Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ИХ РЕШЕНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
720
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТРАСЛИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / МЕТОД «УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ» / ИННОВАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / SOCIAL SECTORS / NATIONAL PROJECTS / “PROJECT MANAGEMENT” METHOD / INNOVATIVE TOOL OF PUBLIC ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иваненко Лариса Викторовна, Тасеев Виктор Борисович

В данной работе представлены национальные проекты, отражающие отдельные отрасли социальной сферы. Рассмотрены некоторые теоретические аспекты, связанные с содержанием государственных национальных проектов, а также с их внедрением. Показаны результаты проверки исполнения национальных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF NATIONAL PROJECTS IMPLEMENTATION AND POLICIES TO MEET THEM

This article considers national projects that are reflecting on individual social sectors. Some theoretical aspects related to the national projects’ supplementation, implementation have been examined. The results of the audit of the national projects are shown.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ИХ РЕШЕНИЯ»

УДК 332 DOI 10.24411/2305-8641-2020-10017

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ИХ РЕШЕНИЯ

© 2020 Л.В. Иваненко, В.Б. Тасеев*

В данной работе представлены национальные проекты, отражающие отдельные отрасли социальной сферы. Рассмотрены некоторые теоретические аспекты, связанные с содержанием государственных национальных проектов, а также с их внедрением. Показаны результаты проверки исполнения национальных проектов.

Ключевые слова: отрасли социальной сферы, национальные проекты, метод «управление проектами», инновационный инструмент государственного управления.

В условиях современной экономики развитие человека и общества в значительной степени определяется эффективностью системы управления отраслями социальной сферы. Ведомственный подход, применявшийся ранее к управлению социальной сферой, не способствовал ее развитию.

При этом следует отметить существующее несоответствие доходных полномочий региональных и местных муниципальных бюджетов, и возложенных на них расходных обязательств в области здравоохранения, демографической политики, образования и жилищно-коммунального хозяйства. Известно, что оказание социальных услуг предполагает их предоставление за счет бюджетов муниципалитетов. С учетом того, что в настоящее время основная часть бюджетных ресурсов сконцентрирована на федеральном уровне, был разработан и начал выполняться ряд довольно масштабных целевых программ, позже названных приоритетными национальными проектами, которые предложены к реализации преимущественно в отраслях социальной сферы. При этом финансирование национальных проектов, в основном, происходит за счет федерального бюджета, а управление процессом их реализации практически возложено на субъекты РФ и муниципалитеты. Социальная государственная функция традиционно является основой приоритетных национальных проектов. В дальнейшем предполагается, что она будет дополнена общественной социальной функцией за счет реализации механизма социальной ответственности бизнеса.

Несомненно, что исследование реализации национальных проектов актуально и обусловлено следующими обстоятельствами:

- прежде всего, первостепенной значимостью формирования государственной стратегии развития, без которой невозможно инновационное продвижение государства;

- кроме того, отмечается недостаточная определенность и конкретность политико-правовых основ и принципов разработки государственной стратегии развития России;

- также наблюдается особое значение научного подхода к анализу и осмыслению социально-политических условий формирования и реализации государственной стратегии развития России.

Далее в работе представлены некоторые теоретические аспекты, связанные с содержанием государственных национальных проектов, а также с формированием и предпосылками их внедрения.

В последние годы система государственного управления характеризуется применением двух инновационных подходов:

- первый заключается в создании и функционировании приоритетных национальных проектов;

- второй - в организации их внедрения с помощью метода проектного управления.

Ретроспективный анализ данных проектов с 2006 г. показал, что результаты реализации и внедрения носят неоднозначный характер, а именно: наметилось движение в направлении инновационного развития страны, однако, име-

* Иваненко Лариса Викторовна (ivanenko_lv@mail.ru) - доктор экономических наук, профессор; Тасеев Виктор Борисович (tvb@mail.ru) - кандидат педагогических наук, доцент; оба - ФГАОУВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» (Самара, РФ).

fl «

сновы экономики, управления и права

Economy, Governance and Law Basis

ются сложности в реализации отдельных проектов и в использовании метода управления проектами как инновационного инструмента государственного управления.

В связи с этим, весьма важным представляется вопрос исследования проблем реализации приоритетных национальных проектов и определение направлений их решения.

В 2004-2005 годах Президент РФ определил социальные инициативы, которые сегодня являются главными вопросами государственной демографической политики и служат основой повышения качества жизни граждан России - курса на инвестиции в человека [1].

Исследуемые приоритетные национальные проекты в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильём населения базируются на социальных инициативах.

