Научная статья на тему 'Точки роста инвестиционного потенциала в стратегии развития экономики региона'

Точки роста инвестиционного потенциала в стратегии развития экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
327
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / КЛАСТЕРНОЕ РАЗВИТИЕ / INVESTMENT CLIMATE / INNOVATION BUSINESS / ECONOMIC POTENTIAL / INNOVATION ACTIVITIES / CLUSTER DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Турсунмухамедов Искандер Гайратович

В статье рассмотрены особенности инновационного развития региональной экономики на примере Калужской области. Обозначены институциональные условия, финансовая и экспертная поддержка для осуществления предпринимательской деятельности в регионе, дана оценка позиций, определяющих его инновационный статус. Определено, что обладание высоким научным потенциалом, опытом эффективной организации современных предприятий позволило создать в области эффективную модель пространственно-кластерного развития, позволяющую производить продукцию, пользующуюся спросом как на внутреннем, так и на внешнем рынках региона и страны в целом. Выявлены проблемы, возникающие на территориях инновационного развития в Калужской области и обозначены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Regional Economy Development Strategy: Growth Points in Investment Potential

The article reports distinguishing characteristics of innovative development of the regional economy based on the case study of Kaluga region. It describes institutional environment as well as financial and expert support needed for carrying out business activities. In addition, the article assesses the positions determining innovation status of the region. It points out that high scientific potential and experience in efficient organization of modern enterprises have allowed to create in the region a space cluster model of development which makes it possible to produce goods which are in demand on domestic, regional and national markets. The article outlines the problems arising in the areas of innovation development in the Kaluga region and suggests possible solutions.

Текст научной работы на тему «Точки роста инвестиционного потенциала в стратегии развития экономики региона»

УДК 330.322.1

ТОЧКИ РОСТА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА В СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

ТУРСУНМУХАМЕДОВ ИСКАНДЕР ГАЙРАТОВИЧ, канд. экон. наук, доцент кафедры «Экономика» Финансового университета (Калужский филиал) E-mail: [email protected]

В статье рассмотрены особенности инновационного развития региональной экономики на примере Калужской области. Обозначены институциональные условия, финансовая и экспертная поддержка для осуществления предпринимательской деятельности в регионе, дана оценка позиций, определяющих его инновационный статус. Определено, что обладание высоким научным потенциалом, опытом эффективной организации современных предприятий позволило создать в области эффективную модель пространственно-кластерного развития, позволяющую производить продукцию, пользующуюся спросом как на внутреннем, так и на внешнем рынках региона и страны в целом. Выявлены проблемы, возникающие на территориях инновационного развития в Калужской области и обозначены пути их решения.

Ключевые слова: инвестиционный климат; инновационное предпринимательство; экономический потенциал; инновационная активность; кластерное развитие.

The Regional Economy Development Strategy: Growth Points in Investment Potential

ISKANDER G. TURSUNMUKHAMEDOV, PhD (Economics), associate professor of the Economics Chair, Financial University (Kaluga branch) E-mail: [email protected]

The article reports distinguishing characteristics of innovative development of the regional economy based on the case study of Kaluga region. It describes institutional environment as well as financial and expert support needed for carrying out business activities. In addition, the article assesses the positions determining innovation status of the region. It points out that high scientific potential and experience in efficient organization of modern enterprises have allowed to create in the region a space cluster model of development which makes it possible to produce goods which are in demand on domestic, regional and national markets. The article outlines the problems arising in the areas of innovation development in the Kaluga region and suggests possible solutions.

Keywords: investment climate; innovation business; economic potential; innovation activities; cluster development.

Особенности

инновационной экономики

Трансформация мировой экономики, изменчивость геополитической ситуации, обусловленная устанавливаемой многополярностью, формирование новых центров экономического роста обуславливают вектор развития российской экономики — переход от сырьевой направленности к инновационному, технологическому развитию на основе широкомасштабной модер-

низации всех отраслей экономики, направленной на их технологическое развитие [1]. Вследствие ограниченности финансовых ресурсов государству приходится поддерживать инвестициями приоритетные сферы национальной экономики, которые могут определять стратегический потенциал экономического роста российского государства.

Перефразируя слова М .В. Ломоносова о том, что Россия будет прирастать Сибирью, в

современных условиях ограниченности инвестиционных федеральных ресурсов следует говорить о прирастании экономики страны потенциалом всех ее регионов. Одним из источников экономического роста региона становятся инвестиции и инновации в инфраструктуру, пространственное развитие, создание кластеров. Политика, основанная на инновационном предпринимательстве, способна привести к качественному росту региональной экономики. В силу этого именно инновационное предпринимательство является особым новаторским процессом, в основе которого лежат постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации.

