Научная статья на тему 'Особенности инновационных процессов на современных предприятиях'

Особенности инновационных процессов на современных предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
424
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / INNOVATION / INNOVATIVE ACTIVITY / INNOVATIVE POTENTIAL / INNOVATIVE DEVELOPMENT STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Путятина Людмила Михайловна, Арсеньева Наталья Валерьевна, Орлова Ольга Викторовна

Статья посвящена актуальной необходимости использования в деятельности современных предприятий разнообразных инновационных процессов с целью получения устойчивых конкурентных преимуществ на ближайшую и отдаленную перспективу. Рассмотрены факторы, оказывающие влияние на эффективность инновационных процессов, и причины, которые тормозят внедрение и использование инноваций. Авторами раскрыты понятия «инновационная активность» и «инновационный потенциал» и их взаимосвязь. Представлены наиболее значимые для предприятий три типа нововведений, а так же принципы, на которых должна быть построена программа реализации инновационных процессов на современных предприятиях. В общих чертах рассмотрена проблема разработки инновационной стратегии организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Путятина Людмила Михайловна, Арсеньева Наталья Валерьевна, Орлова Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The peculiarities of innovative processes in modern enterprises

The article is devoted to the urgent need to use a variety of innovative processes in the activities of modern enterprises in order to obtain sustainable competitive advantages in the near and long term. The factors influencing efficiency of innovative processes and the reasons which brake introduction and use of innovations are considered. The authors reveal the concepts of innovative activity and innovative potential and their interrelation. Three types of innovations, the most significant for enterprises, as well as the principles on which the program of implementation of innovative processes in modern enterprises should be built, are presented. In general, the problem of developing an innovative strategy of the organization is considered.

Текст научной работы на тему «Особенности инновационных процессов на современных предприятиях»

вопросы инновдционнои экономики

Том 9 • Номер 3 • Июль-сентябрь 2019 ISSN 2222-0372 Russian Journal of Innovation Economics

> Первое

экономическое издательство

особенности инновационных процессов на современных предприятиях

Путятина Л.М. 1, Арсеньева Н.В. 1, Орлова О.В. 1

1 Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Статья посвящена актуальной необходимости использования в деятельности современных предприятий разнообразных инновационных процессов с целью получения устойчивых конкурентных преимуществ на ближайшую и отдаленную перспективу. Рассмотрены факторы, оказывающие влияние на эффективность инновационных процессов, и причины, которые тормозят внедрение и использование инноваций. Авторами раскрыты понятия «инновационная активность» и «инновационный потенциал» и их взаимосвязь. Представлены наиболее значимые для предприятий три типа нововведений, а так же принципы, на которых должна быть построена программа реализации инновационных процессов на современных предприятиях. В общих чертах рассмотрена проблема разработки инновационной стратегии организации.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инновация, инновационная активность, инновационный потенциал, инновационная активность, инновационная стратегия развития.

The peculiarities of innovative processes in modern enterprises

Putyatina L.M. 1, Arseneva N.V. 1, Orlova O.V. 1

1 Moscow Aviation Institute, Russia

введение

Современная школа менеджмента утверждает, что все организации живут и работают в двух временных периодах: настоящем и будущем. Поэтому в процессе эволюции производства и потребления товарной продукции любое предприятие вынуждено отрабатывать свои направления инновационного развития, что определяет успех предпринимательской деятельности в сознательном строительстве будущего.

Более 80% изделий, которые мы будем покупать ближайшие десять лет, в настоящее время еще не изобретены. Однако это не означает, что обеспечение прорыва новой продукции или услуги на рынок является легким. Из каждых трех новых продуктов только один преуспевает, а до 90% новых идей не реализуются по различным причинам еще до запуска в производство.

1092

RUSSiAN JOURNAL OF iNNOVATiON ECONOMiCS #3'2019 (July-September)

В условиях курса экономики страны на инновационное развитие каждое предприятие разрабатывает соответствующие планы по широкому спектру освоения и внедрения новых товаров, технологий, современного оборудования и т.д. [3, с. 35] (Putyatina, Barsova, Orlova, 2017, р. 35).

