УДК 332.1(470.318)
Белова Н. И.
Разработка рекомендаций по эффективному развитию территорий для регионов России на основе позитивного опыта
Калужской области1
В статье рассмотрены проблемы социально-экономического развития регионов Российской Федерации. Проанализированы факторы эффективности развития Калужской области. На основе проведенного исследования проблем развития регионов показано, что с точки зрения социально-экономического развития территорий наибольший интерес представляют факторы, благодаря которым регион может развиваться наиболее эффективно. Разработаны рекомендации и предложения по эффективному развитию территорий для регионов Российской Федерации и выявлены механизмы их реализации.
Ключевые слова: регион, развитие, Калужская область, инвестиции, социально-экономический, территория, экономика.
ГРНТИ: Экономика / Экономические науки: 06.61.33 Региональная экономика.
ВАК: 08.00.05
Belova N. I.
Elaboration of the Russian regions' territories effective development recommendations based on Kaluga region positive experience
The article analyses the problems of the social and economic development of regions of the Russian Federation. The factors of efficiency of the Kaluga area's development are examined. The author focuses on those by which the region can de-
© Белова Н. И., 2017
1 Статья подготовлена на основе пленарного доклада 6-й международной научно-практической конференции студентов и аспирантов «Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир» (8-9 июня 2017 года, Санкт-Петербург, ЛГУ им. А.С. Пушкина). Научный руководитель к.г.н., Волков В. А.
© Belova N. I., 2017
ЭКОНОМИКА НОВОГО МИРА: науч. журн. 2017. №2 (Вып. 6). С. 40
velop most effectively. The Russian Federation territories' effective development recommendations and offers are reviewed in the article as well as the mechanisms of their implementation.
Key words: a region, development, Kaluga region, investments, social and economic development, territory, economy.
JEL classifications: R11, R58
В настоящее время идет активное развитие регионов России и в связи с этим повышается конкуренция между ними за привлечение новых проектов и инвесторов. Но многие регионы не дотягивают до высокого уровня социально-экономического развития, поэтому есть основания рассмотреть положительный опыт Калужской области и на ее примере разработать рекомендации по эффективному развитию регионов.
Административно-территориальное устройство России является государственно-правовым механизмом, обеспечивающим экономическую, политическую, идеологическую и организаторскую деятельность государства и его субъектов.
В настоящее время в состав Российской Федерации входят 85 субъектов, в том числе 22 республики, девять краев, 46 областей, три города федерального значения, одна автономная область и четыре автономных округа. У каждого из типов субъектов Российской Федерации есть свой конституционно-правовой статус, который закреплен соответствующими статьями Конституции России1. Каждый субъект Федерации развивается по своему индивидуальному пути, который зависит от многих факторов. Степень развития у каждого
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
ЭКОНОМИКА НОВОГО МИРА: науч. журн. 2017. №2 (Вып. 6). С. 41
региона разная, поэтому различные регионы должны иметь собственную стратегию развития, подходящую именно им.
Если изучить российскую экономику в разрезе регионов, то по степени развитости инновационной инфраструктуры лидерами в РФ являются Центральный федеральный округ, Приволжский федеральный округ и Северо-Западный федеральный округ. Это обусловливается тем, что в данных регионах сосредоточены большие объемы финансовых ресурсов и высокий уровень развития и концентрации учреждений сферы высшего образования и научно-исследовательских центров.
В настоящее время отмечается, что старопромышленные федеральные округа (например, УрФО) с высокой долей добывающих производств в валовом региональном продукте имеют невысокий уровень развития инновационной инфраструктуры, что можно объяснить дефицитом финансовых ресурсов на их создание, поскольку в силу географических причин эти регионы обладают меньшей инвестиционной привлекательностью по сравнению с Центральным регионом и в развитии своей инновационной инфраструктуры могут рассчитывать преимущественно лишь на меры государственной поддержки [1].
Калужская область - один из самых выгодных для инвестирования регионов России, он несколько лет подряд лидирует по темпам роста промышленного производства. По результатам «Национального рейтинга инвестиционного климата в субъектах РФ» в 2015 г. Калужская область заняла 2-е, в 2016 - 3-е место. В области созданы все условия для развития не только крупных, но и малых и средних производств. Инвесторы, разместившие свои производства на территории региона, признают, что инвестиционная политика Калужской области отвечает лучшим мировым стандар-
там. Законодательная и нормативная база региона гарантирует безопасность капиталовложений. В рейтинге Doing Business Калужская область занимает первое место по простоте регистрации собственности в России. Для сопровождения инвестиционных проектов в Калужской области созданы различные институты развития1.