Инновационная экономика имеет свою региональную специфику, определяемую:

• типом региона (преимущественно ресурсосберегающий, аграрный, индустриальный, с преобладанием наукоемких производств);

• возможностью кластерной организации хозяйства региона с учетом накопленного на его территории научно-образовательного потенциала;

• состоянием внешнеэкономических связей по экспорту знаний и технологий;

• демографическими трендами и качеством населения региона;

• отраслевой структурой ВВП и долей в ВВП услуг, направленных на развитие человека (здравоохранение, образование, социальная поддержка, наука).

Для Калужской области точками роста инвестиционного потенциала должны стать активизация внутренних резервов, развитие наукоемких технологий на основе становления инновационных кластеров как групп фирм и компаний разного профиля, связанных кооперативными связями и имеющих высокую «кучность» территориального расположения.

Создание условий для ведения бизнеса в Калужской области

Законодательная и нормативная базы Калужской области гарантируют безопасность капиталовложений. В регионе устранены все административные барьеры, максимально упрощены процедуры регистрации бизнеса, получения лицензий, разрешений и согласований. Для со-

провождения инвестиционных проектов в Калужской области созданы институты развития. Это Агентство регионального развития, которое бесплатно оказывает консалтинговые услуги инвесторам, и Корпорация регионального развития, которая осуществляет девелоперские услуги. Индивидуальный подход к каждому проекту — основное правило взаимодействия руководства области с инвесторами.

Оценка инновационного статуса региона

Для количественной оценки инновационного статуса региона введены три критерия, отражающие активное содействие развитию инновационного сектора экономики:

• потенциал региона в создании инноваций

01;

• потенциал региона в коммерциализации инноваций 02;

• политика органов власти субъекта Российской Федерации, направленная на стимулирование инновационной активности региональной экономики 03.

Политика, основанная на инновационном предпринимательстве, способна привести к качественному росту региональной экономики

При этом каждому критерию соответствует своя группа индикаторов.

В соответствии с 0-методикой, разработанной Ассоциацией инновационных регионов России, суммарно учитывающей 01 + 02 + 03, Калужская область входит в пятерку претендентов на федеральную поддержку наряду с Москвой, Санкт-Петербургом, Московской и Ярославской областями.

По результатам оценки инновационного потенциала Калужской области экспертами национального рейтингового агентства «Эксперт РА» Калужская область находится на 2-м месте как «регион с наибольшими предпосылками для инновационного развития».

В сфере науки и научного обслуживания задействованы 5% от общего числа малых предприятий области. Причем их основная часть (до 40 %) сосредоточена в г. Обнинске. По удельному весу научных сотрудников область занимает ведущие позиции не только в ЦФО, но и по России в целом.

Реализация программы «Развитие предпринимательства и инноваций в Калужской области»

В регионе принята государственная программа «Развитие предпринимательства и инноваций в Калужской области», основными задачами которой на период до 2020 г. являются:

• формирование региональных приоритетных направлений внедрения инновационных проектов, реализация которых будет иметь наибольшее значение для экономического развития региона;

• дальнейшее развитие частно-государственного партнерства в научно-технической и инновационной сферах;

• создание недостающих элементов региональной инновационной инфраструктуры (отраслевых технопарков и зон инновационного развития и других);

• увеличение доли инновационной продукции до 25% от общего объема продукции и в общем объеме экспортной продукции;

• увеличение количества малых инновационных предприятий до 30% от общего количества малых предприятий области;

• создание университета инновационного типа, а также научно-образовательных комплексов;

• активное вовлечение муниципальных образований области в инновационную деятельность [2].

Государственная программа «Развитие предпринимательства и инноваций в Калужской области» имеет свои подпрограммы:

• развитие малого и среднего предпринимательства в Калужской области;

• создание и развитие технопарков в сфере высоких технологий в Калужской области;

• создание и развитие инновационных территориальных кластеров в сфере фармацевтики, биотехнологий, биомедицины и

информационно-телекоммуникационных технологий.

