Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА МЕНЕДЖЕРА В УСЛОВИЯХ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА МЕНЕДЖЕРА В УСЛОВИЯХ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА / ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕНЕДЖЕР / MANAGEMENT CULTURE / BUSINESS EDUCATION / STAGES OF PROFESSIONAL CAPACITY DEVELOPMENT / EFFECTIVE MANAGER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Марина Георгиевна

Мировой экономический кризис, разразившийся в октябре 2008 года, многократно усилил потребность государства в формировании новых управленческих условий и сценариев, способствующих устойчивому повышению конкурентоспособности Российской Федерации на мировой арене. В наши дни конкурентный потенциал любой цивилизованной страны, области, сектора промышленности или отдельно взятого предприятия обусловлены так называемым «человеческим фактором» и процессами, оказывающими прямое влияние на результативность профессиональной деятельности специалиста.The global economic crisis that broke out in October 2008 has repeatedly increased the need of the State to create new management conditions and scenarios that contribute to the sustainable improvement of the competitiveness of the Russian Federation on the world stage. Nowadays, the competitive potential of any civilized country, region, industry sector or individual enterprise is due to the so-called "human factor" and processes that have a direct impact on the professional performance of the specialist.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергеева Марина Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА МЕНЕДЖЕРА В УСЛОВИЯХ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ»

Выводы. Ставя перед собой задачу целостного формирования личности учащегося, школьное образование обязывает все предметы учебного цикла включать в свое содержание нравственно-эстетический компонент. В формировании нравственно-эстетических качеств средствами иноязычного образования было выявлено влияние психолого-педагогических факторов, которые способствуют воссозданию социальной, культурной, бытовой сфер коммуникации и соответствующего поведения в заданных условиях.

Литература:

1. Бобунова А.С. Теоретические аспекты нравственно-эстетического воспитания школьников в условиях иноязычного образования / А.С. Бобунова // Психология образования в поликультурном пространстве, Елец, 2016. Т. 2. (№34). С. 49-55.

2. Верещагин Е.М. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. 4-е изд., перераб. и доп. / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. - Москва: Русский язык, 1990. - 246 с.

3. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский - Москва: Эксмо, 2006. - 1136 с.

4. Гальскова Н.Д. Лингводидактика: учебн. пособие / Н.Д. Гальскова. - М.: ИИУ МГОУ, 2014. - 242 с.

5. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: избр. психол. тр. / А.А. Леонтьев. Рос. акад. образования. - М.: изд-во Моск. психол. соц. ин-та, 2004. - 534 с.

6. Махрова И.А. Формирование культуры межнационального общения у школьников. дис. ... канд. пед. наук. - 13.00.01 / И.А. Махрова. Саратов, 2013. - 159 с.

7. Рекичинская Е.А. Формирование готовности старших школьников к межкультурной коммуникации: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Е.А. Рекичинская. - Кемерово, 2014. - 224 с.

8. Сысоев П.В. Культурное самоопределение личности в контексте диалога культур: монография / П.В. Сысоев. - Тамбов: Изд-во ТГУ имени Г.Р. Державина, 2001. - 145 с.

9. Щур Е.Д. Компетентностный подход к воспитанию нравственных ценностей старшеклассников в процессе изучения иностранных языков: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Е.Д. Щур. - М., 2013. - 19 с.

Педагогика

УДК 373.1

доктор педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник Сергеева Марина Георгиевна

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Москва)

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА МЕНЕДЖЕРА В

УСЛОВИЯХ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Мировой экономический кризис, разразившийся в октябре 2008 года, многократно усилил потребность государства в формировании новых управленческих условий и сценариев, способствующих устойчивому повышению конкурентоспособности Российской Федерации на мировой арене. В наши дни конкурентный потенциал любой цивилизованной страны, области, сектора промышленности или отдельно взятого предприятия обусловлены так называемым «человеческим фактором» и процессами, оказывающими прямое влияние на результативность профессиональной деятельности специалиста.

Ключевые слова: управленческая культура, бизнес-образование, этапы развития профессионального потенциала, эффективный менеджер.

Annotation. The global economic crisis that broke out in October 2008 has repeatedly increased the need of the State to create new management conditions and scenarios that contribute to the sustainable improvement of the competitiveness of the Russian Federation on the world stage. Nowadays, the competitive potential of any civilized country, region, industry sector or individual enterprise is due to the so-called "human factor" and processes that have a direct impact on the professional performance of the specialist.