Финансовую поддержку бизнесу оказывает правительство области. Любому инвестору доступна система налоговых льгот и преференций, вне зависимости от страны происхождения и отраслевой направленности бизнеса.
Главный продукт, который регион предлагает инвесторам -размещение производств в 12 индустриальных парках и на двух площадках особой экономической зоны в Людиново и Боровске. Любой из этих объектов это полностью подготовленный земельный участок со всей необходимой инфраструктурой и коммуникациями: электричеством, газом, водой и очистными сооружениями»2.
В Калужской области сформирован многосторонний промышленный комплекс, основу которого составляют высокотехнологические отрасли. Промышленный сектор экономики Калужской области производит около 40 % валового регионального продукта, здесь работает третья часть населения, занятого в сфере экономической деятельности области. На территории Калужской области зарегистрировано около 2700 промышленных предприятий области, из них 285 крупных и средних. Новая экономика в регионе развивается комплексно, основываясь на кластерной модели. Уже сегодня вся продукция, которая когда-то закупалась за рубежом, производится в области: автомобили, компьютеры, телевизоры, стройматериалы,
1 Данные портала: http://investkaluga.com/o-kaluzhskoy-oblasti/ekonomicheskie-pokazateli/ekonomika-regiona/
2 Официальный портал органов власти Калужской области. ЫКЬ: http://www.admoblkaluga.ru
лекарственные и косметические препараты, продукты, корма для животных и многое другое. С 2006 г. объём промышленного производства в Калужской области вырос в два с половиной раза.
Факторы эффективного развития Калужской области:
1. Уникальное расположение в центре крупнейшего рынка сбыта в РФ. Калужская область находится в сердце России, в самом центре огромного потребительского рынка, на пересечении транспортных путей, которые соединяют Россию со всеми странами мира. Калужская область имеет общую границу с Москвой, Тульской, Брянской, Смоленской и Орловской областями. Близость к столице, как к основному рынку сбыта товаров и транспортному коридору является одним из конкурентных преимуществ региона.
2. Высококачественная транспортная и логистическая инфраструктура. В регионе особое внимание уделяется формированию современной транспортно-логистической инфраструктуры. Для успешного развития кластера регион располагает целым рядом преимуществ. Во-первых, область располагается рядом с Москвой, а через ее территорию проходят важнейшие железнодорожные магистрали: Москва - Киев, Донбасс - Санкт-Петербург, Сызрань -Вязьма, Мичуринск - Смоленск. Территорию региона пересекают две крупнейшие автомагистрали федерального значения (Москва -Брест, Москва - Киев), по которым осуществляются транзитные связи Москвы с Украиной, Молдавией, Румынией, Болгарией, Венгрией. По плотности железных и автомобильных дорог общего пользования область входит в двадцатку передовых регионов страны.
Во-вторых, регион сотрудничает с крупнейшими логистическими операторами: GEFCO, Green Logistics, Rhenus Logistics, «ТрансКонтейнер» и др.
В-третьих, в области выработана четкая стратегия дальнейшего развития кластера. Строятся мультимодальные транспортно-логистические терминалы, таможенные, складские комплексы, развивается автомобильная, железнодорожная, аэропортовая инфраструктура. В регионе реализуются уникальные в масштабе страны проекты.
3. Широкий выбор площадок для размещения. Индустриальные парки - ключевой бизнес-продукт, который Калужская область предлагает инвесторам. Их преимущество в том, что на предлагаемых площадках можно размещать любые производства: от фарм-предприятий до автомобильных заводов, при этом инвестор не несет никаких скрытых или дополнительных расходов.
Опыт Калужской области показал, что индустриальные парки -максимально понятный, выгодный и поэтому востребованный инвестором продукт. Сегодня на территории парков реализуются 87 инвестиционных проектов. Именно в формате индустриальных парков состоялись российские проекты мировых концернов Volkswagen, Volvo, Continental, Fuyao Glass, Peugeot-Citroen-Mitsubishi и многих других. Все индустриальные парки располагаются вблизи транспортных артерий региона, имеют выход на таможенные и логистические терминалы, прозрачны для инвестирования.