Реализация вышеуказанных подпрограмм позволит улучшить условия ведения бизнеса в Калужской области, уменьшить административные барьеры при осуществлении предпринимательской деятельности, модернизировать производственную базу субъектов малого и среднего предпринимательства, сформировать и развивать рынки инновационных продуктов (технологий и услуг), создать инфраструктуру поддержки инновационной деятельности, включающую бизнес-инкубатор для стартующих компаний.

Финансовая и экспертная поддержка предпринимательства в Калужской области

Одной из институциональных структур, деятельность которой направлена на поддержку инвестиций в регионе, является Государственный фонд поддержки предпринимательства в Калужской области (далее — Фонд).

Финансовая поддержка региона проявляется в предоставлении предпринимателям займов по льготным процентным ставкам и поручительств на развитие бизнеса. Получателем средств Фонда может быть любой предприниматель, зарегистрированный и ведущий свою деятельность на территории Калужской области, выплачивающий сотрудникам среднеотраслевую заработную плату, не имеющий задолженностей по налогам и сборам, заработной плате, а также не занимающийся подакцизными видами деятельности.

Кредитные средства предоставляются на развитие бизнеса под 5-12% годовых, сроком до 3-х лет. Максимальная сумма займа составляет 1 000 000 руб. Заем предоставляется под залог имущества, принадлежащего заемщику на праве собственности или хозяйственного ведения, на любые цели, кроме выплаты заработной платы работникам, уплаты налогов, штрафов, выплат по кредитам.

Фонд предоставляет услуги поручительства при недостаточном собственном залоговом обеспечении кредита до 50% от суммы кредита.

Данный вид поддержки предпринимателей позволяет:

• снижать залоговую нагрузку при получении кредита в два раза;

• уменьшать расходы по оценке и страхованию залогового имущества;

• повышать качество залогового обеспечения.

Фонд оказывает услуги поручительства при

кредитовании на сумму от 1 до 15 млн руб. Необходимым условием получения кредита является целевое использование средств, а именно: приобретение, ремонт, модернизация основных средств, пополнение оборотных средств, внедрение новых технологий, развитие научно-технической и инновационной деятельности, расширение деятельности.

Нефинансовая поддержка Фонда выражается в оказании помощи предпринимателям в бизнес-планировании, а также в проведении тренингов и мастер-классов. Кроме этого, Фонд осуществляет консультирование и написание бизнес-планов, а также оказывает услуги по сопровождению проектов. Этот вид поддержки дает возможность начинающим предпринимателям не совершать ошибки на первом этапе развития бизнеса.

На территории Калужской области действует Центр экспортного развития Калужской области (далее — Центр), который является структурным подразделением Государственного фонда поддержки предпринимательства Калужской области и создан для формирования механизма эффективного содействия и продвижения калужских предприятий на рынке других стран.

Важнейшими функциями и направлениями деятельности Центра являются:

• оказание субъектам малого и среднего предпринимательства содействия в проведении маркетинговых исследований; продвижении информации о субъектах малого и среднего предпринимательства Калужской области за рубежом; формировании и продвижении инвестиционных предложений: приведении продукции в соответствие с требованиями, необходимыми для экспорта и импорта товаров/услуг, в том числе при прохождении стандартизации, сертификации, получении иных разрешений; оформлении и заключении экспортного контракта/инвестиционного контракта, проверке контрагентов; поиске потенциальных партнеров — субъектов малого и среднего предпринимательства для иностранных компаний и инвесторов (по запросу торговых представительств

Российской Федерации в иностранных государствах) и т.д.;

• анализ и продвижение потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства Калужской области, формирование предложений и программ по повышению его уровня;

• информирование о развитии внешней экономической деятельности субъектов малого предпринимательства и т.д.

Создание кластеров, индустриальных парков, особых экономических зон как инновационного способа реализации экономической политики

Одними из приоритетов Стратегии развития Калужской области являются создание и развитие кластеров как инновационного способа реализации экономической политики, что позволит обеспечить конкурентоспособность региона не только по стандартным макроэкономическим показателям, но и по состоянию среды жизни и качеству человеческого капитала.

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития в ближайшие 20 лет в Калужской области планируется формирование 7 кластеров: жизнеобеспечения и развития среды; биотехнологий, фармацевтики, медицинских услуг; образовательного; автостроительного; транспортно-логистического; туристско-ре-креационного; агропищевого.

Сегодня на территории области активно развиваются восемь индустриальных парков, где созданы условия, опережающие потребности инвесторов. Так, для малых и средних компаний, которым экономически рискованно вкладываться в строительство, регион предоставляет возможность аренды площади со всеми коммуникациями по доступным льготным ценам.