Keywords: Management culture, business education, stages of professional capacity development, effective manager.

Введение. В контексте рыночной экономики, для которой характерна неустойчивость внешних условий, грамотный менеджмент выступает ключевой предпосылкой успешного функционирования организации. Таким образом, управленцы (менеджеры) - это те люди, от которых прежде всего зависит ее судьба. Однако следует отметить, что огромное расхождение между динамикой происходящих изменений и способностью им соответствовать, демонстрируемой современными менеджерами, превращается в одну из главных угроз относительному социально-экономическому благополучию нашей страны.

Управленческая культура специалиста в области менеджмента является значимым индикатором его эффективности, выступая показателем реализации профессионального потенциала (далее - ПП) управленца в сфере бизнес-образования. Любому менеджеру желательно обладать развитым интеллектом, высокой скоростью мышления, устойчивой нервной системой, решительностью, предпринимательскими способностями, навыками продуктивного общения и набором профессиональных умений. Менеджер, имеющий все обозначенные характеристиками, рассматривается как образец для подражания в соответствующей области, способный демонстрировать плодотворную профессиональную активность в условиях рынка. Основное содержание управленческой культуры в области менеджмента состоит в рациональности и обязательности многоаспектного представления культуросфокусированной концепции, осуществления педагогом креативной реализации на стадиях, относящихся к самоуправлению и выстраиванию творчески насыщенного учебно-воспитательного процесса. Основными компонентами управленческой культуры считаются аксиологический, технологический и творческий. Аксиологический компонент содержит совокупность организационно-педагогических положений и практических навыков, имеющих существенное значение для руководства образовательным учреждением. Технологический компонент включает в себя механизмы, способы и средства управления. Степень менеджерской культуры напрямую зависит от изученности и ассимилированности алгоритмов устранения трудностей и

осуществления задач, имеющих отношение к работе предприятия. Творческий компонент отражен в способности педагога к творчеству в рамках изучения и применения новейших технологий управленческого характера.

Изложение основного материала статьи. В контексте рыночной экономики, для которой характерна неустойчивость внешних условий, грамотный менеджмент выступает ключевой предпосылкой успешного функционирования организации. Таким образом, управленцы (менеджеры) - это те люди, от которых прежде всего зависит ее судьба. Однако следует отметить, что огромное расхождение между динамикой происходящих изменений и способностью им соответствовать, демонстрируемой современными менеджерами, превращается в одну из главных угроз относительному социально-экономическому благополучию нашей страны.

Под профессиональным потенциалом (далее - ПП) управленца авторы статьи, опираясь на толкование Дергалевой И.Ю. [1], понимают единую саморегулируемую и самоэволюционирующую систему, которая интегрирует в себе ресурсы специалиста с внешними предпосылками его профессиональной активности, спецификой которой выступает коррелированность и взаимозависимость индивидуальных свойств, знаний в области управления и готовности менеджера к осуществлению соответствующей деятельности. Индивидуальные свойства управленца (его ценности, амбиции и отношение к самому себе) детерминированы совокупным воздействием наследственности и среды. Профессиональные знания управленца выстраиваются и совершенствуются в рамках его интеграции в процессы профессионального обучения, саморазвития, а в будущем - повышения квалификационного уровня в контексте бизнес-образования и дополнительного образования в профессиональной области. Способности специалиста с данным образованием раскрываются и эволюционируют в рамках профессиональной деятельности.

ПП менеджера - это комплекс, состоящий из его объективных профессиональных возможностей, умения осуществлять результативное управление предприятием, а также из еще не продемонстрированных в полной мере профессиональных качеств и интеллектуально-психологических ресурсов. Иначе говоря, ПП управленца может быть представлен как сочетание двух компонентов - инфрапотенциалов: осуществленного и неосуществленного. Осуществленный потенциал управленца находится в зависимости от его управленческого опыта. Неосуществленный потенциал репрезентирован ценностно-потребностным аспектом личности управленца и детерминирует векторы трансформаций его ПП, который представляет собой не врожденную характеристику, а выстраиваемую и совершенствуемую в рамках обучения, а затем - и реализации своих профессиональных обязанностей [3].

