сфере онлайн-обучения [5].

Если часть вузов, особенно в регионах, столкнулась с неподготовленностью преподавателей и используемых платформ, то некоторые, напротив, пострадали от недоступности работы с высокотехнологичным оборудованием на карантине. В ряде продвинутых, элитных университетов решение о выборе конкретных дистанционных образовательных технологий остается за преподавателем и факультетом, связь со студентами поддерживают через удобные для них социальные сети и мессенджеры, но возникли сложности с проведением лабораторных работ. По некоторым дисциплинам компьютерных симуляторов лабораторий не существует, а те, что есть, зачастую не соответствуют уровню сложности наших программ.

Сегодня эксперты ряда крупных вузов говорят о том, что в самой сложной ситуации оказались предметы, завязанные на лабораторной базе, которую почти невозможно перевести в онлайн: «Даже самые радикальные реформаторы высшего образования не предполагали, что в 2020 году в стране окажется возможным только онлайн-обучение. Если карантин затянется, то будет происходить естественный отбор образовательных технологий, полезные идеи будут закрепляться, неудачные варианты отбраковываться».

При этом студенты перспективу полного перехода в онлайн на ближайшее время и готовность к нему оценивают скептически. Обобщив данные студенческих форумов и публикаций на эту тему в СМИ, хотелось бы привести ряд цитат представителей целевой аудитории образовательной среды: «...семинары в вузе «без проблем» проводят при помощи платформы Zoom, а вот отмена аудиторных лекций привела к тому, что вместо них преподаватели присылают «шаблонные презентации без пояснений» и в несколько раз увеличивают количество домашних заданий...» ; «... должны проводиться регулярные вебинары, но так как большинство преподавателей пожилого возраста, у них постоянно возникают проблемы с платформой (в вузе используют корпоративную платформу Microsoft Teams), и если занятия из-за этого срываются, задают большое количество домашней работы, чтобы как-то это компенсировать. В итоге с ней приходится разбираться самостоятельно, а специализированной литературы по нашему направлению в свободном доступе почти нет ... » ; «.переход на онлайн-обучение из-за пандемии у выпускного курса совпал с экзаменами, поэтому все перевели в письменный вид, оставив один устный экзамен через Zoom: «Дальше у нас только практика и диплом. Даже защита диплома планируется онлайн, и пока никто не понимает, как это будет происходить» [6].

Выводы. Сейчас вынужденный переход в онлайн выявил плюсы и минусы дистанционной системы обучения. Главный плюс заключается в том, что для многих студентов экран гаджета снимает психологический блок. Они охотнее начинают участвовать в обсуждении. Те, кто, вчера, сидя в аудитории, предпочел бы отмолчаться, теперь проявляют активность. Минус - требование высокой самодисциплины от учащихся.

Прогнозирование цифровой революции в образовании- тема не новая, и при этом, те вузы, которые готовились к ней, воспринимают новую реальность легче. Сегодня легче будет тем образовательным организациям, которые смогут создать и реализовать модели, позволяющие прогнозировать активность студентов онлайн-курсов, модели, позволяющие отслеживать активность студента внутри курса - например, просмотрит ли он видеолекцию, и прочтет ли необходимый материал. Есть данные эмпирических исследования по апробации и внедрению таких моделей, например, в высшей школе экономики. Исследование с использованием модели выявило, что 65% студентов имеют нулевую активность уже на второй неделе обучения, и только у 5% студентов активность в ходе обучения повышается.

Литература:

1. Кузнецова О.В. Дистанционное обучение: за и против // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 8-2. - С. 362-364; URL: https://applied-research.ru (дата обращения: 09.04.2020).

2. Зимин Л.А. О создании педагогических условий для применения информационных и дистанционных образовательных технологий в вузах МВД // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2018. № 1 (77). С. 37-40.

3. Зимин Л.А. О создании педагогических условий непрерывного профессионального тактико-специального образования // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2017. № 4 (76). С. 21-24.

4. Подпорин И.В., Карабаш Д.В. Формирование готовности курсантов к самообразовательной деятельности в процессе обучения в образовательных организациях МВД России // Краснодар, 2017.

5. Подпорин И.В. Специфика формирования мотивации профессионального самообразования курсантов вузов МВД // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2015. № 2 (158). С. 202-207.

6. Боцоева А.В., Гучетль С.К., Кульбит Ю.С. О ресурсах цифровизации высшего образования в контексте перехода на инновационный уровень // Проблемы современного педагогического образования. -Сборник научных трудов: -Ялта: РИО ГПА, 2020. - Вып. 66. - Ч. 2. - 353 с. С. 59-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.