К основным факторам, влияющим на эффективность инновационных процессов, можно отнести:

• финансовое обеспечение;

• поиск баланса между текущими потребностями предприятия и перспективными инновациями;

• баланса между текущими потребностями предприятия и инновациями;

• постоянную инновационную информированность и открытость предприятия к основным тенденциям развития рынка определенных товаров;

• эффективное и комплексное управление инновационными процессами на предприятии: от разработки концепции нового товара до его продажи конечному потребителю и получения определенного эффекта;

• активное вовлечение в инновационные процессы менеджеров среднего звена и всего коллектива предприятия;

• распространение культуры и мотивации инноваций во всех подразделениях предприятия;

• ориентацию инноваций, планируемых к освоению, на потребителя независимо от сферы деятельности предприятия.

ABSTRACT:_

The article is devoted to the urgent need to use a variety of innovative processes in the activities of modern enterprises in order to obtain sustainable competitive advantages in the near and long term. The factors influencing efficiency of innovative processes and the reasons which brake introduction and use of innovations are considered. The authors reveal the concepts of innovative activity and innovative potential and their interrelation. Three types of innovations, the most significant for enterprises, as well as the principles on which the program of implementation of innovative processes in modern enterprises should be built, are presented. In general, the problem of developing an innovative strategy of the organization is considered.

KEYWORDS: innovation, innovative activity, innovative potential, innovative activity, innovative development strategy

JEL classification: o31, o32, o33 Received: 11.04.2019 / published: 30.09.2019

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Putyatina L.M. (putyatina10gmai1.com)

CITATION:_

Putyatina L.M., Arseneva N.V., Orlova O.V. (2019) Osobennosti innovatsionnyh protsessov na sovre-mennyh predpriyatiyakh [The peculiarities of innovative processes in modern enterprises]. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. 9. (3). - 1091-1098. doi: 10.18334/vinec.9.3.40961

Инновационные процессы имеют стратегически важную роль в функционировании предприятия и имеют огромное множество объективных и субъективных препятствий к их распространению. Среди таких препятствий наиболее значимыми являются [4, с. 85] (РШуайпа, ^¡оуа, Оте$кпву1коуа, 2017, р. 85):

• недостаточное финансирование инновационной деятельности за счет ограниченности собственных средств;

• отсутствие инициативы и мотивации распространения инноваций среди менеджмента среднего звена;

• отсутствие инновационной культуры;

• консервативность руководства предприятия;

• отсутствие системы страхования риска внедрения и его эффективности;

• отсутствие эффективных взаимосвязей между отдельными подразделениями предприятия, вовлеченными в инновационную деятельность;

• недостаток знаний и опыта.

Современное лидерство на рынке, в первую очередь, обеспечивается инновационной активностью предприятия, которая позволяет ему опередить конкурентов в выпуске перспективной качественной продукции при наименьших затратах потребителя на ее приобретение и эксплуатацию.

В мире уже давно произошел переход от конкуренции «товаров, факторов производства и инвестиций» к конкуренции «инноваций». В связи с этим особую значимость приобретает способность организаций к инновационным переменам, что в значительной степени способствует ее переходу к конкуренции более высокого порядка.

Инновационный потенциал предприятия как часть его экономического потенциала имеет две основные составляющие: готовность к использованию нововведений и возможность их реализации [1, с. 39] (Лтввпвуа, Ы1ккау1оуа, Багопоу, 2018, р. 39). Появление и развитие инновационной активности предприятий мотивируется и определяется различными факторами, к которым можно отнести:

• успехи основных конкурентов,

• активное импортозамещение продукции предприятия,

ОБ АВТОРАХ:_

Путятина Людмила Михайловна, профессор кафедры 501, доктор экономических наук, профессор (putyatina10gmai1.com)

Арсеньева Наталья Валерьевна, доцент кафедры 501, кандидат экономических наук, доцент (Natars2OO20yandex.ru)

Орлова Ольга Викторовна, старший преподаватель кафедры 501 (o1ga1O2O60yandex.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Путятина Л.М., Арсеньева Н.В., Орлова О.В. Особенности инновационных процессов на современных предприятиях // Вопросы инновационной экономики. - 2019. - Том 9. - № 3. - С. 1091-1098. doi: 10.18334/утес.9.3.40961

• изменение рыночной конъюнктуры,

• появление новых технологий и материалов,

• изменение кооперации, кризис производства и многие другие.