К 2005 г. в России сложились благоприятные условия для реализации всех поручений и мероприятий в указанных направлениях.

Во-первых, в тот период у государства было достаточно ресурсов для решения социальных проблем при отсутствии риска инфляции.

Во-вторых, новая система формирования избранного высшего регионального руководства укрепила государственную власть и образовала новые административные условия для реализации масштабных проектов. Также были обеспечены возможности для согласованных действий на всех уровнях государственного управления.

В-третьих, был осуществлен переход к государственному бюджетному планированию на трёхлетний период [2].

2 0 20 № 6 (25)

Необходимо отметить, что на законодательном уровне в России термин «приоритетный национальный проект» до сих пор окончательно не определён. Однако уже имеются следующие законодательно закрепленные понятия.

Например, термин «проект» представлен в виде комплекса взаимосвязанных мероприятий, которые предназначены для получения конкретных результатов в условиях ограниченного времени и ресурсов.

Кроме того, в настоящее время предприняты попытки сформулировать содержание понятия «национального проекта» как комплексной системы мероприятий с конкретно определенными социально-экономическими показателями или индексами, направленными на качественное улучшение жизни населения страны за счёт модернизации системы жизнедеятельности.

Так же имеется и иное определение, в котором сказано, что приоритетные национальные проекты представляют собой комплекс взаимосвязанных мероприятий общенационального уровня, реализуемых с целью достижения стратегических целей развития российского общества и обеспечения социально-экономической безопасности страны [3].

Сегодня приоритетные проекты занимают особое место в системе национального программирования и проектирования. В течение последних пятнадцати лет, начиная с 2005 г., национальная система разработки программ и проектов в России значительно усложнилась. И теперь это не четыре, а тринадцать приоритетных направлений, в границах которых формируются национальные проекты (рис. 1) [4].

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ РФ

шмашршшг

Ж*™

и wflTKiHi ШСНОЕНЛЫК ДОПГН

Wb[ H ПОГШШ СГСПИ Цпд

Mj ниъшййоа «гоми

МАЛО: kl Г1'Ш-ГГ IIItllIIIWIWtIMLIBIJ

JMJrtm"

пгокэишплнппь ipm н пошипи зшгмти

ЩШаГНПМШ'И'ШЧ

и ЭДип

шгЛГаМм ГЛАИ НШГРН«ЭМ№ H Piiiif Otg Hi'tl IIVHd'IM HHJWPÜCM'J

Рис. 1. Национальные проекты Российской Федерации

Национальные проекты органично встроены в систему государственного управления, и, начиная с 2006 г., ответственность за их исполнение несут не только федеральные и региональные, но и местные муниципальные органы власти.

Исполнением приоритетных национальных проектов по отраслям занимаются министерства и подведомственные им службы, агентства, под непосредственным руководством которых происходят разработка и внедрение всех мероприятий по достижению поставленных целей и задач.

Учитывая, что выполнение национальных проектов в России осуществляется с помощью метода «управление проектами», на рис. 2 пред-

эффективность экономики, необходимы для населения,

Последние пятнадцать лет (2006-2020 годы) являются периодом активного воплощения в жизнь приоритетных национальных проектов, в связи с чем отмечается значительное повышение уровня социально-экономического развития страны.

В качестве подтверждающих примеров рассмотрим исполнение некоторых приоритетных национальных проектов: «Образование», «Здоровье» и «Доступное и комфортное жильё -гражданам России».

В процессе осуществления национального проекта «Образование» для учебных заведений

Постоя иные органы 1

- президиум CODiTJ.

- федеральный проектный офис;

- ведомственные координационные орган ы;

-проектные офисы ФОИБ (ведомственные проектные офисы)

Субъекты управления прМКТНОН леятелышсти« » Российской Федерации

Орга ны, форм и ру еы ые ■ целях реализации Проектов

(программ]

* -

- кураторы,

- проектные комитеты:

- функциональные заказчики проектов;

- старшие должностные л и ил проектов:

- руководители проси кн.;

- администраторы проектов.

- руководители рабочих органов проектов:

- рабочие органы проектов:

- участники проекта

Обес неч л na кип не и вспомогателен ые субъекты управления 1

- общественно-деловые сонеты;

- экспертные группы;

- центр компетенций проектного управления

Рис. 2. Структурная схема управления проектной деятельностью в РФ [5]

ставлена структурная схема управления проектной деятельностью в РФ, в которой указаны субъекты, органы, структуры, руководители, проектировщики, специалисты, инженеры, технологи, т.е. все участники исполнения национальных проектов.