В данной работе мы будем трактовать развитие ПП управленца как процесс трансформации его личностных ресурсов (индивидуальных свойств, профессиональных знаний в области управления, а также способностей в соответствующей сфере), детерминированный снятием диалектического расхождения между осуществленным и неосуществленным инфрапотенциалами. Таким образом, фундаментом развития ПП управленца выступает устранение противоречия, существующего между управленческим опытом специалиста и ценностно-потребностным аспектом его личности.

Грамотное развитие ПП менеджера может реализовываться в контексте целенаправленно выстроенной концепции. В качестве методологического фундамента подобной концепции мы выделяем три подхода: системный, активностный и ценностный. Ключевыми составляющими концепции развития ПП менеджеров в рамках нашего исследования выступают функционально-целевая, сущностная, процессуальная и результатная. Специфика предлагаемой концепции заключается в ее ориентированности на формирование у управленцев системного и творческого мышления, аналитических, креативных и исследовательских навыков, умения справляться с трудностями и совершать правильный управленческий выбор в значимых ситуациях [4].

В.В. Колчиной [2] были выделены следующие факторы, способствующие успешной реализации ПП менеджеров в контексте бизнес-образования:

1) опора на проектно-командный принцип выстраивания подготовки управления в центре, предоставляющем дополнительные услуги в области профессионального образования;

2) педагогическое содействие управленцам в изучении программ бизнес- образования, принимая во внимание их жизненный и профессиональный опыт;

3) создание условий для постоянного раскрытия ПП внутри самоуправляемых профессиональных объединений специалистов в области менеджмента.

Первая педагогическая предпосылка подразумевает подготовку менеджеров в центре, предоставляющем дополнительные услуги в сфере профессионального образования на базе проектно-командного принципа, имеющего непосредственное отношение к смежным понятиям «командно-проектное предприятие» и «командно-проектная структура», пользующимся популярностью в современном менеджменте. Предприятие, опирающееся на данный принцип, уделяет особое внимание компетентности своих сотрудников, формированию атмосферы равенства, доверия, доброжелательности и плодотворного сотрудничества членов трудового коллектива. Описанный подход может быть успешно осуществлен в рамках бизнес-образования управленцев с помощью использования стилистически адекватных способов обучения, доставляющих положительные эмоции студентам; формирования ситуации, основанной на трех процессах: приобретении, коллективном применении и передаче информации; непрерывной трансформации состава и ролевого поведения групп различного уровня на семинарах и занятиях по иностранному языку; учета базовых положений тьюторской деятельности; взаимодействия учащихся друг с другом в формате диалога; обеспечения высокого или, по крайней мере, приемлемого уровня комфортности учебного процесса [5].

Вторая педагогическая предпосылка аргументирует значение педагогического сопровождения действий управленца в освоении им дисциплин, предусмотренных бизнес-образованием, принимая во внимание жизненный и профессиональный опыт представителей данной сферы. Авторы статьи трактуют педагогическую предпосылку как коллективную, научно-структурированную и ценностно-ориентированную активность, в процессе которой педагог поддерживает менеджера в продвижении к потенциально достижимым для него профессиональным результатам и должностям [6].

Поскольку целевой аудиторией бизнес-образования выступают взрослые люди с высшим образованием, имеющие некоторый жизненный и профессиональный опыт, в данной работе рекомендовано анализировать активность взрослого человека по приобретению дополнительных услуг в области профессионального образования в комплексном контексте: сочетании его прав и обязанностей (гражданских, юридических,

моральных) социальной и профессиональной активности, общественной, семейной и личной жизни. В связи с этим педагогическое сопровождение должно реализовываться с опорой на жизненный и профессиональный опыт управленцев.

Третья педагогическая предпосылка репрезентирует основное содержание постоянной эволюции содержания ПП управленца в контексте самоконтролируемых профессиональных объединений. Вышеупомянутая предпосылка базируется на принципах непрерывного образования, что подразумевает интенсификацию общественного статуса личности, усиление внимания к ее потребностям и придание образовательному процессу непрерывного, «пожизненного» характера. Имеется в виду, что постоянное развитие ПП реализуется в условиях самоуправляемых ассоциаций профессионального характера. Авторы статьи рассматривают ассоциацию как объединение юридических или физических лиц на добровольных началах для взаимовыгодного взаимодействия при полной или практически полной автономности участников [7].

