Научная статья на тему 'Правила умножения'

Правила умножения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес-журнал
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наталья Югринова

В мае 2014 года Калужская область возглавила пилотный рейтинг состояния инвестклимата в России, составленный Агентством стратегических инициатив. Невероятный рост инвестиционной привлекательности региона за последние десять лет иначе как «калужским экономическим чудом» не называют. На пороге очередного кризиса региональные власти готовы повторить чудо еще раз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правила умножения»

ПРАВИЛА

УМНОЖЕНИЯ

НАТАЛЬЯ ЮГРИНОВА

Дано: 1990-е годы, депрессивный регион с ориентацией на обнищавший машиностроительный сектор. Оборонка — некогда основа экономики «космической» Калужской области — сократила объемы производства в разы. Налоговых поступлений фактически нет, федеральные дотации формируют более 40% доходов бюджета. Зарплату платить нечем, почти половина населения области живет за чертой бедности, молодежь массово уезжает в столицу на заработки, да там и остается. Найти: стимулы развития региона на долгосрочную перспективу.

Решать подобную задачку, с вариациями в исходных данных, на рубеже тысячелетий пришлось множеству российских регионов. Ситуация в Калужской области осложнялась тем, что «выплыть» за счет богатых природных ресурсов ей не представлялось возможным. Из промышленно значимых месторождений область располагала только камнем, песком, глиной. В активе были лишь территория, стратегически удачно расположенная в непосредственной близости к Москве, и трудовые ресурсы, отток которых, однако, нужно было срочно останавливать.

Выход регион обнаружил в привлечении промышленных инвесторов. В 2000 году победу на губернаторских выборах одержал Анатолий Артамонов — именно он превратил словосочетание «инвестиционная привлекательность» в политическую мантру для всего региона. С подачи губернатора были заложены основы законодательной поддержки инвестиционной деятельности бизнесу, решившемуся вложиться в калужские земли рублем. А лучше долларом или евро: область сразу взяла курс на работу с иностранными инвесторами. Вспоминая первые годы общения с международными партнерами, Артамонов признается, что было нелегко. Приходилось учиться понимать запросы бизнеса и предлагать партнерам то, к чему Россия в целом не привыкла, — минимум бюрократии, максимум прозрачности и ответственности.

В мае 2014 года Калужская область возглавила пилотный рейтинг состояния инвестклимата в России, составленный Агентством стратегических инициатив. Невероятный рост инвестиционной привлекательности региона за последние десять лет иначе как «калужским экономическим чудом» не называют. На пороге очередного кризиса региональные власти готовы повторить чудо еще раз.

Первым делом руководство региона обзавелось понятной инвестиционной стратегией, в которой пошагово расписывались дальнейшие действия на годы вперед. В ее основу легло создание индустриальных парков с готовой инфраструктурой, на базе которых большинство инвесторов и размещали впоследствии свои производства. «Расселение» по территориям производилось не просто так, а обдуманно. В парках с самого начала пытались реализовать кластерную логику — когда взаимосвязанные и взаимодополняющие предприятия размещаются рядом, в географической близости друг к другу, в результате чего возникает полезная синергия. Одновременно в Калуге объявили войну всевозможным административным барьерам. Для этого была создана комплексная система региональных институтов развития, которые «за руку» ведут инвестора в регион. «Зеленый коридор» дополнила система налоговых льгот и преференций, доступных любому инвестору вне зависимости от страны происхождения и отраслевой направленности бизнеса. Это пакет льгот по налогу на прибыль и на имущество — причем чем больше денег вкладывается в регион, тем больше льгот получает бизнес. Логика простая:

КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ ЗА 10 ЛЕТ:

«ОБНИНСК»

ЯКОРНЫЕ РЕЗИДЕНТЫ И ИХСПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

Lotte (кондитерская продукция), «Ниармедик Плюс» (фармацевтика)

ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ, ГА

107

СУММАРНЫЙ ОБЪЕМ ИНВЕСТИЦИЙ, МЛРД РУБ.