Воплощение в жизнь национальных проектов привело к некоторому изменению принципов управления государством [6]:

- во-первых, федеральный бюджет верстается прежде всего с учётом финансирования осуществления приоритетных национальных проектов;

- во-вторых, бюджет должен быть сбалансированным, а принятые социальные обязательства - полностью обеспечены;

- в-третьих, особое внимание уделяется эффективности расходования финансов: внимательность, рациональность, также производится поиск методов оптимизации расходов.

Сначала обеспечиваются те проекты, которые привлекают частный капитал, повышают

предусмотрено проведение ежегодных конкурсов инновационных образовательных программ, которые способствовали улучшению материальной оснащённости и повышению качества обучения, а также некоторые школы приобрели статус ресурсных опорных центров в рамках внедрения инновационных методик в учебный процесс.

Таким же образом были внедрены инновационные образовательные программы в учреждениях среднего специального образования. Финансовая поддержка обеспечила введение современных методов и форм профессионального обучения. Кроме того, были освоены инновационные производственные технологии в соответствии с требованиями работодателей.

Участие в аналогичных конкурсах позволило выявить лучшие высшие учебные заведения. Следует отметить, что пятьдесят семь вузов получили дополнительное финансирование и смогли обновить и усовершенствовать свою материально-техническую базу, внедрить в учеб-

t)0

сновы экономики, управления и права 2 0 20

Economy, Governance and Law Basis

№ 6 (25)

ный процесс новые образовательные программы с применением информационных технологий, которые обеспечили свободный доступ к электронным библиотекам, музеям, а также к научно-техническим, гуманитарным и естественнонаучным онлайн-порталам.

К общим положительным итогам претворения в жизнь приоритетного национального проекта «Образование» можно отнести существенное увеличение оснащённости региональных школ (с 4% до 24 % от необходимой потребности) и повышение уровня заработной платы педагогов.

Далее рассмотрим приоритетный национальный проект «Здоровье». Естественно, что одной из определяющих целей данного национального проекта являлось улучшение демографической политики. В связи с этим необходимо отметить, что национальный проект «Здоровье»:

- во-первых, оказал положительное влияние на демографическую ситуацию в стране;

- во-вторых, в сегодняшних условиях активно протекающей коронавирусной пандемии, нельзя не отметить серьезные преобразования материально-технической базы системы здравоохранения: оснащение современным медицинским оборудованием, расширение линейки лекарственных средств и др., а также глубокие качественные изменения непосредственно в самом процессе излечения.

Все это свидетельствует о значительном совершенствовании состояния системы здравоохранения.

Не вызывает сомнения, что приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жильё - гражданам России» имеет чрезвычайно важное значение для страны.

Однако, практика осуществления всех вышеуказанных приоритетных национальных проектов показывает, что имеется целый рядом проблем.

К основным недостаткам национального проекта «Образование» следует отнести такие, как:

- отсутствие масштабного характера проекта;

- недостаточное внимание уделяется в учебных заведениях (особенно в школах) воспитательной работе;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- на всех уровнях (школа, техникум, вуз) наблюдается слабая ориентация на интеграцию образования и бизнеса;

- характерны многочисленные проблемы в сфере государственных закупок;

- традиционно отмечается недостаточное финансирование;

- не обеспечивается должный уровень со-финансирования расходных обязательств регионов;

- существует проблема избирательности в поддержке регионов, учебных заведений, учащихся.

Но самым серьезным несовершенством проекта является несогласованность федерального, регионального и муниципального законодательства, что не позволило оперативно получать финансовые ресурсы регионам и муниципальным образованиям и выполнять мероприятия, предусмотренные проектом.

Национальный проект «Здоровье» характеризуется следующими недоработками:

- недостаточное внимание уделялось факторам риска, приводящим к заболеваниям;

- характерна несущественная поддержка фармакологической отрасли;

- не проводились мероприятия по снижению зависимости от импортного медицинского оборудования и медицинских компонентов.

Минусом явилось и то, что основным ориентиром проекта стала медикосоциальная составляющая системы здравоохранения, основанная на традиционных профилактических мероприятиях, дополнительной диспансеризации и иммунизации населения.

В национальном проекте «Доступное и комфортное жильё» также отмечаются слабые места [6]:

- несовершенное стимулирование предложения жилья;

- практическое отсутствие мероприятий, направленных на снижение стоимости жилья;

- отсутствие мероприятий, направленных на борьбу со спекуляцией на рынке жилья;

- отсутствие мероприятий, направленных на развитие строительной отрасли.

Решением указанных проблем может стать работа по совершенствованию системы финансового контроля, поиску дополнительных источников финансирования проектов, в том числе за счёт государственно-частного партнёрства, активного привлечения общественности к разработке и осуществлению приоритетных национальных проектов социальной направленности.