Продуктивность развития ПП менеджеров в рамках самоуправляемых профессиональных объединений связана с тем, что данные специалисты как субъекты данных объединений имеют дело с объективно значимыми задачами (проектами); учатся не у педагога, а у более опытных, успешных или одаренных коллег; могут заниматься автомаркетингом и реагировать на деловые предложения от других организаций; пытаются внедрить результаты своей деятельности в повседневную практику.

Механизм раскрытия ПП менеджеров включает в себя три стадии: целеполагательную, содержательно-детерминирующую и активностно-развивающую.

На первой, целеполагательной, стадии выявляются цели услуг в области бизнес-образования и определяются разновидности образовательных программ.

Данные цели формулируются тремя субъектами бизнес-образования:

1) заказчиками (владельцами бизнеса, администрацией предприятия, государством) и слушателями программ - управленцами;

2) исполнителем (учебным заведением);

3) педагогом.

На базе установленной специфики целей в предлагаемой системе можно соотнести уровни их постановки с педагогическими предпосылками реализации ПП менеджеров.

Цели заказчиков и потребителей лежат в основе третьей педагогической предпосылки - выстраивания непрерывного совершенствования ПП управленцев в рамках самоконтролируемых профессиональных объединений.

Цели образовательного учреждения соответствуют второй педагогической предпосылке - поддержке управленцев в прохождении предусмотренных учебным курсом программ, принимая во внимание их жизненный и профессиональный опыт.

Цели педагога коррелируют с первой педагогической предпосылкой - осуществлением проектно-командного принципа выстраивания обучения управленцев в организации, предоставляющей дополнительные услуги в области профессионального образования.

На второй, содержательно-детерминирующей, стадии реализуется систематизация содержания и апробация образовательных программ. К традиционным составляющим содержания образования (знания, умения и навыки; совершенствование сформированных компетенций через творческую активность; восприятие окружающей реальности и собственной личности сквозь призму ценностей и эмоций) авторы статьи присовокупили еще один - гипотетический опыт. Под ним понимается дальнейшее совершенствование компетенций, предполагающее учебный анализ проблем, с которыми сталкивается предприятие, разбор организационных распоряжений и действий по устранению возникших трудностей, а также совершение выбора в рамках гипотетической ситуации и его осмысление.

Адаптация способов и форм подготовки реализуется с помощью использования управленцами программы, позволяющей «перекинуть мост» от образования к трудовой деятельности. На данной стадии активизируются первая и третья педагогические предпосылки. При реализации проектно-командного принципа выстраивания подготовки менеджеров в центре, предоставляющем дополнительные услуги в области профессионального образования, между субъектами учебно-воспитательного процесса формировалась атмосфера равенства, доверия и доброжелательности.

Педагогическая поддержка управленцев в изучении программ бизнес-образования с опорой на их жизненный и профессиональный опыт (первая педагогическая предпосылка) проводилась по трем траекториям:

1) воспроизведение и расширение знаний об оригинале;

2) моделирование его новых характеристик;

3) его регулирование и совершенствование.

На третьей, активностно-развивающей, стадии выявлялись средства и способы, способствующие повышению уровня знаний, развивающие профессиональные компетенции, обогащающие и преображающие личностно-профессиональный опыт, а также усиливающие стремление к дальнейшему раскрытию своего ПП после получения диплома о высшем образовании. На данной стадии активизировалась вторая педагогическая предпосылка - создание условий для непрерывного совершенствования ПП управленцев в рамках самоконтролируемого профессионального объединения, функционирование которого осуществляется за счет нескольких компонентов: увеличения объема знаний в области выбранной профессии (организация круглых столов, конференций, мастер-классов и т.д.); обмен опытом (преуспевающие управленцы делились своим опытом, связанным с созданием и осуществлением проектов: о планировании и разработке бюджетов, основании дочернего предприятия, внедрении дифференцированного подхода к оплате труда и т.д.); менеджерские «турниры» (соревнования управленцев в поиске наилучшего решения насущной задачи); культурно-социальный аспект (коллективный отдых активного характера).

Выводы. Спецификой интенсификации ПП в рамках профессионального объединения управленцев можно считать то, что участники:

1) имеют дело с объективно значимыми проектами и трудностями, а не с задачами из учебников и пособий, что обеспечивает высокий уровень мотивации в обучении и работе;

2) учатся не у преподавателя, а у более опытных, успешных или одаренных коллег;

3) могут заниматься автомаркетингом и реагировать на деловые предложения от других организаций;

4) пытаются внедрить результаты своей деятельности в повседневную практику.