4. Возможность взаимодействия с существующими предприятиями региона. Основа экономики Калужской области - высокотехнологичные отрасли. В регионе производятся турбогенераторы, газотурбинные двигатели, железнодорожная техника, радиоэлектроника, оптика и другие товары. Новую экономику Калужская область развивает комплексно, основываясь на кластерной модели. Активно идут процессы интеграции традиционных предприятий с инвестиционными компаниями. В регионе создан пул предприятий,
готовых к сотрудничеству с иностранными компаниями. Примеры успешной кооперации уже есть. Местная продукция, в том числе малых предприятий, соответствует мировым стандартам качества.
5. Прогрессивная команда администрации региона. Индивидуальный подход к каждому проекту - основное правило взаимодействия руководства области с инвесторами. Калужане стремятся работать так, чтобы ни один инвестор, который вложил хотя бы доллар, иену, юань или евро в экономику области, никогда об этом не пожалел. Для сопровождения инвестиционных проектов в Калужской области созданы институты развития: Агентство регионального развития, которое бесплатно оказывает консалтинговые услуги для инвесторов и Корпорация регионального развития, осуществляющая девелоперские услуги.
6. Привлекательность региона для жизни. Калужская область старается создавать такие условия, при которых людям хотелось бы приезжать в регион и оставаться здесь не только работать, но и жить. Регион богат памятниками истории, культуры и природы. В Калужской области строятся современные жилые комплексы, дороги, отели, спортивные, торговые и развлекательные центры. Вместе с тем предстоит активное развитие коммерческой недвижимости, инфраструктуры сервиса: отелей, ресторанов, проектов в области энерго- и ресурсосбережения, туризма, образования, логистики - в эти сферы регион также приглашает инвесторов.
7. Высокое качество и доступность трудовых ресурсов. Образование является крупнейшей статьёй расходов регионального бюджета. Только на создание Учебного центра по подготовке специалистов для автомобильной промышленности регион истратил 1 млрд рублей. Подобные центры созданы для нужд фармпроиз-водств, строительной отрасли, сельского хозяйства и машинострое-
ния. Для насыщения регионального рынка труда Калужская область
w W
использует ресурсы внутренней и внешней миграции. В радиусе 180 км от Калуги проживают более 20 млн чел. и это создает дополнительные возможности для привлечения трудовых ресурсов. Соглашения о сотрудничестве уже заключены с 33 регионами России.
8. Налоговые и таможенные льготы. Законодательная и нормативная база региона гарантирует безопасность капиталовложений. В Калужской области устранены все административные барьеры, максимально упрощены процедуры регистрации бизнеса, получения лицензий, разрешений и согласований. Существует система налоговых льгот и таможенных преференций. Это пакет льгот по налогу на прибыль и на имущество, причем, чем больше денег вкладывается в регион, тем больше льгот получает инвестор. Максимальные преференции предоставляется резидентам особой экономической зоны1. «На территории области действуют автомобильный, фармацевтический, транспортно-логистический, агропромышленный кластеры, а также IT-кластер, туристический кластер и кластер авиационно-космических технологий /АКОТЕХ/»2.
Безусловно, каждый регион формирует по-своему ту или иную модель эффективного развития, предлагая отличные от других решения, показывая различие подходов к проблеме, к выбору приоритетов, а многим регионам в современной ситуации необходимо приложить значительные усилия для того, чтобы быть успешными. Поэтому многие способы решения проблем социально-экономического развития, которые использует Калужская область, могут быть востребованы различными регионами. В рамках дан-
1 Инвестиционный портал Калужской области. URL: http://investkaluga.com
2 Стратегия социально-экономического развития Калужской области до 2030 года «Человек - центр инвестиций». URL: http://www.consultant.ru/regbase/ cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW037&n=30274#0.
ЭКОНОМИКА НОВОГО МИРА: науч. журн. 2017. №2 (Вып. 6). С. 47
ной работы можно кратко перечислить наиболее актуальные рекомендации.
1. Создание льгот и гарантий для бизнеса. Необходимо предлагать новые направления развития и корректировать свои предложения для бизнеса и инвесторов в соответствии с меняющимися требованиями и реалиями.
2. Создание комфортного формата взаимоотношений. Опасения у инвесторов при вхождении на российский рынок вызывает непрозрачность, которая выражается в наличии бюрократических барьеров при взаимодействии с местной властью. Поэтому на одном из первых мест для инвестора стоят прозрачные и честные взаимоотношения.