В процессе выполнения национальных проектов необходимо осуществлять контроль за соблюдением законов в соответствии с Прика-

зом Генеральной прокуратуры РФ от 14 марта 2019 г. № 192 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов» [7]. Поэтому в настоящее время одним из приоритетных направлений прокурорской деятельности служит надзор за соблюдением законодательства при внедрении национальных проектов.

Прокурорская проверка на местах выявляет нарушения федерального законодательства в процессе внедрения национальных проектов. Прежде всего, это относится к нарушениям, возникающим непосредственно при финансировании мероприятий, предусмотренных в национальных проектах, причем чаще всего при выделении и использовании средств бюджетов всех уровней [8].

Также проверки исполнения национальных проектов проводит Счётная палата, которая докладывает о результатах своей работы. Например, Счетная палата сообщает, что национальные проекты фактически невыполнимы, т.к. во всех проектах обнаружены нарушения в сопроводительной документации, сдвигаются сроки исполнения мероприятий по федеральным проектам, отмечается несогласованность в принятии решений.

Реализация национальных проектов требует принятия большого количества нормативных и правовых актов, в том числе затрагивающих права граждан Российской Федерации, а также расходования значительных денежных средств.

Вместе с тем известно, что правильно спланированные, хорошо организованные и целенаправленные проверочные мероприятия приводят к положительным результатам [9].

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Национальные проекты несомненно являются важным инновационным государственным инструментом, который характеризуется масштабностью и ориентацией на решение социально-экономических и общественно значимых проблем.

Необходимо отметить, что в результате исполнения национальных проектов социальный климат в стране за последние годы улучшился.

Однако не все недоработки, недостатки, провалы и несовершенства проектирования и реализации национальных проектов решены до конца.

Кроме того, в процессе реализации национальных проектов возник ряд проблем и ограничений, которые не позволили добиться существенных результатов, в связи с чем требуется совершенствование национальных проектов не только на этапе проектирования, но и в процессе их воплощения в реальную жизнь.

Библиографический список

1. Михалев Ю.И. Национальные проекты: сущность, содержание и их значение в обеспечении безопасности России: лекция. URL: http:// goup32441.narod.ru/, (свободныи доступ, дата обращения 20.09.2020).

3. Баландина С.В. Анализ и основные проблемы реализации национальных проектов. URL: https:/ /scienceforum.ru/ (свободныи доступ, дата обращения 20.09.2020).

4. Левицкая А.Ю. Национальные проекты: от идеи к практике ее реализации // Журнал российского права. - 2006. - № 4. - С. 3-9.

5. Ржаницына Л.С. Проект «детский бюджет» -актуальная социальная технология в системе программно-целевого бюджета // Уровень жизни населения регионов России. - 2016. - № 2 (200). - С. 112129.

6. Лежнина Ю.П. Социально-демографические особенности бедности в Российской Федерации // Социологические исследования. - 2014. - № 1 (357). -С. 20-28.

7. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России). URL: http://static.government.ru/media/files/ 41d457592e04b76338b7.pdf (свободныи доступ, дата обращения 20.10.2020).

8. Национальный проект «Демография» - стратегический вектор развития страны / И. Е. Бондарен-ко // Молодой ученый. - 2019. - № 19 (257). - С. 193196. URL: https://moluch.ru/archive/257/58831/ (сво-бодныи доступ, дата обращения 05.06.2020).

9. Зенцова Е.В. Реализация национальных проектов: общие цели, общие задачи // Бюджет. - 2018. -№ 7. URL: http://bujet.ru/, (свободный доступ, дата обращения 21.01.2018).

Поступила в редакцию 15.10.2020 г.

Основы экономики, управления и права 2 0 20

™ ■ Economy, Governance and Law Basis

№ 6 (25)

PROBLEMS OF NATIONAL PROJECTS IMPLEMENTATION AND POLICIES TO MEET THEM

© 2020 L.V. Ivanenko, V.B. Taseev*

This article considers national projects that are reflecting on individual social sectors. Some theoretical aspects related to the national projects' supplementation, implementation have been examined. The results of the audit of the national projects are shown.

Keywords: social sectors, national projects, "project management" method, innovative tool of public administration.

Received for publication on 15.10.2020

* Ivanenko L. V. (ivanenko_lv@mail.ru) - Doctor of Economics, Professor; Taseev V.B. (tvb@mail.ru) -Candidate of Pedagogical, Associate Professor; both - Samara National Research University Named After Academician S. P. Korolev (Samara, Russian Federation).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.