3,6

«КОЛЛОНТАИ»

ЯКОРНЫЕ РЕЗИДЕНТЫ И ИХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

«Киилто Калуга» (сухие строительные смеси)

ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ, ГА

25,1

СУММАРНЫЙ ОБЪЕМ ИНВЕСТИЦИЙ, МЛРД РУБ.

1,5

«ДЕТЧИНО»

ЯКОРНЫЕ РЕЗИДЕНТЫ И ИХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

«Этернит-Калуга» (фиброцементные панели), «Вольф Систем» (деревянно-каркасные дома), «ЭкоНива-Калуга» (сельхозтехника)

ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ, ГА

183

СУММАРНЫЙ ОБЪЕМ ИНВЕСТИЦИЙ, МЛРД РУБ.

1,9

«ГРАБЦЕВО»

ЯКОРНЫЕ РЕЗИДЕНТЫ И ИХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

«Фольксваген Груп Рус» (автомобили), «Берлин Фарма» (фармацевтика)

ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ, ГА

649

СУММАРНЫЙ ОБЪЕМ ИНВЕСТИЦИЙ, МЛРД РУБ.

более 45

«ЛЮДИНОВО»

(ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА)

ЯКОРНЫЕ РЕЗИДЕНТЫ И ИХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

«Агро-Инвест» (сельхозпродукция)

ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ, ГА

«КАЛУГА-ЮГ»

ЯКОРНЫЕ РЕЗИДЕНТЫ И ИХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

Калужский цементный завод (строительные смеси)

ЯКОРНЫЕ РЕЗИДЕНТЫ И ИХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

«Рани Пласт Калуга» (полиэтиленовая пленка)

ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ, ГА

ЯКОРНЫЕ РЕЗИДЕНТЫ И ИХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

«Вольво-Восток» (грузовые автомобили)

ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ, ГА

609

1 220

572

145

РНЫЙ ОБЪЕМ ИНВЕСТИЦИЙ, МЛРД РУБ.

СУММАРНЫЙ ОБЪЕМ ИНВЕСТИЦИЙ, МЛРД РУБ.

СУММАРНЫЙ ОБЪЕМ ИНВЕСТИЦИЙ, МЛРД РУБ.

СУММАРНЫЙ ОБЪЕМ ИНВЕСТИЦИЙ, МЛРД РУБ.

13

39

1,2

4

ОБЩАЯ ПЛОЩ

Источник: Корпорация развития Калужской области

когда речь идет о больших суммах, регион поддерживает инвестора в его желании быстрее начать «отбивать» вложения.

Инвестиционная философия, которую стала пропагандировать команда губернатора, тоже оказалась на удивление адекватной. Вот лишь некоторые ее положения. Власть понимает, что от успешности реализации каждого инвестпроекта зависит репутация всего региона, поэтому благополучный запуск производства — это дело чести для всей «проектной команды», в которую включаются и местные чиновники. Административная поддержка и полное отсутствие бюрократии — залог того, что партнер останется довольным. Работать нужно так, чтобы ни один инвестор, который вложил хотя бы рубль, доллар или евро в экономику области, никогда об этом не пожалел. Отношение ко всем инвесторам равное, будь то «якорный» резидент или сравнительно небольшой бизнес. Каждому партнеру обеспечивается прозрачный и предсказуемый бизнес-режим: низкие риски инвестирования, персональные гарантии в содействии со стороны администрации региона. На практике это означает, что губернатор, министр экономического развития, руководители институтов развития всегда находятся «в зоне доступа». Причем в буквальном смысле: номера мобильных телефонов руководящей команды, включая губернатора, есть практически у каждого инвестора, осуществляющего проект на территории области.

КЛАСТЕРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Калужская инвестпрограмма «раскачивалась» целых пять лет — вплоть до 2005 года, когда начали поступать

долгожданные предложения по сотрудничеству. Все это время власти изучали международный опыт, представляли свои идеи на выставках, форумах и целевых мероприятиях, отлаживали связи в промышленных кругах. Подобное рвение не могло не сработать — правда, для того, чтобы «придуманная заново» Калужская область «выстрелила», понадобился последний решающий стимул. В 2005 году активизировалась реконструкция одной из главных транспортных артерий региона — трассы на Киев M-3. Оказывается, отсутствие нормального дорожного сообщения со столицей охлаждало пыл потенциальных партнеров сильнее, чем их влекли обещания губернатора. Зато когда проблема была решена, инвесторы потянулись в регион стройной вереницей.

Основная активность на этом этапе развернулась вокруг двух важнейших кластеров — автомобильного и фармацевтического. Ни в одной из этих специализаций у области ранее не было каких-либо особых компетенций. Тем не менее кластеры действительно довольно быстро сложились, в первую очередь, по чисто экономическим причинам. Транспортные расходы занимают довольно большую часть в себестоимости, особенно в отношении крупногабаритных агрегатов. Автокластер сегодня по объемам производства занимает третье место в России: калужские заводы концернов Volkswagen, Peugeot-Citroen-Mitsubishi и Volvo уже произвели вместе миллион автомобилей. Вслед за «якорями» в область пришли производители комплектующих — их привлекли как возможность заполучить новые рынки сбыта, так и гарантированные льготы. Наряду со сборочными производствами

БОЛЬШАЯ СТРОЙКА

Крупнейшие калужские инвестиционные проекты последних лет связаны с развитием инфраструктуры и транс-портно-логистического сектора, а также формированием новых кластеров — в частности, аграрного. В 2012 году на территории области создана особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Людиново». На 610 га подготовлена современная инфраструктура для промышленных и обрабатывающих предприятий. Резидентам экономической зоны предоставляются налоговые льготы, которые позволяют компенсировать затраты на открытие производства. Проведена полная инженерная подготовка площадки, а подключение ко всем коммуникациям осуществляется бесплатно. Логистические возможности обеспечивают железнодорожная сеть и федеральная трасса. В мае 2014 года в ОЭЗ компания «Агро-Инвест» начала строительство крупнейшего в Центральном федеральном округе тепличного комплекса для круглогодичного выращивания овощей. Запланирован годовой объем производства 70 тыс. тонн, инвестиции в проект составили 13 млрд рублей. Первая очередь комплекса будет запущена в конце 2014 года, а уже в первом полугодии 2015 года урожай будет выращен и поступит в торговые сети.

В транспортно-логистическом кластере реализуется стратегически важный проект Freight Village. Площадка Freight Village Kaluga находится на границе с Новой Москвой, вне зоны интенсивного пассажирского потока. Уникальное месторасположение позволит обеспечить основной грузооборот Калужской области и перераспределить грузопотоки Московского транспортного узла. На площади в 478 га предусмотрено 7 железнодорожных путей, таможенная зона, деловой центр ВЭД, контейнерный терминал. Пропускная способность — более 500 тыс. двадцатифутовых контейнеров в год. Freight Village Rosva уже стал одним из опорных объектов сети распределения грузов на территории всего ЦФО. Автомобильный терминал площадью 5 га работает с 2011 года. Контейнерный терминал работает с 2013 года — он включает 6 железнодорожных путей, подъездные дороги, площадки для хранения. Производительность контейнерного терминала до 150 тыс. двадцатифутовых контейнеров в год. Аэропорт «Ермолино», который будет введен в эксплуатацию в конце 2014 года, рассчитан на лоукост-пере-возки с объемом пассажиропотока до 8 млн человек. Прогнозируемый пассажиропоток — более 7,5 млн пассажиров в год. Международный аэропорт «Калуга» предназначен в основном для населения, малой и бизнес-авиации. Аэропортовый комплекс рассчитан на прием и выпуск всех типов воздушных судов, включая А-319, Боинг-737 или их аналоги (64 тонны). Прогнозируемый пассажиропоток — до 178 тыс. человек в год.