3. Создание индустриальных парков, кластеров и технопарков, которые будут ориентированы на развитие наукоемких производств, на создание центров коллективного пользования.
4. Развитие туризма. Развитие инфраструктуры по принципу государственно-частного партнерства через формирование комплексного плана развития региона с точки зрения туризма.
5. Заинтересованный административный ресурс. У инвесторов должен быть прямой контакт с руководством региона, чтобы процессы развития шли эффективно.
6. Размещение производств с учетом территориальной организации населения. Это позволит уменьшить затраты на транспортировку и доставку произведенных товаров и работников.
7. Развитие рынка труда. Основные направления - реформа профессионального образования и работа с человеческим капиталом.
Реализация вышеизложенных рекомендаций может быть осуществлена посредством следующих механизмов и с использованием соответствующих программ финансирования. Создание льгот и гарантий для бизнеса: необходимо сформировать четкую законодательную базу в сфере налогообложения на региональном уровне. Создавать стимулы для региональных властей уходить от высокого уровня дота-ционности региона и искать пути самофинансирование региональных программ (или хотя бы на уровне 85-90 %);
законодательно закрепить полномочия региональных властей в сфере регулирования бюджетных процессов;
создать систему льгот и преференций для потенциальных инвесторов;
осуществлять целевое финансирование международных инвестиционных институтов и организаций программ российских регионов.
Создание комфортного формата взаимоотношений: система регионального законодательства должна учитывать требования международных инвестиционных и финансовых институтов, для аккредитации регионов при них и для участия в международных проектах и программах;
обеспечить полную прозрачность всего процесса планирования и реализации программ социально-экономического развития.
Создание индустриальных парков, кластеров и технопарков: Создать условия модернизации промышленности, поддержки и развития конкурентоспособных в глобальном рынке территориальных производственных кластеров;
привлекать инвесторов, в том числе и иностранных, основываясь на имеющихся в регионе территориальных, природных и трудовых и др. ресурсов в зависимости от специфики региона. Развитие туризма:
развить инфраструктуру по принципу государственно-частного партнерства через формирование комплексного плана развития региона с точки зрения туризма;
создать туристские маршруты различной направленности, например, исторические, оздоровительные, природно-экологические и др., финансируемые следующими фондами: Фондом софинанси-рования социальных расходов и Фондом регионального развития. Заинтересованный административный ресурс: стимулировать региональные и местные стратегические инициативы, направленные на социально-экономическое развитие регионов, создать стимулы для реализации проектов по развитию социальной инфраструктуры;
стимулировать органы государственной власти субъектов Российской Федерации к ускоренному созданию условий для высоких темпов роста в базовых отраслях экономики и увеличению доходов региональных бюджетов;
организовать систему повышения квалификации переподготовки и стажировки персонала всех звеньев, занятых в реализации программы развития региона;
создать оптимальные условия для подготовки и профессионального развития менеджеров-управленцев;
создать фонд содействия развитию венчурных инвестиций в предприятия различных видов при поддержке Министерства экономического развития РФ.
Размещение производств с учетом территориальной организации населения:
провести анализ территориальной организации населения с целью выявления районов региона с максимальным количеством трудоспособного населения;
стараться размещать новые производственные проекты на основе анализа ТОН.
Развитие рынка труда:
создать государственные и негосударственные учреждения занятости населения, кадровые службы предприятий за счет финансирования из средств федерального бюджета и собственных средств предприятий;
усовершенствовать законодательство в области содействия занятости населения;
повышать качество рабочих мест;
производить стажировку выпускников образовательных учреждений, финансируемую из бюджета муниципальных образований, в целях приобретения опыта работы.
Для реализации вышеописанных рекомендаций могут быть использованы следующие источники финансирования: средства федерального бюджета; средства бюджета субъекта и бюджетов муниципальных образований Российской Федерации; Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации; Фонд софинан-сирования социальных расходов; Фонд регионального развития; Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов и другие внебюджетные источники финансирования.
Вышеизложенные механизмы реализации рекомендаций можно считать эффективными по результатам их апробации в Калужской области. Любой регион Российской Федерации может использовать
весь приведенный комплекс рекомендаций или лишь отдельные из них, которые помогут ему осуществлять эффективное социально-экономическое развитие.
Список литературы
1. Шпак Н.А. Перспективы развития инновационной инфраструктуры России // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15147
References
1. Shpak N.A. Prospects of development of innovative infrastructure of Russia. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2014. - № 5. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15147