Разработка прогрессивных технологий и нововведений с их последующим массовым применением в отечественной экономике, а также соединение заимствованных зарубежных технологий с отечественными НИОКР могут реализоваться посредством создания специальных территориальных образований — особых экономических зон (далее — ОЭЗ).

Особые экономические зоны могут помочь в создании эффективного механизма для обес-

печения единого экономического и производственно-технологического пространства в регионе [3]. Широкомасштабное привлечение инвестиций в региональную экономику посредством создания ОЭЗ будет способствовать решению таких задач, как модернизация производства, освоение невостребованного научно-технического потенциала, расширение производства продукции и создание новых рабочих мест.

На территории Калужской области с 2012 г. функционирует ОЭЗ промышленно-производ-ственного типа «Людиново». Общая площадь ОЭЗ — 1024,6 га. Основными видами производств на территории данной ОЭЗ являются производство машин и оборудования, обработка древесины и производство изделий из древесины, производство частей и принадлежностей автомобилей и их двигателей, медицинское оборудование, приборостроение.

Особый режим предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ согласно соглашению между Правительством РФ, Правительством Калужской области и Администрацией муни-

ципального образования «Город Людиново и Людиновский район» от 25.01.2013 № С-10-ОС/Д14 проявляется в первую очередь в предоставлении ее резидентам таможенных, налоговых, финансовых и административных льгот.

На территории ОЭЗ «Людиново» резидентам предоставляются следующие виды льгот: по налогу на прибыль организации, транспортному налогу, земельному налогу, налогу на добавленную стоимость (см. таблицу).

В соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» налоговые и таможенные льготы предоставляются на основании свидетельства, удостоверяющего регистрацию лица в качестве резидента ОЭЗ, выдаваемого Минэкономразвития России. Акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положения налогоплательщиков — резидентов ОЭЗ, за исключением актов российского законодательства о налогах и сборах, касающихся налогообложения подакцизных товаров, не применяются в отношении резидентов ОЭЗ в течение срока действия соглашения о ведении

Таблица

Налоговые льготы для предприятий ОЭЗ «Людиново»

Вид налога Ставка налога с учетом льгот, % Сроки действия льгот Основание

Налог на прибыль 0 До 31.12.2017 Статья 5.1 Закона Калужской области от 29.12.2009 № 621-ОЗ «О понижении налоговой ставки налога на прибыль

организации -резидентов ОЭЗ, предусмотренных 3 С 01.01.2018 по 31.12.2020

кодами 20, 29, 34,3 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности 5 С 01.01.2021 по 31.12.2022 организаций, зачисляемого в областной бюджет, для инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Калужской области, и организаций -резидентов ОЭЗ, созданных на территории Калужской области»

8 С 01.01.2023 по 31.12.2024

10 С 01.01.2025 по 31.12.2026

13,5 С 01.01.2027 до конца существования ОЭЗ

Налог на прибыль 5 До 31.12.2022

организаций для всех остальных видов экономической 9 С 01.01.2023 по 31.12.2026

деятельности 13,5 С 01.01.2027 до конца существования ОЭЗ

Окончание табл.

Вид налога Ставка налога с учетом льгот, % Сроки действия льгот Основание

Налог на имущество организаций Резиденты ОЭЗ освобождаются от уплаты налога на имущество при условии того, что имущество: 1) учитывается на балансе резидента; 2) создано или приобретено в целях осуществления деятельности на территории ОЭЗ; 3) используется на территории ОЭЗ; 4) расположено на территории ОЭЗ 10 лет с момента постановки имущества на учет Пункт 17 ст. 381 НК РФ

Транспортный налог Освобождение от уплаты транспортного налога в отношении грузовых автомобилей и других самоходных транспортных средств, машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу 10 лет с момента регистрации транспортного средства Подпункт 10 п. 1 ст. 5 Закона Калужской области от 26.11.2002 № 156-ОЗ «О транспортном налоге на территории Калужской области»

Земельный налог Освобождение резидентов ОЭЗ от уплаты земельного налога (в отношении земельных участков, расположенных на территории ОЭЗ 5 лет с момента возникновения права собственности на земельный участок Пункт 9 ст. 395 НК РФ

НДС и таможенные пошлины Свободной таможенной зоной признается таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются в пределах территории ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и налогов

Источник: составлено автором по материалам нормативных документов.