здесь разместились поставщики кабин, навесного оборудования, автомобильного стекла, шин, отдельных агрегатов и узлов — в общей сложности 30 компаний. Вместе с промышленными предприятиями в кластерах «прописались» центры автомобильного дизайна, перспективные инновационные компании, образовательные и финансовые институты, научно-исследовательские организации. Те же процессы протекали в фармкластере, где сейчас более 50 участников, причем 70% — инновационные компании.

Процесс интеграции российских поставщиков в цепочки поставок иностранных OEM-производителей давался нелегко. «Отечественные компании, в том числе и локальные калужские, не сразу оказались готовыми выполнять высокие стандарты работы с международными партнерами», — объясняет министр экономического развития области Владимир Попов. Так, например, критерии на поставку автомобильных комплектующих предусматривают ответственность за качество продукции поставщиков третьего и четвертого уровней. Российская сторона не могла обеспечить столь глубокий контроль качества. Более того, зарубежные производители скептически оценивали (и оценивают до сих пор) возможности наших поставщиков ритмично обеспечивать их продукцией в необходимых объемах. Администрации региона приходится выступать чем-то вроде «буфера»: налаживать внутрикластерные связи, объяснять позиции обеих сторон друг другу, доказывать необходимость идти на уступки. В результате появились положительные примеры создания совместных предприятий — например, российско-испанское «CIE Automotive Калуга» и российско-немецкое Continental Automotive Systems.

За десять лет Калужская область стала одной из самых благоприятных территорий для развития бизнеса в России. Регион лидирует в стране по темпам роста промышленности и занимает третье место по объему прямых иностранных инвестиций на душу населения. С 2006 по 2013 год, по данным Калугастата, общий объем иностранных инвестиций составил $7,3 млрд. А если считать вместе с российскими, то объем инвестиций, накопленных за период с начала 2006 по октябрь 2014 года, составил более 580 млрд рублей (оценки Агентства регионального развития Калужской области).

Свои проекты на территории области реализуют более 150 компаний из Германии, Франции, Швеции, Финляндии, Дании, Сербии, Южной Кореи, Японии, Китая, Турции и других стран. Среди них крупнейшие международные концерны: Volkswagen, Volvo, Peugeot, Citroën, Mitsubishi, Continental, L'Oreal, Nestle, Samsung, Novo Nordisk. Кластеры давно стали расширять свою специализацию. Активно развиваются предприятия, представляющие традиционные сектора экономики, — производители турбогенераторов и газотурбинных двигателей, железнодорожной техники, строительных материалов, электроники, оптики. Создаются новые высокотехнологичные производства, занимающиеся исследованиями и разработками в самых разных сферах — от ядерных технологий, авиации и космонавтики до наномеханики и очистки воды. При этом даже при растущем числе резидентов власти удается сдерживать обещания по всесторонней поддержке инвесторов и организации старта производства в максимально короткие сроки. Например, завод международного альянса PSA Peugeot-Citroën & Mitsubishi Motors был построен за девять месяцев, а завод компании Samsung — за тринадцать.

Для этого пришлось расширить систему региональных институтов развития, которые помогают инвесторам ре-ализовывать свои проекты. Сегодня это довольно большой конгломерат взаимосвязанных структур: Агентство регионального развития — государственный консультант и «пиарщик», Корпорация развития занимается созданием индустриальных парков, Индустриальная логистика решает вопросы транспортно-логистической инфраструктуры, Агентство инновационного развития выступает госоператором по развитию высокотехнологичных секторов экономики. Представительство Калужской области при правительстве РФ — своего рода посол региона, решающий вопросы социально-экономического развития области на федеральном уровне. Каждый из институтов решает конкретные задачи инвестора и несет персональную ответственность за вверенный ему участок работы. Курирует весь комплекс административной поддержки региональный Минэкономразвития.