К факторам внутренней среды обычно относят: устаревание основных средств, низкий уровень технологичности выпускаемых товаров и управляемости подразделений, изменение стратегических целей развития, повышение квалификации кадров и его творческой инициативы, необходимость выжить в сложной кризисной ситуации и многие другие.

Факторы внутренней среды предприятия могут быть как объективными, например, несоответствие технической базы производства новой, конкурентоспособной продукции, так и субъективными, например, отсутствие стимулов работающих к освоению новых техпроцессов и оборудования за ту же заработную плату.

В реальной ситуации стимулом к развитию и внедрению инноваций могут быть самые разнообразные объективные и субъективные причины. Например, высокие амбиции и профессионализм нового руководства.

Исследования в области расширения инновационных процессов на предприятиях показали, что ведущую роль играют квалификация и личные качества трудового коллектива и особенно руководящих кадров, от которых, в первую очередь, зависит инновационная активность, а, следовательно, и устойчивость предприятия к развитию конкурентной среды.

В настоящее время в период масштабной модернизации производства, связанной с вынужденным изменением кооперированных связей между предприятиями,

которые существовали длительный период времени, а также активным импортозаме-щением, предприятия вынуждены обращаться к научно-техническим разработкам, способным создать их перспективное развитие.

Инновационные перемены на предприятиях требуют государственного регулирования с одной стороны и научно-технической активности самих производителей с другой. Это означает, что им особенно важно поэтапно разрабатывать и реализовы-вать инновационные стратегии, позволяющие обеспечить конкурентные преимущества и коммерческий успех на рынке соответствующей продукции.

Целевая ориентация предприятий на увеличение прибыли не должна отказываться от разработки перспективной инновационной стратегии, позволяющей вырабатывать адекватные внешним изменениям направления их деятельности.

Теоретические разработки в области инноваций классифицируют их на:

• модернизационные, которые совершенствуют существующий товарный ассортимент и технологии;

• радикальные, изменяющие полностью или частично специализацию предприятия, стиль его работы и освоение новых рынков;

• частичные, которые фрагментарно вводят в процесс производства новые материалы, совершенствование отдельных операций технологических процессов и т.д.;

• комплексные, в процессе реализации которых осваивается новый товар, применяются новые технологии, материалы, передовые методы организации производства в едином проекте и другие.

Наиболее значимыми для предприятий являются три типа нововведений:

• товарные, которые определяются специализацией предприятия или его сложившейся межотраслевой кооперацией. В этом случае предприятия разрабатывают новые товары или новые модификации в связи с требованиями рынка, а также диверсифицируют производственную деятельность для повышения экономической устойчивости;

• технологические, которые позволяют совершенствовать способы производства старых или новых товаров с учетом современной техники и опыта и обеспечивают снижение затрат на их изготовление;

• управленческие, позволяющие повысить эффективность управления всеми экономическими ресурсами и получать более высокие результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия в целом.

Современные лидеры мирового бизнеса, как правило, подходят комплексно и реализуют все три направления параллельно, поскольку одно направление обязательно требует модернизации другого.

Программа реализации инновационных процессов на предприятии должна основывается на следующих основных принципах.

Приоритетность инновационной деятельности.

Данный принцип предполагает, что предприятие постоянно смотрит в будущее и перспективное развитие для него является наиболее важным. Для этого оно постоянно планирует и прогнозирует свои будущие достижения на основе развития рыночной конъюнктуры товарных рынков, перспективных технических новинок и реальной подготовки к их освоению.

Перспективность инновационной деятельности, которая основана на длительном использовании инноваций, которые шли бы в ногу со временем или опережали его.

