Научная статья на тему 'Мониторинг развития машиностроительных предприятий в современной экономике России'

Мониторинг развития машиностроительных предприятий в современной экономике России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ / ЦЕЛЕВОЙ МОНИТОРИНГ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ МОЩНОСТИ / ПОТРЕБИТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Путятина Людмила Михайловна, Орлова Ольга Викторовна, Грешневикова Наталья Александровна

Статья посвящена вопросам внедрения системы мониторинга на предприятиях машиностроительной отрасли. Обосновывается мысль, что в условиях перспективы подъёма экономики страны мониторинг развития предприятий машиностроения мог бы служить показателем успешности их деятельности, отражать степень привлекательности для инвесторов, быть внутренним стимулом для самих предприятий. По результатам проведённого исследования сформированы основные направления мониторинга предприятий для выявления отраслевых лидеров развития отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Путятина Людмила Михайловна, Орлова Ольга Викторовна, Грешневикова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT MONITORING AT MACHINE-BUILDING ENTERPRISES IN MODERN RUSSIAN ECONOMY

The article is devoted to the introduction of the system of monitoring at machine-building enterprises. The authors argue that in the conditions of economic recovery of the country development monitoring at the enterprises of mechanical engineering could serve as an indicator of success of their activity, reflect the degree of appeal to investors and be an internal incentive for the enterprises. By results of the conducted research the main directions of enterprise monitoring for identification of branch industry leaders have been identified.

Текст научной работы на тему «Мониторинг развития машиностроительных предприятий в современной экономике России»

УДК 338.13

DOI: 10.18384/2310-6646-2018-4-89-97

мониторинг РАЗВИТИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

Путятина Л. М., Орлова О. В., Гоешневикова Н. А.

Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет) 125080, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 4, Российская Федерация

Аннотация. Статья посвящена вопросам внедрения системы мониторинга на предприятиях машиностроительной отрасли. Обосновывается мысль, что в условиях перспективы подъёма экономики страны мониторинг развития предприятий машиностроения мог бы служить показателем успешности их деятельности, отражать степень привлекательности для инвесторов, быть внутренним стимулом для самих предприятий. По результатам проведённого исследования сформированы основные направления мониторинга предприятий для выявления отраслевых лидеров развития отрасли.

Ключевые слова: мониторинг развития, целевой мониторинг, инновационная активность, инвестиционная активность, производственные мощности, потребители результатов мониторинга.

DEVELOPMENT MONiTORiNG AT MAOHiNE-BUiLDiNG ENTERPRISES iN

modern Russian economy

L. Putyatina,O. Orlova, N. Greshnevikova

Moscow Aviation Institute (National Research University) 4, Volokolamskoe highway,Moscow,125080, Russian Federation

Abstract. The article is devoted to the introduction of the system of monitoring at machinebuilding enterprises. The authors argue that in the conditions of economic recovery of the country development monitoring at the enterprises of mechanical engineering could serve as an indicator of success of their activity, reflect the degree of appeal to investors and be an internal incentive for the enterprises. By results of the conducted research the main directions of enterprise monitoring for identification of branch industry leaders have been identified.

Key words: development monitoring, target monitoring, innovative activity, investment activity, production capacities, consumers of monitoring results.

В условиях перспективы подъёма экономики страны значительную роль играют предприятия машиностроительной отрасли. Поэтому необходимо внедрять системы оценки этих предприятий, которые могли бы служить показ а-телями успешности их деятельности, отражать степень привлекательности для инвесторов, являться внутренним стимулом для развития самих предприятий [2, с. 38].

© CC BY Путятина Л. М., Орлова О. В., Грешневикова Н. А., 2018.

Мониторинг при самом общем подходе определяют как комплексную систему наблюдений за объектом исследования. Необходимо отметить, что проведение целевых мониторингов машиностроительных предприятий является добровольным и реализуется по решению руководства предприятия. Экспертами по проведению определенных мониторингов могут быть как специалисты самих предприятий, так и независимые специалисты, работающие в отрасли. Целью проведения мониторинга отраслевых предприятий являются определение наилучших показателей развития, выявление определённых социально-экономических проблем и объективных диспропорций, которые сложились вследствие объективных и субъективных причин. Результатом проведения мониторинга является определение рейтинга предприятий отрасли по различным критериям и их ранжирование, т. е. определение лучших в соответствии с принятыми показателями. Если предприятие достигает лучших показателей по большинству направлений проводимого мониторинга, оно по праву может считаться отраслевым лидером [6, с. 420].

Целевой рейтинг предприятий может быть полезен при обсуждении и реализации стратегических государственных программ; при оценке инвестиционной привлекательности предприятий; при участии предприятий в различных симпозиумах и на выставках, в том числе международных. Целевые мониторинги развития машиностроительных предприятий дают возможность оптимизировать стратегический инновационный прорыв в отрасли и промышленности России в целом [4, с. 26].