БЕЗ РУК

Привлечение инвесторов сегодня доведено до автоматизма. Инвестору достаточно отправить запрос с помощью онлайн-формы на инвестиционном портале Калужской области — и за десять дней формируется готовое коммерческое предложение: площадки, условия, сроки и т. д. Однако «заманить» инвестора в регион и дать ему свободно отстроить производство — далеко не все, что нужно для успеха. В инвестстратегии действует то же правило, что и в ритейле: проще и дешевле работать со старым лояльным покупателем, чем привлекать нового. Региону выгоднее, чтобы все «высаженные» на территорию проекты работали эффективно, развивались и обрастали новыми проектами. Плюс кластеров в том, что они генерируют именно такую самовоспроизводящуюся среду. Впрочем, конкуренция в кластерах тоже развивается нешуточная — в первую очередь, за кадровые ресурсы.

Открытие новых производств резко повысило спрос на рабочую силу в Калужской области. Вопрос дефицита кадров не удается решить до сих пор: сейчас областная база вакансий содержит информацию более чем о 21 тыс. вакантных рабочих мест, половина из которых сосредоточена на территории Калуги, Обнинска и Боровского района. 80% всех предложений адресованы квалифицированным рабочим. Потребность в кадрах с высшим профессиональным образованием — 18%, из них более трети составляют инженерно-технические специалисты. По прогнозам областного Минтруда, такая тенденция сохранится в течение ближайших пяти лет.

Страдая от нехватки рук, новые промышленники региона пролоббировали создание в регионе Центра подготовки кадров для предприятий автопрома, обошедшегося областному бюджету в миллиард рублей. Он уже подготовил свыше 10 тыс. специалистов по 70 обучающим программам. Аналогичный учебный центр в области фармацевтики открылся в 2012 году, в планах начать централизованную подготовку кадров в области строительства и сельского хозяйства.

Между тем черпать трудовые ресурсы в регионе фактически неоткуда: отток специалистов прекратился, а безработица держится на уровне 0,2%. «Нам повезло, что в 180-километровом радиусе от Калуги проживает 20 миллионов человек, — говорит Анатолий Артамонов. — Сейчас мы не только активно привлекаем людей из окружающих регионов и районов, но и «возвращаем» бывших калужан, которые по тем или

иным причинам покинули область». Костяк приезжих составляют жители соседних областей — Московской, Брянской, Тульской. Представители Архангельской, Волгоградской областей, республик Карелия и Удмуртия формируют почти 30% работников автокластера. Дополнительным источником пополнения трудовых ресурсов остаются иностранцы, в том числе жители бывших советских республик. Квота на привлечение иностранных работников в 2013 году составила более 29 тыс. человек — это самый большой показатель в Центральном федеральном округе. С начала этого года на работу в Калужскую область приехало более 8,5 тыс. иностранцев. Регион активно занимается и возвращением из-за рубежа «утекших мозгов»: по программе «Соотечественник» в область с 2007 года вернулось более 24 тыс. человек из 40 государств.

Понятно, что люди заинтересованы не только в достойной работе и заработной плате (которая, к слову, одна из самых высоких в округе, не считая столичной, — 31 тыс. рублей, по данным на первое полугодие 2014 года), но и в комфортной среде обитания. В регионе запущено несколько программ по строительству доступного арендного жилья неподалеку от индустриальных парков — до 2015 года предполагается построить 87 тыс. кв. метров. Есть и программы поддержки сотрудников индустриальных парков при покупке жилья. Областной бюджет предоставляет им социальные выплаты, возмещая часть первоначального взноса за квартиру по ипотеке или часть расходов на жилищное строительство.

СВОЙ ИЛИ ЧУЖОЙ

Пожалуй, самая актуальная задача калужских властей на сегодня — продемонстрировать бизнесу готовность развивать сотрудничество даже в условиях нестабильной политики и ослабевшего рубля. «Разумеется, мы заметили изменения структуры спроса на внутреннем рынке, — отмечает Анатолий Артамонов. — В первую очередь страдают автомобилестроительные предприятия. Они испытывают значительно больший стресс от санкционной политики, чем во время кризиса в 2008 году». В первом полугодии 2014 года внешнеторговый оборот региона сократился по сравнению с предыдущим периодом более чем на 10%. Тем не менее, поводов для паники пока нет. «В Калужской области преобладает собственное промышленное производство товаров и техники, поэтому налаженные каналы поставок не прерывались санкционным вмешательством», — подчеркивают в Агентстве регионального развития.

