МЕНЕДЖМЕНТ
УДК 338.1
ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЙ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
© 2020 Л.В. Иваненко, В.Б. Тасеев, Ф.Р. Бадыкова*
В данной статье рассмотрены факторы формирования инновационного потенциала предприятий, которые осуществляют свою деятельность на территории страны. Подчеркнута значимость и актуальность инновационного потенциала предприятий в современном информационном обществе. Отдельно отмечено влияние инновационного потенциала предприятий на экономическое благосостояние Российской Федерации.
Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, инновационный потенциал, инновационное предприятие, инновационная экономика, инновационное развитие, государственная программа, модернизация.
Условия современной рыночной системы выявляют необходимость создания новшеств, нововведений, которые смогут обеспечить и гарантировать предприятиям эффективную деятельность, которая выражается в высоком качестве и необходимом количестве производимых товаров и услуг.
Новые техники, технологии, современные организационные, управленческие и другие нововведения, позволяющие совершенствовать, модернизировать процессы создания уникальных продуктов, называются инновациями.
Можно сказать, что инновационная деятель -ность это совокупность интеллектуальных, технологических, организационных, финансовых и социально значимых мероприятий, причем главной целью является материализация накопленных новых знаний и научных открытий.
Затем следует рассмотреть содержание термина «инновационный потенциал предприятия».
Авторы данной статьи предлагают следующее определение.
Инновационный потенциал предприятия -это возможность и способность создания условий для реализации достижения поставленных целей, интенсивно применяя в своей деятельности инновации. Во-первых, непосредственно в производственной сфере (в виде инновационных инженерных и технологических решений,
изменений или модернизации, применяя организационные, коммуникационные и информационные инновации, а также путем внедрения цифровых и 1Т-технологий) и, во-вторых, что немаловажно в настоящее время, используя инновации в сфере управления человеческими ресурсами.
Таким образом, в результате инновационной деятельности образуется инновационный потенциал предприятия, способствующий стабильному и качественному развитию территорий муниципальных образований, городов, регионов и государства в целом. Иначе говоря, благодаря осуществлению инновационной деятельности территории муниципальных образований, городов и регионов приобретают возможность выйти на новый, современный уровень развития, а также стать высококонкурентоспособными и высокорентабельными.
Более того, повышение инновационного потенциала отечественных предприятий, которые осуществляют свою деятельность на территории России, позволит обеспечить долговременный и стабильный экономический рост страны. Инновации, внедренные или внедряемые в деятельность предприятий муниципальных образований, городов и регионов сопровождаются положительным влиянием на экономическую ситуацию. Наблюдается рост эффективности деятельности организаций, отмечается сниже-
* Иваненко Лариса Викторовна ([email protected]) - доктор экономических наук, профессор; Тасеев Виктор Борисович ([email protected]) - кандидат педагогических наук, доцент; Бадыкова Фарида Рафа-эльевна студентка; все - кафедра «Управление человеческими ресурсами», Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева», 443086РФ, г. Самара, ул. Московское шоссе, д. 34.
ние уровня безработицы, наращивание и дальнейшее усиление внешнеэкономических связей, характерна устойчивость ценообразования за счет внедрения инновационных технологий внутри таких предприятий, которые позволяют выпускать качественные и доступные изделия, продукты, товары и предоставляемые услуги и т.д.
Для поддержания уровня инновационного потенциала и его постоянного развития предприятию необходимо использовать в своей деятельности различные группы ресурсов для осуществления целей и решения задач инновационной политики в отношении выпускаемой продукции.
Далее требуется выявить или определить основные факторы, непосредственно формирующие инновационный потенциал предприятий.
К основным факторам, оказывающим влияние на формирование инновационного потенциала предприятия, можно отнести следующие.
1. Материально-техническая база предприятия, которая должна обладать современными и уникальными технологиями для реализации модернизации и совершенствования производственных процессов.
2. Трудовые ресурсы, представленные высококвалифицированными кадрами, обладающими соответствующим опытом осуществления инновационной деятельности и способностями к обучению нововведениям и новшествам, позволяющим повышать эффективность, как непосредственно трудовой деятельности работников, так и предприятия в целом.
3. Организационно-управленческие ресурсы, которые способны в качестве источников повышения конкурентоспособности и прибыли предприятия выбирать и использовать форму собственности, учитывать масштаб производства и отраслевую принадлежность.