промышленно-производственной деятель -ности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Среди основных проблем, связанных с деятельностью таких инновационных территориальных образований в Калужской области, можно выделить следующие:

• во-первых, недоработанность механизма перераспределения доходов располагающихся в них фирм. Решением этой проблемы может стать возмещение части затрат на создание инфраструктуры территории из федерального бюджета;

• во-вторых, незаполненность территорий индустриальных парков. Так, по данным

Минэкономразвития Калужской области, на конец 2015 г. предполагаемая к размещению резидентов площадь составляет 38,7 % общей площади индустриальных парков [4]. Здесь решением должно стать увеличение фирм-резидентов. И соответственно это решит проблему пополнения доходной части регионального и местных бюджетов.

Выводы

Рассмотрев точки роста инвестиционного потенциала в стратегии развития экономики Калужской области, можно сделать следующие

выводы: во-первых, в регионе создана институционально-правовая база для эффективного функционирования региональной экономики; во-вторых, успешно функционируют механизмы

и формы инновационного предпринимательства; в-третьих, пространственно-кластерная модель развития экономики области может быть использована другими регионами России.

Литература

1. Инновационное развитие России: проблемы и решения: монография / коллектив авторов; под ред. М.А. Эскиндарова, С.Н. Силиверстрова. М.: Анкил, 2013. С. 579.

2. Сайт «Стратегия — 2030» для Калужской области. URL: http://www.opec.ru/1249079.html.

3. Турсунмухамедов И.Г., Александров Е.Л. Особые экономические зоны как фактор привлечения инвестиций в региональную экономику: монография «Экономика и общество: проблемы и перспективы модернизации в России». Гл. 16. Пенза: Изд. ПГУ, 2013, С. 356.

4. Савельев А. А. Проблемы развития индустриальных парков на территории Калужской области // Сб. научных статей по материалам II Международной открытой научно-практической конференции «Развитие управленческих и информационных технологии, их роль в региональной экономике». М.: ООО «ТРП», 2016, С. 223.

References

1. Innovative development of Russia: problems and solutions: monograph / group of authors; under the editorship of M.A. Eskindarov, S.N. Seliverstova [Innovacionnoe razvitie Rossii: problemy i reshenija: monografija / kollektiv avtorov; pod red. M.A. Jeskindarova, S.N. Siliverstrova]. Moscow, Ankil, 2013, p. 579.

2. The website «Strategy — 2030» for Kaluga region [Sajt «Strategija — 2030» dlja Kaluzhskoj oblasti]. Available at: URL: http://www.opec.ru/1249079.html.

3. Tursunmuhamedov I. G., Aleksandrov E. L. Special economic zones as a factor of investment attraction into the regional economy: monograph "Economy and society: problems and prospects of modernization in Russia", Chapter 16 [Osobye jekonomicheskie zony kak faktor privlechenija investicij v regional'nuju jekonomiku: monografija «Jekonomika i obshhestvo: problemy i perspektivy modernizacii v Rossii». Gl. 16]. Penza, Izd. «PGU», 2013, p. 356.

4. Savel'ev A. A. Problems of development of industrial parks in the Kaluga region. SB. scientific articles on materials of the II International open scientific-practical conference «Development of managerial and information technologies, their role in the regional economy» [Problemy razvitija industrial'nyh parkov na territorii Kaluzhskoj oblasti // Sbornik nauchnyh statej po materialam II Mezhdunarodnoj otkrytoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Razvitie upravlencheskih i informacionnyh tehnologij, ih rol' v regional'noj jekonomike»]. Moscow, OOO «TRP», 2016, p. 223.

Выступление В.В. Путина на пленарном заседании

Петербургского международного экономического форума 17 июня 2016 г.

Собственно, уже сегодня мы видим попытки закрепить за собой или даже монополизировать выгоду от технологий нового поколения. Отсюда, как мне думается, и создание замкнутых регуляторных пространств с барьерами для перетока прорывных технологий в другие регионы мира с достаточно жестким контролем над кооперационными цепочками для максимального извлечения технологической ренты. Мы дискутировали с коллегами, некоторые говорят, что это возможно. Я думаю, что нет. На какое-то время можно сдержать распространение тех или иных технологий, но в современном мире удержать это в замкнутом пространстве, даже достаточно большом географически, невозможно. Это может привести к тому, эти попытки, что и сфера фундаментальной науки, открытая сегодня для обмена знаниями и информацией для совместных проектов, также может закрыться, и здесь тоже вырастут разделительные барьеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.