Особую актуальность приобретает проблема разработки инновационной политики предприятий, объединённых внедрением новых товаров, технологий, прогрессивных материалов, а также форм и методов организации производства. Составление и использование различных рейтингов, которые могут быть подготовлены по результатам мониторинга, являются объективно необходимыми [1, с. 57]. Во-первых, это необходимо для государства, поскольку участие в них наибольшего числа предприятий говорит о максимальной их открытости и опосредованно увеличивает инвестиционную привлекательность экономики страны в целом и её отраслей. Во-вторых, рейтинги нужны самим предприятиями для саморекламы технико-экономических достижений в науке, технике, экономике и других сферах.

В соответствии с задачами мониторинга целесообразно провести классификацию его возможных видов по различным признакам. Задачи мониторинга могут быть классифицированы в зависимости от области принимаемых решений [9, с. 196]. Различные виды мониторинга в соответствии с классификационными признаками приведены в табл. 1.

Таблица 1

Основные виды мониторинга развития машиностроительных предприятий

Классификационный признак Виды мониторинга

1. Субъекты проведения - специалисты предприятия - внешние эксперты - совместные группы экспертов

2. Периодичность проведения - единовременный - периодический - регулярный

3. Уровень управления - по отрасли - по группе предприятий - по предприятию

4. Ресурсы предприятия - по основному капиталу (оборудованию, состоянию помещений и т. д.) - по оборотному капиталу - по трудовым ресурсам - по производственной мощности -по финансовым ресурсам

5. Эффективность использования ресурсов по эффективности использования: - основного производственного капитала; - оборотных средств - трудовых ресурсов - финансовых ресурсов

6. Результаты хозяйственной деятельности - по годовой выручке - по годовой прибыли - по производственной мощности - по различным видам рентабельности и другим

7. Объекты производства - по товарам - по материалам, полуфабрикатам и комплектующим изделиям - по услугам и др.

8. Субъекты взаимодействия - по договорам с предприятиями - по госзаказам - по кооперированным поставкам - по инвестиционным проектам - по банковским кредитам и т. д.

Окончание таблицы 1

Классификационный признак Виды мониторинга

9. Цели проведения Оценить: - уровень развития предприятий - уровень пропорциональности развития - изменение экономического потенциала - инновационный потенциал - инновационная и инвестиционная активность - уровень конкурентоспособности товаров и используемых технологий - уровень мобильности производственных мощностей и др.

10. Потребители результатов мониторинга - руководители отрасли - руководство предприятия - руководство предприятий-конкурентов - руководство смежных предприятий

11. Поставщики - материальных ресурсов - полуфабрикатов - комплектующих изделий и т. д.

Целевой мониторинг развития машиностроительных предприятий целесообразно проводить по следующим направлениям [5, с. 137].

1. Уровень развития предприятий и их экономического потенциала. Для этого широко используются либо выбранные основные показатели, либо темпы их роста. Эти показатели характеризуют уровень технического оснащения производства и возможности дальнейшего развития его технически. В качестве основных показателей, подлежащих обследованию, можно использовать: стоимость основных производственных фондов в целом и его активной части, долю высокотехнологичного оборудования, уровень механизации и автоматизации основных и вспомогательных работ, среднегодовую стоимость оборотных средств, численность промышленно-производственного персонала и рабочих (в том числе по разрядам) и др.

2. Уровень пропорциональности развития предприятий, который позволяет оценить, насколько результаты их деятельности соответствуют росту экономического потенциала. Увеличение результатов хозяйственной деятельности предприятия должно опережать рост вкладываемых ресурсов при эффективном их использовании. Пропорциональным считается развитие предприятия, если темпы роста балансовой прибыли превышают темпы роста выручки и темпы роста активов - темпы роста выручки превышают темпы роста используемых оборотных средств, а темпы роста производительности труда выше темпов ро-

ста средней заработной платы и увеличения персонала предприятия и другие соотношения.

3. Уровень инновационной активности предприятий, определяющий перспективность их развития в будущем. В данном случае исследуется динамика следующих показателей: удельный вес новой (модернизированной) продукции в общем объёме реализации предприятия, удельный вес новых конструкционных материалов в общем объёме потребления материальных ресурсов, уровень кооперации и специализации производства, внедрение новых технологических процессов и средств коммуникации.

4. Уровень конкурентоспособности выпускаемых товаров и используемых технологий, соответствующих мировым стандартам. Это направление позволяет оценить предприятия с точки зрения перспективности товарного ассортимента на внутреннем рынке страны, в условиях отраслевой и межотраслевой кооперации, а также возможности выхода (расширения присутствия) на мировые товарные рынки.