4. Финансовая платформа предприятия, которая обеспечивает осуществление внедрения нововведений, необходимых для наращивания инновационного потенциала и создания благоприятного инвестиционного и инновационного климата.
5. Информационные ресурсы предприятия, представленные уникальными накопленными знаниями и умениями персонала, т.е. человеческими ресурсами предприятия (это отдельные массивы данных и документов в информационных системах, которые могут быть разделены по форме представления и по назначе-
нию: библиотеки, архивы, фонды, банки данных, а также сервисная и библиографическая информация, видео материалы и др.), обеспечивающие и способствующие осуществлению внедрения различных инноваций в производственные процессы.
Успешное наращивание инновационного потенциала предприятия возможно при наличии всего комплекса факторов, формирование которых зависит от ряда условий.
Первое условие. Необходимо наличие соответствующей научно-технической базы предприятия, складывающейся из собственных и приобретенных интеллектуальных идей, технических разработок и уникальных изобретений, которые, в свою очередь, могут быть рационально применены в инновационном производстве.
Второе условие. Необходимо наличие инфраструктурных возможностей предприятия, приводящие к наращиванию инновационного потенциала.
Третье условие. Оценка и учет показателей состояния внешней среды, непосредственно влияющих на формирование инновационной деятельности предприятия. К таким показателям относятся:
- уровень развития науки и техники;
- политическая стабильность или нестабильность;
- уровень доходов населения;
- существующая финансовая, кредитная и налоговая политика;
- уровень инфляции.
Четвертое условие. Оценка и учет показа -телей состояния внутренней среды, непосредственно влияющих на формирование инновационной деятельности предприятия. Такими показателями являются:
- производственный потенциал - наличие инновационных технологий;
- управленческий потенциал-использование инноваций;
- наличие инновационных подходов к использованию финансовых информационных, материально-технических и трудовых ресурсов;
- использование инноваций в организационной структуре предприятия.
Пятое условие. Оценка уровня принятия и восприятия внедренных или внедряемых нововведений коллективом сотрудников, специалистов и рабочих, т.е. персоналом предприятия [6].
фа
сновы экономики, управления и права 2 0 20
Economy, Governance and Law Basis
№ 2 (21)
Затем следует рассмотреть и оценить ситуацию с накоплением и использованием инновационного потенциала в процессе деятельности предприятий в Российской Федерации.
Для начала необходимо изучить и учесть законодательные документы, значимые для данной темы. Так, в Федеральном законе от 23.08.1996 №127-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О науке и государственной научно-технической политике», почти 10 лет назад была введена глава IV «Государственная поддержка инновационной деятельности» (№254-ФЗ от 21.07.2011), в которой отражены основные положения государственной поддержки инновационной деятельности и осуществления инновационной политики предприятий.
Прежде всего, сообщается, что государство полностью осознает важность и актуальность оказания поддержки инновационной деятельности, которая позволит модернизировать российскую экономику, гарантировать актуальность и конкурентоспособность производимых отечественными предприятиями товаров и услуг.
Затем говорится, что данная государственная поддержка реализуется с помощью применения программно-целевого подхода, который, как показывает зарубежная и отечественная практика, является эффективным управленческим механизмом, то есть целесообразным и рациональным способом достижения поставленных целей, а именно сопоставление задач и четко распределенных расходов, за счет которых в предусмотренный планом временной промежуток реализуется программа.
Кроме того, Федеральным законом регламентируется принятие целевого характера распределения бюджетных средств: деньги государства выделяются непосредственно конкретному получателю государственной помощи, у которого основной целью является обеспечение финансирования конкретной задачи [1].
Практически, государственная поддержка реализуется посредством программного подхода с целью увеличения инновационного потенциала предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации.
Итак, можно сделать вывод, что государственная программа является управленческой инновацией, нововведением, разработанным федеральными органами исполнительной власти. Данная программа представлена официаль-
ным документом, содержащим стратегический план, который включает совокупность планируемых мероприятий, аналогичных по сфере деятельности, срокам выполнения, исполнителям и ресурсной базе. Качественная реализация такого государственного проекта обеспечит достижение поставленных целей и решение задач в сфере инновационного направления политики государства.