Экономическая обоснованность, которая позволяет обеспечить не только окупаемость инвестиций, вложенных в проекты, но и коммерческий успех и высокие финансовые результаты.

Гибкость и мобильность инновационной деятельности.

Этот принцип означает, что по мере отработки инноваций могут возникать не предсказуемые результаты, финансовые затруднения и т.д., требующие пересмотра первоначальных планов и программ. Мобильность инновационной деятельности проявляется чаще всего в расширении сферы использования внедряемых инноваций в другие сферы деятельности предприятия.

Запланированная периодичность инновационной деятельности. Поскольку каждый вид инноваций имеет свой жизненный цикл в процессе развития научно-технического прогресса, то каждый товар или технология должен рассматриваться как

объект постоянного совершенствования в соответствии с фактором времени. Часть товаров постоянно модернизируется из года в год, а другая часть требует выхода на новое поколение технических средств в связи с развитием конкурентной среды.

Комплексность внедрения инновационных процессов. Этот принцип предполагает, что внедрение нового товара влечет за собой, как правило, использование новых средств и форм организации труда.

Соподчиненность инновационных стратегий (процессов) предприятия его экономическим приоритетам, целям и задачам развития на определенную перспективу.

На практике особые сложности возникают при организации инновационных процессов.

Сегодня наиболее часто используют три базовые формы организации инновационного процесса: административно-хозяйственная, программно-целевая и инициативная.

Основной формой обеспечения нововведений является административно-хозяйственная форма, при которой практически все инновации инициируются, планируются и финансируются руководством предприятия, т.е. сверху. При этом определяется их приоритетность и перспективность для предприятия, а также осуществляется обоснованная последовательность их реализации.

Программно-целевая форма организации имеет не менее важное место в развитии производства и чаще всего используется при решении крупных отраслевых и народнохозяйственных проблем. В этом случае определенная целевая программа финансируется государством и находится под его контролем. При такой форме организации инновационных процессов требуется кооперация и координация разработчиков и производителей в различных сферах деятельности.

Особый интерес подставляет инициативная форма организации инновационных процессов. Эта форма опирается на индивидуальные возможности отдельных разработчиков или новаторов, которые способны осуществлять прорыв в технике и технологии, опираясь на собственные изобретения, опыт и желание создавать лучше и производить качественнее.

Хорошим примером инициативной формы организации инновационных процессов могут служить венчурные фирмы, которые на свой страх и риск осваивают новые товары, технологии, компьютерные программы, методы аналитической деятельности и т.д. Перспективные наработки таких фирм могут быть с успехом использованы в самых разных сферах производственной и коммерческой деятельности [2, с. 6] (Петт, Лтвепвуа, Ре1тоу, 2016, р. 6).

заключение

Разработка инновационной стратегии предприятия является сложной многоаспектной и многофункциональной задачей, поскольку она требует:

• наработку альтернативных проектов;

• обоснование и выбор наиболее перспективных направлений инновационной деятельности;

• обеспечение финансирования;

• коммерческую или социальную эффективность;

• научно-техническую перспективность;

• прогнозирования жизненного цикла инноваций и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИСТОЧНИКИ:

1. Арсеньева Н.В., Михайлова Л.В., Сазонов А.А. Анализ структуры инновационного

потенциала на примере авиационной промышленности // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2018. - № 8. - с. 38-41. - doi: 10.26425/1816-4277-2018-8-38-41 .

2. Демин С.С., Арсеньева Н.В., Петров Д.Г. Вопросы управления инновационной мо-

дернизацией отечественных наукоемких отраслей // Насосы. Турбины. Системы. - 2016. - № 2(19). - с. 3-12.

3. Путятина Л.М., Барсова Т.Н., Орлова О.В. Исследование основных аспектов инно-

вационной политики предприятия в отечественной промышленности // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2017. - № 1. - с. 35-38.

4. Путятина Л.М., Углова Л.А., Грешневикова Н.А. Особенности реализации инно-

вационной политики машиностроительных предприятий в современных условиях // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. - 2017. - № 1. - с. 83-87. - doi: 10.18384/2310-6646-2017-1-83-87 .