В сфере продовольствия все складывается тоже более или менее неплохо. Мощностей региональных производителей молочной продукции и овощей хватает, чтобы компенсировать ограничения импорта: местные аграрии обеспечивают население области на 89% молоком и на 93% овощами. С остальным — мясом, рыбой, фруктами — сложнее. Впрочем, власти склонны рассматривать санкции как стимул к развитию собственного производства и формированию аграрного кластера. Созданное в прошлом году Агентство развития аграрно-промышленного комплекса курирует 32 агропроекта на территории области. Из регионального бюджета выделено 860 млн рублей на реализацию программы по открытию сотни роботизированных молочных ферм — это крайне чистое автоматизированное производство, которое позволяет получить молоко высшего качества. Есть планы по увеличению

мясного производства: инвестиции в выращивание 32 тыс. голов скота составили более 6 млрд рублей. Параллельно создаются гарантированные каналы сбыта фермерской продукции: органы власти нажимают на розничные сети, чтобы те увеличивали долю продукции калужских производителей в своем ассортименте.

Импортозамещающая стратегия распространится и на другие перспективные кластеры: информационные технологии, фармацевтику, туризм. Развивается логистический кластер, в котором работают крупнейшие в России грузовые деревни. При этом наибольший уклон теперь будет сделан в сторону поддержки «традиционных» российских предприятий, их активной интеграции с международными корпорациями, работающими на территории области. Новые точки роста власть попытается создать также через развитие инфраструктурных проектов. В регионе готовится к открытию лоукост-аэропорт Ермолино, заканчивает реконструкцию международный аэропорт Калуга, отремонтированы все дороги к райцентрам и крупным населенным пунктам и заложены проекты дальнейшей модернизации дорожной сети.

Секрет «калужского экономического чуда» строится на двух основных положениях. Первое — слаженная командная работа и личная заинтересованность первых лиц региона в привлечении инвесторов. Второе — просчитанная бизнес-модель: налоговые послабления в обмен на рабочие места и инвестиции, что по истечении «налоговых каникул» приводит к существенному росту поступлений в бюджет. Для этого власти просят инвестора по максимуму сосредоточить в области налоговую базу. Калужская область уже получила порядка 25 тыс. рабочих мест, а основной поток налогов ожидает в ближайшие два-три года, когда у большинства крупных инвесторов закончатся сроки предоставления льгот. Отчасти поэтому область даже в нынешней непростой экономической ситуации идет на крупные инфраструктурные проекты. С 2006 года поступления в консолидированный бюджет выросли в 2,9 раза — до 51,2 млрд рублей в 2013 году.

Вместе с тем, в этой модели не все идеально. Расходы на повышение инвестиционной привлекательности регион черпает за счет займов. Калужская область имеет один из самых больших государственных долгов среди субъектов ЦФО — на 1 октября 2014 года, по данным Минфина РФ, он превышает 24 млрд рублей. Больше только у Московской, Белгородской, Ярославской областей; схожие цифры у Рязанской области. Кредитный рейтинг области с былого «А+» снизился до «ВВ» — что, впрочем, все равно указывает на достаточно стабильное положение региона. Заимствования особенно росли в 2010 году и в последние два года: сказались затраты на строительство аэропортов и обустройство особой экономической зоны «Людиново». Решить проблему возвращения госдолга региону еще только предстоит — на этом обстоятельстве, к слову, часто строят свои скептические выступления политические оппоненты Артамонова. Тем не менее, отношение размера совокупного регионального и муниципального долга к валовому региональному продукту держится с 2011 года примерно на одном уровне. Это доказывает, что выбранный калужанами курс все же приносит плоды, а стратегия увеличения заимствований приводит к соответствующему росту масштабов эконо- цц мической активности. НИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.