В настоящее время основные направления (некоторые уже реализованы, отдельные до сих пор продолжают реализацию) представлены в пяти государственных программах:
- «Новое качество жизни»,
- «Инновационное развитие и модернизация экономики»,
- «Эффективное государство»,
- «Сбалансированное региональное развитие»,
- «Обеспечение национальной безопасности».
Данные программы отвечают за определенные инновационные изменения в некоторых сферах.
Основными целями, предложенными в соответствующих государственных программах, служат такие, как:
- создание конкурентоспособной экономики, основывающейся на интеллектуальных достижениях, знаниях и высокоэффективных технологиях;
- формирование условий, позволяющих ре-ализовывать деятельность новых и современных инновационных компаний, участвующих во всех секторах экономики России;
- строительство инновационной транспортной сети, которая сможет обеспечить высокую степень межрегиональной мобильности населения;
- усиление внешнеэкономических связей, которые послужат для формирования стабильных экономических отношений с зарубежными партнерами.
Однако, для данной статьи представляет интерес реализация программы «Инновационное развитие и модернизация экономики», в которой сформированы основные цели и задачи государственной деятельности в данном направлении.
Для выполнения важнейшей государственной программы «Инновационное развитие и модернизация экономики» разработаны и реа-
лизуются соответствующие подпрограммы: «Экономическое развитие и инновационная экономика», «Инвестиционный климат», «Стимулирование инноваций» и др.
Например, подпрограмма «Экономическое развитие и инновационная экономика» предназначена для повышения инновационной активности бизнеса. Данная подпрограмма была разработана Министерством экономического развития Российской Федерации и начала свою реализацию 29 марта 2013 года, срок уникального государственного проекта рассчитан до 31 декабря 2024 года. Однако, уже сейчас представляется возможным оценить промежуточные результаты в рамках показателей 2018 года.
В первой подпрограмме «Инвестиционный климат» значение показателя «Объем товаров/ услуг, произведенных/оказанных резидентами особых экономических зон (накопительным итогом)» перевыполнено планом было заявлено достигнуть 516,3 млрд рублей, фактически 652, 787 млрд рублей.
В пятой подпрограмме «Стимулирование инноваций» целевое значение показателя «Количество инновационных проектов молодых исследователей в рамках вовлечения молодежи в инновационное предпринимательство» достигнуто в плане было заявлено значения показателя, соответствующего 1200 единицам, фактически показатель превысили и получили 1215 единиц.
В качестве ожидаемых результатов подпрограммы особенно выделяются такие показатели, как:
- увеличение к 2024 году количества организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций до 50 процентов;
- организация модернизации условий ведения инновационной предпринимательской деятельности;
- повышение позиции РФ в рейтинге Всемирного банка "Ведение бизнеса" (Doing Business) со 120-го места в 2012 году до 20-го места к 2024 году.
Полученные результаты будут являться значимыми факторами экономического роста страны.
Для успешной реализации государственной программы «Инновационное развитие и модернизация экономики» разработана еще одна государственная подпрограмма «Развитие про-
мышленности и повышение ее конкурентоспособности», реализация которой рассчитана до 31.12.2020 года. Данная государственная программа подчеркивает актуальность внедрения инновационных технологий на предприятиях, что создает условия для увеличения инновационного потенциала организации.
Задачами данной государственной подпрограммы являются:
- повышение стимуляции научных разработок и исследований, помогающих выявить инновационные разработки, имеющие предпосылки для внедрения их в деятельность российских предприятий;
- увеличение доли производств, выпускающих актуальную высокотехнологическую продукцию;
- создание инновационной инфраструктуры, которая позволит определенным предприятиям повысить собственный инновационный потенциал, стать конкурентоспособными и эффективными единицами российского рынка [5].
Четкая совокупность целей, основных направлений и механизмов осуществления государственной инновационной политики выстроена в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года №2277-р «О стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года» [2]. Для оценки эффективности внедрения и реализации данной Стратегии необходимо рассмотреть ситуацию на практике, а именно учесть целевые индикаторы реализации данной стратегии. Так, по официальным данным федеральной службы государственной статистики доля организаций, осуществляющих технологические инновации (от общего количества организаций) в 2017 году составила 7,5 %, что на 0,2 % больше, по сравнению с про -шлым годом, однако на 0,4 % меньше, по сравнению с 2010 годом [3].
На рисунке 1 представлен график для анализа ситуации с данным статистическим показателем.