Критерием результативности проделанной работы являются наличие (отсутствие), степень выраженности и прогнозируемая динамика положительных изменений в деятельности организации. Литература:

1. Дергалева, И.Ю. Динамические характеристики развития профессионального потенциала менеджера / И.Ю. Дергалева, И.В. Резанович. -Сибирский педагогический журнал. - 2008 - №12 (63) - С. 44-50.

2. Колчина В.В. Формирование готовности менеджера к инновационно-предпринимательской деятельности как педагогическая проблема // Профессиональное образование и рынок труда. 2017. № 3. С. 28-34.

3. Колчина В.В. Состояние проблемы и условия формирования инновационно-предпринимательских умений в педагогической теории и практике // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 91. С. 196-201.

4. Мухин М.И. В.А. Сухомлинский о воспитании всесторонне развитой личности. Педагогика. 1991. № 9. С. 104-110.

5. Мухин М.И. Миссия новой школы - изменение личностной сущности человека // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2013. Т. 2. № 2 (3). С. 61-66.

6. Мухин М.И. В.А. Сухомлинский: человеческая личность неповторима. Курск. 1991.

7. Соколова А.С., Колчина В.В. Организация исследовательской деятельности студентов в контексте профессионального самоопределения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-3. С. 275-278.

Педагогика

УДК 37

старший преподаватель, аспирант Сизова Ольга Алексеевна

Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой

продюсерства и музыкального образования Медведева Татьяна Юрьевна

Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент Макеева Анастасия Владимировна

Нижегородский государственный инженерно-экономический университет,

Институт пищевых технологий и дизайна (г. Княгинино)

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В УСЛОВИЯХ ОПЕРАТИВНОГО ПЕРЕХОДА НА ДИСТАНЦИОННЫЙ ФОРМАТ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В данной статье исследуются специфические особенности реализации образовательных программ разных уровней образования в формате дистанционного обучения. Обсуждаются некоторые проблемы, трудности, с которыми столкнулись образовательные организации и педагогическое сообщество. Актуальной данная статья является потому, что экстремальный переход на дистанционный формат обучения вскрыл ряд проблем, обсуждение которых необходимо в сегодняшних условиях. В нашем исследовании также анализируются актуальные нормативно-правовые документы, содержание которых направлено на стабилизацию и разрешение проблемных ситуаций, вызванных экстремальным переходом на дистанционный формат обучения. Поскольку статья носит методический характер авторами были рекомендованы некоторые облачные сервисы , возможности которых могут позволить успешно, без ущерба качеству и содержанию образовательных программ осуществить обучение в формате дистанционного обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, образовательные программы, обучающийся, педагог, облачные сервисы, цифровые технологии, информационная компетентность.

Annotation. This article examines the specific features of the implementation of educational programs at different levels of education in the distance learning format. Some problems and difficulties faced by educational organizations and the teaching community are discussed. This article is relevant because the extreme transition to the distance learning format has revealed a number of problems that need to be discussed in today's conditions. Our research also analyzes current legal documents, the content of which is aimed at stabilizing and resolving problematic situations caused by the extreme transition to distance learning. Since the article is of a methodological nature, the authors recommended some cloud services, the capabilities of which can allow successfully, without compromising the quality and content of educational programs, to carry out training in the distance learning format.

Keywords: distance learning, educational programs, student, teacher, cloud services, digital technologies, information competence.

Введение. Современные условия реализации образовательного процесса, продиктованные событиями весны 2020 года на территории Российской Федерации, определили необходимость перехода всех образовательных организаций на дистанционный формат обучения. Организации общего образования, среднего профессионального, высшего образования, а также учреждения, реализующие программы дополнительного образования в кратчайший срок были вынуждены полностью осуществить переход на дистанционное обучение.

Изложение основного материала статьи. За короткий промежуток времени форма дистанционного обучения стала не просто дополнением к очной форме обучения, а стала единственным способом получения образования. Здесь важно подчеркнуть, что за данный период были выявлены некоторые сложности и недостатки подобного формата обучения на разных уровнях образования. Для решения проблем, связанных с дистанционным обучением важно систематизировать полученные данные о сложностях, с которыми сталкиваются обучающиеся на разных уровнях образования. Важно понимать, что готовность к обучению в данном формате определяется готовностью со стороны всех участников образовательного процесса. В рамках

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.