5. Арсеньева Н.В., Джамай Е.В., Зинченко А.С. Исследование теоретических аспектов

управления ресурсами предприятия машиностроения // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2015. - № 12. - с. 5-7.

6. Внучков Ю.А., Московский В.А., Лукин Е.И. Особенности разработки проектов по коммер-

циализации научно-технических новшеств // Научные труды. - 2011. - № 18(90). - с. 189.

7. Желтенков А.В., Моттаева А.Б., Жангуразов А.Р. Управление организационны-

ми изменениями на промышленных предприятиях: проблемы и концепции // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 2-2(79). - с. 968-972.

8. Желтенков А.В., Юдин Е.Б. Адаптация управления промышленной организацией к

условиям функционирования механизма развития: концепции и модели // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. -2017. - № 2. - с. 72-78. - doi: 10.18384/2310-6646-2017-2-72-78 .

REFERENCES:

Arseneva N.V., Dzhamay E.V., Zi^henko A.S. (2015). Issledovanie teoreticheskikh aspektov upravleniya resursami predpriyatiya mashinostroeniya [Research of theo-retkal aspedts of resourœ management of the enterprise of me^ankal engineering]. Vestnik Universiteta. (12). 5-7. (in Russian).

1098

RUSSiAN JOURNAL OF iNNOVATiON ECONOMiCS #3'2019 (July-September)

Arseneva N.V., Mikhaylova L.V., Sazonov A.A. (2018). Analiz struktury innovat-sionnogo potentsiala na primere aviatsionnoy promyshlennosti [The analysis of structure of innovative capacity of the enterprise on the example of the aviation industry]. Vestnik Universiteta. (8). 38-41. (in Russian). doi: 10.26425/1816-42772018-8-38-41 .

Demin S.S., Arseneva N.V., Petrov D.G. (2016). Voprosy upravleniya innovatsionnoy modernizatsiey otechestvennyh naukoemkikh otrasley [Questions of management of innovative modernization of domestic knowledge-intensive branches]. Nasosy. Turbiny. Sistemy. (2(19)). 3-12. (in Russian).

Putyatina L.M., Barsova T.N., Orlova O.V. (2017). Issledovanie osnovnyh aspektov innovatsionnoy politiki predpriyatiya v otechestvennoy promyshlennosti [Research of the main aspects of innovative policy of the enterprise in the domestic industry]. Vestnik Universiteta. (1). 35-38. (in Russian).

Putyatina L.M., Uglova L.A., Greshnevikova N.A. (2017). Osobennosti realizatsii innovatsionnoy politiki mashinostroitelnyh predpriyatiy v sovremennyh usloviyakh [The features of innovation policy realization at machine-building enterprises under modern conditions]. Bulletin MGOU. (1). 83-87. (in Russian). doi: 10.18384/23106646-2017-1-83-87 .

Vnuchkov Yu.A., Moskovskiy V.A., Lukin E.I. (2011). Osobennosti razrabotki pro-ektov po kommertsializatsii nauchno-tekhnicheskikh novshestv [Peculiarities of projects elaboration for commercialization of scientific and technological innovation]. Scientific works. (18(90)). 189. (in Russian).

Zheltenkov A.V., Mottaeva A.B., Zhangurazov A.R. (2017). Upravlenie organizatsion-nymi izmeneniyami na promyshlennyh predpriyatiyakh: problemy i kontseptsii [The organizational change management at the industrial enterprises: problems and concepts]. Journal of Economy andEntrepreneurship. (2-2(79)). 968-972. (in Russian).

Zheltenkov A.V., Yudin E.B. (2017). Adaptatsiya upravleniya promyshlennoy organi-zatsiey k usloviyam funktsionirovaniya mekhanizma razvitiya: kontseptsii i mod-eli [Industrial enterprise management adaptation to the conditions of development mechanism: concepts and models]. Bulletin of the Moscow State Regional University. series: economics. (2). 72-78. (in Russian). doi: 10.18384/2310-6646-2017-2-72-78 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.