Затем был выполнен анализ результатов, которые показывают количество произведенных инновационных продуктов. Данный показатель оценивает реализацию стратегии за период с 2010 по 2018 год (Рис.2). Итак, доля инновационных товаров, работ, услуг, в общем объеме экспорта товаров, работ, услуг организаций промышленного производства 2018 года составила 6,6%, что составляет прирост в 2,1%, по срав-
фа
сновы экономики, управления и права 2 0 20
Economy, Governance and Law Basis
№ 2 (21)
2010 Г. 2011 Г. 2012 Г. 2013Г. 2014Г. 2015Г. 2016Г. 2017Г. 2018Г.
Рис. 1. Динамика доли организаций, применяющих технологические инновации, в общем количестве организаций всего, %
Рис. 2. Доля инновационных товаров, работ, услуг, в общем объеме экспорта товаров, работ, услуг организаций промышленного производства
нению с 2010 годом, однако такой показатель не является максимальным в выбранном временном промежутке: максимальный объем производства инновационных продуктов выпал на 2013 год [4].
В результате проведенного анализа приходим к выводу, что, теоретически, государство признает важность и актуальность внедрения инновационных технологий на предприятиях. Однако, практически, ситуация с улучшением инновационного климата неоднозначна в силу отсутствия стабильного роста и незначительных скачков. Данное положение свидетельствует о недостаточности качества исполнения государственных стратегических разработок, причинами которой являются следующие:
- общая неподготовленность страны к переходу на более совершенную, модернизированную, современную модель осуществления инновационной деятельности;
- количественная и качественная нехватка высококвалифицированных специалистов и, как следствие, низкая производительность труда;
- малая доля специальной инфраструктуры предприятий, подготовленной для реализации инновационной деятельности.
Несмотря на трудности, связанные с колоссальными размерами территории и многомиллионным населением, в стране все-таки предпринимаются попытки и отмечаются определенные положительные результаты по созданию инновационноориентированного общества.
Следует отметить, что внедряемые в экономику инновационные решения, разработанные в государственных программах, способствуют модернизации производства и развитию факторов, влияющих на формирование инновационного потенциала предприятий.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 23.08.1996 №127-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О науке и государственной научно-технической политике» - глава 4 «Государственная поддержка инновационной деятельности», ст. 16.1 [Электронный ресурс URL: http://ivo.garant.ru/ #/document/12188178/paragraph/1
2. Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. N 2227-р О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г. (с изменениями и дополнениями) главы 1, 2 (ст. 2) [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/70106124/
3. Доля организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве органи-
Мeнeджмeн т
заций всего (Официальная статистика Наука, инновации и информационное общество Информация Целевые индикаторы реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года): Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] URL: https:// www.gks.ru/folder/14477
4. Доля инновационных товаров, работ, услуг, в общем объеме экспорта товаров, работ, услуг организаций промышленного производства (Официальная статистика Наука, инновации и информационное общество Информация Целевые индикаторы реализа-
ции Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года): Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] URL: https://www.gks.ru/folder/14477
5. Электронный портал госпрограмм [Электронный ресурс] URL : https://programs.gov.ru/Portal
6. Сакаро Г.А. Формирование инновационного потенциала предприятия // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2016. - № 4. [Электронный ресурс] URL: http:// ekonomika.snauka.ru/2016/04/11464 (дата обращения: 09.02.2019)
Поступила в редакцию 12.04.2020 г.
BUILDING FACTORS OF THE ENTERPRISES' INNOVATIVE POTENTIAL IN THE RUSSIAN FEDERATION
©2019L.V. Ivanenko, V.B. Taseev, F.R. Badykova*
This article examines the building factors of the innovative potential of enterprises that are operating in the country. The significance and relevance of the innovative potential of enterprises in the modern information society were emphasized. Separately, the impact of the innovative potential of enterprises on the economic well-being of the Russian Federation was noted.
Keywords: Innovation, innovation activity, innovation potential, innovative enterprise, innovation economy, innovation development, state programme, modernization.
Received for publication on 12.04.2020
* Ivanenko L.V. ([email protected]) - Doctor of Economics, Professor; Taseev V. B. ([email protected]) -Candidate of Pedagogical, Associate Professor; Badykova F.R. - BA Student; Departament of Human Resources Management, Samara National Research University Named After Academician S. P. Korolev, 443086 Samara, Russian Federation.