5. Уровень мобильности производственных мощностей, который характеризует возможности предприятий к быстрой адаптации в условиях постоянных изменений рыночной конъюнктуры выпускаемой продукции, в том числе на мировых рынках. При высокой мобильности производственных мощностей предприятия оно в наибольшей степени адаптировано к диверсификации производства и выпуску новых наиболее востребованных рынком товаров.

6. Уровень эффективности управления предприятием, который в значительной степени определяет пропорциональное и перспективное развитие предприятий. Для этого целесообразно использовать такие показатели, как фондоотдача, коэффициент и период оборота оборотных средств, уровень производительности труда, уровень средней заработной платы, уровень обеспеченности работников социальной защитой.

Сбор и обработка материалов целевого мониторинга может осуществляться заинтересованными центрами или организациями, которые профессионально занимаются соответствующими вопросами. Он проводится на основе отчётных данных исследуемых предприятий по единой системе показателей, включая оригинальные показатели, применяемые конкретной группой исследователей.

Для проведения мониторинга предприятия одной отрасли целесообразно разбивать на группы по какому-либо критерию. В качестве таких критериев могут быть принадлежность к одинаковой специализации, схожесть по технологической базе производства, близость по уровню финансовой устойчивости, величине активов, численности промышленно-производственного персонала и др. [8, с. 50]. При проведении мониторинга предприятий анализируется большое количество различных экономических и финансовых показателей. Часть показателей являются доступными и определяющими деятельность компаний и отрасли в целом. Доступ к другим показателям требует максимальной открытости руководства предприятий.

Способность и возможность предприятий к быстрому внедрению научно-технических инноваций в общем случае определяется их инновационным потен-

циалом и их возможностями к устойчивому экономическому росту в перспективе [3, с. 190]. Определяющим фактором рассматриваемого потенциала являются стимулирование перспективных идей, изобретений, рационализаторских предложений, а также обеспечение коммерческих возможностей их использования, которые постепенно становятся неотъемлемой частью экономической политики предприятий.

Для освоения инноваций на предприятии необходимо располагать инновационным потенциалом и инновационной восприимчивостью (способностью к реализации инновационных проектов в соответствии с плановыми показателями и в установленные сроки). При оценке инновационного потенциала предприятий важное значение имеют такие факторы, как отраслевая принадлежность и их размеры, уровень взаимодействия с отраслевыми научно-производственными организациями, состояние научно-технической базы производства и возможности её совершенствования, наличия интеллектуальной собственности, возможности самоинвестирования развития [7, с. 160]. Так же? как любой элемент хозяйственной деятельности предприятия? инновационный потенциал может:

- отсутствовать на протяжении определённого периода времени;

- убывать в связи с определёнными финансовыми или другими техническими трудностями;

- постепенно или достаточно быстро возрастать по мере расширения сферы внедрения различных инноваций.

В последнем случае можно рассматривать вопрос об инновационной активности предприятия, которая представляет собой динамическую характеристику развития предприятия в целом.

Инновационная активность определяется не только скоростью освоения инноваций предприятием, но и результативностью и эффективностью их использования. При этом происходит значительный рост не только выручки и прибыли предприятия, но и всех показателей эффективности использования отдельных видов ресурсов. Инновационная активность всегда рассматривается как относительная характеристика инновационной деятельности, которая определяется ростом инновационного потенциала предприятия во времени, т. е. ростом относительных показателей динамики конкретных показателей инновационной деятельности.

Статья поступила в редакцию: 05.10.2018 г.

литература

1. Анискин Ю. П., Дытыненко П. Н., Сухманов А. А., Яковлев А. С., Корпоративное управление деловой активностью в неравновесных условиях / под ред. Ю. П. Аниски-на. М.: Омега-Л, 2015. 299 с.

2. Арсеньева Н. В. Основные проблемы предприятий машиностроительного комплекса

на современном этапе и перспективные пути их решения // Экономика и управление в машиностроении. 2008. № 2. С. 38-41.

3. Внучков Ю. А., Московский В. А., Лукин Е. И. Особенности разработки проектов по коммерциализации научно-технических новшеств // Научные труды (Вестник

МАТИ). 2011. № 18 (90). С. 189-192.

4. Джамай Е. В., Анисимов Ю. П., Повеквечных С. А. Исследование проблем оценки эко-

номической эффективности в инновационные проекты на предприятиях наукоёмких отраслей промышленности России // ФЭС: Финансы. Экономика. Статистика. 2014. № 5. С. 25-31.

5. Джамай Е. В., Тарасова Н. В. Структура и содержание управленческого анализа на

предприятиях в современных условиях // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2014. № 4. С. 136-139.

6. Желтенков А. В. Современные тенденции развития малого и среднего предпринима-

тельства // Экономика и предпринимательство. 2018. № 2 (91). С. 418-421.

7. Полосков С. С., Желтенков А. В. Высокотехнологичные и наукоёмкие предприятия и

их позиционирование в конкурентной среде // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2018. № 2. С. 155-163.

8. Путятина Л. М., Тарасова Н. В., Лаврова Л. А. Комплексный подход к анализу поло-

жения предприятия в отраслевой среде // Вестник университета (Государственный университет управления). 2016. № 3. С. 49-52.

9. Путятина Л. М., Шароватов С. В. Управление экономическим ростом предприятия: уточнение базовых понятий // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2012. № 1.

1.Aniskin Yu. P., Dytynenko P. N., Sukhmanov A. A., Yakovlev A. S. Korporativnoe upravlenie delovoi aktivnost'yu v neravnovesnykh usloviyakh [Corporate governance of business activity in non-equilibrium]. Moscow, Omega-L Publ., 2015. 299 p.

2. Arsen'eva N. V. [The current problems of machine-building complex enterprises and perspective ways for their solution]. In: Ekonomika i upravlenie v mashinostroenii [Economics and Management in Mechanical Engineering], 2008, no. 2, pp. 38-41.

3. Vnuchkov Yu. A., Moskovskii V. A., Lukin E. I. [Features of the development projects for the

commercialization of scientific and technological innovations]. In: Nauchnye trudy (Vestnik MATI) [Scientific Works (Bulletin of MATI)], 2011, no. 18 (90), pp. 189-192.

4. Dzhamai E. V., Anisimov Yu. P., Povekvechnykh S. A. [The study of problems of economic

evaluation of innovative projects at the enterprises of knowledge-intensive industries in Russia]. In: FES: Finansy. Ekonomika. Statistika [FES: Finance. Economy. Statistics], 2014, no. 5, pp. 25-31.

5. Dzhamai E. V., Tarasova N. V. [The structure and content of management analysis at the

enterprises in modern conditions]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Ekonomika [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Economics], 2014, no. 4, pp. 136-139.

6. Zheltenkov A. V. [Modern trends in development of small and medium enterprises]. In:

Ekonomika i predprinimatel'stvo [Economy and Entrepreneurship], 2018, no. 2 (91), pp. 418-421.

7. Poloskov S. S., Zheltenkov A. V. [High-tech enterprises and their position in a competitive

environment]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Ekonomika [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Economics], 2018, no. 2, pp. 155-163.

8. Putyatina L. M., Tarasova N. V., Lavrova L. A. [An integrated approach to the analysis of

the situation of an enterprise in branch industry environment]. In: Vestnik universiteta

С. 195-197.

references

(Gosudarstvennyi universitet upravleniya) [University Bulletin (State University of Management)], 2016, no. 3, pp. 49-52. 9. Putyatina L. M., Sharovatov S.V . [Management of economic growth: clarification of basic concepts]. In: Menedzhmentibiznes-administrirovanie [Management and Business Administration], 2012, no. 1, pp. 195-197.

информация об авторах

Путятина Людмила Михайловна - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры менеджмента и маркетинга высокотехнологичных отраслей промышленности Московского авиационного института (Национального исследовательского университета), почётный работник высшего профессионального образования; e-mail: putyatinal@gmail.com

Орлова Ольга Викторовна - старший преподаватель кафедры менеджмента и маркетинга высокотехнологичных отраслей промышленности Московского авиационного института (Национального исследовательского университета); e-mail: olga10206@yandex.ru

Грешневикова Наталья Александровна - старший преподаватель кафедры менеджмента и маркетинга высокотехнологичных отраслей промышленности Московского авиационного института (Национального исследовательского университета);

e-mail: mati_fac6@mail.ru

information about the authors

Ludmila M. Putyatina- Doctor of Economics, professor, the Honorary Higher Professional Educator, professor at the Department of Management and Marketing of High-Tech Industries, Moscow Aviation Institute (National Research University); e-mail: putyatinal@gmail.com

Olga V. Orlova - senior lecturer at the Department of Management and Marketing of High-Tech Industries, Moscow Aviation Institute (National Research University); e-mail: olga10206@yandex.ru

Natalya A. Greshnevikova- senior lecturer at the Department of Management and Marketing of High-Tech Industries, Moscow Aviation Institute (National Research University);

e-mail: mati_fac6@mail.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Путятина Л. М., Орлова О. В., Грешневикова Н. А. Мониторинг развития машиностроительных предприятий в современной экономике России // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2018. № 4. С. 89-97.

DOI: 10.18384/2310-6646-2018-4-89-97

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

FOR CITATION

Putyatina L.M., Orlova O.V., Greshnevikova N.A. Development Monitoring at Machine-Building Enterprises in Modern Russian Economy. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Economics, 2018, no. 4, рр. 89-97. DOI: 10.18384/2310-6646-2018-4-89-97

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.